|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
БОГОИСКАТЕЛЬСТВО 57
О т. н. религ. исканиях в России, Соч., т. 17, М., [1924]; История философии, т. 5, М., 1961. БОГОСЛОВИЕ см. Теология. «БОГОСЛОВСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ» («Тга-ctatus theologico-politicus», 1670), одно из главных произв. Спинозы. Издано в Амстердаме без имени автора, с ложным указанием места издания (Гамбург). Состоит из 20 глав, большинство к-рых посвящено историч. критике библейских книг, и является одним из первых образцов этого направления. Историч. и филология, анализ Библии свидетельствует, по Спинозе, что она не может быть источником теоретич. истины и авторитетом для философии и науки. В гл. 14—15 он показывает, что между философией и богословием «нет никакой связи и никакого родства» и, следовательно, невозможно никакое их соподчинение. За Библией остаётся функция воспитания в народе нравственности и послушания, но ещё лучше этой цели служила бы введённая в гос-ве «всеобщая религия», основанная на упрощённых и очищенных от суеверий догматах. Спиноза резко критикует монархию и церковь, служащую ей, за стремление держать людей в обмане и страхе. Цель трактата, указывает Спиноза, доказать, что свобода не только не вредит спокойствию гос-ва и благочестию, но и не может быть уничтожена без уничтожения последних. Однако для свободы личного вероисповедания и в интересах гос-ва терпимость пр-ва в отношении церквей должна быть ограничена. Социальные идеи трактата представляют собой вариант теорий естественного права и «общественного договора»; Спиноза отстаивал респ. идеал. Книга вызвала ожесточённую критику теологов всех.исповеданий и картезианцев голл. ун-тов, в 1674 запрещена пр-вом Голландии. Академпч. изд. под ред. К. Гебхардта: Opera, hrsg. v. С. Gebharat, Bd 3, 1925, рус. пер. М. Лопаткина, 1906; 1935; см. также Избр. произв., т. 1—2, 1957. • см. к ст. Спиноза. БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО, течение, возникшее в среде марксистских литераторов в 1-м десятилетии 20 в. в России, трактовавшее созидат. деятельность человечества как религиозную. Своим основанием Б. объявляло превратно понимаемое им учение Маркса, в к-ром оно стремилось найти ключ для разрешения не регулируемых наукой личностных проблем (страх смерти, одиночества и т. п.) без аппеляции к стоящей над человеком силе. Представители Б.— А. В. Луначарский, В. А. Базаров, отчасти М. Горький — объявляли своей задачей обоснование новой пролет. религии без бога, к-рая фактически превращалась в обожествление коллектива и прогресса, призванных возбуждать в человеке «сложное творческое чувство веры в свои силы, надежды на победу любви к жизни» (Горький М., Ответ на анкету «Французского Меркурия») и действенно связать идеал и действительность. Б. исходило из того, что в основе всякой идеологии лежит мироощущение, объединяющее людей в их эмоциональном отношении к «святыне», к-рой не обязательно должен быть бог. Здесь Б. сближалось с «позитивной религией» Конта и «религией человечества» Фейербаха. Представители Б., пропагандируя свои идеи, выступали в печати (сб. «Очерки по философии марксизма», 1908; В. Базаров, «Богоискательство и Б.», в кн.: Вершины, кн. 1, 1909); в 1909 они организовали на о. Капри школу для рабочих, представлявшую собой — «... литераторский центр богостроительства...» (Ленин В. И., ПСС, т. 47, с. 198), а затем фракционную группу «Вперёд». Г. В. Плеханов резко критиковал Б. («О т. н. религ. исканиях в России». Соч., т. 17). В июне 1909 совещание расширенной редакции большевистской газ. «Пролетарий», к-рым руководил В. И. Ленин, квалифицировало Б. как «...течение, порывающее с основами марк- БОГОСЛОВСКО сизма...» («КПСС в резолюциях...», 8 изд., т. 1, 1970, с. 276). Б. не получило широкого распространения, и его сторонники в дальнейшем отказались от попыток религ. интерпретации марксизма. • Ленин В. И., [Письмо] А. М.Горькому от 25 февр. 1!)1)8, ПСС, т. 47, с. 143; его же, Материализм и эмпириокри-тицизм, там же, т. 18, с. 9—11, 64—67; е г о ж е, Об отношении рабочей партии к религии, там же, т. 17; его же, [Письмо] ученикам каприйской школы, там же, т. 47. БОДЕН (Bodin) Жан (1530, Анже,— 1596, Лан), франц. политич. мыслитель, социолог, юрист. Изучал право в Тулузе, затем переехал в Париж. В 1576 был депутатом от третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа. В соч. «Метод лёгкого изучения истории» («Ме-thodus ad facilem historiarum cognotionem», 1566) утверждал, что общество формируется под влиянием естеств. среды и представляет собой сумму кровнохо-зяйств. союзов. В обществе осуществляется прогресс, в природе же — круговое вращение. В соч. «Шесть книг о республике» («Six livres de ia Republique», 1576) Б., отрицая божеств. происхождение власти, обосновывал идею монархии, ограниченной законами, защищал веротерпимость. Признавал право народа на убийство тирана. Причину политич. переворотов Б. видел в имуществ. неравенстве. В соч. «Диалог семи человек» («Colloquium heplaplomeres...», 1593; опубл. после смерти) защищал деистич. идею естеств. происхождения религии. * Oeuvres philosophiques, P., 1952. *M a р к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 314; В и п-п е p Р. Ю., Политич. теории во Франции в ппоху религ. войн, «Журн. Мин-ва нар. просвещения», 1896, ч. 306, авг.; История философии, т. 2, М., 1941, с. 75—77; Chauvire В., Jean Bodin, auteur de la «Republique», P., 1916; K am p M. В., Die Staatswirtschaftslehre J. Boden, Bonn, [1949]. БОДХИ (санскр., букв.— просветление), понятие инд. философии, одно из осн. понятий буддизма, особенно махаяны. Наряду с нирваной и праджня, т. е. мудростью как прозрением, Б.— конечное идеальное состояние буддизма. В отличие от брахманистско-индуист-ских систем Б. в буддизме ещё более, чем праджня, предполагает слияние всех (интеллектуальных, эмоциональных, волевых) функций, означает не только состояние понимания, но состояние психики вообще, в сущности почти тождественное нирване, однако с нек-рых выделением собственно познават. функции. В махаяне существует множество классификаций ступеней достижения Б. (состояния бодхисаттвы). * см. к ст. Махаяна. БОЗАНКЕТ (Bosanquet) Бернард (14.6.1848, Рок-Холл, Нортамберленд,— 8.2.1923, Лондон), англ. философ, представитель абс. идеализма. Трактовал формальную логику как вспомогат. дисциплину, подчинённую уни-верс. логике, совпадающей с гносеологией и идеалистич. метафизикой. Б. придал иррационалистич. черты гегелевскому учению о гибкости и подвижности осн. форм суждений. Рассматривал познание как переход от изолированных опытных данных к постижению конкретно-всеобщего единства — «Абсолюта». Используя понятие «Абсолюта» для обоснования теории гос-ва, рассматривал последнее как наивысшую ценность. Социально-политич. учение Б. обосновывало правомерность насилия гос-ва над личностью и превозносило подчинение индивидов «целому». Автор работ по этике, эстетике и религии. • Logic, v. 1—2, Oxf., 1911; The principle of individuality and value, L., 1912; The philosophical theory of the state,L., 1920; A history of aesthetics, N. Y., 1957; в рус. пер.— Основания логики, M., 1914. * Богомолов A.C., Англ. бурж. философия 20 в., М., 1973, гл. 2, § 3; Bosanquet H., B. Bosanquet, a short account of his life, L., 1924; Pfannenstill В., В. Bosan-quet's philosophy of the state, Lund, 1936. БОКЛЬ (Buckle) Генри Томас (24.11.1821, Ли, графство Кент,— 29.5.1862, Дамаск), англ. историк, представитель географической школы в социологии. Под влиянием позитивизма Канта взялся за создание многотомной естеств.-науч. истории человечества, из к-рой успел завершить лишь первые два тома — «Историю цивилизацип в Англии» (1857—61, рус. пер. 1863—64). С позиций механистич. детерминизма и эволюционизма, господствовавших в естествознании его эпохи, В. выступил против традиционных идеалистич. объяснений истории предопределением, сверхъестеств. вмешательством или случайным стечением обстоятельств. Согласно Б., развитие общества — столь же закономерный процесс, как и развитие природы, но лишь более сложный и многообразный. При этом Б. стремился вывести эмпирич. путём главные законы истории, настаивая на их универсальности, а познание статис-тич. закономерностей в поведении больших масс людей и преобладающей роли экономич. фактора противопоставлял коллекционированию биографий великих личностей и событий политич. жизни. Преувеличивая влияние география, условий (климата, рациона питания, плодородия почвы и ландшафта) как стимула обществ. развития, Б. вместе с тем подчёркивал, что достигнутый уровень экономич. благосостояния «зависит не от благости природы, а от энергии человека», к-рая безгранична в сравнении с ограниченностью и стабильностью естеств. ресурсов («История...», СПБ, 1895, с. 18), а также от соотношения сил между классами трудящихся и нетрудящихся. В интеллектуальном развитии человечества и в накоплении практич. знаний Б. усматривал решающий фактор поступат. движения истории, тогда как нравств. уровень общества считал неизменным. В политич. взглядах Б. разделял убеждения бурж. радикалов и пацифистов, выступал с яркими памфлетами в защиту эмансипации женщин, веротерпимости, естеств. равенства людей и улучшения жизненных условий трудящихся. Социологич. и политич. идеи Б. оказали большое влияние на передовую интеллигенцию 19 в. во мн. странах, в т. ч. на народников в России. • в рус. пер.: Этюды, СПБ, 1867; Влияние женщин на успехи знания, СПБ, 1896». • Чернышевский Н. Г., Замечания на книгу Г. Т. Б. «История цивилизации в Англии», ПСС, т. 16, М., 1953, с. 535 — 635; Соловьев Ε. Α., Б., его жизнь и науч. деятельность, СПБ, 1895; История бурж. социологии 19 — нач. 20 в., М., 1979, гл. 4, § 3. БОЛЬЦАНО (Bolzano) Бернард (5.10.1781, Прага,— 18.12.1848, там же), чешский математик, философ, теолог. Занимал в 1805—20 кафедру истории религии Пражского ун-та, за вольнодумство был уволен и лишён права публичных выступлений. Для философии Б. характерно сочетание диалектич. атомизма (простые субстанции непрерывно взаимодействуют и изменяются) и платонизма (учение об «истинах в себе», «чистых понятиях» и пр.). Гл. логико-филос. соч. Б. «Наукоуче-ние» («Wissenschaftslehre», Bd 1—4, 1837) — обширный историко-критич. обзор традиц. логия. учений с критикой психологизма в логике и с оригинальным изложением дедуктивной логики. Требование логич. строгости рассуждений Б. перенёс на основы матем. анализа (1810), дав нек-рые образцы таких рассуждений (теорема Б. о непрерывности функций, пример непрерывной функции, не имеющей производной и др.). В «Парадоксах бесконечного» (изд. 1851, рус. пер. 1911) Б. явился предшественником Г. Кантора в исследовании бесконечных множеств. Отправляясь от идеи Лейбница, Б. отстаивал объективность актуально бесконечного. При этом он различал два рода существования объективного: существование реальное — «непосредственно данное» (во времени и пространстве), и не реальное, но возможное — существование (наличие) «в себе». В этом последнем смысле он понимал и объективную возможность существования бесконечных множеств — их наличие «по крайней мере, среди вещей не реальных». В области социальной этики К. защищал идеи равенства u прогресса; принцип всеобщего блага он утверждал в качестве высшего морального принципа («Книжечка о наилучшем государстве» — «О nejlepsim state», 1831). • Lehrbucn der Religionswissenschaft, Sulzbach. IS3i; Grundlegung der Logik, Hamb., [1963]; Mathematische und philosophische Schriften 1810—1816, Bd l —, Bad Gannstatt — Stuttg., 1977—. • Нуцубидас В., Б. и теория науки, «Вопросы философии и психологии», 1913, кн. 116--117; Фёдоров Б И Логика Б. Б., Л., 1980; Walds с h mitt L., Bolzano's Begründung des Objektivismus in der theoretischen und praktischen Philosophie, Würzberg, 1937; Winter E., B. Bolzano. Ein Lebensbild, Stuttg.— Bad Cannstatt, 1969; Bolzano-Sympo-sion. Bolzano als Logiker, W., 1974; L o u 2 i l J., B. Bolzano Studie z ukäzkami z dila, Praha, 1978. БОНАВЕНТУРА (Bonaventura), собственно — Джо-ванни Фиданца (Fidauza) (1221, Тоскана,— 15.7.1274, Лион), ср.-век. теолог и философ. Глава францисканского ордена, кардинал (с 1273), один из крупнейших представителей поздней схоластики, соединивший её с традицией ср.-век. мистики, «серафический доктор» (doctor seraphicus). Был причислен к лику святых (1482) и к числу десяти величайших учителей церкви (1588). Учился у Александра из Гэль-са в Парижском ун-те, где был затем проф. В своей филос. системе развил доктрину ср.-век. реализма, последовательно придерживаясь традиции августинианст-ва и принимая в то же время нек-рые элементы аристо-телизма. По Б., каждое сущее имеет множество форм (см. Форма и материя), единство к-рых упорядочивается высшей субстанциальной формой. Формы — это идеи божеств. ума, возможность бытия. Они изначально запечатлены в материи как некие семенные причины, т. е. даны в возможности, и их актуализация и вызывает к существованию индивидуальную вещь. Бытие идей в боге есть чистый акт (см. Акт и потенция), через к-рый существуют сотворённые субстанции. Всё сотворённое — материально, но материя может быть и телесной, и духовной; душа — это духовная субстанция особого рода, её материей являются способности, реализующиеся в действиях одушевлённого существа. Душа есть единство неск. форм, подчинённых высшей — уму (интеллекту). Высшая форма телесности — форма света, источник завершённости телесного существа как тела. Абстрагирующие функции интеллекта необходимы для познания внеш. мира. Знание о духовных субстанциях, в т. ч. о себе самой, душа имеет непосредственно благодаря «просвещению», идущему от бога, равно как знание осн. принципов и возможность достоверного знания вообще. В осн. соч. «Путеводитель души к богу» изложено мистич. учение о восхождении души к богу: сначала душа прозревает присутствие бога в мире, затем, обратившись от внеш. мира к себе, видит в себе обраа бога и, наконец, сознаёт явное присутствие бога в себе. Учение Б., продолжавшее традиции августинианства и в этом противостоявшее томизму, положило начало целой школе ср.-век. философии (т. н. 1-я францисканская школа). Б. оставался самым влият. францисканским мыслителем вплоть до Дунса Скота. • Opera omnia, t. 1—10, [Quaracchi], 1882—1902. • Соколов В. В., Ср.-век. философия, М., 197У, с. 316—20; Gilson E., La Philosophie de St. Bonaventura, P., 19432; B o u g e r o l J. G., Introduction ä l'etude de St. Bonaventure, Strasbourg, 1961; G u a r d i n i R., Systembildende Elemente in der Theologie Bonaventuras, Leiden, 1964; Stoevesandt H., Die letzten Dinge in der Theologie Bonaventuras, Z., 1969. БОНАПАРТИЗМ, термин, употреблявшийся первоначально для обозначения воен. диктатуры Наполеона Бонапарта и диктатуры Луи Бонапарта. В дальнейшем был распространён на любую контрреволюц. диктатуру крупной буржуазии, опирающуюся на военщину и на реакционно настроенные слои отсталого крестьянства и лавирующую между борющимися классами в условиях неустойчивого равновесия классовых сил. «Бонапартизм,— писал В. И. Ленин,— есть форма правления, которая вырастает из контрреволюционности буржуазии в обстановке демократических преобразований и демократической революции» (ПСС, т. 34, с. 83). БОНАПАРТИЗМ 59 Политику буржуазии в России в период, последовавший за Июльским кризисом 1917, он оценивал как бонапартистскую. Б. сочетает социальную демагогию с активной шовинистич. пропагандой и агрессией, с политикой удушения демократич. свобод и революц. движения путём широкого использования полицейско-бюрократич. аппарата и церкви. Элементы Б. были свойственны правлению О. Бисмарка в Германии, П. А. Столыпина в России. БОР (Bohr) Нильс Хенрик Давид (7.10.1885, Копенгаген,— 18.11.1962, там же), датский физик-теоретик, один из создателей квантовой теории. В 1920 возглавил созданный по его инициативе Ин-т теоретич. физики в Копенгагене. В 1943—45 в эмиграции в США. Иностр. чл. АН СССР (1929). Нобелевская пр. по физике(1922) за создание квантовой модели атома. В работе «О строении атомов и молекул» (1913) заложил основы квантовой модели атома, ставшей фундаментом развития квантовой теории. Сформулировал принцип соответствия, позволявший получать квантовые формулы, опираясь на представления классич. физики. На основе своей модели атома дал объяснение периодич. системы элементов, В докладе «Квантовый постулат и новейшее развитие атомной теории» (1927) разработал концепцию дополнительности, к-рая легла в основу т. н. копенгагенской интерпретации квантовой механики, созданной в 1925—26 В. Гейзен-бергом, Э. Шрёдингером, П. Дираком и др. В многочисленных методологических работах развивал и уточнял содержание концепции дополнительности, которой Б. стремился придать общеметодологическое значение. Б. активно участвовал в движении прогрессивных учёных за мир и междунар. сотрудничество. * в рус. пер.: Избр. науч. труды, т. 1 — 2, М., 1970—71. * Нильс Бор. Жизнь и творчество, [пер. с дат.], М., 1967; Мур Р., Н. Б.— человек и ученый, пер. с англ., М., 1969; Кляус E. M., Франкфурт У. II., Френк A.M., Н. Б., М., 1977; Данин Д. С., Н. Б., М., 1978. БОССЮЭ (Bossuet) Жак Бенинь (27. 9. 1627, Дижон,— 12.4.1704, Париж), франц. писатель, епископ. Находился под сильным влиянием Августина. В соч. «Рассуждение о всеобщей истории...» («Discours sur l'histoire universelle...», 1681) Б. дал обзор истории человечества до эпохи Карла Великого целиком в духе христ. библейской традиции. Произв. Б. пронизаны идеей провиденциализма: бог непосредственно управляет судьбами народов и налагает свою печать на каждую эпоху их развития. В соч. «Политика, извлеченная из Священного писания» («Politique tiree des propres paroles de I' Есгі-ture», 1709) Б. выступил сторонником богословского обоснования королевско-абсолютистской власти. Абсолютизм как форму правления, подчинённую разумному началу, Б. отличал от деспотизма и в «Рассуждении...» говорил об обязанностях монарха. Эти идеи Б. легли в основу католич. традиции обществ. мысли 18 в. Франц. просветители 18 в. и особенно Вольтер доказывали несостоятельность филос.-соци-ологич. идей Б. * Oeuvres completes..., v. 1 — 31, P., 1862—66. *Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 2, М., 1958, с. 638—40; Л а не он Г., История франц. лит-ры, [пер. с франц.], т. 1, М., 1896, с. 716—40; R е Ъ е l l i a u Α., Bossuet, P., 1900; B r u ii e t i er e F., Bossiiet, P., 1913; D i m i e r L., Bossuet, P., 1916; Baumann E., Bossuet, P., 1929; Le B r u n J., La spiritualite de Bossuet, P., 1973. БОХЕНЬСКИЙ (Bochenski) Юзеф Мария (р. 30.8. 1902, г. Чушув, Польша), швейц. фллософ-неотомист. По национальности поляк. Один из теоретич. лидеров антикоммунизма. Член ордена доминиканцев. Директор (1957—72) Ин-та вост.-европ. исследований при Фрейбургском ун-те, основатель и издатель (с 1961) журн. «Studies in Soviet Thought» и серии БОР «Sovietica» (с 1959). Б. фальсифицирует теорию и практику социализма, приписывая ему «экспансионизм» и «антигуманизм». Отождествляет марксизм-ленинизм с «догматизмом» и религ. верой. Призна-ная в последние годы успехи сов. философии и усиление её междунар. роли, Б. выступает в духе теории конвергенции за «диалог» с философами-марксистами. Автор работ по истории и методологии философии, логики и теологии. • Europäische Philosophie der Gegenwart, Bern, 19512; Der Sowjet-russische Dialektische Materialismus, Bern, 19624; Logic of religion, N. Υ., 1965; Diamat, Stuttg., 1968; Wege zum philosophischen Denken, Basel —W., 197311; Was ist Autorität?, Basel —W., 1974; Marxismus-Leninismus, Münch., 19742. • «Новые книги за рубежом», 1958, № 21; 1960, № 16, 21; С и т-ковский Е. П., Против филос. антикоммунизма, в кн.. Антикоммунизм — враг человечества, Прага, 1962; Якушевекий И. Т., Ценные признания одного из наших «критиков» (О «советологии» г-на Б.), «ВФ», 1964, № 10; Б ы χ о в-с к и й Б. Э., Партии в философии и филос. камуфляж, «Коммунист», 1967, № 1. БОШКОВИЧ (Boskovic) Руджер Иосип (18.5. 1711, Рагуза, ныне Дубровник, Югославия,— 13. 2. 1787, Милан), хорв. философ, физик, математик и астроном; дипломат. Почётный чл. Петерб. АН (1760). В гл. соч. «Теория натуральной философии, приведенная к единому закону сил, существующих в природе» (1758) Б. развил учение о динамич. атомизме, основанное на представлении о непротяжённых и неделимых материальных частицах (точках), между к-рыми действуют силы притяжения и отталкивания, подчиняющиеся универсальному закону. С помощью этой гипотезы, утверждающей неразрывную связь материи и движения, Б. объяснял свойства материальных тел. Б. критиковал учение Ньютона об абс. пространстве и времени. Ряд его идей предвосхищает совр. представления о материи, пространстве и времени. Б. высказывал мысль о возможности построения геометрии, отличной от эвклидовой. Ес-тественнонауч. идеи Б. оказали влияние на физику и философию 1-й пол. 19 в. • De virihus vivis, Romae, 1745; De lumine, 1748, pars l—2, Vindobonae, 1766 (Diss.); De continuitatis lege..., Romae, 1754. * Г о д ы ц к и и - Ц в и ρ к о А. М., Науч. идеи Р. И. Б., М., 1959; Markovio £., Rudje BoSkovio, dio 1—2, Zagreb, 1968—69. БОЭЦИЙ (Boethius, Boetius) Аниций Манлий Северин (ок. 480, Рим,— 524, Павия). рим. философ, теолог и поэт. Принадлежал к старой рим. знати и получил блестящее образование, достиг высокого положения на службе остготского короля Теодориха, но но обвинению в тайных сношениях с Вост. Рим. империей был казнён. Оказал исключительно широкое влияние на ср.-век. культуру. Его переводы «Органона» Аристотеля и «Введения» Порфирия, комментарии к аристотелевским и послеаристотелевским логико-герменевтич. текстам, а также оригинальные теологич. соч. явились основой ср.-век. аристотелиз-ма и предвосхищением синтеза зрелой схоластики; его компендии по арифметике и музыке передали ср.-век. практике «квадривия» пифагорейско-платонов-скую математич. традицию; наконец, его моралистич. «Утешение философией», написанное в тюрьме и посвящённое теме свободы духа среди текучей видимости житейских дел, было в течение целого тысячелетия одним из самых читаемых произведений и многократно переводилось. • Migne, PL, t. 63—64; The theological tractates, The consolation of philosophy, transl, by H. F. Stewart, E. K. Rand, S. J. Tester, Camb. (Mass) — L., 1973. • Courcelle P., Les lettres grecques en Occident..., P., 1948. БРАК, исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. От характера брачных отношений в значит. мере зависит рост населения, физич. и духовное состояние новых поколений. В Б. упорядочивается и реализуется естеств. потребность людей в продолжении рода, преобразованная социальными условиями и культурой. Социальная сущность Б. определяется в конечном счёте господствующими обществ. отношениями, он также испытывает влияние политики, права, нравственности, религии. Санкционируя Б., общество берёт на себя определ. обязательства по его охране и налагает на людей, вступивших в В., ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно, за будущее семьи. «Если бы брак не был основой семьи,— писал К. Маркс,— то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 162). Как социальное отношение Б. имеет преим. нравств.-правовую природу, поскольку мужчина и женщина выступают в нём как личности и граждане гос-ва. В числе нравств. ценностей, имеющих особенно большое значение для стабильности Б.,— индивидуальная половая любовь, супружеский и родительский долг, взаимное уважение и помощь. В антагонистич, формациях моногамный Б. приобретает ряд специфичных для данной формации социально-правовых черт. Так, в рабовладельч. обществе Б. признавался только для свободных граждан, а супружеские отношения рабов рассматривались просто как сожительство. В раннем европ. средневековье был установлен обязательный для всех церковный Б., однако крепостные могли вступать в Б. лишь с согласия феодала. В условиях капитализма Б. испытывает значит. влияние частнособственнич. отношений. Распространение при капитализме трудовой деятельности женщин, падение престижа и влияния религии, демократизация брачно-семейного законодательства и половой морали привели, с одной стороны, к дезорганизации и кризису «классич.» собственнич. Б. (рост числа разводов и «дезертирств»), с другой — к развитию новой формы брачных отношений, основывающихся преим. на взаимном чувстве и личном выборе и характеризующихся относит. равноправием супругов. Социалистич. преобразования, обеспечивая равноправие женщин с мужчинами, способствуя распространению в массах коммунистич. морали, ведут к нравств. обогащению отношений между полами. Б. в условиях социализма представляет собой добровольный, равноправный, свободный от утилитарных расчётов и вмешательства третьих лиц союз мужчины и женщины, целью к-рого является обеспечение их права на супружество, материнство и отцовство. Правовое и нравств. регулирование брачных отношений не противоречит свободе Б. и направлено в первую очередь на защиту его от пережитков старой, собственнич. морали. См. также ст. Семья и лит. к ней. БРАХМАН (санскр.), в др.-инд. религ. умозрении и исходящих из него филос. учениях высшая объективная реальность, безличное абсолютное духовное начало, из к-рого возникает мир со всем, что в нём находится. Вместе с тем всё, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Б.; сам же он — вне времени и пространства, вне причинно-следств. отношений, свободен от качеств и действий, внеположен явленному (феноменальному) миру и невыразим в положит. терминах и рамках к.-л. частичной логики. Поэтому чаще всего Б. определяется отрицательно — немыслимый, невидимый, неслышимый, непознаваемый, неизменяемый, непроявленный, нерождённый, лишённый образа, безначальный, бесконечный, «не это, не это» (na iti, na iti) и т. п. Не постигаемый обычным сознанием или различными рационально-умозрит. конструкциями, Б. познаётся лишь высшей религ. интуицией, лежащей в основе целостного опыта (анубхава). В древнейших текстах Вед слово «Б.» относится ещё скорее к сфере ритуальных понятий. Умозрит. концепция универсального Б. впервые была сформулирована в ранних упанишадах. Б. становится единой абс. реальностью, исполненной высшего смысла; трансцендентный бог ранневедийской эпохи вводится в Б. и становится имманентным ему. Вне Б. ничего нет, но всё, что есть в бытии, в жизни, заключено в Б. как в зародыше (хираньягарбха, букв.— золотой зародыш), из к-рого разворачивается весь явленный мир: «Существует два образа В.— воплощённый и невоплощённый, смертный и бессмертный, неподвижный и двигающийся, существующий и истинный» (Брихадарань-яка-упанишада II, 3,1). Истинная универсальность Б. достигается через осознание им самого себя, обретение субъективного аспекта в самопознании — учение о тождестве Б. и атмана, объекта и субъекта, мира и души (индивида), выражающееся в формулах «этот атман есть Б.», «это Б., это атман», «я есмь Б.» и как итог и наиболее абстрактное выражение идеи тождества: «это — ты» (tat tvam asi). При· всём этом Б. соотносителен атману и отнюдь не всегда тождествен ему. Реальность Б. является как бесконечное сознание (джняна) себя самого и как высшее блаженство (ананда). Особенно интенсивно учение о Б. разрабатывалось в адвайта-веданте. Согласно Шанкаре, Б.— это чистое бытие, совпадающее с чистым сознанием, оно едино и содержит в себе всё. По отношению к эмпирич. миру множественности Б. выступает как творец, зиждитель и разрушитель, как сагуна-Б. (т. е. Б. многих качеств). С трансцендентной же т. зр., осознающей иллюзорность этого мира, Б. предстаёт как абс. бытие, лишённое к.-л. атрибутов, как ниргуна-Б. (т. е. Б. без качеств). Учение Шанкары о Б.— высшая точка в развитии этого понятия как образа абс. единства. Рамануджа в ряде вопросов уже отступает от этой идеи (учение о самообнаруживающемся Б. в его соотношении с майей, об абс. единстве, содержащем в себе множественность, о соотношении бога и Б., единству к-рого присущи различия и т. д.— см. Вишишта-адваита). • Чаттерджи С.,Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954; P а д х а к ρ и ш н а н С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1—2, М., 1956—57; Топоров В. Н., О Б. К истокам концепции, в сб.: Проблемы истории языков u культуры народов Индии, М., 1974, с. 20—74; Hang M., Über die ursprüngliche Bedeutung des Wortes brahman, Munch., 1868; R eno u L., Sur la notion de brähman, «Journal Asiatique» 1949, t. 237, fasc. l, p. 7—46; T h i e m e P., Brahman, «Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft», 1952, Bd 102, S. 91 — 129; Dasgupta A., A history of Indian philosophy, v. 1—5, Delhi, 1975. БPEHTАHO (Brentano) Франц (16.1.1838, Мариен-берг, — 17.3.1917, Цюрих), нем. философ, непо-средств. предшественник феноменологии Э. Гуссерля. Начав деятельность в качестве католич. священника, затем был проф. философии в Вюрцбурге (с 1872) и Вене (с 1874). Б. обратился к докантовской философии, прежде всего к Аристотелю, учитывая вместе с тем достижения нем. классич. идеализма. Исходным пунктом философии Б. является проведение резкой границы между физич. и психич. феноменами. Родовым признаком, общим для всех психич. феноменов, является, по Б., их интенциональностъ: сознание всегда есть отношение к чему-то (реальному или нереальному)— я ощущаю, чувствую, мыслю нечто; физич. объект как таковой не интенционален: он есть в себе покоящееся бытие. Исследование психич. феноменов является задачей психологии, к-рая делится Б. на дескриптивную (описывающую те конечные элементы, из к-рых строится целостное сознание) и генетическую (устанавливающую законы, к-рым подчиняются явления сознания). Из идеи дескриптивной психологии выросла позднее феноменология. В связи с идеалистически толкуемым учением о предметности сознания находится и концепция истины Б. В основе понятия истины лежит, но Б., переживание очевидности. Расчленив все суждения на три БРЕНТАНО 61 класса — суждения восприятия, суждения воспоминания и аксиомы, Б. утверждал, что непосредств. очевидностью обладают только суждения внутр. восприятия и аксиомы. Проблема истины — это проблема эмпирич. обоснования знания при решающем значении внутр. опыта. Т. к., по Б., предметами внутр. опыта и непосредств. восприятия являются только психич. феномены, то с очевидностью можно говорить о существовании лить этих последних; о внеш. мире, по Б., можно говорить лишь с известной вероятностью. Учение об интенциональности было воспринято К. Штум-пфом, Гуссерлем, А. Мейнонгом, М. Шелером, М. Хайдеггером. Логич. концепция и работы Б. в области критики языка нашли продолжение в аналитич. философии. Значительным было влияние Б. и на развитие психологии (напр., вюрцбургской школы). * Psychologie vom empirischen Standpunkt, Hamh., 1955; Vom Ursprung sittlicher Erkenntnis, Hamb., 1955; Grundlegung und Aufhau der Ethik, Bern, 1952. • Б а к p а д з e К. С., Очерки по истории новейшей и coвp, бурж. философии, Тб., 1900; К a st i 1 Α., Die Philosophie F. Brentanos. Eine Einführung in seine Lehre, Müncli., 1951; Bergmann G., Realism. A critique of Brentano and Mei-nong, Madison — [a. o.], 1967 (лит.). БРИДЖМЕН (Bridgman) Перси Уильяме (21.4. 1882, Кембридж, Массачусетс,— 20. 8. 1961, Рандолф, Нью-Хэмпшир), амер. физик и философ. Нобелевская пр. по физике (1946). В трактовке познания Б. близок к инструментализму (в истолковании проблемы значения понятий) и к солипсизму (в истолковании опыта). Абсолютизируя эмпирич. аспект науки, Б. недооценивал фактич. роль абстрактного мышления и абстракций. Он считал бессмысленными теоре-тич. понятия, неверифицируемые в опыте. Идею связи значения понятия с совокупностью действий (операций), ведущих к их применению, Б. перенёс в методологию науки и теорию познания в качестве общего принципа: определять науч. понятия, по Б., надо не в терминах др. абстракций, а в терминах операций опыта (операциональное определение понятий). Этот тезис послужил основой в целом пдеалистич. программы операционного построения языка науки. См. Операци-онализм. • Logic of modern physics, N. Υ., 1927; The nature of some of our physical concepts, N. Y., 1952; Reflections of a physicist, Ν. Υ., 19551; Way things are, Camb., 1959. БРУНО (Bruno) Джордано Филиппо (1548, Нола,— 17. 2. 1600, Рим), итал. философ и поэт, представитель пантеизма. Преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул Италию и жил во Франции, Англии, Германии. По возвращении в Италию (1592) был обвинён в ереси и свободомыслии и после 8-летнего пребывания в тюрьме сожжён на костре (материалы процесса Б. см. в кн. «Вопросы истории религии и атеизма», т. 1, 1950; т. 6, 1958). В философии Б. идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, приведшие Б. к ги-лозоизму) перекрещивались с сильным влиянием ранней греч. философии. Оформлению пантеистич. натурфилософии Б., направленной против схоластич. арис-тотелизма, во многом способствовало знакомство Б. с философией Николая Кузанского (у к-рого Б. почерпнул и идею «отрицат. теологии», исходящей из невозможности положит. определения бога). Опираясь на эти источники, Б. считал целью философии познание не сверх природного бога, а природы, являющейся «богом в вещах». Развивая гелиоцентрич. теорию Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Б. высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной («О бесконечности, вселенной и мирах», 1584). Представление о единой бесконечной простой субстанции, из к-рой возникает множество вещей, связывалось у Б. с идеей внутр. род- БРЙДЖМЕН ства и совпадения противоположностей («О причине, начале и едином», 1584). В бесконечности, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя и т. п. Осн. единицей бытия является монада, в деятельности к-рой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или бог; как целое она проявляется во всём единичном — «все во всём». Этика Б. проникнута утверждением «героич. энтузиазма», безграничной любви к бесконечному, отличающей подлинных мыслителей, поэтов и героев, возвышающей человека над размеренной повседневностью и уподобляющей его божеству. Идеи Б. оказали большое влияние на развитие философии нового времени (Спиноза, Лейбниц, Шеллинг и др.). • Opera latine..., v. 1—3, Napoli, 1879—91; Opere italianc, t. l—3, Bari, 1925—272; в рус. пер.— Изгнание торжествующего зверя, [СПБ], 1914; Диалоги, М., 1949; О героическом внту-зиазме, М., 1953. • Антоновский Ю. М., Дж. В., его жизнь и филос. деятельность, СПБ, 1892; О л ь ш к и Л., История науч. лит-ры на новых языках, т. 3, М.—Л., 1933, с. 3—48; Дж. Б. Библиография переводов его соч. и лит-ры о нем на рус. языке, «Докл. и сообщения филологич. ин-та [ЛГУ]», 1949, в.1; Ш т е к л и А., Дж. Б., М., 19В4; Гор фу икс ль А., Дж. Б., М.,1965; Salvestrini V., Bibliografia di G.Bruno 1582—1950, Firenze, 19582; G a l l i G., La vita e il pensiero di G. Bruno, Milano, [1973]. БРЭДЛИ (Bradley) Фрэнсис Герберт (30.1.1846, Клапем,— 18. 9. 1924, Оксфорд), англ. философ идеалист, гл. представитель англ. неогегельянства. Отвергая вслед за Дж. Беркли локковское различение первичных и вторичных качеств, Б. рассматривал материю, пространство и время лишь как видимость, явление. Реальная действительность, по Б., есть духовный «Абсолют»— единая, всеобъемлющая, гармоничная духовная система. Вместе с тем, отрицая различение объекта и субъекта познания, Б. утверждал, что наиболее надёжный путь постижения реальности — непосредств. чувственность. Будучи противником панлогизма и ди-алектич. логики Гегеля, Б. полагал, что принципы внутр. противоречивости и единства противоположностей не присущи «Абсолюту», выступающему как непротиворечивое единство и целостность многообразия. Внутренне противоречивое не может быть реальностью — оно лишь видимость; поэтому диалектич. логика имеет негативный характер как выражение ограниченности разума и рационального познания действительности. Согласно Б., понятия есть абстракции, игнорирующие конкретное многообразие, а суждения и умозаключения формальны и не могут служить критерием истины. В этике Б. отвергал как утилитаризм и гедонизм, так и ригоризм кантовского категорического императива, противопоставляя им этику «самосовершенствования» личности, стремящейся к совершенствованию единого целого, элементом к-рого она является. Общество, по Б., не сумма индивидов, а организм, совершенствованию к-рого служит мораль и религия. Идеи Б. оказали значит. влияние на англ. идеалистич. философию. • Essays on truth and reality, Oxf., 1914; Ethical studies, O.\f., 1935s; Principles of logic, v. 1—2, L., 19502; Appearence and reality, N. Y., 19559. • Богомолов A.C., Англ. бурж. философия 20 в., М., 1973, гл. 2, § 2; X и л л Т.Н., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 2, §§ 2—5; Church R. W., Bradley's dialectic, L., 1942; L o ft house W. F., F.H.Bradley, L., 1949; Eliot T. S., Knowledge and experience in the philosophy of F. H. Bradley, N. Υ., 1964. БРЮНСВИК (Brunschvicg) Леон (10. 11. 1869, Париж,— 18. 2. 1944, там же), франц. философ-идеалист, представитель т. н. критич. рационализма. Б. утверждал необходимость внедрения в философию науч. метода («Модальность суждения» — «La modalite du jugement», 1897). Однако науч. метод в представлении Б., испытавшего влиянии трансцендентального идеализма Канта, выступает как независимая от объективного мира активность разума, к-рая сама устанавливает принципы собств. движения («Введение в жизнь духа» — «Introduction ä la vie de l'esprit», 1900). Разум, согласно Б., постепенно переходящий от непосредств. восприятия внеш. черт реальности ко всё более глубокому познанию её сущности, выступает и как этич. фактор, ведя к «очищению совести», осознанию «мо- ральной автономии» и др. духовных ценностей. * Les progres de la conscience dans la Philosophie occidentale, P., 11)27; ha raison et la religion, P., 1939. • Desclioux M., La Philosophie de L. Brunschricg, P., 1949. БУБЕР (Buber) Мартин (или Мардохай) (8. 2. 1878, Вена,— 13. 6. 1965, Иерусалим), евр. религ. философ и писатель, представитель иудаизма. В 1933 эмигрировал из Германии в Швейцарию, а затем в Палестину. В кон. 90-х гг. примкнул к сионизму, в 1901 отошёл от политич. сионизма и был влият. идеологом культурнически-националистич. евр. движения. После 2-й мировой войны Б. выступал с осуждением арабско-евр. вражды и антигуманных действий по отношению к палестинским арабам. Философия Б. близка к экзистенциализму; её центральная идея — бытие как «диалог» между богом и человеком, человеком и миром («Я и Ты»— «Ich und Du», 1922). «Диалогический» дух, противостоящий греч. «монологизму», Б. искал в прошлом библейской традиции. Особое внимание Б. уделял пантеистич. тенденциям хасидизма. Социоло-гич. взгляды Б. испытали значит. влияние анархизма. • Werke, Bd 1—3, Munch., 1962—64. • Diamond M. L., M. Buber, Jewish existentialist, N, Υ., 1960; Gregor S. R., M. Buber, L., 1966. БУДДИЗМ, религ.-филос. учение, возникшее в древней Индии в 6—5 вв. до н. э. и превратившееся в ходе его развития в одну из трёх, наряду с христианством и исламом, мировых религий. Основатель Б. — инд. принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т. е. пробуждённого, просветлённого. Уже в первые столетия своего существования Б. разделился на 18 сект, разногласия между к-рыми вызвали созыв соборов (в Раджагрихе ок. 477 до н. э., в Вайшави ок. 367 до н. э., в Паталипутре ок. 3 в. до н. а.) и привели в начале н. э. к разделению Б. на две ветви: хинаяну и махаяну. В 1—5 вв. сформировались гл. религ.-филос. школы Б.: в хинаяне — вайбхаши-ка и саутрантика, в махаяне — йогачара, или видж-нянавада, и мадхьямика. Сторонники хпнаяны называют своё направление тхеравада Б. (буквально — учение старейших). Возникнув на С.-В. Индии в областях добрахма-нистской культуры, Б. скоро распространился по всей Индии, достигнув наибольшего расцвета в сер. 1-го тыс. до н. э.— нач. 1-го тыс. н. э. Уступив место возрождавшемуся из брахманизма индуизму, на формирование к-рого он оказал чрезвычайное влияние, Б. к 12 в. почти исчез из Индии. Одновременно, начиная еще с Зв. до н. э., он охватил Юго-Вост. и Центр. Азию, а отчасти также Ср. Азию и Сибирь. В юго-вост. странах постепенно утвердилась хинаяна, получив назв. южного Б., в северных — махаяна, называемая северным Б. Уже в Индии махаяна, оказавшая влияние на индуизм, сама испытала заметное влияние брахманизма, а потом индуизма. Столкнувшись же с условиями и культурой сев. стран, махаяна дала начало различным течениям, смешавшимся с даосизмом в Китае, синтоизмом в Японии, местными религиями в Тибете и т. д. В своём внутр. развитии, разбившись на ряд сект, сев. Б. образовал, в частности, секту дзэн, (в наст. время более всего распространена в Японии). В 5 в. появляется ваджраяна, параллельная индуистскому тантризму, под влиянием к-рого возникае-т ламаизм, сконцентрировавшийся в Тибете. Религ.-филос. лит-pa Б. обширна и включает сочинения на пали, санскрите, гибридном санскрите, сингалезском, бирманском, кхмерском, кит., тибетском, япон. и др. языках. Характерной особенностью Б. является его атико-практич. направленность. С самого начала Б. выступил не только против особого значения внеш. форм религ. жизни и прежде всего ритуализма, но н против абстрактно-догматич. исканий, свойственных, в частности, брахманистско-ведийской традиция, и выдвинул в качестве центр. проблемы — проблему бытия личности. Стержнем содержания Б. является проповедь Будды о «четырёх благородных истинах»: существует страдание, причина страдания, освобождение от страданий, путь, ведущий к освобождению от страданий. Разъяснению и развитию этих положений и, в частности, заключённому в них представлению об автономии личности, посвящены все построения Б. Страдание и освобождение предстают в Б. как различные состояния единого бытия: страдание — состояние бытия проявленного, освобождение — непроявленного. То и другое, будучи нераздельным, выступает, однако, более как психологич. реальность — в раннем Б., более как космич. реальность — в развитых формах Б. Психологически страдание определяется в Б. прежде всего как ожидание неудач и потерь, как переживание беспокойства вообще, в основе к-рого лежит чувство страха, неотделимое от присутствующей надежды. В сущности страдание тождественно желанию удовлетворения — психологич. причине страдания, а в конечном итоге просто любому внутр. движению и воспринимается не как к.-л. нарушение изнач. блага, а как органически присущее жизни явление. Смерть вследствие принятия Б. концепции бесконечных перерождений (см. Сансара), не изменяя характера этого переживания, углубляет его, превращая в неотвратимое и лишённое конца. Космически страдание раскрывается в Б. как бесконечное «волнение» (появление, исчезновение и появление вновь) вечных и неизменных элементов безличного жизненного процесса, вспышек своего рода жизненной энергии, психофизических по своему составу — дхарм. Это «волнение» вызывается отсутствием подлинной реальности «Я» и мира (согласно школам хинаяны) и самих дхарм (согласно школам махаяны, продливших идею нереальности до логич. конца и объявивших всё видимое бытие шуньей, т. е. пустотой). Следствием этого является отрицание существования как материальной, так и духовной субстанции, в частности отрицание души (см. Скандха) в хинаяне, π установление своеобразного абсолюта — шуньяты, пустотности, не подлежащей ни пониманию, ни объяснению — в махаяне. Освобождение Б. представляет себе прежде всего как уничтожение желаний, точнее — угагаение их страстности. Буддийский принцип т. н. среднего путп рекомендует избегать крайностей — как влечения к чувств. удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения. В нравственно-эмоциональной сфере господствующей в Б. оказывается концепция терпимости, «относительности», с позиций к-рой нравств. предписания не обладают обязательностью и могут быть нарушены (отсутствие понятия ответственности и вины как чего-то абсолютного, отражением этого является отсутствие в Б. чёткой грани между идеалами религ. и светской морали и, в частности, смягчение, а иногда и отрицание аскетизма в его обычной форме). Нравств. идеал Б. предстаёт как абс. непричинение вреда окружающему (ахинса), проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетворённости. В интеллектуальной сфере устраняется различие между чувств, и рассудочной формами познания и устанавливается практика т. н. созерцат. размышления (медитации), результатом к-рого оказывается переживание целостности бытия (неразличение внутреннего и внешнего), полная самоуглублённость. Практика созерцат. размышления служит, т. о., не столько средством познания мира, сколько одним из осн. средств преобразования психики и психофизио- БУДДИЗМ 63 логии личности, — в качестве конкретного метода особенно популярны дхьяны, получившие название буддийской йоги. Состояние совершенной удовлетворённости и самоуглублённости, абс. независимости внутр. бытия — положит, эквивалент угашения желаний — есть освобождение, или нирвана. В космич. плане она выступает как остановка волнения дхарм, к-рая в дальнейшем в школах хинаяны описывается как неподвижный, неизменный элемент (дхармадха-ту), в школах махаяны — как дхармакая, тело дхар-мы, тождественное с Буддой как сущностью его учения, воплощённого в целокупности всего существующего. В основе Б. лежит утверждение принципа личности, неотделимой от окружающего мира, и признание бытия своеобразного психологич. процесса, в к-рый оказывается вовлечённым и мир. Результатом этого является отсутствие в Б. противоположности субъекта и объекта, духа и материи, смешение индивидуального и космического, психологического и онтологического и одновременно подчёркивание особых потенциальных сил, таящихся в целостности этого духовно-матер. бытия. Творч. началом, конечной причиной бытия оказывается психич. активность человека, определяющая как образование мироздания, так и его распад: это волевое решение «Я», понимаемого как некая духовно-телесная целостность,— не столько филос. субъект, сколько практически действующая личность как нравств.-психологич. реальность. Из неабсолютного значения для Б. всего существующего безотносительно к субъекту, из отсутствия созидат. стремлений у личности в Б. следует вывод, с одной стороны, о том, что бог как высшее существо имманентен человеку (миру), с другой — о том, что в Б. нет надобности в боге как творце, спасителе, промыслителе, т. е. вообще как безусловно верховном существе, трансцендентном этой общности; из этого вытекает также отсутствие в Б. дуализма божественного и небожественного, бога и мира и т. д. Начав с отрицания внеш. религиозности, Б. в ходе своего развития пришёл к её признанию. Происходит отождествление высшей реальности Б.— нирваны — с Буддой, к-рый из олицетворения нравств. идеала превратился в его личное воплощение, став, т. о., высшим объектом религ. эмоций; одновременно с космич. аспектом нирваны возникла космич. концепция Будды, сформулированная в доктрине трикаи (санскр. «трёх тел», в т. ч. дхармакая — космич. тело Будды). В вадж-раяне появляется концепция Адибудды — верховного единого божества, по отношению к к-рому отд. будды (в т. ч. историч. Гаутама), стали считаться только формами его воплощения. Буддийский пантеон растёт за счёт введения в него всякого рода мифологич. существ, так или иначе ассимилирующихся с Б. Культ, охватывающий все стороны жизни верующего, начиная от семейно-бытовой и кончая всеобщими праздниками, особенно усложнился в нек-рых течениях махаяны, в частности в ламаизме. Чрезвычайно рано в Б. появляется сангха—монашеская община, из к-рой с течением времени выросла своеобразная религ. организация. Универсальностью предложенного им пути к «спасению» Б. вызвал значит. демократич. резонанс в принявших его странах. Так, ужо при своём возникновении Б. оказался в оппозиции к освящённому брахманизмом кастовому строю в Индии, провозгласив равенство всех независимо от каст и сословий и т. д. Однако, поскольку определяющим принципом Б. является принцип абс. автономии личности и необходимости «освобождения» от пут реального, «профанического» существования, Б. рассматривает все связи, в т. ч. и социальные, как зло и глубоко асоциален по своей природе. Идеал абс. отрешённости от окружающего при- БУДДХИ водит последователей Б. к устранению от совершенствования этого окружающего, хотя известные группы буддистов принимали и принимают участие в обществ. и политич. жизни своих стран. Б. оказал существ. влияние на все стороны жизни принявших его стран. Распространение Б. способствовало созданию тех синкретич. культурных комплексов, совокупность к-рых образует т. н. буддийскую культуру (архитектура, скульптура, живопись, лит-ра, буддийская образованность). Наиболее влият. буддийская орг-ция — созданное в 1950 всемирное братство буддистов. • Васильев В., Б., его догматы, история и лит-pa, ч. 1,3, СПБ, 1857—69; Минаев И. П., Б. Исследования и материалы, т. 1, в. 1—2, СПБ, 1887; Розенберг О. О., Введение в изучение Б. по япон. и пит. источникам, ч. 2 — Проблемы буд-дийской философии, П., 1918; Щсрбатсиой Ф. И., Фи-лос. учение Б., П., 1919; Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; К о ч ето в А. Н., Б., М., 1968; Васильев Л. С., Культы, религии, традиции в Китае, М., 1970, гл. 5; 3 а в а д с к а я Е. В., Культура Востока в совр. зап. мире, М., 1977; Stcherbatsky T h. D., The central conception of Buddhism and the meaning of the word «Dharma», L., 1923; Bell С h.. The religion of Tibet, Oxf., 1931; Thomas E. J., The history of Buddhist thought, L., 1933; Eliot Ch., Japanese Buddhism, L., 1935; Conze Ed., Buddhism. Its essence and development, Oxf., 1951; его же, Buddhist thought in India, L., 1962; Murti T. R.V., The central philosophy of Buddhism. A study of the Madhyamika system, [L., 1955]; Frauwall пег E., Die Philosophie des Buddhismus, В., 1956; Clioullsiang-Kuang, A history of Chinese Buddhism, Allahabad, 1956; L a m o 11 e E., Histoire du Bouddhisme indien. Des origines а Гйге Saka, Louyain, 1958; Grimm G., The doctrine of the Buddha. The religion of reason and meditation, B., 195S2; С h'e n K. K., Buddhism in China, Princeton, 1964; см. также лит. к статьям Махаяна, Хинаяна. В. П. Лучина. БУДДХИ (санскр., от будх- — бодрствовать, пробуждать, замечать, воспринимать, понимать, познавать), в инд. философии общее обозначение познават. способностей; интеллект, ум, способность различения, восприятие, суждение; тонкая субстанция всех умств. процессов. В понятии Б. др.-инд. мысль попыталась связать духовный и материальный аспекты существования (Б.— ключевой момент при переходе от материи к сознанию). Теория Б. наиболее разработана в школе санк-хъя, где Б. соединяет космология, и познаватольно-пси-хологич. планы Вселенной. После соприкосновения первичной материи (пракрити) с «Я» (пурушей) возникает махат — первый продукт эволюции, выступающий в психологич. плане как Б. Когда в пракрити преобладает светлая гуна (см. Гуны) саттва, Б. выявляет как самого себя, так и мир объектов, характеризуясь добродетелью, отрешённостью, познанием. При преобладании гуны тамаса Б. характеризуется несовершенством, пороком, привязанностью, неведением. Б. доставляет нуруше результаты чувств, восприятия и извлекает для него из всей сферы опыта удовольствие; тем самым Б. становится как бы формой пуруши и представляется разумным, хотя у Б. как порождения пракрити вообще нет сознания. В санкхье Б. трактуется и как вечный, и как невечный; как проявляющий свои функции и не проявляющий их (подобно производящей силе семени в зародыше). Б. не может быть воспринят самим собой (сознание не воспринимается сознанием) и, следовательно, не может выступать как собств. объект; Б. воспринимается лишь через «Я». В веданте Б. наряду с манасом, читтой и аханка-рой — один из аспектов единого внутр. органа. Идея пробуждения (нового становления), присутствующая в В., получила дальнейшее развитие в буддизме, где слово «Б.» обозначает просветление, обретение высшего знания, обладателем к-рого был Будда [букв.— пробуждённый, просветлённый (знанием), мудрый]. • см. к ст. Санкхья. БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (16. 6. 1871, Лив-ны,— 13.7.1944, Париж), рус. релит, философ и богослов, экономист. Род. в семье священника. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1894). Проф. политэкономии в Киеве (1901— 06) н Москве (1906—18). Член 2-й Гос. думы (1907) от партии кадетов. В 1918 принял сан священника. С 1923 в эмиграции. Один из идейных руководителей Рус. студенч. христ. движения (РСХД). В 1925—44 проф. догматики и декан рус. Богословского ин-та в Париже. Деятель экуменич. движения. В 90-х гг. Б.— «легальный марксист»; в работе «Капитализм и земледелие» (т. 1—2, 1900) выступил против универсальности теории К. Маркса (на примере развития капиталистич. отношений в деревне), по словам В. И. Ленина, «...покончил все счеты с марксизмом и довел свою „критическую" эволюцию до ее логич. конца» (ПСС, т. 5, с. 100). В дальнейшем Б. обратился к христ. религии («От марксизма к идеализму», 1903). Наряду с Н. А. Бердяевым, П. Б. Струве, С. Л. Франком — один из гл. представителей т. н. рус. духовного ренессанса нач. 20 в.; участник программного сборника рус. идеалистов «Проблемы идеализма» (1902), антиреволюц. сборников «Вехи»(1909) и «Из глубины» (1918). Б. испытал значит. идейное влияние Канта, славянофилов, Достоевского и Вл. Соловьёва, осн. филос.-гносеологич. и социальные идеи κ-poro он усвоил (прежде всего идею всеединства). Обоснование целостного христ. мировоззрения, вслед за Соловьёвым, считал своей центр, задачей: все социальные отношения и культура должны быть, но Б., оценены и перестроены на религ. началах. Специфику нации как «духовного организма» Б. видел не столько в этнографич. и исто-рич. условиях её развития, сколько в присущем ей «религиозно-культурном мессианстве»; спасение России для него возможно только на путях религ. возрождения. В «Философии х-ва» Б. попытался дать религ. обоснование взаимоотношения человека и мира как деятельности. Внутр. связь бога и созданного им мира мыслится им (в значит. мере под влиянием Флоренского) прежде всего как София — «премудрость божья», к-рая проявляется в мире и человеке, делая их причастными богу: «Человеческое творчество в знании, в хозяйстве, в культуре, в искусстве софийно» («Философия хозяйства», 1912, с. 139). Софиология В., развитая им в соч. «Свет невечерний» (1917) и многочисл. богословских трудах парижского периода, подвергалась резкой критике рядом религ. философов и богословов (В.Н. Лосский, Зеньковскийи др.). В 1935 митрополит Сергий объявил её ересью, подменяющей церк. учение рассуждениями гностич. толка (см. Гностицизм). Б.— автор ряда историко-филос. и эстетич. очерков о рус. и зарубежных мыслителях и писателях (Пушкине, Герцене, Достоевском, Чехове, Фёдорове, Карлейле и др.). • Два града. Исследования о природе обществ. идеалов, т. 1—2, М., 1911; Тихие думы, М., 1918; Кушша неопалимая, Париж, 1927; Друг жениха, Париж, 1927; Лестница Иаковля, Париж, 1929; О Богочеловечестве. Трилогия (Агнец Божий, Париж, 1933; Утешитель, Париж, 1936; Невеста Агнца, Париж, 1945); Философия имени, Париж, 1953. • История философии, т. 5, М., 1961; История рус. экономич. мысли, т. 3, ч. 1, М., 1966, гл. 6, 7, 10; Лосский В. Н., Спор о Софии, Париж, 1936; 3 а н д е p Л. А., Бог и мир. Миросозерцание отца С. Б., т. 1—2, Париж, 1948. БУЛЬ (Boole) Джордж (2.11.1815, Линкольн,— 8.12. 1864, Баллинтемнл, близ Корка), англ. математик и логик. В работах «Математич. анализ логики» («The mathematical analysis of logic», 1847), «Логич. исчисление» («The calculus of logic», 1848), «Исследование законов мышления» («An investigation of the lows of thought...», 1854) Б. заложил основы математич. логики. Именем Б. названы т. н. булевы алгебры — особые ал-гебраич. системы, для элементов к-рых определены две операции. * Льар Л., Англ, реформаторы логики в XIX в., пер. с франц., СПБ, 1897; Venn J., Boole's logical system, «Mind», 1876, v. l, № 4. БУЛЬТМАН (Bultinann) Рудольф (20.8.1884, Ольден-бург,— 30.7.1976, Марбург), нем. протестантский теолог, философ и историк религии. Б. близок к диалектической теологии. Работами 20-х гг. положил начало т. н. формально-историч. школе в религионедении. В нач. 40-х гг. Б. попытался преодолеть внутр. двойствен- ность своих установок (склонность к идеям Кьеркего-ра и, с др. стороны,— к рационалистич. методике либерального протестантизма), выдвинув требование «де-мифологизации» веры. Он предложил строго разграни-чивать в составе христ. традиции ее преходящую мифо-логич. знаковую систему и непреходящее «возвещение», обращённое к человеч. совести и ставящее человека в жизненную «ситуацию выбора»: миф подлежит рациона-листич. критике, а «возвещение» — экзистенциалистич. осмыслению. Эта концепция Б. получила сенсационную известность, но встретила критику со стороны приверженцев традиции, недовольных исключением из религ. доктрины огромной части её содержания, и историков, указывавших на произвольность подхода Б. к историч. явлениям. Ясперс, наиболее близкий к Б., резко критиковал его за смешение теологии и экзистенциалистич. философии, • Die Frage der Entmythologisierung, Münch., [1954] (совм. с К. Jaspers); Glauben und Verstehen, Gesammelte Aufsätze, Bd 1—3, Tüb., 1958—62; Das Evangelium des Johannes, Gott., 196217. БУНГЕ (Bunge) Марио (p. 1919, Буэнос-Айрес), аргент. физик и философ. С 1906 проф. ун-та Мак-Гилла в Канаде. Осн. внимание уделяет филос. вопросам физики и методологич. проблемам совр. естествознания. В последних работах стремится к систематич. построению осн. разделов совр. философии, для чего спец. исследованию подвергает вопросы семантики, онтологии, теории систем и т. и. Б.— сторонник филос. материализма. Выступает с критикой объективного и субъективного идеализма, неопозитивизма и попыток идеалистич. интерпретаций достижений совр. физики, однако одновременно критикует и попытки применения диалектики для решения филос. вопросов совр. науки. Свои филос. позиции характеризовал как «критич. реализм», в работе «Соотношение психического и телесного» («The mind-body problem», 1980) объявляет себя представителем «эмерджентистского материализма» и рассматривает сознание как «эмерджентное» порождение достаточно развитой, лабильной и пластичной материальной системы — мозга — в её взаимодействии с природным и социальным окружением. • The myth of simplicity, Englewood Cliff (N. J.), 1963; Scientific research, Bd 1—2, В., 1967; Method, model and matter, Dordrecht — Boston, 1973; Treatise on basic philosophy, v. l—4, Dordrecht — Boston, 1974—79; в рус. пер. — Причинность, M., 1962; Интуиция и наука, M., 1967; Философия физики, М., 1975. БУР (Buhr) Манфред (р. 22.2.1927, Каменц-на-Заале), нем. философ-марксист (ГДР), действит. чл. АН ГДР (1971). Чл. СЕПГ с 1946. Директор Центр, ин-та философии АН ГДР (с 1969), пред. Науч. совета АН ГДР ио вопросам идеологнч. классовой борьбы (с 1975), вице-президент Междунар. гегелевского об-ва (с 1966). Нац. премия ГДР (1973). Гл. направление науч. исследований: анализ прогрессивного филос. наследия классич. бурж. философии. Б.— издатель междунар. серии «К критике бурж. идеологии». • Immanuel Kant. Einführung in Leben und Werk, Lpz., 1969; Die philosophische Aktualität des Leninismus. Zur Aktualität der Leninschen Positivismus-Kritik..., B., 1972 (совм. с др.); Zur Geschichte der klassischen bürgerlichen Philosophie. Bacon, Kant, Fichte, Schelling, Hegel, Lpz., 1972; Erkenntnistheorie. Kritischer Rationalismus. Reformismus, B., 1979 (совм. с J. Schreiter), в рус. пер.— Фихте, М., 1965; Притязание разума. Из истории нем. классич. философии и лит-ры, М., 1978 (совм. с Г. Иррлицом). БУРЖУАЗИЯ (франц. bourgeoisie, от позднелат. bur-gus — укреплённый город), господствующий класс капиталистич. общества, обладающий собственностью на средства произ-ва и существующий за счёт эксплуатации наёмного труда. Источник доходов Б.— прибавочная стоимость, создаваемая неоплаченным трудом и присваиваемая капиталистами. В период феодализма в странах Зап. Европы слово «буржуа» обозначало жителей городов. Развитие ре- БУРЖУАЗИЯ 65 мёсел, товарного произ-ва привело к классовому расслоению гор. населения. «Из крепостных средневековья,— писали К. Маркс и Ф. Энгельс,— вышло свободное население первых городов; из этого сословия горожан развились первые элементы буржуазии» (Соч., т. 4, с. 425). Становление класса Б. связано с эпохой т. н. первоначального накопления капитала, гл. содержанием к-рой была экспроприация у широких нар. масс земли и орудий труда, а её важнейшей составной частью — колон. грабежи и захваты. В эту эпоху были созданы условия для возникновения и развития капиталистич. способа пропз-ва — образовалась масса свободных от личной зависимости и средств произ-ва наёмных рабочих, большие суммы ден. капитала сосредоточились в руках Б. По мере развития производит. сил на смену цеховой организации пришла мануфактура, а затем и крупная машинная пром-сть. Когда пром. капитал овладел произ-вом, произошло утверждение капитализма. Специфически капиталистич. ценности — индивидуализм, и предпримчивость,, идеи равных возможностей и личного успеха — протестантская «этика достижений» провозгласила моральными принципами. В результате бурж. революций в Нидерландах, Англии, Франции и Сев. Америке Б. пришла к политич. власти. В борьбе с феодализмом Б. сыграла революц. прогрессивную роль. Под её руководством было ликвидировано господство феод. отношений, она способствовала развитию науки и техники, повышению производительности труда, разрушила традиционный ср.-век. образ жизни, ниспровергла феодально-сословное представление о человеке. Во всех странах общее развитие Б. протекало в нац. формах, к-рые определялись особенностями развития отд. стран. Так, Англия была страной первой пром. революции, в США отсутствовал феодализм, для Италии характерна относительно поздняя индустриализация. В условиях домонополистич. капитализма в зависимости от сферы приложения капитала Б. подразделялась на промышленную, торговую, банковскую и сельскую, а в зависимости от размеров предприятия — на среднюю и крупную. Ведущие бурж. политич. деятели, крупные чиновники, высшие наёмные управляющие входили в Б., но не представляли собой самостоят. фракций господствующего класса и играли в нём лишь второстепенную роль. На основе процессов концентрации и централизации капитала и произ-ва свободная конкуренция к нач. 20 в. сменяется монополией. По мере перерастания капитализма в империализм господствующей становится качественно новая форма капитала — финанс. капитал и персонифицирующая ею финанс. олигархия. В эпоху империализма Б. «... из поднимающегося передового класса стала опускающимся, упадочным, внутренне-мертвым, реакционным» (Л е н н н В. И., ПСС, т. 26, с. 145—46). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.033 сек.) |