АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Argumentum primarium (palmarium)

Читайте также:
  1. De profundis (clamavi ad te Domine)
  2. Аби розжалобити аудиторію й домогтися від неї прийняття положень оратора. Найчастіше
  3. АБСТРАКЦИЯ АКТУАЛЬНОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ, 8 страница
  4. Б. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ОТКЛОНЕНИЯ ВОЗРАЖЕНИЙ
  5. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
  6. Задоволенням відмітив, що новий плакат довів свою ефективність у розкритті сердець і
  7. ИНОСТРАННЫЕ ТЕРМИНЫ И ВЫРАЖЕНИЯ
  8. Критика тези - це вид критики, який спрямований на обґрунтування оратором
  9. Обґрунтування тези. З іншого боку, оратору не слід прагнути й до якомога більшої кількості
  10. Повинні погодитися з наслідками, які _______випливають з такого спільного рішення.
  11. Практические задания
  12. Принцип ответственности 28 страница

(лат.) — решающее (приносящее по­беду) доказательство.

Ars conjecturalis (лат.) — искусство толкования.

Ars magna (лат.) — великое искус­ство. Название логич. труда Луллия.

Artes liberales (лат.) — свободные искусства. Позднеантич. и ср.-век. название семи светских наук. См. Trivlum и Quadrivium.

Aseitas (лат.) — от-себя-(бытие). Бог как абсолютная самостоятельность; как совершенное благодаря себе. Ср.-век. термин.

Asylum ignorantiae (лат.) — убежи­ще невежества. Понятие, на к-ром останавливаются, чтобы избежать дальнейших размышлений. Αταραξία (ataraxia) (греч.) — невоз­мутимость. Состояние душевного покоя, достигаемое мудрецом (Де­мокрит, Эпикур, скептики).

Auctoritas nasum cereum habet (лат.) — у авторитета — восковой нос (т. е. его можно повернуть куда угодно). Схоластич. афоризм. Aufhebung (нем.) — см. Снятие.

Aurea mediocritas (лат.) — золотая середина (Гораций).???AutOQxeict (autarkeia) (греч.) — автар­кия, самоудовлетворение. Внутренняя самодостаточность, автономность, не­зависимость (Демокрит, киники, стои­ки, Платон, Аристотель).

Automaton spirituale (лат.) — духов­ный механизм (Лейбниц). Αυτός έ'φα (autos epha) (греч.) — сам (учитель) сказал. По преданию, пи­фагорейцы о своём учителе, подчёр­кивая непререкаемость его слов.

В

Begriffsdichtung (нем.) — поэзия по­нятий. Ланге о сущности метафи­зики.

Bellum omnium contra omnes (лат.) — война всех против всех (Гоббс).

Bona fide (лат.) — заслуживающий доверия.

Bon sens (франц.) — здравый смысл.

С

Calculus probabilium (лат.) — исчис­ление вероятностей.

Casus conscientiae (лат.) — вопрос совести.

Causa (лат.) — причина, основание.

Causa activa (лат.) — действующая причина.

Causa corporalis (лат.) — физич. при­чина.

Causa cognoscendi (лат.) — основание познания.

Causa efficiens (лат.) — действующая причина.

Causa esscndi et fiendi (лат.) — осно­вание существования и возникнове­ния.

Causa exemplaris (лат.) — причина парадигматическая; порождающая модель вещи.

Causa finalis (лат.) — целевая (ко­нечная) причина.

Causa formalis (лат.) — формальная причина.

Causa materialis (лат.) — материаль­ная причина.

Causa movens (motiva) (лат.) — дви­жущая причина.

Causa sui (лат.) — причина себя (схо-ластич. термин). По Спинозе, суб­станция — причина самой себя. Causa vera (лат.) — истинная при­чина.

Causae occasionales (лат.) — побу­дит. причины, «случайные» причи­ны, когда одно действие вызывается по поводу (по случаю) другого. См. Окказионализм.

Characteristica universalis (лат.) — универсальное знаковое искусство (Лейбниц).

Χάρισμα (charisma) (греч.) — см. Xаризма.

Circulus in definiendo (лат.) — круг в определении.

Circulus in demonstrando (лат.) — круг в доказательстве.

Circulus in probando (лат.) — круг в обосновании, доказательстве.

Circulus vitiosus (лат.) — порочный круг. Доказательство, предпосылки к-рого уже содержат то, что должно быть доказано.

Cogito ergo sum (лат.) —мыслю, сле­довательно существую. Тезис Де­карта.

Cogitor ergo sum (лат.) — мыслюсь (богом), следовательно существую. Тезис Баадера, противопоставлен­ный тезису Декарта.

Coincidentia oppositorum (лат.) — совпадение противоположностей (ср.-век. философия, Николай Ку-занский).

Common sense (англ.) — здравый смысл.

Complicatio — explicatio (лат.) — свёртывание — развёртывание (Ни­колай Кузанский).

Conatus (лат.) — порыв, стремление. По Гоббсу, ответная реакция тела на воздействие силы.

Concordia discors (лат.) — несоглас­ное согласие. Тождественность в к.-л. смысле мнений спорящих сторон.

Concursus dei (лат.) — соприсутствие бога. Участие бога в деятельности

спасающего душу человека; постоян­ная поддержка богом существова­ния вещей.

Conditio sine qua non (лат.) — необ-ходимое условие.

Consensus (consensus gentium, con­sensus omnium) (лат.) — согласие, общее мнение (согласие народов, сог­ласие всех).

Consummatum (лат.) — доведённое до конца.

Contradictio in adjecto (лат.) — про­тиворечие в определении. Напр., круглый квадрат.

Contrat social (франц.) — см. «Об-щественный договор».

Corpus mysticum (лат.) — мистич. тело. Символич. обозначение христ. церкви как тела Христова. Creatio continue (лат.) — непрерыв­ное творение.

Creatio ex nihilo (лат.) — творение из ничего.

Credo (лат.) — верую. Исповедание, символ веры; убеждения.

Credo, quia absurdum (лат.) — верую, потому что абсурдно. Неточная ци­тата из Тертуллиана; искажение его слов «credibile est quia ineptum» — «вероятно, ибо нелепо».

Credo, ut intelligam (лат.) — верю, чтобы понимать. Принцип Августи­на, повторенный Ансельмом Кен-терберийским.

Cum principia negantenon est dis-putandum (лат.) — с отрицающим принципы не должно спорить; для спора нужна нек-рая общность ис­ходных посылок.

Curriculum vitac (лат.) — жизнен­ный путь; жизнеописание.

D

Δαιμόνων (daimonion) (греч.) — де­мон, божество. Так называл Сок­рат свой «внутр. голос», предосте­регавший его от неправильных по­ступков.

Dasein (нем.) — существование, оп­ределённое бытие, наличное бытие, здесь-бытие.

De facto (лат.) — фактически, на де­ле.

Definitio essentialis (лат.) — сущест­венное определение.

De jure (лат.) — по закону, юриди­чески.

De omnibus dubitandum (лат.) — подвергать всё сомнению. Принцип философии Декарта.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)