АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АБСТРАКЦИЯ АКТУАЛЬНОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ, 5 страница

Читайте также:
  1. E. Реєстрації змін вологості повітря. 1 страница
  2. E. Реєстрації змін вологості повітря. 10 страница
  3. E. Реєстрації змін вологості повітря. 11 страница
  4. E. Реєстрації змін вологості повітря. 12 страница
  5. E. Реєстрації змін вологості повітря. 13 страница
  6. E. Реєстрації змін вологості повітря. 14 страница
  7. E. Реєстрації змін вологості повітря. 15 страница
  8. E. Реєстрації змін вологості повітря. 16 страница
  9. E. Реєстрації змін вологості повітря. 17 страница
  10. E. Реєстрації змін вологості повітря. 18 страница
  11. E. Реєстрації змін вологості повітря. 19 страница
  12. E. Реєстрації змін вологості повітря. 2 страница

Издания: М 1—5 изданы в серии CAG I—III; № 6 — 10 в Supplementum Aristotelicum к той же серии: ν. 2, pt. l—2 (В., 1887—92); Т о d d R. В., Alexander of Aphrodisias on stoic phy­sics: a study of the «De mixtione» with preliminary essays, text, transl. and comm., Leiden, 1976; M o r a u χ P., Le commentaire d'Alexandre d'Aphrodise aux «Seconds Analytiques» d'Aristote, B.— N. Y., 1979.

• История философии, т. 1, M., 1940, с. 268; Praechter K. (Hrsg.), Die Philosophie des Altertums, B., 1926 (именной ука­затель); M о га u x P., Alexandre d'Aphrodise..., Liege, 1942; M e r l a n P., Monopsychism, The Hague, 1963.

АЛЕКСАНДРОВ Георгий Фёдорович [22.3(4.4). 190S, Ленинград,— 21.7.1961, Москва], сов. философ, акад. АН СССР (1946). Чл. КПСС с 1928. Окончил Моск. ин-т истории и философии (1932). В 1940—47 возглав­лял Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). В 1947—54 директор Ин-та философии АН СССР. В 1954—55 министр культуры СССР. В 1955—61 ра­ботал в Ин-те философии АН БССР. Гос. пр. СССР: 1943 (за участие в создании труда «История филосо­фии») и 1946 (за кн. «История зап.-европ. философии», по к-рой в 1947 была проведена филос. дискуссия; см. журн. «Вопросы философии», 1947, № 1).

• Филос. предшественники марксизма, М., 1939; Аристотель, М., 1940; Формирование филос. взглядов Маркса и Энгельса, М., 1940; История социологии как наука, Минск, 195S; История со-циологич. учений. Древний Восток, М., 1959.

АЛКМЕОН (Άλκμαίων) из Кротона (согласно единств, хронологич. свидетельству, «был молод, когда Пифагор был стариком», т. е. ок. 500 до н. э.), др.-греч. врач и натурфилософ. По Диогену Лаэртию, «слушал Пифагора», однако считать его «пифагорейцем» в стро­гом смысле слова неправильно. Книга А. была извест­на в древности под традиц. и, вероятно, неподлинным

АЛКМЕОН 19

назв. «О природе». В центре внимания А.— человече­ское тело, понимаемое как микрокосм; в отличие от милетской школы, космогония и метеорология начисто отсутствуют у А., зато впервые появляются (отныне обязательные для всех трактатов «О природе») эмбрио­логия, физиология, теория ощущений и психология. А. последовательно проводит метод аналогий, прежде все­го — в учении о параллелизме микрокосмоса и макро­космоса. Бессмертной части космоса — Солнцу, Луне и звёздам соответствует бессмертная часть человека — душа (псюхе), находящаяся в вечном круговом движе­нии. Эта концепция оказала влияние на космологию Платона и Аристотеля (Аристотель тщательно изучал А. и написал спец. трактат «Против А.»). Моделью человеч. организма служит у А. не только космос, но и гос-во, в этиологии болезней применяется политич. терминология. Здоровье трактуется как «демократич. равноправие» («исономия») элементарных сил горяче­го — холодного, влажного — сухого, горького — слад­кого; «монархия» одной из них приводит к гибели дру­гой и вызывает болезнь. Для А. характерно сочетание поэтически окрашенных спекулятивных конструкций с эмпирич. установками. А.-эмпирику принадлежит гениальное открытие локализации интеллекта в голов­ном мозге, к к-рому он пришёл в результате анатомич. обнаружения глазных нервов. Открытие это было вос­принято Платоном в «Тимее», но отвергнуто Аристо­телем (помещавшим сознание в сердце).

• Φ ρ а г м е н т ы: DK I, 210—16; Timpanaro Cardi-ni M., Pitagorici, fasc. l, Firenze, 1958.

*WachtlerJ.,De Alcmaeone Crotoniata, Lpz., 1896; G u t h-r i e W. K. C., A history of Greek philosophy, v. l, Camb., 1971.

АЛЛЕГОРИЯ (греч. αλληγορία — иносказание), ус­ловная форма высказывания, при к-рой наглядный образ означает нечто «иное», чем есть он сам, его со­держание остаётся для него внешним, и оно однознач­но закреплено за ним культурной традицией. Поня­тие А. близко к понятию символа, граница между ними в конкретных случаях может быть спорной. Различие состоит в том, что символ более многозначен и органи­чен, в то время как смысл А. существует в виде некоей рассудочной формулы, к-рую можно «вложить» в об­раз и затем в акте дешифровки извлечь из образа. С этим же связано то, что о символе чаще говорится применительно к простому образу и мотиву, а об А.— применительно к цепи образов, объединённых в сюжет: напр., если путешествие — символ духовного «пути», то путешествие героя романа Дж. Беньяна «Путь палом­ника» («The pilgrim's progress», pt. 1—2, 1678—84; в рус. пер. «Путешествие пилигрима», 1878), к-рый идёт через «ярмарку Суеты», «холм Затруднения» в «долину Унижения» к «Небесному граду» — бесспор­ная А.

Роль А. в истории философии связана с многочисл. попытками, начиная с эпохи эллинизма, истолковы­вать древние почитаемые тексты как последователь­ность аллегорий (у стоиков — Гомера, у Филона Алек­сандрийского и нек-рых христ. богословов — Библию); в ср. века аллегорически истолковывается и мир при­роды как устроенный богом для человека в качестве нравоучит. наглядного пособия, материализованной басни с моралью.

• Formen und Funktionen der Allegorie. Symposion Wolfenbüt-tel 1978, Stuttg., 1979.

АЛОГИЗМ (от греч. ά — отрицат. частица и λογισμός — разум, рассудок), ход мысли, игнорирующий законы и правила логики, нарушающий согласие мышления с действительностью. А. часто бывает скрыт формальной правильностью высказывания; способ обнаружения подобных А.— конкретно-диалектич. анализ отражён­ной в рассуждении действительности. С кон. 19 в. в нек-рых интуитивистских теориях философии, логи­ки, математики, эстетики А. выступает как основопола-

АЛЛЕГОРИЯ

гающий принцип; в этих теориях, в отличие от ра­ционально-логического познания, утверждается непо-средств. интуитивное постижение истины (см. Интуи­тивизм).

АЛЬБЕРТ (Albert) Ханс (р. 8.2.1921, Кёльн), нем. (ФРГ) философ и социолог. Под влиянием Поппера примкнул к критическому рационализму, определяя его как: 1) принципиальный фаллибилизм, т. е. учение о погрешимости всякого знания и практич. решения; 2) методологич. рационализм, основанный на необходи­мости критич. проверки любого решения, и 3) критич. реализм, связанный с признанием возможности прак­тич. реализации, а следовательно, и практич. роли познания (см. «Kritische Vernunft und menschliche Praxis», Stuttg., 1977, S. 27). А. критикует традиц. рационализм за ограничение рациональности сферой познания и «догматич.» признание обоснованности и достоверности науч. знания. Проблема обоснования науки решается им исходя из методологич. постулата о «волевой основе» (Willenshintergrund) принятия ис­ходных принципов науки. С этой т. зр.«все достовер­ности в познании создаются самим познанием и не имеют значения для постижения действительности» («Traktat über kritische Vernunft», 2 Aufl., Tüb., 1969, S. 30, 19753). Утверждая чисто методологич. характер философии, А. сближается с позитивизмом, распрост­раняя его принципы на сферу социологии, этики, по­литич. и экономич. решений.

А. критикует иррационализм и религ. философию с позиций агностич. «критицизма» и методологич. и ми-ровоззренч. плюрализма. Социально-политич. взгляды А. отличаются консерватизмом, он выступает за так­тику мелких реформ, деидеологизацию и «демифологи-зацию».

• Der Positivismusstreit in der deutschen Soziologie, Neuwied — B., 1969 (соавтор); Marktsoziologie und Entscheidungslogik, B., 1967; Plädoyer für kritischen Rationalismus, Munch., 19712; Öko­nomische Ideologie und politische Theorie, Gott., І9722; Konstruk­tion und Kritik, Hamh., 1972; Theologische Holzwege, Tüb., 1973; Aufklärung und Steuerung, Hamb., 1976; Traktat über rationale Praxis, Tüb., 1978.

• Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ, М., 1978, гл. 2; W е s s е l H., Philosophie des Stückwerks. Eine Auseinan­dersetzung mit dem neupositivistischen «kritischen Rationalismus», B., 1971.

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ, Альберт фон Бол ь-ш т е д т (Albertus Magnus, Albert von Bollstädt) (1193, по др. данным, 1206 или 1207, Лауинген,— 15.11.1280, Кёльн), нем. теолог, философ и естество­испытатель. Монах-доминиканец. Учился в Падуе, преподавал в Париже, Кёльне и др. городах. За энцик-лопедичность своих познаний получил титул «всеобъем­лющего доктора» (doctor universalis). В 1931 канонизи­рован католич. церковью.

Благодаря А. В. в обиход ср.-век. философии и нау­ки вошли все работы Аристотеля, к-рые он изложил и прокомментировал с позиций, приемлемых для христ. теологии. Утверждение о сотворённости материи и вре­мени даёт A.B. возможность узаконить в рамках схо­ластики аристотелеву физику с её учением о непрерыв­ности материи как основы изменения. Согласно А. В., первыми в порядке творения были т. н. четыре со-веч-ных: материя, время, природа ангелов и небо эмпирея. В космологии А. В. неоплатонич. учение о свете пере­плетается с аристотелевской космологией и араб, аст­рологией: неподвижное небо эмпирея — высшее в иерархии небес и объемлется только небом Троицы, тождественным богу. Небо эмпирея — аналог непо­движного двигателя; имея природу света, оно — при­чина многих светов, к-рые составляют сферу звёзд и своими влияниями обусловливают движение элементов и тем самым всего в мире. Если Аристотель в учении о душе допускал существование только абсолютно простой нематериальной сущности (в аверроизме она единственна и является общей для всех душ, оказываю­щихся, т. о., смертными), то А. В. принимал сущест­вование составных нематериальных сущностей (ангелы

и деятельные разумы, составляющие бессмертную часть каждой человеч. души), основываясь на восхо­дящем к Боэцию различении между простым, сущность (quod est) к-рого совпадает с источником его бытия (quo est), и составным, бытие к-рого не тождественно его сущности. Этика А. В.— учение о практич. разуме, направляющем через познание волю и действие чело­века; к практич. разуму относится и совесть, благода­ря к-рой человек по природе обладает универсальными принципами нравств. поведения. Теология, понимае­мая как учение о спасении, не сливается у А. В. с ме­тафизикой, как у мн. схоластов.

А. В. утвердил в обиходе схоластики свод естеств.-науч. знаний, представленных в сочинениях Аристо­теля и араб, учёных; наряду с большой систематиза-торской работой в области естествознания он проводил и собств. исследования, основанные на наблюдении и опыте.

• Opera omnia, t. 1—38, P., 1890—99; Opera omnia, t. 5—37—, Münster, 1951—78; в рус. пер.— О растениях, в кн.: Агрикуль­тура в памятниках Зап. средневековья, М.— Л., 1936, с. 231 — 283.

• С о к о л о в В. В., Ср.-век. философия, М., 1979, с. 336—38; Pelster F., Kritische Studien zum Leben und zu den Schriften Alberts des Grossen, Freiburg, 1920; Grabmann M., Der hei­lige Albert der Grosse. Wissenschaftliches Charakterbild, Münch., 1932; Balss H., Albertus Magnus als Biologe, Stuttg., 1947; N о с k e F. - J., Sakrament und personaler Vollzug bei Albertus Magnus, Münster, 1967.

АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme, от лат. alter — дру­гой), нравственный принцип, согласно к-рому благо другого и он сам нравственно более значимы, чем собственное «Я» и его благо. А. противоположен эгоизму.

В качестве морального принципа А. фактически про­возглашался буддизмом, стоицизмом (поздняя Стоя), христианством, затем англ, этикой 18 в. (А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон, Д. Юм, А. Смит), Лейбницем, Шопен­гауэром, Фейербахом. Сам термин был введён Контом, сформулировавшим принцип «vivre pour autrui» — «жить для других». Конт различал присущий животным инстинктивный А., объединяющий индивида и род и за­тем разрушаемый цивилизацией, и А., возникающий и развивающийся уже в её рамках и превращающийся в конечном итоге в спонтанное врождённое свойство, объединяющее всех людей. Спенсер рассматривал А. как адаптивное качество, возникающее в ходе естеств. эволюции. Ницше, пересматривая эволюционизм Спен­сера, придаёт ему антиальтруистич. направленность, полагая, что А. является способом бегства слабых от своей посредственности, их групповым эгоизмом, про­тивостоящим возможности достижения сверхчеловеч. совершенства. В психоаналитич. концепции Фрейда альтруистич. побуждения рассматриваются как невро-тич. компенсация лежащей в их основе противополож­ной направленности — первобытного эгоизма, под­вергнутого вытеснению.

Классики марксизма-ленинизма показали, что пос­тулируемая бурж. этикой абстрактная противополож­ность между всеобщим и частным интересом, между А. и эгоизмом является «...кажущейся, потому что одна из ее сторон, так называемое „всеобщее", посто­янно порождается другой стороной, частным интере­сом, а отнюдь не противостоит последнему как самостоя­тельная сила, имеющая самостоятельную историю... Коммунисты не выдвигают ни эгоизма против самоот­верженности, ни самоотверженности против эгоизма и не воспринимают теоретически эту противополож­ность ни в ее сентиментальной, ни в ее выспренной идеологической форме; они, наоборот, раскрывают ее материальные корни, с исчезновением которых она исчезает сама собой» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 236).

• Я p о ц к и й А. И., Альтруистич. мораль и ее индивидуа-листич. обоснование, Юрьев, 1914; D a r g u n L. v., Sociologi-sche Studien, H. l — Egoismus und Altruismus in der National­ökonomie, Lpz., 1885; G u st i D., Egoismus und Altruismus, Lpz., 1903.

АЛЬТЮСЁР (Althusser) Луи (p. 16.10.1918, Бирманд-рейс, Алжир), франц. философ-марксист. Чл. ФКП.

Проф. Высшей нормальной школы (Париж), участник гражд. войны в Испании и франц. Движения Сопро­тивления. Разрабатывает теоретич. и методологич. проблемы философии: диалектики, теории познания, соотношения науки, идеологии и философии, теории и практики (в частности, «теоретич. практики» как производства знаний), логического и исторического, специфики науч. познания, предмета и истории фило­софии.

А. стремится осмыслить марксизм как теорию науки и философии, как науч. и филос. революцию. А. в пер­вую очередь выделяет теоретико-познават. проблемы марксистской философии, анализирует концептуально-логич. строение «Капитала» с позиций, близких идеям структурализма [«За Маркса» («Pour Marx», 1965); «Читать Капитал» («Lire le Capital», t. l—2, 1965 (в соавторстве)]. Отрицая положение о «переворачива­нии» диалектики Гегеля «с головы на ноги», А. указы­вает на радикальную новизну диалектич. метода К. Маркса, его «эпистемологич. разрыв» с диалек­тикой Гегеля. А. противопоставляет науку и идеоло­гию как несовместимые друг с другом. При этом не учитывается, что социалистич. марксистско-ленинская идеология носит последовательно науч. характер. В дис­куссии «Марксизм и гуманизм» (1965—66) А., резко выступая против общегуманистич. спекулятивной кон­цепции человека, в то же время выдвинул идею «тео­ретич. несоответствия» между науч. понятием «социа­лизм» и идеологич. понятием «гуманизм», что привело его к выводу о «теоретич. антигуманизме» Маркса. Односторонность этих взглядов в какой-то мере пре­одолена А. в его последующих трудах: «Ленин и фило­софия» («Lenine et la Philosophie», 1969); «Элементы самокритики» («Elements d'autocritique», 1974) и др. • Reponse ä John Lewis, P., 1973; Philosophie et Philosophie spontanee des savants, P., 1974; Positions (1964—1975), P., [1976]; Се qui ne peut plus durer dans le Parti communiste, P., 1978; Sur la crise du marxisme, P., 1978.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo — оба и va-lentia — сила), двойственность чувств, переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у человека одновременно два противоположных чувства, напр, удовольствия и неудовольствия, любви и ненависти, симпатии и антипатии. А. коренится в неоднозначности отношения человека к окружающему, в противоречивости системы ценностей. Термин «А.» предложен швейц. психологом Э. Блейлером.

АМОРАЛИЗМ (от греч. ά — отрицат. частица и лат. moralis — нравственный), принцип практич. или идей­ной ориентации, означающий отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистич. отношение ко всяким нравств. нормам и принципам. На практике А. может быть связан с нравств. неразвитостью того или иного индивида или порождаться социальными противоречиями, приводя­щими к деградации целых слоев общества и духовному распаду личности. В теории А. обычно подменяет мо­ральные критерии утилитарно-прагматич., конъюнк­турно-политич., эстетич. или жеиндивидуалистич. со­ображениями свободы, самоутверждения, наслажде­ния, выгоды личности и т. п.

Как сознательная жизненная позиция А. возникает с разложением родо-племенных отношений, отделе­нием нравственности от автоматических действующих обычаев, традиц. норм поведения и возникновением ин­дивидуальной рефлексии по поводу устоявшегося укла­да жизни. В антич. обществе, когда резко ускоряется ломка традиц. родовых устоев и учащается столкнове­ние между различными обычаями и сословными норма­ми, А. выражается в признании полной относительнос­ти, условности и прагматичности всяких принципов и норм морали, в отрицат. отношении к ценностям об­щественной культуры (киники, нек-рые софисты).

АМОРАЛИЗМ 21

В дальнейшем А. становится характерным явлением классово-антагонистич. общества, где господств, мо­раль нередко сопровождается практич. А., а оппози­ция к ней подчас переходит в неприятие всякой нравст­венности вообще. В эпоху Возрождения принцип А. у нек-рых идеологов молодой буржуазии и феод, церк­ви (Макиавелли, иезуиты Лойола, Лигуори, Бузен-баум) имел тот смысл, что мораль должна быть пол­ностью подчинена политич. задачам, ради осуществле­ния к-рых оправданы любые методы («цель оправды­вает средства»). С сер. 19 в. в условиях духовного кри­зиса бурж. культуры получают развитие идеи т. н. имморализма (напр., у Ницше с его апологией спонтан­ной жизненной силы как высшей ценности, не подле­жащей суду существующей нравственности, под к-рой понимается лишь «рабская мораль толпы», нивелирую­щая личность и противодействующая утверждению выдающейся индивидуальности).

В наиболее циничной и человеконенавистнич. форме А. проявился в идеологии и практике фашизма (культ фюрера, освобождающего своих подданных от «химеры совести»). В сущности к А. ведёт всякая попытка «уп­разднить» принципы нравственности, напр, объявить предрассудками совесть, человеколюбие, уважение к личности.

АНАКСАГОР (Αναξαγόρας) из К л а з о м е н (ок. 500—428 до н. э.), др.-греч. философ и учёный. Ок. 30 лет прожил в Афинах и явился фактич. основопо­ложником афинской филос. школы. В кон. 30-х гг. был обвинён в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провёл в Лампсаке. От соч. А. до нас дошли 20 фрагментов — гл. обр. благодаря Симпликию.

Воззрения А. сформировались под воздействием ми­летской школы (прежде всего Апаксимена) и учения о бытии Парменида. Своё учение А. сформулировал в ви­де космогония, гипотезы, согласно к-рой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бес­форменную смесь, состоявшую из бесчисл. множества мельчайших, чувственно невоспринимаемых частиц, или «семян», всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь приобрела быстрое вращат. движение, сообщённое ей неким внешним по отношению к ней агентом — умом (нусом). Концепция ума, оказавшая значит, влияние на дальнейшее развитие филос. мысли («вечный перво-двигатель» Аристотеля, идея «первичного толчка» в философии нового времени), означала радикальное про­тивопоставление источника движения косной, инерт­ной материи. А. наделяет ум противоречивыми харак­теристиками, с одной стороны, описывая его как «лег­чайшую» из всех вещей, к-рая ни с чем не смешивается, с другой же, утверждая, что он «содержит полное зна­ние обо всём и имеет величайшую силу». Весь ход ми­ровой эволюции от первичной неупорядоченности ко всё большей организации космоса был, согласно А., следствием исходного круговращения, вызванного умом.

Космич. вихрь, постепенно замедляясь, в дальней­шем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под действием скорости вращения происходит отделение тёмного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведённые в движение семена стремятся соединить­ся с себе подобными, образуя более или менее одно­родные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо «во всём имеется часть всего», каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее коли­чество любого рода вещества остаётся неизменным, ибо «никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется».

АНАКСАГОР

Эти принципы относятся не только к семенам качест­венно однородных веществ (получивший в перипате­тической школе наименование «гомеомерий»), но и к противоположностям тёплого и холодного, светлого и тёмного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Другие особенности концепции А.: отрицание пустоты, признание бесконечной делимости вещества, утверж­дение относительности большого и малого, идея бес­конечно малых физич. величин.

А. был первым учёным, давшим правильное объясне­ние солнечных и лунных затмений.

• Фрагменты: DK II, 5—44; L a n z a D., Anassagora. Testimonianze e frammenti, Firenze, 1966.

• T a н н e p и П., Первые шаги др.-греч. науки, СПБ, 1902, гл. 12; Рожанский И. Д., А. У истоков антич. науки, М., 1972; G u t h r i e W. K. G., A history of Greek philosophy, v. 2, Camb., 1971.

АНАКСИМАНДР (Αναξίμανδρος) из Милета (со­гласно Аполлодору, 610 — ок. 540 до н. э.), др.-греч. естествоиспытатель, географ и натурфилософ, второй представитель милетской школы, согласно доксогра-фам, «ученик», «товарищ» и «родственник» Фалеса. В 547/546 опубликовал первый ранненауч. прозаич. трактат «О природе» (название, возможно, поздней­шее), основное содержание к-рого составляли космо­гония, космография, этиология метеорологич. феноме­нов. Представление об А. как абстрактном метафизике, рассуждающем о принципе бытия, безусловно ошибоч­но (сам термин «архе» — «начало» скорее всего был неизвестен А., как и всем милетцам) и основано на не-критич. следовании перипатетич. доксографии. Для метода А. характерна фундаментальная роль бинар­ных оппозиций и аналогий. В космологии А. исходит из общемилетского представления о «бесконечном объ­емлющем» — пространственно безграничном телесном континууме, «объемлющем» космос извне после его рождения и поглощающем его после гибели. Природа «объемлющего» А. была неясна уже антич. читателям его книги, возможно, ввиду архаич. стиля. Термин апейрон («бесконечное»), к-рым в доксографии обо­значается «начало» А., неподлинен; А. употреблял при­лагательное «бесконечный» как один из атрибутов «вечной и нестареющей природы», «объемлющей все небосводы (= миры) и космосы (= пространства) в них». Согласно достоверному свидетельству Аристотеля (Met. 1069 b 22; Phys. 187 а 21) и Теофраста (Simpl. Phys. 27, 11—23), А. мыслил «вечную природу» как «смесь» всех качественно различных веществ, предвос­хищая, т. о., анаксагоровскую концепцию материи. Космогония А.: 1-я фаза — «выделение» из «объемлю­щего» мирового «зародыша» (аналог «мирового яйца»); 2-я фаза — «разделение» и поляризация противополож­ностей (влажное холодное ядро и горячая огненная «кора»); 3-я фаза — взаимодействие и борьба «горячего и холодного» порождает оформленный космос. В единст­венно сохранившемся фрагменте (В 1DK) А. дал первую формулировку закона сохранения материи: «Вещи уничтожаются в те же самые элементы, из к-рых они возникли, согласно предназначению: они выплачивают (элементам) законную компенсацию (см. Дике) ущерба в установленный срок времени» («вещи» относятся к «элементам» как «должники» к «кредиторам», к-рым они «возвращают долг» по истечении долгового срока). В космологии (космографии) А. создал первую геомет-рич. модель Вселенной (наглядно иллюстрированную небесным глобусом), от него берут начало геоцентрич. гипотеза (см. Геоцентризм) и «теория сфер» в астро­номии, связанные с открытием Южного небесного полу­шария, А. создал первую географич. карту (возможно, по вавилонскому образцу). Учение А. о происхожде­нии «первых людей» «из животных другого вида» (типа рыб), при всех существ, различиях, делает его антич. предшественником Дарвина.

В Фрагменты: DK I, 81—90; lonici. Testimonianze e fram­menti, ed. A. Maddalena, Firenze, 1970; С ο l l i G., La sapienza greca, V. 2, Mil., 1977, p. 153—205.

* K a h n С h., Anaximander and the origins of Greek cosmology, N.Υ., 1960; Classen С. J., Anaximandros, a кн.: RE. Suppl.

12, 1970, col., 30—69 (лит.); Л е б е д е в А. В., TO ΑΠΕΙΡΟΝ:

не Α., а Платон и Аристотель, «ВДИ», 1978, № l, с. 39—54, № 2, с. 43—58; его же, Геометрич. стиль и космология А., в кн.: Культура и иск-во антич. мира, М., 1980, с. 100—24.

АНАКСИМЕН (Άναξιμένης) из Милета (2-я пол. 6 в. до н. э.), др.-греч. философ, третий и последний представитель т. н. милетской школы. В единственном (не дошедшем до нас) соч. развил строго монистич. кон­цепцию, согласно к-рой все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации («порождения»), образующиеся путём его сгущения или разрежения. Другие изменчивые свойства вещей (напр., тепло и холод) являются производными от этого осн. процес­са. В космогонич. учении А. в результате сгущения воз­духа (наглядно сопоставляемого с валянием шерсти) первой возникла очень плоская («столообразная») Земля, к-рая висит в воздухе как бы «оседлав» его. Затем образуются моря, облака и др. вещи. Небес­ные светила возникают из земных испарений, к-рые, поднимаясь вверх и разрежаясь, приобретают огнен­ную природу. Неподвижные звёзды вбиты в твёрдый небосвод подобно гвоздям, другие (планеты?), а также Солнце и Луна плавают в воздухе, подобно огненным листьям. «Беспредельный» воздух у А.— источник ды­хания и жизни, весь мир окружён и сдерживается воз­духом, подобно тому, как тело сдерживается душой. А. широко пользовался методом аналогий.

• Фрагменты: DK I, 90—96.

• Рожанский И. Д., Развитие естествознания в эпоху ан­тичности, М., 1979; G u t h г 1 е W. К. С., A history of Greek philosophy, v. l, Camb., 1971; K i r k G. S., R a v e n J. E., The presocratic philosophers, Camb., 1957, p. 143—62.

АНАЛИЗ (от греч. ανάλυσις — разложение, расчлене­ние), процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предмета­ми на части (признаки, свойства, отношения); проце­дурой, обратной А., является синтез, с к-рым А. часто сочетается в практич. или познават. деятельнос­ти. Процедуры А. входят органич. составной частью во всякое науч. исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от нерасчленённого описания изучаемого объекта к вы­явлению его строения, состава, а также его свойств, признаков. Как познават. процесс А. изучается пси­хологией, а также теорией познания и методологией науки.

А. присутствует уже на чувств, ступени познания и, в частности, включается в процессы ощущения и вос­приятия; в своих более простых формах он присущ жи­вотным. Однако аналитико-синтетич. деятельность да­же высших животных непосредственно включена в их внеш. действия. У человека к чувств.-наглядным фор­мам А. присоединяется высшая форма А.— мыслитель­ный, или абстрактно-логич., А., к-рый возник вместе с навыками материально-практич. расчленения пред­метов в процессе труда; постепенно человек овладел способностью предварять материально-практич. А. мыс­лительным.

Существует неск. видов А. как приёма науч. мышле­ния. Мысленное (а часто, напр, в эксперименте, и ре­альное) расчленение целого на части, выявляющее строение (структуру) целого, предполагает не только фиксацию частей, из к-рых состоит целое, но и установ­ление отношений между частями. При этом особое зна­чение имеет случай, когда анализируемый предмет рассматривается как представитель нек-рого класса предметов: здесь А. служит установлению одинаковой (с т. зр. нек-рых отношений) структуры предметов клас­са, что позволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие. Др. видом А. является А. общих свойств предметов и отношений меж­ду предметами, когда свойство или отношение расчле­няется на составляющие свойства или отношения. В ре­зультате А. общих свойств и отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям. Видом А. является также разделение классов (множеств) пред-

метов на подклассы (такого рода А. наз. классифика­цией).

Описанному смыслу понятия А. родственно более спец. понятие формально-логич. А.— уточнение логич. формы (строения, структуры) рассуждения, осуществ­ляемое средствами совр. формальной логики. Такое уточнение может касаться как рассуждений (логич. выводов, доказательств, умозаключений и т. п.) и их составных частей (понятий, терминов, предложений), так и отд. областей знания. Наиболее развитой формой логич. А. содержат, областей знания, содержат, понятий и способов рассуждения является построение формаль­ных систем, интерпретируемых на этих областях или с помощью данных понятий,— т. н. формализованных языков.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)