АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Песнь двенадцатая. етвертое небо – Солнце (продолжение) – Второй хоровод

Читайте также:
  1. Беседа вторая на Песнь Песней
  2. ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
  3. ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
  4. Глава двенадцатая
  5. Глава Двенадцатая
  6. Глава двенадцатая
  7. Глава двенадцатая
  8. ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
  9. Глава двенадцатая
  10. Глава двенадцатая
  11. Глава двенадцатая
  12. Глава двенадцатая

 

етвертое небо – Солнце (продолжение) – Второй хоровод

 

 

Едва последнее промолвил слово

Благословенный пламенник, как вдруг

Священный жернов[1332] закружился снова;

 

 

 

И, прежде чем он сделал полный круг,

Другой его замкнул, вовне сплетенный,

Сливая с шагом шаг, со звуком звук,

 

 

 

Звук столь певучих труб,[1333] что, с ним сравненный,

Земных сирен и муз[1334] не ярче звон,

Чем рядом с первым блеском – отраженный.

 

 

 

 

 

Как средь прозрачных облачных пелен

Над луком лук соцветный и сокружный[1335]

Посланницей Юноны[1336] вознесен,

 

 

 

И образован внутренним наружный,

Похож на голос той, чье тело страсть,

Как солнце – мглу, сожгла тоской недужной,[1337]

 

 

 

И предрекать дается людям власть, –

Согласно с божьим обещаньем Ною,[1338]

Что вновь на мир потопу не ниспасть,

 

 

 

Так вечных роз гирляндою двойною

Я окружен был с госпожой моей,

И внешняя скликалась с основною.

 

 

 

Когда же пляску и, совместно с ней,

Торжественное пенье и пыланье

Приветливых и радостных огней

 

 

 

Остановило слитное желанье,

Как у очей совместное всегда

Бывает размыканье и смыканье, –

 

 

 

В одном из новых пламеней тогда

Раздался голос,[1339] взор мой понуждая

Оборотиться, как иглу звезда,[1340]

 

 

 

И начал так: «Любовь, во мне сияя,

Мне речь внушает о другом вожде,[1341]

Как о моем была здесь речь благая.

 

 

 

Им подобает вместе быть везде,

Чтоб нераздельно слава озаряла

Обьединенных в боевом труде.

 

 

 

Христова рать, хотя мечи достала

Такой ценой, медлива и робка

За стягом шла, и ратных было мало,

 

 

 

Когда царящий вечные века,

По милости, не в воздаянье чести,

Смутившиеся выручил войска,

 

 

 

Послав, как сказано, своей невесте

Двух воинов, чье дело, чьи слова

Рассеянный народ собрали вместе.

 

 

 

В той стороне, откуда дерева

Живит Зефир, отрадный для природы,[1342]

Чтоб вновь Европу облекла листва,

 

 

 

Близ берега, в который бьются воды,

Где солнце, долго идя на закат,

Порою покидает все народы,

 

 

 

Есть Каларога[1343], благодатный град,

Хранительным щитом обороненный,

В котором лев принижен и подъят.[1344]

 

 

 

И в нем родился этот друг влюбленный

Христовой веры, поборатель зла,

Благой к своим, с врагами непреклонный.

 

 

 

Чуть создана, душа его была

Полна столь мощных сил, что, им чревата,

Пророчествовать мать его могла.

 

 

 

Когда у струй, чье омовенье свято,[1345]

Брак[1346] между ним и верой был свершен,

Взаимным благом их даря богато,

 

 

 

То восприемнице приснился сон,

Какое чудное исполнить дело

Он с верными своими вдохновлен.

 

 

 

И, чтобы имя суть запечатлело,

Отсюда[1347] мысль сошла его наречь

Тому подвластным, чьим он был всецело.

 

 

 

Он назван был Господним;[1348] строя речь,

Сравню его с садовником Христовым,

Который призван сад его беречь.

 

 

 

Он был посланцем и слугой Христовым,

И первый взор любви, что он возвел,

Был к первым наставлениям Христовым.

 

 

 

В младенчестве своем на жесткий пол

Он, бодрствуя, ложился, молчаливый,

Как бы твердя: «Я для того пришел».

 

 

 

Вот чей отец воистину Счастливый![1349]

Вот чья воистину Иоанна мать,

Когда истолкования правдивы![1350]

 

 

 

Не ради благ, манящих продолжать

Нелегкий путь Остийца и Фаддея,[1351]

Успел он много в малый срок познать,

 

 

 

Но лишь о манне истинной радея;

И обходил дозором вертоград,[1352]

Чтоб он, в забросе, не зачах, седея;

 

 

 

И у престола,[1353] что во много крат

Когда-то к истым бедным был добрее,

В чем выродок[1354] воссевший виноват,

 

 

 

Не назначенья в должность поскорее,

Не льготу – два иль три считать за шесть,

Не decimas, quae sunt pauperum Dei,[1355]

 

 

 

Он испросил; но право бой повесть

С заблудшими за то зерно, чьих кринов

Двенадцать чет пришли тебя оплесть.[1356]

 

 

 

Потом, познанья вместе с волей двинув,

Он выступил апостольским послом,

Себя как мощный водопад низринув

 

 

 

И потрясая на пути своем

Дебрь лжеученья,[1357] там сильней бурливый,

Где был сильней отпор, чинимый злом.

 

 

 

И от него пошли ручьев разливы,

Чьей влагою вселенский сад возрос,

Где деревца поэтому так живы.

 

 

 

Раз таково одно из двух колес[1358]

Той колесницы, на которой билась

Святая церковь средь усобных гроз, –

 

 

 

Тебе, наверно, полностью открылась

Вся мощь второго,[1359] чья святая цель

Здесь до меня Фомой превозносилась.

 

 

 

Но след, который резала досель

Его окружность, брошен в дни упадка,

И винный камень заменила цвель.

 

 

 

Державшиеся прежде отпечатка

Его шагов свернули до того,

Что ставится на место пальцев пятка.

 

 

 

И явит в скором времени жнитво,

Как плох был труд, когда сорняк взрыдает,

Что житница закрыта для него.[1360]

 

 

 

Конечно, кто подряд перелистает

Всю нашу книгу, встретит и листок,

Гласящий: «Я таков, как подобает».

 

 

 

Не в Акваспарте он возникнуть мог

И не в Касале, где твердят открыто,

Что слишком слаб устав иль слишком строг.[1361]

 

 

 

Я жизнь Бонавентуры, минорита

Из Баньореджо;[1362] мне мой труд был свят,

И все, что слева,[1363] было мной забыто.

 

 

 

 

 

Здесь Августин, и здесь Иллюминат,[1364]

Из первых меж босыми бедняками,

Которым бог, с их вервием, был рад.

 

 

 

Гугон[1365] святого Виктора меж нами,

И Петр Едок, и Петр Испанский тут,

Что сквозь двенадцать книг горит лучами;[1366]

 

 

 

Нафан – пророк, и тот, кого зовут

Золотоустым,[1367] и Ансельм[1368] с Донатом,

К начатку знаний приложившим труд;[1369]

 

 

 

А там – Рабан[1370]; а здесь, в двунадесятом

Огне сияет вещий Иоахим,

Который был в Калабрии аббатом.[1371]

 

 

 

То брат Фома, любовию палим,

Завидовать такому паладину

Подвиг меня хвалением своим;[1372]

 

 

 

И эту вслед за мной подвиг дружину».

 

 

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.)