АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, 10 страница

Читайте также:
  1. E. Реєстрації змін вологості повітря. 1 страница
  2. E. Реєстрації змін вологості повітря. 10 страница
  3. E. Реєстрації змін вологості повітря. 11 страница
  4. E. Реєстрації змін вологості повітря. 12 страница
  5. E. Реєстрації змін вологості повітря. 13 страница
  6. E. Реєстрації змін вологості повітря. 14 страница
  7. E. Реєстрації змін вологості повітря. 15 страница
  8. E. Реєстрації змін вологості повітря. 16 страница
  9. E. Реєстрації змін вологості повітря. 17 страница
  10. E. Реєстрації змін вологості повітря. 18 страница
  11. E. Реєстрації змін вологості повітря. 19 страница
  12. E. Реєстрації змін вологості повітря. 2 страница

Согласно схеме Г., «дух» просыпается в человеке к самосознанию сначала в виде слова, речи, языка. Ору­дия труда, материальная культура, цивилизация пред­стают как позднейшие, производные формы вопло­щения той же творч. силы духа (мышления), «понятия». Исходная точка развития усматривается, т. о., в спо­собности человека (как «конечного духа») к познанию «самого себя» через освоение всего того «богатства об­разов», к-рые до этого заключены внутри духа как неосознанные и непроизвольно возникающие в нём со­стояния.

Центр. место в диалектике Г. занимает категория противоречия как единства взаимоисключающих и од­новременно взаимопредполагающих противоположно­стей (полярных понятий). Противоречие понимается здесь как «мотор», внутр. импульс развития духа вооб­ще. Движение это восходит от «абстрактного к конк­ретному», ко всё более полному, многообразно рас­членённому внутри, «истинному» результату. Проти­воречие, по Г., недостаточно понимать лишь в виде антиномии, апории, т. е. в виде логически неразрешён­ного противоречия: его следует понимать более глу­боко и конкретно, когда исходная антиномия однов­ременно и осуществляется, и исчезает («снимается»).

С помощью созданного им диалектич. метода Г. кри­тически переосмысливает все сферы совр. ему куль­туры. На этом пути он всюду открывает напряжённую диалектику, процесс постоянного «отрицания» каждого наличного, достигнутого состояния духа следующим, вызревающим в его недрах состоянием в виде конкрет­ного, имманентного ему противоречия. Критич. анализ совр. ему состояния науки и её понятий переплетает­ся у Г. с некритич. воспроизведением и филос. «оправ­данием» ряда догм и предрассудков совр. ему сознания. Это противоречие пронизывает не только логику, но и др. части гегелевской филос. системы — философию природы и философию духа, составляющие соответст­венно 2-ю и 3-ю части его «Энциклопедии философс­ких наук» (1817). Философия духа развёртывается да­лее в «Философии права» (1821) и в изданных после смерти Г. лекциях по философии истории, эстетике, фи­лософии религии, истории философии. Так, в филосо­фии природы Г., критически анализируя механистич. воззрения науки 18 в., высказывает ряд идей, предвос­хищающих последующее развитие естеств.-науч. мысли (напр., о взаимосвязи и взаимопереходах определений времени и пространства, об «имманентной целесообра­зности», характерной для живого организма, и т. д.), но одновременно отказывает природе в диалектич. раз­витии. Рассматривая прошлое лишь с т. зр. тех диа­лектич. коллизий, к-рые вели к созреванию «настоя-

ГЕГЕЛЬ 103

щего», т. е. современности, некритически понятой как венец и цель процесса, Г. завершает философию исто­рии идеализированным изображением прусской конс-титуц. монархии, философию права — идеализирован-ным изображением бурж. правосознания, философию религии — апологией протестантизма. Консерватизм филос. системы Г. вступает здесь в противоречие с про­низывающим её диалектич. методом.

Развитое в «Философии права» учение Г. об объек­тивном духе оказало громадное влияние на последую­щее развитие социологии и социальной философии; с критики именно этого соч. Г. началась выработка Марк­сом материалистич. взгляда на общество и историю (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1). «Объективный дух» охватывает у Г. сферу социальной жизни и пони­мается как сверхиндивидуальная целостность, возвы­шающаяся над отд. людьми и проявляющаяся через их различные связи и отношения. «Объективный дух» развёртывается в праве, морали и нравственности, при­чём под нравственностью Г. понимает такие ступени объективации человеч. свободы, как семья, гражд. об­щество и гос-во. Г. отмечает противоречия бурж. обще­ства: поляризацию нищеты и богатства, одностороннее развитие человека в результате разделения труда и т. д.

Историю Г. рассматривает в целом как «прогресс духа в сознании свободы», к-рый развёртывается че­рез «дух» отд. народов, сменяющих друг друга в исто-рич. процессе по мере выполнения своей миссии. Идея объективной закономерности, прокладывающей себе дорогу независимо от желаний отд. лиц, нашла своё превратное отражение в учении Г. о «хитрости миро­вого разума», пользующегося индивидуальными ин­тересами и страстями для достижения своих целей.

В эстетике Г. дал содержат. трактовку прекрасного как «чувств. явления идеи», к-рая берётся не в её «чис­той», логич. форме, но в её конкретном единстве с не-к-рым внеш. бытием. Это определило гегелевское уче­ние об идеале и ступенях его развития («формах ис-к-ва»). Последние дифференцируются в зависимости от соотношения между идеей и её внеш. образом: в симво-лич. художеств, форме внеш. образ лишь намекает на идею (к этой стадии Г. относит вост. иск-во), в клас­сической — идея и её образ находятся в равновесии и полностью соответствуют друг другу (антич. иск-во), в романтической — над внеш. формой преобладают ду­ховный элемент, глубина души и бесконечность субъ­ективности (выросшее на основе христианства ср.-век. и новое европ. иск-во).

В лекциях по истории философии Г. впервые изоб­разил историко-филос. процесс как поступат. движе­ние к абс. истине, а каждую отд. филос. систему — как определ. ступень в этом процессе.

Бурж. философия послегегелевской поры не смогла усвоить действит. завоевания Г. в области диалектич. логики (см. Гегельянство, Неогегельянство). Формаль­ный аппарат диалектики Г. оказал значит, влияние на экзистенциализм (Ипполит, Сартр, Хайдеггер).

Маркс, Энгельс и Ленин, охарактеризовав историч. заслугу Г. в разработке идеалистич. диалектики, под­вергли её критике и переосмыслили с материалистич. позиций. Маркс подчёркивал, что его «...диалектиче­ский метод по своей основе не только отличен от ге­гелевского, но является его прямой противоположно­стью» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 21). Ленин отмечал, что логику Г. необходимо очи­стить от мистики (см. ПСС, т. 29, с. 93, 139, 238).

Критически переработанная философия Г. является одним из теоретич. источников марксизма-ленинизма. • Werke, Bd 1 — 19, В., 1832—87; Sämtliche Werke, Kritische Ausgabe, hrsg. v. G. Lasson und J. Hoffmeister, Bd l—30, Lpz.— Hamb., 1923—60; Sämtliche Werke, hrsg. v. H. Glock­ner, Bd 1—26, Stuttg., 1927—40; Theologische Jugendschriften, Tüb., 1907; Briefe von und an Hegel, Bd 1—3, Hamb., [1969]; в рус. пер.=Соч., т. 1 — 14, M.— Л., 1929—59; Эстетика, т. 1—4,

ГЕГЕЛЬЯНСТВО

М., 1968—73; Наука логики, т. 1—3, М., 1970—72; Работы раз­ных лет, т. 1—2, М., 1970—71; Энциклопедия филос. наук, т. 1 — 3, М., 1974—77; Философия религии, т. 1—2, М., 1975—1977; Политич. произв., М., 1978.

* Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; н г е л ь с Ф., Л. Фейербах и конец классич. нем. философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29; Г а и м Р., Г. и его время, пер. с нем., СПБ, 1861; К э p д Э., Г., пер. с англ., М., 1898; Фишер К., Г., его жизнь, соч. и учение, пер. с нем., СПБ, 1902—03; Ильин И. А., Филосо­фия Г. как учение о конкретности бога и человека, т. 1—2, Μ., 1918; Б а к p а д з е К. С., Система и метод философии Г., Тб., 1958; Овсянников М. Ф., Философия Г., М., 1959; Г у л ы г а А., Г., М., 1970; Сов. лит-pa о Г. (1970—1979), М., 1980; Rosenkranz K., G. W. P. Hegels Leben, В., 1844; Haering T h., Hegel, Bd 1—2, Lpz., 1929—38; Glock­ner H., Hegel, Bd 1—2, Stuttg., 1929—40; е г о ж e, Hegel-Lexikon, Bd 1—4, Stuttg., 1934—39; Kojeve A., Introduc­tion ä la lecture de Hegel, [P., 1947]; L u k А с s G., Der Junge He­gel, B., 19542; Hegel bei den Slaven, hrsg. v. D. Tschizewskij, Bad Homburg, 196l2; Hegel-Studien, [hrsg. v. F. Nicolin und O. P,ög-geler], Bd l —13—Bonn, 1961—78—; R o se n z w e i g F., Hegel und der Staat, Bd 1—2, Aalen, 19622; В е у e r W. R., Hegel-Bilder, B., 1967; Aktualität und Folgen der Philosophie Hegels, hrsg. v. O. Negt, Fr./M., 1970. Э. В. Ильенков.

ГЕГЕЛЬЯНСТВО, идеалистич. филос. течение, исхо­дившее из учения Гегеля и развивавшее его идеи. Воз­никло в Германии в 30—40-х гг. 19 в. В спорах по ре-лиг. вопросам внутри гегелевской школы выделилось неск. направлений. Т. н. правогегельянство трактова­ло Гегеля в духе протестантской ортодоксии (К. Гё-шель, Г. Хинрихс, Г. Габлер), рассматривая его филос. систему как рациональную форму богословия. Оппози­ционное левое Г., или младогегельянство (А. Руге, Б. Бауэр и др.), отрицало религ. мотивы учения Геге­ля и подчёркивало решающую роль личностного, субъ­ективного фактора в истории (противопоставляя его гегелевскому мировому духу). Промежуточное поло­жение занимало «ортодоксальное» Г., стремившееся сохранить учение Г. в его «чистоте» (К. Михелет, К. Ро-зенкранц и др.). Критика младогегельянства была да­на в работах К. Маркса и Ф. Энгельса «Святое семейс­тво» (1844) и «Немецкая идеология» (1845—46). По пу­ти преодоления младогегельянства пошли Гейне в Гер­мании, Герцен и Белинский в России. Дальнейшее раз­витие Г. вышло за пределы собственно гегелевской школы. Возрождение интереса к Гегелю в бурж. фило­софии 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. вызвало появление в различных странах многообразных течений т. н. нео­гегельянства.

ГЕГЕМОНИЯ ПРОЛЕТАРИАТА (от греч. ηγεμονία -предводительство, руководство), руководящая роль пролетариата в союзе классов, социальных слоев и групп, объединённых общими интересами в де-мокра-тич. и социалистич. революциях, в нац.-освободит. движении, в созидании социализма и коммунизма. Вопрос о Г. п. возникает в период превращения рабо­чего класса в самостоят. политич. силу в сер. 19 в. В. И. Ленин отмечал, что «... идея гегемонии... состав­ляет одно из коренных положений марксизма...» (ПСС, т. 20, с. 283), и подчёркивал, что «... именно сознание идеи гегемонии, именно воплощение ее в жизнь своею деятельностью...» являются необходимыми условиями превращения пролетариата в революц. класс (там же, с. 112, см. также с. 308). Проблема Г. п. связана с ме­стом рабочего класса в существующей обществ. систе­ме, его историч. ролью в преобразовании капиталис-тич. общества и включает проблему отношений проле­тариата с др. прогрессивными силами. Широта и фор­ма классовых союзов пролетариата определяются ха­рактером историч. эпохи, задачами, возникающими на определ. этапе борьбы в отд. странах, связанными со зрелостью самого рабочего класса, его способностью возглавить освободит. борьбу, развитостью др. клас­сов и соотношением классовых сил, нац. особенностя­ми той или иной страны. Неравномерность развития отд. стран определяет и различие как непосредствен­ных, так и более отдалённых революц. задач, к-рые необходимо разрешить в интересах прогрессивного развития той или иной страны.

Идея Г. п. была выдвинута К. Марксом и Ф. Энгель­сом на основе анализа историч. миссии рабочего класса как последовательно революц. класса. Определяя стратегич. и тактич. линию авангарда пролетариата — коммунистич. партии, Маркс и Энгельс писали в «Ма­нифесте Коммунистич. партии» (1848): «Коммунисты борются во имя ближайших целей и интересов рабочего класса, но в то же время в движении сегодняшнего дня они отстаивают и будущность движения... Коммунис­ты повсюду поддерживают всякое революционное движение, направленное против существующего об­щественного и политического строя» (Соч., т. 4, с. 458, 459). Маркс подчёркивал значение Г. п. в его союзе с крестьянством: «Крестьяне... находят своего естест­венного союзника и вождя в городском про­летариате, призванном ниспровергнуть буржу­азный порядок» (там же, т. 8, с. 211).

Идея Г. п. была развита Лениным, показавшим, что в эпоху империализма возможно осуществление руководящей роли пролетариата не только в социа-листич. революции, но также и в бурж.-демократич. революции, в нац.-освободит. движении. Ленин счи­тал, что Г. п. в бурж.-демократич. революции обеспе­чивает её победу и является также важнейшей предпо­сылкой её перерастания в революцию социалистиче­скую. Ленин показал, что пролетариат во главе с ком­мунистич. партией, даже составляя меньшинство на­селения, способен сплотить вокруг себя массы эксплуа­тируемых и обеспечить победу над буржуазией. Важ­нейшим условием Г. п. является союз рабочего класса с крестьянством.

Теория Г. п. нашла практич. воплощение в Рево­люции 1905—07, в Февр. бурж.-демократич. револю­ции 1917, а особенно в Οκτ. революции 1917 в России и нар.-демократич. революциях сер. 20 в. Диктатура пролетариата представляет собой новую форму Г. п., когда рабочий класс как самая передовая и организо­ванная сила осуществляет гос. руководство обществом в период построения социализма. Рабочий класс сохраняет руководящую роль и в системе общенар, гос-ва в период строительства коммунизма, вплоть до полного уничтожения классов. Междунар. рабочий класс и мировая система социализма выступают геге­моном всемирной антиимпериалистич. борьбы. В совр. условиях рабочий класс ведёт освободит. борьбу в странах, находящихся на различных ступенях раз­вития. В развитых странах гос.-монополистич. капи­тализма рабочий класс во главе о коммунистич. пар­тиями стремится к созданию широкого союза в борьбе против всевластия монополий, за антимонополистич. демократию и социализм. В тех странах Азии, Лат. Америки, Африки, где существует рабочий класс, он ставит целью создание единого антиимпериалистич. нац. фронта, объединяющего рабочий класс, кресть­янство, гор. мелкую буржуазию, а также в ряде стран нац. буржуазию и др. патриотич. силы (армию, интел­лигенцию, студенчество).

Историч. опыт свидетельствует, что руководящая роль рабочего класса — необходимое условие успеха освободит. борьбы нар. масс.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; Ленин В. И., Что делать?, ПСС, т. 6; его же,,Две тактики социал-демократии в демократич. рево­люции, там же, т. И; е г о ж е, Отношение социал-демократии к крест, движению, там же; его же, О лозунге Соединенных Штатов Европы, там же, т. 26; е г о ж е, Империализм, как выс­шая стадия капитализма, там же, т. 27; его же, О задачах пролетариата в данной революции, там же, т. 31; его же, Гос-во и революция, там же, т. 33; е г о ж е, Один из коренных вопросов революции, там же, т. 34; е г о ж е, Детская болезнь «левизны» в коммунизме, там же, т. 41; Программные докумен­ты борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Про­грамма КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Между­нар. совещание коммунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981.

А. М. Ковалёв.

ГЁДЕЛЬ (Gödel) Курт [28. 4. 1906, Брюнн (Брно),— 14.1.1978, Принстон], австр. логик и математик. С 1940 в США. Осн. труды в области матем-атич. логики а тео-

рии множеств. Важнейший результат, полученный Г.,— доказательство неполноты достаточно богатых формальных систем (в т. ч. арифметики натуральных чисел и аксиоматич. теории множеств). Г. показал, что в таких системах имеются истинные предложения, к-рые в их рамках недоказуемы и неопровержимы. В филос.-методологич. плане теорема Г. о неполноте оз­начала утверждение принципиальной невозможности полной формализации науч. знания. Г. принадлежит ряд результатов в теории моделей, в области конст­руктивной логики и др. разделах математич. логики. В 30-х гг. филос. взгляды Г. были близки к неопози­тивизму, впоследствии выступал с критикой субъек­тивизма в филос. истолковании логики.

• в рус. пер.: Совместимость аксиомы выбора и обобщенной кон­тинуум-гипотезы с аксиомами теории множеств, «Успехи мате­матич. наук», 1948, т. 3, в. 1; Об одном ещё не использованном расширении финитной т. зр., в сб.: Математич. теория логич. вывода, М., 1967.

• Клини С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957 (библ.); Нагель Э., Ньюмен Д. Р., Теорема Г., пер. с англ., М., 1970.

ГЕДОНИЗМ (от греч. ηδονή — наслаждение), этич. позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеч. поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в Г. рассматривается как осн. движущее начало человека, заложенное в нём от природы и пре­допределяющее все его действия, что делает Г. разно­видностью антропологич. натурализма. Как норматив­ный принцип Г. противоположен аскетизму.

В Др. Греции одним из первых представителей Г. в этике был основоположник киренской школы Арис-типп (нач. 4 в. до н. э.), видевший высшее благо в дости­жении чувств. удовольствия. В ином плане идеи Г. получили развитие у Эпикура и его последователей (см. Эпикуреизм), где они сближались с принципами эвдемонизма, поскольку критерием удовольствия рас­сматривалось отсутствие страданий и безмятежное со­стояние духа (атараксия). Гедонистич. мотивы получа­ют распространение в эпоху Возрождения и затем в этич. теориях просветителей. Гоббс, Локк, Гассенди, франц. материалисты 18 в. в борьбе против религ. по­нимания нравственности часто прибегали к гедонистич. истолкованию морали. Наиболее полное выражение принцип Г. получил в этич. теории утилитаризма, по­нимающего пользу как наслаждение или отсутствие страдания (И. Бентам, Дж. С. Милль). Идеи Г. разде­ляют и нек-рые совр. бурж. философы — Дж. Санта-яна, М. Шлик, Д. Дрейк и др. Марксизм критикует Г. прежде всего за натуралистич. и внеисторич. понимание человека, видит в нём крайне упрощённое истолкование движущих сил и мотивов человеч. поведения, тяготе­ющее к релятивизму и индивидуализму.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 418—20; Гом-перц Г., Жизнепонимание греч. философов и идеал внутр. свободы, пер. с нем., СПБ, 1912.

ГЕЙЗЕНБЕРГ, Хайзенберг (Heisenberg) Вер-нер (5. 12. 1901, Вюрцбург,— 1.2.1976, Мюнхен), нем. физик-теоретик, один из создателей квантовой меха­ники. С 1941 директор Ин-та кайзера Вильгельма (с 1946 — Ин-т Макса Планка). Нобелевская пр. по физи­ке (1932).

В ст. «О квантовотеоретич. истолковании кинематич. и механич. соотношений» («Quantentheoretische Umdeu­tung der kinematischen und mechanischen Beziehun­gen», 1925) Г. построил исторически первый вариант квантовой механики — матричную механику. В осно­вополагающей работе «О наглядном содержании кван­товотеоретич. кинематики и механики» («Über den an­schaulichen Inhalt der quantentheoretischen Kinematik und Mechanik», 1927) дал вывод соотношения неопре­делённостей, выражающего ограничения на употреб­ление классич. понятий в квантовой механике. Г. яв-

ГЕЙЗЕНБЕРГ 105

ляется одним ив авторов протонно-нейтронной модели строения атомного ядра (1932). В последние годы жиз­ни Г. работал над проблемами квантовой теории поля. Значит, место в науч. творчестве Г. занимают раз­работка филос.-методологич. проблем физики и её ис­тории. С именем Г. связывается формулировка принци­па наблюдаемости, введение понятия замкнутой физич. теории, новая постановка проблемы причинности. Ряд методологич. работ Г. посвящён исследованию связи совр. физики с идеями антич. философии, в к-рых он отдаёт предпочтение объективно-идеалистич..натур-филос. идеям Платона. Г. защищал субстанциальную трактовку энергии в духе энергетизма, считая, что все элементарные частицы «сделаны из энергии». В ряде работ Г. анализировал понятие простоты науч. теории, различные аспекты концепции дополнительности, со-циокультурные проблемы науки.

• в рус. пер.; Физич. принципы квантовой теории, М.— Л., 1932; Филос. проблемы атомной физики, М., 1953; Физика и философия, М,, 1963; Введение в единую полевую теорию эле­ментарных частиц, М., 1968.

• К у з н е ц о в И. В., В чем прав и в чем ошибается В. Г., «ВФ», 1958, №11; Омельяновский М.Э., Несколь­ко замечаний по поводу статьи В. Г., там же, 1979, № 12, с. 44—48.

ГЕЙЛИНКС (Geulincx) Арнольд (31.1.1624, Антвер­пен,— 1669, Лейден), голл. философ-идеалист. Под­верг критике схоластич. аристотелизм. Философия Г. сложилась под влиянием Декарта. Как один из гл. представителей окказионализма доказывал невозмож­ность взаимовлияния души и тела, уподобляя их двум часам, ход к-рых изначально согласован богом (позже Лейбниц использовал этот пример для теории преду­становленной гармонии).

• Gnotti se auton sive Ethica, [s. 1.1, 1675; Physica vera, Is. 1.1, 1688; Metaphysica vera..., Amst., 1691; Opera philosophica, v. 1—3, Is. l.j, 1891 — 93.

• История философии, т. 1, M., 1957, с. 406—08; V I e e-schauwerH. J. de, Three centuries of Geulinrx research. A bibliographical survey, Pretoria, 1957; L a t t r e A. de, L'oc-casionallsme d'A. Geulincx, P., 1967.

ГЕККЕЛЬ (Haeckel) Эрнст (16.2.1834, Потсдам,— 9.8.1919, Йена), нем. биолог, учёный-материалист. На­иболее известны труды Г. по развитию эволюц. учения и популяризации основ естеств.-науч. материализма. В кн. «Мировые загадки» (1890, рус. пер. 1937), поло­жительное значение к-рой отметил В. И. Ленин (см. ПСС, т. 18, с. 370—71), Г. отстаивал материалистич, мировоззрение в противовес идеализму и агностициз­му. В своей методологии Г. противопоставлял индук­цию дедукции (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., т.-20, с. 540—43). На основе теории Дар­вина о происхождении видов Г. развил учение о зако­номерностях происхождения и развития живой приро­ды, пытаясь проследить генеалогич. отношения между различными группами живых существ (филогенез) и представить эти отношения в виде «родословного дре­ва». Ключом к познанию филогенеза, по Г., служит изу­чение развития особи — онтогенез. В трактовке дви­жущих сил эволюции Г. проявлял непоследователь­ность, пытаясь эклектически соединить принципы Дар­вина и Ламарка.

• в рус. пер.: Совр. знания о филогенетич. развитии человека, СПБ, 1899; Мировоззрение Дарвина и Ламарка, СПБ, 1909; Борьба за эволюц. идею, СПБ, 1909; Естеств. история миро-творения, т. 1—2, СПБ.И914; Происхождение человека, П., 1919; Монизм, Гомель, 1924.

• У ш м а н Г., Определение Э. Г. понятия «экология», в кн.: Очерки по истории экологии, М., 1970, с. 10—21; S eh m i d t H., Ernst Haeckel. Leben und Werke, B., 1926; Ernst Haeckel, hrsg. v. V. Franz, Bd l—Sein Leben, Denken und Wirken, Jena, 1943.

ГЕЛЕН (Gehlen) Арнольд (29.1.1904, Лейпциг,—30. 1.1976, Гамбург), нем. философ (ФРГ), один из основа­телей философской антропологии. В основном соч. «Че­ловек. Его природа и его положение υ мире» («Der Mensch. Seine Natur und seine Stellung in der Welt», 1944) выражена ключевая для нем. филос. антрополо-

ГЕЙЛИНКС

гии филос.-биология, концепция. Исходный тезис о доминирующем значении бессознат. витальной сферы и положение Ницше о человеке как «ещё не опреде­лившемся животном» служили у Г. для биологич. обоснования специфической, исключительной для жи­вотного мира природы человеч. существа. Согласно Г., человек является «биологически недостаточным» су­ществом, поскольку он плохо оснащён инстинктами, «не завершён» и «не закреплён» в животно-биологич. организации, а потому лишён возможности вести чисто естеств. существование. Человек предоставлен самому себе, вынужден искать способы применения своих воз­можностей и способностей, природой предопределена его открытость миру и его деятельная природа. Исто­рия, общество и его институты предстают у Г. лишь в качестве форм, восполняющих биологич. недостаточ­ность человека и оптимально реализующих его по­луинстинктивные устремления. Биологизаторский под­ход Г. к человеку ведёт к иррационалистически-ис-кажённому представлению его сущности, не позволяет адекватно понять сущность человеч. сознания и соци­альный опыт.

• Gesamtausgabe, Bd 1—7 —, Fr./M., 1977—80—; Studien zur Anthropologie und Soziologie, Neuwled ain Rhein — B., 1963; Urmensch und Spätkultur, Fr./M.— Bonn, 19642; Die Seele im technischen Zeitalter, Hamb., 1964; Moral und Hyper-moral, Fr./M.— Bonn, 19702.

• Григорьян Б. Т., Филос. антропология сегодня, в кн.: Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ, М., 1978; G l a s e z. W. R., Soziales und instrumentales Handeln. Prob­leme der Technologie bei Arnold Gehlen und Jürgen Habermas, Stuttg., 1972.

ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ, гелиоцентрич. система мира (от греч. ήλιοζ — Солнце), представление о том, что центр. телом Солнечной системы является Солнце; Вселенная в совр. понимании центра не имеет. Идея Г. возникла ещё в античности, но как система мира, спо­собная противостоять геоцентризму, развита в кн. Ко­перника «Об обращении небесных сфер» (1543). В перво-нач. виде система Коперника сохраняла нек-рые пе­режитки геоцентризма, напр. представления о равно­мерном круговом движении планет и о наличии у Все­ленной единого центра (Солнце), к-рые были преодо­лены Бруно, И. Кеплером, Галилеем и др. Г. оконча­тельно восторжествовал в результате трудов Ньютона: закон всемирного тяготения и законы механики объ­ясняли все особенности планетных движений. Были от­крыты также и убедит. наблюдат. доказательства вра­щения Земли (маятник Фуко и др.) и её движения по ор­бите (параллаксы звёзд и др.). Спор геоцентризма и Г. был также мировоззренческим и идеологическим: ка-толич. церковь увидела в Г. отрицание христ. космоло-гич. предпосылок; книга Коперника была запрещена церк. цензурой более двух столетий (1616—1822). Г. открыл новую эпоху в развитии астрономии, науч. мысли вообще, нанёс удар господствовавшим недиалек-тич. представлениям о том, что подлинные свойства предмета доступны непосредств. наблюдению и воспри­ятию (наивный реализм, метафизич. материализм), под­готовил почву для открытия диалектики сущности и яв­ления.

ГЕЛЬВЕЦИЙ (Helvetius) Клод Адриан (31.1.1715, Париж,— 26.12.1771, там же), франц. философ-мате­риалист, идеолог революц. франц. буржуазии 18 в. Сблизившись с Монтескье и Вольтером, с 1751 посвя­тил себя науч. занятиям. Одно из гл. соч. Г.— «Об уме» (1758; рус. пер. 1917, 1938) — было запрещено и сожжено.

Согласно Г., мир материален, бесконечен во временп и пространстве, находится в постоянном движении, мышление и ощущение являются свойствами материи, возникшими как её наиболее сложные образования. Г. одним из первых среди франц. материалистов 18 в. пре­одолел непоследовательность теории познания Локка, придав его сенсуализму открыто материалистич. ха­рактер; Г. был противником агностицизма. Подверг резкой критике идеи существования бога, сотворения

мира, бессмертия души. Однако Г. не вышел за пре­делы метафизич. мышления, абсолютизировал значе­ние законов механики.

Критикуя теология, воззрения на обществ. жизнь, Г. объяснял её без помощи сверхъестеств. сил, не выходя, однако, за пределы идеалистич. понимания истории. Г. начинал изучение обществ. явлений с изолированного индивида, признавая сознание и страсти человека гл. движущей силой обществ. развития. Он критиковал учение о врождённом неравенстве интеллектуальных способностей людей, а различия их психич. и морально­го склада объяснял прежде всего особенностями среды, в к-рой они воспитывались. Подвергнув критике ре-лиг. и спиритуалистич. этику, основанную на призна­нии врождённости моральных чувств и понятий, Г. до­казывал опытное происхождение нравств. представле­ний, их обусловленность интересами индивида. Этот индивидуализм Г. пытался сочетать с обществ. интере­сом, к-рый в действительности был идеализированным классовым интересом буржуазии.

Г. выдвинул требование полной ликвидации феод. отношений и феод. собственности. Считая респ. форму правления непригодной для больших гос-в, он был сто­ронником просвещённого абсолютизма, в понятие к-ро-го вкладывал бурж.-демократич. содержание.

Деятельность Г. сыграла значит. роль в идеологич. подготовке Великой франц. революции, в идейной подготовке утопич. социализма нач. 19 в. и развитии филос. мысли.

• Oeuvres completes, v. l—14, P.,1795; в рус. пер.— Счастье. Поэма, М., 1936; О человеке, его умств. способностях и его воспитании, М., 1938.

«Плеханов Г. В., Очерки по истории материализма, Избр. филос. соч., т. 2, М., 1956; Воронины и И. П., К. А. Г., М., 1934; Момджян X. Н., Философия Г., М., 1955; Keim Α., Helvetius, sa vie et son oeuvre, P., 1907; Grossman M., The philosophy of Helvetius..., N. Y., 1926; Horowitz I. L., Claude Helvetius..., N. Y., 1954.

ГЕНЕЗИС (греч. γένεσις), происхождение, возникнове­ние; в более широком смысле — зарождение и последу­ющий процесс развития, приведший к определ. со­стоянию, виду, предмету, явлению. См. также Генети­ческий метод, Историзм.

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД, метод науч. познания, ис­следующий возникновение, происхождение и становле­ние развивающихся явлений. Г. м. предполагает ана­лиз нек-рого исходного состояния объекта и выведение из него последующих состояний. Попытки осмысления происхождения и возникновения бытия, мира, отд. процессов и явлений характерны уже для мифоло­гии. Генезис природного и социального бытия был в центре внимания антич. мыслителей, выдвигавших раз­личные исходные первоначала (атом у Демокрита, сти­хии у Аристотеля, субстанция и др.).

В ходе развития науки Г. м. складывается к кон. 18 — нач. 19 вв. и находит своё выражение в космого­ния, гипотезе Канта — Лапласа, атомистике Дальтона и др. В философии Гегеля Г. м. кладётся в основу фено-менологич. анализа сознания, к-рый ставит своей це­лью показать историч. метаморфозы форм сознания и раскрыть становление науки вообще. Проникновение генетич. анализа в науки, исследующие процессы раз­вития, привело к утверждению Г. м. как особого мето­да познания и к возникновению спец. отраслей знания (теория эволюц. происхождения видов Дарвина, гене­тич. психология, генетич. социология и др.). В зап.-европ. философии 20 в. Г. м. преим. используется при анализе форм сознания, предрассудков, ценностных установок и т. д. (фрейдизм отстаивает идею выведения различных форм сознания из архетипов, неокантиан­ство кладёт в основание теории познания принцип ге­незиса и идеального конструирования; в феноменоло­гии выделяются статич. и генетич. подходы в теории сознания).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)