АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ 275 4 страница

Читайте также:
  1. E. Реєстрації змін вологості повітря. 1 страница
  2. E. Реєстрації змін вологості повітря. 10 страница
  3. E. Реєстрації змін вологості повітря. 11 страница
  4. E. Реєстрації змін вологості повітря. 12 страница
  5. E. Реєстрації змін вологості повітря. 13 страница
  6. E. Реєстрації змін вологості повітря. 14 страница
  7. E. Реєстрації змін вологості повітря. 15 страница
  8. E. Реєстрації змін вологості повітря. 16 страница
  9. E. Реєстрації змін вологості повітря. 17 страница
  10. E. Реєстрації змін вологості повітря. 18 страница
  11. E. Реєстрації змін вологості повітря. 19 страница
  12. E. Реєстрації змін вологості повітря. 2 страница

КРИТИКА 287

ские для теоретич. разума идеи имеют объективное и конститутивное значение лишь в качестве постулатов, или необходимых допущений практич. разума. Они вы­ражают потребность в определении конечной и полной цели воли в умопостигаемом мире. В учении о методе рассматриваются способы воздействия «объективных» законов практич. разума на человеч. душу, их влияние на максимы поведения эмиирич. субъекта.

Рус. пер. «К. п. р.» Н. Смирнова (1879) и H. M. Со­колова (1897, 19082); см. также в кн.: Кант И., Соч., т. 4, ч. 1, 1965.

• С к p и п н и к А. П., Категорич. пмператип И. Канта, М., 1078; Con en H., Kants Begründung der Ethik, B., 19102; Materialien zu Kants «Kritik der praktischen Vernunft», hrsg. v. R. Bittuer, K. Cramer, Fr./M., 1975.

«КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ» («Kritik der Urteilskraft», B.— Libau, 1790), работа Канта, за-вершающая его систему критич. идеализма. В ней дано обоснование единства форм познавательной (чувст­венной) и целеполагающей (нравственной) деятель­ности. Связь их Кант обнаруживает в способности рас­сматривать явления согласно принципу целесообраз­ности. Различая понятия целесообразности в иск-ве и живой природе, он делит свою работу на «Критику эстетич. способности суждения» и «Критику телеоло-гич. способности суждения».

Первая часть соч. посвящена анализу суждений вкуса. Суждения этого типа говорят о форме предмета исходя из состояний субъекта. Прекрасное, по мнению Канта, есть образ идеальной природы субъекта, а воз­вышенное — образ свободы субъекта. В суждениях вку­са он усматривает особую априорную структуру, выра­жением к-рой служит т. н. чувство удовольствия и не­удовольствия. Специфика его состоит в отсутствии прагматич. интереса к предмету, оно возникает из не­преднамеренной игры воображения и имеет субъектив­ный, но вместе с тем общезначимый и автономный ха­рактер. Вкус определяется как способность придавать эстетич. переживанию «всеобщую сообщаемость». Эсте­тич. деятельность трактуется как сфера символич. воплощения нравств. идеала.

Во второй части работы говорится о том, что телеоло-гич. рассмотрение организмов предполагает функцио­нальное объяснение их частей относительно условий существования целого. Оно диктуется не столько свойст­вами объектов, утверждает Кант, сколько способом нашего представления и служит эвристическим прин­ципом описания в тех случаях, где механич. объяснение оказывается недостаточным.

Рус. пер. Н. М. Соколова (1898); см. также в кн.: К а н т И., Соч., т. 5, 1966.

• Bäumler A., Kants Kritik der Urteilskraft; ihre Geschich­te und Systematik, Bd l, Halle, 1923; M e n z e г Р., Kants Ästhetik in ihrer Entwicklung, B., 1952; K u l e u k a m p f f J., Materialien zu Kants «Kritik der Urteilskraft», Fr./M., 1974.

«КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА« («Kritik der reinen Vernunft», Riga, 1781), осн. труд Канта. Во 2-м изд. «К. ч. p.» (Riga, 1787) существенно переработан ряд разделов и введён фрагмент «Опровержение идеализма». Посвящён определению и оценке источников, принципов и границ науч. знания, состоит из предисловий, вве­дения, трансцендентальной эстетики, аналитики и диа­лектики чистого разума, а также учения о его методе. Кант преодолевает односторонности рационализма и эмпиризма в трактовке источников знания, утверждая взаимосвязанность чувств. опыта и рациональных структур в науч. познании. В «Трансцендентальной эсте­тике» говорится о необходимом эмпирич. основании познания — ощущениях, возникающих в результате воздействия объектов на нашу способность восприятия, но в дальнейшем изложении преимуществ. внимание уделяется анализу способов «упорядочения», «связы­вания» эмпирич. данных с помощью априорных и субъ­ективных форм чувств. познания — пространства и

КРИТИКА

времени. Соответственно ощущения, представления и вообще все «феномены», подчинённые субъективным условиям восприятия (пространству и времени), по Канту, не дают подлинного знания об объектах, или «еещах в себе». Последние он объявляет непознаваемы­ми. Априорный характер Кант приписывает всем формам познания. В «Трансцендентальной аналитике» рассматривается рассудок как способность мыслить, синтезировать, обобщать содержание чувств. представ­лений посредством априорных понятий — категорий. В основе способности объединять представления лежит «первоначально-синтетич. единство апперцепции». «Под­ведение» эмпирич. созерцаний под категории осуществ­ляется с помощью способности суждения, или продук­тивной способности воображения. В «Аналитике осно­воположений» рассмотрены общие методологич. прин­ципы и требования науч. познания (принцип каузаль­ности, идея субстанции и др.), к-рые определяют условия и границы «возможного опыта». В «Трансцен­дентальной диалектике» исследуется разум, требую­щий абс. завершённости опыта, и даётся критика его иллюзий и ошибочных заключений (паралогизм, ан­тиномии, идеал), в к-рые он впадает, отрываясь от чувств. основания познания и стремясь к познанию сверхчувственного — души, мира как целого и бога. Кант далёк от однозначно отрицат. оценки заблужде­ний разума и его антиномичности — он видит в этом проявление стремления к неогранич. расширению зна­ния. Идеи разума имеют для естествознания регуля­тивное, направляющее значение. Учение об априор­ных, рацион. структурах и диалектике разума состав­ляет, по Канту, подлинный предмет философии. В «Трансцендентальном учении о методе» определяют­ся методы критич. филос. исследования (дисциплина), его цели, идеал и способы их достижения, рассматри­вается система предметов чистого разума (сущее и долж­ное) и знаний о них (метафизика природы и нравствен­ности), а также его архитектоника. Краткое изло­жение «К. ч. р.» содержится в «Пролегоменах» (1783). Рус. пер. М. Владиславлева (1867), И. М. Соколова (в. 1—2, 1896—97, 19022), Н. Лосского (1907, 19152); см. также в кн.: Кант И., Соч., т. 3, 1964.

• Шульц И., Разъясняющее изложение «К. ч. р.», пер. с нем., М., 11)10; Vaihinger H., Commentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft, Bd 1—2, Stuttg., 1881—82; Smith N. K.; A commentary to Kant's «Critique of pure reason». L., 19302; Heimsoeth H., Transzendentale Dialektik. Ein Kommen­tar zu Kants Kritik der reinen Vernunft, Tl 1—4, B., 1966—71; Martin G., Sachindex zu Kants Kritik der reinen Vernunft, B., 1967; Materialien zu Kants «Kritik der reinen Vernunft», hrsg. v. J. Kopper, R. Malter, Fr./M., 1975.

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, идеалистич. направле­ние в нем., англ. и амер. философии кон. 19 — нач. 20 вв. Понятие К. р. ведёт происхождение от «крити­цизма» Канта. Взгляды нем. К. р. представляют собою «реалистич.» переработку кантианства и часто причис­ляются к неокантианству в широком смысле. Осн. представители — А. Риль, О. Кюльпе, Э. Бехер и др. исходят из того, что «нашему сознанию не дано ничего, что не было бы уже образовано и преобразовано им самим» (R i e h l Α., Der philosophische Kritizismus. Geschichte und System, Bd 2, Lpz., 19253, S. 226). Совр. нем. К. р. представлен в учении А. Венцля, попытав­шегося осуществить «синтез» материалистич. установок совр. физики и идеалистич. философии на основе во­люнтаризма: «Мир есть воля и представление, при­рода — проявление идей» (W e n z l Α., Philosophie der Freiheit, Bd l, Münch., 1947, S. 216). Другая его тенденция — сближение с религией в целях защиты свободы воли.

В Великобритании К. р. (А. Сет, Д. Хикс) был бли­зок к персонализму,сочетая его с воззрениями шотланд­ской школы. В США К. р. как самостоят. школа возник в нач. 20-х гг. 20 в., когда Д. Дрейк, А. Лавджой, Дж. Пратт, А. Роджерс, Сантаяна и Селлерc издали сб. «Очерки критич. реализма» («Essays in critical realism», 1920). В отличие от неореализма, К. р. ут­верждает возможность лишь опосредованного позна­ния (репрезентативней), к-рое трактуется двояк«: или объект познаётся при помощи «данного» как логич. сущности, отличной от объекта и субъекта, но выражаю­щей нек-рые черты первого; или ояосредование осу­ществляется с помощью психич. представлений, отра­жающих и (или) символизирующих материальные предметы. В соответствии с этим представители К. р. разделились на объективных идеалистов (Сантаяна, Дрейк, Ч. О. Стронг) и натуралистов, сближающихся с материализмом (Селлерс, Лавджой). При этом Пратт тяготеет к персонализму, Сантаяна развивает объек-тивно-идеалистич. филос. и социологич. систему, Лавд-жой «примиряет» К. р. с неореализмом, Селлерс при­ходит к взглядам, близким диалектич. материализму. Термин «К. р.» в широком смысле используется в совр. бурж. философии для противопоставления т. н. наивному реализму и связывается с признанием разли­чия между предметом познания и знанием субъекта о нём.

• X и л л Т. И., Еовр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 5; Богомолов А. С.. Бурж. философия США 20 в., М., 1974, гл. 6; Бурж. философия кануна и начала империализ­ма, М., 1977, гл. 9, § 3; R е с k Α., Becent American philosophy, N. Υ., 1964, p. 208—75; W e s s e l K. F., Kritischer Realismus und dialektischer Materialismus, B., 1971; см. также лит. к ста­тьям Реализм, Сантаяна, Селлерс.

КРИШНАМУРТИ Джидду (псевд.— А л с и о н) (р. 25.5.1895 или 1897, Маданаиалли, шт. Мадрас), инд. мыслитель и поэт. В 1909 мальчиком поразил членов Теософского общества (в к-ром служил его отец) спо­собностью непроизвольно впадать в экстаз. Выл воспи­тан под наблюдением руководительницы этого об-ва А. Безант и признан теософами мессией. Однако в 1929 отказался от всякого участия в организованной религ. деятельности, поставив осн. целью «воспитание свобо­ды в поисках истины». Беседы К. частично записаны и изданы; К. также автор двух книг стихотворений и неск. сб-ков эссе. Его мышление — принципиальная импровизация, сознательно избегающая стабильности своих терминов. Отвергая все законченные представле­ния о бытии, все системы, К. требует от своих слушате­лей не запоминания, а соучастия; подлинное понимание истины, по К., прекращает деятельность ума, спасаю­щегося от страха смерти за религ. и филос. символами, и всякую вообще обусловленную «деятельность», усту­пая место причинно не обусловленному «действию», идущему из свободной глубины личности. Перекли­каясь в ряде проблем своей философии с европ. экзис­тенциализмом, К. решает их, однако, в духе тради­ций вост. религ. мысли, восходящих к отрицательным определениям абсолюта в ранних упанишадах и буд­дизме.

• The first and last freedom Ь., 135Ί; Education and the signi­ficance of life, L., 19562; Commentaries on living, tv.] 1—3, N. Y., 1956—61; Talks in Paris, P., 1962; This matter of culture, L., 1964; Freedom from the known, L., 1969; The only revolution, L., 1970; в рус. пер.— У ног учителя, СПБ, 1911; Воспитание как вид служения, СПБ, 1913.

• Померанц Г. С., К. и проблема религ. нигилизма, в сб.: Идеологич. течения совр. Индии, М., 1965; S u а г ё s С., Krisli-namurti and the study of man, Bombay, 19552; N i e 1 A., Krish-namurti, the man in revolt, Bombay, 1957; FouereR., Krishnamurti ou la revolution du reel, P., 1969.

КРОЗЬЕ (Crozier) Мишель (р. 6.11.1922, Сент-Менеу), франц. социолог. Проф. ун-та в Нантере, руководи­тель Центра социологии организаций, президент Франц. социологич. об-ва (1970—72). Гл. сфера интере­сов К.— теоретич. и эмпирич. исследование социаль­ных организаций, господство к-рых он считает фунда­ментальным явлением совр. обществ. развития. В ра­боте «Феномен бюрократии» («Le phenomene bureaucra-tique», 1963) К. разрабатывает теорию бюрократии, к-рая включается в общую теорию функционирования организаций и теорию культурных систем. В основе проблематики организаций, согласно К., должно стоять исследование власти и видов её распределения, анализ стратегии деятельности индивидов в групп.

Растущая зависимость эффективности организаций от деятельности людей, «человеч. ресурсов» диктует необ­ходимость создания условий для активного социаль­ного участия, от отсутствия к-рого, по К., страдают как организации, так и их члены. Эти же темы К. раз­вивает в кн. «Блокированное общество» («La societe hloquee», 1970), в центре к-рой — проблемы социаль­ного изменения и усиления участия индивидов и групп в нововведениях. Под «блокированным» он понимает об­щество, подавляющее реальное изменение институтов и творч. инициативу. В теоретико-методологич. плане он тяготеет к структурно-функциональному анализу, вы­ступая в то же время против его превращения «в функ­ционалисте кую философию, в снисходительное одобре­ние обнаруженных взаимозависимостей» («Le phenomene bureaucratique», P., 1963, p. 22). Средство избежать этого, по К.,— выдвижение на первый план проблемы социального изменения, благодаря чему функциональ­ный подход не элиминирует историко-генетический, но служит ему. В целом критика франц. общества, содер­жащаяся в работах К., осуществляется с позиций ака-демич. социологии, не выходящей за рамки традицион­ного бурж. либерализма.

• Usines et syndicats d'Amerique, P., 1951; Petits fonctionnaires an travail, P., 1956; On no change pas la sociite par decret, P., 1979; La mal arnericain, P., 1980.

• Социология и современность, т. 2, M., 1977, с. 277—80.

KPОHEP (Kroner) Рихард (8.3.1884, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша,— 2.11.1974, Маммерн, Швейцария), нем. философ-идеалист, один из крупных представи­телей неогегельянства. Первый этап филос. развития К. протекал в русле баденской школы неокантианства; поиски конкретного, «живого» содержания философии приводят К. к сближению с философией жизни и обус­ловливают его переход к неогегельянству («От Канта к Гегелю», «Von Kant bis Hegel», Bd 1—2, 1921—24). Разрабатывая в этот период (1920-е гг.) проблемы фи­лософии культуры, К. модернизирует гегелевскую фи­лософию духа с помощью понятия «души», заимствован­ного из философии жизни. После эмиграции К. из Германии (с 1938 — в Великобритании, с 1940 — в США) в его мировоззрении усиливаются религ.-мис-тич. тенденции: он всецело отдаёт предпочтение религ. пере перед разумом, откровению перед «умозрением», противопоставляя Гегелю религиозно ориентирован­ных философов Паскаля и Кьеркегора.

• Die Selbstverwirklichung des Geistes, Tub.,1928; The primacy of faith, N. Y., 1943; Culture and faith, N. Y., 1951; Speculation and revelation in the history of philosophy, v. 1—3, Phil., 1956— 1961; Between faith and thought, N. Y.— Oxf., 1966.

• Давыдов Ю. Η., Критика иррационалистич. основ гно­сеологии неогегельянства, в сб.; Совр. объективный идеализм, М., 1963; Skinner J. E., Self and world. The religious philo­sophy of R. Kroner, Phil., 1962.

КРОПОТКИН Пётр Алексеевич [27.11(9.12).1842, Москва,— 8.2.1921, Дмитров], идеолог рус. и между-нар. анархизма, учёный-географ, путешественник. Ис­следовал малоизученные р-ны Вост. Сибири, Амурской обл. и Сев. Маньчжурии, значительно исправил пред­ставление об орографии Сибири и обосновал теорию оледенения Евразии. В 1872 после поездки в Швейца­рию и Бельгию и сближения с бакунистским крылом 1-го Интернационала вступил в кружок «чайковцев», вёл революц. пропаганду среди питерских рабочих. В 1874 арестован, после двух лет заключения бежал за границу. За принадлежность к Интернационалу аре­стован и осуждён на 5 лет тюрьмы во Франции, вернул­ся в Россию в 1917 после свержения самодержавия. Признал Οκτ. революцию 1917, однако отрицательно отнёсся к диктатуре пролетариата. После смерти Баку­нина считался главным теоретиком анархизма, явился создателем концепции т. н. анархич. коммунизма. Отвергая диалектику и оставаясь на позициях меха-нич. объяснения развития, К. считал, что науки о

КРОПОТКИН 289

природе и обществе должны пользоваться «индуктивно-эволюционным» естеств.-науч. методом. Из биологии К. перенёс на общество сформулированный им «биосо-циологич. закон взаимной помощи», объединяющий людей в общежитие, а формы его проявления положил в основу периодизации истории. Он выделял след, периоды: родовой быт, сел. община, республика воль­ных городов. Развитие человеч. обществ. по К., не было непрерывным, неск. раз начинаясь сызнова в Индии, Египте, Месопотамии, Греции, Риме, Скандинавии, Зап. Европе. Как убеждённый антиэтатист, К. исклю­чал гос-во из прогрессивной эволюции учреждений. По К., все обществ. формы, через к-рые проходит чело­вечество, имеют тенденцию к застою, поэтому револю-ции необходимы для того, чтобы устранить факторы, затрудняющие прогресс общества и деморализующие человека: частную собственность и гос. власть. С «зако­ном взаимной помощи» связан его идеал «анархич. ком­мунизма», основанного на федерации свободных производств.

общин (коммун). Анархо-коммунистич. утопия К. выражала интересы мелкого производителя. В рус. революц. движении его анархич. идеи не сыграли значит.

роли. Известное распространение они получили в странах Зап. Европы, в Лат. Америке, Индии, Китае.

• Этика, т. 1, П.— М., 1922; в рус. пер.— Завоевание хлеба, СПБ, 1906; Взаимная помощь, как фактор эволюции, СПБ, 1907; Поля, фабрики и мастерские, M., 19184; Совр. наука и анархия, П.— М., 1920; Речи бунтовщика, СПБ — М., 1921; Великая франц. революция 1789 — 1793, М., 1979.

• Ленин В. И., ПСС, т. 26, с. 106, 330, 376; т. 27, с. 20—21, 238; т. 30, с. 189; т. 33, с. 98, 117; Плеханов Г. В., Анар­хизм и социализм, Соч., т. 4, М., [б. г.]; Гроссман-Ро­щин И. С., Характеристика творчества П. А. К., П.— М., 1921; Памяти П. А. К. [Сб. ст.], П.— М., 1921 (библ.); П. К. [Сб. ст.], П.— М., 1922; Ярославский E. M., Анархизм в России, [М.], 1939; Π и p у м о в а Н. М., И. А. К., М., 1972 (библ.); Старостин Е. В., П. А. Кропоткин (1842—1021). Библио-графич. указатель печатных трудов, в. 1—2, М., 1980; M i 1-1 е г M. A., Kropotkin, СМ.— L., 1976.

KPОCCEP (Grosser) Пол (11.8.1902, Вентспилс, ныне Латв. ССР,— 19.5.1976, Нью-Йорк), амер. философ и экономист. Взгляды К. на мн. вопросы философии и обществ. развития близки марксизму. К.— один из ини­циаторов создания в США Об-ва по изучению диалек-тич. материализма. С последовательно материалистич. позиций он критиковал различные идеалистич. тече­ния в с.овр. бурж. философии: амер. прагматизм (см. «Нигилизм Джона Дьюи», 1955, рус. пер., 1958), а так­же иррационалистич. и антиинтеллектуалистич. кон­цепции в совр. амер. филос. и обществ. мысли (см. «ВФ», 1960, № 8; 1962, № 6). Ряд работ К. посвя­щён критике методологич. основ бурж. политэконо­мии (особенно т. н. субъективной школы) и политич. социологии. Активный борец за мир, К. подверг рез­кой критике идеологию милитаризма. К. много внима­ния уделял пропаганде работ сов. философов в США, активно участвовал в ряде международных филос. кон­грессов.

* State capitalism in the economy of the United States, N. Y., 1960; Prolegomena to all future metaeconpmics. Formation and deformation of economical thought, St. Louis (Miss.), 1974; в рус. пер.— Экономич. фикции. Критика субъективистской акономич. теории, М., 1962; Кризис бурш. политич. социологии, «ФН», 1972, М 1; Социология истории, в кн.: Совр. прогрессивная филос. и социологич. мысль в США, М., 1977.

• Π а р с о н с Г. Л., Памяти П. К., «ФН», 1976, № 6; Чер­касов И. И., Из истории марксистской филос. мысли в США, М., 1977.

КРОЧЕ (Croce) Бенедетто (25.2.1866, Пескассеро-ли, близ г. Л'Акуила,— 20.11.1952, Неаполь), итал. философ-идеалист, историк, литературовед, критик, публицист, политич. деятель, представитель неогегель­янства. В 1902—20 проф. в Неаполе. В 1903 вместе с Дж. Джентиле начал издание журн. «Critica», к-рый в дальнейшем превратился в орган, содержавший поч­ти исключительно собств. статьи и рецензии К. (с 1944 выходил непериодически как «Quaderni della critica»). К. был крупнейшим представителем итал. либерализ-

КРОССЕР

ма, противником фаш. режима. В 1943—47 возглавлял воссозданную им либеральную партию.

Мировоззрение К. сформировалось под влиянием шко­лы неаполитанского гегельянства (Б. Спавента, Ф. Де Санктис). Благодаря Лабриоле, лекции к-рого слушал К., он познакомился с марксизмом, однако при нали­чии интереса к марксистской философии и социологии («Историч. материализм и марксистская экономика», 1901, рус. пер. 1902) оставался противником марк­сизма. Сыграл видную роль в борьбе с позитивизмом в Италии. Становлению собств. учения К. во многом способствовало изучение философии Вико. К. опреде­ляет свою философию как «абс. идеализм». Дух про­является в теоретич. (логич. и эстетич.) и практич. (этич. и экономич.) формах. При этом логическое и эти­ческое направлены на всеобщее, эстетическое и эконо­мическое — на частное. Соответственно философия де­лится К. на четыре сферы: эстетику, логику, филосо­фию экономики и этику. Связь форм духа описывает­ся К. по принципу т. н. диалектики единства и разли­чия понятий, к-рой он заменяет гегелевский принцип противоречия. Формы эти связаны попарно в диады, причём первая ступень — эстетич. интуиция — авто­номна по отношению ко второй — логич. понятию (мо­мент различия), тогда как вторая ступень предполагает первую (момент единства). Ведущую роль в процессе познания К. отводит интуиции, к-рая, в отличие от логич. мышления, постигает мир в его конкретности, неповторимой индивидуальности. Своё развёрнутое воплощение интуиция получает в бесконечном много­образии произведений иск-ва. Поэтому философия интуиции есть эстетика, к-рую К. определял как «науку о выражении», отождествляя её с «общей линг­вистикой». Сущность поэзии К. видел в «чистой», или «лирич.», интуиции, свободной от логич. или мораль­ных заданий; отсюда поэзию как незаинтересованное созерцание К. противопоставляет «прозе», «лит-ре», выражающей моральные, интеллектуальные и т. п. культурные ценности.

Т.к. дух у К. историчен по своей природе, философия является по существу философией истории, равно как историч. наука, со своей стороны, есть также и фило­софия, поскольку в частном историк познаёт универ­сальное и осмысляет прошлое, исходя всегда из нас­тоящего. К. явился основоположником влиятельной «этико-политич.» школы в итал. историографии, буду­чи одним из крупнейших итал. историков 20 в.

Эстетич. идеи К. получили наибольшую известность за пределами Италии и оказали значит. влияние на раз­витие литературоведения и языкознания (т. н. идеа-листич. школа в филологии К. Фослера, Л.Шпитце-ра и др.). К. оказал очень большое воздействие на все сферы гуманитарного знания в Италии в первые деся­тилетия 20 в. Влияние его стало падать в 1940-х гг., в частности благодаря работам итал. марксистов (А. Грамши и др.), подвергших критике идеалистич. концепции К. и его учеников.

• Saggi filosofici, V. 1—14, Bari, 1922—52; Filosofia dello spi-rito, nuova ed., v. l—4, Bari, 1948—58; Epistolario, v. l—2, Napoli, 1967—69; и рус. пер.— Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика, ч. 1, М., 1920.

• Аббате М., Философия Б. К. и кризис итал. общества, пер. с итал., М., 1959; Гарин Э., Хроника итал. философии 20 в. (1900—1943), пер. с итал., М., 1965; Т о п у р и д з е Е. И., Эстетика Б. К., Тб., 1967; Андреев М. Л., От де Санктиса до К., в кн.: Проблемы итал. лит-ры кон. 19 — нач. 20 вв., М., 1982; G r am sei Α., II materialismo storico e la filosofia di B. Croce, Torino, 19492; С i one E., Bibliografia crociana [Monza], 1956; N i с o l i n i F., B. Croce, Torino, 1962.

КРУГОВОРОТА ИСТОРИЧЕСКОГО ТЕОРИИ, со­бирательное обозначение для распространённых в ис­тории обществ. мысли представлений и концепций, согласно к-рым общество в целом либо его отд. сферы (политич. жизнь, культура и др.) якобы движутся по замкнутому кругу с постоянным возвращением вспять, к исходному состоянию, и последующими новыми цик­лами возрождения и упадка. Такого рода взгляды сло­жились у мн. философов и историков ещё в древнем ми-

ре, напр. у Аристотеля, Полибия, Сыма Цяня (145 или 135 — около 85 до н. э.) и были продиктованы стрем­лением усмотреть определ. порядок, естеств. ритм, за­кономерность, смысл в хаосе история, событий по анало­гии с кругооборотом веществ в природе, сменой времён года, биологич. циклами и т. п. К. и. т. (весьма популяр­ные среди историков ср.-век. Китая, отчасти под влия­нием буддизма, у араб. философов позднего средневе­ковья и европ. просветителей нового времени) были направлены против примитивных линейных интерпре­таций истории, изображавших её как постепенное уда­ление человечества от мифич. «золотого века» либо как его провиденциальное движение к грядущему искупле­нию, к царству божьему на земле. До возникновения теории обществ. прогресса в 18 в. они преобладали в светской интерпретации истории. В противополож­ность религ.-телеология, представлениям они пыта­лись выявить объективную «естественную» повторяе­мость в смене династий и форм гос. правления, в рас­цвете и упадке материальной и духовной культуры, в изменении историч. роли отд. народов и т. п. В зависи­мости от того, рассматривали ли они данное состояние общества как преддверие его очередного возрождения либо неминуемого упадка, К. и. т. носили либо опти­мистический, либо пессимистич. характер. Взгляды мн. представителей К. и. т.— Ибн Хальдуна, Макиавел­ли, Вико, Фурье и др.— были относительно прогрес­сивными для своего времени. В кон. 19 в. и особенно в 20 в. К. и. т. приобрели явно реакц. характер; не­посредственно направленные против идеи социального прогресса и историч. единства яеловечества, против материалистич. понимания истории и науч. коммуниз­ма, эти теории были призваны похоронить надежды тру­дящихся на социальное и нац. освобождение, отвергали возможность установления справедливого обществ. строя. Произвольное расчленение всемирной истории во времени на повторяющиеся циклы от варварства (феодализма) к цивилизации (античности и капитализ­му) и к новому варварству, якобы ожидающему челове­чество в обозримом будущем, напр. в концепции нем. историка Э. Майера (1855—1930), как правило, сочета­лось со столь же произвольным её членением в прост­ранстве на замкнутые, независимые друг от друга и взаимно враждебные культурно-история. типы у Дани­левского, на локальные культуры у Шпенглера, регио­нальные несовместимые друг с другом цивилизации у Тойнби, суперсистемы у Сорокина и т. п. Отказ от европоцентризма в освещении всемирной истории со­провождается у мн. представителей К. и. т. апологией воинствующего национализма. Подобные представле­ния получили широкое распространение среди совр. бурж. интеллигенции, их разделяют и мн. гос. деятели на Западе.

Марксистская концепция социального прогресса как смены обществ.-экономич. формаций не только вы­являет несостоятельность К. и. т., но и диалектически решает традиц. антиномию повторяемости и поступат. движения во всемирной истории.

* Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 8; е г о ж е, К критике политич. вкономии. Предисловие, там же, т. 13; Э н г е л ь с Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, ПСС т. 1; е г о ж е, К вопросу о диалектике, там же, т. 29; е г о же К десятилетнему юбилею «Правды», там же, т. 45; А с м у с В. Ф. Маркс и бурж. историзм, М.— Л., 1933; А р а б - О г л ы Э. А. Концепция историч. круговорота, в кн.: Историч. материализм и социальная философия совр. буржуазии, М., 1960; М а р-карян Э. С., О концепции локальных цивилизаций, Ер. 1962; Чесноков Г. Д., Совр. бурж. философия истории Горький, 1972; Конрад Н. И., Запад и Восток, M., 19722 Семенов Ю. Н., Социальная философия А. Тойнби, М. 1980.

КРУЖКОВ Владимир Семёнович [р. 3(16). 6.1905, Петербург], сов. философ, ял.-корр. АН СССР (1953). Чл. КПСС с 1925. Окончил Академию коммуннстич. вос­питания им. Н. К. Крупской (1931), аспирантуру филос. ф-та Коммунистич. ун-та преподавателей обществ. наук (1933).

Преподавательскую работу по фи-

лософии ведёт с 1932. В 1944—49 директор ИМЭЛ при ЦК КПСС. В 1949—55 работал в аппарате ЦК КПСС. В 1961 — 73 директор Ин-та истории иск-в Мин-ва куль­туры СССР. Осн. работы в области истории рус. фило­софии, истории эстетич. мысли, проблем ленинского этапа марксистской философии. Гос. пр. СССР (1952) за кн. «Мировоззрение Н. А. Добролюбова» (1950).

• Д. И. Писарев. Филос. и социально-политич. взгляды, М., 1942; Осн. особенности классич. рус. философии, М., 1944; Классики рус. философии: Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, М., 1945; Н. А. Добролюбов. Жизнь, деятель­ность, мировоззрение, М., 1976.

KCEHOKPАT (Ξενοκράτη;) из X а л к е д о н а на Б о с п о р е (396—314 до н. э.), др.-греч. философ... Ученик Платона, схоларх Академии, сменивший Спев-сиппа. По списку его соч., состоящему из 75 названий (Диоген Лаэртий IV И—14), можно судить об его раз­носторонности. К. первый разделил философию на фи­зику, этику и логику. Во главе всего К. помещает мона­ду, к-рую отождествляет с интеллектом и называет от­цом и Зевсом. Ей подяинена диада, отождествляемая, по-видимому, с материей-пространством «Тимея»и на­зываемая матерью богов, к к-рым относятся, в частнос­ти, планеты. В подлунной сфере К. помещает разряды демонов, к-рые суть человеч. души, не прошедшие пол- ностью пути очищения и поэтому не могущие вернуться в своё солнечное отечество. К. выделяет три формы бытия: чувственное, умопостигаемое и смешанное из того и другого — представляемое; к чувственному от­носится всё, находящееся внутри космоса-неба, за его пределами — умопостигаемое (идеи-числа), к пред­ставляемому относится само небо, к-рое и зримо, и дос­тупно науч. изучению посредством астрономии. С этими тремя сферами связаны три Мойры — Клото, Атропос и Лахесис. Нравств. цель человека — жизнь в согла­сии с природой, под каковой понималась добродетель­ная жизнь. По-видимому, К. признавал существование этически нейтральных предметов, усвоенное стоициз­мом. Необычайная увлечённость К. пифагореизмом и личностью самого Пифагора, а также стремление построить систему платоновской философии обусло­вили его исключит. влияние на неопифагореизм и средний платонизм.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)