|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Песнь тринадцатая. Четвертое небо – Солнце (продолжение)
Четвертое небо – Солнце (продолжение)
Пусть тот, кто хочет знать, что мне предстало, Вообразит (и образ, внемля мне, Пусть держит так, как бы скала держала)
Пятнадцать звезд,[1373] горящих в вышине Таким огнем, что он нам блещет в очи, Любую мглу преодолев извне;
Вообразит тот Воз, что дни и ночи На нашем небе вольно колесит И от круженья дышла – не короче;[1374]
И устье рога пусть вообразит, Направленного от иглы устоя, Вокруг которой первый круг скользит;[1375]
И что они, два знака в небе строя, Как тот, который, чуя смертный хлад, Сплела в былые годы дочь Миноя,
Свои лучи друг в друге единят, И эти знаки, преданы вращенью, Идут – один вперед, другой назад,[1376] –
И перед ним возникнет смутной тенью Созвездие, чей светлый хоровод Меня обвил своей двойною сенью,
С которой все, что опыт нам несет, Так несравнимо, как теченье Кьяны[1377] С той сферою, что всех быстрей течет.
Не Вакх там воспевался, не пеаны[1378], Но в божеской природе три лица И как она и смертная слияны.
Умолкнув, оба замерли венца И устремили к нам свое сиянье, И вновь их счастью не было конца.
В содружестве божеств прервал молчанье Тот свет,[1379] из чьих я слышал тайников О божьем нищем чудное сказанье,
И молвил: «Раз один из двух снопов Смолочен, и зерно лежать осталось, Я и второй обмолотить готов.[1380]
Ты думаешь, что в грудь,[1381] откуда бралось Ребро, чтоб вышла нежная щека, Чье небо миру дорого досталось,[1382]
И в ту,[1383] которая на все века, Пронзенная, так много искупила, Что стала всякая вина легка,
Весь свет, вместить который можно было Природе человеческой, влила Создавшая и ту и эту сила;
И странной речь моя тебе была, Что равного не ведала второго Душа,[1384] чья благость в пятый блеск вошла.
Вняв мой ответ, поймешь, что это слово С тем, что ты думал, точно совпадет, И средоточья в круге нет другого.[1385]
Все, что умрет, и все, что не умрет,[1386] – Лишь отблеск Мысли, коей Всемогущий Своей Любовью бытие дает;[1387]
Затем что животворный Свет, идущий От Светодавца и единый с ним, Как и с Любовью, третьей с ними сущей,
Струит лучи, волением своим, На девять сущностей,[1388] как на зерцала, И вечно остается неделим;
Оттуда сходит в низшие начала, Из круга в круг, и под конец творит Случайное и длящееся мало;
Я под случайным мыслю всякий вид Созданий, все, что небосвод кружащий Чрез семя и без семени плодит.
Их воск изменчив, наравне с творящей Его средой,[1389] и потому чекан Дает то смутный оттиск, то блестящий.
Вот почему, при схожести семян, Бывает качество плодов неравно, И разный ум вам от рожденья дан.
Когда бы воск был вытоплен исправно И натиск силы неба был прямой, То блеск печати выступал бы явно.
Но естество его туманит мглой, Как если б мастер проявлял уменье, Но действовал дрожащею рукой.
Когда ж Любовь, расположив Прозренье, Его печатью Силы нагнела, То возникает высшее свершенье.
Так некогда земная персть могла Стать совершеннее, чем все живое; Так приснодева в чреве понесла.
И в том ты прав, что естество земное Не ведало носителей таких И не изведает, как эти двое.
И если бы на этом я затих: «Так чем его премудрость[1390] несравненна?» – Гласило бы начало слов твоих.
Но чтоб открылось то, что сокровенно, Помысли, кем он был и чем влеком, Он, услыхав: «Проси!»[1391] – молил смиренно.
Я выразил не темным языком, Что он был царь, о разуме неложном Просивший, чтобы истым быть царем;
Не чтобы знать, в числе их непреложном, Всех движителей;[1392] можно ль заключить К necesse при necesse и возможном;[1393]
И можно ль primum motum допустить;[1394] Иль треугольник в поле полукружья, Но не прямоугольный, начертить.
Так вот и прежде речь клонил к тому ж я: Я в царственную мудрость направлял, Сказав про мудрость, острие оружья.
И ты взглянув ясней на «восставал»[1395], Поймешь, что это значит – меж царями; Их – множество, а круг хороших мал.
Вот, что моими сказано словами; Их смысл с твоим сужденьем совместим О праотце и о любимом нами.[1396]
Да будет то свинцом к стопам твоим, Чтобы ты шел неспешно, как усталый, И к «да», и к «нет», когда к ним путь незрим;
Затем что между шалых – самый шалый, Кто утверждать берется наобум Их отрицать с оглядкой слишком малой.
Ведь очень часто торопливость дум На ложный путь заводит безрассудно; А там пристрастья связывают ум.
И хуже, чем напрасно, ладит судно И не таким, как был, свершит возврат Тот рыбарь правды, чье уменье скудно.
Примерами перед людьми стоят Брис, Парменид, Мелисс и остальные,[1397] Которые блуждали наугад,
Савелий, Арий и глупцы иные,[1398] Что были как мечи для божьих книг И искривляли лица их прямые.
Никто не думай, что он столь велик, Чтобы судить; никто не числи жита, Покуда колос в поле не поник.
Я видел, как угрюмо и сердито Смотрел терновник, за зиму застыв, Но миг – и роза на ветвях раскрыта;
Я видел, как, легок и горделив, Бежал корабль далекою путиной И погибал, уже входя в залив.
Пусть донна Берта или сэр Мартино,[1399] Раз кто-то щедр, а кто-то любит красть, О них не судят с богом заедино;
Тот может встать, а этот может пасть».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.018 сек.) |