|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ
противоречий капитализма и глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с помощью науч.-технич. прогресса. Сложилось во 2-й пол. 1960-х — 1-й пол. 1970-х гг. в ходе кризиса бурж. идеологии на базе господствовавших в 60-х гг. технологич. теории. Противостоит «экологическому пессимизму». Ведущие представители — Д. Белл, Г. Кан, А. Тофлер (США), Б. де Жувенель, Ж. Фурастье (Франция), (5. Флехтхейм (ФРГ), К. Фримен, Д. Габор (Великобритания), Г. Лин-неман (Нидерланды), И. Кайя (Япония), А. Эррера (Аргентина) и др. К этому течению в совр. зап. лит-ре причисляются обычно представители различных бурж. обществ. наук, выступающие против концепций социального пессимизма в основном с позиций модернизированных тех-нологич. теорий. Науч. несостоятельность «Н.-т. о.» заключается в переоценке значения науч.-технич. прогресса при определении историч. судеб человечества и недооценке социально-экономич. факторов развития человеч. общества. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС, единое, вза-имообусловленное, поступат. развитие науки и техники. Истоки Н.-т. п. коренятся r мануфактурном произ-ве 16—18 вв., когда науч.-теоретич. и технич. деятельность начинают сближаться. До этого материальное произ-во медленно эволюционировало преим. за счёт накопления эмпирич. опыта, тайн ремесла, собирания рецептов. Наряду с этим шёл столь же медленный прогресс в науч.-теоретич. знаниях о природе, к-рые находились под влиянием теологии и схоластики и не оказывали постоянного и сколько-нибудь существ. влияния на произ-во. Науч. и технич. прогресс были двумя, хотя и опосредованными, но относительно самостоят. потоками человеч. деятельности. В 16 в. нужды торговли, мореплавания, крупных мануфактур потребовали теоретич. и экспериментального решения целого ряда вполне определ. задач. Наука в это время под влиянием идей Возрождения постепенно порывает со схоластич. традицией и обращается к практике. Компас, порох и книгопечатание (особенно последнее) были тремя великими открытиями, положившими начало прочному союзу науч. и технич. деятельности. Попытки использовать водяные мельницы для нужд расширяющегося мануфактурного про-из-ва побуждали теоретически исследовать нек-рые механич. процессы. Создаются теории махового колеса и маховых движений, теория жёлоба, учения о напоре воды, о сопротивлении и трении. «... Мануфактурный период развивал первые научные и технические элементы крупной промышленности» (Марк с К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 388). Г. Галилей, И. Ньютон, Э. Торричелли, а затем Д. Бернулли, Э. Мариотт, Ж. Л. Д' Аламбер, Р. А. Реомюр, Г. Дэви, Л. Эйлер и мн. другие создали науке репутацию «служанки произ-ва». Возникновение машинного произ-ва в кон. 18 в. было подготовлено результатами предшествующего науч.-технич. творчества большой армии математиков, механиков, физиков, изобретателей, умельцев. Паровая машина Дж. Уатта явилась «плодом науки», а не только конструкторско-технич. деятельности. Машинное произ-во в свою очередь открыло новые, практически неограниченные возможности для технологич. применения науки. Его прогресс во всё большей степени определяется прогрессом науки, и само оно, по выражению К. Маркса, впервые выступает как «предметно воплощающаяся наука» (там же, т. 46, ч. 2, с. 221). Всё это означает переход к новому, второму этапу Н.-т. п., к-рый характеризуется тем, что наука и техника взаимно стимулируют развитие друг друга во всё ускоряющихся темпах. Возникают спец. звенья науч.-исследоват. деятельности, призванные доводить теоретич. решении до технич. воплощения: прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, про- изводств. исследования. Науч.-технич. деятельность становится одной из самых обширных сфер приложения человеч. труда. Третий этап Н.-т. п. связан о совр. науч.-технич. революцией. Под её воздействием расширяется фронт науч. дисциплин, ориентирующихся на развитие техники. В решении технич. задач участвуют биологи, физиологи, психологи, лингвисты, логики. На ускорение технич. прогресса прямо или косвенно влияют также мн. направления обществ. наук: экономика и организация произ-ва, науч. управление экономич. и социальными процессами, конкретные социальные исследования, производств. эстетика, психология и логика технич. творчества, прогнозирование. Всё более явной становится лидирующая роль науки по отношению к технике. Целые отрасли произ-ва возникают вслед за новыми науч. направлениями и открытиями: радиоэлектроника, атомная энергетика, химия синте-тич. материалов, произ-во ЭВМ и др. Наука становится силой, непрерывно революционизирующей технику. В свою очередь техника также постоянно стимулирует прогресс науки, выдвигая перед ней новые требования и задачи и обеспечивая её всё более точным и сложным экспериментальным оборудованием. Характерной чертой совр. Н.-т. п. является то, что он захватывает не только пром-сть, но и мн. др. стороны жизнедеятельности общества: с. х-во, транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта. Яркое воплощение единство науч. и технич. деятельности находит в прорыве человечества в космос. Н.-т. п. служит основой социального прогресса. Однако в условиях капитализма прогресс науки и техники совершается в основном в интересах господствующего класса, используется в милитаристских, челове-коненавистнич. целях и сопровождается зачастую регрессом духовных ценностей, разрушением человеч. личности. При социализме Н.-т. п. осуществляется в интересах всего народа, успешное развитие науки и техники содействует решению комплекса экономич. и социальных задач коммунистич. строительства, созданию материальных и духовных предпосылок для всестороннего и гармоничного развития личности. КПСС выдвигает на первое место задачу всемерного ускорения Н.-т. п. в СССР. См. также статьи Наука, Научно-техническая революция, Прогресс, Техника и лит. к ним. Г. Н. Волков. НАУЧНЫЙ КОММУНИЗМ, одна из трёх составных частей марксизма-ленинизма; раскрывает общие закономерности, пути и формы классовой борьбы пролетариата, социалистич. революции, построения социализма и коммунизма. Термин «Н. к.» (науч. социализм) употребляют также в широком смысле для обозначения марксизма-ленинизма в целом. Н. к. органически связан с др. составными частями марксизма-ленинизма: марксистской философией и политэкономией. Превращение социализма из утопии в науку, как отмечал Ф. Энгельс, было обусловлено прежде' всего двумя великими открытиями: материалистич. пониманием истории и созданием теории прибавочной стоимости. Раскрытие объективных основ существования и общих тенденций развития человеч. общества, к-рое даёт историч. материализм, анализ экономич. отношений и в особенности экономич. основы противоречий капитализма и неизбежности социалистич. революции, осуществляемый политэкономией, послужили теоретич. базой возникновения Н. к. в 40-х гг. 19 в. Н. к. был создан К. Марксом и Ф. Энгельсом u развит в новых историч. условиях В. И. Лениным, его учениками и последователями. Общие контуры коммунизма были очерчены Марксом ещё в 1843—44. В «Нем. идеологии» (1845—46) Маркс и Энгельс выдвинули важное положение о том, что «коммунизм для нас не состояни е, которое должно быть установлено, не и д е а л, с которым должна сообразовываться действительность. Мы называем комму- низмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние» (Соч., т. 3, с. 34). Первым программным произв. Н. к. явился «Манифест коммунистич. партии» (1848). В нём Маркс и Энгельс доказали, что капиталистич. строй таит в себе непримиримые противоречия, к-рые могут быть разрешены только социалистич. революцией, уничтожающей господство буржуазии и устанавливающей власть рабочего класса. Они показали, что силой, к-рая призвана ликвидировать капитализм и утвердить социалистич. строй, выступает рабочий класс, союзниками к-рого являются др. слои трудящихся. Маркс и Энгельс обосновали необходимость для пролетариата создания самостоят. политич. партии, к-рая должна руководить борьбой трудящихся за социализм и коммунизм. Дальнейшее творч. развитие Н. к. получил в результате обобщения Марксом и Энгельсом опыта революций 1848—49, Парижской Коммуны 1871, в процессе борьбы со всякого рода немарксистскими течениями («Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», «Гражд. война во Франции», «Капитал», «Критика Готской программы», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва» и др.). Маркс и Энгельс обосновали учение о диктатуре пролетариата, развили положение о неизбежности переходного периода от капитализма к социализму, конкретизировали понятие коммунистич. формации, к-рая в своём развитии проходит две фазы — социализм и коммунизм,— и дали их общую характеристику. С именем Ленина связан новый этап в развитии теории Н. к. Ленин творчески обогатил теорию социалистич. революции и строительства социалистич. и коммунистич. общества, вооружил росс. и всё междунар. ре-волюц. движение научно обоснованной стратегией и тактикой, возглавил борьбу за претворение в жизнь идеалов Н. к. Ленин показал, что капитализм вступил в империалистич. стадию развития, к-рая есть канун социалистич. революции; сделал вывод о возможности победы социалистич. революции первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, стране («Империализм, как высшая стадия капитализма», «О лозунге Соединенных Штатов Европы»). Ленин конкретизировал марксистскую теорию гегемонии пролетариата, показал необходимость руководства со стороны рабочего класса борьбой трудящихся масс в новую историч. эпоху не только в социалистич. революции, но и вообще во всякой нар. революции, а также в условиях социалистич. и коммунистич. строительства («Две тактики социал-демократии в демократической революции»). Развивая учение о диктатуре пролетариата, Ленин открыл новый тип пролет. гос-ва, воплотившегося в России в форме Советов, развил дальше марксистское учение о партии рабочего класса, раскрыл соотношение между борьбой за демократию и борьбой за социализм, показал связь нац.-колон. вопроса с социалистич. революцией («Гос-во и революция» и др.). Ленин обогатил теорию строительства нового общества учением о социалистич. индустриализации, кооперировании крест. х-ва, культурной революции, раскрыл общие закономерности строительства социализма («О кооперации», «Лучше меньше, да лучше» и др.). Ленин выдвинул идею развитого социалистич. общества. Ленинский этап в развитии Н. к. продолжается в теоретич. деятельности КПСС и др. коммунистич. и рабочих партий. Важнейшим историч. событием на пути развития и воплощения теории Н. к. в жизнь явилась победа Великой Окт. социалистич. революции в России, а затем победа социалистич. революций в ряде др. стран и превращение социализма в мировую систему. С возникновением коммунистич. формации Н.к. стал проверенной на опыте наукой о построении социализма, получил НАУЧНЫЙ 411 новый объект для теоретпч. исследования. КПСС вместе с др. коммунистич. партиями разработала важные новые теоретич. проблемы Н. к.: дана марксистско-ленинская характеристика совр. эпохи; конкретизировано ленинское положение о единстве закономерностей и разнообразии форм перехода различных стран от капитализма к социализму; раскрыта роль нар. демократии как новой конкретно-историч. формы диктатуры пролетариата; разработана проблема перерастания гос-ва диктатуры пролетариата в общенар. гос-во в условиях победившего и упрочившегося социализма; дана характеристика социалистич. образа жизни; получили дальнейшее обоснование закономерности перерастания социализма в коммунизм и, в частности, пути создания материально-технич. базы коммунизма, формирования коммунистич. обществ. отношений и воспитания нового человека; раскрыты особенности развития мировой социалистич. системы и его закономерности; показаны формы её влияния на мировой рево-люц. процесс; получил дальнейшее творч. развитие ленинский принцип мирного сосуществования гос-в с различным социальным строем; сделан вывод о возможности предотвращения агрессивных империалистич. войн в совр. эпоху; разработана концепция развитого социалистич. общества (см. Программу КПСС; Документы Междунар. совещаний коммунистич. и рабочих партий; Материалы 24, 25 и 26-го съездов КПСС). II p е д м е т Н. к. Хотя процесс возникновения, становления и развития коммунистич. общества изучается всеми составными частями марксистско-ленинского учения — марксистской философией, политэкономией и Н. к., каждая из них имеет собств. предмет исследования и решает эту общую задачу специфич. методами. Н. к. призван дать цельную картину социалистич. и коммунистич. общества, показать движение к коммунизму как неизбежный результат борьбы рабочего класса, как взаимосвязанное изменение производит. сил, экономич. базиса, социальной структуры и идеологии общества, указать пути борьбы за новый обществ. строй. Н. к. даёт социально-политич. обоснование гибели капитализма и торжества коммунизма. Диалек-тич. материализм и марксистская политэкономия находят своё последоват. и логич. продолжение и завершение в Н. к. В свою очередь Н. к. необходимы филос. и экономич. основы. В круг проблем Н. к. входят: обоснование историч. неизбежности гибели капитализма и торжества коммунизма, анализ историч. предпосылок и условий рево-люц. преобразования капитализма в социализм; выяснение всемирно-историч. роли рабочего класса и руководимых им масс трудящихся в борьбе за коммунизм; исследование классовой борьбы пролетариата в социалистич. революции, а также др. революц. и освободит. движений; анализ закономерностей и путей построения социализма и коммунизма; выяснение осн. закономерностей и черт переходного периода от капитализма к социализму, социалистич. и коммунистич. фаз развития общества; выяснение осн. принципов стратегии и тактики марксистско-ленинских партий на различных историч. этапах; изучение науч. организации общества на всех этапах строительства социализма и коммунизма. Н. к. раскрывает также пути использования объективных законов в борьбе за коммунизм, что становится особенно важным в условиях сознат. организации всей обществ. жизни, исследует конкретную роль и значение субъективного фактора в осуществлении революц. преобразований капиталистич. общества, в созидании нового обществ. строя. Н. к. изучает развитие коммунистической формации в целом под углом зрения её наиболее общих специфических законов возникновения, становления и развития. НАУЧНЫЙ Проблематика Н. к. постоянно развивается и конкретизируется. В решениях съездов КПСС и др. братских партий определены наиболее важные направления в развитии теории Н. к. в совр. условиях. Так, в постановлении ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию обществ. наук и повышению их роли в коммунистич. строительстве» (1967) говорилось о задачах Н. к.: «... разработка ленинской теории социалистической революции применительно к современной эпохе; выявление закономерностей развития мирового революционного процесса, анализ классовой борьбы международного пролетариата и проблем национально-освободительного движения, борьбы против империализма; разработка теоретических вопросов международного коммунистического движения в современную эпоху; изучение проблем войны и мира; глубокое раскрытие антагонистических противоречий между социализмом и капитализмом; комплексное изучение социально-политических проблем развития социализма и перерастания его в коммунизм; выявление социальных результатов научно-технической революции; исследование путей и форм сближения условий труда, быта и культурного развития города и деревни, органического соединения умственного и физического труда в производственной деятельности; разработка проблем развития национальных отношений; разработка методов научного управления социальными процессами; анализ содержания и форм работы по коммунистическому воспитанию, путей преодоления частнособственнических, религиозных и иных пережитков в сознании и быту трудящихся; исследование процессов и проблем совершенствования государственного строя и социалистической демократии, воспитания патриотизма и интернационализма; изучение опыта строительства социализма в других странах» («КПСС в резолюциях...», 8 изд., т. 9, 1972, с. 349—50). 24, 25 и 26-м съездами КПСС поставлена задача всестороннего исследования закономерностей развитого социалистич. общества. Законы и категории Н. к. Особенность законов коммунистич. формации состоит в том, что они носят всеобщий характер, т. к. проявляются в той или иной форме во всех сферах социальной жизни и во всех странах, идущих по пути строительства социализма и коммунизма. Они могут действовать как на всём протяжении развития коммунистич. формации, так и на определ. её этапах, выступая в своеобразных формах. В условиях социалистич. революции и строительства социализма действуют такие закономерности, как союз рабочего класса с широкими массами крестьянства, диктатура пролетариата, преобразование экономич. и социальных отношений на основах социализма, культурная революция, установление равноправия и братской дружбы между народами, пролетарский интернационализм, защита завоеваний социализма от внеш. и внутр. врагов. В условиях победившего социализма и развитого социалистич. общества продолжает действовать ряд закономерностей предшествующего этапа развития, обогащаясь и видоизменяясь в новых историч. условиях (напр., планирование экономики и социального развития). Вместе с тем прекращается действие закономерностей, связанных с исчезновением породивших их условий (напр., диктатура пролетариата). Складываются также новые закономерности, напр. с возникновением мировой системы социализма. Общие закономерности этапа возникновения коммунистич. формации, закономерности совр. мирового ре-волюц. процесса включают в себя объективную необходимость социалистич. революции, обретающей мировой характер и совершаемой внутр. силами в каждой отд. стране при наличии объективных и субъективных предпосылок; руководство рабочего класса во главе с марксистско-ленинской партией как необходимое условие углубления и развития мирового революц. процесса; союз рабочего класса с крестьянством и др. слоями тру- дящихся/ а также с нац.-освободит. движением; расширение социальной базы мирового освободит. движения в отд. странах и в междунар. масштабе; неравномерность развития мирового революц. процесса и разновременность победы социалиста, революции в различных странах; мирное сосуществование гос-в с различным строем как своеобразную форму классовой борьбы. К наиболее общим специфич. законам коммунистич. формации можно отнести утверждение подлинного народовластия сначала через социалистич. гос-во, а затем и непосредственно путём коммунистич. обществ. самоуправления; постановку в центр социального развития человека как главного богатства общества; сознат. характер преобразования социальных процессов и науч. характер управления ими при руководящей роли рабочего класса и марксистско-ленинской партии; утверждение гармоничности, равномерности, плановости развития социальных процессов, всех сторон обществ. жизни, к-рые приходят на смену капиталистич. анархии и конкуренции, противоположности города и деревни, умств. и физич. труда, классовому неравенству; формирование подлинной коллективности, взаимопомощь и сотрудничество свободных от эксплуатации людей на основе обществ. собственности; закон складывания социальной однородности при одновременном всестороннем развитии личности; рост активности, самодеятельности u инициативы масс; закон социальной эволюции, происходящей без политич. революций, и др. Теоретич. работы КПСС, братских партий др. социалистич. стран позволили также установить осн. закономерности строительства развитого социализма. В отличие от категорий и законов диалектич. и ис-торич. материализма, особенность категорий и законов Н. к. состоит в том, что они связаны с возникновением, становлением и развитием одной - коммунистич. — формации. При этом, в отличие от др. наук, изучающих коммунистич. общество, категории Н. к. отражают общие процессы развития коммунистич. формации, а также конкретные формы их проявления. Тем самым законы и категории Н. к. выполняют по отношению к конкретным наукам о социализме и коммунизме методология, функцию. Наиболее общей категорией Н. к. является коммунистич. формация, затем идут такие категории, как эпоха перехода от капитализма к коммунизму, социалистич. революция, диктатура пролетариата, переходный период от капитализма к социализму, социализм, развитое социалистич. общество, коммунизм. Н. к., как и марксизм-ленинизм в целом, по самой своей природе носит интернац. характер. Он является результатом обобщения не только опыта революц. движения в той или иной отд. стране, но и опыта мирового рабочего и коммунистич. движения в целом, раскрывает общие закономерности и специфику строительства социализма и коммунизма во всех странах, совершающих переход к коммунизму. На различных ступенях развития общества в зависимости от конкретно-историч. обстановки те или иные стороны, проблемы Н. к. выдвигаются на первый план. В странах, осуществляющих социалистич. преобразования, гл. объектом изучения выступают проблемы переходного периода от капитализма к социализму; там, где социалистич. революция ещё не совершилась, в центре Н. к. стоят проблемы борьбы за установление политич. власти рабочего класса в союзе со всеми трудящимися. Различие проблем на том или ином этапе вовсе не означает, что каждая страна должна иметь свою теорию Н. к. Нет и не может быть разновидностей Н. к. по географич., нац. и др. признакам, как не может быть нац. наук — математики, физики, химии и т. д. Учёт специфич. особенностей развития отд. стран входит в само содержание единой теории Н. к. Лишь сочетание интернац. и нац. задач трудящихся в борьбе за торжество социализма и коммунизма — непременное условие успеха междунар. революц. движения. В совр. историч. условиях необходимость творч. развития науки о коммунизме выдвигается на одно из первых мест, ибо Н. к. призван теоретически обобщить новые явления, дать практич. рекомендации в осуществлении задач коммунистич. строительства, весги иде-ологич. борьбу против буржуазных и ревизионистских теорий. На совр. этапе важнейшее значение имеет всесторонний анализ развитого социалистич. общества, его критериев и историч. места в развитии коммунистич. формации, закономерностей, лежащих в основе перерастания социализма в коммунизм, выявления движущих сил этого процесса, реальных противоречий и трудностей строительства нового общества. Значит. актуальность в условиях развитого социалистич. общества приобретает и проблема возрастания руководящей роли рабочего класса и коммунистич. партии, раскрытие сущности новой историч. общности — советского народа, путей становления бесклассовой структуры и утверждения полной социальной однородности общества. Важным аспектом Н. к. является изучение закономерностей становления и развития духовной культуры социалистич. общества, путей формирования нового человека и коммунистич. образа жизни. Исключит. значение приобретает науч. разработка проблем управления социальными процессами, путей соединения достижений науч.-технич. революции с преимуществами социализма. В междунар. плане важное значение имеют проблемы укрепления всестороннего сотрудничества братских партий и стран социализма, проблема социалистич. ориентации и некапиталистич. пути развития освободившихся стран, изучение особенностей совр. этапа общего кризиса капитализма и освободит. борьбы рабочего класса, решение проблем достижения прочного междунар. мира и мирного сосуществования государств с различным общественным строем. А. М. Ковалёв. «НАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ», материалистич. направление в совр. бурж. философии, сформировавшееся в кон. 50-х гг. в США и Австралии. Осн. представители — Г. Фейгл, Дж. Старт, Д. Армстронг, Дж. Корн-мен, Т. Нагель, Р. Рорти, П. Фейерабенд, Дж. Шаффер и др. Идейные истоки «Н. м.» — логический позитивизм и аналитич. бихевиоризм, его развитие стимулировали достижения биохимии, физиологии, психологии, кибернетики. «Н. м.» реабилитирует онтологич. проблематику и фиксирует внимание на классич. психофизич. проблеме, объявлявшейся логич. позитивизмом «псевдопроблемой». Центр. тезис «Н. м.» состоит в том, что человек в принципе ничем не отличается от остальной природы, сознание сводимо к состояниям центр. нервной системы, к функционирующему мозгу, следовательно, методы естествознания, в частности физики, способны дать исчерпывающее описание человеч. существа. Духовные явления, по мнению «науч. материалистов», тождественны физическим, составляют их подкласс. Возможность полной редукции духовного к физическому должна быть строго доказана науч. исследованиями, что оказывается необходимым условием создания монистич. онтологич. концепции. Название «Н. м.» подчёркивает, что обоснование материализма полностью зависит от науки и производится её средствами. Расхождения в трактовке таких понятий, как «ментальное» и «физическое», а также в построениях моделей редукции психического к физическому порождают разные формы «Н. м,». «Элиминативный материализм» предполагает, что с развитием науки возможна элиминация всех «ментальных» терминов и замена их точными науч. терминами (Фейерабенд, Рорти и др.). «Теоретич. материалисты» утверждают, что тождество «ментального» и «физического» возможно лишь как «теоретич.» редук- НАУЧНЫЙ 413 ция, вследствие к-рой наблюдаемый объект сводится к теоретич. объекту (Корнмен и др.). Особое место в рамках «Н. м.» занимает кибернетизированный, или «функциональный материализм» (X. Патнэм, Дж. Фодор н др.), согласно к-рому психич. процессы эквивалентны не физич. процессам, а определ. функциональным состояниям живой системы; функциональные свойства нередуцируемы к известным физич. свойствам. «Функциональный материализм» свидетельствует о кризисе радикально-физикалистских концепций «духовного» и «телесного». В русле «Н. м.» стала усиливаться тенденция к «эмерджентистскому материализму» (Дж. Марго-лис, Н. Свартц, Р. Сперри и др.), защищающему мате-риалистич. принципы, выступающему против радикального физикализма и апеллирующему к диалектике. Явления жизни, психики, культуры определяются в качестве эмерджгнтных свойств высокоразвитых материальных систем, образующих новое качество, целостность и не сводимых к свойствам отд. элементов или подсистем той системы, которая обладает данным каче- ством. Последовательно редукционистские формы «П. м.» не выходят за пределы домарксистского метафизич. материализма, подменяя понятие материи понятием физического и интерпретируя материализм в духе физи-кализма. Вне круга рассмотрения «науч. материалистов» остаются объекты, к-рые не могут быть редуцированы к «физическому» (напр., экономич. отношения, социальная революция, классовая борьба, человеч. культура). Отождествляя ментальное с физическим, «Н. м.» устраняет проблему идеального, отдавая дань вульгарному материализму. Узко сциентистское понимание сознания но учитывает содержательно-ценностных его аспектов. Вместе с тем «Н. м.» сыграл известную положит. роль, стимулируя исследования в области психологии и нейрофизиологии и способствуя изучению естеств.-науч. аспекта проблемы сознания. Для него характерны опора на науку, атеистич. направленность, критика идеализма, дуализма, спиритуалистич. трактовок духовной деятельности. • Юлина Н. С., Проблема метафизики n амер. философии 20 и., М., 1078, гл. 5, § 3; Д у б p о в он и и Д. И., «Н. м.» и психофизиологии, проблема, «ФН», 1975, № 6, 1977, № 2; Б у н-ге М., Несостоятельность психофизич. дуализма, там же, 1979, № 2; А г m s t r o n g D. M., A materialist theory of the niind, L.— Ν. Υ., 1968; Materialism and the mind-body problem, Englcwood Cliffs (N. J.), 1971; M a r g o l i s J., Persons and minds, Boston, 1978; L с v i n M. E., Metaphysics and the mind-body problem, Oxf., 1979. НАЦИОНАЛИЗМ, бурж. и мелкобурж. идеология и политика, а также психология в национальном вопросе. Н. трактует нацию как высшую внеисторич. и надклассовую форму обществ. единства, как гармонич. целое с тождественными осн. интересами всех составляющих её социальных слоев. При этом за общенац. интересы выдаются устремления класса или социальной группы, выступающих в данных конкретно-историч. условиях носителем и проводником националистич. идеологии и политики — буржуазии, мелкой буржуазии. Для Н. характерны идеи нац. превосходства и нац. исключительности, получающие большее или меньшее развитие в зависимости от историч. обстановки, от взаимоотношений данной нации с другими. Широкое развитие Н. связано с зарождением и развитием капитализма. Буржуазия использует Н. в качестве орудия создания и завоевания общепац. рынка, установления своего господства в нац. рамках в борьбе против феод.сил и чужеземной буржуазии, закрепления и расширения этого господства путём порабощения др. наций. Н. используется буржуазией с целью добиться «классового мира» внутри нации, отвлечь пролетариат от его классовых задач, посеять между трудящимися разных наций нац. рознь, подорвать интернац. единство революц. НАЦИОНАЛИЗМ движения. Условия бурж. общества ведут к распространению националистических взглядов среди отсталых слоев трудящихся. Н. прививается им всем аппаратом буржуазного государства, его политикой и пропагандой. Марксизм-ленинизм показал экономич. и социальные корни Н., его классовую сущность; он рассматривает Н. конкретно-исторически, определяя его объективную обществ. роль в зависимости от историч. этапа развития капитализма, от обществ. роли буржуазии и характера её связей с нар. массами, от положения данной нации в системе межнац. отношений. В период формирования наций, напр. в Зап. Европе и США, Н. наряду с лозунгами демократии являлся идейным знаменем восходящей буржуазии в борьбе против феодализма и нац. гнёта, поднимая и нар. массы на эту борьбу. Это придало Н. в данный период определ. прогрессивное содержание (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 24, с. 131—32). Монополистич. капитал выступает носителем самого грубого и жестокого нац. и колон. гнёта, а агрессивный и воинствующий Н. становится орудием империалис-тич. и колон. политики и сближается с расизмом (напр., гитлеризм с его изуверской расовой теорией). В условиях существования двух мировых систем империа-листич. буржуазия стремится придать Н. прежде всего антикоммунистич. и антисов. направленность. Империализм делает ставку на оживление u социалистич. странах националистич. тенденций. Иной характер в совр. эпоху имеет Н. в странах, борющихся за политич. и экономич, независимость, против империализма. В Н. в этих странах в огранич. форме выражается идея нац. освобождения и нац. независимости, и он часто служит знаменем нац.-освободит. движения. В Н. в подобных случаях находят известное отражение демократизм и протест против им-периалистич. гнёта той части масс, к-рая ещё не поднялась до классового сознания. У значит. слоев крестьянства Н. выступает как первонач. форма антиим-периалистич. сознания. Вместе с тем наряду с этими прогрессивными сторонами Н. в бывших колон. и зависимых странах имеет реакц. черты, к-рые усиливаются с ростом узкоклассовых тенденций в политике нац. буржуазии, с развёртыванием в освободившихся странах борьбы за социальный прогресс, с поправением нек-рых мелкобурж. групп. В условиях борьбы по проблемам ориентации обществ. развития освободившихся стран идея «надклассового» нац. единства всё больше приходит в острое столкновение с потребностями социального прогресса, классовыми интересами трудящихся. Идеи Н. становятся орудием в руках тех сил, к-рые выступают за капиталистич. путь развития, стремятся помешать росту политич. сознания масс. Нередко всё сильнее начинают сказываться — как во внутреннем, так и с междунар. плане - тенденции нац. эгоизма, нац. превосходства и исключительности. Пролетарское, коммунистич. мировоззрение несовместимо с любой националистич. идеологией. «Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм— вот два непримиримо-враждебные лозунга, соответствующие двум великим классовым лагерям всего капиталистического мира и выражающие две политики (более того: два миросозерцания) в национальном вопросе» (Л е н и н В. И., там же, с. 123). Н. служит тормозом в развёртывании освободит. борьбы рабочего класса и всех угнетённых и эксплуатируемых, т. к. условием ее победы является интернац. сплочение трудящихся всех наций. Коммунисты беспощадно разоблачают империа-листич. шовинизм, Н. угнетающих наций и ведут с ним непримиримую борьбу. Отношение коммунистов к Н. угнетённых наций опирается на положение В. И. Ленина (см. там жр, т. 25, с. 275--77), развитое в Программе КПСС: «В национализме угнетенной нации есть о б щ е д е м о к p а т и ч е с к о е с о д е p ж а н и е, направленное против угнетения, и коммунисты поддерживают его, считая исторически оправданным на оп- ределенном этапе. Оно выражается в стремлении угнетенных народов к освобождению от империалистического гнета, к национальной независимости и национальному возрождению. В то же время в национализме угнетенной нации содержится u другая сторона, выражающая идеологию и интересы реакционной эксплуататорской верхушки» (1976, с. 47). Особенно непримиримо коммунисты относятся к на-ционалистич. шатаниям в собств. среде, к-рые возникают в результате давления бурж. и мелкобурж. сил, а также вследствие деятельности империалистич. агентуры. Эти шатания выражаются в проявлениях нац. ограниченности и эгоизма, в отступлениях от принципов интернационализма и классовой солидарности, в раздувании и преувеличении нац. особенностей классовой борьбы и строительства социализма в отд. странах. Почву для преодоления Н. создаёт социализм, к-рый уничтожает основы социальных и нац. антагонизмов, утверждает нац. равноправие и дружбу народов. Однако свержение буржуазии и установление власти рабочего класса не устраняет сразу проявлений бурж. и мелкобурж. Н. Реализация возможностей для устранения Н., возникающих с ниспровержением капитализма, зависит прежде всего от действия субъективного фактора, т. е. политики Коммунистич. партии, осуществляющей руководство обществом. Националистич. предрассудки, преувеличенное или извращённое проявление нац. чувств — явление чрезвычайно живучее, цепко держащееся в психологии людей, недостаточно зрелых в политич. отношении. К тому же националистич. предрассудки всячески оживляются и подогреваются врагами социализма. Практика социалистич. и Коммунистич. строительства, борьба против великодержавного и местного Н., строгое соблюдение нац. равноправия, достижение фактич. равенства в экономич., политич. и культурной областях, внимательное отношение к культуре, нуждам и особенностям малых народов, интернац. воспитание трудящихся — всё это обеспечивает успех в борьбе с пережитками Н. Историч. опыт показывает, что для преодоления Н., для упрочения братских отношений между народами социалистич. стран необходима последоват. марксистско-ленинская политика коммунистич. партий. О M a p к с к. и Энгельс Ф., О колон. системе капитализма. [Сб.],- М., 1959; Ленин В. И., О нац. и нац.-колон. вопросе. [Сб.], М., 1956; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Междунар. совещание коммунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Врутенц К. П., Против идеологии совр. колониализма, М., 1961, гл. 2—3; Совр. революц. движение и Н., М., 1973; Глезерман Г. Е., Классы и нации, М., 1974; им. также лит. к статьям Интернационализм, Нация. НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ РЕВОЛЮ-ЦИЯ, революция, вырастающая из нац.-освободит. движения и направленная на уничтожение иностр. господства и завоевание нац. независимости, ликвидацию нац.-колон. гнёта и эксплуатации, реализацию нацией её права на самоопределение, на создание нац. гос-ва. В нац. движениях докапиталистич. эпохи народности и нац. группы боролись против иноземного ига, отстаивали своё существование. Эпоха капитализма вызвала к жизни массовые, общенар. нац. движения и Н.-о. р. Формирование и консолидация наций, подъём нац. самосознания ведут к резкому обострению противоречий между иностр. поработителями и угнетёнными народами, вовлекают в борьбу против чужеземного господства широкие слои крестьянства и гор. населения. Экономич. основой этого процесса явилось развитие капиталистич. отношений, создание общенац. рынка. Стремление народов, к-рые не имели государственности или были лишены её, создать нац. гос-ва натолкнулось на противодействие эксплуататорских классов господствующих наций. В таком положении оказались, напр.. польский народ, подпавший под иго царской России, Германии и Австро-Венгрии, чехи, словаки, словенцы, хорваты и др., заключённые в «тюрьме народов» — Австро-венг. империи, болгары, сербы, греки и др., насильственно включённые в состав Османской империи, и т. д. Результатом явилось зарождение нац. движений, добивавшихся самоопределения народов. Эти движения имели антифеод., бурж. и бурж.-демократич. характер; их возглавила буржуазия, к-рая и пришла к руководству возникшими нац. гос-вами. Неравномерность развития капиталистич. отношений обусловила разновременность возникновения нац. движений и развёртывания Н.-о. р. в различных районах мира. 16—18 вв. и 1-я пол. 19 в. были эпохой формирования наций, развития нац. движений и создания нац. гос-в для Европы и Сев. Америки (Нидерландская бурж. революция, Война за независимость в Сев. Америке и т. д.). Во 2-й пол. 19 в. завершилось объединение Германии и Италии, возникли болг., pум., серб. нац. гос-ва. Развернулась борьба чешского, польского, финского народов за независимость. В. И. Ленин характеризовал войны 1789—1871 в Европе как большей частью связанные, «...несомненно, с важнейшим "народным интересом", именно: с могучими, затрагивающими миллионы буржуазно-прогрессивными, национально-освободительными движениями, с разрушением феодализма, абсолютизма, чужестранного гнета» (ПСС, т. 27, с. 101). Отмечая, что в результате этих нац. движений и войн эпоха Н.-о. р. в Европе по существу завершилась, Ленин допускал, что в определ. условиях в будущем они могут развиться вновь. Это предположение подтвердилось в годы 2-й мировой войны, когда борьба народов Европы против гитлеризма носила в значит. мере и нац.-освободит. характер. В 20 в. нац. движения и Н.-о. р. развёртываются гл. обр. в Азии, Африке и Лат. Америке, к-рые в течение мн. веков являлись районами экспансии европ. держав, создавших здесь колон. империи. Лат. Америка, освободившись в 19 в. от исп. владычества, попала в зависимость от империалистов США. В кон. 19 — нач. 20 вв., с вступлением капитализма в империалистич. стадию, экспансия империалистич. гос-в приняла невиданный размах и приобрела качественно новый характер. Возникла колон. система империализма. Тенденция к наднац. хоз. сближению народов, подготовленная развитием производит. сил, осуществлялась путём грубого насилия и порабощения народов. Страны Азии, Африки и Лат. Америки стали объектом нац. гнёта и эксплуатации со стороны монополистич. капитала. Н.-о. р. в этих странах являются выражением крайнего обострения противоречий между империализмом и угнетёнными народами. Н-о. р. в колониях и зависимых странах в совр. эпоху имеют нек-рые важные особенности. Это не только антифеод., но прежде всего антиимпериалистич. революции, составная часть мирового революц. процесса, активная сила разрушения империализма. Они тесно связаны с борьбой социалистич. сил, объективно являются их союзником. Эпоху Н.-о. р. открыла Великая Окт. социалистич. революция, практически соединившая нац.-освободит. движения угнетавшихся народов с социалистич. революцией. Превращение социализма в мировую систему, дальнейшее углубление и обострение общего кризиса капитализма повлекли за собой победоносные Н.-о. р. в колониях в зависимых странах, произошёл распад колон. системы империализма. Социалистич. система оказывает мощную поддержку нац.-освободит. движению. Главными движущими силами совр. Н.-о. р. выступают рабочий класс, самый последоват. борец за нац. интересы, социальный прогресс, за доведение революции до конца, и крестьянство, к-рое играет выдающуюся роль в освободит., антиимпериалистич. борьбе. Активную и важную роль в нац.-оснободит. борьбе в стра- Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.) |