АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ 275 13 страница

Читайте также:
  1. E. Реєстрації змін вологості повітря. 1 страница
  2. E. Реєстрації змін вологості повітря. 10 страница
  3. E. Реєстрації змін вологості повітря. 11 страница
  4. E. Реєстрації змін вологості повітря. 12 страница
  5. E. Реєстрації змін вологості повітря. 13 страница
  6. E. Реєстрації змін вологості повітря. 14 страница
  7. E. Реєстрації змін вологості повітря. 15 страница
  8. E. Реєстрації змін вологості повітря. 16 страница
  9. E. Реєстрації змін вологості повітря. 17 страница
  10. E. Реєстрації змін вологості повітря. 18 страница
  11. E. Реєстрації змін вологості повітря. 19 страница
  12. E. Реєстрації змін вологості повітря. 2 страница

• Рассел Б., История зап. философии, пер. с англ., М., 1959, гл. 30; H a p с к и й И. С., Совр. позитивизм, М., 1961, гл. 1; см. также лит. к статьям Аналитическая философия, Нео­позитивизм.

ЛОГИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ, см. Историче­ское и логическое,,....

ЛОГИЧЕСКОЕ СЛЕДОВАНИЕ, отношение между нек-рыми высказываниями (посылками) Г и высказы­ванием В (заключением), отображающее тот факт, что из Г, используя правильные приёмы рассуждения, можно получить В. В логике, фиксирующей нормы рас­суждения с помощью построения формализов аксио-матич. теорий (логич. исчислений), утверждение о Л. с. В из Г в нек-ром исчислении (символически: Г - В) означает существование такой конечной последователь­ности формул (называемой выводом из посылок), в к-рой каждый член этой последовательности есть либо одна из посылок Г, либо аксиома, либо получается из предшествующих членов последовательности по одному из правил вывода, причём последний член этой последо­вательности есть В. Если для построения вывода Г h- ß не требуется никаких посылок (т. е. если множество Г пусто), то говорят о логич. доказуемости В. Утверж­дения о том, что Г "г- В, могут быть использованы как правила логики для высказываний с соответств. логич. структурой, однако при том условии, что в рамках принятой семантики при истинности всех посылок из Г гарантируется истинность В. В таком случае говорят, что между Г и В имеет место отношение Л. с. в семан-тич. смысле (символически: Г ν- В). Чтобы решить за­дачу формального описания свойств Л. с. в рамках ис­числения, в язык последнего вводится спец. связка — импликация. Имеется ряд формальных теорий Л. с. (теории материальной, строгой, релевантной имплика­ции и др.), к-рые с различных сторон уточняют поня­тие Л. с.

* см. к ст. Логика.

ЛОГОС (греч. λόγος), термин др.-греч. философии, оз­начающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»); при этом «слово» берётся не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысло­вом плане, но и «смысл» понимается как нечто явленное, оформленное и постольку «словесное». Из бытовой сферы в понятие «Л.» вошёл ещё момент чёткого числового отношения — «счёта», а потому и «отчёта» (λόγον διδόναι — отдавать отчёт). Л. — это сразу и объективно данное содержание, в к-ром ум должен «от­давать отчёт», и сама эта «отчитывающаяся» деятель­ность ума, и, наконец, сквозная смысловая упорядочен­ность бытия и сознания; это противоположность всему безотчётному и бессловесному, безответному и безот­ветственному, бессмысленному и бесформенному в ми­ре и человеке.

Термин «Л.» введён в филос. язык Гераклитом, к-рый использовал внеш. созвучность этого термина с житей­ским обозначением человеч. «слова», чтобы в духе иро-нич. парадокса подчеркнуть пропасть между Л... как законом бытия и неадекватными ему речами людей? Космич. Л., как и подобает слову, «окликает» людей, но они, даже «услышав» его, неспособны его схватить и постичь. В свете Л. мир есть целое и постольку гармо­ния, но обыденное сознание ставит свой частный произ­вол выше «общего» и по-разному оценивает равно необ­ходимые части целого. Внутри этого всеединства «всё течёт», вещи и даже субстанции перетекают друг в дру­га, но равным себе остаётся Л. — ритм их взаимопере­хода и законосообразность их взаимоотношения; т. о., благодаря понятию Л. гераклитовская картина мира при всей своей динамичности и катастрофичности сохраня­ет стабильность и гармонию. В целом учение Герак­лита о Л. представляет близкую историко-филос. ана­логию учению Лао-цзы о дао.

У более поздних др.-греч. натурфилософов, у со­фистов, Платона и Аристотеля термин «Л.» утрачивает фундаментальное онтологич. содержание. Лишь стои­цизм возвращается к гераклитовскому понятию суб-

ЛОГОС 323

станциального мирового Л., описывая его как тонко­материальную (эфирно-огненную) душу космоса и как совокупность формообразующих потенций (т. н. се­менных Л.), от к-рых в инертной низшей материи «за­чинаются» вещи. Неоплатонизм наследует эту концеп­цию, но лишает её натуралистико-материалистич. ас­пектов: Л. оказываются уже не истечениями тончайшей материи, но эманациями умопостигаемого мира, регу­лирующими и формирующими чувств. мир. На этом завершается история классич. антич. интерпретации Л. как «слова», к-рое субстанциально, но не личностно, и выявляет в себе форму, но не волю. Однако к этому времени понятие «Л.» уже вошло в сферу иудейских и христ. учений, где было переосмыслено как слово лич­ного и «живого» бога, окликавшего этим словом вещи и вызывавшего их из небытия. Так, для Филона Алек­сандрийского Л. есть «образ бога» и как бы «второй бог», посредник между потусторонностью бога и посюсторон­ностью мира. Для христианства значение термина «Л.» определено уже начальными словами Евангелия от Ио­анна — «В начале был логос, и логос был у бога, и ло­гос был бог»; вся история земной жизни Иисуса Христа интерпретируется как воплощение и «вочеловечение» Л., к-рый принёс людям откровение и сам был этим от­кровением («словом жизни»), самораскрытием «бога незримого». Христ. догма утверждает субстанциальное тождество Л. богу-Отцу, чьё «слово» он представляет собой, и рассматривает его как второе лицо Троицы.

Некоторые рус. философы-идеалисты (В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский) употребляли термин «Л.» как обоз­начение «цельного» и «органич.» знания, характеризую­щегося равновесием ума и сердца, анализа и интуиции. * Трубецкой С. Н., Учение о Л. в его истории, M., 19062; осев А. Ф., История антич. эстетики, [т. 1], М., 1963; К е 1 Ь е r W., Die Logoslehre von Heraklit bis Origenes, Stuttg., 1958.

ЛОКАЯТА [от санскр. лока — (этот) мир, идущее из этого мира], учение др.-инд. философии, тяготеющее к материализму. Возникло приблизительно в сер. 1-го тыс. до н. э., хотя предпосылки его существовали рань­ше. Основателем считается полулегендарный мудрец Брихаспати; соч. Л. не сохранилось. Источником для изучения Л. являются отрывки доктрин Л. и выска­зывания о ней, встречающиеся в соч. инд. философов.

В основе Л. лежит скептич. отношение к догматике брахманизма, к догматич. религии вообще; согласно Л., существующим можно считать только восприни­маемое органами чувств. Отсюда отрицание Л. бога и души (в частности, брахмана и атмана), рая и ада, вообще любого другого мира, признание существую­щим только этого, чувств. материального мира и его законов. Особенностью Л. является утверждение прин­ципа свабхавы — наличия индивидуальной природы каждой вещи, определяющей её строение и судьбу; все воздействия, приходящие к вещи извне и чуждые её природе, бессильны изменить непреложный ход её существования. Учение о свабхаве сыграло значит. роль в истории инд. философии, оказав влияние на буд­дизм, джайнизм и др. Целью бытия, согласно Л., яв­ляется забота о благополучии настоящего существо­вания; впоследствии это привело к развитому гедониз­му чарваки.

ЛОКК (Locke) Джон (29.8.1632, Рингтон,— 28.10. 1704, Отс), англ. философ-просветитель и политич. мыслитель. Разработал эмпирич. теорию познания и идейно-политич. доктрину либерализма. Род. в пури­танской семье мелкого землевладельца. Окончил Вест­минстерскую школу и колледж в Оксфорде, где затем преподавал; занимался экспериментальной химией, метеорологией и медициной. В 1668 избран в Лондон­ское королев. об-во. Став в 1667 домашним врачом, а затем секретарём лорда Эшли (графа Шефтсбери) — видного обществ. деятеля времён Реставрации, Л. при-

ЛОКАЯТА

общается к активной политич. жизни. Вслед за Шефт-сбери, спасаясь от преследования англ. пр-ва, в 1683 эмигрировал в Голландию, где сблизился с кругом Вильгельма Оранского и после провозглашения его королём Англии возвратился в 1689 на родину.

В центре философии Л. — теория познания, раз­витая в традиции англ. эмпиризма и материализма Ф. Бэкона и противостоящая картезианству, кемб­риджским платоникам и университетской схоластич. философии. На взгляды Л. оказали также влияние идеи П. Гассенди, Р. Бойля, Т. Сиденхема и И. Нью­тона. Гл. соч. — «Опыт о человеч. разуме» (1690, рус. пер. 1898), над к-рым Л. работал около 20 лет. Согласно Л., не существует врождённых идей и принципов — ни теоретических, ни практических (нравственных), включая идею бога, а всё человеч. знание проистекает из опыта — внешнего (ощущения) и внутреннего (реф­лексии). В основе знания лежат простые идеи, напр. возбуждаемые в уме различными качествами тел — первичными, с к-рыми эти идеи сходны (протяжён­ность, фигура, плотность, движение), или вторичными, с к-рыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). Посредством соединения, сопоставления и абстрагиро­вания разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Л. различает идеи ясные и смутные, реальные и фанта­стические, адекватные своим прообразам и неадекват­ные. Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Л. определяет истину как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначенных ими вещей. В вопросе о значении об­щих терминов Л. склоняется к концептуализму, отме­чая, что реальная сущность вещей остаётся неизвест­ной и что ум имеет дело с номинальными сущностями. Познание Л. делит на интуитивное (самоочевидных истин, нашего собств. существования), демонстратив­ное (положений математики, этики, бытия бога) и сен-ситивное (существования единичных вещей). Последнее оценивается им как наименее ясное и достоверное, что вносит в концепцию Л. явный рационалисти­ческий элемент. К «Опыту...» примыкают соч. Л. «О пользовании разумом» («Of the conduct of the under­standing», 1706), «Исследование мнения отца Мальб-ранша о видении всех вещей в боге» («An examination of P. Malebranchc's opinion of seeing all things in God», 1694) и др.

Выступая против религ. фанатизма различных сект, Л. настойчиво призывал к веротерпимости. Защите религ. свободы он посвятил четыре письма о веротер­пимости. В соч. «Разумность христианства» («The rea­sonableness of Christianity», 1695) Л. в духе про­тестантизма старался отделить «подлинное» учение Христа от последующих видоизменений. Позиция Л. близка деизму, однако он считает, что, поскольку че­ловеч. разум ограничен, христианство, даже разум­ное, нуждается в откровении и приобщении к божеств. опыту «через его дух».

Хотя Л. полагал, что этика может быть наукой на­подобие математики, он не создал последоват. этич. теории. Свои утилитарные максимы о том, что добро есть то, что причиняет или увеличивает удовольствие и уменьшает страдание, в достижении чего и заклю­чается счастье, стремление к к-рому есть основание всякой свободы, Л. корректировал определением мо­рального добра как подчинения человеч. воли закону, коренящемуся в божественной воле,— «истинной ос­нове морали». В благоразумном и благочестивом соз­нании в конечном счёте достигается гармония между личными и обществ. интересами.

Социально-политич. концепция Л. содержится в «Двух трактатах о государственном правлении» («Two treatises of government», 1690). Первый трактат посвящён опровержению феодально-патриархальных взглядов Р. Филмера на божеств. право абс. королев.

власти, второй — содержит теорию конституц. парла­ментарной монархии, по существу являясь оправданием и обоснованием социально-политич. строя, утвердив­шегося в Англии после переворота 1688—89. Неизбеж­ность гос. власти Л. рисует с позиций теорий естеств. права и «обществ. договора». В отличие от абсолютист­ской теории гос-ва Гоббса, пр-ву, согласно Л., пере­даётся только нек-рая часть «естеств. прав» (отправле­ние правосудия, внеш. сношений и т. п.) ради эффек­тивной защиты всех остальных — свободы слова, веры и прежде всего собственности. Законодат. власть в гос-ве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и «федеративной» (внеш. сношений), причём само пр-во должно подчиняться закону. Народ остаёт­ся безусловным сувереном и имеет право не поддержи­вать и даже ниспровергнуть безответств. пр-во.

Идеи Л. сыграли огромную роль в истории филос. и обществ.-политич. мысли европ. Просвещения. Они оказали большое влияние в Великобритании на Толан-да, Пристли, Беркли и Юма, во Франции — на Воль­тера, Кондильяка и в особенности на материалистов 18 в. — Ламетри, Гельвеция и Дидро. Идеи Л. поло­жили начало ассоцианизму в психологии. Политич. фи­лософия Л., явившегося «...классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в про­тивоположность феодальному» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 26, ч. 1, с. 371), разви­валась Монтескье и нашла отражение в политич. тео­риях франц. и амер. бурж. революций.

• Works, v. 1—10, L., 180110; An essay concerning human understanding, ed. by A. C. Fräser, v. 1—2, Oxf., 1894; Essays on the law of nature, ed. by W. v. Leyden, Oxf., 1954; в рус. пер.— Избр. филос. произв., т. 1—2, М., 1960.

* M a p к с К. и Э и p е л ь с Ф., Соч., т. 2, с. 139—47; т. 23; Серебренников В., Учение Л. о прирожденных нача­лах знания и деятельности, СПБ, 1802; P a x м а н Д., Дж. Л., [Харьков], 1924; Субботин А. Д., Принципы гносеологии Л., «ВФ», 1955, № 2; H a p с к и и И. С., Философия Дж. Л., М., I960; 3 а и ч е н к о Г. А., Дж. Л., М., 1973; Ρ ο χ Bour­ne H.H., The life of John Locke, v. 1—2, L., 1876; Gib-son J., Locke's theory of knowledge and its historical relations, Camb.—N. Y., 1917; Aaron R., John Locke, L., 19552; Υ o 11 o n J. W., John Locke and the way oi ideas, Oxf., 1956; Cough J. W., John Locke's political philosophy, Oxf., 19732. А. Л. Субботин.

ЛОМБРОЗО (Lombroso) Чезаре (6.11.1835, Верона,— 9.10.1909, Турин), итал. врач-психиатр и антрополог. В области криминологии обратился к изучению лич­ности преступника, исходя из предположения о нали­чии у него специфич. анатомо-физиологич. признаков, предопределяющих совершение преступления. На ос­нове антропологич. измерения осуждённых пришёл к выводу о существовании «прирождённого преступ­ника», обладающего особыми физич. чертами (сплющен­ный нос, редкая борода, низкий лоб, большие челюсти, высокие скулы и т. д.). Предложенная Л. таблица признаков прирождённого преступника, по его мне­нию, характеризует «атавистич.» черты личности, к-рая от рождения наделена преступными наклонностями. Концепция Л. игнорирует социальную обусловлен­ность преступности, историч. изменчивость и относи­тельность самого понятия преступления. Первые же проверки таблиц Л. опровергли его данные и показа­ли, что идея о существовании прирождённого преступ­ника ошибочна. Однако влияние идей Л. прослежи­вается в совр. бурж. криминологии.

• L'uomo delinquente, v. l—3, Torino, 1896—975; в рус. пер.— Любовь у помешанных, О., 1889; Новейшие успехи науки о преступнике, СПБ, 1892; Гениальность и помешательство, СПБ, 18953.

* Решетников Ф. М., Совр. амер. криминология, Μ., 1965; его же, Уголовное право бурж. стран, в. 1, М., 1965; Кузнецова Н. Ф., Совр. бурж. криминология, М., 1974; Мельникова Э. Б., Решетников Ф. М., Совр. франц. криминология, М., 1972.

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич [8(19).И.1711, дер. Денисовна Архангельской губ.,— 4(15).4.1765, Петер­бург], рус. учёный-энциклопедист и мыслитель, поэт. Филос. значение трудов Л. изучено в основном сов. исследователями. Он признан основоположником мате-риалистич. традиции рус. философии. В целом филос.

позиция Л. тяготела к механистич. материализму и деизму. «Материя, — писал он,— есть то, из чего со­стоит тело и от чего зависит его сущность» (ПСС, т. 1, 1950, с. 173), доказывая, что материя лежите основе един­ства тел. У Л. возникала мысль об отсутствии первотолч­ка, но она осталась неразвитой, и богу у Л. всё же приписывалась роль «архитектора мира» и перводви-гателя. Теоретико-познават. представлениям Л. свойст­вен синтез эмпирико-сенсуалистич. и рационалистич. принципов, уберегающий от крайностей априоризма и феноменализма. Осн. элементами науч. познания он считал эксперимент, математику и теорию: «Мыслен­ные рассуждения произведены бывают из надежных и много раз повторенных опытов» (там же, с. 424). Л. признавал значит. роль также и гипотез в поиске «важ­ных истин».

Л. развивал идеи науки нового времени о едином универсуме с естеств. закономерностями, доступными познанию, разрабатывал «корпускулярную философию» в качестве исходной концепции для объяснения физич. и химич. явлений. В основе природных явлений, по Л., лежит закономерное движение протяжённых, непро­ницаемых, обладающих формой частиц материи (эле­ментов и корпускул), подчинённое всеобщему естеств. закону сохранения вещества и движения (см. там же, т. 3, 1952, с. 383). Руководствуясь этим законом, Л. провёл эксперименты, к-рые способствовали доказа­тельству сохранения массы при химич. превращениях. Л. не разделял ньютоновской трактовки пространства, был сторонником принципа близкодействия. В трудах кон. 50-х — нач. 60-х гг. «Слово о рождении металлов от трясения Земли», «О слоях земных» большое значение приобрели идеи изменения поверхности Земли, нежи­вой и живой природы и высказано убеждение, что мн. явления природы следует рассматривать в их историч. эволюции и причинной обусловленности, не ограничи­ваясь традиц. и ненауч. представлением о том, что «бог так сотворил» (см. там же, т. 5, 1954, с. 574—75).

В понимании обществ. явлений Л. оставался на иде-алистич. позициях, связывая прогресс исключительно с развитием образования, просвещения и ремёсел. Ему принадлежат проекты экономич. развития страны и обществ. преобразований, разработанные в духе идео­логии Просвещения, а историч. концепция посвящена возникновению независимого и влият. др.-рус. гос-ва. Основная тема филос. поэзии Л. — Вселенная, при­рода и человек. По инициативе Л. (1755) был создан Моск. ун-т, ставший новым центром рус. науки и куль­туры. Л. был академиком Петерб. АН, чл. Академии художеств, почётным чл. Шведской АН и Болонской АН. Оказал значит. влияние на развитие рус. и миро­вой науки и культуры.

* ПСС, т. 1—10, М.—Л., 1950—59; Избр. филос. произв., [М], 1950; Избр. произв., М.—Л., 1965. * П л е χ а н о в Г. В., Соч., т. 21, М.— Л., 1925, с. 137—60; Васецкий Г. С., И о в ч у к М. Т., Очерки по истории рус. материализма 18 и 19 вв., [М.,], 1942; Меншуткин Б. Н., Жизнеописание М. В. Л., М.— Л., 1947'; Азаренко Е. К., Мировоззрение М. В. Л., Минск, 1959; Вавилов С. И., М. В. Л., М., 1961; Кузнецов Б. Г., Творч. путь Л., М., 19612; В а с е ц к и й Г. С., Мировоззрение М. В. Л., М., 1961; История философии в СССР, т. 1, М., 1968, гл. 12, с. 318—51; Галактионов A.A., Никандров П. Ф., Рус. философия 11—19 вв., Л., 1970, гл. 7, с. 89—103; Павло­ва Г. Е., Федоров А. С., М. В. Л., М., 1980; Grass­hoff H., M.Lomonossow. Der Begründer der neueren rus­sischen Literatur, Halle, 1962; Langevin L., Lomonossov. 1711—1765. Sa vie, son oeuvre, P., 1967; Mikhail Vasilevich Lomonossov on the corpuscular theory, Camb., 1970; Schütz W., Michail W. Lomonossow, Lpz., 19762.

ЛОПАТИН Лев Михайлович (1.6.1855, Москва,— 21.3.1920, там же), рус. философ-идеалист и психолог. Редактор журн. «Вопросы философии и психологии» (е 1894), пред. Моск. психологич. об-ва (с 1899). Вслед за Вл. Соловьёвым выступил с критикой материализ­ма, позитивизма и абстрактного рационализма (типа

ЛОПАТИН 325

систем Спинозы и Гегеля) как односторонних т. зр., к-рым противопоставлял развиваемый им т. н. конк­ретный спиритуализм — своеобразную модификацию христ. платонизма и лейбницевской монадологии. Согласно Л., мир — совокупность взаимосвязанных деят. существ (монад, сотворённых центров бытия), внутр. духовная сторона к-рых определяет их внеш., материальные проявления. Считая, что философия, ста­вящая задачей рациональное исследование всеобщих начал, неизбежно должна прийти к теизму, Л. разгра­ничивает при этом области знания и веры, филосо­фии и религии: действительность, понятая как творч. деятельность духовных субстанций, помимо свойств, постигаемых опытно и рационально, содержит и сверх­рациональные свойства — предмет веры. В отличие от Вл. Соловьёва и др., усматривавших в вере высшую форму постижения истины, Л. понимает под верой «тёмную творч. силу», бессознат. предчувствие истины: то, что мистика угадывает, философия доказывает ра­ционально. Основу нравств. поведения составляет свободная воля, подчиняющаяся закону творч. причин­ности. В психологии Л. — сторонник метода самонаб­людения (интроспекции); единство психич. функций объяснял наличием души как сверхвременной субстан­ции (монады).

• Психология, М., [1902]; Фипос. характеристики и речи, М., 1911; Положит. задачи философии, ч. 1—2, М., 19112;Лекции по истории новой философии, ч. 1, М., 1914.

* Огнев А. И., Л. М. Л., П., 1922; История философии в СССР, т. 4, М., 1971.

ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич [24. 11 (6.12). 1870, Кресловка, ок. Витебска,— 24.1.1965, Сен-Женевьев-де-Буа], рус. философ-идеалист, представитель ин­туитивизма и персонализма. В 1922 выслан за гра­ницу. До 1945 жил в Чехословакии. Проф. философии в Рус. духовной академии в Нью-Йорке (1947—50). Гл. задача философии, по Л.,— построить «теорию о мире как едином целом» на основе прежде всего религ. опыта. Центр. элемент мира — мистически понимае­мая личность как сверхвременной субъект творчества. Познание начинается тогда, когда на объект направ­ляется серия «интенциональных» (целевых) актов — осознание, внимание и т. д.; в зависимости от харак­тера объекта он познаётся посредством различных видов интуиции: интеллектуальной, чувственной или мистической. Осн. черты рус. философии, по Л., — её этич. характер, «религ. реалистичность», «синте­тичность». Л. принижает роль мыслителей-материа­листов в развитии рус. философии («История русской философии», 1951).

• Осн. учения психологии с т. зр. волюнтаризма, СПБ, 1903; Мир как органическое целое, М., 1917; Осн. вопросы гносеоло­гии. Сб. ст., П., 1919; Интуитивная философия Бергсона, П., 19223; Обоснование интуитивизма, Берлин, 19248; Свобода воли, Париж, 1927; Типы мировоззрений, Париж, 1931; Условия абс. добра (основы этики), Париж, 1931; Чувственная, интеллек­туальная и мистич. интуиция, Париж, 1938; Достоевский и его христ. миропонимание, Нью-Йорк, 1953; Personalistischer Idealismus, «Kant-Studien», 1959—60, Bd 51, H. 4.

• Чуева И. П., Критика идей интуитивизма в России, М.—Л., 1963; История философии в СССР, т. 4, М., 1971.

ЛОТЦЕ (Lotze) Рудольф Герман (21.5.1817, Бауцен, — 1.7.1881, Берлин), нем. философ, врач, естествоиспы­татель. В «Мед. психологии...» («Medizinische Psycho­logie...», 1852) и др. спец. трудах по медицине и физио­логии отстаивал нек-рые положения механистич. мате­риализма, критиковал витализм. В филос. работах «Микрокосм» (Bd 1—3, 1856—64, рус. пер., ч. 1—3, 1866—67), «Система философии» («System der Philo­sophie», ΤΙ 1—2, 1874—79) и др. развивал идеи объ­ективного идеализма, близкие к учению о монадах Лейбница. В теории познания и логике Л. ввёл телео­логия, понятие «значимости» как специфич. характе­ристику мыслит, содержания; аналогично этому в эти­ке и эстетике Л. ввёл понятие «ценности».

ЛОССКИЙ

• Geschichte der Ästhetik in Deutschland, Munch., 1868; в рус. пер.— Основания практич. философии, СПБ, 1882; Основания психологии, СПБ, 1884.

• Миртов Д. П., Учение Л. о духе человеческом и духе абсолютном, СПБ, 1914; Wentscher M., Lotze, Hdlb., 1913; Thomas E., Lotze's theory of reality, L., 1921.

ЛУКАСЕВИЧ (Lukasiewicz) Ян (21.12.1878, Львов, — 13.11.1956, Дублин), польск. логик. Зачинатель ис­следований по математич. логике в Польше, один из лидеров львовско-варшавской школы. Л. принадлежат основополагающие работы в области многозначной ло­гики, а также ряд исследований по построению и аксиоматизации систем пропозициональной логики, модальной логики, разработке оригинальной логи­ческой (бесскобочной) символики. Ряд трудов Л. по­свящён истории логики (логические идеи ранних сто­иков, силлогистика Аристотеля, которую Л. предста­вил в виде формализов. системы). Результаты логич. исследований Л. использовал для обоснования рацио-налистич. позиции в противовес иррационализму в нау­ке и философии. Филос. взгляды Л. не получили систе-матич. выражения. В них сочетаются элементы рацио­нализма и феноменализма (в нек-рых моментах близ­кие логич. эмпиризму) с элементами католицизма, признанием границ компетентности разума, за к-рыми, по Л., находится область религ. чувства и веры.

• Z zagadnien logiki i filozofii. Pisma wybrane, Warsz., 1961; Selected works, Amst., 1970; в рус. пер.— Аристотелевская сил­логистика с т. зр. совр. формальной логики, М., 1959.

• Берников Μ. Η., Методологич. анализ кризиса филос. идеализма. (На материалах польск. философии кон. 19 — 1-й трети 20 вв.), К., 1978; В о r k o W s k i L., S I u p e с k i J., The logical works of J. bukasiewicz, «Studia Logica», 1958, t. 8.

ЛУКАЧ (Lukacs) Дьёрдь (13.4.1885, Будапешт, — 4.6.1971, там же), венг. философ и лит. критик, чл. Венг. АН. В юности был близок к Зиммелю и М. Вебе-ру, однако в формировании его мировоззрения боль­шую роль играла классич. нем. философия. Наиболее значит. труды раннего периода: «Душа и формы» («Le-lek es i'ormak», 1910), «История развития совр. драмы» («A modern dräma iejlöddesenek törtenete», 1912), «Тео­рия романа» («Die Theorie des Romans», 1920). В годы 1-й мировой войны созрел его протест против бурж. культуры и сочувствие рабочему классу. Л. порвал с кружком М. Вебера и занял интернационалистскую позицию. Громадное влияние оказала на него Οκτ. революция 1917 в России. В 1918 Л. вступил в Комму-нистич. партию Венгрии, в 1919 — нарком культуры Венг. сов. республики. После разгрома Республики (1919) работал в эмиграции в Вене, принимал активное участие в подпольной деятельности Коммунистич. пар­тии в Венгрии. Его политич. взгляды нач. 20-х гг. не­сут на себе отпечаток левого сектантства. Критику этих взглядов В. И. Лениным (см. ПСС, т. 41, с. 135— 136) он вскоре признал. Позднее Л. признал и недо­статки своей филос. книги «История и классовое соз­нание» («Geschichte und Klassenbewusstsein», 1923). Воззрения Л. в дальнейшем были не всегда последова­тельными, порою он допускал серьёзные политич. ошиб­ки. Решающее значение для формирования филос. взглядов Л. имела его деятельность в Москве (1930—

1945). Здесь он занимался исследованием эстетич. на­следия Маркса и Энгельса, разработкой теории классич. реализма, выступал против вульгарной социологии и модернизма. К этому периоду относятся его зрелые труды, собранные в сб. «Лит. теории XIX века и марк­сизм» (рус. пер. 1937) и «К истории реализма» (рус. пер. 1939), а также «Историч. роман» («A törtonelmi regeny», 1947), «Гете и его эпоха» («Goethe es kora»,

1946), «Молодой Гегель» («Der junge Hegel», 1948) и др. В 1945 Л. вернулся в Венгрию, где принял участие в создании новой венг. культуры. Его выступления против совр. бурж. философии имели междунар. зна­чение («Разрушение разума» — «Die Zerstörung der Vernunft», 1954). В 50-х гг. Л. работал над систематич. изложением марксистской эстетики. Его работа («Спе­цифика эстетического» — «Az esztetikum sajatossaga»,

köt. l—2, 1965, 19752) содержит анализ принципов реализма в иск-ве с т. зр. ленинской теории отражения. Последняя работа Л. («К онтологии обществ. бытия» — «Zur Ontologie des Gesellschaftlichen Seins», 1973) из­дана посмертно.

• Lenin. Studie über den Zusammenhang seiner Gedanken, [B.— W.], 1924; Existentialisme ou marxisme, P., 1948; Adalekok az esztetika törtenetehez, Bdpst, 1953; Nemet realistäk, Bdpst, 1955; Beiträge zur Geschichte der Ästhetik, B., 1956; Schicksalswende. Beiträge zu einer neuen deutschen Ideologie, B., 1956"; A különösseg mint esztetikal kategoria, Bdpst, 1957; Wider den missverstande­nen Realismus, Hamb., 1958; Schriften zur Literatursoziologie. Ausgewählt und eingeleitet von P. Ludz, B., 1961; Utam marxuoz, köt. 1—2, Bdpst, 1971; в рус. пер.— Материализация и пролет. сознание, «ВестЕшк Социалистич. Академии», 1923, кн. 4—6; Борь­ба гуманизма и варварства, Таш., 1943; Георг Бюхнер — истин­ный и фальсифицированный на фашистский лад, в кн.; Анти­фашизм — наш стиль, М., 1971.

• X е в е ш π Μ. Α., Из истории критики филос. догм II Интер­национала, М., 1977.

ЛУКАЧ (Lukäcs) Йожеф (р. 16.12.1922, Будапешт), венг. философ, чл.-корр. Венг. АН (1976). Чл. ВСРП с 1945. Директор Ин-та философии Венг. АН (с 1977); с 1960 ответств., затем гл. редактор журн. «Vilägosaag» («Свет»). Осн. работы в области историч. материализ­ма, теории религии и атеизма.

• Igent mondani az emberre, Bdpst, 1973; Az öt vilagvallas, Bdpst, 1975; Iste.nek utjai. A neresztinyseg elözmenyeinek tipo-logiajähoz, Bdpst, 19793; Törtenelem, filozofia, valläsossäg (Tanul-mänyok), Bdpst, 1979; в рус. пер.— Проблемы марксистской критики религии в Венгрии, в сб.: Вопросы науч. атеизма, в. 21, Μ., 1977; Великий Октябрь и нек-рые вопросы марксистско-ленин­ской философии, в кн.: Великий Октябрь и марксистско-ленин­ская философия, София, 1979; О методологич. проблемах обще­ственных наук, «ВФ», 1981, № 1.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)