АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ 15 страница

Читайте также:
  1. E. Реєстрації змін вологості повітря. 1 страница
  2. E. Реєстрації змін вологості повітря. 10 страница
  3. E. Реєстрації змін вологості повітря. 11 страница
  4. E. Реєстрації змін вологості повітря. 12 страница
  5. E. Реєстрації змін вологості повітря. 13 страница
  6. E. Реєстрації змін вологості повітря. 14 страница
  7. E. Реєстрації змін вологості повітря. 15 страница
  8. E. Реєстрації змін вологості повітря. 16 страница
  9. E. Реєстрації змін вологості повітря. 17 страница
  10. E. Реєстрації змін вологості повітря. 18 страница
  11. E. Реєстрації змін вологості повітря. 19 страница
  12. E. Реєстрації змін вологості повітря. 2 страница

• Chow Ylh-chlng.La Philosophie morale dans le neO-confucianisme (Tcheou Touen-Yi), P., 1954; см. также лит. к ст. Неоконфуцианство.

ЧЖУАН-ЦЗЫ (учитель Чжуан), Чжуан Чжоу (ок. 369—286 до н. э.), др.-кит. философ, один из осно­воположников даосизма, автор значит. части трактата «Чжуан-цзы». Род. в Мэн (вероятно, в юго-зап. части нынешней пров. Шаньдун); занимал мелкий пост в Цию-ани, в родном уезде. Впоследствии резко выступал про­тив чиновничьей карьеры и отклонил предложение чуского Вэй-вана (339—329 до н. э.) стать первым мини­стром в Чу, считая, что «лучше беззаботно веселиться и развлекаться, валяясь в грязной канаве, чем нахо­диться в ярме у правителя».

Из 33 глав трактата «Чжуан-цзы» самыми достовер­ными считаются первые семь. Значит. интерес пред­ставляет 33-я глава — обзор др.-кит. философии, со­ставленный, по-видимому, вскоре после смерти Ч.-ц. Кроме изложения положений даосизма, трактат содер­жит критич. оценку конфуцианства и моистов, филосо­фию к-рых Ч.-ц. считал несостоятельной. [«То, что (Кон­фуций) вначале провозглашал правильным, в конце (своего жизненного пути) объявил ложным....Можно ли различить пять устоев и шесть основ, (слушая) лживые речи конфуцианцев и (разглагольствования) моистов о всеобщей любви?.. Занимаясь лишь цвети­стыми речами, (Конфуций) достижение второстепенного выдает за достижение главного».]

В центре учения Ч.-ц. концепция дао — пути, неак­тивного и бесформенного, существовавшего издревле, являвшегося началом и основой для самого себя и по­родившего небо и землю; принцип недеяния, перепле­тающийся с идеей великого порядка, великой естест­венности, к-рым подчиняются, следуют и с к-рыми сливаются все вещи и явления; мысль о единстве про­тивоположностей, их взаимообусловленности и естеств. взаимозаменяемости; положение о естественности и не­избежности жизни и смерти. Эти и др. идеи Ч.-ц. во многом стимулировали развитие др.-кит. философии.

• Ч.-ц., в кн.: Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 248— 294, 337—53; Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая, вступ. ст., пер. и коммент. Л. Д. Позднеевой, М., 1967.

ЧЖУ СИ, Чжу Юаньхуэй, Чжу-цзы (учи­тель Чжу) (18.10.1130, Юци, пров. Фуцзянь,—23.4. 1200, Каотин, пров. Фуцзянь), кит. философ, предста­витель неоконфуцианства, завершивший процесс его формирования. Был талантливым и энергичным адми­нистратором, выдающимся учёным-энциклопедистом, комментатором классич. книг, педагогом. В 1179—80, будучи правителем области Нанькан (пров. Цзянси), восстановил школу «Бай-лу дун» («Пещера белого оле­ня»), ставшую благодаря его лекциям известнейшей школой Сунской империи.

Ч. С. синтезировал идеи конфуцианских мыслителей от Конфуция до Чжоу Дуньи, Чжан Цзая и бр. Чэн, произведения к-рых он снабдил собств. комментарием и написал о них исследование «Цзинь сы лу» («Записи о совр. мыслителях и идеях»). В учении Ч. С. система-

ЧЖУ 773

тизированы и развиты все шесть осн. идей неоконфу­цианства. При этом Ч. С. пошёл дальше, чем Чэн И, в развитии дуалистич. концепции двух начал — идеаль­ного, первичного, «ли» и материального, вторичного, «ци»: ли нуждается в прикреплении к определ. ци, ци же нуждается в ли как законе своего существования, поэтому они неразделимы. Все принципы, действитель­ные и возможные, а также и ци содержатся в лишён­ном физич. формы великом пределе, существующем во всех вещах, взятых в совокупности (Вселенная) и в от­дельности. Ли человека (или вещи) является его при­родой, реальной и конкретной, причём ли его первонач. природы, ничем не затронутой и совершенной, является моральным разумом, тогда как ли его природы, сме­шанной с человеч. желаниями и физич. элементом, является человеч. разумом, подверженным как добру, тан и злу. Жэнь в трактовке Ч. С. обрело форму «харак­тера человеч. разума и правила любви». Обобщающее учение Ч. С. стало впоследствии гл. течением кит. философии, а через систему гос. экзаменов, базировав­шихся на классич. трактатах с его комментариями, играло важную роль в образовании и воспитании молодёжи вплоть до нач. 20 в. Ч. С. оказал также силь­ное воздействие на философию Корей и Японии. • Bruce J. P., Chu Hsi and his masters, L., 1923; Philo­sophy of Chu Hsi, ed. and transl. by D. Bodde, Camb., 1942; см. также лит. к ст. Неаконфуцианство.

ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА в социологии, группа исследователей, сложившаяся в 20-х гг. 20 в. на фа­культете социологии Чикагского ун-та, объединённая единством теоретико-методологич. подхода и общностью исследоват. интересов.

В основе подхода Ч. ш. лежали идеи её основателя Р. Э. Парка, определявшего социологию как «науку о коллективном поведении», как «точку зрения и метод исследования процессов, благодаря которым индивиды побуждают и побуждаются к сотрудничеству в том кол­лективном существовании, которое мы именуем обще­ством» (Park R. E., Burgess E. W., Introduction to the science of sociology, Chi., 1921). В основе всех социальных процессов и явлений лежат, как полагал Парк, испытавший сильное влияние Зиммеля, четыре типа взаимодействий: соревнование, конфликт, при­способление, ассимиляция. Эти типы представляют собой четыре стадии развития всякого социального яв­ления, его «естеств. историю».

С т. зр. такого подхода Парк и др. исследователи Ч. ш. (Н. Андерсон, Э. Бёрджесс, Л. Вйрт, Г. Зорбо, Р. Макензи, Э. Маурер, Ф. Трешер, С. Шоу и др.) истолковывали проблемы расовых отношений, социаль­ной стратификации, развития семьи, массовых комму­никаций, стиля жизни и т. д. Особое внимание Ч. Ш. сосредоточила на проблемах социальной экологии. Социальная среда большого города (объектом иссле­дования были районы трущоб Чикаго, где с особой си­лой проявлялись пороки капиталистич. урбанизации) рассматривалась имя как арена борьбы за существова­ние, где различные социальные, проф., этнич. группы в ходе «естественноисторич.» процесса своего развития формировали экологич. структуру, отвечающую при­роде определяющего их существование социального конфликта. Социально-экологич. подход стал в рамках Ч. ш. основой исследования таких социальных проб­лем, как бродяжничество, преступность, особенно не­совершеннолетних, трущобы и др. Жизнь различных социальных групп рассматривалась как с т. зр. пространств.

структур их обитания, так и с т. зр. их социаль­ных характеристик, под к-рыми подразумевались свой­ственные той или иной группе нормативные «коды» и системы ценностей.

Поскольку Ч. ш. игнорировала объективные, клас­совые основы социальных проблем, ей не удалось пред­ложить действ. средства их решения. Однако она за-

ЧИКАГСКАЯ

ложила основы таких исследоват. направлений, как социальная экология и социальная патология, сыграла важную роль в разработке и углублении социологич. методов (проблемы построения выборки, методы опроса, включённого наблюдения и т. д.). Ч. ш. ознаменовала для амер. социологии переход от спекулятивно-филос. к эмпирич. стадии её развития.

• Совр. социологич. теория..., сост. Г. Беккер и А. Босков, пер. с англ., М., 1961; Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социологич. М., 1965.

ЧИТТА (санскр.— мышление, мысль, умств. фикса­ция, наблюдение; память, сердце, от чит — воспри­нимать, замечать), понятие др.-инд. теории познания и психологии, означающее совокупность модификаций ума, к-рые определяют разные состояния духовной жиз­ни. Ч. соотносится с умом (манасом), как внешнее с внут­ренним. Будучи связана с к.-л. объектом через манас, Ч. принимает форму этого объекта; Ч. Лишена созна­ния, но способна, будучи вблизи «Я», отражать созна­ние этого «Я» и представляться разумной (др. аспект этого же явления — «Я», по незнанию отождествляющее себя с Ч.). В йоге различают пять модификаций Ч.: истинное познание (восприятие, логич. вывод, устное свидетельство), ложное познание, знание слов (чисто лингвистич. знание), сон (его возникновение объяс­няется преобладанием в Ч. гуны тамаса) и память (вос­произведение переживаний прошлого опыта). Прекра­щение этих модификаций Ч. и есть йога, препятствую­щая «Я» отождествлять себя с ними. Разные соотноше­ния гун объясняют пять ступеней Ч.: кшипта — беспо­койство (переключение Ч. с одного объекта на другой, исключающее контроль над умом и чувствами), мудха — бездеят. притуплённое состояние (тенденция к сну, не­вежеству, пороку), викшипта — рассеянность, умиро­творённое состояние, экагра — сосредоточенность на одном объекте, нироддха — прекращение мыслит. дея­тельности, самоограничение, сдержанность (полное прекращение модификаций Ч. и погружение в состоя­ние абс. покоя).

Ч. В йоге соответствует махат в санкхье; в веданте слово «Ч.» — синоним буддхи, и его модификаций, а также аспект единого внутр. органа; в ряде концеп­ций (напр., у Гаудапады) акцент ставится на нереаль­ности Ч. Буддийская школа йогачары, напротив, от­стаивала реальность Ч. как первоисточника всех вещей; Ч. имеет 8 дхарм, пять из к-рых связаны с органами чувств. три — не связаны (дхармы внутр. чувства, виджняны и алая-виджняны, т. е. чистого бытия). Ду­ховный аспект существования — нама (см. Нама-рупа), наряду с манасом и виджняной включает в себя и Ч., понимаемую как эмоциональное начало, связанное с сердцем (в буддийских соч. Ч. может означать не толь­ко мысль и ум, но также волю, намерения, эмоции, сердце).

ЧИЧЕРИН Борис Николаевич [26.5(7.6).1828, Там­бов,—3(16).2.1904, с. Караул Тамбовской губ.], рус. философ-гегельянец, теоретик гос-ва и права, историк, публицист и обществ. деятель. С сер. 1850-х гг. Ч.—· один из лидеров либерально-западнич. крыла в рус. обществ. движении. Крупнейший представитель правого гегельянства в России, Ч. выступал как против пози-тивизма («Положит. философия и единство науки», 1892), так и против мистич. теократич. идей Вл. Со­ловьёва. Пересматривал ряд положений гегелевской диалектики (замена триады «тетрадой» и др.), к-рая стала у Него в целом не методом получения нового зна­ния, а только средством систематизации существую­щего. Ставя религию как форму конкретного постиже­ния выше философии как формы абстрактного созерца­ния, Ч. намечал переход к религ. философии («Наука и религия», 1879). Соединение гегелевского монизма с утверждением свободы воли определяет противоречие системы Ч., сказавшееся прежде всего в его социальной этике. Ч. стремился разделить сферы нравственности и права; как гарантия личной свободы право является ограничением внеш. свободы. Идеальная форма право-

вого гос-ва для Ч.— конституц. монархия. Он отстаи­вал принцип частной собственности и невмешательства гос-ва в экономику. Взгляды Ч. явились источником идеологии кадетов.

В историографии — один из основателей т. н. юри-дич. (гос.) школы, исходящей из ведущей роли гос. и юридич. форм в историч. процессе. * История политич. учений, ч. 1—5, М.. 1869—1902; Мисти­цизм в науке, М., 1880; Собственность и гос-во,ч. 1—2,М., 1882— 1883; Основания логики и метафизики, М., 1894; Курс гос. науки, ч. 1—3, М., 1894—98; Философия права, М., 1900; Вопросы философии, М., 1904; Воспоминания, [т. 1—4, М.], 1929—34.

• Гульбинский И., Б. Н. Ч., Биобиблиографий, очерк, «Библиографич. известия», 1914,.1Mb 1—2; Галактио­нов А. А., Никандров П. Ф., История рус. фило­софии, М., 1961, с. 387—95; Зорькин В. Д., Из истории бурж.-либеральной политич. мысли России 2-й пол. 19 — нач. 20 в. (Б. Н. Ч.), М., 1975.

«ЧТО ДЕЛАТЬ? Наболевшие вопросы на­шего движения», книга В. И. Ленина, посвя­щённая анализу и обобщению тактич. и организац. принципов, к-рые были выработаны газ. «Искра» в 1901—02 и в 1903 победили на 2-м съезде партии. Написана осенью 1901 — февр. 1902; впервые напеча­тана в Штутгарте, в марте 1902. В «Ч. д.?» всесторонне обоснована важнейшая роль революц. теории в рево-люц. движении, идея создания пролет. партии нового типа, принципиально отличающейся от реформистских партий 2-го Интернационала, партии социалистич. революции и диктатуры пролетариата. Книга пред­ставляет собой развёрнутую программу организации такой марксистской партии и план борьбы за её созда­ние. В ней Ленин идейно разгромил «экономизм» как разновидность междунар. оппортунизма — бернштейни-анства.

Бернштейнианцы на Западе и «экономисты» в России, делая акцент на «стихийности» историч. процесса, недо­оценивали роль политич. борьбы рабочего класса, сводя эту борьбу к чисто экономич. требованиям. В работе «Ч. д.?» Ленин показал, что «...основной экономический интерес пролетариата может быть удовлетворен только посредством политической революции, заменяющей диктатуру буржуазии диктатурой пролетариата» (ПСС, т. 6, с. 46, прим.). В этой связи Ленин видел сущность и центр. задачу марксистской партии в соединении ра­бочего движения с социализмом. Продолжая вслед за Ф. Энгельсом разработку проблемы относит. само­стоятельности идеологии, Ленин в своей книге конкре­тизировал вопрос о закономерностях в развитии идео­логии рабочего класса в эпоху капитализма, рассмат­ривая социализм как идеологию, возникшую вне сти­хийного рабочего движения (см. там же, с. 79—80). Ленин показал, что идеология науч. социализма про­должает и развивает лучшие традиции человеч. куль­туры и может быть привнесена в рабочее движение «...только извне, то есть извне экономической борьбы...» (там же, с. 79). Собств. силами рабочие спо­собны выработать в классовой борьбе только тред-юнио­нистское сознание, т. е. понимание необходимости объединяться в профсоюзы, сообща вести экономич. борьбу с хозяевами, настаивать на рабочем законода­тельстве и т. п. Однако подобный уровень сознания ра­бочих не позволяет им добиться решающих революц. преобразований и приводит постепенно к подчинению рабочего движения бурж. идеологии, к оппортунизму. А поскольку «...о самостоятельной, самими рабочими массами в самом ходе их движения вырабатываемой идеологии не может быть и речи, то вопрос стоит толь­ко так: буржуазная или социалистическая идеоло­гия. Середины тут нет... Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстра­нение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной» (там же, с. 39—40).

Обращая в полемике с «экономистами» особенное внимание на значение политич. борьбы пролетариата, Ленин подчеркнул органич. связь всех форм его клас­совой борьбы: теоретической, экономической, политиче-

ской. «Без революционной теории не может быть и ре­волюционного движения» (там же, с. 24). «...Роль пе­редового борца может выполнить только партия, руководимая пере­довой теорией» (там же, с. 25).

Книга Ленина «Ч. д.?» имеет важное политич. и тео-ретич. значение в совр. условиях острой борьбы марк­сизма-ленинизма против бурж. идеологии, против совр. оппортунистов и ревизионистов.

• Ч а г и н Б. А., Из истории борьбы В. И. Ленина за раз­витие марксистской философии, М., 1960; Суслова Ф. М. О кн. В. И. Ленина «Ч. д.?», M., 19662; Галиев Г. С, Книга В. И. Ленина «Ч. д.?», Куйбышев, 19673.

«ЧТО ТАКОЕ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА" И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ? (Ответ на статьи „Русского богатства" против марксистов)», про­изведение В. И. Ленина, в к-ром осуществлён окончат. идейный разгром народничества и разработаны важней­шие проблемы марксистской теории в условиях перехо­да рус. революц. движения к пролет. этапу. Книга написана летом и издана (нелегально) осенью 1894 в виде трёх выпусков: 1-й и 3-й выпуски найдены в бер­линском с.-д: архиве и в Б-ке им. M. E. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде; второй выпуск пока не обна­ружен.

Книга содержит анализ и критику филос. и социоло-гич. воззрений, политико-экономич. концепций, про­граммы и тактики рус. народничества 90-х гг. Характе­ризуя народничество как разновидность утопич. крест. социализма, Ленин показал, что в результате капита-листич. развития России «...раскололся и старый рус­ский крестьянский социализм, уступив место, с одной стороны, рабочему социализму; с другой — выродив­шись в пошлый мещанский радикализм» (ПСС, т. 1, с. 272).

Центр. мысль книги — идея об органич. единстве всех составных частей марксизма. Опровергая тезис Михайловского о том, что марксистская диалектика сво­дится к гегелевской триаде, Ленин вскрыл противопо­ложность марксистского метода гегелевской диалектике и дал глубокий анализ марксистского диалектич. мето­да, подчеркнув внутр. единство материализма и диа­лектики, охарактеризовав диалектику как метод ис­следования и изображения действит. процесса в его гл. тенденциях, как метод воспроизведения в теории объ­ективных законов возникновения, существования, раз­вития и гибели изучаемых объектов. Ленин показал, почему лишь материалистич. понимание истории пре­вратило социологию в науку. Во-первых, выделив из всей системы обществ. отношений производственные в качестве основы идеологических, марксизм вскрыл природу и генезис политико-юридич. форм и обществ. идей. Во-вторых, вычленив производств, отношения в качестве экономич. структуры общества, материаяи-стич. социология выдвинула объективный критерий для различения существенного и второстепенного в обществ.

явлениях, для открытия историч. закономер­ностей, положив конец субъективизму в оценке исто­рич. событий. В-третьих, обнаружение зависимости идеологич. обществ. отношений от производственных, а последних — от развития производит. сил дало твёр­дое основание для понимания обществ. развития как естеств.-историч. процесса смены обществ. формаций. Ленин выступил против попытки Михайловского трактовать марксистскую социологию как «экономич. материализм», показав, что именно марксизм впервые исследовал общество в единстве всех его сторон. Ленин подчеркнул, что только историч. детерминизм позволяет выяснить действит. роль личности в истории и покон­чить с метафизич. противопоставлением, во-первых, сознательной и целеустремленной деятельности — ис­торич. необходимости, во-вторых — «героев» — «толпе». Вскрывая строгую закономерность человеч. поступков,

ЧТО 775

идея детерминизма не только не умаляет роли разума и свободной воли человека, но впервые даёт возможность правильно оценить их, исходя из анализа тех конкрет­ных объективных обстоятельств, в к-рых вынужден дей­ствовать человек. С др. стороны, «...идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории: история вся слагается именно из действий личностей, представляющих из себя несомненно деяте­лей. Действительный вопрос, возникающий при оцен­ке общественной деятельности личности, состоит в том, при каких условиях этой деятельности обеспечен ус­пех?» (там же, с. 159).

Исходя из анализа тенденций социального развития и расстановки классовых сил в России кон. 19 в., Ле­нин пришёл к выводу о руководящей роли пролетариа­та в надвигающейся бурж.-демократич. революции и о крестьянстве как о союзнике пролетариата.

Научно обоснованная Лениным программа действий рус. социал-демократии выдвигала задачу соединения рабочего движения с науч. социализмом, создания ре-волюц. марксистской партии, объединения всех демо-кратич. сил во главе с пролетариатом для свержения абсолютизма. Все эти идеи получили развитие в по­следующих трудах Ленина.

Книга Ленина продолжает служить идейным и мето-дологич. оружием в борьбе против совр. бурж. субъек-тивно-идеалистич. социологии и псевдореволюц. ло­зунгов.

• Гидиринский В. И., Вопросы исторического материа­лизма в книге В. И. Ленина «Что такое „друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?», М., 1972; Кули­ков Е. С., О кн. В. И. Ленина «Что такое „друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?», М., 1975s.

Н. Н. Каримская.

ЧУВСТВА в психологии, особый вид эмоцио­нальных переживаний, носящих отчётливо выражен­ный предметный характер и отличающихся сравнит. устойчивостью. В этом смысле Ч. связаны с представ­лением о нек-ром объекте — конкретном или обоб­щённом (напр., чувство любви к человеку, к Родине). Как устойчивое эмоциональное отношение к объекту Ч. может не совпадать с эмоциональной реакцией на не­го в конкретной преходящей ситуации. Ч. у человека носят культурно-историч. характер, существ. роль в их формировании и развитии играют особые знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуаль­ные действия и т. п.). См. Эмоции.

ЧЭН, братья: Хао (Чэн Бочунь, Чэн М и н-д а о; 1032, Лоян,—7.7.1085, там же) и И (Чэн Чжэшу, Чэн И чу а н ь; 1033, Лоян,—5.10.1107, там же), основоположники неоконфуцианства, совме­стно разработавшие ряд его осн. идей. Племянники Чжан Цзая. Занимали ряд чиновничьих постов. И Ч. резкой критикой высокопоставленных сановников на­жил себе врагов, в 1097 был сослан, в 1100 помилован, однако распространение его идей до 1155 было большей частью под запретом. Несмотря на значит. общность, взгляды Ч. впоследствии положили начало двум шко­лам в неоконфуцианстве: субъективно-идеалистич. шко­ле Лу — Ван (от фамилий Лу Цзююаня и Ван Янмина), или синь сюе (учение о сознании), идущей от Хао, и рационалистич. школе объективного идеализма Чэн — Чжу (Чэн И — Чжу Си), или ли сюе (учение о принципе, законе), восходящей к И. Их филос. тру­ды собраны в «Эр-Чэн цюань-цзи» [Полн. собр. (трак­татов) обоих Ч.], а лит. соч. в «Эр-Чэн вэнь-цзи» («Собр. произведений обоих Ч.»). Ч. разработали одну из осн. идей неоконфуцианства — концепцию ли -закона, едино­го и многообразного, присущего всем людям, вещам и явлениям и управляющего ими. Ли является самооче­видным и самостоятельным, оно не может быть ни увеличено-усилено, ни уменьшено-ослаблено, совме­щает в себе все принципы — естественные и мораль­ные, общие и единичные. Ли тождественно сознанию и природе, это универсальная истина, порядок и за­кон, универсальный процесс создания и творения. И подчёркивал гармоничное сочетание единства и многообразия ли, а его положение «принцип — один, но его проявления — различны» стало одной из самых известных филос. идей в Китае. Хао уделял значит. внимание идее бытия как постоянного процесса рож­дения и возрождения — гл. атрибута Вселенной; все вещи обладают «животворящим началом», им является жэнъ (человечность, гуманность), устраняющее пре­грады между «Я» и всем остальным и объединяющее небо, землю и человека. С нек-рыми оговорками Хао можно считать монистом (нет ли вне материальной си­лы ци и нет ци вне ли), а И — дуалистом; в то же вре­мя И считал, что силы инь и ян не существуют вне ли и что каждая вещь обладает как телесным (ци), так и нематериальным (ли) аспектами.

• см. к ст. Неоконфуцианство.

 

 

Ш щ

ШАКТИ (санскр., букв.— мощь, сила), в инд. религ.-филос. мысли божеств. сила, энергия, с помощью к-рой творится мир; выступает в персонифицированной и безличной ипостасях. Особенно известна Ш. как жена Шивы, мать мира, высшая творч. сила в её жен. форме (в шиваизме); почитается шиваитами под разными име­нами и в разных формах, в шактизме почитается как богиня, практически совпадающая с брахманом. Если Шива выступает как чистое сознание, а материя как чистая бессознательность, то воздействие божеств. силы на материю возможно только с помощью Ш., к-рая понимается как сознат. сила, посредствующее звено между чистым сознанием и материей, как причи­на становления, то, посредством чего божество воздей­ствует на мир. Поэтому Шива отличается от Ш. как абсолютное в самом себе от абсолютного в отношении к объектам мира [в этом последнем аспекте Шива ха­рактеризуется рядом признаков — сознанием, интел-

ЧУВСТВА

лектом (чит), знанием (джняна), творч. силой (крия), волей (иччха), блаженством (ананда) и т. п.]. В «Бха-гавадгите» Ш. понимается как энергия творца ишвары, сочетающего в себе неизменность брахмана и измен­чивость становления и создающего изменчивую при­роду с помощью особой силы — майи, сливающейся с Ш. В шактизме подробно разработана классифи­кация принципов, связанных с Ш. (тридцать шесть таттв).

• Frauwallner E., Aus der Philosophie der sivaiti-schen Systeme, B., 1962; G on da J., Visnuism and Sivaism. A comparison, L., 1970.

ШАНКАРА (кон. 8—9 вв.; традиц. даты 788—820 мало­вероятны), инд. мыслитель, ведущий представитель веданты, создатель системы религ.-филос. умозрения индуизма; религ. реформатор и полемист, мистик и поэт. Род. в Малабаре. Учился у Говинды, ученика Гаудапады. Гл. труды: комментарии к «Брахма-сутре» («Веданта-сутре») Бадараяны, к 11 упанишадам, к «Бхагавадгите», а также «Упадешасахасри», «Вивека-чудамани», «Атмабодха» и др. В условиях, когда тра-

диц. инд. умозрение, укоренённое в Ведах, было силь­но поколеблено буддизмом, Ш. создал последовательно монистич. систему — адвайта-веданту.

По Ш., единая и всепроникающая реальность — брахман (бог), им пронизано всё и он есть всё. В субъ­ективном аспекте душа, «Я», атман, выступает как бог, как бесконечное сознание (джняна), ведущее к блажен­ству (ананда) от слияния познающего (атман), позна­ваемого (брахман) и познания. Видимая множествен­ность мира объясняется майей, особой силой божества, являющейся отражением божеств. свободы воли. Майя — это иллюзия, к-рая то скрывает истину, то искажает её. Незнание (авидъя, аджняна) препятствует постижению единого брахмана, создаёт мир множест­венности и связанное с ним движение, изменение. Отрицая реальность изменений, Ш. объясняет их ви­димостью. Точно так же нереален, по Ш., и эмпирич. мир, хотя он и объективен, ибо за любой видимостью кроется её субстрат — чистое бытие (брахман). Равно­весие между максималистской программой монизма и плюрализмом опытных данных достигается Ш. пу­тём последоват. различения эмпирич. и трансцендент­ной т. зр., дающих две разные картины, и с помощью правил перехода от одной т. зр. к другой, приводящих к устранению всех тех атрибутов (сотворение, движе­ние, изменение, качества и т. п.), к-рые суть функции человеч. незнания. Путь знания (джняна-марга) ведёт, по Ш., к преодолению авидьи и освобождению: пребы­вая в собств. теле и продолжая жить в мире, человек становится свободным и от тела, и от мира. Система Ш. завершается учением об имманентном божестве, творящем мир (сагуна брахман), о трансцендентном божестве, лишённом признаков (ниргуна брахман), и о спасении (мокша), достигаемом не уничтожением «Я», а осуществлением бесконечности и абсолютности этого «Я», осознанием его «сверх-эмпиричности» и еди-носущности брахману, что приводит к освобождению от зависимости ещё при жизни (дживанмукти), прекра­щению повторных рождений и бессмертию.

Универсальный характер философии Ш., сочетание напряжённого интеллектуализма с постоянным внима­нием к миру опыта обусловили её исключит. место в истории инд. мысли; она учитывалась всеми после­дующими истолкователями веданты (Рамануджа, Мадхва, Валлабха, Нимбарка и др.) и образует один из существенных компонентов религ.-филос. концепций совр. Индии. Труды Ш. положили начало многочисл. комм. внутри веданты: «Панчападика» Падмапады, ученика Ш., а также «Бхамати» Вачаспатимишры (9 в.), «Виварана» Пракашатмана (ок. 1100), «Кханданакхан-да-кхадья» Шрихарши (12 в.), «Панчадаши» Видья-раньи (14 в.) и др. Ш. повлиял и на мн. неведантистские направления инд. мысли; с деятельностью его связы­вают победу учений, исходящих из Вед, над буддиз­мом, вскоре после Ш. вытесненным из Индии.

• Upanishads and Sri Sankara's commentary, v. 1—5, Mad­ras, 1898—1901; Srimad bhagavad-glta with the commentaries, ed. W. Laxman, Bombay, 1912; Select works of Sri Sankara-charya, Madras, 1947; Prolegomenes au Vedanta, ed. L. Renou, P., 1951; Vedanta explained. Sankara's commentary on the Brah-masutras, ed. by V. H. Date, v. 1—3, New Delhi, 19732; в рус. пер.— Атмабодха, в сб.: Идеологии, течения совр. Индии, М., 1965 (пер. А. Я. Сыркина).

• Чаттерджи С., Датта Д., Древняя инд. филосо­фия, пер. с англ., М., 1954; Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Исаева Н. В., Полемика Ш. с неортодоксальными учениями в коммент. на «Брахма-сутры», «ВДИ», 1979, № 4, с. 126—52; Glase-n a p p H. v., Der Stufenweg zum Göttlichen. Shankaras Philo­sophie der All-Einheit, Baden-Baden, 1948; Hacker P., Untersuchungen über Texte des frühen Advaitaväda, Mainz — Wiesbaden, 1951; его же, Vivarta, Wiesbaden, [1953]; S e n H. K., Acharya Sankara, [Dakshineswar, 1957]; M e-n o n Y. K., Allen R. F., The pure principle. An introduc­tion to the philosophy of Shankara, East Lansing, 1960; К a r-markar R. D., Sankara's Advaita, Dharwar, [1966]; M a r-tin-Dubost P., gankara et le Vedanta, P., [1973]; D a s-g u p t a S., A history of Indian philosophy, v. 1, Delhi, 1975; см. также лит. к статьям Веданта, Адвайта-веданта.

ШАН ЯН, Гунсунь Ян, Вэй Ян (390— 338 до н. э.), др.-кит. гос. деятель, один из основопо-

ложников легизма. Происходил из обедневшего ари-стократич. рода из царства Вэй. Был первым советни­ком циньского царя Сяо-гуна (361—338 до н. э.), про­вёл серию реформ, основанных на концепциях легиз­ма и способствовавших консолидации власти в руках царя.

Учение Ш. Я. изложено в трактате «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»), составленном его учениками в 3 в. до н. э. Ш. Я. первый в истории кит. политич. мысли создал теорию деспотич. гос-ва и раз­работал осн. концепции легизма об управлении обще­ством и гос-вом: концепция равных возможностей, гос. регулирование экономич. процессов, теория единого (сосредоточения усилий людей на земледелии и войне) как гл. сферы деятельности народа, система рангов знатности, теория «клещей» — наделение общинников правом контроля над деятельностью чиновничества, принцип коллективной ответственности перед законом и т. п. Сразу же после смерти Сяо-гуна по настоянию наследств. аристократии был казнён вместе с семьёй.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)