АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Песнь двадцать вторая. Восхождение в круг шестой – Круг шестой – Чревоугодники

Читайте также:
  1. II. Вторая стадия. Функция производительного капитала
  2. Аксиома вторая. Вопрос о производственных отношениях вторичен по отношению к вопросу о типе жизнедеятельности.
  3. Ассирия в среднеассирийский период (вторая половина II тысячелетия до н. э.).
  4. Беседа вторая на Песнь Песней
  5. Вторая - запрет на поставки орехов и сухофруктов в Россию из Таджикистана.
  6. Вторая группа - умники - отряд очленившихся членистодвуногих
  7. Вторая Мировая в Европе до начала ВОВ
  8. Вторая особенность статистики как науки
  9. Вторая перемена (10 мин.)
  10. Вторая причина переворота в Тунисе - это наличие богатого нефтяного шельфа.
  11. Глава 5 (вторая часть)
  12. Глава 6 (вторая часть)

 

Восхождение в круг шестой – Круг шестой – Чревоугодники

 

 

Уже был ангел далеко за нами,

Тот ангел, что послал нас в круг шестой,

Еще рубец смахнув с меня крылами;

 

 

 

И тех, кто правды восхотел святой,

Назвал блаженными, и прозвучало

Лишь «sitiunt»[856] – и только – в речи той;

 

 

 

И я, чье тело снова легче стало,

Спешил наверх без всякого труда

Вослед теням, не медлившим нимало, –

 

 

 

Когда Вергилий начал так: «Всегда

Огонь благой любви зажжет другую,

Блеснув хоть в виде робкого следа.

 

 

 

С тех пор, как в адский Лимб, где я тоскую,

К нам некогда спустился Ювенал[857],

Открывший мне твою любовь живую,

 

 

 

К тебе я сердцем благосклонней стал,

Чем можно быть, кого-либо не зная,

И короток мне путь средь этих скал.

 

 

 

Но объясни, как другу мне прощая,

Что смелость послабляет удила,

И впредь со мной, как с другом, рассуждая:

 

 

 

Как это у тебя в груди могла

Жить скупость[858] рядом с мудростью, чья сила

Усердием умножена была?»

 

 

 

Такая речь улыбку пробудила

У Стация; потом он начал так:

«В твоих словах мне все их лаской мило.

 

 

 

Поистине, нередко внешний знак

Приводит ложным видом в заблужденье,

Тогда как суть погружена во мрак.

 

 

 

В твоем вопросе выразилось мненье,

Что я был скуп; подумать так ты мог,

Узнав о том, где я терпел мученье.

 

 

 

Так знай, что я от скупости далек

Был даже слишком – и недаром бремя

Нес много тысяч лун за мой порок.

 

 

 

И не исторгни я дурное семя,

Внимая восклицанью твоему,

Как бы клеймящему земное племя:

 

 

 

«Заветный голод к золоту, к чему

Не направляешь ты сердца людские?»[859]

Я с дракой грузы двигал бы во тьму.[860]

 

 

 

Поняв, что крылья чересчур большие

У слишком щедрых рук, и этот грех

В себе я осудил, и остальные.

 

 

 

Как много стриженых воскреснет,[861] тех,

Кто, и живя и в смертный миг, не чает,

Что их вина не легче прочих всех!

 

 

 

И знай, что грех, который отражает

Наоборот какой-либо иной,

Свою с ним зелень вместе иссушает.

 

 

 

И если здесь я заодно с толпой,

Клянущей скупость, жаждал очищенья,

То как виновный встречною виной».

 

 

 

«Но ведь когда ты грозные сраженья

Двойной печали Иокасты пел,[862]

Сказал воспевший мирные селенья,[863]

 

 

 

То, как я там Клио[864] уразумел,

Тобой как будто вера не водила,

Та, без которой мало добрых дел.

 

 

 

Раз так, огонь какого же светила

Иль светоча тебя разомрачил,

Чтоб устремить за рыбарем[865] ветрила?»

 

 

 

И тот: «Меня ты первый устремил

К Парнасу,[866] пить пещерных струй прохладу,

И первый, после бога, озарил,

 

 

 

Ты был, как тот, кто за собой лампаду

Несет в ночи и не себе дает,

Но вслед идущим помощь и отраду,

 

 

 

Когда сказал: «Век обновленья ждет:

Мир первых дней и правда – у порога,

И новый отрок близится с высот».[867]

 

 

 

Ты дал мне петь, ты дал мне верить в бога!

Но, чтоб все части сделались ясны,

Я свой набросок расцвечу немного.

 

 

 

Уже был мир до самой глубины

Проникнут правой верой, насажденной

Посланниками неземной страны;

 

 

 

И так твой возглас, выше приведенный,

Созвучен был словам учителей,

Что к ним я стал ходить, как друг исконный.

 

 

 

Я видел в них таких святых людей,

Что в дни Домициановых гонений[868]

Их слезы не бывали без моей.

 

 

 

Пока я жил под кровом смертной сени,

Я помогал им, и их строгий чин

Меня отторг от всех других учений.

 

 

 

И, не доведши греческих дружин,

В стихах, к фиванским рекам,[869] я крестился,

Но утаил, что я христианин,

 

 

 

И показным язычеством прикрылся.

За этот грех там, где четвертый круг,

Четыре с лишним века я кружился.

 

 

 

Но ты, моим глазам раскрывший вдруг

Все доброе, о чем мы говорили,

Скажи, пока нам вверх идти досуг,

 

 

 

Где старый наш Теренций, где Цецилий,

Где Варий, Плавт?[870] Что знаешь ты про них:

Где обитают и осуждены ли?»

 

 

 

«Они, как Персий[871], я и ряд других, –

Ответил вождь мой, – там, где грек[872], вспоенный

Каменами щедрее остальных:

 

 

 

То – первый круг тюрьмы неозаренной,

Где речь нередко о горе звучит,

Семьей кормилиц наших населенной.[873]

 

 

 

Там с нами Антифонт и Еврипид,

Там встретишь Симонида, Агафона[874]

И многих, кто меж греков знаменит.

 

 

 

Там из тобой воспетых – Антигона,

Аргейя, Деифила, и скорбям

Верна Йемена, как во время оно;

 

 

 

Там дочь Тиресия, Фетида там,

И Дейдамия с сестрами своими,

И Лангию открывшая царям».[875]

 

 

 

Уже беседа смолкла между ними,

И кругозор их был опять широк,

Не сжатый больше стенами крутыми,

 

 

 

И четверо служанок дня свой срок

Исполнило, и пятая вздымала,

Над дышлом стоя, кверху жгучий рог,[876]

 

 

 

Когда мой вождь: «По мне бы, надлежало

Кнаруже правым двигаться плечом,

Как мы сходили с самого начала».

 

 

 

Здесь нам обычай стал поводырем;

И так как был согласен дух высокий,

Мы этим и направились путем.

 

 

 

Они пошли вперед; я, одинокий,

Вослед; и слушал разговор певцов,

Дававший мне поэзии уроки.

 

 

 

Но вскоре сладостные звуки слов

Прервало древо, заградив дорогу,

Пленительное запахом плодов.

 

 

 

Как ель все уже кверху понемногу,

Так это – книзу, так что взлезть нельзя

Хотя бы даже к нижнему отрогу.

 

 

 

С той стороны, где замкнута стезя,

Со скал спадала блещущая влага

И растекалась, по листам скользя.

 

 

 

Поэты стали в расстоянье шага;

И некий голос, средь листвы незрим,

Воскликнул: «Вам запретно это благо!»[877]

 

 

 

И вновь: «Мария не устам своим,

За вас просящим, послужить желала,

А лишь тому, чтоб вышел пир честным.[878]

 

 

 

У римлянок напитка не бывало

Иного, чем вода; и Даниил

Презрел еду, и мудрость в нем мужала.

 

 

 

Начальный век, как золото, светил,

И голод желудями услаждался,

И нектар жажде каждый ключ струил.

 

 

 

Акридами и медом насыщался

Среди пустынь креститель Иоанн;

А как велик и славен он остался,

 

 

 

Тому залог в Евангелии дан».

 

 

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.)