АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОТЕНЦИАЛ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Читайте также:
  1. VI. РЕАЛЬНЫЕ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ США
  2. Абсолютный потенциал
  3. Актуальность к потенциальность интенциональной жизни
  4. Актуальные и потенциальные полагания
  5. Анализ кадрового потенциала организации
  6. Анализ потенциала организации
  7. Анализ потенциально вредных факторов производственной среды.
  8. Анализ производственного потенциала ООО «Ананье»
  9. Анкета для оценки инновационного потенциала предприятия.
  10. В порядке увеличения редокс-потенциала
  11. ВАЖНЫЙ ВЫБОР И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
  12. Важный выбор и потенциальные проблемы

Я написал эти слова с разрывом, поскольку между тем, что человек делает, и тем, на что он способен, всегда суще­ствует огромный разрыв. Даже в самой обычной повседнев­ной деятельности, независимо от того, насколько хорошо человек выполняет свою работу, всегда есть возможность сделать ее лучше. Однако в этом разрыве содержится нечто, и понимание того, что есть это нечто, может помочь его пре­одолеть. Я вспоминаю, как иногда на теннисных соревнова­ниях начинал нервничать и отвлекаться. Внутренний голос нашептывал мне: «Ты же не можешь позволить этому не­удачнику выиграть... что скажут в раздевалке? Следи за мя­чом. Надеюсь, он не будет подавать так, чтобы пришлось отбиваться бэкхендом. Так давай, сосредоточься, играй уве­ренно. Да бей же кроссом! Вот идиот...» И все в таком же духе.

Гэллуэй называл такие вещи интервенцией — вмеша­тельством. В основе вмешательства обычно лежат страхи и сомнения. Я готов возразить: ничто так не мешает эффек­тивному выполнению работы, как сомнения. Следователь­но, модель приобретает следующий вид:

ПОТЕНЦИАЛ минус ВМЕШАТЕЛЬСТВО равняется РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Таким образом, единственный способ улучшить резуль­тативность (работу) — это уменьшить вмешательство. Чем меньше становится вмешательство, тем более доступен потенциал. Вмешательство проявляется во многих формах.


ЧТО ТАКОЕ КОУЧИНГ



Ниже приводится список, который может показаться вам знакомым.

Страх (проиграть, победить, выставить себя на посмеши­ще).

Недостаток уверенности в себе.

Чрезмерное усердие.

Старание достичь совершенства.

Желание произвести впечатление.

Гнев и злоба.

Скука.

Загруженность ума.

Один из способов уменьшить вмешательство — сосредото­чение. Когда внимание сконцентрировано, игрок вступает в ментальную стадию, на которой лучше всего способен обучаться или работать. Гэллуэй называл это умственное состояние расслабленной концентрацией. Многим людям, которых я расспрашивал, знакомо это состояние, также именуемое «потоком». Для некоторых это был серьезный и вызывающий интерес опыт, нередко связанный с физи­ческой активностью. Один из моих друзей занимался гон­ками на мотоциклах и периодически, когда бывал на пике и все его внимание было приковано к летевшему впереди гонщику, попадал в «поток». Его мысли и действия слива­лись в одно целое, время словно замедлялось, а рев моторов, казалось, затихал. В этом состоянии он отчетливо ощущал, когда идущий впереди гонщик может совершить ошибку, пусть даже самую незначительную, и без колебаний умел ею воспользоваться. Впрочем, вовсе не обязательно, чтобы че­ловек попадал в «поток» именно при таких экстремальных обстоятельствах. Это может случиться и в повседневной



ЭФФЕКТИВНЫЙ КОУЧИНГ


жизни, скажем, за таким будничным занятием, как состав­ление документа. Вы садитесь за стол и принимаетесь за дело. Вы делаете несколько попыток, но ничего не вы­ходит. Вы встаете, закрываете дверь и начинаете сначала. И вдруг слова приходят сами собой. Вы погружаетесь в ра­боту. Смотрите на часы. Оказывается, прошел уже целый час, а вы и не заметили. Доклад уже наполовину написан. С точки зрения Внутренней Игры ключевая роль линейно­го менеджера или коуча заключается в том, чтобы снизить вмешательство, влияющее на людей, с которыми они ра­ботают. Это предполагает существенное изменение фокуса внимания.

Постараюсь подробнее описать эту стержневую кон­цепцию на примере, предложенном моим коллегой в мас­терской по коучингу. Это адаптация упражнения, исполь­зуемого Гэллуэем, четко показывающая, что бывает, когда коуч действительно серьезно относится к обучению игро­ка, но не вмешивается своими инструкциями, советами или предложениями. Интересно, что этот подход не под­разумевает необходимости того, чтобы коуч досконально разбирался в теме занятия. В действительности за все за­нятие он не дает ни одной инструкции, не вносит ни одно­го предложения; коуч работает со способностью человека к обучению. В моем понимании эта способность к обуче­нию заложена в потенциале человека. Обучение — функ­ция неотъемлемая. Тема занятия «Как улучшить прием», в данном случае прием мяча. Здесь требуется доброволец из группы, уверенный в том, что он не умеет ловить мяч.

Коуч встал метрах в четырех от добровольца и ска­зал: «Давайте посмотрим, можете ли вы вообще поймать мяч, хорошо?» Питер, доброволец, кивнул, но ничего не сказал. Коуч бросил ему мяч. Питер судорожно вытя­нул вперед обе руки, и на лице его отразились напряжение и страх. Мяч пролетел прямо над его руками, стукнулся


ЧТО ТАКОЕ КОУЧИНГ



ему в грудь и упал на пол. Смущенный Питер напрягся еще сильнее.

Коуч бросил второй мяч. Питер снова протянул руки и не сумел поймать. Коуч бросил еще один мяч — с тем же ре­зультатом. «Вы этого и ожидали?» — спросил коуч. — «Имен­но этого, — тихо ответил Питер. — Я же сказал, что не могу поймать мяч, и никогда не мог. В школе учителя ставили меня ловить мяч просто для смеха». — «Вы именно об этом думаете, когда я бросаю мяч?» — «Да, и еще... все на меня смотрят».

Коуч оглянулся на присутствующих. Некоторые из них встали, образовав вокруг Питера и коуча некое подо­бие круга. «Не обращайте на нас внимания», — вполне дру­желюбно сказал один из стоявших.

Коуч сделал паузу, а затем снова завладел вниманием Питера.

— Скажите мне, Питер, — произнес он, — если бы вы смогли ловить мяч лучше, как бы вы об этом узнали?

— Ну, я бы ловил мячи, правда?

— Все?

— Ну, хотя бы часть.

— Сколько из десяти?

— А вы бы бросали их так же, как сейчас? — подозри­тельно спросил Питер. Коуч кивнул. — Тогда и один из де­сяти поймать было бы чудом.

— Знаю. А что дало бы вам реальное ощущение того, что вы чего-то достигли?

— Ну, пожалуй, три из десяти.

— Хорошо. Продолжаем. Я брошу вам еще несколько мячей. Вы должны следить за мячом в полете, а когда вы его поймаете или не поймаете, скажите мне, что вы заметили, глядя на него. Договорились?

— То есть я должен сказать вам, что заметил в мяче, пока он летел ко мне?



ЭФФЕКТИВНЫЙ КОУЧИНГ


— Совершенно верно.

Коуч бросил мяч. Тот задел пальцы Питера и проле­тел мимо.

— Что вы заметили?

— Ничего.

— Хорошо. А теперь скажите, что вы заметите в сле­дующий раз.

Коуч бросил очередной мяч, и Питер снова его не поймал.

— Он просто желтый. Желто-зеленый.

Услышав ответ Питера, в группе захихикали. Коуч, не сводя глаз с Питера, приложил палец к губам, и смех умолк.

— Хорошо. Скажите, что вы заметите в этот раз.
Новый бросок.

— На нем что-то написано, — сказал Питер, когда мяч отскочил от его ладони.

— Отлично, вы заметили цвет и надпись. Что инте­реснее?

— Надпись.

— Так. Расскажите подробнее о надписи. — Коуч сно­ва бросил мяч.

— Надпись крутится, мячик тоже, — сообщил Питер, ловя мяч.

Сзади кто-то ахнул, но коуч не обратил на это внимания.

— Что ж, продолжим с вращением? — спросил он, и Питер кивнул. — Тогда расскажите, что вы заметили в от­ношении вращения. — И коуч снова бросил мяч.

— Он крутится по направлению ко мне, причем до­вольно быстро, — ответил Питер, снова ловя мячик.

— Вы заметили и направление, и скорость вращения. Что интереснее?

Питер помедлил, затем бросил мяч назад коучу.


ЧТО ТАКОЕ КОУЧИНГ



— Пожалуй... направление.

— Хорошо. Теперь скажите, в какую сторону он кру­тится, — попросил коуч, бросая мяч.

Питер легко поймал его, выставив руки вперед, а за­тем на себя, как заправский игрок в крикет. Он был совер­шенно спокоен и сосредоточен.

— Он летит верхушкой по направлению ко мне и чуть в сторону.

— В какую?

— Вот сюда. — Питер указал направление пальцем.

— А этот? — спросил коуч, бросая очередной мячик.

— Этот крутится в другую.

— А этот?

В этот раз поймать мяч Питеру не удалось.

— Что вы заметили в этот раз?

— Вообще ничего.

— Так где же было ваше внимание?

Лицо Питера расплылось в широкой улыбке.

— Я думал, что ловлю мячи первый раз в жизни. Это невероятно. — Он расхохотался. Группа зааплодировала и засмеялась вместе с ним. — Как это у вас получилось?

— Мы к этому еще вернемся. А теперь скажите, что вы сделали для достижения нашей цели — поймать три из де­сяти мячей.

— Понятия не имею. Но три-то я, пожалуй, поймал.

— По моим подсчетам, ты поймал пять из восьми, — подал голос один из наблюдавших слушателей.

— Ничего себе! Это много.

— Питер, хотите продолжить упражнение?

— Еще раз? Нет, все и так прекрасно.

Коуч обернулся к участнику, который вмешался в их разговор.

— Что вы заметили в этом упражнении?



ЭФФЕКТИВНЫЙ КОУЧИНГ


Слушатель на мгновение задумался.

— В основном то, — произнес он, — что вы не гово­рили ему, как надо ловить мяч. Никаких инструкций по технике.

— Что еще? — спросил коуч.

— Я заметил, — подал голос другой слушатель, — как вы заставили Питера сосредоточиться.

— И как я это сделал?
Последовала пауза.

— Вы просто спрашивали, что он замечает... А по­том...

— Я заметил цвет и надпись, — подхватил Питер, — а потом вы велели мне выбрать что-нибудь одно, и я выбрал надпись.

— Так. А потом?

Похоже, никто не мог вспомнить, и коуч подсказал:

— По-моему, я попросил сказать мне, что вы видите в надписи?

— Точно, именно тогда я и заметил, что она крутит­ся, — подтвердил Питер.

— По-моему, я понял, что вы делаете, — сказал другой слушатель. — Каждый раз, когда Питер смотрел на мяч, он замечал что-нибудь новое, какие-то новые детали, так что че­рез некоторое время сумел полностью сосредоточиться.

— Да, — подхватил Питер. — И чем больше я сосредо­точивался, тем меньше обращал внимание на окружающих и словно забыл, что не умею ловить мяч.

— Да, но как он все-таки научился ловить мяч? — по­дал голос кто-то из группы.

— В какой-то мере он уже это умел. Питер ведь видел, как это делают другие, и сам прежде пробовал. Эта инфор­мация у него уже была. Но, что гораздо важнее, с каждой попыткой он, сам того не сознавая, учился чему-то новому. У Питера всегда была потенциальная способность научить-


ЧТО ТАКОЕ КОУЧИНГ



ся. Заметьте, я не сказал, что в нем был заложен талант вра­таря, готовый в любой момент проявиться. Речь идет о по­тенциальной способности быстро научиться, и это радует. Ему мешали учиться неуверенность в себе и страх. Как толь­ко он сумел по-настоящему сосредоточиться, страх и сомне­ния были забыты, и на первый план вышла его природная способность к обучению. Готов поспорить, что если бы я по­пытался научить его более традиционным способом и давал обычные инструкции, он бы еще больше зажался, перепу­гался, и не было бы никакого толку.

Трудно описать на бумаге всю неординарность при­веденного выше упражнения. Большинство наблюдающих за ним людей оно повергает в недоумение: им никогда не при­ходилось наблюдать столь резкое повышение результатив­ности и видеть, чтобы человек так быстро учился. Им также редко доводилось наблюдать такую радость, испытываемую человеком, проделавшим обычное упражнение. Посмот­рев на это, многие хотят узнать, что случилось и что сделал коуч. Осознание того, что коуч сделал очень мало и не да­вал никаких технических инструкций, — еще один сюрприз. В некотором смысле вся система, которой оперируют боль­шинство людей, диктующая, как людям полагается учиться и насколько быстро они могут это сделать, летит в тартара­ры. Именно поэтому главная обязанность коуча — не учить, а содействовать обучению. Некоторым людям этот опыт ка­жется странным, и они не верят своим глазам.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)