|
|||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психолого-педагогические условия формирования нравственности учащихсяФормирование нравственных качеств личности учащихся требует соблюдения по крайней мере трех условий. Рассмотрим роль каждого из них. Первое условие — приобретение учащимися знаний о нравственном поведении. Для этого используются различные формы нравственного просвещения: индивидуальные и коллективные беседы, диспуты, чтение и обсуждение художественной литературы, просмотры кинофильмов, на которых обсуждаются вопросы проявления мужества, настойчивости, честности, человечности и т. д. Важно, чтобы нравственное воспитание не превращалось в сухие, надоедливые нравоучения типа «ребенок должен», «школьник обязан» и т. п., которые не имеют ничего общего с формами убеждения школьника. Воспитание — «не нравоучение, а учение нравам». Проводя беседы с целью воспитания учащихся, нужно учитывать следующие моменты: 1. По содержанию беседы должны быть доступны соответствующему контингенту детей. 488 Часть третья. Педагогическая психология Глава 28. Психологические аспекты формирования нравственности 489
2. Не следует проводить беседы очень часто. Их надо приурочивать к определенным событиям в жизни страны, показу по телевидению фильма, в котором остро поставлены вопросы нравственности человека и т. д. 3. Начинать беседу целесообразно с анализа ярких конкретных примеров и от них переходить к обобщению и выводам. 4. Должна быть хорошая аргументированность, доказательность высказываемых положений. 5. Нужно пробуждать у школьников высокую активность, вызывать оживленный обмен мнениями, заставлять их самих задумываться над вопросами морали. Меньше всего им надо навязывать готовые истины. Выводы о нормах морали, о том или ином поступке школьники должны сделать сами, но под направляющим воздействием учителя. Ведь подчас поступки и действия школьников определяются ложно понимаемыми честью, товариществом; отсюда проявление круговой поруки, подсказывания, списывания. Второе условие — правильная организация жизни и деятельности школьников, приобретение ими положительного опыта нравственного поведения. Ведь знания сами по себе не обеспечивают соответствующего нравственного поведения. Более того, усвоение знаний без практики соответствующего морального поведения приводит к возникновению «нравственного формализма», выражающегося в разрыве между моральным поведением и знанием норм морали. Организация системы воспитательных мероприятий должна ставить школьников в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала усваиваемым принципам поведения, чтобы они приучились претворять свои взгляды и убеждения в поступки. При этом нужно соблюдать ряд правил. Во-первых, надо, чтобы школьники не просто многократно выполняли одни и те же по характеру действия (это приведет к выработке шаблона в поведении), а повторяли действия в различных вариациях, несмотря на сходность ситуаций. Во-вторых, ситуации должны быть жизненными, а не искусственными. В-третьих, учитель не должен дожидаться, пока эти ситуации возникнут, а должен сам их преднамеренно создавать и помогать школьникам их преодолевать. При этом помощь учителя должна проявляться лишь в том случае, если попытки школьника самостоятельно преодолеть эту трудность окончатся неудачно. Конечно, даже соблюдение этих правил не гарантирует, что школьник сразу выберет правильные формы поведения. Поэтому большая роль принадлежит контролю учителя за поведением учащихся, его коррекции. Действенными средствами коррекции поведения оказываются одобрение, поощрение — с одной стороны, и осуждение, наказание — с другой. Чувствуя контроль за своими поступками, учащиеся начинают понимать заинтересованность педагога в развитии у них того или иного качества личности. Если же контроль отсутствует, то учащийся может решить, что учитель требует выполнения нравственных норм лишь на словах, а сам даже не интересуется, как выполняются его требования. В такой ситуации требования учителя расцениваются школьниками как формальные. Поэтому они не стремятся сформировать для себя устойчивую модель нравственного поведения, которое стало бы для них необходимостью. Третье условие — выработка у школьников социальной потребности нравственного поведения. Дело в том, что и правильные формы поведения сами по себе еще не решают, какие качества личности сформируются у учащегося. Учителю необходимо знать, какие мотивы побуждают школьника к той или иной форме поведения (табл. 28.1). Таблииа 28.1 11ели, повеление и качества личности школьника
Как видно из этой таблицы, одна и та же форма поведения, имея разные цели поступка, может выражать самые различные и противоположные качества личности. Поэтому необходимо формировать у школьника нравственные побуждения и закреплять их как черты личности, чтобы они могли проявиться в различных ситуациях. 490 Часть третья. Педагогическая психология Глава 28. Психологические аспекты формирования нравственности 491
Итак, сформулируем основные положения, без учета которых процесс воспитания вообще и нравственного в частности не даст желаемых результатов. ♦ Учителю следует сознавать, что процесс воспитания должен совершенствоваться не по принципу «чем больше мероприятий, тем лучше» (поскольку каждое из них в отдельности полезно), а за счет продуманного и экономного использования комплекса средств и методов воспитательных воздействий. ♦ Нельзя возлагать надежды на магическое действие лекций, бесед, диспутов, т. е. на словесное воспитание. Излишнее неумелое повторение даже благородных идей, «пережевывание» одних и тех же положений и другие проявления вербализма в воспитании порождают у учащихся недоверчивое, а порой и отрицательное к ним отношение. Нужно помнить, что словесные средства воспитания — обоюдоострое оружие, могущее принести не только пользу, но и вред. ♦ Следует всячески избегать формализма в воспитании, проявляемого в расхождении между словом и делом, в поверхностной интерпретации воспитывающих ситуаций, обезличивании воспитательных воздействий, механистическом подходе к процессу воспитания, когда от учащихся требуют лишь исполнения, а не принятия норм морали. Это приводит к лицемерию (поведение хотя и меняется, но только внешне). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |