АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АБСТРАКЦИЯ АКТУАЛЬНОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ, 3 страница

Читайте также:
  1. E. Реєстрації змін вологості повітря. 1 страница
  2. E. Реєстрації змін вологості повітря. 10 страница
  3. E. Реєстрації змін вологості повітря. 11 страница
  4. E. Реєстрації змін вологості повітря. 12 страница
  5. E. Реєстрації змін вологості повітря. 13 страница
  6. E. Реєстрації змін вологості повітря. 14 страница
  7. E. Реєстрації змін вологості повітря. 15 страница
  8. E. Реєстрації змін вологості повітря. 16 страница
  9. E. Реєстрації змін вологості повітря. 17 страница
  10. E. Реєстрації змін вологості повітря. 18 страница
  11. E. Реєстрації змін вологості повітря. 19 страница
  12. E. Реєстрації змін вологості повітря. 2 страница

В нек-рых направлениях и школах послекантовской бурж. философии элементы А. оказываются весьма живучими, особенно в области социального познания. Это прежде всего характерно для различных школ позитивизма и неопозитивизма. Ещё в нач. 20 в. В. И. Ленин подверг критике А. махизма и эмпирио­критицизма. В наст, время одним из характерных вы­ражений А. является гносеологич. позиция т. н. кон­венционализма, согласно к-рой отношение между фак­том и относящимся к нему высказыванием — чисто условно, поскольку возможно описание одного и того же факта в различных высказываниях. Отсюда делается вывод о произвольности познания. Другой характер­ной для неопозитивизма формой А. является отказ от какого бы то ни было решения вопроса об отношении познания к действительности под тем предлогом, что этот вопрос относится к числу «метафизических» и не допускает «строгого» решения.

Позицию А. защищает и критический реализм. Один из гл. представителей этого направления Дж. Сантаяна утверждает, напр., что познание носит принципиально символич. характер, а убеждение в истинности позна­ния коренится в конечном счёте в свойств, человеку животной вере. Эта форма А. основывается на преуве­личении отд. сторон процесса познания, на игнориро­вании органич. взаимосвязи мышления и предметно-практич. деятельности.

Диалектич. материализм, развивая проблему актив­ной природы познания, подверг последоват. критике кантовский А. В работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина было показано, что действенность мышле­ния нельзя установить, оставаясь на т. зр. созерцат. подхода, что для этого необходимо рассмотреть само мышление как момент целостной предметно-чувств. деятельности человека, причём сам человек должен быть понят как исторически-конкретный обществ, субъ­ект. Тем самым обоснование истинности познания, доказательство соответствия между познанием и деист-

12АГНОСТИЦИЗМ

вительностью было перенесено из сферы умозрения в сферу практики. Если обществ.-историч. практика позволяет человеку всё более увеличивать свою власть над природой, совершенствовать обществ, отношения, развивать методы и средства мыслит, деятельности, то это значит, что познание всё более адекватно отражает действительность.

• Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3;Э н г е л ь с Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, там же, т. 21; Л е н и н В. И., Материа­лизм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18, гл. 2; X и л л Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965; Ойзерман Т. П., Гл. филос. направления, М., 1971; Основы марксистско-ленин­ской философии, М., 19805. Э. Г. Юдин.

АДАПТАЦИЯ (от позднелат. adaptatio — приспособ­ление) социальная, вид взаимодействия лично­сти или социальной группы с социальной средой, в хо­де к-рого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент А.— согласова­ние самооценок и притязаний субъекта с его возможно­стями и с реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта. А. вклю­чает физиологич., биологич., психологич. и собствен­но социальный уровни.

Понятие А. возникло в биологии для обозначения приспособления строения и функций организмов к усло­виям существования или привыкания к ним. Психоло­гич. А. определяется активностью личности и выступает как единство аккомодации (усвоения правил среды, «уподобления» ей) и ассимиляции («уподобления» себеѵ преобразования среды). Среда воздействует на личность или на группу, к-рые избирательно воспринимают и перерабатывают эти воздействия в соответствии со своей внутр. природой, а личность или группа активно воздействуют на среду. Отсюда — адаптивная и, одно­временно, адаптирующая активность личности или группы. Такой механизм А., складываясь в процессе социализации личности, становится основой её поведе­ния и деятельности. Важнейшая роль при этом при­надлежит социальному контролю. При недооценке фак­тора социальной и психич. активности (напр., в психо­анализе) А. сводится к простому равновесию биологич. желаний человека и социальных требований и запре­тов, а сама личность — к пассивному результату столк­новения того и другого.

На собственно социальном уровне А. в первую оче­редь определяется деятельностной, активной природой социальных субъектов. Со стороны социальной среды А. определяется целями деятельности, социальными нормами — способами их достижения и санкциями за отклонение от этих норм.

Различают след, варианты адаптационного взаимо­действия, зависящие от степени активности и направ­ленности деятельности личности и группы. Подчинение среде, при к-ром собств. цели личности или группы и способы их достижения выработаны общественно-ис­торически, общеприняты, традиционны, полностью со­ответствуют социальным нормам. Обновление среды, при к-ром для достижения общепринятых и одобряе­мых целей личность или группа используют нешаблон­ные, неодобряемые или неизвестные ранее способы. Ритуализм, при к-ром, преследуя необщепринятые цели, личность или группа используют внешне благопристой­ные, одобряемые и общепринятые способы, строго сле­дуя традициям и ритуалам. Уход от жизни, при к-ром непринятые, странные с т. зр. среды цели достигаются такими же непонятными и неодобряемыми способами. Бунт, мятеж, при к-рых, отказываясь от общеприня­тых целей, личность или группа выступают не с реакц. позиций, а выдвигают новые цели и используют новые способы их достижения, что часто выступает как творч. конструктивное преобразование среды.

Важнейшим условием успешной А. является оптим. сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности, варьируемой в зависимости от конкретных ситуаций, т, е. правильное определение того, как, насколько и ко всему ли возможна и необходима А. Основа этого — высокоосознанная творч. деятельность, непрерывный содержат, обмен с социальной средой, с обществом в це­лом, способствующие качеств, обновлению среды, лич­ности или группы, переходу их на новый более высокий уровень. Это требует осознания себя как деятеля, вер­ного сочетания разумных потребностей личности или группы с задачами социальной среды, что возможно лишь при определ. социальных условиях. Так, в бурж. обществе, в к-ром цели личности, как правило, не со­четаются с общественными, успешная А. во мн. случаях в принципе невозможна, в результате чего возникают различные формы отклоняющегося поведения.

Понятие А. используется также при анализе систем «человек—машина», социально-нсмхологич. климата групп и коллективов, асоциального и антисоциального поведения, в педагогике и психологии воспитания. В ря­де областей (юриспруденция, медицина) принят тер­мин «реадаптация», означающий А. к прежним социаль­ным условиям после происшедших с личностью или группой изменений.

• Социология преступности, пер. с англ., М., 1966; Φ л е й в е л л Д. X., Генетич. психология Жана Пиаже, пер. с англ., М., 1967; M a p к а р я н Э. С., Вопросы системного исследова­ния общества, М., 1972; А л е к с а н д ρ о в с к π и Ю. А., Сос­тояния психич. дезаптации и их компенсация, М., 1976; Б о б-н е в а М. И., Социальные нормы и регуляция поведения, М., 1978; К о н И. С., Открытие «Я», М., 1978; Социальная психоло­гия личности, М., 1979. Д. В. Ольшанский.

АДВАЙТА-ВЕДАНТА (санскр. адвайта — недвойст­венность), др.-инд. религ.-филос. направление, разно­видность веданты, характеризующаяся последоват. мо­низмом. Важнейший представитель — Шанкара (кон. 8—9 вв.). Брахман, бог, выступает в А.-в. в качестве единой и единств, реальности (сатья); субъект и объект, «Я» и мир, индивидуальная душа и душа Вселенной слиты воедино. Множественность иллюзорна, она обус­ловлена авидьей (незнанием), магич. силой майи, заклю­чённой в брахмане, и разными видами изменения суб­станции (виварта). Утверждая наличие иллюзорных восприятий и их исключит, роль в эмпирич. жизни, А.-в. развила целую теорию ошибок в восприятии внеш. мира, направленную, в частности, против тезиса школы мимансы об истинности всякого познания и, следовательно, об отсутствии ошибок в восприятии, а также против реалистич. объяснения ошибок при вос­приятии в школе ньяя. - вайшешика (через сохранив­шиеся и всплывающие в памяти прежние образы). В своей осн. установке А.-в. противостоит как дуализму (двайта) тех направлений веданты, к-рые исходят из равной реальности двух сущностей — «Я» и бога (уче­ние Мадхвы), так и огранич. монизму вишишта-адвай-ты (Рамануджа). Наиболее чётко монистич. позиция А.-в. проявилась в полемике с буддизмом, ряд направ­лений к-рого обратился к идеям А.-в. (Нагарджуна).

•Vidhyaratna К. S., An introduction to Advaita philo­sophy, Calc., 1924; S h ä s t r i V. K., An introduction to Advaita philosophy, Calc., 1924; Murty K. S., Revelation and reason in Advaita Vedänta, N. Y., 1959; S t a a 1 J. F., Advaita and neo-platonism, Madras, 1961; см. также лит. к статьям Шанкара, Веданта.

АДДИТИВНОСТЬ (от лат. additivus — прибавляе­мый), тип отношений между к.-л. целым и его частями, при к-ром свойства целого полностью определяются свойствами частей. Отношение А. часто выражают фор­мулой «целое равно сумме частей». Примеры аддитив­ных свойств: масса материальной системы, её линей­ные размеры. Целое, все свойства к-рого аддитивны, называют суммативиым целым. В сложных целостных объектах наряду с аддитивными имеются ІІ неаддитив­ные свойства (их часто называют эмерджентными), к-рые и определяют специфику таких объектов, харак­теризуют их целостность. Неаддитивность выражается формулой «целое больше суммы частей» (субаддитив­ность). Наличие неаддитивных свойств обусловлено структурными связями и взаимозависимостями между частями, организованностью целого. Целое, обладаю­щее неаддитивными свойствами, не может быть познано

и объяснено на основе одних только знаний о его ча­стях. Абсолютизация отношений А., связанная со стрем­лением показать А. всех эмерджентных свойств, ха­рактерна для методологии механицизма и редукцио-низма. В совр. науч. познании при изучении неадди­тивных свойств широко применяются методы систем­ного подхода. φ см. к ст. Часть и целое.

АДЕКВАТНЫЙ (от лат. adaequatus — приравненный, равный), соответствующий, соразмерный, верный, точ­ный. В теории познания термин «А.» служит для обо­значения верного воспроизведения в представлениях, понятиях и суждениях объективных связей и отноше­ний действительности. В этом смысле истина определя­ется как адекватность мышления бытию.

АДЖЙВИКА (санскр.), школа инд. философии, суще­ствовавшая с нач. 1-го тыс. до н. э. (или, возможно, ранее) до 14—15 вв. н. э. и достигшая наибольшего расцвета в 6—5 вв. до н. э. Наиболее известными при­верженцами А. считаются Маккхали Госала, Пурана Кассапа, Пакудха и др.; соч. не сохранились.

Обратившись к доведийским представлениям, А. вы­ступила против брахманистско-ведийского мировоззре­ния и явилась наиболее типичным представителем на­правления ластика. Принимая теорию элементов, среди к-рых помимо земли, воды, огня, воздуха име­лась и некая витальная сила, А. отрицала существова­ние не только духовного, но и единого материального начала, вообще существование к.-л. конечных причин. Всё существующее, согласно А., можно описать толь­ко так, как оно предстаёт обычному взору: в понятиях приобретения и потери, радости и страдания, жизни и смерти. Единственным общим законом являются бес­прерывные переходы существующего из одной формы в другую при неизменности его существа. Эти перехо­ды обусловлены собственной, сугубо индивидуальной природой меняющегося, объясняющей его судьбу, к-рую нельзя изменить никакими внеш. усилиями. А. не признавала закона кармы. Однако одновременно ' с подчёркиванием неотвратимости судьбы А. утверж­дала наличие творч. возможностей, заложенных в аске­тизме. Особой популярностью у А. пользовался тапас. А. оказала влияние на буддизм, джайнизм и др. систе­мы инд. философии (многое из практики йоги и даже тантризма восходит к А.).

* Basham A. L., History and doctrines of the Alivikas L., 1951.

АДЛЕР (Adler) Альфред (7.2.1870, Вена,—28.5.1937, Абердин, Шотландия), австр. врач и психолог, созда­тель индивидуальной психологии. Примыкал сначала к сторонникам 3. Фрейда, затем основал собств. шко­лу, получившую наибольшее влияние в 20-х гг., с соз­данием Междунар. ассоциации индивидуальной пси­хологии (1924). В 1932 покинул Австрию и жил гл. обр. в США. Как и Фрейд, А. исходил из определяющей роли в психике влечений и бессознательного. В работе «О неполноценности органов» (1907) А. формулировал концепцию болезни как нарушение баланса в отноше­ниях органа с его средой, к-рое организм стремится компенсировать. Принцип компенсации — один из центральных в концепции А. В основе всей человеч. деятельности А. усматривает стремление к личному пре­восходству, реализуемое через механизм компенсации первичного чувства неполноценности. Эта идея-цель, хотя она лишь смутно осознаётся индивидом, становит­ся центром формирования личности, детерминируя её психику. Характер цели и способы её реализации соз­дают специфич. для человека «жизненный стиль». Социально-психологич. идеи А. в дальнейшем разрабаты­вались представителями неофрейдизма.

• Praxis und Theorie der Individualpsyehologie, Münch., 19304; Menschenkenntnis, Z., 19475; в рус. пер.— Индивидуально-психологич. лечение неврозов, М., 1913.

АДЛЕР 13

• Orgler H., A. Adler. Man and his work, Ь., І9633 VV а у L. M., Adler's place iu psychology, N. Y., 1963; R o m P. A. Adler und die wissenschaftliche Menschenkenntnis, Fr./M. 1966.

АДЛЕР (Adler) Макс (15.1.1873, Вена,— 28.6.1937 там же), австр. философ и социолог, теоретик австро марксизма, деятель социал-демократич. партии. В духе неокантианства отвергал «вещь в себе» как объектив­ную реальность. Отрицал разделение философии на два осн. филос. направления — материализм и идеа­лизм. Толковал производств, отношения как «явления духовной жизни», отстаивая тождество обществ, бытия и сознания.

* Kant und der Marxismus, В., 1925; Lehrbuch der materialisti­schen Geschichtsauffassung, Bd 1—2, B., 1930—32; в рус. пер.— Марксизм как пролет, мировоззрение, П., [1923]; Маркс как мыс­литель, Л.— М., 1924; Энгельс как мыслитель, Л.— М., 1924. фБыховский Б. Э., Враги и фальсификаторы марксизма, М. —Л., 1933; H ei n t el P., System und Ideologie, Vf.— Münch., 1967.

АДОРНО (Adorno), Визенгрунд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (11.9.1903, Франкфурт-на-Майне,— 6.8.1969, Фисп, Швейцария), нем. (ФРГ) философ, социолог, музыковед, представитель франкфуртской школы. С 1934 в эмиграции в Великобрита­нии, с 1938 — в США. С 1949 во Франкфурте-на-Майне. Критика культуры и общества, развитая А. совместно с Хоркхаймером («Диалектика просвещения» — «Dialek­tik der Aufklärung», 1948), сложилась в русле гегелев­ской диалектики, отчасти — психоанализа Фрейда, со-циологич. критики товарного фетишизма и овеществле­ния. В центре внимания А.— регрессивные социально-антропологич. изменения (отмирание рефлексии, заме­на её стереотипными реакциями и мысленными клише и т. п.), связанные с развитием массовой «индустрии культуры», со стандартизацией отношений в монополи-стич. «управляемом обществе», в понятии к-рого А. в сущности отождествляет бурж. и социалистич. об­щество. В период пребывания в США А. и его сотруд­никами было проведено социологич. и психоаналитич. исследование разных типов личности с т. зр. предрас­положенности к принятию «демократич.» или «автори­тарного» руководства («Авторитарная личность» — «The authoritarian personality», 1950).

В ряде работ выступил с критикой феноменологии, экзистенциализма и неопозитивизма. Раавил идеи анти-систематич. «отрицат. диалектики» («Negative Dialek­tik», 1966), в к-рой сливаются теоретико-познават. и со-циально-критич. мотивы: отрицание (к-рое, в отличие от гегелевского, перестаёт быть моментом перехода к к.-л. новому синтезу) выступает и как релятивирова-ние всякой замкнутой системы понятий, и как отрица­ние наличной действительности во имя конкретной воз­можности «утопии», не формулируемой в виде к.-л. позитивной модели.

В филос.-эстетич. концепции «новой музыки» («Philo­sophie der neuen Musik», 1949) как протокольной фикса­ции «непросветлённого страдания», в противополож­ность гармонич. преображению страстей, характерно­му для классич. музыки, А. ориентируется на творчест­во композиторов «новой венской школы» — А. Шёнбер­га, А. Берга, А. Веберна. Концепция «новой музыки» тесно связана у А. с критикой массовой стандартизо­ванной муз. культуры и формирующегося в её лоне «регрессивного слышания», к-рое диссоциирует вос­принятое на стереотипные элементы. Работы А. ока­зали влияние на совр. бурж. социологию, эстетику и музыковедение, прежде всего в ФРГ, а также на идео­логию леворадикального студенч. движения 60-х гг., от к-рого сам А., однако, отмежевался.

* Gesammelte Schriften, Bd 1—ID—, Fr./M., 1970—77—, Манн Т., Собр. соч., т. 9, Μ., 1960, с. 228—31; Михай­лов A.B., Муз. социология: А. и после А., в сб.: Критика совр. бурж. социологии иск-ва, М., 1978, с. 176—238; см. Также лит. к ст. Франкфуртская школа.

АДЛЕР

АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА, в учении К. Маркса об общественио-пкономич. формациях одна из осн. ступеней развития общества, охватывающая эпоху всемирной истории от разложения первобытного общества до установления рабовладельч. строя. Наи­более полного развития А. с. п. достиг в др.-вост. цивну лизациях, его традиционные формы сохранялись в раз­личных регионах вплоть до 19 в. (в Индии, у нек-рых народов Вост. Европы). Европ. колонизация и распро­странение капитализма привели к его разрушению. А. с. п. представляет собой своеобразную систему зем-ледельч. общин, объединённых гос-вом. Стабильность А. с. п. связана с особой структурой лежавшей в его основе земледельч. общины. Возникшая в результате длит, эволюции на рубеже первобытного и классового общества, эта община унаследовала такие нервобытно-коммунистич. черты, как общую собственность на зем­лю, коллективный труд, прочные внутр. связи между членами общины. Сочетание земледелия с домашней пром-стью придавало ей самодовлеющий характер, экономич. связи между отд. общинами были очень сла­быми или вовсе отсутствовали. Вместе с тем в земле­дельч. общине уже имелся зародыш частной собствен­ности в виде дома и приусадебного участка отд. семьи. Дуализм общины, её переходный характер обусловли­вали её высокую жизнеспособность. В древности спора­дически возникавшие в целях самообороны или для совместной борьбы с природой объединения земледельч. общин постепенно приобретали постоянный характер в долинах больших рек, где борьба с наводнениями и ирригация были непременными условиями земле­делия. Образовавшиеся на этой основе гос-ва, сосредо­точивая в своих руках функции, необходимые для всей совокупности общин, и опосредуя межобщинные свя­зи, постепенно возвысились над общинами и эксплуа­тировали их. Взимая натуральную ренту, гос-во при­сваивало прибавочный продукт, фактически захваты­вая, т. о., верховную собственность на землю и воду. В руках гос-ва сосредоточивались также внеш. сноше­ния страны, в т. ч. и торговля. Господствующий класс совпадал с иерархией, осуществлявшей управление π возглавлявшейся деспотич. правителем. При А. с. п. не существовало разделения труда между деревней и го­родом, последний выступал в качестве резиденции пред­ставителей деспотич. власти. Архаич. гос-во не вторга­лось непосредственно в сферу произ-ва, остававшегося исключительно функцией общин. Последние, составляя стереотипные клетки обширного социального организ­ма, сохраняли полностью свою внутр. структуру и само­довлеющий характер. Завоевание стран, основанных на А. с. п., приводило в древности к смене династий и гос­подствующей иерархии, не затрагивая самой основы — земледельч. общины.

Развёрнутая характеристика обществ, и экономич. строя азиат, стран впервые была дана К. Марксом в 1853 в переписке с Ф. Энгельсом и в его статьях о ко­лон, господстве англичан в Индии. Дальнейшие иссле­дования привели Маркса к выводу об А. с. п. как об одной из осн. эпох в развитии человеческого общества и к введению термина и понятия А. с. п. в теорию по­литэкономии и историч. материализма. Определяя в предисловии к работе «К критике политич. эконо­мии» (1859) понятие экономич. обществ, формации. Маркс называет А. с. п. наряду с античным, феод. и бурж. способами произ-ва. К понятию А. с. п. Маркс обращается в «Капитале», характеризуя различ­ные его стороны. Последние исследования Маркса отно­сились к основе А. с. п.— земледельч. общине, историч. место и сущность к-рой он охарактеризовал в «Набро­сках ответа на письмо В. И. Засулич» (1881). Энгельс рассмотрел в «Анти-Дюринге» (1878) проблему возник­новения классов и гос-ва на Востоке. В работе «Проис­хождение семьи, частной собственности и гос-ва» (1884), построенной на амер. и европ. материале, воп­росы А. с. п. отражения не нашли. " -

Теория А. с. п. стала привлекать внимании по мерр развития нац.-освободит, и революц. движения за пределами Зап. Европы. В спорах с I'. В. Плехановым, а позднее с Р. Люксембург В. И. Ленин возражал против применения этой категории к истории России, вступившей на капиталистам, путь развития. Вместе с тем Ленин внес вклад в дальнейшую разработку тео­рии А. с. п., охарактеризовав «азиат, деспотизм» как гос. строй, к-рый «...обладает очень большой прочно­стью в тех случаях, когда в экономике данной страны преобладают совершенно патриархальные, докапита­листические черты и ничтожное развитие товарного хозяйства и классовой дифференциации» (ПСС, т. 25, с. 266—67).

В 20—30-х гг. в СССР проводились дискуссии по А. с. п., связанные с проблемами революции в Китае. С нач. 60-х гг. обсуждение А. с. п. возобновилось в междунар. масштабе с привлечением материалов по истории мн. стран Азии, Африки, Америки.

Общепризнанным считается факт выдвижения тео­рии А. с. к. Марксом, однако остаётся открытым воп­рос о месте этого способа произ-ва во всемирной исто­рии. Согласно одной т. зр. (Е. Варга, Ю. И. Семёнов, Ф. Тёкеи и др.), теория Маркса подтверждается совр. исследованиями и A.c. п. рассматривается как одна из осн. обществ.-экономич. формаций. Сторонники другой т. зр. (E. M. Жуков и др.) полагают, что теория А. с. п. ещё должна быть доказана фактами, а нек-рые учёные (В. Н. Никифоров) вообще отрицают историч. существование А. с. п. При этом др.-вост. общества от­носят к рабовладельч. формации, а ср.-век. Восток трактуют как разновидность феодализма («вост. фео­дализм»), приравнивая вост. деспотизм к европ. абсо­лютизму. Предлагаются и др. объяснения строя азиат, обществ: как сочетание рабовладения и крепостниче­ства, как стагнация на стадии раннего феодализма, как один из вариантов единой докапиталистич. форма­ции.

* Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.9, с. 98—100, 130—36, 224—30; т. 10, с. 432—33; т. 13, с. 7, 20, 110; т. 18, с. 543—46; т. 19, С. 400—21; т. 20, с. 105, 151—52, 164—65, 180 — 87, 293, 636— 647; т. 23, с. 88—89, 97, 159, 229, 239, 346, 352, 369 — 71; т. 24, с. 117, 267; т. 25, ч. I, с. 194, 363; т. 25, ч. II, с. 145, 165, 184, 345, 354,358—60; Т. 26, ч. II, с. 587; т. 26, ч. III, с. 414-16, 432, 436—39, 450—53; т. 28, с. 214 — 15, 222, 226—30; т. 32, с. 36, 44, 158; т. 36, с. 96 — 97; т. 45, с. 200 — 14; т. 46, ч. I, с. 461—508; Ленин В. И., ПСС, т. 1, с. 136; т. 13, с. 14; т. 25, с. 266-67; т. 26, с. 57; его же, Конспект «Переписки К. Маркса и Ф. Эн­гельса. 1844—1883 гг.», М., 1959, с. 260—63; Варга Е. С., Очерки по проблемам политэкономии капитализма, М., 1964, с. 358—82; Никифоров В. Н., Восток и всемирная история, М., 19772; Попов В. Г., В. И. Ленин об А. с. п., в сб.: Вопро­сы историч. материализма и критика нек-рых концепций бурж. социологии, М., 1969, с. 69—92; Т е p - А к о п я н Н. Б., Маркс и Энгельс об А. с. п. и земледельч. общине, в сб.: Из истории марксизма и междунар. рабочего движения, М., 1973, с. 167— 220; Семенов Ю. И., Теория общественно-экномич. форма­ций и всемирная история, в кн.: Общественно-экономич. форма­ции. Проблемы теории, М., 1978, с. 55—89; Теоретич. проблемы всемирноисторич. процесса, М., 1979; К r a d e r L., The Asiatic-mode of production; sources, development, and critique in the writings of Karl Marx, Assen. 1975; T ö k e i F., Essays on the Asiatic mode of production, Bdpst, 1979; T e r - A k o p у a n N., Preface, в кн.: Marx K., Engels F., Pre-capitalist socio-economic formations. A collection, Moscow, 1979, p. 9—27.

Н. Б. Тер-Акопян.

АЙДУКЕВИЧ (Ajdukicwicz) Казимеж (12.12.1890, Tep-нополь, ныне УССР,— 12.4.1963, Варшава), польск. ло­гик и философ. В 1920—30-х гг. принадлежал к лъвов-ско-варшаеской школе. Разрабатывал логико-семантич. концепцию значения, согласно к-рой значение и смысл термина определяются способом его употребления в оп-редел. концептуальной системе. Отождествив науч. тео­рию с замкнутой в логико-семантич. отношении систе­мой понятий, пришёл к т. н. радикальному конвенцио­нализму. А. считал, что исходные принципы и понятия языка науки, а также правила логич. вывода и эмпирич. интерпретации науч. предложений основаны на кон­венциях. Рисуемая теорией «картина реальности», по мысли А., целиком зависит от системы понятий и меня­ется при переходе от одной системы к другой. Теоре-тич. системы, согласно этой концепции, «взаимонепере-

водимы», поскольку не существует нейтрального (т. е. независимого от понятийного аппарата теории) языка чувств, данных как основы для перевода. Свойствен­ная этой доктрине абсолютизация конвенциональных моментов вступала в конфликт с требованием объектив­ности науч. знании и критериев его оценки; её после-доват. развитие вело к релятивизму и агностицизму. В 50-х гг. А. отказался от нек-рых существ. пунктов своей первонач. концепции (в т. ч. от тезиса о «взаимо-непереводимости»), однако не сумел до конца преодо­леть двойственность своих филос. взглядов, колебав­шихся между материализмом и идеализмом. Филос. -методологич. установки А. были близки идеям Венского кружка.

А. принадлежат оригинальные результаты в теории логич. вывода и теории определения, в логике вопросов и индуктивной логике, логич. семантике и синтаксисе, а также ряд ценных методологич. разработок (экспли­кация аксиоматич. метода, применение различных логич. систем в зависимости от специфики науч. теории и др.).

• О znaczeniu wyrazen, Lwow, 1931; Zagadnienia i kierunki fi-iozofii, Kr., 1949; Zarys logiki, Warsz., I9607; Jezyk i poznanie, t. 1—2, Warsz., 1960—65; Logika pragmatyczna, Warsz., 1975.

• H a p с к и й И. С.,.Совр. позитивизм, М., 1961; Совр. бурж. философия, М., 1978; Лихин А. Ф., Логич. анализ языка в работах К. А. 30-х гг., в сб.: Логика и методология науч. познания, М., 1974; Borkowski L., Kazimierz Ajdu-kiewicz (1890—1963), в сб.: Studia logica, t. 18, Warsz.— Poz­nan, 1966; Gordon M., Wiedza о znaczeniach czy wiedza о swiecie?, Warsz., 1967.

АЙЕР (Ауег) Алфред Джулс (р. 29.10.1910, Лондон), англ, философ, представитель аналитической филосо­фии. Получил известность своей кн. «Язык, истина, логика» («Language, truth and logic», 1936), в к-рой выступил пропагайдистом идей Венского кружка. С пос­ледним, он, однако, расходился в отношении к логич. формализации языка; А. не прибегает к анализу науч. понятий средствами математич. логики. Эта тенденция, характерная для англ, аналитич. философии с её укло­ном к лингвистич. анализу (см. Лингвистическая фило­софия), ещё более усиливается в поздних работах А., в к-рых исследуются проблемы, связанные с теорией познания и ролью языка в процессе познания. С пози­ций позитивизма выступает как противник диалектич. материализма.

* The foundations of empirical knowledge, L., 1940; Thinking and meaning, L., 1947; Philosophical essays, L.—N. Y., 1954; The problem of knowledge, L.— N. Y., 1956; The concept of a person and other essays, N. Y., 1963.

• Б о г о м о л о в А. С., Англ. бурж. философия 20 в., М., 1973; X и л л Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965. с. 372—82.

АКАДЕМИЯ (Άχκαδήμεια) платоновская, осно­ванный Платоном ок. 385 до н. э. религ.-филос. союз, имевший целью почитание муз, т. н. школа Платона; просуществовала до 6 в. н. э. Название А. (первона­чально Академия) происходит от имени мифич. героя Академа, к-рому были посвящены приобретённые Пла­тоном гимнасий и сад близ Афин. Во главе союза стоял схоларх, избираемый из членов А. Члены А. доброволь­но ограничивали себя во сне, воздерживались от плот­ской любви и мясоедения. В А.разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и др. Особая роль математики подчёрк­нута в девизе А.: «Негеометр да не войдёт!». Ко времени Цицерона восходит разделение А. на Древнюю и Новую (от Аркесилая, возглавившего А. ок. 265 до н. э., до Антиоха из Аскалона); позднее различали Древнюю, Среднюю (во главе с Аркесилаем) и Новую А. (во главе с Карнеадом);в период эллинизма существовали и др. разделения истории А.

Древняя А. (схолархи: Спевсипп, преемник Платона; Ксенократ, Полемон, Кратет) поддерживала пифагорей­скую тенденцию философии позднего Платона, разви­вала космологию «Тимея». Абсолютизация техники диа­лектич. споров (в процессе к-рых доказывалась равная


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)