АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ, 9 страница

Читайте также:
  1. E. Реєстрації змін вологості повітря. 1 страница
  2. E. Реєстрації змін вологості повітря. 10 страница
  3. E. Реєстрації змін вологості повітря. 11 страница
  4. E. Реєстрації змін вологості повітря. 12 страница
  5. E. Реєстрації змін вологості повітря. 13 страница
  6. E. Реєстрації змін вологості повітря. 14 страница
  7. E. Реєстрації змін вологості повітря. 15 страница
  8. E. Реєстрації змін вологості повітря. 16 страница
  9. E. Реєстрації змін вологості повітря. 17 страница
  10. E. Реєстрації змін вологості повітря. 18 страница
  11. E. Реєстрації змін вологості повітря. 19 страница
  12. E. Реєстрації змін вологості повітря. 2 страница

• Für meine Freunde. Lebens-Erinnerungen, Giessen, 1894; в рус. пер.— Естествознание и медицина, СПБ, 1865; Враще­ние жизни в природе, СПБ — М., 1867; Причины и действия в учении о жизни, М., 1868.

МОЛОДЁЖЬ, социально-Демографич. группа, выде­ляемая на основе совокупности возрастных. характе­ристик, особенностей социального положения и обус­ловленных тем и другим социально-психологич. свойств. -Молодость как определ. фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возраст­ные рамки, связанный с ней социальный статус и со­циально-психологич. особенности имеют социально-историч. природу и зависят от обществ. строя, культу­ры и свойственных данному обществу закономерно­стей социализации.

В доклассовом обществе социальные характеристики в наибольшей степени связаны с естеств.-биологиче­скими и в известной мере производны от последних. В первую очередь это касается таких универс. призна­ков, как пол и возраст, на к-рых покоятся древней­шие естеств. формы разделения труда. В большинстве таких обществ существовала система организованных возрастных групп. В нек-рых обществах возрастные группы охватывали всё население, в других — только М., ещё не достигшую полной социальной зрелости (по принятым в данном обществе критериям). Система воз­растных групп была элементом социальной организа­ции, выполнявшим функции разделения труда, управ­ления и социализации М.

С переходом к классовому обществу единство воз­растных и социальных характеристик разрывается. Обществ, положение индивида и его престиж определя­ются уже не столько возрастом, сколько социальным происхождением и имуществ. положением. Осн. ячей­кой первичной социализации постепенно становится семья, а возрастные группы утрачивают свой обязатель­ный, формальный характер. Сами критерии молодости и зрелости становятся менее чёткими. В ср. века гра­ницы молодости чаще всего увязывались с юридич. критериями и нормами обычного права, регулировав­шими условия достижения «взрослого» статуса. В но­вое время положение ещё более усложнилось. Процесс акцелерации существенно ускорил физическое, и в ча­стности половое, созревание детей и подростков, к-рое традиционно считается нижней границей юности. С дру­гой стороны, усложнение трудовой и обществ.-политич. деятельности, в к-рой должен участвовать человек, вызывает удлинение общественно необходимого срока подготовки к жизни, в частности периода обучения, с к-рым ассоциируется известная неполнота социаль­ного статуса.

Совр. М. дольше обучается в школе и соответствен­но позже начинает самостоят. трудовую жизнь. Услож­нились и сами критерии социальной зрелости. Начало самостоят. трудовой жизни, завершение образования и приобретение стабильной профессии, получение поли­тич. и гражд. прав, материальная независимость от родителей, вступление в брак и рождение первого ре­бёнка — все эти события, в своей совокупности дающие человеку чувство полной взрослости и соответствую­щий социальный статус, наступают не одновременно, и сама их последовательность и символич. значение каждого из них не одинаковы в разных социальных сло­ях. Отсюда и дискуссионность хронологич., абсолют­ных возрастных границ: нижнюю границу М. разные авторы устанавливают между 14 и 16, а верхнюю — между 25 и 30 годами и даже позже.

Усложняется и сам процесс социализации. Формиро­вание личности совр. молодого человека осуществля­ется под влиянием неск. относительно автономных со­циальных факторов, важнейшими из к-рых являются:

семья, школа, трудовой коллектив, общество сверстни­ков, молодёжные орг-ции, большей частью направ­ляемые взрослыми, и многообразные неформальные, стихийные группы и сообщества, средства массовой коммуникации. Организация воспитания и обучения М. по возрастному принципу способствует выработке специфич. «молодёжного» самосознания и стиля жиз­ни («субкультуры»). Ускорение темпов обществ. жизни в связи с науч.-технич. прогрессом влечёт за собой по­вышение роли и значения М. в обществ.-политич. и культурной жизни.

Существуют качеств. различия в положении М. в ус­ловиях противоположных обществ. систем. При капи­тализме молодые люди не чувствуют себя хозяевами собственной жизни, у них отсутствует уверенность в будущем. Труд на эксплуататоров не даёт большин­ству молодых людей достаточного удовлетворения, а односторонние потребительские ориентации приво­дят в конечном итоге к духовной опустошённости. Всё это вызывает чувство протеста и неудовлетворён­ности существующим обществом. Формы этого проте­ста различны (попытки хиппи вести «неприобретатель­ский» образ жизни, обращение к религ. вере, вост. ми­стицизму, политич. молодёжное и студенч. движение во имя общедемократич. или социалистич. целей).

Повышение социального веса М. и рост молодёжного движения стимулировали интерес к молодёжным про­блемам со стороны учёных, особенно социологов. Од­нако многие немарксистские работы страдают рядом типичных недостатков, таких, как подмена социальных проблем психофизиологическими; недооценка соци­ально-классового расслоения М. и преувеличение её культурно-идеологич. гомогенности, доходящее до ут­верждений, что М. является самостоят. обществ. клас­сом, идущим якобы на смену «обуржуазившемуся» про­летариату; необоснованная экстраполяция выводов, полученных на основе изучения групп М. из средних слоев развитых капиталистич. стран, на всю М.

Коммунистич. партии, руководствуясь марксистско-ленинской теорией, рассматривают М. и молодёжное движение с классовых позиций. М. в классовом обще­стве классово неоднородна, и различные её отряды (рабочая, крестьянская, учащаяся М.) имеют свои спе­цифич. интересы, причём классовая общность объектив­но перевешивает возрастную. Существенно различны положение и проблемы М. в развитых и в развивающих­ся странах. Поэтому нельзя говорить о М. как о единой политич. и идеологич. силе. Оценивать молодёжное движение и его лидеров нужно не столько по их словам и лозунгам, сколько по их реальным делам и классовой позиции.

Принципиально новые пути открывает перед М. соци­ализм, дающий ей возможности свободного развития и творч. деятельности. М. занимает важное место в со-циально-демографич. структуре и общественно-политич. жизни социалистич. общества. КПСС проявляет по­стоянную заботу о воспитании М. и росте её социальной активности. Большое внимание уделяется развитию школы, проф.-технич. образования, высшей школы. Совершенствуется система проф. ориентации и подго­товки М. к труду, а также руководство её трудовой дея­тельностью. Авангард советской М.— Ленинский ком­сомол — объединяет около 42 млн. юношей и девушек. При этом М. рассматривается не как пассивный объект заботы и воспитания, а как активная творч. сила со­циального обновления и развития.

• Маркс К. и Энгельс Ф., О М., Сб., М., 1972; Л е-н и н В. И., О М., Сб., М., 1970; Лисовский В. Т., Эскиз к портрету, М., 1969; Человек и общество. Социаль­ные проблемы М., Л., 1969; Решетов П. Н., Непри­каянные...?, [М., 1970]; Большаков В. В., Бунт в ту­пике?, Ш·, 19731; Боряз В. Н., Молодежь. Методологиче­ские проблемы исследования, Л., 1973; Васильев Э. К., Социально-профессиональный уровень городской молодежи, Л., 1973; Общество и молодежь, M., 19732; Иконнико­ва С. Н., Молодежь. Социологический и социально-пси­хологический анализ, Л., 1974; Социальный облик колхоз­ной М., М., 1976; Проблеми на младежта, в. 10—11, София,

1977; К о н И. С., Психология юношеского возраста М 1979; Шубкин В. Н., Начало пути, М., 1979; Социаль­ный облик рабочей M., M., 1980; Youth in a changing world ed. B. Fuchs, Hague — P., 1976; Friedrich W Jugend und Jugendforschung, B., 1976; Handbooks of adolescent psycho­logy, ed. J. Adelson, Ν. Υ., 1980. И. С. Кон.

МОНАДА (от греч. μονάς, род. падеж μονάδος — еди­ница, единое), понятие, используемое в ряде филос. систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В антич. философии это понятие в качестве исходного мирообъясняющего принципа оформилось на основе идей пифагореизма в платоновской Древней Академии (о понятии М. в античности см. в ст. Диада). В философию нового времени понятие М. вошло в панте-истич. интерпретации Николая Кузанского и Бруно. У Бруно М. отражают бесконечную Вселенную в соот­ветствии с принципом единства микрокосмоса и макро­космоса. В 17 в. понятие М. играет существ. роль в фи­лософии исп. схоласта Суареса, англ. платоника Генри Мора, нем. натурфилософа Φ. Μ. Гельмонта. Оно ста­новится ключевым понятием всей филос. системы у Лейбница, создавшего спец. учение о М. (см. «Мона­дология»). После Лейбница понятие М. разрабатыва­лось в духе идеалистич. рационализма школой Вольфа. В 19 в. идеи монадологии имели отзвук в воззрениях нем. философов Гербарта, Лотце и др., в 20 в.— в фи­лософии Гуссерля и Уайтхеда. Монадологич. подход лёг в основу филос. взглядов ряда представителей персонализма (Ренувье, Мак-Таггарт и др.).

• Gramer W., Die Monade. Das philosophische Problem von Ursprung, Stuttg., 1954; Heimsoeth H., Atom, Seele, M9nade..., Mainz, 1960; Horn J. Chr., Monade und Be­griff, W. —Münch., 1965; Paci E., H problema della mona-dologia da Leibniz a Husserl..., Mil., 1978.

«МОНАДОЛОГИЯ» («Monadologie»), произв. Лейбница, написанное в 1714 на франц. яз. в форме тезисов, по­пулярно излагающих основы его филос. системы объек­тивного идеализма. «М.» подытоживает длит. и противо­речивое филос. развитие Лейбница. Центр. место в «М.» занимает учение о монадах, бестелесных «про­стых субстанциях», «истинных атомах природы», «эле­ментах вещей» (§§ 1—3): монадам приписываются отри-цат. свойства неделимости, неуничтожимости, немате­риальности, неаффицируемости («монады не имеют окон»), неповторимости (нет двух одинаковых монад) (§§ 4—9) и положит. свойства самодостаточности, само­развития, психич. активности, состоящей в восприя­тии (perception) и стремлении (appetition) (§§ 10—19). Сообразно уровням развития воспринимающей спо­собности все монады делятся на примитивные (беско­нечно малые перцепции), монады-души (смутные пер­цепции, сопровождающиеся ощущением и памятью) и монады-духи (отчётливые перцепции, сопровождаю­щиеся сознанием-апперцепцией) (§§ 14, 20—30). Уче­ние о бессознат. восприятиях, «малых перцепциях», используется в «М.» для обоснования непрерывности психич. жизни и всеобщей взаимосвязи происходящих в мире процессов. В силу этой взаимосвязи любая мо­нада воспринимает всё и выступает «постоянным жи­вым зеркалом Вселенной» (§ 56). Взаимная согласован­ность восприятий различных монад оправдывается в «М.» теорией предустановленной гармонии (§§ 50—62), к-рая также используется для объяснения психофизич. взаимодействия, обоснования гармонии души и тела, причин конечных и причин действующих (§§ 63—81). В русле этой теории Лейбниц развивает свою концепцию биологич. преформизма (свёртывания и развёртывания живого организма) и учение о «метаморфозах» (§§ 69— 77). Ряд тезисов «М.» посвящён анализу априорных оснований существования действит. мира (наилучшего из всех возможных), в связи с чем затрагивается вопрос об «истинах разума» и «истинах факта», о законах про­тиворечия и достаточного основания (§§ 31—37), а так­же вопросы теодицеи (§§ 38—48, 83—90). «М.» — самое

«МОНАДОЛОГИЯ» 385

полное и систематич. изложение филос. воззрений Лейбница.

Впервые изд. на нем. яз. в 1720 («Lehrsätze über die Monadologie», übers, v. H. Köhlern). B 1721 вышел лат. пер.: «Principia philosophiae...». Французский ори­гинал впервые издан в 1840 («Opera philosophica», ed. J. Ε. Erdmann). Англ. пер. 1930 (ed. H. W. Carr) и 1953 (ed. P. G. Lucas and L. Grint). Рус. пер. В. П. Преображенского 1890 и в кн.: Л е й б н и ц Г. В., Избр. филос. соч.

МОНИЗМ (от греч. μόνος — один, единственный), спо­соб рассмотрения многообразия явлений мира в све­те одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и построения теории в форме логически последоват. развития исходного положения. Противо­положность М.— дуализм, признающий два независи­мых начала, и плюрализм, исходящий из множествен­ности начал.

М. первоначально имел форму наивного представле­ния о «первовеществе», из которого возникли все вещи, например вода (у Фалеса), огонь (у Гераклита). Глав­ную проблему филос. М. составляет понимание взаимо­отношения материального и идеального, предполагаю­щее решение основного вопроса философии в духе мате­риализма или идеализма. Материалистич. М. выводит идеальное из материального и противостоит как объек­тивно-идеалистическому, так и субъективно-идеалит стич. М. Разновидностью последнего является т. н. нейтральный М. (махизм, эмпириомонизм и др.), пы­тающийся вывести и физическое и психическое из «нейт­рального» начала (напр., у Маха — из «элементов»). Идеалистич. М. сталкивается с принципиально нераз­решимой задачей рационального обоснования «сотво­рения» мира сознанием и противоречит данным естест­вознания и логике. Дуализм, исходящий из идеи незави­симости материальной и духовной субстанции, не может объяснить взаимосвязь физич. и психич. процессов в поведении человека (Декарт). В противоположность идеалистич. М. и дуализму материалистич. М. рассмат­ривает идеальное как свойство и функцию материи. Однако метафизич. материализм, пытаясь связать иде­альное непосредственно с природой, не может объяс­нить как возникновение идеального из материального, так и превращение идеального в материальную силу, довести принцип материалистич. М. до понимания обществ. жизни.

Высшей и единственно последоват. формой М. явля­ется диалектич. материализм, соединивший принцип материального единства мира с принципом развития и доказавший, что всё разнообразие явлений природы, общества и человеч. сознания представляет собой про­дукт развивающейся материи. Введение в философию категории практики позволило объединить в единое воззрение учение о бытии и о познании, довести зда­ние материализма «доверху», придать ему действенный характер, создать единую методологию революц. мыш­ления и действия. Целостность учения марксизма-ле­нинизма — образец монистич. развития теории. Диа-лектико-материалистич. М.— не только мировоззрен­ческий, но и логико-методологич. принцип, требующий от теории раскрытия внутр. единства и связи явлений, последоват. проведения определ. точки зрения на фак­ты, систематич. восхождения от абстрактного к кон­кретному, от общего закона к его конкретным проявле­ниям.

• Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., т. 20; Ленин В. И., Филос. тетради, ПС'С, т. 29; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монис­тич. взгляда на историю, М., 1949; Н а у м е н к о Л. К., М. как принцип диалектич. логики, А.-А., 1968; Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980. МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель Эйкем де (28.2.1533, замок Монтень, близ Перигора,—13.9.1592, там же),

МОНИЗМ

франц. философ эпохи Возрождения. М. вошёл в исто­рию философии как сторонник скептицизма; однако его мировоззрению чужд агностицизм. М. выступал с резкой критикой господствовавшего схоластич. дог­матизма, авторитаризма и фидеизма. Ядром его осн. филос.произв., написанного по-французски («Опыты», v. 1—2, 1580; рус. пер., кн. 1—3, 1954—60; 19792), является вопрос: «что я знаю?». Выступая против за­коренелых предрассудков и предубеждений, М. доказы­вал ограниченность и несовершенство человеч. позна­ния, его историч. изменчивость и необходимость по­стоянного совершенствования на основе объективного познания естеств. закономерностей природы. Согласно М., нельзя довольствоваться достигнутым: «философ­ствовать — значит сомневаться». В воззрениях М. зву­чат материалистич. мотивы: жизнь и деятельность лю­дей подчинены законам природы; душа зависима от те­ла. Не отрицая бытия бога, М. считал теологию лож­ной наукой, закабаляющей разум. Он отрицал бес­смертие души и посмертное воздаяние. Произв. М. было включено Ватиканом в 1676 в индекс запрещён­ных книг.

Этика М. близка к эпикурейскому гедонизму. Веро­терпимость, лояльность, доброжелательность — не­пременные устои нравственности. Воззрения М. оказа­ли большое влияние на философию франц. Возрожде­ния и Просвещения.

* Oeuvres completes, v. 1—12, P., 1924—41. * История философии, т. 2, М., 1941, с. 38—41; История фило­софии, т. 1, М., 1957, с. 312—15; Б о г у с л а в с к и й В. М., «Опыты» М. М., «ВФ», 1956, 5; Рыкова H., M. M., в кн.: Писатели Франции, М., 1964; Peursen С. A. v a n, M. de Montaigne, Amst., 1954; Moreau P., Montaigne, P., 19584; Joukovsky F., Montaigne et la probleme du temps, P., 1972.

МОНТЕСКЬЕ (Montesquieu) Шарль Луи (18.1.1689, Лабред, близ Бордо,—10.2.1755, Париж), франц. фило­соф, писатель и историк, представитель философии Просвещения 18 в. Филос. позиция М., изложенная в его' осн. соч. «О духе законов», была выражением де-истич. онтологии, рассматривающей бога в качестве создателя, действовавшего, однако, по объективным законам материального мира. Отвергая теологич. ми­ровоззрение Фомы Аквинского, М. считал задачей философии познание причинных связей материальной действительности, движущейся по законам механики. В области гносеологии он отстаивал материалистич. идею отражения внеш. мира в сознании человека на основе деятельности разума, обрабатывающего резуль­таты опыта, однако непоследовательно принимал лок-ковскую трактовку рефлексии в качестве одного из самостоят. источников познания. Теологич. интерпре­тации историч. процесса М. противопоставил идеи географической школы в социологии, основоположником к-рой он считается. Согласно М., климат, почва и со­стояние земной поверхности определяют дух народа и характер обществ. развития. Всеобщие законы исто­рии определяются также комплексом социальных факторов: произ-вом, собственностью, принципами правления, обычаями и религией. Критикуя феод.-деспотич. форму правления, М. принимал локковскую идеализацию англ. монархически-конституц. политич. режима, осуществившего разделение законодат., ис­полнит, и суд. власти. Отвергая догматы христианства, религ. фанатизм и инквизицию, стремление католич. церкви к светской власти, М. развивал концепцию функ­циональной роли религии, необходимой для поддержа­ния обществ. порядка и сохранения нравственности.

• Oeuvres completes, v. 1—3, P., 1950—55; Polit.ique de Mon­tesquieu, P., 1965; в рус. пер.—Избр. произв., М., 1955; Персид­ские письма, М., 1956.

• [Баскин М. П.], М., М., 1965; А l t husser L., Mon­tesquieu, P., 1959; Benrekassa G., Montesquieu, P., 1968; Waddicor M. H., Montesquieu and the philosophy of na­tural law, The Hague, 1970; Quoniam Th., Montesquieu P., 1977.

MOP (More) Томас (7.2.1478, Лондон,—6.7.1535, там же), англ. гуманист, гос. деятель и писатель. Сын су­дейского чиновника. В 1492—94 занимался в Оксфорд-

ском ун-те, примыкал к кружку т. н. оксфордских ре­форматоров (Дж. Колет, Т. Линакр, У. Гросин). Друг Эразма Роттердамского (в доме М. Эразм написал и ему посвятил «Похвалу глупости»). В 1525—29 канцлер герцогства Ланкастерского, в 1529—32 канцлер Анг­лии. К лютеранской реформации относился отрица­тельно, считая её угрозой общехрист. единству. Буду­чи католиком и соответственно сторонником верховной власти папы, М. отказался дать присягу королю как «верховному главе» англ. церкви, после чего был за­ключён в Тауэр (1534), обвинён в гос. измене и казнён. В 1886 причислен католич. церковью к лику блажен­ных, в 1935 канонизирован.

Всемирную известность принёс М. его трактат «Уто­пия» (1516), содержащий описание идеального строя фантастич. острова Утопия (греч., букв.— «Нигде-ния», место, к-рого нет; это придуманное М. слово стало впоследствии нарицательным — см. Утопия). Здесь М. впервые изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехриет. общинах), но обобществлены произ-во и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, рас­пределение происходит по потребности, рабочий день сокращён до 6 часов; наиболее тяжёлые работы выпол­няют преступники. Политич. строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья пред­ставлена ячейкой коммунистич. быта, она организо­вана не столько на родственных, сколько на производств.

началах. М. не мыслил себе революц. пути осуществления этого идеала — он был противником нар. движений, видя в них лишь разрушит. начало и анархию. '

Описание обществ. строя Утопии составляет 2-ю часть трактата. Первая, написанная позже и представ­ляющая собой диалог, даёт сатирич. картину социаль­ного уклада Англии, контрастирующую с изображе­нием Утопии, и своеобразный скептич. комментарий ко 2-й части. Написанная по-латыни в расчёте на учёных-гуманистов и просвещённых монархов, «Уто­пия» в сер. 16 в..была переведена на др. европ. языки. На рус. яз.— впервые в 1789 (с франц.), в 1901 Е. В. Тарле (в приложении к его кн. «Обществ, воззре­ния Т. М. в связи с экономич. состоянием Англии его времени»), в 1903 А. Г. Генкелем, в 1935 А. И. Малеи-ным, в 1978 — Ю. М. Каган. «Утопия» оказала боль­шое влияние на последующих реформаторов, в част­ности Морелли, Бабёфа, Сен-Симона, Фурье, Кабе и др. представителей утопич. социализма.

• Complete works, v. 1—[14], Los Ang., 1957—; The correspon­dence, ed. E. F. Rogers, Princeton, 1947; в рус. пер.— Эпиграм­мы. История Ричарда III, М., 1973; Утопия, М., 1978.

• Каутский К., Т. М. и его утопия, пер. с нем., М., 1924; Алексеев М. П., Слав. источники «Утопии» Т. М., М., 1955; Осиновский И. Н., Т. М., М., 1974; Т. М. 1478—1978. Коммунистич. идеалы и история культуры, М., 1981; Campbell W. E., More's Utopia and his social teaching, L., 1930; Sullivan F. and Sullivan M. P., Moreana, 1478— 1945, Kansas City, 1946; Bridgett T. E., Lite and writings ol sir Th. More, Ann Arbor —L., 1962; Johnson R. S., More's Utopia: ideal and illusion, New Haven — L., 1969; St. Thomas More, aetion and contemplation. Proceedings of the symposium..., New Haven — L., 1972; F l e i s h e r M., Radical reform and political persuasion in the life and writings of Thomas More, Geneva, 1973.

МОРАЛЬ (лат. moralis — нравственный, от mos, мн. ч. mores — обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из осн. способов нормативной регуляции дейст­вий человека в обществе; особая форма обществ. созна­ния и вид обществ. отношений (моральные отноше­ния); предмет спец. изучения этики.

М. регулирует поведение и сознание человека во всех сферах обществ. жизни — в труде, в быту, в поли­тике, в науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и междунар. отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, принципы М. имеют социально-всеоб­щее значение и распространяются на всех людей, фик­сируя в себе то общее и основное, что составляет куль-

туру межчеловеческих взаимоотношений и откладыва­ется в многовековом опыте развития общества. Они поддерживают и санкционируют определ. обществ. устои, строй жизни и формы общения (или, напротив, требуют их изменения) в самой общей форме, в отли­чие от более детализированных, традиционно-обычных, ритуально-этикетных, оргаиизац.-адм. и технич. норм. В силу обобщённости моральных принципов нравст­венность отражает более глубинные слои социально-историч. условий бытия человека, выражает его сущ-ностные потребности.

М. принадлежит к числу осн. типов нормативной ре­гуляции действий человека, таких, как право, обычаи, традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них. Если в праве и органи-зац. регуляциях предписания формулируются, утверж­даются и проводятся в жизнь спец. учреждениями, то требования нравственности (как и обычаи) формиру­ются в самой практике массового поведения, в процес­се взаимного общения людей и являются отображе­нием жизненно-практич. и историч. опыта непосредст­венно в коллективных и индивидуальных представле­ниях, чувствах и воле. Моральные нормы воспроизво­дятся повседневно силой массовых привычек, веле­ний и оценок обществ. мнения, воспитываемых в ин­дивиде убеждений и побуждений. Выполнение требо­ваний М. может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Авторитет того или иного лица в М. не связан с к.-л. офиц. полномо­чиями, реальной властью и обществ. положением, но является авторитетом духовным, т. е. обусловленным его моральными же качествами (сила примера) и спо­собностью адекватно выразить смысл нравств. требо­вания в том или ином случае. Вообще в М. нет харак­терного для институциональных норм разделения субъ­екта и объекта регулирования.

В отличие же от простых обычаев, нормы М. не толь­ко поддерживаются силой устоявшегося и общеприня­того порядка, властью привычки и совокупного дав­ления окружающих и их мнения на индивида, но полу- ' чают идейное выражение в общих фиксированных пред­ставлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Последние, отражаясь в обществ. мнении, вместе с тем являют собой нечто более устойчивое, ис­торически стабильное и систематическое. М. отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности («назначения», «смысла», «цели») общества, истории, человека и его бытия. Поэтому господствующие в дан­ный момент нравы и обычаи могут быть оценены М. с точки зрения её общих принципов, идеалов, крите­риев добра и зла, и моральное воззрение может нахо­диться в критич. отношении к фактически принятому образу жизни (что и находит выражение в воззрениях прогрессивного класса или, напротив, консервативных социальных групп). Вообще же, в М. в отличие от обы­чая должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью. В классово антагонистич. обществе нормы общечеловеч. нравственности никогда не исполнялись целиком, безоговорочно, во всех слу­чаях без исключения.

Роль сознания в сфере моральной регуляции выража­ется также в том, что нравств. санкция (одобрение или осуждение поступков) имеет идеально-духовный характер; она выступает в форме не действенно-мате­риальных мер обществ. воздаяния (наград или наказа­ний), а оценки, к-рую человек должен сам осознать, принять внутренне и соответствующим образом направ­лять свои действия в дальнейшем. При этом имеет зна­чение не просто факт чьей-либо эмоционально-волевой реакции (возмущения или похвалы), но соответствие оценки общим принципам, нормам и понятиям добра

МОРАЛЬ 387

и зла. По этой же причине в М. громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), к-рое позволяет человеку самому конт­ролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать свою линию поведения в рамках коллектива или груп­пы. В этом смысле К. Маркс говорил о том, что «...м о-р а л ь зиждется на автономии человеческого духа...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 13). В М. оцениваются не только практич. действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. В свя­зи с этим в моральной регуляции особую роль обретает личное воспитание, т. е. формирование в каждом инди­виде способности относительно самостоятельно опреде­лять и направлять свою линию поведения в обществе и без повседневного внеш. контроля (отсюда же та­кие понятия М., как совесть, чувство личного досто­инства и чести).

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результа­тов в определ. ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. В отдельно взятом случае практич. результат действия может быть различным, зависящим и от случайных обстоятельств; в общесо­циальном же масштабе, в суммарном итоге выполнение моральной нормы отвечает той или иной обществ. по­требности, отображённой в обобщённом виде данной нормой. Поэтому форма выражения нравств. нормы — не правило внеш. целесообразности (чтобы достичь та­кого-то результата, нужно поступать так-то), а импе­ративное требование, долженствование, к-рому чело­век должен следовать при осуществлении самых раз­ных своих целей. В моральных нормах отражаются потребности человека и общества не в границах опре­дел. частных обстоятельств и ситуаций, а на основе громадного историч. опыта мн. поколений; поэтому с т. зр. этих норм могут оцениваться как особенные цели, преследуемые людьми, так и средства их дости­жения.

М. выделяется из первоначально нерасчленённой нормативной регуляции в особую сферу отношений уже в родовом обществе, проходит длит. историю фор­мирования и развития в доклассовом и классовом об­ществе, где её требования, принципы, идеалы и оценки приобретают в значит. мере классовый характер и смысл, хотя наряду с этим сохраняются и общечело-веч. моральные нормы, связанные с общими для всех эпох условиями человеч. общежития.

В эпоху кризиса социально-экономич. формации возникает как одно из его выражений кризис господ­ствующей М. Моральный кризис бурж. общества яв­ляется частью общего кризиса капитализма. Кризис традиц. ценностей бурж. М. обнаруживается в «утрате идеалов», в сужении сферы моральной регуляции (амо­рализм бурж. политики, кризис семейно-брачных отно­шений, рост преступности, наркомании, коррупции, «эскапизм» и «бунт» молодёжи).

Пролет. М., отличающаяся историч. оптимизмом, сохраняет и развивает подлинные моральные ценно­сти. По мере утверждения социалистич. отношений но­вая М. становится регулятором повседневных взаимо­отношений между людьми, постепенно проникая во все сферы обществ. жизни и формируя сознание, быт и нравы миллионов людей. Для коммунистич. нравст­венности характерны последоват. осуществление прин­ципа равенства и сотрудничества между людьми и народами, коллективизм, интернационализм и патрио­тизм, уважение к человеку во всех сферах его обществ. и личных проявлений на основе принципа — «...сво­бодное развитие каждого является условием свобод­ного развития всех» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 4, с. 447).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)