АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ 275 5 страница

Читайте также:
  1. E. Реєстрації змін вологості повітря. 1 страница
  2. E. Реєстрації змін вологості повітря. 10 страница
  3. E. Реєстрації змін вологості повітря. 11 страница
  4. E. Реєстрації змін вологості повітря. 12 страница
  5. E. Реєстрації змін вологості повітря. 13 страница
  6. E. Реєстрації змін вологості повітря. 14 страница
  7. E. Реєстрації змін вологості повітря. 15 страница
  8. E. Реєстрації змін вологості повітря. 16 страница
  9. E. Реєстрації змін вологості повітря. 17 страница
  10. E. Реєстрації змін вологості повітря. 18 страница
  11. E. Реєстрації змін вологості повітря. 19 страница
  12. E. Реєстрації змін вологості повітря. 2 страница

• Фрагменты: Ή е i л z е R., Xenokrates, Lpz., 1892;

[repr.], Hildesheim, 1965.

* D i l l o n J., The middle Platonists, Ithaca, 1977, p. 22—38.

КСЕНОФАН ( ενοφάνης) из К о л о ф о н а (ок. 570 — после 478 до н. э.), др.-грея, поэт и философ. После покорения греч. городов Ионии Гарпагом (540 до н. э.) эмигрировал и вёл жизнь «скитальца» в тече­ние 67 лет. По ряду свидетельств, восходящих к полу­шутливому пассажу Платона в «Софисте», К.— основа­тель элейской школы и учитель Парменида. Однако древность знала и др. взгляд на К. (совпадающий с мне­нием большинства совр. исследователей) как на «оди­ночку» (Диоген Лаэртий). Как странствующий учи­тель «мудрости», а также по своим просветит. установ­кам, этич. утилитаризму, гносеологич. релятивизму и эристич. приёмам К. напоминает софистов 5 в. К. не выработал никакой филос. системы: взгляды, излагав­шиеся им в различных стихотворениях, не свободны от противоречий. По своему стилю К.— полемист и сатирик, по своему этосу — ниспровергатель всех авторитетов эллинской культуры и религ.-нравств. реформатор. Осн. произв.— «Силлы» («Сатиры») в 5 книгах, направленные «против всех поэтов и филосо­фов» его времени, прежде всего против Гомера и Ге-сиода и их антропоморфных богов. Мифологиич. полите­изму К. противопоставляет монотеистич. концепцию: «Один бог, наивеличайший среди богов и людей, не похожих на смертных ни телом, ни разумом»; «он весь целиком видит, весь целиком мыслит, весь целиком слышит», правит миром «силой ума» и вечно пребывает

КСЕНОФАН 291

неподвижным. Согласно надёжной традиции (Аристо­тель, Теофраст), К. отождествлял единого бога с уни­версумом. Учение о боге К. есть, т. о., пантеизм в его классич. оформлении. Гносеология, высказывания К.— первая в истории греч. мысли постановка вопроса о возможности и границах познания. Высшим и абсо­лютно достоверным знанием, по К., обладает только бог; человеч. знание не выходит за пределы субъектив­ного «мнения» и имеет вероятностный характер. В соче­тании с критикой всех филос. систем этот тезис делал К. в глазах антич. скептиков предтечей скептицизма. Впервые зафиксированное у К. противопоставление мнения и знания имело программное значение для антич. гносеологии. Утилитаризм К. имел не только социально-этич. (осуждение роскоши, бесполезность Олимпийских игр), но и космологич. следствия: «солнце полезно..., а луна не нужна».

• Фрагменты: DK I, 113—39; Testimpnianze e frammen-ti, introd., trad. e comm. M. Untersteiner, Firenze, 1967.

• Jaeger W. W., The theology of the early Greek philoso­phers, Oxf., 1968; Frank el H., Wege und Formen frühgrie­chischen Denkens, Münch., 1968s, S. 335 sq.; L e b e d e v A. V., A new fragment of Xenophanes, «Eirene» (тезисы докладов), Sofia, 1978.

КУАЙН (Quine) Уиллард ван Ормен (р. 25.6.1908, Акрон, шт. Огайо), амер. философ. Занимается пробле­мами логики, философии математики, логич. анализом языка науки и обыденного языка. Поддерживал кон­такты с Венским кружком, но считает себя не логич. позитивистом, а «логич. прагматистом».

К. полагает, что не философия, а только науч. тео­рия может говорить о том, какие объекты существуют, а какие нет, однако в отличие от позитивистов Венско­го кружка сам вопрос о существовании объектов К. не считает псевдовопросом. Утверждения о существова­нии физич. объектов или групп таких объектов К. считает осмысленными, а утверждения о существовании т. н. идеальных объектов (напр., идей, смыслов слов, математич. множеств) — бессмысленными. В филосо­фии математики К. защищал позицию «конструктивно­го номинализма».

К. отрицает присущее логич. позитивизму разделе­ние всех утверждений на синтетические, истинность к-рых проверяется в опыте, и аналитические, истин­ность к-рых следует из лингвистических оснований, полагая, что в опыте вообще не может проверяться отд. предложение, а только целая система их, напр. теория или группа связанных теорий (тезис Дюэ-ма — К.). Знание иерархически упорядочено, в нём есть центральные и крайние элементы. Если система знаний расходится с данными эксперимента, то учё­ные более склонны изменять «крайние» элементы и сохранять «центральные», в первую очередь принци­пы логики и математики. Чем «ближе к краю» утверж­дение — тем больше оно зависит от опыта, тем оно более «синтетично», центральные же элементы «анали-тичны».

• Elementary logic, Boston — Ν. Υ., 1941; From a logical point of view. 9 logico-philosophical essays, Camb., 1953; Word and object, Camb.—N. Y. —L., 1960; The roots of reference, La Salle, 1973; The ways of paradox and other essays, N. Y., 1976.

• Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 15; О renstein Α., Willard van Orman Quine, Boston, 1977.

КУЗЕН (Cousin) Виктор (28.11.1792, Париж,— 14.1. 1867, Канн), франц. философ-идеалист и политич. дея­тель.

Филос. взгляды К. формировались под непосредств. влиянием П. П. Руайе-Коллара и Μ. Φ. Мен де Бира-на и в целом носят эклектич. характер. К. утверждал, что все филос. истины уже высказаны, поэтому задача философии заключается лишь в критич. отборе истин из прежних филос. систем на основе «здравого смысла». К. боролся против сенсуализма и материализма, осо­бенно франц. материализма 18 в. Он способствовал по-

КУАЙН

пуляризации истории философии и развитию интереса к ней. К. принадлежат переводы Платона на франц. язык; он издавал соч. Прокла, Абеляра, Паскаля, Декарта и др. мыслителей. К. познакомил франц. читателей с философией Канта, Шеллинга, Гегеля. Маркс относил К. к числу «истинных истолкователей» «трезво-практического буржуазного общества» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 8, с. 120) и называл его «слабым эклектиком» (см. там же, т. 27, с. 376).

• Oeuvres, v. 1—16, P., 1846—51; Du vrai, du beau et du bien, Р., 1904!».

ST э н Н., Франц. философия 1-й пол. XIX в., пер. с франц ПБ, 1896, гл. 4—8; Janet Р., V. Cousin et son oeuvre, P., 1885; Cornelius Α., Die Geschichtslehre V. Cousins unter besonderer Berücksichtigung des hegelschen Einflusses, Genera — P., 1958.

КУЛИ (Cooley) Чарлз Хортон (17.8.1864, Анн-Арбор, шт. Мичиган,— 8. 5.1929, там же), амер. социолог. Испытал влияние Конта, Спенсера, Шеффле, а также Дарвина. По К., общество есть развивающееся орга-нич. целое; при этом он отвергал биологич. детерми­низм и поверхностные аналогии общества с организ­мом. Рассматривая сознание как общественное, кол­лективное, К. ошибочно отождествлял общество и сознание. Из этого следовала психологизация обществ. отношений. Гл. проблемы, исследуемые К.,— малые группы и формирование личности. К. ввёл различение первичных групп (ему принадлежит и сам термин) и вторичных обществ. институтов. Первичные группы (семья, детские группы, соседство, местные общины) являются, по К., осн. обществ. ячейками и характери­зуются интимными, личностными, неформальными свя­зями, непосредств. общением, устойчивостью и малым размером. Здесь происходит социализация, формиро­вание личности, усваивающей в ходе взаимодействия осн. обществ. ценности и нормы, способы деятельности. К. характеризовал личность как сумму психич. реак­ций человека на мнение о пём окружающих людей (т. н. теория «зеркального Я»). Т. о., правильно отме­чая нек-рые существ. черты социализации и формиро­вания самосознания личности, К. вместе с тем не­правомерно сводил их к непосредств. взаимодействию индивидов. Вторичные обществ. институты (классы, нации, партии), по К., образуют социальную структу­ру, где складываются безличные отношения, в к-рые сформировавшийся индивид вовлечён лишь частично как носитель определ. функции.

Связывая существование классов с экономич. факто­рами, К. недооценивал глубокие противоречия меж­ду ними. Сторонник бурж. демократии и либеральный критик капитализма, К. отвергал идеи революц. пре­образования общества. Работы К. оказали влияние на развитие бурж. социальной психологии. Н Human nature and the social order, N. Y., 1902; Social orga­nization, N. Y., 1909; Social process, N. Y., 1918; Sociological theory and social research, N. Y., 1930.

• J a n d у E. С., С. Н. Cooley, his life and his social theory, N. Y., 1942; Cooley and sociological analysis, Ann Arbor, [1968].

КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспи­тание, образование, развитие, почитание), специфич. способ организации и развития человеч. жизнедеятель­ности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреж­дений, в духовных ценностях, в совокупности отноше­ний людей к природе, между собой и к самим себе. В по­нятии К. фиксируется как общее отличие человеч. жиз­недеятельности от биологич. форм жизни, так и качеств.

своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах обществ. раз­вития, в рамках определ. эпох, обществ.-экономич. формаций, этнич. и нац. общностей (напр., антич. К., социалистич. К., рус. К., К. майя). К. характеризует также особенности поведения, сознания и деятель­ности людей в конкретных сферах обществ. жизни (К. труда, К. быта, художеств. К., политич. К.). В К. может фиксироваться способ жизнедеятельности отд. индивида (личная К.), социальной группы (напр., К. класса) или всего общества в целом.

Домарксистские и немарксистские теории К. Перво­начально понятие К. подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и пр.), а также воспитание и обучение самого человека. Хотя само слово «К.» вошло в обиход европ. социаль­ной мысли лишь со 2-й пол. 18 в., более или менее сходные представления могут быть обнаружены на ранних этапах свроп. истории и за её пределами (напр., жэнь в кит. традиции, дхарма в инд. традиции). Элли­ны видели в «пайдейе», т. е. «воспитанности», главное своё отличие от «некультурных» варваров. В поздне-рим. эпоху, наряду с представлениями, передаваемыми осн. смыслом слова «К.», зародился, а в ср. века полу­чил распространение иной комплекс значений, пози­тивно оценивавший гор. уклад социальной жизни и более близкий к возникшему позднее понятию цивили­зации. Слово «К.» стало ассоциироваться с признака­ми личного совершенства. В эпоху Возрождения под совершенством К. начали понимать соответствие гу-манистич. идеалу человека, а в дальнейшем — идеа­лу просветителей.

Для домарксистской бурж. философии характерно отождествление К. с формами духовного и политич. саморазвития общества и человека, как оно проявляет­ся в движении науки, иск-ва, морали, религии и гос. форм правления. «...Производство и все экономиче­ские отношения упоминались лишь между прочим, как второстепенные алементы "истории культуры"» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 25). Так, французские просветители 18 в. (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) сводили содержание куль-турно-историч. процесса к развитию человеч. «разума». «Культурность», «цивилизованность» нации или страны (в противоположность «дикости» и «варварству» перво­бытных народов) состоит в «разумности» их обществ. порядков и политич. учреждений и измеряется совокуп­ностью достижений в области наук и иск-в. Цель К., соответствующая высшему назначению «разума»,— сделать всех людей счастливыми (эвдемонич. (см. Эвде­монизм) концепция К.], живущими в согласии с запро­сами и потребностями своей «естественной» природы (натуралистич. концепция К.).

Вместе с тем уже в рамках Просвещения возникала «критика» К. и цивилизации (Руссо), противопоставляю­щая испорченности и моральной развращённости «куль­турных» наций простоту и чистоту нравов народов, на­ходившихся на патриархальной ступени развития. Эта критика была воспринята нем. классич. философией, придавшей ей характер общетеоретич. осмысления противоречий и коллизий бурж. цивилизации. Выход из этой ситуации нем. философы искали в сфере «духа», в сфере морального (Кант), эстетического (Шиллер, романтизм) или филос. (Гегель) сознания, к-рые и выдаются ими за областыюдлинно культурного сущест­вования и развития человека. К. с этой точки зрения предстаёт как область духовной свободы человека, ле­жащая за пределами его природного и социального су­ществования. Нем. филос.-историч. сознанию свойст­венно признание множества своеобразных типов и форм развития К., располагающихся в определ. историч. последовательности и образующих в совокупности единую линию духовной эволюции человечества.

Так, Гердер рассматривает К. как прогрессивное раскрытие способностей человеч. ума, но пользуется этим понятием и для определения этапов относит. исто­рич. развития человечества, а также для характери­стики ценностей просвещённости. Нем. романтики (Шил­лер, А. и Ф. Шлегели, поздний Шеллинг) продолжили гердеровскую линию двоякого толкования К. С одной стороны, они создали традицию сравнительно-историч. изучения К. (Гумбольдт и школа компаративной линг­вистики), с другой — положили начало взгляду на К. как на частную антропологич. проблему. К Гердеру восходит также и третья линия конкретного анализа обычаев и этнич. признаков К.

В кон. 19 — нач. 20 вв. универсализм сложившихся эволюц. представлений о К. был подвергнут критике с идеалистич. позиций неокантианства (Риккерт, М. Ве-бер). В К. стали видеть прежде всего специфическую систему ценностей и идей, различающихся во их ро­ли в жизни и организации общества того или иного типа. В несколько ином аспекте подобный же взгляд оформился в «теорию культурных кругов» (Л. Фробе-ниус, Ф. Гребнер), распространённую до нач. 20-х гг 20 в.

Теория единой линейной эволюции К. была также подвергнута критике с иррационалистич. позиций философии жизни, и ей была противопоставлена концепция «локальных цивилизаций» — замкнутых и са­модостаточных, неповторимых культурных организмов, проходящих сходные этапы роста, созревания и гибе­ли (Шпенглер). Для этой концепции характерно про­тивопоставление К. и цивилизации, к-рая рассматри­вается как последний этап развития данного общества. Сходные представления развивались в России Дани­левским, позднее Сорокиным, а в Великобритании — Тойнби. В нек-рых концепциях критика К., начатая Руссо, доводилась до полного её отрицания; выдвига­лась идея «природной антикультурности» человека, а любая К. трактовалась как средство его подавления и порабощения (Ницше).

С последней трети 19 в. изучение К. развивалось и в рамках антропологии и этнографии. При этом скла­дывались различные подходы к К. Положив начало т. н. культурной антропологии, англ. этнолог Тайлор определял К. путём перечисления её конкретных эле­ментов, но без уяснения их связи с организацией общества и функциями отд. культурных институтов. Амер. учёный Боас в нач. 20 в. предложил метод де­тального изучения обычаев, языка и др. характеристик жизни примитивных обществ и их сравнения, позво­лявший выявить историч. условия их возникновения. Амер. антрополог А. Крёбер перешёл от изучения культурных обычаев к понятию «культурного образ­ца»; совокупность таких «образцов» и составляет систе­му К. В функциональных теориях К., ведущих своё начало от англ. этнологов и социологов Малиновского и Радклифф-Брауна (т. н. социальная антропология), основным становится понятие социальной структуры, а К. рассматривается как органич. целое, анализируе­мое по составляющим его институтам. Структуру со­циальные антропологи рассматривают как формальный аспект устойчивых во времени социальных взаимо­действий, а К. определяется как система правил обра­зования структуры при таких взаимоотношениях. Функции К. состоят во взаимном соотнесении и ие-рархич. упорядочении элементов социальной системы. Постулаты этой теории были подвергнуты критике Парсонсом, Мертоном, использовавшими понятие К. для обозначения системы ценностей как органич. части социальной системы, определяющей степень её упо­рядоченности и управляемости (см. Структурно-функ­циональный анализ).

Внемарксистском культуроведении получают раз­витие и др. подходы к изучению К. Так, на основе возникшей в рамках культурной антропологии тен­денции рассматривать роль К. при передаче социаль­ного наследия от поколения к поколению было раз­вито представление о коммуникативных свойствах К. При этом язык стал считаться основой для изучения строения К., что способствовало внедрению в культу-роведение методов семиотики, структурной лингви­стики, математики и кибернетики (т. н. структурная антропология — Э. Сепир, К. Леви-Строс и др.). Однако структурная антропология неправомерно рассматри­вает К. как чрезвычайно стабильную конструкцию, не учитывает динамики историч. развития К., связь

КУЛЬТУРА 293

К. с актуальным состоянием общества, роль человека как творца К. С попыткой решить проблему «К. — личность» связано возникновение особого направле­ния психологии К. [Р. Бенедикт. М. Мид, М. Херско-виц (США) и др.]. Опираясь на концепцию Фрейда, истолковавшего К. как механизм социального подав­ления и сублимации бессознат. нсихич. процессов, а также на концепции неофрейдистов (см. Неофрейдизм) Г. Рохейма, К. Хорни, X. Салливана (США) о К. как знаковом закреплении непосредств. психич. пережи­ваний, представители этого направления интерпрети­ровали К. как выражение социальной общезначимо­сти свойственных человеку осн. психич. состояний. «Культурные образцы» стали понимать как реальные механизмы приспособления, помогающие индивидам решать конкретные задачи социального существования и обучения, в процессе к-рого общие образцы перехо­дят в индивидуальные навыки [Мид, Дж. Мёрдок (США)

и др.].

Идеалистич. учения неокантианца Кассирера и швейц. психолога и философа культуры Юнга легли в основу представления о символич. свойствах К. Ряд предста­вителей психологии К., опирающихся на концепцию «локальных цивилизаций», стремились отыскать на­бор «культурных инвариантов», не сводимых друг к другу и не имеющих под собой реального общего суб­страта (Сепир, Б. Уорф, Бенедикт, Херсковиц). На­против, сторонники феноменологич. подхода к К., а также нек-рые представители экзистенциализма вы­двигают предположение об универс. содержании, скры­том в любой частной К., исходя либо из утверждения об универсальности структур сознания (Гуссерль), либо из постулата о психобиологич. единстве человечества (Юнг), либо из уверенности в наличии некоего «фунда­ментального основания», «осевой изначальности» К., по отношению к к-рым все её разновидности — лишь «частности» или «шифры» (Хайдеггер, Ясперс).

В совр. условиях мн. бурж. социологи и культуроло­ги приходят к выводу о невозможности последоват. проведения идеи единой К. Это находит выражение в теориях полицентризма, исконной противоположности Запада и Востока и т. п., отрицающих общие законо­мерности обществ. развития. Им противостоят вуль-гарно-технологич. теории, рассматривающие разви­тые капиталистич. страны как достигшие высшей сту­пени К.

Разрыв гуманитарного и технич. знания получил отра­жение в теории «двух К.» англ. писателя Ч. Сноу. С ростом отчуждения личности в капиталистич. общест­ве оживились разные формы культурного нигилизма, представители к-рого отрицают понятие К. как фик­тивное и абсурдное измышление. Популярность в кру­гах радикально настроенной интеллигенции и моло­дёжи получили теории контркультуры, противопо­ставляемой господств. бурж. К.

Марксистско-ленинская теория К. Марксистская теория К., противостоящая бурж. концепциям, основана на принципиальных положениях историч. материализма об обществ.-экономич. формациях как носледоват. этапах историч. развития общества, о взаимо­отношении производит. сил и производств. отношений, базиса и надстройки, классовом характере К. в анта­гонистич. обществе. К. является специфич. характе­ристикой общества и выражает достигнутый челове­чеством уровень историч. развития, определяемый отношением человека к природе и к обществу. К. тем самым есть выражение специфически человеч. единства с природой и обществом, характеристика развития творч. сил и способностей личности. К. включает в се­бя не только предметные результаты деятельности людей (машины, технич. сооружения, результаты по­знания, произведения иск-ва, нормы права и морали и

КУЛЬТУРА

т. д.), но и субъективные человеч. силы и способности, реализуемый в деятельности (знания и умения, производств.

и проф. навыки, уровень интеллектуального, эстетич. и нравств. развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллек­тива и общества).

Принято делить К. на материальную и духовную соответственно двум осн. видам произ-ва — материаль­ного и духовного. Материальная К. охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного оби­хода, одежда, средства транспорта и связи и др.). Духовная К. охватывает сферу сознания, духовного произ-на (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эс­тетику, науку, иск-во, лит-ру, мифологию, религию). Марксистская теория К. исходит из органич. единства материальной и духовной К., нри этом материальным основаниям К. принадлежит в конечном итоге решаю­щая роль в развитии К. Именно историч. преемствен­ность в развитии материальной К. составляет основу преемственности в развитии К. в целом.

Каждой обществ.-экономич. формации присущ свой тип К. как историч. целостности. В связи со сменой общестг).-экономич. формаций происходит изменение типов К., однако это не означает разрыва в развитии К., уничтожения старой К., отказа от культурного наследия и традиций, ибо каждая новая формация с необходимостью наследует культурные достижения предшествующей, включая их в новую систему обществ. отношений. При этом марксистская теория К., исходя из многообразия форм К. различных народов и обществ. решительно выступает и против абсолютизации лю­бой К., отвергает не только теорию культурного диф-фузионизма, но и культурный релятивизм, делящий мир на множество изначально изолированных, лишён­ных тесных отношений К.

К. — явление общечеловеческое и классовое. «Класс, имеющий в своем распоряжении средства материаль­ного производства, располагает вместе с тем и средст­вами духовного производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются в общем подчинёнными господствующе­му классу» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 46).

Для антагонистич. формаций характерны стихий­ность и неравномерность культурно-историч. процес­са, усиление культурной дифференциации общества. К. господств. класса стремится оттеснить на задний план духовную деятельность масс, однако именно эта деятельность и определяет объективное общечеловеч. содержание мн. важнейших достижений каждой нац. К. По мере усиления классовой борьбы, всё большего вовлечения в активную социальную жизнь доселе пассивных, отчуждённых от высших ценностей К. клас­сов и социальных групп, всё больше обнаруживается иллюзорность провозглашаемого господств. классами т. н. культурного единства общества. Начинающийся ещё на ранних стадиях классового общества процесс культурной поляризации усиливается в эпоху совр. капитализма, в условиях к-рого противоречия соци­ального и культурного развития становятся особенно острыми. Господств. классы стремятся навязать мас­сам примитивную «массовую культуру». Вместе с тем наряду с К. господств. класса в условиях капитализ­ма начинает всё увереннее выступать новая К. в виде демократич. и социалистич. элементов, «...ибо в к а ж-. дой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая мас­са, условия жизни которой неизбежно порождают идео­логию демократическую и социалистическую» (Л е-нин В. И., ПCC, т. 24, с. 120—21). В ленинском учении о двух К. в каждой нац. К. антагонистич. фор­мации подчёркивается необходимость различать про­грессивные демократич. и социалистич. элементы К., ведущие борьбу с господств. эксплуататорской К.

Победа социалйстич. революции знаменует корен­ной переворот в развитии общества и его К. В ходе социалйстич. культурной революции создаётся и утверж­дается социалйстич. К., наследующая всё ценное в К., созданное на предшеств. ступенях развития общества и знаменующая качественно новую ступень в культур­ном развитии человечества. Осн. черты социалйстич. духовной К., определяемые новыми формами обществ. отношений и господством марксистско-ленинского миро­воззрения,— народность, коммунистич. идейность и партийность, социалйстич. коллективизм и гуманизм, органич. сочетание интернационализма и социалйстич. патриотизма. Развитие социалйстич. К. под руководст­вом Коммунистич. партии впервые В истории обретает сознательно планомерный характер и определяется на каждом историч. этапе, с одной стороны, достиг­нутым уровнем К. и материальных производит. сил, а с другой — социалйстич. и коммунистич. идеалом.

Важнейшая цель социалйстич. К. — формирование нового человека, всесторонне развитой личности, пре­вращение науч. марксистско-ленинского мировоззрения в осознанное убеждение каждого члена общества, вос­питание в нём высоких нравств. качеств. обогащение его духовного мира. Выступая как механизм передачи накопленных обществом прогрессивных ценностей и традиций, социалйстич. К. вместе с тем призвана обе­спечить макс, возможность для творчества, отвечаю­щего назревшим обществ. потребностям, росту духов­ного и материального богатства общества и каждого человека. Главный критерий культурного прогресса в социалйстич. обществе определяется тем, насколько историч. активность масс, их практич. деятельность по своим целям и средствам становится творч. деятель­ностью.

Опыт СССР — многонац. социалйстич. гос-ва явля­ется блестящим примером развития социалйстич. К. в условиях взаимодействия нац. К. Сложившаяся за время существования СССР единая по своему духу и принципиальному содержанию сов. социалйстич. К. включает в себя наиболее ценные черты и традиции К. каждого народа СССР. Всё более усиливающееся взаи­модействие нац. социалйстич. К., рост общих интер-нац. черт в каждой нац. К. представляет собой про­грессивный объективный процесс. Коммунистич. пар­тия выступает как против его искусств. форсирования, так и против любых попыток задержать его, закреплять обособленность нац. К. Социалйстич. К. — прообраз всемирной духовной К. коммунистич. общества, к-рая будет носить общечеловеч. характер.

• Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; Маркс К., Капитал, гл. 1, там же, т. 23; его ж е, К кри­тике политич. экономии. Предисловие, там же, т. 13; Э н-г е л ь с Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его ж е, Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, там же; его же, Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, там же, т. 21; Ленин В. И., От какого наследства мы отказываемся?, ПСС, т. 2; е г о ж е, Парт. организация и парт. лит-pa, там же, т. 12; его же, Памяти Герцена, там же, т. 21; его же, О пролет. К., там же, т. 41; Л е н и н В. И., О К., Сб., М., 1980; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съез­да КПСС, М., 1981; Луначарский A.B., Культурные за­дачи рабочего класса. К. общечеловеческая и классовая, Собр. соч., т. 7, М., 1967; Крупская Н. К., Ленинские установки в области К., М., 1934; А г о с т и Э. - П., Нация и К., пер. с исп., М., 1963; Г а и д е н к о П. П., Экзистенциализм и проб­лема К., М., 1963; Коммунизм и К., М., 1966; Α ρ τ а н о в-с к и и С. Н., Историч. единство человечества и взаимное влия­ние К., Л., 1967: Ковалев С. М., Социализм и культурное наследие, М., 1967; Лотман Ю. М., К проблеме типологии К., в кн.: Труды по знаковым системам, в. 3, Тарту, 1967; Баллер Э. А., Преемственность в развитии Κ.,Μ., 1969; M a p к а р я н Э. С., Очерки теории К., Ер., 1969; его же, О генезисе человеч. деятельности и К., Ер., 1973; Л и ф-ш и ц Μ. Α., Карл Маркс. Иск-во и обществ. идеал, М., 1972; Идеологич. борьба и совр. К., М., 1972; Партия и социалйстич. К., М., 1972; Арнольдов А. И., К. и современность, М., 1973; М е ж у е в В. М., К. и история, М., 1977; Духовный мир развитого социалйстич. общества, М., 1977; Боголюб 0-в а Е. В., К. и общество, М., 1978; Давидович В. Е., Жданов Ю. А., Сущность К., Ростов н/Д., 1979; К. в свете философии, Тб., 1979; 3 л о б и н Н. С., К. и обществ. прогресс, М., 1980; Тейлор Э., Первобытная К., пер. с англ., М., 1939;

Сноу Ч. П., Две К., пер. с англ., М., 1973; К l em m G., Allgemeine Cultur-Geschichte der Menschheit, Bd l—10, ljjz. 1843—52; Benedict R., Patterns of culture, Boston — N. Υ., [1934]; White L. Α., The science of culture, N. Y., 1949; K r o e b e r A. L., K l u с k h o h n C., Culture. A critical re­view of concepts and definitions, Camb. (Mass.), 1952; K r o e-b e г A. L., The nature of culture, Chi., L1952J; M a l i n о w-s k i В., A scientific theory of culture and other essays, Ν. Ύ., 1960; Mead M., Continuities in cultural evolution, New Haven, 1965. А. И, Арнолъдов, М. А. Батуyский, В. М.Межуев.

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ социалистиче­ская, процесс революц. преобразования духовной сферы жизни общества, одна их важнейших законо­мерностей построения социализма, утверждение но­вого, социалйстич. типа духовного производства, со­здание социалйстич. культуры — высшей ступени в развитии мировой культуры, приобщение трудящихся к достижениям культуры. К. р. направлена на пре­вращение всех трудящихся в социально активных участников культурно-историч. процесса, на форми­рование нового человека. Учение о К. р. как «целой полосе обществ. развития» разработано В. И. Лени­ным, определившим её сущность, задачи и цели (тер­мин «К. р.» введён Лениным в 1923 в работе «О коопе­рации»). Отбросив социал-демократич. догматич. схемы об обязат. очерёдности социальных преобразований и необходимости достижения «высокого уровня» куль­туры как предпосылки социального переворота, Ле­нин после Великой Οκτ. социалйстич. революции вы­двинул программу К. р.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)