АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ 275 6 страница

Читайте также:
  1. E. Реєстрації змін вологості повітря. 1 страница
  2. E. Реєстрації змін вологості повітря. 10 страница
  3. E. Реєстрації змін вологості повітря. 11 страница
  4. E. Реєстрації змін вологості повітря. 12 страница
  5. E. Реєстрації змін вологості повітря. 13 страница
  6. E. Реєстрації змін вологості повітря. 14 страница
  7. E. Реєстрації змін вологості повітря. 15 страница
  8. E. Реєстрації змін вологості повітря. 16 страница
  9. E. Реєстрації змін вологості повітря. 17 страница
  10. E. Реєстрації змін вологості повітря. 18 страница
  11. E. Реєстрації змін вологості повітря. 19 страница
  12. E. Реєстрації змін вологості повітря. 2 страница

К. р. обусловлена революц. преобразованиями в экономике и политике (установление диктатуры про­летариата, обобществление средств произ-ва, социа­лйстич. индустриализация, коллективизация с. х-ва). К. р. начинается после завоевания власти рабочим классом и осуществляется трудящимися под руковод­ством коммунистич. партии. Она является необходи­мым условием построения социализма. К. р. уничто­жает духовное господство и культурную монополию буржуазии в обществе, превращает отчуждённую от народа в условиях капитализма культуру в его до: стояние, предоставляя трудящимся полную возможность на деле пользоваться благами культуры, цивилизации и демократии. Все орудия культурной деятельности становятся средством распространения новой, социа­лйстич. культуры. Ломая и отбрасывая всё реакцион­ное, косное, устарелое в культуре, К. р. сохраняет для нового общества всё то ценное, что было накоплено человечеством за его многовековую историю, всё прог­рессивное культурное наследие, творчески и крити­чески развивая лучшие образцы, традиции, резуль­таты мировой цивилизации.

К. р. знаменует собой смену закономерностей духов­ного развития антагонистич. общества, выражавших углубляющийся разрыв культуры и народа, господст­во реакц. культуры, новыми закономерностями духов­ного развития, на основе к-рых происходит становле­ние и утверждение социалистич., а затем и коммунистич. культуры. К. р. включает создание социалйстич. си­стемы нар. образования и просвещения, перевоспита­ние бурж. и формирование новой, социалйстич. ин­теллигенции, создание социалйстич. лит-ры и иск-ва, подъём науки, формирование новой морали, утверж­дение атеистич. мировоззрения, перестройку быта и т. д.

Важнейшей целью К. р. является превращение принципов марксистско-ленинской идеологии в лич­ные убеждения человека, воспитание умения приме­нять эти принципы в практич. деятельности и вести бескомпромиссную борьбу с пережитками прошлого, с бурж. и ревизионистскими взглядами.

Социалйстич. культурные преобразования одинаковы по своей сущности и целям в различных странах и видо­изменяются в соответствии с нац. и историч. особен­ностями данного народа, нации, страны, с уровнем

КУЛЬТУРНАЯ 295

экономич. и культурного развития, достигнутым до начала К. р. В СССР, где впервые в истории была осу­ществлена К. р., её особенности определялись значи­тельной отсталостью, унаследованной от старого строя, неравномерностью экономического π культурного раз­вития наций и народностей России. В переходный пе­риод от капитализма к социализму в СССР была корен­ным образом перестроена система нар. образования, ликвидирована массовая неграмотность, создана широ­кая сеть школ, вузов, культ.-просвет. учреждений. Перевоспитание старой и ускоренное формирование но­вой интеллигенции, вышедшей из рядов рабочего клас­са и крестьянства, привело к расцвету науки, лит-ры и иск-ва. К. р. охватила все социальные, нац., этнич. группы, способствуя развитию их сотрудничества и единства на основе марксистско-ленинского мировоз­зрения. К. р. в нац. республиках по темпам развития опережала центр. р-ны страны. Опирающаяся на прин­ципы интернационализма, К. р. привела к всесторон­нему развитию всех нац. культур, ликвидации отста­лости ряда народов и наций в области культуры. На основе интенсивного расцвета и взаимообогащения нац. культур усиливаются общие черты единой интернац. культуры.

К. р. способствовала преодолению противополож­ности между городом и деревней, между людьми физич. и умств. труда, росту политич. активности масс, по­вышению производительности обществ. труда. Научно-техническая революция и связанная с ней интеллек­туализация труда настоятельно требуют обеспечения массам возможности достижения уровня культуры, необходимого для всестороннего развития личности, активного участия в управлении обществом.

В зрелом социалистич. обществе важнейшей зада­чей культурного развития становится создание всех необходимых идеологич. и культурных условий для победы коммунизма, ибо «от культурного роста населе­ния в огромной мере зависят подъем производитель­ных сил, прогресс техники и организация производст­ва, повышение общественной активности трудящихся, развитие демократических основ самоуправления, ком­мунистическое переустройство быта» (Программа КПСС, 1972, с. 129—30).

Руководствуясь марксистско-ленинским учением о К. р., страны социалистич. содружества творчески за­имствуют всё наиболее ценное друг у друга. Исполь­зование богатейшего опыта СССР, крепнущая куль­турная консолидация социалистических стран спо­собствуют расцвету каждой страны, обогащению ду­ховного потенциала мировой социалистической системы в целом.

Опыт К. р. в СССР и др. социалистич. странах ока­зывает большое влияние на культурное развитие стран Азии, Африки, Лат. Америки, завоевавших нац. неза­висимость (борьба за ликвидацию массовой неграмот­ности населения, перестройка и расширение нар. обра­зования и просвещения, создание новой демократич. школы, формирование нац. интеллигенции, становле­ние идеологии антиимпериализма и антиколониализ­ма и т. д.). Не имея непосредственно социалистич. характера, эти преобразования тесно связаны с общи­ми задачами антифеод., антиимпериалистич., демокра­тич. революции и могут рассматриваться как нац.-демократич. тип К. р.

• Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; их же, Манифест Коммунистич. партии, там же, т. 4; Л е-н и в В. И., О пролет. культуре, ПСС, т. 41; е г о ж е, О нашей революции, там же, т. 45; е г о ж е, О кооперации, там же; Ленин В. И., О культуре. Сб., М., 1980; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М.. 1981; Крупская Н. К., О пролет. культуре, в её кн.: Пе-дагогич. соч., т. 7, М., 1959; Луначарский А. В., К. μ. и общественность. Речь на Втором съезде ОДН, М.— Л., 1929; Коммунизм и культура, М., 1966; Строительство коммунизма

КУН

и духовный мир человека, М., 1966; К. р. в СССР. 1917—1965, |М., 1967]; Арнольдов A.M., Социализм и К. р., М., 1967; КПСС во главе К. р. в СССР, М., 1972; Духовный мир развитого социалистич. общества, М., 1977. А. И. Арнольдов.

КУН (Kuhn) Томас Сэмюэл (р. 18.7.1922, Цинциннати), амер. историк и философ науки, один из лидеров т. н. историч. школы в методологии и философии науки. Получила известность его концепция историч. дина­мики науч. знания, разработанная в кн.: «Структура науч. революций» (1963, рус. пер. 19772). История науки представлена в ней как чередование эпизодов конкурентной борьбы между различными науч. сооб­ществами. Основой для формирования и функциони­рования таких сообществ является принятие их членами определ. модели науч. деятельности — совокуп­ности теоретич. стандартов, методологич. норм, цен­ностных критериев, мировоззренч. установок. В рам­ках этой модели происходит, по К., постепенная куму­ляция решений науч. «задач-головоломок». Безраз­дельное господство нек-рой модели (парадигмы, или «дисциплинарной матрицы») есть период «нормальной науки», к-рый заканчивается, когда парадигма «взры­вается» изнутри под давлением «аномалий» (проблем, неразрешимых в её рамках). Наступает кризис, или «революц.» период, когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис разре­шается победой одной из них, что знаменует начало нового «нормального» периода, и весь процесс повто­ряется заново.

Предложенная К. модель историч. эволюции науки направлена как против антиисторизма неопозитиви­стов, так и критич. рационалистов (Поппер и др.). К. отвергает общее для этих направлений убеждение в единственности, абсолютности и неизменности крите­риев научности и рациональности. Подобные критерии объявляются К. исторически относительными: каж­дая парадигма определяет свои стандарты рациональ­ности, к-рые отнюдь не сводятся к простому соблюде­нию требований формальной логики (хотя и не проти­воречат им). Демаркационная линия между наукой и ненаукой устанавливается, согласно К., всякий раз заново с утверждением очередной парадигмы.

К. отвергает эмпирицистский «фундаментализм» нео­позитивистов: не существует фактов, независимых от парадигмы и, следовательно, не существует тео­ретически нейтрального языка наблюдения. Напротив, учёные, овладевая содержанием парадигмы, учатся «видеть мир» сквозь её призму. Не факты судят теорию, а теория определяет, какие именно факты войдут в ос­мысленный опыт. Отсюда проистекает тезис К. о «не­соизмеримости» парадигм, иногда трактуемый как ут­верждение о невозможности установления к.-л. логич. отношений между сменяющими друг друга теориями. С этим связано отрицание К. преемственности в эво­люции науки: знание, накопленное предыдущей пара­дигмой, отбрасывается после её крушения, а науч. сообщества просто вытесняют друг друга.

Признавая, что науч. знание относится к объектив­ной реальности, К. в то же время релятивизирует его истинность по отношению к парадигме, отвергает к.-л. направленность развития науки. Прогресс, по К., — понятие, имеющее смысл только для «нормальной науки», где его критерием выступает количество решён­ных проблем.

Работы К. сыграли важную роль в углублении кри­зиса неопозитивистской философии науки, явились стимулом для развития динамич. и историч. представ­лений о науке и деятельности учёных, подчеркнули значение социологич. и социально-психологич. ана­лиза в науковедении. Раскрыв пек-рые диалектич. характеристики развития науки, К. вместе с тем не смог построить его адекватную картину. Он ошибочно противопоставил элементы дискретности и непрерыв­ности, относительности и абсолютности в развитии науч. знания, а также социальную психологию науч. коллективов — объективной логике науч. исследова-

ния. Реалистич. тенденции сочетаются у К. с элемен­тами прагматизма и инструментализма, а ого в целом рационалистич. позиция не является последовательной. Подобная эклектичность филос. взглядов К. служит причиной ограниченности его историографич. концеп­ции науки.

• Copernican revolution, Camb., 1957; Sources for history of quantum physics, Philadelphia, 19R7; The essential tension. Selected studies in scientific tradition and change, CM.— L., 1977; в рус. пер.— Замечания на ст. И. Лакатоса, в кн.: Струк­тура и развитие науки, М., 1978.

* Родный Н. И., Проблема науч. революции в концепции развития науки Т. К., в кн.: Концепции науки в бурж. филосо­фии и социологии, М., 1973; Лекторский В. А., Филосо­фия, наука, «философия науки», «ВФ», 1973, № 4; Π о p у с В. Н., «Структура науч. революций» и диалектика развития науки, «ФН», 1977, №2; Criticism and the growth of knowledge, Camb., 1970; Motycka A., Relatywistyczna wizja nauki. Analiza krytyczna koncepcji T. S. Kuhna i S. E. Toulmina, Wroclaw, 1980. В. Н. Порус.

КЬЕРКЕГОР, Киркегор (Kierkegaard) Серен (5.5.1813, Копенгаген,— 11.11.1855, там же), дат. тео­лог, философ-идеалист и писатель. Изучал фило­софию и теологию в Копенгагенском ун-те. Вёл за­мкнутую жизнь одинокого мыслителя, наполненную ин­тенсивной лит. работой; в конце жизни вступил в бур­ную полемику с офиц. теологич. кругами. Многие из своих трудов («Или—или» — «Enten — eller», 1843; «Страх и трепет» — «Frygt og baeven», 1843; «Филос. крохи» — «Phüosophiske smuler», 1844, и др.) К. пуб­ликовал под различными псевдонимами, излагая свои идеи от лица вымышленных персонажей и нередко облекая их в художеств. форму («Дневник соблазни­теля» и др.).

Филос. воззрения К. сложились под влиянием нем. романтизма, а также антирационалистич. реакции на гегелевскую философию. Особое значение К. придавал сократич. иронии, религ.-филос. истолкованию к-рой (в духе протестантизма) он посвятил свою магистер­скую диссертацию. К. критиковал Гегеля за «объекти­визм», т. е. стремление понять индивида в исторически конкретной системе объективного духа. Эту точку зре­ния К. отвергал как отдающую личность во власть «анонимного» господства истории и тем самым лишаю­щую её самостоятельности и свободы. Гегелевской объективной диалектике К. пытается противопоста­вить принципиально иную — субъективную («экзи­стенциальную») диалектику, к-рая оказывается у К. средством сохранить отношение личности к богу. На пути к богу человек, согласно К., проходит три ка­чественно различные стадии — эстетическую, этиче­скую и религиозную. Эстетически живущий индивид, по К., достигает эмоционального наслаждения отка­зом от обретения «истины» своего существования; этот отказ неизбежно влечёт за собой неудовлетворён-

ность и «отчаяние», однако это ещё не истинное от­чаяние. Последнее наступает на этической стадии и приводит человека к осознанию религиозного значе­ния своей личности; другого пути к богу, по К., нет.

К. настаивал на радикальном парадоксализме и ало­гичности религ. переживания, высмеивая попытки ра­ционализации веры в гегелевской философии или в практике либерального протестантского богословия. Он резко критиковал Реформацию за то, что она, от­менив ср.-век. аскетизм, «облегчила жизнь». Лютеран­ство воспринималось им как дальнейшая рационализа­ция религии, т. е. как её деградация. К. защищал те­зис о реальности христианства лишь для избранных, к-рые смогут реализовать свою экзистенциальную сво­боду.

Философия К. не пользовалась популярностью при его жизни и в ближайшие десятилетия после его смерти. В 20 в. к учению К. обращается протестантская диа­лектическая теология, а с 1920-х гг. — экзистенциа­лизм. Стиль философствования К. становится образ­цом для иррационалистич. течений совр. бурж. филос. мысли.

• Samlede vaerker, bd 1—20, Kbh., 1962—64; Papirer, bd 1—16, Kbh., 1968—78«; в рус. пер.— Наслаждение и долг, СПБ, 1894; Несчастнейший, в сб.: Северные сборники, кн. 4, СПБ, ь!908. * Шестов Л., К. и экзистенциальная философия, Париж, 1939; Гайдеяко П., Трагедия эстетизма. Опыт характери­стики миросозерцания С. К., М., 1970; Б ы х о в с к и й Б. Э. К., М., 1972; Wahl J., Etudes Kierkegaardiennes, P., 19492· A n z W., KierKegaard und der deutsche Idealismus, Tüb., 1956;

Lowrie W., Kierkegaard, v. 1—2, N.T., [1962]; M e s-nard P., Kierkegaard, P., 19633; Adorno T h. W., Kier­kegaard. Konstruktion des Ästhetischen, Fr./M., 1966s; J 0 r-fi e n s e n A., S0ren Kierkegaard-litteratur. 1961—1970, tAar-hus, 1971]; Materialien zur Philosophie S. Kierkegaards, hrsg. v. M. Theunissen und W. Greve, Fr./M., 1979 (библ.).

КЮЛЬПЕ (Kiilpe) Освальд (3.8.1862, Кандава, ныне Тукумского р-на Латв. ССР,— 30.12.1915, Мюнхен), нем. психолог и философ-идеалист. В философии — представитель критического реализма. Осн. тема ра­бот К. — психологич. основания теории познания. По К., акт сознания способствует «реализации» объек­та, т. е. раскрытию его в переживании субъекта; этот акт может наблюдаться лишь после своего свершения, т. е. посредством ретроспективной рефлексии. Впер­вые в психологии К. обратился к экспериментальному изучению высших психич. процессов — мышления и воли. На выявление специфич. содержания мышления были направлены осн. усилия вюрцбургской школы, созданной К.

• Die Realisierung, Bd 1—3, Lpz., 1912—23; Vorlesungen über Psychologie, Lpz., 19222; в рус. пер.— Введение в философию, СПБ, 1901; Совр. философия в Германии, М., 1903; Совр. психо­логия мышления, в сб.: Новые идеи в философии, № 16, СПБ 1914.

Л

ЛАБРИОЛА (Labriola) Антонио (2.7.1843, Кассино, — 2.2.1904, Рим), итал. философ, публицист, теоретик и пропагандист марксизма, деятель социалистич. дви­жения. Познакомившись с трудами К. Маркса, Л. к нач. 90-х гг. с позиций левого гегельянства и гербарти-анства (см. Гербарт) перешёл на позиции марксизма. С 1890 вёл оживлённую переписку с Ф. Энгельсом. Участвовал в итал. и междунар. рабочем движении; содействовал основанию Итальянской социалистиче­ской партии (1892), хотя и не участвовал в её деятель­ности.

В своих работах Л. рассматривал обширный круг вопросов, связанных в основном с историч. материа­лизмом. В их числе проблемы: определяющего фактора

в историч. развитии; классов и классовой борьбы; роли нар. масс и личности в истории; закономерностей раз­вития бурж. общества; гос-ва; революции и др. Гл. задачу материалистич. понимания истории Л. усматри­вал в том, чтобы вывести обществ. мысль из запутан-ного лабиринта ненауч. филос.-историч. концепций и показать истинные движущие силы обществ. развития. Осн. положения историч. материализма Л. рассматри­вал в тесной связи с историей развития классовой борь­бы, с критикой бурж. теорий и мелкобурж. течений в социализме. Значит. внимание Л. уделял политич.

ЛАБРИОЛА 297

проблемам, вопросам тактики и организац. принци­пам пролет. партии, развивал мысль о необходимости связи социалистич. движения с марксистской теорией. Вместе с тем воззрения и деятельность Л. не были сво­бодны от нек-рых серьёзных противоречий и ошибок: недооценки учения о диктатуре пролетариата, значе­ния вопроса о взаимоотношении пролет. партии с ра­бочим классом и его союзниками, ошибочного пони­мания нац. вопроса (деление наций на «активные» и «пассивные»).

Идейное наследие Л. послужило отправной точкой для дальнейшего развития итал. марксистской мысли.

• Opere complete, t. 1—3, Mil., 1959—61; Lettere a Engels, Roma, 1949; Scritti filosofici e politic!, v. 1 — 2, Torino, 1973; в рус. пер.— К «кризису марксизма», К.,.1900; О социализме, СПБ, 1906; Очерки материалистич. понимания истории, М., I960.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 37, с. 312—13; т. 38, с. 205; т. 39, с. 161; Ленин В. И., ЯСС, т. 2, с. 500; т. 55, с. 59—60; Плеханов Г. В., О материалистич. понима­нии истории, в его кн.: Избр. филос. произв., т. 2, М., 1958; Тольятти П., Развитие и кризис итал. мысли в XIX в., «ВФ», 1955, № 5; H и к и т и ч Л. А., Л., М., 1980; Berti G., Peruno studio della vita e del pensiero di A. Labriola, Roma, 1954.

ЛАВРОВ Пётр Лаврович [2 (14).6.1823, с. Мелехове Псковской губ., — 25.1 (6.2). 1900, Париж], рус. фи­лософ и социолог, публицист, идеолог революц. народ­ничества. Участник демократич. движения 60-х гг., в 1866 был арестован, предан воен. суду и приговорен к ссылке. В 1870 бежал за границу, в Париже был при­нят в одну из секций Интернационала, участвовал в Парижской коммуне 1871, тогда же в Лондоне позна­комился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 1873—76 из­давал журн. и газ. «Вперёд!» (Цюрих, Лондон), в 1883— 1886 — один из редакторов «Вестника "Нар. воли"».

В филос. работах 50—60-х гг. («Практич. философия Гегеля», 1859; «Механич. теория мира», 1859; «Очерки вопросов практич. философии», 1860; «Три беседы о совр. значении философии», 1861, и др.) с позиций ант­ропологизма выступал с критикой религ. идеологии и мистич. форм идеализма как «патологич. элементов» сознания, а также вульгарного материализма, не­справедливо отождествлявшегося Л. с материализмом вообще. По Л., предметом философии является чело­век как единое нераздельное целое; объективный ма­териальный мир, несомненно, существует, но в наших суждениях о нём мы не можем выходить за пределы мира явлений, человеч. опыта; поэтому материализм, считающий всё сущее лишь многообразным проявле­нием единой, не данной непосредственно в сознании субстанции («вещества»), несмотря на все его историч. заслуги в борьбе с идеализмом, представляет собою разновидность умозрит., метафизич. верования, в луч­шем случае — гипотезу. С этими филос. положениями Л., в к-рых проявилось воздействие на Л. идей Канта и позитивизма, в 60-х гг. полемизировали Н. Г. Чер­нышевский и М. А. Антонович.

В социологии Л. («Историч. письма», 1870, и др.) подчёркивал принципиальное различие природных (за­кономерных, повторяющихся) и обществ. (прогрес­сивно изменяющихся, неповторимых) явлений. По Л., сущность истории состоит в переработке культуры — традиционных, склонных к застою обществ. форм, в цивилизацию — сознат. историч. движение, осущест­вляемое «критич. мыслью». Поскольку мысль реальна лишь в личности, гл. движущей силой истории явля­ются «критически мыслящие личности», передовая ин­теллигенция. Л. разрабатывал субъективный метод в социологии: критерий обществ. прогресса, состояще­го в конечном счёте в росте человеч. солидарности, во всё более полном воплощении в человеч. общежитии идей равенства и справедливости, отождествлялся им с нравств. идеалом мыслителя или историч. деятеля. По Л., критически мыслящие и энергически желаю-

ЛАВРОВ

щие личности для достижения своих целей должны объединяться в партию, к-рая придаёт борьбе «направ­ление и единство» (Иябр. соч., т. I, с. 254. 261).

В отличие от Бакунина и Ткачёва, Л. настаивал на обязательности тщат. подготовки социальной револю­ции, подготовки как народа, к-рый только и может со­вершить революцию, так и его руководителей, сознат. революционеров («Вперёд! Наша программа», 1873). С этой т. зр. Л. критиковал бакунинскую ставку на революц. порыв масс, бланкистскую концепцию рево­люции сверху, «якобинизм» Ткачёва и др. деятелей освободит. движения. Особое значепие Л. придавал роли нравств. начала в революции («Социальная рево­люция и задачи нравственности», 1884). Критикуя анар­хизм, Л. признавал в работе «Гос. элемент в будущем обществе» (1876) необходимость революц. диктатуры при совершении социалистич. переворота, на «другой день» после свержения эксплуататоров. Образец со­циалистич. гос-ва Л., как и Маркс, видел в Париж­ской Коммуне («18марта 1871 г.», 1880). Не поняв сущ­ности марксизма как качественно нового социалистич. учения и условий его применимости к России, Л. при­знавал выдающуюся роль Маркса и Энгельса в экономич. обосновании «рабочего социализма», постоян­но подчёркивал интернационалистский характер борьбы за социализм. Критикуя теоретич. ошибки Л., В. И. Ленин вместе с тем считал его «... ветераном революционной теории...» (ПСС, т. 2, с. 462).

• Собр. соч.,М., 1917—20 (не законч.); Задачи понимания исто­рии, СПБ, 1903г (псевд. С. С. Арнольди); Избр. соч. на социально-политич. темы, т. 1—4, М., 1934—35 (не законч.); Философия и социология, т. 1—2, М., 1965.

• Книжник-Ветров И., П. Л. Л., M., 19302; Га­лактионов Α. Α., Η и к а н д p о в П. Ф., Идеологи рус. народничества, Л., 1966, гл. 2; Б о г а т о в В. В., Философия П. Л. Л., М., 1972; Π а н т и н И. К., Социалистич. мысль в России: переход от утопии к науке, М., 1973; В о л о д и н А. И., П. Л. Л. как исследователь и критик религии, в сб.: Вопросы науч. атеизма, в. 17, М., 1975; Володин А. И., И т е н-берг B.C., Л., М., 1981. А. И. Володин.

ЛАДОШ (Ladosz) Ярослав (р. 20.10.1924, Варшава), польск. философ-марксист. Чл. ПОРП с 1948. Актив­но способствовал пропаганде и развитию в после­военной Польше марксистско-ленинской философии. Работы Л. посвящены проблемам диалектического и исторического материализма, в особенности разви­тию диалектпч. логики, соотношению диалектики и формальной логики; критике совр. филос. и политич. ревизионизма, буржуазной идеологии и антикомму­низма.

• Wielowartoäciowe ractiunki zdan a rozwo] logiki, Warn., 1961; Szkicez epistemologii matematyki, Warsz., 1968; Marksis-towska teoria walki klas, Warsz., 1969; Materializm dialektyczny, Warsz., 19732; Przedmiot filozofii i jej rola spoieczna. Miejsce filozofii w teorii marksistowskiej, Warsz., 1975; Dialektyka a spoleczenstwo, Warsz., 19763 (совм. с S. Kozyr-Kowalski).

ЛАЗАРСФЕЛЬД (Lazarsfeld) Пауль Феликс (13.2. 1901, Вена,— 31.8.1976, Нью-Йорк), амер. социолог, один из ведущих специалистов в области методологии и применения математич. методов. С 1933 в США. Л. разработал ряд ценных исследоват. методов и матема­тич. моделей анализа латентных (скрытых) структур, панельного анализа («индекс Л.»), теорию двухступен­чатой коммуникации и др. Он руководил рядом круп­ных эмпирич. исследований, посвящённых проблемам массовой коммуникации и механизмам избират. борьбы в США. Выступал за сближение социологии с др. обществ.

науками, отстаивая ложную концепцию «де-идеологизации» социологии и превращения её в «есте­ственную науку», «свободную от ценностей»; сам Л. придерживался буржуазно-либеральных политиче­ских взглядов, за что подвергался нападкам в период маккартизма.

• Radio and the printed page, Ν. Υ., [1940]; Radio listening in America, N. Y., 1948 (совм. с P. Kendall); Studies in the scope and method of «The American Soldier», N. Y., 1950 (совм. с R. K. Merton); The people's choice, N. Y.—L., 19683 (совм. с B. Berelson, H. Gaudet); The language of social research, N. Y., 1969 (совм. с M. Rosenberg); Sociology, в кн.: Main trends ot research in the social and human sciences, pt 1, P.— The Hague, 1970, p. 61—165; в рус. пер.— Методологич. проблемы социоло-

гии, в сб.: Социология сегодня. Проблемы и перспективы, Μ., 1965; Логич. и математич. основания латентно-структурного анализа, к сб.: Математич. методы в совр. бурж. социологии, M., 1966.

* К о н И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1984; Андрее-в а Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социология, М., 1965; История бурж. социологии 1-й пол. 20 в., М., 1079.

ЛАКАН (Lacan) Жак (13.4.1901, Париж,—9.9.1981, там же), франц. теоретик и практик т. и. структурного психоанализа. Основатель «парижской школы фрей­дизма». Л. провозглашает своей целью «возврат к Фрей­ду» и кладёт в основу своей концепции мысль Фрейда об особом значении речевых нарушений для диагнос­тики и лечения психич. заболеваний. В ряде работ, в т. ч. в программной ст. «Функция и поле речи и языка в психоанализе» («The'function and field of speech and language in psychoanalysis», 1953), Л. ставит на место психич. структуры Фрейда («Оно» — «Я» — «Сверх-Я») трёхчленную схему «реальное — воображаемое — сим­волическое», гл. момент к-рой — взаимодействие вооб­ражаемого (источник субъективного иллюзорного син­тезирования) и символического (совокупность объек­тивных механизмов языка и культуры). Символич. опосредованность любых проявлений человеч. психики и прежде всего — бессознательного психического, их закономерно упорядоченный характер Л. выражает формулой: бессознательное структурировано как язык. При этом переосмыслению подвергаются оба члена фор­мулы: с одной стороны, бессознательное у Л., в отли­чие от Фрейда, в известной мере лишается своего пан-сексуального характера и связывается с историч. по­рядками культуры; с другой — языковые знаки у Л., в отличие, напр., от Ф. де Соссюра, создателя струк­турной лингвистики, лишаются своей определённости и неразложимости: их форма (означающее) освобож­дается от содержания (означаемого) и абсолютизирует­ся в концепции Л. как сила, обусловливающая не толь­ко психику человека, но и его судьбу. Л. использует при анализе бессознательного нек-рые приёмы струк­турной лингвистики, антропологии, риторики, топо­логии и др. Однако задача изучения закономерностей человеч. психики ставится Л. в отрыве от широких со­циальных взаимозависимостей. Благодаря деятельно­сти Л. психоанализ во Франции оказал влияние на формирование общественных умонастроений (фран­цузский структурализм, антипсихиатрическое движе­ние и пр.).

• La psychose parano'iaque dans ses rapports avec la personnalite, P., 1932; Ecrits, P., 1966; Le seminaire de Jacques Lacan, livre I, II, III, XI, XX, P., 1973—81.

* А в т о н о м о в а Н. С., Психоаналитич. концепция Ж. Л., «ВФ», 1973, №11; Филиппов Л. И.. Структура­лизм и фрейдизм, там же, 1976, № 3; К л е м а н Б. К., Б p ю-но П., Сэв Л., Марксистская критика психоанализа, пер. с франц., М., 1976; R i f f l e t - L e m a i r е A., Jacques Lacan, Brux., 1970; Pages J.-B., Comprendre Jacques Lacan, Toulouse, 1971; Lang H., Das Problem der Sprache bei J. La­can, Fr./M., 1973; «L'Arc», 1974, JA 58; Mannoni M., La theoriecomme fiction: Freud, Groddeek.Winnicott,Lacan, P.,1979; Clement С., Vies et legendes de Jacques Lacan, P., 1981. ЛАКАТОС, Л а к а т о ш (Lakatos) Имре (9.11.1922, Будапешт,— 2.2.1974, Лондон), англ. историк науки, представитель т. н. методологич. фальсификациониз-ма — направления в англо-амер. философии науки, ориентирующегося на изучение закономерностей раз­вития науч. знания. С 1958 в Великобритании. Испы­тал влияние идей К. Поппера и Д. Пойи. Цель своих исследований видел в логико-нормативной реконструк­ции процессов изменения знания и построении логики развития науч. теорий на основе тщательного изучения реальной эмпирич. истории науки. Первоначально предложил свой вариант логики дедуктивного мыс­ленного эксперимента, применив её в качестве рацио­нальной реконструкции развития финитной математи­ки 17—19 вв. Пересмотрев позднее исходные методо­логич. установки, Л. разработал универс. логико-нор­мативную реконструкцию развития науки — методо­логию науч.-исследоват. программ. Методология Л. рассматривает рост «зрелой» (развитой) науки как сме­ну ряда непрерывно связанных теорий. Эта непрерыв-

ность обусловлена нормативными правилами исследо-ват. программ, предписывающих, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования («поло­жительная эвристика»), а каких путей следует избегать («негативная эвристика»). Другие структурные элемен­ты исслсдоват. программ — «жёсткое ядро» (в него включаются условно неопровергаемые фундаменталь­ные допущения программы) и «защитный пояс», состоя­щий из вспомогат. гипотез (он обеспечивает сохран­ность «жёсткого ядра» от опровержений и может быть модифицирован, частично или полностью заменён при столкновении с контрпримерами). Согласно Л., в раз­витии исследоват. программы можно выделить две осн. стадии — прогрессивную и вырожденную. На про­грессивной стадии «положит. эвристика» активно стиму­лирует выдвижение гипотез, расширяющих эмпирич. и теоретич. содержание. Однако в дальнейшем раз­витие исследоват. программы резко замедляется, её «положит. эвристика» теряет эвристич. мощь, в резуль­тате чего возрастает число ad hoc гипотез (т.е. отно­сящихся лишь к данному случаю).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)