АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ 275 3 страница

Читайте также:
  1. E. Реєстрації змін вологості повітря. 1 страница
  2. E. Реєстрації змін вологості повітря. 10 страница
  3. E. Реєстрації змін вологості повітря. 11 страница
  4. E. Реєстрації змін вологості повітря. 12 страница
  5. E. Реєстрації змін вологості повітря. 13 страница
  6. E. Реєстрації змін вологості повітря. 14 страница
  7. E. Реєстрації змін вологості повітря. 15 страница
  8. E. Реєстрації змін вологості повітря. 16 страница
  9. E. Реєстрації змін вологості повітря. 17 страница
  10. E. Реєстрації змін вологості повітря. 18 страница
  11. E. Реєстрації змін вологості повітря. 19 страница
  12. E. Реєстрації змін вологості повітря. 2 страница

С развитием капитализма, по мере углубления обществ.

разделения труда и роста специализации в сел. х-ве, усиливается зависимость крестьян от рынка, их х-ва всё более подчиняются законам капиталистич. конкуренции, превращаются в коммерч. предприятия. В условиях совр. науч.-технич. революции создаются условия для полного перевода сел. х-ва на пром. осно­ву. Крест. х-ва в развитых капиталистич. странах или полностью подчиняются монополиям и превращаются в простое технология, звено процесса крупного произ-ва или просто вытесняются и исчезают. Это находит своё выражение в резком падении уд. веса самодеят. насе­ления, занятого с.-х. трудом,— с нач. 50-х гг. до нач. 70-х гг. 20 в. в 2—3 раза.

Социалистич. революция коренным образом изме­няет обществ.-экономич. положение К. Помещичье и крупное капиталистич. землевладение ликвидируется; осн. масса земель переходит трудящимся крестьянам.

КРЕСТЬЯНСТВО 283

Социалистич. гос-во оказывает помощь бедняцко-се-редняцким слоям К., ограничивает эксплуататорские возможности и развитие кулачества, используя нало­говую политику, землеустройство, снабжение маши­нами и орудиями, кредит и т. п.

Однако до перехода к социалистич. формам произ-ва крест. х-ва в массе своей остаются мелкотоварными и продолжают порождать «... капитализм и буржуазию постоянно, ежедневно, ежечасно, стихийно и в мас­совом масштабе» (Ленин В. И., там же, т. 41, с. 6). Так, в сов. деревне эпохи нэпа численно уменьшались бедняцкие, полупролетарские слоя, росло и укрепля­лось среднее, мелкобурж. К., при одновременном, хо­тя и более медленном, чем при капитализме, росте бат­рачества и кулачества.

Коренное отличие развития деревни в условиях строи­тельства социализма состоит в образовании и раз­витии социалистич. и переходных к социалистичес­ким производств. отношений. Широкое распростране­ние получают различные формы кооперирования крест. х-в в сфере товарно-ден. обмена и обслуживания мел­кого произ-ва. Кооперация связывает крест. х-во с со­циалистич. пром-стью и постепенно меняет его обществ.-экономич. отношения, внедряя и усиливая в них элементы коллективизма. Возникают и растут социа­листич. формы с. х-ва — госхозы и производств. коопе­ративы (в СССР — совхозы и колхозы).

Осн. звеном социалистич. преобразования с. х-ва явилось массовое производств. кооперирование крест. х-в, означавшее глубочайшую революцию в экономич. отношениях, во всём укладе жизни К. Мелкотоварный уклад в деревне уступает место социалистическому; индивидуальный труд заменяется коллективным; раз­вёртывается процесс коренной технич. реконструкции с. х-ва, создаются основы для его перевода на индуст­риальную основу. В СССР производств. кооперирова­ние осн. массы крест. х-в проходило в форме сплош­ной коллективизации (1930—32). В большинстве за-рубежных социалистич. стран производств. коопери­рование было проведено в течение 50-х гг. Повсюду процесс массового кооперирования крест. х-в раз­вивался в тесной связи с индустриализацией, а также культурной революцией. Деревня избавилась от клас­сового расслоения, К. стало социально однородным классом. Превращение К. в класс социалистич. обще­ства означало решающее сближение его с рабочим классом, укрепление союза этих классов как основы нового обществ. строя (см. Союз рабочего класса и кресть­янства).

Индустриализация с.-х. произ-ва и повышение про­изводительности с.-х. труда обусловили быстрое сок­ращение численности и уд. веса сел. населения, в т. ч. К. В СССР, доля сел. населения в 1926 составляла 82,1% (в т. ч. К. — 75%); в 1939 соответственно — 67% и 49,8% (включая крестьян-единоличников и некооперированных кустарей, к-рые составляли 2,6%); в 1959— 52% и 31,7%; в 1970 — 40% и 17,8%, в 1981 — 37% и 13,8%.

Дальнейшее развитие производит. сил в условиях развитого социализма ведёт к постепенному преобра­зованию с.-х. труда в разновидность индустриального. Повышение уровня обобществления произ-ва сближает кооперативную собственность с государственной, под­готавливает условия для полного их слияния в единую общенар. собственность. Крупным шагом на этом пути является образование межкооперативных, а также смешанных гос.-кооперативных объединений, интен­сивный процесс формирования агр.-пром. комплекса экономики. Одновременно происходит совершенство­вание форм организации и оплаты труда колхозников, распространение на них системы социального обеспе­чения, установленной для рабочих и служащих. Всё

КРИЖАНИЧ

это постепенно ведёт к уничтожению разницы в соци­альном положении рабочих и К. (см. Материалы XXVI съезда КПСС, 1981, с. 53).

Развивающиеся страны в большинстве своём сохра­няют крест. облик. В Азии и Африке К. составляет осн. массу населения. В Лат. Америке уд. вес самостоят.

мелких крестьян резко сокращается в результа­те пауперизации, возрастает масса полупролетарского и полукрестьянского населения и особенно люмпен-пролетариев. В тропич. Африке, ряде стран и районов центр. и юго-вост. Азии значит. масса сел. населения ещё не порвала с родо-племенными отношениями. Не будучи К. в строгом смысле этого слова, оно подвер­гается капиталистич. эксплуатации и расслоению или — в странах социалистич. ориентации — вовлекается в процесс кооперирования так же, как и собственно крест. слои.

К. развивающихся стран — активная революц. сила в совр. мире, вместе с рабочим классом борющаяся против местных эксплуататоров (помещиков, кулаков, представителей торг.-пром. буржуазии) и иностр. гос.-монополистич. капитала. Вместе с тем крест. револю­ционность характеризуется стихийностью, резкими колебаниями и противоречиями в политике и идеоло­гии, связью с религ. движениями.

Огромный ущерб мировому революц. процессу в совр. условиях наносят неопопулистские и другие кон­цепции перехода «революц. мандата» от рабочего клас­са к К., превращения К. в гл. революц. силу.

Историч. опыт подтвердил верность марксистско-ленинского положения о союзе рабочего класса и К. как необходимом условии революц. преобразования общества. Гл. предпосылкой успешного развития сою­за трудящихся классов и решения стоящих перед ни­ми революц. задач является руководящая роль рабо­чего класса и его авангарда — коммунистич. и рабо­чих партий.

• Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 8; е г о ж е, Капитал, т. 1, там же, т. 23, гл. 24; его же, Капитал, т. 3, там же, т. 25, гл. 36—47; его же, Экономич. рукописи 1857—1859 гг., там же, т. 46 (ч. 1—2); Энгельс Ф., Крест. вопрос во Фран­ции и Германии, там же, т. 22; Ленин В. И., Развитие капи­тализма в России, ПСС, т. 3; е г о ж е, Агр. программа социал-демократии в первой рус. революции 1905 —1907 гг., там же, т. 16; его же, Доклад о земле 26 октября (8 ноября) [1917], там же, т. 35; его ж е, Очередные задачи Сов. власти, там же, т. 36; его же, Письмо к елецким рабочим, там же, т. 37; его m е, Пролет. революция и ренегат Каутский, там же; его же, Проект программы РКП(б), там же, т. 38; его же, Доклад о работе в деревне 23 марта (1919 г.), там же; его же, Экономи­ка и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 39; его же, Первонач. набросок тезисов по агр. вопросу (Для 2-го съезда Коммунистич. Интернационала), там же, т. 41; е г о ж е, Доклад о замене разверстки натуральным налогом 15 мар­та (1921 г.), там же, т. 43; его ж е, О продовольств. налоге (Значение новой политики и ее условия), там же; его же, Тезисы доклада о тактике РКП 13 июня 1921 г. (III конгресс Коммунистич. Интернационала), там же, т. 44; его ж е, К че­тырехлетней годовщине Οκτ. революции, там же; его же, О кооперации, там же, т. 45; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Конституция (Основной Закон) Союза Сов. Социалистич. Республик, М., 1977; Брежнев Л. И., О Конституции СССР, М., 1977; Арутюнян Ю. В., Социальная структура сельского населе­ния в СССР, Μ., 197Γ, С и м у ш П. И., Социальный портрет сов. К., М., 1976; Староверов В. И., Социальная струк­тура сельского населения СССР на этапе развитого социализма, М., 1978.. В. П. Данилов, Л. В. Данилова.

КРИЖАНИЧ (Krizanic) Юрий (ок. 1618, Обрх, близ Горицы, Югославия,— 12.9.1683, близ Вены), предста­витель обществ.-политич. мысли славян 17 в., писатель; священник-миссионер. По национальности хорват. В 1642 защитил докторскую диссертацию в Риме. С 1659 жил в России; в 1661 (по неизвестным причинам) был сослан в Тобольск. После освобождения (в 1676) жил в Польше. К. пропагандировал идею о языковой и этнич. общности славян. Он предпринял попытку создания «общеславянского» языка. Предпосылку нац. возрождения и единства слав. народов усмат­ривал в объединении католич. и православной церк­вей. Ведущую роль в сплочении славян отводил Рус.

гос-ву. Ему принадлежит проект политич. и экономич. преобразований в России.

В разработанной им классификации наук К. отнёс философию к разряду «мирского знания», включив в её состав «логику, физику и этику». Всемирную исто­рию рассматривал как непрерывный процесс, в ходе к-рого одни народы и страны приходят в упадок, а дру­гие достигают расцвета. К. был сторонником провиден­циализма, однако допускал возможность воздействия людей на нек-рые стороны историч. процесса.

• Собр. соч., в. 1—3, М., 1891—93; О промысле, М., 1860; Политика, [рус. пер.], М., 1965.

• Плеханов Г. В., История рус. обществ. мысли, Соч., т. 20, М.— Л., 1925; Д а ц ю к Б. Д., Ю. К., [М.], 1946; М о р-духович Л. М., Филос. и социологич. взгляды Ю. К., «Краткие сообщения Ин-та славяноведения АН СССР», 1963, № 36.

«КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ», программный документ науч. коммунизма, написанный К. Марксом в нач. мая 1875 в виде «Замечаний к программе герман­ской рабочей партии». Работа представляет собой кри-тич. разбор теоретич. ошибок, содержащихся в проекте программы Социалистич. рабочей партии Германии, опубликованном в марте в связи с предстоящим в мае на съезде в Готе объединением двух рабочих партий — эйзенахцев и лассальянцев (отсюда назв.). К работе Маркса непосредственно примыкает письмо Ф. Энгель­са А. Бебелю от 18—28 марта 1875, содержащее ана­логичную критику проекта программы. «К. Г. п.» была впервые опубликована Энгельсом с его предис­ловием в 1891 в связи с предстоявшим на Эрфуртском съезде пересмотром Готской программы.

Критикуя ряд антинауч. положений и теоретич. усту­пок лассальянству, имевшихся в проекте Готской прог­раммы, Маркс разработал в «К. Г. п.» ряд важнейших положений теории коммунистич. обществ. формации. В этой работе достигает классич. зрелости марксистское учение о стадиях становления и развития коммунистич. формации: о переходном периоде от капитализма к ком­мунизму (социализму) и двух фазах развития комму­нистич. общества.

В «К. Г. п.» Маркс даёт классич. определение пере­ходного периода как периода диктатуры пролетариата: «Между капиталистическим и коммунистическим об­ществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и по­литический переходный период, и государство этого пе­риода не может быть ничем иным, кроме как рево­люционной диктатурой пролета­риата» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 19, с. 27).

Описывая две фазы коммунистич. общества, Маркс выявляет как их общую основу, так и существ. разли­чия между ними (см. там же, с. 16—21). Говоря о пер­вой фазе, Маркс подчёркивает, что поначалу новое общество только выходит после долгих мук родов из старого общества и поэтому во всех отношениях ещё сохраняет родимые пятна старого общества. Только на следующей ступени коммунистич. общество развивает­ся на своей собств. основе. Маркс исследует распреде­ление совокупного обществ. продукта, принцип рас­пределения по труду, проблемы равенства и права на первой фазе; даёт классич. характеристику высшей фазы коммунистич. общества; углубляя понимание проблемы отмирания гос-ва, ставит вопрос о «госу­дарственности коммунистического общества», т. е. о том, «...какие общественные функции останутся тогда, аналогичные теперешним государственным функ­циям» (там же).

Теоретич. содержание «К. Г. п.» было специально про­анализировано и развито дальше в книге В. И. Лени­на «Государство и революция».

φ Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 19, с. 1—32, т. 22, с. 95—96; Ленин В. И., Гос-во и революция. ПСС, т. 33, гл. 5; Карл Маркс. Биография, М., 19732, гл.14; Марксистско-ленинское учение о социализме и современность, М., 1975, гл. 1; Марксистская философия в 19 в., кн. 2— Развитие марксист­ской философии во второй пол. 19 в., М., 1979, гл. 11; Revolu-

tionäres Parteiprogramm — Hevolutlonäre Arbeitereinheit, В., 1975.

КРИТИКА И САМОКРИТИКА, метод раскрытия и преодоления противоречий обществ. развития; необ­ходимая сторона материальной и духовной деятельности; один из коренных принципов революц. преобразую­щей деятельности марксистско-ленинских партий, а в социалистич. обществе — и всего народа; одна из дви­жущих сил развития социалистич. общества; принцип нравств. воспитания, самовоспитания и духовного раз­вития людей. Сущность К. и с. состоит в познании и раскрытии в той или иной форме противоречий, оши­бок и недостатков, возникающих по объективным или субъективным причинам в ходе обществ. практики с целью их преодоления.

Объективной основой К. и с. служит противоречивый процесс историч. развития, различия в обществ. инте­ресах классов и групп, борьба между новым и старым, прогрессивным и консервативным, происходящая во всех сферах обществ. жизни, в сознании людей. «...Жизнь идет вперед противоречиями...» (Л е-нин В. И., ПСС, т. 47, с, 219).

В условиях капиталистич. общества с присущими ему социальными антагонизмами К. Маркс рассматривал «оружие критики» как одно из действенных средств классовой борьбы пролетариата. В. И. Ленин подчёр­кивал жизненное значение К. и с. для осуществления социалистич. революции, для деятельности Коммунис­тич. партии (см. там же, т. 44, с. 150, 205, 209). В ра­бочем и коммунистич. движении, нац.-освободит. борь­бе народов оружие критики широко использовалось и используется для разоблачения эксплуататорской сущности капитализма и политики господств. классов.

В условиях социализма изменение характера обществ.

отношений, ликвидация антагонистич. противо­речий и эксплуататорских классов коренным образом меняют назначение и характер критики. Из оружия разрушения и революц. ниспровержения старого строя она превращается в орудие созидания социализма и коммунизма.

Объективными предпосылками К. и с. в социалистич. обществе служат противоречие между быстро расту­щими обществ. потребностями и возможностями их удовлетворения, достигнутым уровнем развития производит.

сил, необходимость постоянного совершенство­вания производств. и всех обществ. отношений (см. там же, т. 42, с. 37).

Строительство социализма и коммунизма — непре­рывный процесс борьбы за новое в производстве, в от­ношениях людей, в психологии и морали членов общества. В условиях достигшего высокой зрелости идейно-политич. единства народа при социализме эта борьба не выливается в крупные социальные конфлик­ты, но это не исключает серьёзного характера и остро­ты борьбы. К. и с. выступает одними из важнейших средств оценки обществ. практики, переоценки уста­ревших взглядов и представлений. Необходимость К. и с. диктуется также субъективными ошибками и недостатками, неизбежными в сложных условиях со­зидания нового общества.

Ленинские положения о К. и с. воплощены в Прог­рамме КПСС (1961) и Уставе КПСС (1971), в Конститу­ции СССР (1977). С помощью К. и с. народы Сов. Сою­за выявляют противоречия, нерешённые проблемы и трудности, «...отбирают лучшие формы и методы ком­мунистического строительства» (Программа КПСС, 1972, с. 133).

Развитие К. и с. определяется совокупностью объек­тивных и субъективных условий — экономич. и по­литич. зрелостью социализма, внутр. и внеш. положе­нием страны, масштабом и характером стоящих перед ней задач, уровнем развития демократии, степенью

КРИТИКА 285

идейной и политич. сознательности и культуры граж­дан, активностью парт. орг-ций, общественности. Кри­тика является ответств. политич. актом, затрагиваю­щим широкие обществ. интересы, и поэтому отношение к ней определяется в зависимости от того, с каких по­зиций и с какими целями она ведётся. Критерием об­щественно полезной критики служат объективные закономерности обществ. развития, принципы марк­систско-ленинской идеологии и политики, сов. Консти­туция и социалистич. законность.

Принципиальные К. и с. проникнуты заботой об ин­тересах социализма и коммунизма, интересах народа, укреплении и развитии Коммунистич. партии и социа­листич. гос-ва. Критике, направленной на устране­ние недостатков в парт. и гос. руководстве, в теории и практике социалистич. и коммунистич. строительства, не ставится никаких ограничений. Каждый сов. граж­данин имеет право критиковать деятельность любых парт. и сов. органов, а также любых работников, не­взирая на то, какой пост они занимают.

Борьба против нарушений обществ. и гос. интере­сов, ошибок и недостатков во всех сферах жизни страны является для каждого сов. гражданина обществ. дол­гом, а для коммунистов также парт. обязанностью. Устав КПСС прямо предписывает членам партии «раз­вивать критику и самокритику, смело вскрывать недос­татки и добиваться их устранения, бороться против парадности, зазнайства, самоуспокоенности, местниче­ства, давать решительный отпор всяким попыткам зажи­ма критики, выступать против любых действий, нанося­щих ущерб партии и государству, и сообщать о них в партийные органы, вплоть до ЦК КПСС» (1971, с. 9—10).

Содержание, характер, формы критики в социалис­тич. обществе и в партии определяются в зависимости от объекта критики с учётом существующих социалистич. обществ. отношений, внутрипарт. отношений, целей, к-рые ставятся перед критикой.

КПСС всегда была и остаётся беспощадной в критике империализма и его политики, в критике бурж. идеоло­гии. Разногласия и противоречия со своими союзника­ми, соратниками по борьбе КПСС стремится ликвиди­ровать с помощью терпеливой товарищеской критики, убеждения. Этот подход КПСС распространяет и на внутрипарт. критику.

Поскольку объектом критики в Коммунистич. пар­тии и социалистич. обществе обычно служат недостатки и ошибки, к-рые допускаются людьми, поддерживаю­щими цели, за к-рые борются партия и народ, к крити­ке предъявляется требование, чтобы она открывала перспективу исправления допущенных отступлений, а не носила уничтожающий характер. Партия учит правильно пользоваться методом критики, выступать с обдуманным мнением, с проверенными фактами, обос­нованными предложениями, тактично, чтобы добивать­ся положит. изменений в работе коллективов трудя­щихся, парт., гос., хоз. органов и обществ. орг-ций, в поведении и личной жизни членов общества.

Отличит. черта принципиальной критики — её кон­структивный характер. Она более действенна, когда ошибки и недостатки не только критикуются, но и вы­ясняются их причины, вскрываются их корни, вносят­ся конкретные предложения о путях их исправления.

Трибуной К. и с. служат систематически созываемые парт. собрания и собрания трудящихся, парт. и проф­союзные конференции и съезды, пленумы парт. коми­тетов, совещания партийного, советского, профсоюз­ного, комсомольского актива, печать, радио, телевиде­ние, кино и др.

КПСС добивается, чтобы принципиальная критика повсеместно находила необходимую обществ. поддерж­ку, чтобы каждое критич. замечание своевременно учитывалось и претворялось в жизнь.

КРИТИКА

Коммунистич. партия стремится к тому, чтобы в каждом коллективе была создана атмосфера обществ. заинтересованности в выявлении и устранении ошибок и недостатков, чтобы эффективно действовал соответст­вующий механизм для их исправления. Важная гарантия развития К. и с. состоит в строгом соблюдении принци­пов парт. и сов. демократии, социалистической закон­ности.

Отношение к критике, умение правильно её воспри­нимать и по-деловому отвечать на неё служат пробным камнем политич. зрелости коммунистов, руководителей, всех членов социалистич. общества. Партия решитель­но осуждает тех руководителей, коммунистов, к-рые проявляют бюрократич. самомнение и чванство, не­терпимо относятся к критике. Преследование за кри­тику является тяжким злом, виновные в этом привле­каются к строгой ответственности.

Развивая и совершенствуя социалистич. и внутри-парт. отношения, укрепляя демократию и законность, заботясь о политич. и идейном росте коммунистов и всех граждан, Коммунистич. партия создаёт тем самым не­обходимые условия для того, чтобы К. и с. служили могучей движущей силой в процессе коммунистич. со­зидания.

• Маркс К., К критике гегелевской философии права. Вве­дение, Маркс К. и Э н г с л ь с Ф., Соч., т. 1; е г о же, Послесловие ко второму изд. (.работы «Капитал. Критика поли­тич. экономии». Том первый], там же, т. 23; Ленин В. И., Шаг вперед, два шага назад, ПСС, т. 8; е г о ж е, О смешении политики с педагогикой, там же, т. 10; его же, Тезисы об осн. задачах Коминтерна, там же, т. 41; е г о ж е, К четырех­летней годовщине Οκτ. революции, там же, т. 44; Устав КПСС, М., 1980; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981. Φ. Φ. Петренко.

«КРИТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ», ру­копись К. Маркса 1857—58, первоначальный вариант «Капитала», опубл. в 1939 в Москве на языке оригинала под редакц. назв. «Grundrisse der Kritik der politischen Ökonomie (Rohentwurf)» [«Осн. черты критики поли­тич. экономии (черновой набросок)»]. В этой работе, на основе применения материалистич. понимания истории к области политич. экономии, к анализу капиталистич. способа произ-ва, Маркс сделал своё второе великое открытие — открыл прибавочную стоимость и разра­ботал в общих чертах теорию прибавочной стоимости, являющуюся краеугольным камнем марксистской по­литич. экономии. Толчком, ускорившим начало рабо­ты над рукописью, явилось приближение мирового экономич. кризиса 1857, с к-рым Маркс связывал перспективы революции в Европе. С авг. 1857 по май 1858 он создал рукопись объёмом свыше 50 печатных листов, к-рая явилась первым из трёх черновых вариан­тов будущего «Капитала». Маркс предполагал опубли­ковать результаты своих 15-летних экономич. исследо­ваний, начатых в 1843—44, в виде большого труда под назв. «К критике политич. экономии», издаваемого отд. выпусками. В 1859 вышел первый выпуск, осталь­ная часть плана осуществилась в виде 4 тт. «Капитала». Рукопись 1857—58 состоит из «Введения» и трёх глав: о стоимости, деньгах и капитале (написаны в такой последовательности: «II. Глава о деньгах», «III. Глава о капитале», начало главы «I. Стоимость»).

«Введение» написано в конце авг. 1857. В янв. 1859 в предисловии к «К критике политич. экономии» Маркс писал: «Общее введение, которое я было набросал, я опускаю, так как по более основательном размышле­нии решил, что всякое предвосхищение выводов, кото­рые еще только должны быть доказаны, может поме­шать, а читатель, который вообще захочет следовать за мной, должен решиться восходить от частного к общему» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, с. 5). Т. о., «Введение» является наброском «общего вве­дения» к экономич. труду Маркса. В заменившем его предисловии Маркс описал эволюцию своих взглядов, ход своих политико-экономич. исследований и дал классич. формулировку сущности материалистич. по­нимания истории, на к-рое опирается марксистская

политич. экономия. Взгляды, близкие к содержанию «Введения», были развиты в написанной и опубл. в авг. 1859 рецензии Ф. Энгельса на книгу Маркса. Впервые нем. текст «Введения» был опубликован в 1903, рус. пер.— в 1922.

Содержание «Введения» исключительно богато: проб­лемы политич. экономии, диалектич. метода, историч. материализма, эстетики. В нём получили дальнейшее развитие идеи «Экономическо-филос. рукописей», «Нем. идеологии», «Нищеты философии». «Введение» состоит из 4 параграфов. В первых двух Маркс опре­деляет предмет политич. экономии прежде всего как материальное произ-во; доказывает, что произ-во есть произ-во общественное и исторически определённое. Он раскрывает диалектич. взаимосвязь произ-ва, распре­деления, обмена и потребления и показывает, что эти категории представляют собой единство, в к-ром произ-во является господствующим и определяющим моментом, и что распределение, обмен и потребление являются моментами самого произ-ва, взятого в целом. Маркс подвергает критике свойственные бурж. поли­тич. экономии робинзонады, внеисторич. рассмотре­ние произ-ва и метафизич. понимание произ-ва, распре­деления, обмена и потребления. В важнейшем для фи­лософии 3-м параграфе («Метод политич. экономии») Маркс решает вопрос о начале исследования и последо­вательности рассмотрения экономич. категорий, выяс­няет соотношение абстрактного и конкретного, истори­ческого и логического в объективной действительности и развитии познания, процесса действит. развития и процесса его познания, истории и теории науки и под­вергает критике идеалистич. диалектику Гегеля; на этой основе Маркс формулирует осн. закономерности диалектико-материалистич. метода исследования и из­ложения, метода восхождения от абстрактного к конк­ретному. Хотя речь идёт здесь непосредственно о мето­де политич. экономии, общие закономерности метода восхождения имеют значение и для др. наук. Этот параграф содержит наиболее полное и глубокое изло­жение взглядов Маркса на метод науч. исследования. 4-й параграф остался незаконченным. Он представ­ляет собой набросок плана анализа осн. категорий, выражающих общую структуру общества (обществ. формации). Маркс предполагал здесь рассмотреть диа­лектику производит. сил и производств. отношений, соотношение базиса и надстройки. В этой же части «Введения» сформулированы важнейшие положения марксистской эстетики о соотношении материального и художеств. произ-ва, развития общества и развития иск-ва. На примере иск-ва Маркс рассматривает вопрос об относит. самостоятельности надстроечных явлений.

Главы о стоимости, деньгах и капитале были написа­ны между концом окт. 1857 и концом мая 1858. В них Маркс начал осуществление общего плана своего тру­да, к-рый он сформулировал во «Введении». К началу этого осн. этапа работы (очевидно, к концу окт. 1857) относится новое обращение Маркса к «Логике» Гегеля, что содействовало разработке диалектико-материалис-тич. метода марксистской политич. экономии. К это­му времени (см. письмо Маркса Энгельсу 14 янв. 1858) относится возникновение у Маркса замысла написать «Диалектику». Рукопись 1857—58 представляет собой решающий этап в процессе создания метода «Капита­ла». Исследуя капиталистич. способ произ-ва, Маркс рассматривает его как органич. систему, к анализу к-рой он применяет все средства диалектико-материа-листич. методологии: положения материалистич. по­нимания истории, законы и категории диалектики, ло-гич. приёмы исследования.

Применение материалистич. понимания истории к политич. экономии привело к открытию прибавочной стоимости и на этой основе к познанию закона движе­ния капиталистич. способа произ-ва. Это явилось ре­шающим доказательством истинности социально-ис-торич. концепции Маркса. Тем самым завершился про-

цесс превращения материалистич. понимания истории из гипотезы в научно обоснованную теорию. Вместе с тем это привело к существ. обогащению данной кон­цепции, гл. обр. той её части, к-рая выражает законы существования и развития материального произ-ва, экономич. основы общества. В «К. ц. э.» Маркс углуб­ляет, развивает, конкретизирует понятия: труд, спо­соб лроиз-ва, производит. силы, производств. отноше­ния. Он впервые выявляет здесь внутр. механизм про­цесса труда, его осн. элементы: труд как деятельность человека, средства труда, предмет труда, продукт тру­да; выделяет все элементы производит. сил, вводит важное понятие обществ. производит. сил; исследует процесс превращения науки в непосредственную производит.

силу; развивает новое понятие производных производств. отношений (вторичные, междунар. производств. отношения); вырабатывает новое понятие господствующего способа произ-ва. В рукописи Маркса идёт процесс становления ключевой категории историч. материализма — обществ. формации. В написанном на основе этой работы предисловии Маркса к «К критике политич. экономии» (янв.— февр. 1859) впервые опре­деляется эта категория и появляется термин «обществ.-экономич. фармация». Как в рукописи 1857—58, так и в этом предисловии 1859 Маркс развивает дальше диалектико-материалистич. периодизацию истории, формационное членение историч. процесса. Рукопись «К. п. э.» исключительно богата новыми положениями, относящимися к теории науч. коммунизма. Выделяются три осн. аспекта: предпосылки коммунистич. преобра­зования оощества, экономика будущего коммунпстич. общества, проблема человека.

Полный рус. пер. «К. п. э.» издан в 1968—69. • Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 46, ч. 1—2; т. 13, с. 5—9, 489—99; Карл Маркс. Биография, M., 19732, гл. 8; Выгодский В. С., Экономич. обоснование теории науч. коммунизма, М., 1975; Марксистская философия в 19 веке, кн. 1, М., 1979, гл. 9 — 10. Г. Д. Багатурия.

«КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА» («Kritik der praktischen Vernunft», Riga, 1788), гл. этич. работа Канта, построенная в соответствии с его общефилос. и гносеологич. принципами. Состоит из предисловия, введения, учений чистого практич. разума о началах («Аналитика» и «Диалектика») и методе и заключения. Исходя из проблематич. понятия свободы теоретич. разума, Кант показывает в «Аналитике», что единст­венным определяющим основанием свободной и доброй воли может быть только необходимый и общезначимый моральный закон практич. разума — категорический императив: требование поступать так, чтобы максима индивидуальной воли могла иметь силу принципа все­общего законодательства. Это собств. априорное зако­нодательство практич. разума, или способность воли действовать на основании представления о законе не­зависимо от чувственных склонностей, природной при­чинности и эмпирич. условий, и определяет свободу в положит. смысле. Сознание необходимости следовать моральному закону Кант называет моральным веле­нием, или долгом, а уважение к нему — моральным чувством. Моральность в отличие от легальности тре­бует поступков, вызванных уважением к закону, а не только внешне сообразных с ним. Подчинение долгу и уважение к закону возвышают человека над собой как частью чувственного мира и превращают его в свободную от механизма природы и условий времени личность, к-рая является целью самой по себе. В «Диа­лектике» рассматривается возможность высшего бла­га, предпосылкой к-рого является справедливое соот­ветствие добродетели и счастья. Их необходимая связь, а значит. и высшее благо возможны лишь в силу при­надлежности человека не только чувственному, но и умопостигаемому миру и при допущении бессмертия души и бытия бога. Эти трансцендентные и гипотетиче-


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)