АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ 18 страница

Читайте также:
  1. E. Реєстрації змін вологості повітря. 1 страница
  2. E. Реєстрації змін вологості повітря. 10 страница
  3. E. Реєстрації змін вологості повітря. 11 страница
  4. E. Реєстрації змін вологості повітря. 12 страница
  5. E. Реєстрації змін вологості повітря. 13 страница
  6. E. Реєстрації змін вологості повітря. 14 страница
  7. E. Реєстрації змін вологості повітря. 15 страница
  8. E. Реєстрації змін вологості повітря. 16 страница
  9. E. Реєстрації змін вологості повітря. 17 страница
  10. E. Реєстрації змін вологості повітря. 18 страница
  11. E. Реєстрації змін вологості повітря. 19 страница
  12. E. Реєстрації змін вологості повітря. 2 страница

* Geschichte der Reaktion, Abt. 1—2, В., 1852. Плеханов Г. В., Анархизм и социализм, Соч., т. 4, М., 1925; Курчинский Μ. Α., Апостол эгоизма. М. Ш. и его философия анархии, П., 1920; Ойзерман Т. И., Формирование философии марксизма, M., 19742; Ar von H,, Aux sources de l'existentialisrae M. Stirner, P., 1954 (лит.); Emge Κ. Α., Μ. Stirner. Eine geistig nicht bewältige Ten­denz, Mainz, 1964.

ШТРАУС (Strauss) Давид Фридрих (27. 1. 1808, Люд-вигсбург, — 8. 2. 1874, там же), нем. теолог и философ, представитель младогегельянства (см. Гегельянство). В период революции 1848—49 Ш. отстаивал принципы конституц. монархии; после 1866 национал-либерал, монархист, противник социализма. Соч. Ш. «Жизнь Иисуса» (Bd 1—2, 1835—36, рус. пер., кн. 1—2, 1907) было «первым произведением, которое представляло собой некоторый шаг вперёд за пределы ортодоксаль­ного гегельянства» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 538). Не отвергая историч. реальности Иисуса Христа, Ш. подверг критике достоверность евангельских преданий о его жизни и деятельности и якобы совершённых им сверхъестеств. чудесах. Применяя по отношению к Новому завету критерии историч. исследования, Ш. доказывал, что Священное писание является мифологи­ческим, как и вероучения др. религий. На поставлен­ный им в соч. «Христианское вероучение в его историч. развитии и его противоречии совр. науке» («Die christ­liche Glaubenslehre in ihrer geschichtlichen Entwick­lung und im Kampfe mit der modernen Wissenschaft», Bd 1—2, 1840—41) lionpoc: христиане ли мы?— Ш. отвечал отрицательно. В соч. «Старая и новая вера» (1872, рус. пер, 1906) Ш., сближаясь с Фейербахом, вскрыл эмо­циональные корни религ. верований, таящихся в чув­стве человеч. зависимости от природной закономер-

ности. Идеи Ш. положили начало тюбингенской шко­ле протестантской истории религии.

• Gesammelte Schriften, Bd 1—12, Bonn, 1876—78; в рус. пер.— Переписка между Ж. Э. Ренаном и Д. Ш. в кн.: Ла-велэ Э., Совр. Пруссия в политич. и экономич. отношениях, СПБ, 1870; Ульрих фон Гуттен, СПБ, 1896;Чудеса Христа,

СПБ, 1907; Вольтер, СПБ, 1909.

• Э н г е л ь с Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, Маркс К. и Энгельс Ф Соч., т. 21, с. 13—15; Zeller Ed., D.F.Strauss..., Bonn, 1874; Ziegler Th., Strauss, T I 1-2, Strassburg, 1908; Levi A., D.F. Strauss, P., 1910.

ШУНЬЯ (санскр., букв.— пустота), одно из осн. поня­тий философии буддизма махаяны. Впервые появляется в «Праджнапарамита-сутрах» («Сутрах о высшей муд­рости»), но своё полное развитие получает в учении Нагарджуны (школа мадхьямика). Ш. означает психо-логич. состояние ощущения пустоты, равное снятию проблемы «бытие—небытие» («реальность—нереаль­ность»), «субъект—объект» и т. п., что служит гл. признаком наступления состояния «освобождения», или нирваны. Однако при свойственной буддизму нераз­личимости психологического и онтологического Ш. мо­жет означать и саму пустоту, бессущностность, отсут­ствие неизменного постоянного начала и т. п.

• см. к ст. Мадхъямика.

ШУНЬЯВАДА, см. Мадхьямика.

ШУППЕ (Schuppe) Вильгельм (5. 5. 1836, Бриг, ныне Бжег, Польша, — 29. 3. 1913, Бреслау), нем. философ-идеалист, представитель имманентной философии. В качестве конечного, неразложимого элемента (осно­вания философии) признавал опытно устанавливаемое «Я», содержание сознания к-рого, по Ш., есть «дей­ствительность» (познаваемая реальность). Чтобы из­бежать солипсизма, дополнил свою концепцию посту-лированием всеобщего сознания, сообщающего «дей­ствительности» объективный характер. Т. о., субъек-тивно-идеалистич. учение приобрело у Ш. очертания объективно-идеалистического. С резкой критикой Ш. как «реакционера в философии» выступил В. И. Ле­нин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (см. ПСС, т. 18).

• Erkenntnistheoretische Logik, Bonn, 187i; Grundzüge der Ethik und Rechtsphilosophie, Breslau, 188Ί; Grundriß der Er­kenntnistheorie und Logik, B., 1894; в рус. пер.— Солипсизм, «Новые идеи в философии», 1913, сб. 6.

• Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960, с. 124—77; Богомо­лов А. С., Нем. бурж. философия после 1865 г., М., 1969, с. 61—76.

ШЮЦ (Schütz) Альфред (1899, Вена, —1959, Нью-Йорк), австр. философ и социолог-идеалист, последователь Гус­серля, основатель феноменологической социологии, С 1939 в США. В философии Ш. разрабатывал своеоб­разную версию нетрансцендентальной феноменологии, близкую экзистенциалистской трактовке феноменоло­гии. Осн. внимание он уделял созданию филос. фун­дамента социальных наук. Используя описат. фено-менологич. метод и идеи М. Вебера, отчасти Джеймса и Бергсона, Ш. предложил собств. версию понима­ющей социологии, в к-рой проследил процессы станов­ления человеч. представлений о социальном мире от единичных субъективных значений, формирующих­ся в потоке переживаний индивидуального субъекта, до высокогенерализов. конструкций социальных наук, содержащих эти значения в преобразованном, «вторичном», виде. Тем самым Ш. пытался ре­шить поставленную Гуссерлем задачу — восста­новить связь абстрактных науч. категорий с «жизнен­ным миром», миром повседневности, непосредственно­сти знания и деятельности. Однако упустив из виду реальные материальные процессы социальной жизни, Ш. пошёл по пути онтологизации конституированных значений и создания нового варианта социальной онтологии в традиции антинатуралистич. «наук о духе».

ШЮЦ 785

Ш. исследовал также структуры мотивов социального

действия, формы и методы обыденного познания, струк­туру человеч. общения, социального восприятия, рациональности и др., а также проблемы теории и ме­тодологии социального познания. Идеи Ш. оказали влияние на развитие буржуазной мысли.

• Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt, W., I9602; Collected papers, v. 1—3, The Hague, 1962—66; Reflections on the problem of relevance, New Haven, 1970; A. Schütz on phenomenology and social relations, ed. by H. R. Wagner, Chi., 1970; The structures of the life-world, Evanston (111.), 1973 (совм. с Т. Luckmann).

• И о н и н Л. Г., Понимающая социология. Историко-критич. анализ, М., 1979; Gorman R. Α., The dual vision, N. Y., 1977; A. Schütz und die Idee des Alltags in den Sozialwis-senachaften, hrsg. v. W. Sprondcl, B. Grathoff, Stuttg., 1979.

ЩЕПАНЬСКИЙ (Szczepanski) Ян (р. 14. 9. 1913, Устронь), польск. социолог, действит. чл. Польск. АН

(1964). Директор Ин-та философии и социологии (1968—75). Президент Междунар. социологич. ассо­циации (1966—70). Гос. пр. ПНР 1-й степени (1974). Осн. труды по истории и теории социологии, социаль­ной структуре польск. общества, социологии высшего образования и др. Руководил (с 1958) изданием «Исследование положения рабочего класса и интелли­генции» («Z badan klasy robotniczej i inteligencii», t. 1-28, 1959-67).

• Inteligencja i spoleczenstwo, Warsz., 1957; SocJoJogia. Roz-woj problematyki i raetod, Warsz., 1961; Soejologiczne zagadnie-nia wyzszego wyksztalczenia, Warsz., 1963; Rzecz o nauczycie-)ach w wychowujqcym spoieczenstwie socjalistycznym, Warsz., 1975; Sprawy ludzkie, Warsz., 1978; Rozwazanja o consumpcii i polityce spoiecznej, Warsz., 1978; в рус. пер.— Элементарные понятия социологии, М., 1969.

 

э

ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. ευδαιμονία — счастье, бла­женство), антич. принцип жизнепонимания, позднее в этике — принцип истолкования и обоснования мо­рали, согласно к-рому счастье (блаженство) явля­ется высшей целью человеч. жизни. Предпосылкой антич. Э. является сократовская идея внутр. свобо­ды, достигаемой благодаря самосознанию личности и её независимости от внеш. мира. Хотя Э. возник одно­временно и в тесной связи с гедонизмом, они в известном смысле противостояли друг другу: счастье есть не просто длительное и гармония. удовольствие (Аристо­тель), а результат преодоления стремления к чувств. наслаждениям путём самоограничения, упражнения, аскезы, отрешение от привязанностей к внеш. миру и его благам и достигаемая при этом свобода от внеш. необходимости и превратностей судьбы; это разумность, тождественная подлинной добродетели. Киники вы­ставляют в качестве жизненного принципа борьбу со страстями, порабощающими человека. Киренаики в сущности развивают те же мотивы: счастье зависит не от внеш. обстоятельств, а от выработки правильного отношения к ним. Стоицизм характеризует внутр. сво­боду человека как радостную покорность судьбе, ибо значение для него имеет только то, что зависит от его отношения к внеш. обстоятельствам, а не от преврат­ностей судьбы.

В новое время этот идеал внутр. свободы развивали мн. философы, в особенности Спиноза, к-рый с исключит. остротой поставил антитезу разумного познания и чувств. страстей и выдвинул чисто интеллек­туальное понимание блаженства («интеллектуальная любовь к богу», amor dei intellectualis).

Франц. материалисты (Гельвеций, Гольбах и др.) придали понятию счастья откровенно гедонистич. ха­рактер; в Э. получили преобладание натуралистич. мотивы, что особенно характерно для англ. утилита­ризма.

ЭВОЛЮЦИЯ (от лат. evolutio — развёртывание), в ши­роком смысле — синоним развития; процессы измене­ния (лреим. необратимого), протекающие в живой и не­живой природе, а также в социальных системах. Э. мо­жет вести к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (прогрессивная Э., про­гресс) или же, наоборот, к понижению этого уровня (ре­гресс); возможна также Э. при сохранении общего уров­ня или высоты организации (Э. геологич. систем, язы­ков). Термин «Э.» чаще всего применяется для обозна­чения многоаспектного развития биологич. объектов,

ЩЕПАНЬСКИЙ

регулируемого естеств. отбором. В применении к со­циальным системам Э. рассматривается как аспект ис­тории, связанный с выделением тех или иных целост­ных социальных комплексов (Э. обществ. институтов, идеологии, культуры и т. д. как часть общей истории). В узком смысле в понятие Э. включают лишь постепен­ные количеств. изменения, противопоставляя его раз­витию как качеств. сдвигу, т. е. революции. В реаль­ных процессах развития революция и Э. (в узком смыс­ле «плавного накопления изменений») служат в равной мере необходимыми компонентами и образуют про­тиворечивое единство: «... жизнь и развитие в природе включают в себя и медленную эволюцию, и быстрые скач­ки, перерывы постепенности» (Ленин В. И., ПСС, т. 20, с. 66).

• Льюис Д ж., Человек и Э., пер. с англ., М., 1964; Осипов Г. В., Совр. эволюционизм и проблема социаль­ного прогресса, М., 1970; Смирнов И. Н., Э. живой природы как диалектич. процесс, М., 1975; Седов Ε. Α., Э. и информация, М., 1976; антомонов Ю. Г., Размыш­ления об Э. материи, М., 1976,

ЭВРИСТИКА (от греч. ευρίσκω—отыскиваю, открываю),

1) спец. методы решения задач (эвристич. методы), к-рые обычно противопоставляются формальным методам ре­шения, опирающимся на точные математич. модели. Ис­пользование эвристич. методов (эвристик) сокращает время решения задачи по сравнению с методом полного ненаправленного перебора возможных альтернатив; по­лучаемые решения не являются, как правило, наилуч­шими, а относятся лишь к множеству допустимых реше­ний; применение эвристич. методов не всегда обеспечи­вает достижение поставленной цели. Иногда в психоло-гич. и кибернетич. лит-ре эвристич, методы понимают­ся как любые методы, направленные на сокращение пе­ребора, или как индуктивные методы решения задач.

2) Организация процесса продуктивного творч. мышле­ния (эвристич. деятельность). В этом смысле Э, понима­ется как совокупность присущих человеку механизмов, с помощью к-рых порождаются процедуры, направлен­ные на решение творч. задач (напр., механизмы установ­ления ситуативных отношений в проблемной ситуации, отсечения неперспективных ветвей в дереве вариантов, формирования опровержений с помощью контрпримеров и т. п.). 3) Наука, изучающая эвристич. деятельность; спец. раздел науки о мышлении. Её осн. объект — творч. деятельность; важнейшие проблемы — задачи, свя­занные с моделями принятия решений (в условиях не­стандартных проблемных ситуаций), поиска нового для субъекта или общества структурирования описаний внеш. мира (на основе классификаций типа периодич. системы или систематики К. Линнея). Э. как наука раз­вивается на стыке психологии, теории «искусств,

интеллекта», структурной лингвистики, теории инфор­мации. 5) Спец. метод обучения (сократич. беседы) или коллективного решения проблем. Эвристич. обучение, исторически восходящее к Сократу, состоит в задании обучающимся серии наводящих вопросов и примеров. Коллективный метод решения трудных проблем (полу­чивший назв. «мозговой штурм») основан на том, что участники коллектива задают автору идеи решения, на­водящие вопросы, примеры, контрпримеры.

• Π о л и а Д., Математика и правдоподобные рассуждения, пер. с англ., т. 1—2, М., 19752; Поспелов Д, А., II у ш-кин В. Н., Мышление и автоматы, М., 1972; Π у ш-к и н В. Н., Э.— наука о творч. мышлении, М., 1967; Управле­ние, информация, интеллект. [Сб. ст.}, М., 1976. ЭГОИЗМ (от. лат. ego — я), принцип жизненной ориен­тации, основывающийся на мотивах себялюбия и свое­корыстия, забота о своём «Я» и его интересах даже це­ной блага других. Э. противоположен альтруизму. В переносном смысле говорят о групповом (классовом, нац.) Э. В случаях, когда Э. выдвигается в качестве мо­рального принципа, он может быть связан с эвдемониз­мом и гедонизмом (напр., в античности у нек-рых софи­стов, у киников, представителей киренской школы и др.).

Принцип Э. был признан в качестве универсального мерила человеч. (предпринимательской) активности в эпоху развития товарно-капиталистич. произ-ва, что нашло своё отражение в общественной мысли эпохи Просвещения (Гоббс, Мандевиль, А. Смит, Д. Рикар-до, Гельвеции, Гольбах, Бентам и этика утилитариз­ма). Сам термин «Э.» возник в 18 в. С теорией «разум­ного Э.» выступили французские материалисты 18 в., счи­тавшие, что основой добродетели является правильно понятый собств. интерес, или «разумное себялюбие» (Гольбах). Кант оценивал изначально заключённое в чувств. природе человека себялюбие как «радикально злое»; он различал логич., эстетич., метафизич. и мо­ральный Э., причём «моральным эгоистом», по Канту, является тот, кто сосредоточивает все цели на самом се­бе, кто не видит никакой пользы ни в чём, кроме того, что ему выгодно. Шопенгауэр утверждал, что Э. явля­ется осн. реальной пружиной поведения как животного, так и человека; крайний Э. проповедовал Штирнер. В этич. концепции Чернышевского развивается новый вариант «разумного Э.» как свободного подчинения личной выгоды общему делу, от успеха которого вы­игрывает в конечном счёте и личный интерес индивида.

Марксизм отвергает взгляд на человека как абстракт­ное, внеисторич. существо, наделённое изначальной эгоистич. «природой», и связывает преодоление Э. с устранением частной собственности, социального не­равенства и построением коммунистич. общества.

• Маркс К., Тетради по истории эпикурейской филосо­фии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 40, с. 21—140; Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеологич. там же, т. 3, с 234—50; Петров Э. Ф., Э. Филос.-этич. очерк, М., 1969.

ЭГОЦЕНТРИЗМ (от лат. ego — я и centrum — средо­точие, центр), отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своём индивидуальном «Я»; крайняя форма эгоизма. В философии эгоцентрич. по­зиция ведёт к солипсизму, в этике — к индивидуализ­му. В генетич. психологии Пиаже понятие Э. опреде­ляет особую стадию развития ребёнка (от 3 до 6 лет), его мышления и речи; употребляется также в психо­патологии, ряде направлений глубинной психологии (А. Адлер и др.) и т. п.

ЭЙДЕТИЗМ (от греч. είδος — вид, образ), особый картинный характер памяти, преим. на зрит. впечатле­ния, позволяющий удерживать и воспроизводить чрез­вычайно живой образ воспринятого ранее предмета, по своей наглядности и детальности почти не уступающий образу восприятия. В той или иной форме и степени присущ каждому человеку, особенно в детском или под­ростковом возрасте, однако в своих ярких формах встречается довольно редко.

• Выготский Л. С., Эйдетика, в сб.: Осн. течения совр. психологии, М.— Л., 1930 (сокр. изд. в кн.: Хрестоматия по ощущению и восприятию, М., 1975); Л у ρ и я А. Р., Ма­ленькая книжка о большой памяти, М., 1968.

ЭЙДОС (греч. είδος, лат. forma, species, этимологиче­ски тождественно рус. «вид»), термин др.-греч. филосо-фии. В дофилос. словоупотреблении (начиная с Гоме­ра) и по большей части у досократиков (внешний) «вид», «образ», однако уже в 5 в. до н. э. (у Геродота 1,94 и Фу-кидида 2,50) засвидетельствовано значение, близкое к «виду» как классификационной единице. У Демокри­та (В 167 = № 288 Лу.) — одно из обозначений «атома» [собственно «(геометрич.) форма», «фигура»]. У Плато­на (наряду с дофилос. значениями) — синоним термина «идея» (ιδέα), трансцендентная умопостигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей, к-рые к ней причастны (μέ ξις), объект достоверного науч. знания. Полемика Аристотеля против «отделимости» эйдосов-идей приводит к новому значению «(имманент­ной) формы», неотделимой от материального субстрата (см. Форма и материя, Гилеморфизм);в логике и био­логии Аристотеля Э.— «вид» (species) как классифика­ционная единица, подчинённая «роду» (γένος). В сред­нем платонизме осуществляется синтез: платоеич. эй-досы-идеи становятся «мыслями бога», аристотелич. эйдосы-формы — имманентными умопостигаемыми сущ­ностями 2-го порядка, отражением идеи в материи (Аль­бин). Плотин сохраняет это различение, соотнося его со своей иерархией ипостасей: идеи помещаются в уме (ну-се), имманентные формы (к-рые Плотин вслед за стои­ками называет также логосами] — в душе (псюхе).

В феноменологии Гуссерля Э.— чистая сущность, объект интеллектуальной интуиции.

• EIse G. P., The terminology of the ideas, «Harvard Studies in Classical Philology», 1936, v. 47, p. 17—55; Brommег Р., Είδος et ίοεα. Etude semantique et chronologique des oeuvres de Platon, Assen, 1940; С lasse n C. J., Sprachliche Deu­tung als Triebkraft platonischen und sokratischen Philosophierens, Münch., 1959; San do z С L, Les noms srera de la forme, [Bern, 1972], (о терминах iδέα, είδος,μορφη, σχημα, ρυ μός); см. также лит. к ст. Форма и материя.

ЭЙНШТЕЙН (Einstein) Альберт (14.3.1879, Ульм, Гер­мания,— 18.4.1955, Принстон, США), один из основопо­ложников совр. физики. В 1900 окончил политехникум в Цюрихе. В 1902—09 работал в патентном бюро в Бер­не. В дальнейшем вёл педагогич. и науч. работу в Берн­ском, Женевском, Пражском и Берлинском ун-тах. Пос­ле прихода в Гер.мании к власти нацистов эмигрировал в США.

Э. был создателем спец. и общей теории относитель­ности, квантовой теории света. Теоретич. исследования Э. в различных областях физики имели огромное фило-софско-методологич. значение. Его идеи послужили ос­новой для выработки новой, материалистич. картины мира, исходящей из органич. связи пространства и вре­мени с материей и её движением.

Э. стоял на позициях естеств.-науч. материализма. По собств. признанию, определ. влияние на его филос. мировоззрение оказали Кант, Юм, Мах. Знакомство с работами Юма стимулировало у Э. критич. отношение к ньютоновской механике. Принцип наблюдаемости по­служил Э. основой для критики ньютоновской концеп­ции ненаблюдаемого абс. пространства и разработки операционального определения одновременности.

Наиболее характерная особенность мировоззрения Э.— рационализм. Как гносеологич. концепция рацио­нализм у Э. связан с утверждением автономии логико-теоретич. знания по отношению к эмпирическому (в смысле признания невозможности индуктивного выве­дения первого из второго). Эту форму рационализма Э. связывал с философией Канта, хотя сама по себе она глубоко отлична от кантовского априоризма. Концеп­ция онтологич. рационализма, развиваемая Э.,— уче­ние о рациональной структуре и гармонии мира. При­рода, согласно Э., представляет собой строго детермини­рованную систему, исключающую элементы неопреде­лённости и случайности. Исходя из подобного представ-

ЭЙНШТЕЙН 787

ления, восходящего к Спинозе, Э. полагал, что вероят­ностные законы квантовой механики свидетельствуют о её неполноте. Рационализм Э. нашёл выражение в его взглядах на идеал физич. теории, к-рый он мыслил как единую теорию геометризованного поля.

Э. занимал прогрессивные обществ.-иолитич. пози­ции, активно выступал против нацизма, за мир и друж­бу между народами.

* Собр. аауч. трудов, т. 1—4, М., 1965—67 (лит.). Кузнецов Б. Г., Э., М., 19795; Э. и филос. проблемы физики 20 в. Сб. ст., М., 1979.

ЭЙХГОРН, Эйххорн (Eichhorn) Вольфганг (р. 23.2. 1930), нем. философ-марксист (ГДР), действит. чл. АН ГДР (1973). Чл. СЕПГ с 1947. Пред. Проблемного сове­та но историч. материализму (с 1977). Область науч. де­ятельности: общие проблемы диалектич. и историч. ма­териализма, мировоззренч, и методологич. вопросы со­циального познания и социального прогнозирования. Один из авторов и издателей «Словаря марксистско-ле­нинской социологии» («Wörterbuch der marxistisch-le­ninistischen Soziologie», 1969), опубликованного марк­систским изд-вом в ФРГ.

• Über die Widerspräche beim Aufbau des Sozialismus, B., 1959; Von der Entwicklung des sozialistischen Menschen, B., 1964; Wie ist Ethik als Wissenschaft möglich?. B., 1965; Dialek­tischer und historischer Materialismus — ein Bestandteil des Marxismus-Leninismus, B., 1976; в рус. пер.— Философия и прогностика, М., 1971 (соавтор); Диалектика производит. сил и производств, отношений, М., 1977 (соавтор).

ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ (от позднелат. aequivalens — равноценный, равнозначный), отношение типа равенст­ва, общее назв. для рефлексивных, симметричных и транзитивных отношений, таких, напр., как равночис-ленность, подобие, изоморфизм (см. Изоморфизм и гомо­морфизм) и т. п. Отношения типа Э. играют важную роль в формировании абстрактных понятий и в образо­вании предметных областей науч. теорий. Подробнее см. Абстракции принцип, Тождество, Универсум. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ [от позднелат. ex(s)istentia — существование], или философия существо­вания, иррационалистич. направление совр. бурж. философии, возникшее накануне 1-й мировой воины в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Сартр, Марсель, высту­пивший с идеями Э. ещё во время 1-й мировой войны, Мерло-Понти, Камю, С. де Бовуар). В 40—50-х гг. Э. получил распространение в др. европ. странах, в 60-х гг. также и в США. Представители этого направления в Италии — Аббаньяно, Э. Пачи; в Испании к нему был близок Ортега-и-Гасет; в США идеи Э. популяризиро­вали У» Лоури, У. Баррет, Дж. Оди. К Э. близки ре-лиг.-филос. направления: франц. персонализм (Мунье, Недонсель, Лакруа) и нем. диалектич. теология (Барт, Тиллих, Бультман). Э. как филос. направление носит неоднородный характер. Различают Э. религиозный (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер) и атеисти­ческий (Сартр, Камю, Мерло-Понти, Хайдеггер). Одна­ко определение «атеистический» по отношению к Э. не­сколько условно, т. к. признание того, что бог умер, сопровождается (в частности, у Хайдеггера и Камю) утверждением невозможности и абсурдности жизни без бога. Своими предшественниками экзистенциалисты считают Паскаля, Кьеркегора, Унамуно, Достоевско­го и Ницше. На Э. оказали влияние философия жизни и феноменология Гуссерля.

Расходясь с традицией рационалистич. философии и науки, трактующей опосредование как осн. принцип мышления, Э. стремится постигнуть бытие как некую непосредств. нерасчленённую целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, Э. понимает его как пережи­вание субъектом своего «бытия-в-мире». Бьггие толку­ется как непосредственно данное человеч. существо-

ЭЙХГОРН

вание, как экзистенция (к-рая, согласно Э., непозна-ваема ни научными, ни даже рацииональными филос. средствами). Для описания её структуры мн. предста­вители Э. (Хайдеггер, Сартр, Мерло-Понти) прибега­ют к феноменологич. методу Гуссерля, выделяя в ка­честве структуры сознания его направленность на дру­гое — интенциональность. Экзистенция «открыта», на­правлена на другое, становящееся центром её притяже­ния. По Хайдеггеру и Сартру, экзистенция есть бытие, направленное к ниято и сознающее свою конечность. ' Поэтому у Хайдеггера описание структуры экзистенции сводится к описанию ряда модусов человея. существо­вания: заботы, страха, решимости, совести и др., к-рые определяются через конечность экзистенции и суть раз­личные способы соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания от него. Поэтому именно в «погранич­ной ситуации» (Ясперс), в моменты глубочайших потря­сений человек прозревает экзистенцию как корень свое­го существа.

Определяя экзистенцию через её конечность, Э. тол­кует последнюю как временность, точкой отсчёта к-рой является смерть. В отличие от физич. времени — чис­того количества, бесконечного ряда протекающих мо­ментов, экзистенциональное время качественно, конеч­но и неповторимо; оно выступает как судьба (Хайдег­гер, Ясперс) и неразрывно с тем, что составляет суще­ство экзистенции: рождение, смерть, любовь, отчаяние, раскаяние u т. д. Экзистенциалисты подчёркивают в фе­номене времени определяющее значение будущего и рассматривают его в связи с такими экзистенциалами, как «решимость», «проект», «надежда», отмечая тем са­мым личностно-историч. (а не безлично-космич.) ха­рактер времени и утверждая его связь с человеч. дея­тельностью, исканием, напряжением, ожиданием. Ис­торичность человеч. существования выражается, со­гласно Э., в том, что оно всегда находит себя в определ. ситуации, в к-рую оно «заброшено» и с к-рой вынужде­но считаться. Принадлежность к определ. народу, со­словию, наличие у индивида тех или иных биологич., психологич. и др. качеств. всё это — эмпирич. выраже­ние изначально-ситуационного характера экзистенции, того, что она есть «бытие-в-мире». Временность, историч-ность и «ситуационность» экзистенции — модусы её ко-нечности.

Другим важнейшим определением экзистенции явля- ется трансцендирование, т. с. выход за свои пределы. Трансцендентное и сам акт трансцендирования понима­ются различными представителями Э. неодинаково. С т. зр. религ. Э. трансцендентное — это бог. Согласно Сартру и Камю, трансценденция есть ничто, высту­пающее как глубочайшая тайна экзистенции. Если у Ясперса, Марселя, позднего Хайдеггера, признающих реальность трансцендентного, преобладает момент сим­волический и даже мифопоэтический (у Хайдеггера), поскольку трансцендентное невозможно рационально познать, а можно лишь «намекнуть» на него, то учение Сартра и Камю, ставящих своей задачей раскрыть ил­люзорность трансценденции, носит критич. и даже ни-гилистич. характер.

Э. отвергает как рационалистич. просветительскую традицию, сводящую свободу к познанию необходимо- сти, так и гуманистически-натуралистическую, для к-рой свобода состоит в раскрытии природных задатков человека, раскрепощении его «сущностных» сил. Свобо­да, согласно Э.,— это сама экзистенция, экзистенция и есть свобода. Поскольку же структура экзистенции выражается в «направленности-на», в трансцендирова-нии, то понимание свободы различными представителя­ми Э. определяется их трактовкой трансценденции. Согласно Марселю и Ясперсу, свободу можно обрести лишь в боге. Поскольку, по Сартру, быть свободным значит быть самим собой, постольку «человек обречён быть свободным». Учение Сартра о свободе служит вы­ражением позиции крайнего индивидуализма. Свобода предстаёт в Э, как тяжёлое бремя, к-рое должен нести

человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать «как все», но только ценой отказа от себя как личности. Мир, в к-рый при этом погружается человек, носит у Хайдеггера название «man»: это безличный мир, в к-ром всё анонимно, в к-ром нет субъектов действия, а есть лишь объекты действия, в к-ром все — «другие», и человек даже по отношению к самому себе является «другим»; это мир, в к-ром никто ничего не решает, а потому и не несёт ни за что ответственности. У Бердяе­ва этот мир носит название «мира объективации», при­знаки к-рого — поглощение индивидуального, личного общим, безличным, а также господство необходимо­сти и подавление свободы.

Общение индивидов, осуществляемое в сфере объек­тивации, не является подлинным, оно лишь подчёркива­ет одиночество каждого. Согласно Камю, перед лицом ничто, к-рое делает человеч. жизнь бессмысленной, про­рыв одного индивида к другому, подлинное общение между ними невозможно. И Сартр, и Камю видят фальшь и ханжество во всех формах общения индивидов, освя­щённых традиц. религией и нравственностью: в любви, дружбе и пр. Характерное для Сартра стремление раз­облачения искажённых, превращённых форм сознания («дурной веры») оборачивается требованием принять реальность сознания, разобщённого с другими и с са­мим собой. Единств. способ подлинного общения, к-рый признаёт Камю,— это единение индивидов в бунте про­тив «абсурдного» мира, против конечности, смертности, несовершенства, бессмысленности человеч. бытия. Экс­таз может объединить человека с другим, но это в сущности экстаз разрушения, мятежа, рождённого отчаянием «абсурдного» человека.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)