АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, 5 страница

Читайте также:
  1. E. Реєстрації змін вологості повітря. 1 страница
  2. E. Реєстрації змін вологості повітря. 10 страница
  3. E. Реєстрації змін вологості повітря. 11 страница
  4. E. Реєстрації змін вологості повітря. 12 страница
  5. E. Реєстрації змін вологості повітря. 13 страница
  6. E. Реєстрації змін вологості повітря. 14 страница
  7. E. Реєстрації змін вологості повітря. 15 страница
  8. E. Реєстрації змін вологості повітря. 16 страница
  9. E. Реєстрації змін вологості повітря. 17 страница
  10. E. Реєстрації змін вологості повітря. 18 страница
  11. E. Реєстрації змін вологості повітря. 19 страница
  12. E. Реєстрації змін вологості повітря. 2 страница

ВИНЕР (Wiener) Норберт (20.11.1894, Колумбия, Миссури,— 18.3.1964, Стокгольм), амер. математик, один из создателей кибернетики. Учился у Дж. Сан-таяньт, Дж. Ройса, Б. Рассела, Э. Гуссерля, Д. Гиль­берта. Первые исследования В. посвящены логике, в частности сравнит. анализу теории отношений Э. Шредера и Б. Рассела. Математич. творчество В. во многом определялось постановками задач в теоре­тич. физике (броуновское движение, статистич. механи­ка) и биологич. науках (моделирование нейродинамич. процессов), а также проблемами электро- и вычислит. техники. Результаты В. в теории преобразований Фу­рье, теории потенциала, теории тауберовых теорем, теории вероятностей, теории связи, обобщенного гар-монич. анализа, теории предсказания и фильтрации свидетельствуют о стремлении к междисциплинарному синтезу и увязке теоретич. построений с практикой. Эта установка В. нашла выражение в кн. «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине» (1948: рус. пер. 19682), в к-рой был обоснован статус нового комплексного науч. направления и введено его назва­ние. Разрабатывая статистич. теорию информации, В. углубил трактовку принципа отрицат. обратной свя­зи и показал аналогии, имеющиеся между вычислит, машиной и человеч. мозгом. Идея кибернетики ба­зируется у В. на положении о единстве процессов уп­равления и переработки информации в сложных си­стемах.

Исходя из того, что «новые концепции связи и управ­ления влекут за собой новое понимание человека и че­ловеч. знаний о вселенной и обществе» («Я — матема­тик», М., 1964, с. 312), развивал кибернетич. подход к различным областям науки и культуры. В. отстаивал идеи материалистич. и диалектич. характера. Он при­давал большое значение анализу соотношения необхо­димости и случайности (концепция «вероятностной все­ленной»), анализировал связь информац. и термодина-мич. закономерностей, изучал процессы управления и информац. процессы в контексте целенаправленного поведения, подчёркивал роль моделей в познании. В последних работах В. обратился к проблематике обу­чающихся и самовоспроизводящихся машин, вопросам взаимодействия человека с Информац.-вычислит. уст­ройствами. В. указывал на необходимость исследова­ния социальных аспектов науч. знания, ответственности учёных в совр. мире.

ВИНЕР 83

• Selected papers, Camb. (Mass.), 1964; в рус. пер.— Кибер­нетика и общество, М., 1958; Наука и общество, «ВФ», 1961, № 7.

• Поваров Г. H., H. В. и его «Кибернетика», в кн.: В. Н., Кибернетика..., M., 19682; «Bulletin of the American Mathematical Society». 1966, v. 72, № 1, pt 2 (лит.).

ВИНЦЕНТ из Б о в e (Vincent de Beauvais; Vincen-tius Bellovacensis), педагог, монах-доминиканец. Автор «Великого зерцала» («Speculum majus», 1473) — все­объемлющей энциклопедии ср.-век. знания, пользовав­шейся большой популярностью и содержавшей «зер­цала» природы (широкий круг естеств.-науч. сведений), науки (не только метафизики, математики и теологии, но также и разнообразных практич. знаний) и истории (от «сотворения мира» до крестовых походов); в нач. 14 в. в энциклопедию была включена 4-я часть — «зерцало» морали.

*Lemoine M., L'oeuvre encyclopedique de Vincent de Beauvais, «Cahiers d'histoire mondiale», 1966, v. 9, №3. ВИТАЛИЗМ (от лат. vitalis — жизненный, живой, vita — жизнь), учение о качеств. отличии живой при­роды от неживой, о принципиальной несводимости жизненных процессов к силам и законам неорганич. ми­ра, о наличии в живых телах особых факторов, отсутст­вующих в неживых. Различают филос. В., близкий к объективному идеализму (Платон, Шеллинг, Берг­сон), и естеств.-науч. В. Последний противостоит ме­ханицизму, согласно к-рому жизненные процессы без остатка разложимы на силы и факторы неживой при­роды. Осн. принципы, отстаиваемые В.,— целесообраз­ность, нерасчленимость и «немашинность» развития и поведения живых систем. Элементы В. присутствуют уже у Аристотеля, учившего, что живой природе при­суща цель в самой себе. Наиболее полно система В. изложена Дришем. Ссылаясь на открытый им феномен эмбриональных регуляций, Дриш утверждал, что ин­дивидуальное развитие организмов не есть простая реа­лизация предустановленного экстенсивного (прост­ранственного) разнообразия, к чему сводились утверж­дения механицистов. Согласно Дришу, в процессе развития происходит переход интенсивного (непрост­ранственного) разнообразия в экстенсивное. Этот пе­реход свойствен только живым системам и осуществля­ется иод действием специфически витального факто­ра — э нтелехии. Живым организмам присуща «целост­ная причинность», тогда как неживым телам — «при­чинность элементов».

В. оказал влияние на нек-рые отрасли биологии и психологии (теория морфогенетич. полей в эмбриоло­гии, гештальтпсихология), а также породил ряд тече­ний (органицизм, холизм и др.). Сильной стороной В. была критика механистич. взглядов на биологич. причинность. Нек-рые высказывания виталистов пред­восхитили совр. взгляды на генерацию и накопление информации в живых системах, на иерархию уровней организации. С утверждением (как в физич. науках, так и в биологии) более широких, немеханистич. взгля­дов на причинность и с развитием системного подхода В. утратил влияние. Ряд феноменов, к-рые В. считал специфически биологическими (способность регулиро­вать нарушения целостности, самоусложнение прост­ранств. организации, достижение одного конечного результата разными путями), рассматриваются в совр. естествознании как типичные проявления самооргани­зации любых достаточно сложных систем (как живых, так и неживых), а специфика живого не отрицается, но связывается с единством происхождения и развития жизни.

* Дриш Г., В. Его история и система, [пер. с нем.1, М., 1915; Кремянский В. И., Структурные уровни живой материи, М., 1969; Хакен К., Синергетика, пер. с англ., М., 1980; Russell E. S., The directiveness of organic activi­ties, Camb., 1946.

ВИТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг (26.4.1889, Вена,—29.4.1951, Кембридж), австр. философ, логик

ВИНЦЕНТ

и математик. Представитель аналитической философии. С 1929 жил в Великобритании. В «Логико-филос. трак­тате» (1921, рус. пер. 1958) В. под влиянием Рассела выдвинул концепцию логич. анализа языка, основан­ную на идее т. н. логически совершенного, или идеаль­ного, языка, образцом к-рого он признавал язык мате-матич. логики. Логико-гносеологич. модель знания, сформулированная В., представляла собой неоправ­данную попытку экстраполяции на структуру знания в целом свойств частного логич. формализма — клас-сич. двузначной математич. логики. Модель В. исхо­дила из возможности сведения всего Знания к совокуп­ности элементарных предложений. Утверждения ло­гики и математики рассматривались при этом как об­разец выражения схем формального преобразования содержат. утверждений о мире. Этой модели знания В. предпослал онтологич. обоснование в виде доктрины логического атомизма, к-рая представляет собой проек­цию структуры знания, предписываемой логико-гно-сеологич. моделью, на структуру мира. Всё, что не впи­сывается в эту модель — традиц. философия, этика и т. д.,— объявляется В. лишённым познават. смысла. Философия признаётся возможной лишь как «критика языка». Идеи «Логико-филос. трактата» были восприня­ты логич. позитивизмом, хотя последний и отвергал логич. атомизм В. как неправомерную «метафизику». Начиная с 30-х гг. В. отказался от односторонней ориентации на логику и идеи логически совершенного языка, рассматривая его лишь как одну из возмож­ных «языковых игр». Абсолютизация логич. модели­рования языка сменяется у В. культом многообразия форм обыденного языка и их эмпирич. описания. В. резко выступал против всяких унификаций и генера­лизаций в подходе к языку, выдвигая концепцию зна­чения как употребления, противопоставляя теории обобщения идею «семейных сходств». Эти взгляды В., нашедшие выражение в его посмертном труде «Филос. исследования» («Philosophische Untersuchungen», 1953), оказали большое влияние на развитие лингвистической философии. Если для доктрины логич. атомизма был характерен субъективно-идеалистич. эмпиризм, пере­ведённый в логич. план, то в поздней своей концепции В. занимал позицию идеалистич. конвенционализма, согласно к-рой язык толкуется как продукт произволь­ного соглашения. Вместе с тем В. сохранил свою исход­ную установку, ставшую ведущим принципом анали-тич. философии,— о необходимости борьбы с дезориен­тирующим воздействием неправильного обращения с языком, к-рое, по его мнению, является источником всякого рода филос. псевдопроблем (среди к-рых и проблема объективной реальности).

• Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965; Корнфорт М., Марксизм и лингвистич. философия, пер. с англ., [М., 1968]; Козлова М. С., Философия и язык, М., 1972; Совр. бурж. философия, М., 1978, гл. 2; Pitcher G., The philosophy of Wittgenstein, Englewood Cliffs (N. Y.) 1964; Griffin J., Wittgenstein's logical atomism, Oxf. 1964.

ВИШИШТА-АДВАЙТА, др.-инд. религ.-филос. на­правление, разновидность веданты. Связана прежде всего с деятельностью Рамануджи (11—12 вв.). Вместе с адвайтой-ведантой Шанкары принадлежит к недуа-листич. системам, признающим тождество «Я» и бога (брахмана) и в этом противостоящим дуалистич. ве­данте (двайта) Мадхвы, полагающей «Я» и бога как две совершенно различные и самостоят. сущности. В то же время в отличие от адвайты-веданты Шанкары монизм В.-а. ограничен присутствием различий (вишеша, ви-шишта): при общем тождестве «Я» и бога, согласно В.-а., существует множественность реальных душ, наделён­ных сознанием, и материи, не имеющей сознания; мир создан богом и столь же реален, как и он. Соответст­венно В.-а. настаивает на истинности всякого познания и отрицает существование иллюзорных объектов, оспа­ривая учение адвайты-веданты об иллюзорности (см, Майя).

• См. к ст. Рамануджа.

ВКУС эстетический, способность человека к восприятию и оценке эстетич. свойств явлений и предметов, к различению прекрасного и безобразного. Проблема В. получила особое развитие в эстетике 17—18 вв. Одним из первых о В. писал исп. мыслитель Грасиан-и-Моралес. Франц. философы-просветители и эстетики классицизма (Н. Буало, III. Баттё, Монте­скье, Вольтер и др.) трактовали В. с позиций рациона­лизма и нормативизма. В англ. сенсуалистич. эстетике (А. Шефтсбери, Г. Хом и др.) В. выводился из человеч. ощущений и связывался с этич. нормами. Ф. Хатче-сон, а затем Э. Бёрк утверждали всеобщность эстетич. В., коренящуюся в общности психо-физиологич. орга­низации всех людей. Субъективность В. акцентирова­лась Юмом. В нем. классич. философии проблема В. заняла центр. место в эстетике Канта, указавшего на глубокие внутр. противоречия В., являющегося одно­временно и общественным и индивидуальным. Белин­ский отмечал историч. характер В., в эстетике Черны­шевского были ярко показаны различия во В. проти­воположных классов.

Марксистско-ленинская эстетика рассматривает В, прежде всего как социально-историч. явление. Только в результате длит. развития человеч. общества, его куль­туры «...порождается богатство субъективной чело­веческой чувственности: музыкальное ухо, чувст­вующий красоту формы глаз,— короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим на­слаждениям и которые утверждают себя как чело­веческие сущностные силы» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Φ., Соч., т. 42, с. 122). В. различен в разные историч. эпохи и у разных народов, в классо­вом обществе он носит классовый характер. В то же время в нём содержатся и элементы абсолютного, обще­человеческого. Формирование и развитие хорошего В. составляет важную задачу эстетич. воспитания.

• Лосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетич. категорий, М., 1965, с. 258—93.

ВЛАСТЬ, в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воз­действие на деятельность, поведение людей с помощью к.-л. средства — авторитета, права, насилия (эконо-иическая, политическая, государственная, семейная

и др.).

Науч. подход к определению В. требует учета мно­жественности её проявлений в обществе, а следователь­но, выяснения специфич. особенностей отд. её видов — экономической, политической (в т. ч. государственной, общественной), семейной; разграничения классовой, групповой, личной В., к-рые переплетаются между со­бой, но не сводятся друг к другу; разграничения осо­бенностей, форм и методов проявления В. в различных социальных, экономич. и политич. системах. Если в ан-тагонистич. обществе гл. характеристикой В. являются отношения господства и подчинения, то в социалистич. обществе на смену им всё более приходят отношения, основанные на убеждении, руководстве, влиянии, конт­роле.

Наиболее важным видом В. является политич. В., реальная способность данного класса, группы, инди­вида проводить свою волю в политике и правовых нор­мах; она характеризуется социальным господством и руководством тех или иных классов. Хотя ныне политич. деятельность осуществляется в рамках раз­личных составных частей политич. систем: партий, профсоюзов, междунар. орг-ций (ООН, НАТО и др.), центр. институтом политич. В. является гос-во. Гос. В. имеет классовый характер, опирается на спец. аппарат принуждения и распространяется на всё насе­ление той или иной страны; она означает определ. орга­низацию и деятельность в осуществлении целей и за­дач этой организации.

В.— одно из осн. понятий политич. науки и прак­тики. В. И. Ленин писал, что «переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть

первый, главный, основной признак революции как в строго-научном, так и практически-полити­ческом значении этого понятия» (ПСС, т. 31, с. 133), что «коренной вопрос всякой революции, вопрос о власти в государстве...» (там же, т. 32, с. 127, см. также, т. 34, с. 200).

Обществ. В. существовала до появления гос-ва, она сохранится в той или иной форме и после его исчезнове­ния. Критикуя позицию П. Б. Струве, к-рый доказывал, что гос-во сохранится и после уничтожения классов, Ленин писал: «Прежде всего, он совершенно неправиль­но видит отличительный признак государства в прину­дительной власти: принудительная власть есть во вся­ком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было... Признак госу­дарства — наличность особого класса лиц, в руках которого сосредоточивается власть» (там же, т. 1, с. 439).

Гос. В. может добиваться своих целей различными средствами — идеологич. воздействием, экономич. сти­мулированием и иными косвенными способами, но толь­ко она обладает монополией на принуждение с помощью спец. аппарата в отношении всех членов общества.

К осн. формам проявления В. относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.

Господство предполагает абс. или относит. подчине­ние одних людей (социальных групп) другим. Руковод­ство обозначает способность осуществлять свою волю путём воздействия в различных прямых и косвенных формах на руководимые объекты. Оно может быть осно­вано исключительно на авторитете, на признании ру­ководимыми соответств. полномочий у руководителей при миним. осуществлении властно-принудит. функ­ций. Так, руководство со стороны коммунистич. или рабочей партии опирается в основном на идейное воз­действие на массы, на силу авторитета. Эффективность руководства зависит от правильности политики пар­тии, от того, до какой степени её идеи и конкретные решения отвечают интересам масс, объективным потреб­ностям обществ. развития.

Важно также разграничить понятия политич. руко­водства и управления. Так, в совр. империалистич. гос-вах группы монополий осуществляют руководящую роль в обществе и гос-ве. Однако они не берут на себя функции непосредств. управления, к-рые выполняются проф. политич. деятелями, аппаратом управления. Монополии оказывают своё решающее влияние на поли­тику капиталистич. гос-в различными средствами: са­мим фактом концентрации в своих руках ключевых рычагов экономики, направлением деятельности, фи­нансированием определ. партий и политич. кампаний, влиянием на характер конституционных режимов, на формирование обществ. мнения, на деятельность раз­личных групп давления в парламентах, в гос. учреж­дениях и т. д. Ленин подчёркивал, что в условиях пар­ламентских режимов буржуазия руководит обществом косвенно, но тем вернее. «Тот особый слой, в руках ко­торого находится власть в современном обществе,—пи­сал Ленин,— это бюрократия. Непосредственная и тес­нейшая связь этого органа с...классом буржуазии явствует и из истории... из самих условий образования и комплектования этого класса, в который доступ от­крыт только буржуазным „выходцам из народа" и кото­рый связан с этой буржуазией тысячью крепчайших нитей» (там же, с. 439—40).

Руководящей силой в социалистич. странах высту­пает рабочий класс, к-рый осуществляет своё руковод­ство прежде всего через коммунистич. или рабочую партию, а непосредственно управлением заняты спе­циалисты, работающие в сфере х-ва, культуры, просве­щения и др. Коммунистич. и рабочие партии, осущест­вляя руководство обществом, находятся в центре всей

ВЛАСТЬ 85

политич. системы. Они воздействуют на общество, во-первых, вырабатывая идеологию и политику, про­граммы деятельности общества; во-вторых, формируя и организуя проведение в жизнь этих программ внутр. и внеш. политики; в-третьих, выдвигая на ключевые посты в сферах управления своих представителей, обу­чая их управлению; в-четвёртых, контролируя выпол­нение намеченной линии. Вместе с ними непосредств. управлением хозяйственными и др. процессами зани­маются хозяйств., гос., обществ. и иные орг-ции. Раз­граничение понятия руководства и управления в ус­ловиях социалистич. общества имеет не только теоре-тич., но и практич. значение. Такой подход помогает правильно распределять функции, права и обязанности между различными звеньями политйч. системы социа­листических стран, избегать параллелизма в их дея­тельности, делать управление максимально эффек­тивным.

В условиях коммунистич. обществ. самоуправления отомрёт основной институт политйч. В.— гос-во, однако сохранится руководство и управление, к-рые будут осуществляться всем обществом.

• Энгельс Ф., Об авторитете, Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., т. 18; е г о же, Происхождение семьи, част­ной собственности и гос-ва, там же, т. 21; Ленин В. И., О социальной структуре В., перспективах и ликвидаторстве, ПСС, т. 20; е г о ж е, Задачи пролетариата в нашей революции, гам же, т. 31, с. 162—65; е г о ж е, Гос-во и революция, там же, т. 33; его же, Пролет, революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А., Социология. Политика. Междунар. отношения, М., 1974; В е с е л о в-ский В., Классы, слон и В., пер. с польск., М., 1981.

Ф. М. Бурлацкий.

ВЛЕЧЕНИЕ, стремление к удовлетворению к.-л. потребности живого организма. Характеризуются по­стоянством появления и периодичностью протекания; удовлетворение В. сопровождается разрядкой напря­жённости организма. Возникая независимо от сознания (мышления и воли) человека, В. связаны с кругом побудит. мотивов и интересов личности, к-рые определяют форму и направление реализации В.: влечения могут тормозиться или подавляться, переноситься с одного объекта на другой и т. п. Различные В. могут вступать в конфликт, разрешающийся в процессе борьбы моти­вов. Многообразие форм, в к-рых выступают человеч. В., затрудняет их формальную систематизацию. ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ, филос. категории, во взаимосвязи к-рых внешнее выражает свойства предмета как целого и способы его взаимодействия с ок­ружающей средой, а внутреннее — строение самого предмета, его состав, структуру и связи между элемен­тами. В процессе познания внешнее обычно выступает как то, что обнаруживается непосредственно, что дано в наблюдении как свойства и связи предмета, фиксируе­мые органами чувств и в эмпирич. знании; внутреннее же, как правило, бывает скрыто от непосредств. наблюде­ния и может быть выявлено благодаря теоретич. иссле­дованию, в процессе к-рого вводят нек-рые «ненаблю­даемые сущности» — идеализированные объекты, за­коны и пр. В этом смысле движение познания есть дви­жение от внешнего к внутреннему, от наблюдаемого к ненаблюдаемому, но мыслимому. Причём внутреннее раскрывается через внешнее, последнее есть способ выражения, обнаружения внутреннего. Марксистская гносеология подчёркивает историч. характер категорий В. и в.: то, что вчера было ненаблюдаемым, завтра ста­новится наблюдаемым, при этом изменяется и характер В. и в., и их взаимоотношения внутри целостного пред­мета.

В истории познания проблема В. и в. рассматривалась в двух аспектах. Во-первых, она выступала как вопрос об объективной природе В. и в., к-рым приписывались различные характеристики. Так, внешнее наделялось

ВЛЕЧЕНИЕ

такими свойствами, как становление, пространствен-ностъ, эмпирич. существование, телесность. Внутрен­нее наделялось др. свойствами — подлинного бытия, времени, вечного духовного бытия и т. п. Поэтому переход от внешнего к внутреннему трактовался как переход от становления к бытию, от пространства ко времени, от конечности к вечности. Во-вторых, проб­лема В. и в. в значит. мере смыкалась с проблемами сущности и явления, субстанции и её атрибутов, причём они рассматривались как определ. характеристики уче­ния о бытии — онтологии. В-третьих, онтологич. раз­рыв между В. и в., характерный для европ. науки и философии 17 в., был преодолен в нем. классич. идеа­лизме, к-рый, переведя эту проблему в проблему гно­сеологии, подчёркивал взаимосвязь и взаимообуслов­ленность В. и в., усматривая в познании переход от внешнего, чувственно данного, к ненаблюдаемому, теоретически мыслимому, причём духовное объявля­лось истоком и смыслом внеш. бытия. В-четвёртых, эта проблема рассматривалась как одна из характеристик человеч. деятельности, её объективации в продуктах и средствах труда, в различных символически-знаковых формах — языке, математич. символах и др.

Марксистская гносеология подчёркивает объектив­ный характер взаимосвязи В. и в., рассматривая внут­реннее как результат движения историч. познания че­ловеком окружающего мира на основе практич. дея­тельности. При этом В. и в. оказываются одним из уров­ней предмета исследования, а их характеристики зави­сят от историч. развития науч. познания. Историч. и вместе с тем системно-целостный подход к предмету ис­следования, развитый диалектич. материализмом, пре­одолевает односторонние трактовки источников раз­вития. В противовес тем концепциям, к-рые отдают приоритет внешнему (напр., внеш. условиям в ламар­кизме при объяснении жизни, в ряде концепций раз­вития науки), сводят внутреннее к чему-то сугубо произ­водному, вторичному, разрывают В. и в. (различные варианты теории факторов в социологии), марксистская гносеология видит во В. и в. моменты целостного само­развивающегося бытия, подчёркивает их неразрывное единство, усматривает в их взаимодействии источник самоорганизации и самодвижения бытия на его различ­ных уровнях.

ВНИМАНИЕ, характеристика психич. деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленно­сти сознания на определ. объект. Под направленностью сознания понимается избират. характер психич. дея­тельности, осуществление выбора данного объекта из нек-рого поля возможных объектов.

Различают три вида В.: непроизвольное, произволь­ное и послепроизвольное. Непроизвольное, или пассив­ное, В. имеет место, когда выбор объекта деятельности определяется без заранее поставленной цели, непред­намеренно. Если выбор призводится сознательно, пред­намеренно, то В. является произвольным, или актив­ным. Произвольное В. является актом воли, оно при­суще только человеку. Деятельность может так захва­тить человека, что её выполнение не требует от него спец. волевых усилий; наличие цели в сочетании с от­сутствием волевых усилий характеризует послепроиз­вольное В.

Конкретные особенности В. устанавливаются с по­мощью характеристик его устойчивости, объёма, рас­пределённости и возможности переключения. Устой­чивость В.— способность удерживать объект деятель­ности в поле сознания на определ. срок (от долей се­кунды до неск. часов). Объём В.— количество объектов, к-рое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени. Распреде-лённость В.— способность удерживать в поле созна­ния объекты одновременно неск. различных деятель-ностей. Под переключением В. понимают особенности перехода в поле сознания от объектов одной деятель­ности к объектам другой.

В. стало предметом интенсивного психологич, изуче­ния на рубеже 19—20 вв., когда с его помощью стре­мились объяснить самые различные проявления психи­ки. В силу этого понятие В. стало крайне многозначным. Оригинальную моторную теорию В. выдвинул рус. психолог Н. Н. Ланге, связав В. с движениями, к-рые производит человек при восприятии или представлении предмета. Материалистич. трактовку В. дал франц. психолог Рибо (понимание В. как ряда приспособит. рефлексов). В совр. психологии ряд проблем, изучав­шихся ранее в связи с В., рассматривается в рамках исследования установки и краткосрочной (оператив­ной) памяти. Вместе с тем изучение В. приобрело огром­ное значение в связи с созданием совр. сложных тех-нич. систем и специфич. деятельностью в них человека, требующей тонких и развитых механизмов В.

• Рибо Т., Психология В., пер. с франц., СПБ, 18973; Добрынин Η. Φ., Осн. вопросы психологии В., в кн.: Психология, наука в СССР, т. 1, М., 1959.

ВНУТРЕННЕЕ, см. Внешнее и внутреннее.

ВОЗВЫШЕННОЕ, эстетич. категория, характеризую­щая внутр. значительность предметов и явлений, несо­измеримых по своему идеальному содержанию с реаль­ными формами их выражения. Понятие о В. возникло на закате античности. В. характеризовало особый стиль ораторской речи (Псевдо-Лонгин «О возвышенном», 1 в. н. э., рус. пер. 1966). Это значение термина сохра­нилось вплоть до эпохи Возрождения. В классицизме было развито учение о «высоком» и «низком» стилях лит-ры (Н. Буало, Ш. Баттё и др.). Как самостоят. эсте­тич. понятие В. было впервые разработано в трактате Э. Бёрка «Филос. исследование относительно возник­новения наших понятий о возвышенном и прекрасном» (1757). Бёрк связывает В. с присущим человеку чувст­вом самосохранения и видит источник В. во всём том, что «...так или иначе способно вызывать представление о страдании или опасности, т.е. все, что так или иначе ужасно...» (цит. по кн.: История эстетики, т. 2, М., 1964, с. 103).

Кант в «Критике способности суждения» (1790) дал систематич. анализ противоположности между прекрас­ным и В. (см. Соч., т. 5, М., 1966, с. 249—88). Если прекрасное характеризуется определ. формой, огра­ничением, то сущность В. заключается в его безгранич­ности, бесконечном величии и несоизмеримости с чело-веч. способностью созерцания и воображения. В. обна­руживает двойств. природу человека: оно подавляет его как физич. существо, заставляет его осознать свою конечность и ограниченность, но одновременно возвы­шает его как духовное существо, пробуждает в нём идеи разума, сознание нравств. превосходства даже над фи­зически несоизмеримой и подавляющей его природой. Вследствие этого нравств. характера В., связи его с идеей свободы Кант ставит В. выше прекрасного. Шиллер, развивая эти идеи Канта («О возвышенном», 1792), говорит уже о В. не только в природе, но и в исто­рии. В дальнейшем Шиллер преодолевает кантовское противопоставление прекрасного и В., вводя объеди­няющее их понятие идеально прекрасного.

В последующем развитии нем. эстетики центр тяжести в понимании В. был перенесён с восприятия его на соот­ношение между идеей и формой, выражаемым и выра­жением. Жан Поль определял В. как бесконечность, взятую применительно к чувств, предмету («Подготови­тельная школа эстетики»,— «Vorschule der Ästhetik», 1804), Шеллинг — как воплощение бесконечного в ко­нечном. В. для К. Зольгера есть идея, к-рая не выяви­лась полностью и только ещё «должна раскрыться» (см. «Vorlesungen über Ästhetik», Lpz., 1829, S. 242— 243), для Гегеля — несоразмерность между единичным явлением и выражаемой им бесконечной идеей.

Марксистская эстетика не противопоставляет В. прекрасному и рассматривает В. в тесной связи с ге­роизмом, с пафосом борьбы и творч. деятельности че­ловека, нар. масс. В. неотделимо от идеи величия и до-

стоинства человека, и в этом ему родственно трагиче­ское, к-рое представляет собой своеобразную форму воз­вышенно-патетического.

* Чернышевский Н. Г., В. и космическое, в кн.: Избр. филос. сочинения, т. 1, М., 1950, с. 252—99; S e i d Ι Α.,

Zur Geschichte des Erhabenheitsbegriffes seit Kant, Lpz., 1889; Hippie W. J., The beautiful, the sublime, the picturesque in eighteenth century British aesthetic theory, Carbonüale (111.), 1957; Monk S. H., The sublime..., Ann Arbor, I9602.

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, соотносит. филос. категории, характеризующие две осн. сту­пени в становлении и развитии предмета или явления. Возможность — объективная тенденция становления предмета, выражающаяся в наличии условий для его возникновения. Действительность — объективно су­ществующий предмет как результат реализации нек-рой возможности, в широком смысле — совокупность всех реализованных возможностей. Различают абстрактную (формальную) и реальную (конкретную) возможности. Абстрактная возможность характеризует отсутствие принципиальных препятствий для становления пред­мета («все возможно, что не противоречит себе»), одна­ко для её осуществления нет всех необходимых условий. Реальная возможность обладает для своей реализации всеми необходимыми условиями: скрытая в действи­тельности, она при определ. условиях становится но-вой действительностью. Изменение совокупности усло­вий определяет переход абстрактной возможности в ре­альную, а последняя превращается в действительность. Так, абстрактная возможность кризиса порождается с появлением элементарной метаморфозы товара Т — Д — Т, но только в условиях развитого капиталисти­ческого произ-ва эта возможность становится реаль­ной и реализуется в действительности. Численная мера возможности выражается посредством понятия ве­роятности.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)