АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПЕРВОБЫТНООБЩИННАЯ 7 страница

Читайте также:
  1. E. Реєстрації змін вологості повітря. 1 страница
  2. E. Реєстрації змін вологості повітря. 10 страница
  3. E. Реєстрації змін вологості повітря. 11 страница
  4. E. Реєстрації змін вологості повітря. 12 страница
  5. E. Реєстрації змін вологості повітря. 13 страница
  6. E. Реєстрації змін вологості повітря. 14 страница
  7. E. Реєстрації змін вологості повітря. 15 страница
  8. E. Реєстрації змін вологості повітря. 16 страница
  9. E. Реєстрації змін вологості повітря. 17 страница
  10. E. Реєстрації змін вологості повітря. 18 страница
  11. E. Реєстрації змін вологості повітря. 19 страница
  12. E. Реєстрації змін вологості повітря. 2 страница

В. И. Ленин, выдвинув задачу разработки «... мате­риалистической теории политики...» (ПСС, т. 21, с. 223), создал теорию социалистич. гос-ва, обосновал задачи его внутр. и внеш. политики, демократич. формы орга­низации и принципы строительства, разработал теорию междунар. отношений в переходную революц. эпоху, принципы мирного сосуществования гос-в с различным социальным строем. Ленин конкретно анализировал природу институтов власти и управления, структуру и деятельность партий, профсоюзов, борьбу классов и отд. групп, социальную психологию, политич. поведе­ние масс и их вождей, заложил основы теории управ­ления, являющейся важной составной частью П. н.

Крупными вехами в развитии марксистско-ленинской политич. теории стали Программа КПСС и Конститу­ция СССР 1977. Фундаментальные вопросы развития политич. системы социализма и совр. междунар. отно­шений нашли глубокое освещение и творч. разработ­ку в материалах 24—26-го съездов КПСС, в трудах руководителей КПСС и Сов. гос-ва.

В период между двумя мировыми войнами и в осо­бенности после 2-й мировой войны политич. исследова­ния получили широкое развитие во всем мире, что от­разилось, в частности, в создании в 1949 Междунар. ассоциации политич. наук. Это объясняется увеличени­ем удельного веса политики как фактора жизни чело-веч. общества, а также тем, что социальные революции, образование системы социализма, развал колон. импе­рий и возникновение новых нац. гос-в, усложнение форм классовой борьбы, развёртывание науч.-технич. революции поставили в центр внимания внутр. и внеш. политику в её самых разнообразных аспектах. В 1979 в Москве состоялся 11-й конгресс Междунар. ассоциа­ции политич. наук.

Бурж. политология, возникнув в Европе, получила значит. развитие в США. Она складывалась и как идео-логич. противовес марксизму, и как ответ на практич. потребности гос.-монополистич. капитализма, вызвав­шего значит. расширение объёма деятельности и власт­ных полномочий гос-ва. Для функционирования поли­тич. системы империализма стали необходимыми раз­работка технологии управления и методики манипули­рования обществ. сознанием, теоретич. обоснование целей внутр. и внеш. политики совр. бурж. гос-ва и определение оптимальных средств их достижения. Прикладным характером политич. исследований объяс­няется щедрое их финансирование как пр-вом США, так и «большим бизнесом». В результате политология,

ПОЛИТИЧЕСКАЯ 509

наряду с социологией и психологией, заняла ведущее место в амер. обществоведении.

В социалистич. странах исследование политич. си­стем и политич. отношений традиционно велось в рам­ках философии, науч. коммунизма, юриспруденции, политэкономии, истории. В 70-х гг. марксистско-ленин­ская П. н. складывается как самостоят. отрасль обще­ствоведения. В Венгрии, Польше, Румынии, Югославии работают соответствующие исследоват. центры и при­сваиваются учёные звания, политология преподаётся в высших уч. заведениях. Активно действуют ассоциа­ции политич. наук в ГДР и Чехословакии. В СССР политич. исследования получили развитие во многих отраслях обществознания; в 1955 создана Сов. ассоциа­ция политич. (государствоведч.) наук, являющаяся нац. членом Междунар. ассоциации политич. наук.

• Ленин В. И., О гос-ве. [Сб.], М., 1980; Бурлац­кий Ф. М., Г а л к и н А. А., Социология. Политика. Между-нар. отношения, М., 1974; Шахназаров Г. X., Социали­стич. демократия, Μ., 19742; Вятр Е., Социология политич. отношений, пер. с польск., М., 1979; Шахназаров Г. X., Бурлацкий Φ. Μ., О развитии марксистско-ленинской П. н., «ВФ», 1980, № 12; Ленин как политич. мыслитель, М., 1981. Φ. Μ. Бурлацкий.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА, см. Политическая система общества.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА общества, систе­ма государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определ. политич. функ­ции. Наряду с гос-вом как осн. звеном П. с., в неё вхо­дят партии, профсоюзы и др. орг-ции. Обществ. отно­шения в процессе осуществления политич. власти опре­деляют содержание деятельности учреждений и орг-ции, составляющих П. с. Формируется П. с. в процессе деле­ния общества на классы и появления гос-ва и в ходе исторического развития классового государственно организованного общества становится всё более раз­ветвлённой.

П. с. эксплуататорского общества отражает его классово антагонистич. характер. Определяющий фак­тор в этой системе — механизм диктатуры господствую­щего класса, к-рый в условиях совр. бурж. общества охватывает гос-во, бурж. и реформистские партии, оп-портунистич. профсоюзы, различные орг-ции и движе­ния политич. характера.

В бурж. обществе ключевые позиции в экономике и политике занимает монополистич. капитал, усиливает­ся влияние воен.-пром. комплекса на принятие не толь­ко экономич., но и политич. решений, на определение политики гос-ва как главного орудия политич. власти господствующего класса. Аппарат гос. власти функцио­нирует в тесной связи с др. звеньями П. с., к-рые актив­но используются для идеологич. воздействия на массы, манипулирования обществ. мнением и в конечном счёте для сохранения власти капитала.

Механизму диктатуры монополистич. капитала тру­дящиеся, и в первую очередь рабочий класс, противопо­ставляют свои политич. орг-ции — коммунистич. и ра­бочие партии, др. прогрессивные орг-ции.

Монополистич. капитал стремится различными спо­собами ограничить роль орг-ции рабочего класса и др. трудящихся, устранить их от политич. жизни. В ряде бурж. стран коммунистич. и рабочие партии подверга­ются преследованию и запретам.

В результате победы социалистич. революции возни­кает П. с. принципиально нового типа, призванная ох­ранять революц. завоевания трудового народа и обеспе­чить организацию, управление и руководство строи­тельством социалистич. и коммунистич. общества.

В П. с. социалистич. общества входят: коммунистич. партия, являющаяся её руководящей и направляющей силой, социалистич. гос-во, к-рое сотрудничает с обществ.

орг-циями — профсоюзами, комсомолом, коопе­рацией и др. объединениями трудящихся — составными

ПОЛИТИЧЕСКАЯ

звеньями П. с. социализма; первичной ячейкой П. с. социалистич. общества являются трудовые коллекти­вы. Охватывая все сферы обществ. жизни, все звенья П. с. в условиях социализма участвуют в решении по-литич., экономич., социальных и культурных проблем.

В соответствии с конкретно-историч. условиями раз­вития той или иной социалистич. страны П. с. имеет свои особенности. Так, в нек-рых странах социализма в П. с. входят неск. партий и такие орг-ции, как народный, отечеств. фронт.

П. с. социализма характеризуется последоват. демо­кратизмом. Социалистич. демократия предоставляет рабочему классу, всем трудящимся реальные возможно­сти для активного участия в управлении делами гос-ва и общества. Расширение и углубление социалистич. демократии — магистральное направление развития П. с. социализма.

В процессе строительства социализма и коммунизма П. с. проходит неск. этапов. В СССР после победы Οκτ. революции 1917 была установлена диктатура пролетариата. С построением зрелого социализма гос-во диктатуры пролетариата превратилось в обще-нар. гос-во. В Конституции СССР нашло выражение и закреплено дальнейшее развитие сов. П. с. в условиях развитого социалястич. общества.

• Map к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 25, ч. 2, с. 354; т. 28, с. 427; т. 37, с. 394—95, 417; Ленин В. И., ПСС, т. 30, с. 22 128; т. 33, с. 1 — 120; т. 34, с. 10, 200; т. 36, с. 151—52, 157—205, т. 37, с. 101 — 10, 235 — 338, 450; т. 39, с. 66, 281; т. 40, с. 143 — 260, 270; т. 41, с. 209; т. 42, с. 153—54, 278, 279; КПСС в резо­люциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 2, М., 19708; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Мате­риалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Брежнев Л. И., Вопросы развития П. с. сов. общества, М., 1977; его ж е, О Конституции СССР, М., 19772; Топорни н Б. Н., П. с. социализма, М., 1972; е г о же, Сов. П. с., М., 1975; Ч е χ а р и н В. М., Сов. П. с. в условиях развитого социализма, М., 1975; Основной Закон нашей жизни, М., 1978; Конституция развитого социализма, Μ., 19792; Сов. демократия в период развитого социализма, Μ., 19792; Бур­лацкий Ф., П. с. развитого социализма, «Коммунист» 1979, №. 12. Е. М. Чехарин.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ, наука о законах, управляющих произ-вом, распределением и обменом материальных жизненных благ в человеч. обществе на различных ступенях его историч. развития, «... наука об условиях и формах, при которых происходит произ­водство и обмен в различных человеческих обществах и при которых, соответственно этому, в каждом данном обществе совершается распределение продуктов...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 153—54). В. И. Ленин характеризовал П. э. как науку о развивающихся исторически укладах обществ. произ-ва, дающую представление о его раз­личных системах и о коренных чертах каждой системы (см. ПСС, т. 4, с. 36), и указывал, что предмет П. э. «... вовсе не „производство материальных ценностей", как часто говорят (это — предмет технологии), а обще­ственные отношения людей по производству» (там же, т. 2, с. 195).

На основе изучения П. э., как отмечал Ф. Энгельс, возникло всё содержание теории пролет. партии (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 13, с. 490). Марксизм произвёл революц. переворот в П. э., превратил её из социальной науки буржуазии в пролетарскую, подлинно науч. П. э., создав на месте II. э. собственности П. э. труда (см. К. Маркс, в кн. Марко К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, с. 9).

П. э. как самостоят. область знания возникла в кон. 16 в., на заре капиталистич. эпохи. Представители бурж. классич. П. э. стремились вскрыть внутр. струк­туру капиталистич. нроиз-ва. Историч. заслуга А. Сми­та и Д. Рикардо заключается в том, что они положили начали трудовой теории стоимости. Представители бурж. классич. П. э. выявили целый ряд «естеств. зако­нов» капитализма, но они не понимали его исторически преходящего характера и не видели классовой борьбы внутри бурж. общества. С установлением господства буржуазии, выступлением рабочего класса на историч.

арену и обострением классовой борьбы бескорыстные исследования в бурж. П. э. уступили место предвзятой апологетике. Обслуживая потребности хозяйствования монополий и экономич. политики капиталистич. гос-в (конкретные исследования, применение математич. ме­тодов и т. д.). бурж. П. э. по характеру объяснений обществ. отношений и тенденций развития капитализма всегда оставалась наукой апологетической. II. э.— наука классовая, партийная. Ленин считал, что ни одному бурж. экономисту, способному давать самые ценные работы в области фактич. спец. исследований, нельзя верить ни в одном слово, когда речь заходит об общей теории П. э. (см. ПСС, т. 18, с. 363).

Рычагом, при помощи κ-poro марксизм революцио­низировал П. э., явилась материалистич. диалектика в целом и материалистич. понимание истории в особенно­сти. Методологич. основой марксистско-ленинской П. э. служит диалектич. и историч. материализм. По харак­теристике Ленина, в марксизме философия и П. э. «... связаны в цельное материалистическое миросо­зерцание» (там же, т. 25, с. 37).

Революц. переворот в П. э. охватил всё содержание этой науки, начиная с понимания её предмета. Пред­шественники Маркса ставили своей задачей исследова­ние «богатства». Источниками богатства поочерёдно объявлялись те или иные особые виды труда: земледе­лие, мануфактура, мореплавание, торговля и т. д., пока Смит не провозгласил единств. источником материаль­ного богатства «... труд вообще, и притом в его общест­венной совокупности, как разделение тру-д а...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, с. 45). В отличие от своих предшественников Маркс поставил целью П. э. открытие экономич. закона движения бурж. общества. Представители бурж. клас-еич. П. э., придерживаясь рационалистич. философии, пытались вывести экономич. законы из природы «хо­зяйствующего человека», вступающего в экономич. от­ношения с другими, подобными ему одиночками. Марк­сизм показал, что произ-во всегда носит обществ. ха­рактер и исходным пунктом П. э. должно служить об­щество, а не отд. индивид. Маркс осуществил конкрет­ное исследование обществ. структуры произ-ва, к-рая определяет психику, волю, сознание и действия людей. Там, где представители бурж. П. э. видели отношения между вещами, марксизм вскрыл отношения между людьми — товаропроизводителями. Уже в товаре и в ещё большей степени в товаре как продукте капитала заключено овеществление общественных определений произ-ва, товарный фетишизм, характеризующий весь капиталистич. способ произ-ва (см. К. Маркс, там же, т. 25, ч. 2, с. 453).

Т. о., было выяснено, что предметом II. э. являются производств. отношения в их противоречивом единстве с производит. силами. Экономич. категории суть теоре­тич, выражения производств. отношений людей.. Сово­купность производств. отношений данного общества составляет его экономич. строй, или экономич. струк­туру. Анализ производств. отношений дал возможность обобщить социальную реальность разных стран в одном осн. понятии общественно-экономич. формации и уста­новить, что развитие и смена таких формаций являются естеств.-историч. процессом, протекающим по определ. объективным, т. е. не зависящим от воли и сознания людей, законам. В противоположность предшествовав­шим экономистам, рассуждавшим об «обществе вообще», Маркс дал в «Капитале» материалистич. анализ законов функционирования и развития самой сложной обществ.-экономич. формации — капиталистической.

Марксизм выяснил, что капиталистич. способ произ-ва есть исторически определ. форма обществ. процесса произ-ва. Обществ. процесс произ-ва представляет собой одновременно и процесс произ-ва материальных условий существования человеч. жизни, и протекаю­щий в специфич. историч. условиях процесс произ-ва и воспроиз-ва самих производств. отношений.

До возникновения марксизма П. э. была ограничена почти исключительно генезисом и развитием капиталис­тич. способа произ-ва, т.к. предшественники Маркса счи­тали капитализм вечным и естеств. состоянием общества. Марксизм показал, что 11. э. по самому существу своему историч. наука, т. к. она имеет дело с историч., т. е. постоянно изменяющимся, материалом. П. э. является наиболее глубоким теоретич. обоснованием историч. неизбежности революц. смены капитализма новым, высшим строем — социализмом. Эту неизбежность марксизм выводит всецело и исключительно из эконо­мич. закона движения бурж. общества. П. э. в единстве с марксистской философией и науч. коммунизмом рас­крывает законы движения социализма, его функциони­рования и перерастания в коммунизм.

П. э. как историч. наука выясняет исторически пре­ходящий характер производств. отношений и выражаю­щих эти отношения экономич. категорий. Изучая после­довательно сменявшиеся в истории обществ.-экономич. формации, П. э. исследует прежде всего особые законы каждой из них и лишь в результате этого исследования выясняет немногие законы, общие для всех или нес­кольких формаций. Попытка подвести под одни и те же законы экономику различных по своему характеру и строю обществ не может дать ничего, кроме самых ба­нальных общих мест (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 151).

П. э. изучает обществ. отношения произ-ва, к-рые определяют также др. стороны экономич. жизни обще­ства: распределение, обмен (обращение) и потребление (с его обществ. стороны). Принцип примата ироиз-ва служит водоразделом между марксистско-ленинской П. э. и различными течениями бурж. П. э., к-рые, выд­вигая на первый план отношения распределения, об­мена или потребления, не могут дать науч. объяснения капиталистич. действительности.

В обществе, разделённом на классы с противополож­ными интересами, производств. отношения представ­ляют собой в конечном счёте отношения между класса­ми. Отношение классов к средствам произ-ва закрепля­ется и оформляется в законах в виде той или иной фор­мы собственности на средства произ-ва. Отношения соб­ственности являются юридич. выражением существую­щих производств. отношений, к-рые представляют собой их реальное содержание.

Классовое деление общества В. И. Ленин рассматри­вал как «основу хозяйственного строя» всякой антаго-нистич. обществ.-экономич. формации (см. ПСС, т. 25, с. 44). В каждой такой формации конфликт между производит.

силами и производств. отношениями находит своё выражение в классовой борьбе, являющейся гл. движущей силой развития антагонистич. обществ.

П. э. выясняет объективный характер раскрываемых ею экономич. законов, существ. отличия в способе их действия на различных ступенях историч. развития общества.

В каждой обществ.-экономич. формации производств. отношения образуют определ. единство, систему, к-рой соответствует определ. система экономич. категории. Категории П. а. представляют собой теоретич. выраже­ние самых основных, коронных, массовых производ­ственных отношений. В П. э., по мысли Ленина, речь идёт «... о направлении развития в общем и целом, отнюдь не о частностях и поверхностных явлениях, ко­торые не могут быть учтены во всем своем разнообразии никакой теорией» (там же, т. 4, с, 205). Исследуя производственные отношения того или иного способа произ-ва, П. э. пользуется методом науч. абстракции (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф,, Соч., т. 23, с. 6). Среди бесконечного разнообразии свойств и черт, присущих экономич. явлениям, II, э, выделяет существенные, необходимые отношения, играющие опре-

ПОЛИТИЧЕСКАЯ 511

деляющую роль для этих явлений. Абстрактные кате­гории П. э., представляя собой отражение в сознании реально существующих отношений и связей, служат орудием всё более глубокого познания действительно­сти, раскрывают сущность экономич. явлений и про­цессов. Восходя от абстрактного к конкретному, П. э. не отходит от истины, а подходит к ней. П. э. таким путём воспроизводит в мышлении картину реальной действительности, выясняет способ проявления эконо-мич. законов. Как и всякая наука, П. э., по словам Ленина, «... показывает нам проявление основных законов в кажущемся хаосе явлений» (ПСС, т. 25, с. 46).

Характеризуя применение Марксом материалистич. диалектики к П. э., Ленин определил содержание «Капи­тала» словами: «История капитализма и анализ поня­тий, резюмирующих ее» (там же, т. 29, с. 301). В марк­систско-ленинской П. э. теоретич. исследование воспро­изводит в обобщённом виде, очищенном от случайно­стей и несуществ. моментов, историч. ход развития. Каждый шаг анализа, переход от рассмотрения одной категории к рассмотрению другой воспроизводит об­ширный историч. материал и соответствует определ. этапам развития экономич. жизни общества. Т. о., логич. метод исследования, применяемый П. э., пред­ставляет собой не что иное, как отражение историч. процесса в абстрактной и теоретически последоват. форме. Законы, раскрываемые П. э., представляют собой законы движения данного способа произ-ва. Выясне­ние этих законов служит ключом к пониманию процес­сов развития во всей их сложности и противоречивости. Маркс указывал, что «... развитие противоречий извест­ной исторической формы производства есть единствен­ный исторический путь ее разложения и образования но­вой» (M a p к с К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 23, с. 499).

Основы марксистской П. э. были заложены Марксом в «Капитале» и др. трудах, в работах Ф. Энгельса. Экономич. учение марксизма было всесторонне развито и обогащено Лениным на основе нового опыта историч. развития. Глубоко исследовав и обобщив развитие капитализма за полвека, прошедшие со времени появле­ния «Капитала» (1867), Ленин создал марксистскую теорию империализма. На основе опыта социалистич. революции в России Ленин разработал принципиальные положения П. э. социализма: изменение цели произ-ва и характера труда в результате ликвидации эксплуа­тации и установления обществ. собственности на сред­ства произ-ва, планомерный характер развития эконо­мики при наличии стоимостных отношений и хозрасчё­та, основы демократич. централизма в социалистич. хозяйствовании, принципы социалистич. организации труда и материальной заинтересованности, сочетание материальных и моральных стимулов к труду и др. Дальнейшее развитие П. э. совр. капитализма и П. э. социализма содержится в решениях и документах КПСС, братских коммунистич. партий и междунар. коммунистич. движения, в работах сов. экономистов, экономистов-марксистов др. стран.

Для развития П. э., связанного с эпохой зрелого социализма, первостепенное значение имеют решения 24—26-го съездов КПСС. На их основе решаются важ­нейшие теоретич. вопросы создания материально-технич. базы коммунизма и совершенствования производств.

отношений, повышения эффективности обществ. произ-ва; изучаются социально-экономич. проблемы науч.-технич. прогресса и труда, проблемы совершен­ствования управления нар. х-вом; исследуются зако­номерности развития мировой социалистич. системы, проблемы социалистич. экономич. интеграции и др.

• Маркс К., Введение. (Из экономич. рукописей 1857— 1858 гг.), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 12; е г о ж е, К критике П. э., там же, т. 13; его же, Критика Готской про­граммы, там же, т. 19; его же, Капитал, т. 1, 2 и 3, там же, т. 23, 24, 25, ч. 1 и 2; е г о же, Теории прибавочной стоимости,

ПОЛИТЦЕР

там же, т. 26, ч. 1, 2 и 3; Энгельс Ф., [Рецензия], Карл Маркс. «К критике П. л.», там же, т. 13; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20; его ж е, Закон стоимости и норма прибыли, там же, т. 25, ч. 2; Л е н и н В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, ПСС, т. 1; его ж е, Экономич. содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же; его т е, К характеристике экономич. ро­мантизма, там же, т. 2; е г о ж е, Рецензия [[на кн.]: А. Богда­нов. Краткий курс экономич. науки, там же, т. 4; е г о ж е, Карл Маркс, там же, т. 26; его ж е, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его же, Очередные задачи Сов. власти, там же, т. 36; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 39;его ж е, О прод. налоге, там же, т. 43; его же, Филос. тетради, там же, т. 29.

Л. А. Леонтьев.

ПОЛИТЦЕР (Politzer) Жорж [3.5.1903, Надьварад, Венгрия (ныне Орадя, СРР),— 23.5.1942], франц. фи­лософ-марксист. Чл. ЦК Франц. компартии. В 1930-х гг. был одним из основателей Рабочего ун-та в Париже. С начала нем.-фаш. оккупации Франции (1940) нахо­дился в подполье. Активный участник Движения Соп­ротивления, в 1942 был арестован вишистскими влас­тями, выдан оккупантам и ими расстрелян. Разраба­тывал с позиций диалектич. материализма про­блемы философии («Осн. проблемы совр. философии», «Les grands problemes de la Philosophie contemporaine», v. l, 1938), политэкономии и др. Выступал с критикой иррационалистич. философии Бергсона (1929), фрей­дизма. П. принадлежит идея построения т. н. конкрет­ной психологии, объектом к-рой должна быть реальная жизнь человека — «жизненная драма», а не то абстракт­ное искусств. построение внутр. психич. жизни, к-рое имела в виду классич. интроспективная психология (Вундт). Конкретная психология, по П., должна сосре­доточить своё внимание на реально-смысловой и дея-тельностной стороне психич. жизни личности.

• Critique des fondeinents de la Psychologie, Iv.l l, P., 1928; Ecrits, v. l—2, P., 1969; в рус. пер.— в сб.: Франц. коммунисты в борьбе за прогрессивную идеологию, М., 1953; Избр. филос. и психологич. труды, М., 1980.

• А н ц ы φ е p о в а Л. И., Памяти Ж. П., «Вопросы психо­логии», 1962, № 3;Chomarat G., G. Pojitzer aujourd'hui «La pensee», 1961, № 98.

ПОЛНОТА в логике и дедуктивных нау­ках, свойство аксиоматич. теории, характеризующее достаточность для к.-л. определ. целей её выразит. и дедуктивных средств. Аксиоматич. система наз. де­дуктивно полной по отношению к данной интерпрета­ции, если все её формулы, истинные при данной интер­претации, доказуемы в ней. Такое понятие П. связано с понятием истинности и носит семантич. (содержат.) характер. Понятие П. в узком смысле носит синтаксич. (формальный) характер и определяется как невозмож­ность присоединения к системе без противоречия ника­кой недоказуемой в ней формулы в качестве аксиомы.

В 1931 К. Гёдель установил принципиальную не­полноту достаточно богатых аксиоматич. теорий (вклю­чающих формальную арифметику натуральных чисел и аксиоматич. теорию множеств), т. е. наличие таких формул, к-рые в их рамках недоказуемы и неопроверга­емы. Это открытие привело к осознанию принципиаль­ной ограниченности роли аксиоматич.метода в математич. логике и стимулировало поиски новых логико-матема-тич. теорий. См. ст. Доказательство и лит. к ней. ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА, логика, в к-рой при­емлемыми считаются рассуждения, не связанные с оп­ровержениями, т. е. с обоснованиями ложности выс­казываний. Поскольку выражение «А — ложно» есть лишь иная форма выражения «не-А», в П. л. отказыва­ются от любых способов введения отрицания, к числу к-рых относятся приёмы косвенных доказательств, в т. ч. доказательств от противного, а также явные опре­деления отрицания. П. л. можно назвать, т. о., логикой без отрицания.

Логические законы, соответствующие правильным рассуждениям в П. л., описываются и каталогизиру­ются в соответствующих логич. исчислениях, из к-рых важнейшими являются положительное импликативное исчисление высказываний с единств. логич. операци­ей — импликацией и полное положит. исчисление

высказываний с конъюнкцией, дизъюнкцией, имплика­цией и эквиваленцией. Причём смысл этих операций детерминируется собств. постулатами П. л. Более силь­ные логич. исчисления получаются из исчислений П. л. последовательным неконсервативным расширением (усилением) их систем аксиом или правил вывода.Так, присоединение к импликативной П. л. правила reductio ad absurdum (сведения к абсурду) даёт минимальную логику Колмогорова (1925), а аналогичное добавление к полному положит. исчислению высказываний — ми­нимальную логику Йохансона (1936). Присоединяя к последней аксиому ex falso sequitur quod libet (проти­воречие влечёт произвольное утверждение) и аксиому tertium non datur (исключённого третьего принцип), получают соответственно интуиционистскую и классич. логику высказываний.

Т. о., все законы П. л. имеют силу (доказуемы) в ин­туиционистской и классич. логике. Но смысл логич.. операций, входящих в законы П. л. как подсистемы др. логик, заимствуется из этих более сильных логик, т. е. по существу уже не является «положительным».

• Ч ё p ч А., Введение в математич. логику, пер. с англ., т. 1, М., 1960, § 26; P а с ё в а Е., С и к о p с к и й Р., Математика метаматематики, пер. с англ., М., 1972, гл. 11, § 2—6.

ПОМПОНАЦЦИ (Pomponazzi) Пьетро (16.9.1462, Ман-туя,— 18.5.1525, Болонья), итал. философ, крупней­ший представитель аристотелизма эпохи Возрождения. В соч. «О бессмертии души» («Tractatus de immortali-tate animae», 1516, науч. изд. 1954) П., исходя из те­ории двойственной истины, отвергал к.-л. возможность дать рациональное доказательство бессмертия души, являющегося истиной религ. откровения; в связи с этим он критиковал учения о душе у Ибн Рушда и Фо­мы Аквинского как не вытекающие из данных «ес-теств. разума» и философии Аристотеля. Развивая эту т. зр. применительно к этике, П. видел в нравств. добродетели самой по себе естеств. награду и «достоин­ство» человека, а в пороке — его естеств. наказание. Эта книга П. вызвала резкие возражения со стороны представителей ортодоксальной схоластики. В трактате «О причинах естественных явлений, или О волшебстве» («De naturalium effectuum causis, sive De incantationi-bus», 1520, опубл. 1556) П. опровергал веру в чудеса и колдовство, предлагал объяснять таинств. явления естеств. причинами; в соч. «О фатуме, свободе воли и предопределении» («De fato, libero arbitrio et de prae-destinatione», 1520, опубл. 1567, науч. изд. 1957) за­щищал концепцию судьбы, близкую учению стоицизма. Оказал значит. влияние на развитие зап.-европ. свобо­домыслия 16—18 вв.

• Tractatus acutissimi, Venetiis, 1525; Corsi inediti dell'insegna-raento padovano, v. l—2, Padova, 1966—70.

• Горфункель А. X., Философия эпохи Возрождения, M., 1980, с. 160—85; Fiorentino P., Pietro Pomponazzi..., Fireme, 1868; N a r d i B., Studi su Pietro Pomponazzi, Firen/e, 1965; P o p p i Α., Saggi sul pensiero inedito di Pietro Pompo­nazzi, Padova, 1970; Zanier G., Ricerche sulla dittusione e fortune del «De Incantationibus» di Pomponazzi, Firenze, 1975.

ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, идеалистич. направ­ление в нем. философии и психологии 1-й трети 20 в. Восходит к работам Дильтея, видевшего в «понимании», интуитивном постижении нек-рой духовной целостности специфич. метод «наук о духе» в противоположность внешнему, рассудочному «объяснению» как методу «наук о природе». Согласно Дильтею, должна быть раз­работана новая, отличная от традиционной «описа­тельная» психология, исходным принципом к-рой должен стать самый феномен непосредственно пережи­ваемой внутр. связи душевной жизни. Связь эта трак­туется Дияьтеем как телеологическая, описание её структуры и должно стать предметом П. п. Идеи П. п. получили наиболее полную реализацию в работах Шпрангера, который ввёл термин «П. п.». Принципы П. п. оказали заметное влияние на отд. представите­лей экзистенциализма (Ясперс, Хайдеггер, Ортега-и-Гасет), на формирование понимающей социологии М. Вебера, а также герменевтики Гадамера и Рикёра.

• Дпльтей В., Описат. психология, пер. с нем., М., 1924; Шпрангер Э., Эротика и сексуальность в юношеском воз­расте, в сб.: Педология юности, М.— Л., 1931; Выгот­ский Л. С., Развитие высших пснхич. функций, M., 1960; Grüble H. W., Verstehende Psychologie, Stuttg., 1948.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)