АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, 2 страница

Читайте также:
  1. E. Реєстрації змін вологості повітря. 1 страница
  2. E. Реєстрації змін вологості повітря. 10 страница
  3. E. Реєстрації змін вологості повітря. 11 страница
  4. E. Реєстрації змін вологості повітря. 12 страница
  5. E. Реєстрації змін вологості повітря. 13 страница
  6. E. Реєстрації змін вологості повітря. 14 страница
  7. E. Реєстрації змін вологості повітря. 15 страница
  8. E. Реєстрації змін вологості повітря. 16 страница
  9. E. Реєстрації змін вологості повітря. 17 страница
  10. E. Реєстрації змін вологості повітря. 18 страница
  11. E. Реєстрації змін вологості повітря. 19 страница
  12. E. Реєстрації змін вологості повітря. 2 страница

Б. не тождественна организации и организованно­сти вообще. В 20 в. в развитых индустриальных стра­нах отмечается рост организованности во всех сферах жизни. В экономич. области это выразилось в возник­новении производств. комплексов и централизации уп­равления ими, в политической — в формировании но-литич. партий, в области культуры — в возникнове­нии централизов. сети средств массовой коммуникации, и т. д. Объективный ход социально-экономич. разви­тия в 20 в. приводит к выработке общих принципов работы социальных организаций, к-рые включают структуру управления, иерархию должностей и по­стов, строгое разделение функций, правила информа­ции руководства на различных ступенях, дисциплину. Все эти правила необходимы для работы организации и сами по себе ещё не означают Б. Бюрократия — это независимость аппарата власти от исполнителей, по­давление инициативы отд. частей организации. Условия бюрократия, организации формируют специфпч. тип личности, главными психологическими и моральными чертами к-рой являются политический, идейный и мо­ральный конформизм, ориентация на выполнение фор­мальных обязанностей, стандартизация потребностей и интересов.

Впервые науч. понимание природы и существа Б. дал К. Маркс. В работе «К критике гегелевской фило­софии нрава» Маркс показал, что Б. заключается преж­де всего в потере организацией содержат. цели своей деятельности, в подчинении правил её функциониро­вания, деловых принципов задаче сохранения и укреп­ления её как таковой (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, с. 270). Именно отсюда Маркс выводил такие чер­ты Б., как формализм, бездушие, крючкотворство, бю-рократич. произвол. Как писал Маркс, бюрократия «...вынуждена...выдавать формальное за содержание, а содержание — за нечто формальное. Государствен­ные задачи превращаются в канцелярские задачи, или канцелярские задачи — в государственные» (там же, с. 271). Строгие правила и жёсткие предписания в Б. уживаются с возможностью принимать волюнтарист­ские решения, что особенно ярко демонстрирует прак-тика работы буржуазной полицейско-бюрократпч. ма­шины.

Маркс впервые в истории вскрыл классовые основы Б. как формы политич. жизни. В работе «Восемнадца­тое брюмера Лун Бонапарта» Маркс сформулировал за­дачу слома бурж. бюрократич. машины как первое условие победы социалистич. революции. В. И. Ленин в работе «Гос-во и революция» разработал принципы ликвидации Б. в ходе победоносной социалистич. революции.

Явление Б. привлекает особое внимание бурж. учё­ных с нач. 20 в., когда рост бюрократич. орг-ций при­нял огромный размах. Основы бурж. социологич. кон­цепций Б. были заложены в работах нем. социолога М. Вебера, к-рый рассматривал Б. как естеств. и не­обходимую форму всякой социальной организации. Сам термин «Б.» приобрёл у Вебера позитивный харак­тер и относился к организации вообще. В таком же смысле он употребляется во многих немарксистских со­циологич. работах. Безличность, рациональность, стро­жайшая регламентированность, ограниченность ответ­ственности в атих работах считаются идеалом всякой организации.

БЮХНЕР

Непосредств. итогом развития Б. являются процессы роста отчуждения во всех сферах жизни бурж. общест­ва, атмосфера конформизма. Б совр. бурж. общества и защищающие её концепции вызывают резкую критику со стороны марксистов. Она также подвергалась кри­тике со стороны либерально настроенных учёных в бурж. странах.

Οкт. революции 1917 в России разрушила старую по­лицейско-бюрократпч. машину. Ленин в качестве одной из осн. задач по созданию демократич. аппарата вла­сти выдвинул задачу изгнать из гос. аппарата «...все следы излишеств, которых в нем осталось так много от царской России, от еебюрократическо-капиталистиче-ского аппарата» (ПСС, т. 45, с. 405). Борьбу с бюро­кратизмом Ленин рассматривал не только как борьбу с пережитками старого социального строя, но и как предупреждение извращений, возможных в условиях социализма в результате нарушения норм социалистич. демократии. Гл. орудием предотвращения бюрократич. стиля руководства в условиях социализма Ленин счи­тал всестороннее развитие внутрипарт., гос. и хоз. демократии на основе принципа демократического цент­рализма. В условиях социализма вырабатывается не только принципиально иной, в отличие от буржуаз­ного, тип социальной организации, постоянно осущест­вляется контроль за соблюдением норм и принципов социалистич. демократии. Развивая и расширяя сеть орг-ций (экономич., политич., культ.-просвет, и др.), укрепляя централизм и единоначалие, борясь за дис­циплину и ответственность в выполнении своих обя­занностей каждым членом орг-ций, социалистич. об­щество одновременно решительно борется с бюрокра­тич. извращениями, расширяет возможность для при­влечения масс к управлению обществ. жизнью и отд. орг-циями.

• M a p к с К., К критике гегелевской философии права, M a p к с К. и Э н г с л ь.с Ф., Соч., т. 1; е г о ж е, Восемнад­цатое брюмера Луп Бонапарта, там же, т. 8; Л е н и н В. И., Заключит, слово по докладу о партийной программе 19 марта. [VШ съезд РКП(б) 18—23 марта 1919 г.], ПСС, т. 38; е г о ж е, Странички из дневника. 2 января 1923 г., там же, т. 45; 3 а-м о ш к b y Ю. А., Кризис бурж. индивидуализма и личность, М., 1960; его же, Идейно-теоретич. дискуссии вокруг проб­лемы Б., «ВФ», 1970, № 11; М и л л с Р., Властвующая элита, пер. с англ., М., 1959; Weber M., The theory of social and economic organization, L.— N. Y., 1947; M e r t o n R. [a. o.] (eds), Reader in bureaucracy, Glencoe, 1952; E t z i o n i A., A comparative analysis οί complex organizations, Ν. Υ., 1961; Blau P. M., Bureaucracy in modern society, N. Y., 1961.

БЮХНЕР (Büchner) Людвиг (29.9.1824, Дармштадт,— 1.5.1899, там же), нем. философ и врач, естествоиспы­татель. Представитель вульгарного материализма. Пер­воначально находился под сильным влиянием филосо­фии Фейербаха, которую, однако, трактовал упрощён­но, ориентируясь на антропологизм и отрицательное отношение Фейербаха к диалектике Гегеля. Другим источником философских взглядов Б. были идеи Ка-баниса. Исходным у Б. является понятие материи, тождественной веществу и обладающей рядом свойств, пли сил, среди к-рых наиболее важное — движение. Утверждая, что мысль, сознание (понимаемое как зер­кало природы) является продуктом высокоорганизован­ной материи — мозга, Б. рассматривал духовное лишь как совокупность функций мозга (см. «Сила и материя», СПБ, 1907, с. 178). Вера в безграничные возможности науки и критика агностицизма сочетались у Б. с нек-рыми оговорками о непознаваемости материи самой по себе. Защищал идеи социального дарвинизма, про­возглашал борьбу за существование (капиталистиче­скую конкуренцию) основой социального развития. Передовые учёные 19 в. критически использовали нек-рые идеи Б. для борьбы с идеализмом.

• в рус. пер.: Природа и наука. К., 1881; Психическая жизнь животных, СПБ, 1902; Дарвинизм и социализм, СПБ, 1913.

• История философии, т. 3, М., 195Я (см. именной указатель); Б а к p а д з е К., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960, гл. 1, с. 26—56.

 

 

в

ВАЙБХАШИКА (санскр.), вначале носившая назв. сарвастивада, позднее иногда называвшаяся муласар-вастивада, одна из крупных школ хинаяны. Близка к тхераваде (учению старейших). По решению собора в нач. н. э. в Кашмире (т. н. 4-го буддийского собора) были составлены комментарии к канону (вибхаша) — отсюда назв. школы. Осн. источником для изучения В. служит трактат крупнейшего представителя школы (впоследствии перешедшего и махаяну) Васубандху «Абхидхармакоша».

Основа воззрений В.— учение о дхармах, ставшее фундаментом хинаяны и принятое буддизмом вообще. Схоластич. реализм В. приводит к утверждению неиз­менного постоянного числа дхарм, разделяющихся на настоящие, прошлые и будущие, в связи с чем бытие дхарм, их возникновение и исчезновение — это только странствие имеющихся данностей с одной временной ступени на другую. В. предполагает многочисл. класси­фикации дхарм, наиболее значимые среди них — ст. зр. течения процесса познания — классификации на сканд-хи, аятаны, или основы сознания, и дхату, группы элементов сознания. Нирвана как абс. реальность пред­стаёт в В. совершенно отделённой от нирваны как пси-хологич. состояния и, оказавшись неподвижным, неиз­менным элементом, означающим безличный материаль­ный остаток, выступает как некая вещная данность — дравья (букв.— вещь). Этот примитивный реализм В. смягчается указанием на то, что «материальный» не означает «телесный», а только «непсихический» («угашены феномены сознания»).

• см. к статьям Хинаяна, Дхарма, Нирвана.

ВАЙШЕШИКА (санскр., от вишеша — различие, осо­бенность), др.-инд. филос. школа, признающая автори­тет Вед, но опирающаяся в своей теории на независи­мые основания. Близка к нъяе, с к-рой образовала позднее единую школу; по происхождению отражает, видимо, более ранний этап, чем ньяя. Основателем В. считается Канада (он же Улука), его соч. «Вайшешика-сутра» — первое систематич. изложение теории В. Др. важные источники: «Падартха-дхарма-санграха» Пра-шастапады, труды Удаяны, Шридхары, Валлабхачарьи и др. Согласно В., существует семь видов реальности, выступающих как объекты познания. Из них шесть положительны — субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и одна отрицатель­на — небытие (абхава — см. Бхава). Субстанция, пред­ставляющая собой субстрат качества и действий, но отличная от них, выступает в девяти формах, пять из к-рых (земля, вода, огонь, воздух, эфир-акаша) явля­ются физич. элементами, воспринимаемыми органами чувств, а четыре других неощутимы (как и акаша, к-рая, однако, является субстратом звука), едины, вечны и все-проникающи [пространство, время, душа как субстрат сознания и ум (манас), предназначенный для восприя­тия индивидуальной души и трактуемый как внутр. чувство]. Субстанция несёт в себе качество, к-рое не существует вне неё и не проявляет к.-л. активности; оно определяет природу вещей (В. выделяет 24 качест­ва). Действие понимается В. как физич. движение пяти видов — вверх (поднятие), вниз (опускание), внутрь (сжатие), вовне (расширение), с места на место (хожде­ние, перемещение). Нек-рые действия не воспринима­ются (напр., ума-манаса). Всеобщность представляет собой вечную сущность, общую всем элементам данно­го класса (напр., «коровность» — то, что обще всем коровам и существует независимо от рождения или смерти любой из коров). Противоположна всеобщности

категория особенности (вишеша, отсюда назв. школы), индивидуализирующая вечные сущности мира, диффе­ренцирующая их. Под присущностью (или нераздель­ностью) В. понимала нерасторжимую и постоянную связь (целое и его части, качество или действие и суб­станция, общее и особенное).

Наиболее выдающейся частью учения В. является атомистич. теория, объясняющая ту часть Вселенной, к-рая состоит из физич. элементов и подвержена воз­никновению и разрушению. Все составные физич. объ­екты состоят из четырёх видов атомов, соединяющихся в двойки, тройки и иные типы организации. Сами ато­мы понимаются как несотворённые и вечные элементы, указывающие предел членения материального объекта. Мир создан из атомов, по движущей силой является бог, действующий в соответствии с законом кармы. В системе В. была детально разработана теория созда­ния и разрушения Вселенной (мировой цикл).

• Радхакришнан С., Инд. философии, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 153—217; Ч а т т е ρ д ж и С., Д а т т а Д. Древняя инд. философия, пер. с; англ., М., 1954, с. 40—42, 211— 235; Гостеева Е. И., Философия В., Таш., 19СЗ; U i H., The Vaiäesika philosophy, L., 1917; Faddegon В., The Vaicesjka system, Arast., 1918; Keith А. В., Indian logic and atomism, Oxf., 1921; M i s h r a U., Conception of matter accor­ding to Nyaya-Vaicesika, Allahabad, 1936; D i x i. t S h., A cri­tical evaluation of the Vaisesika categories, «Philosophical Quar­terly», 1958, v. 31, № 1; D a s g u p l a S., A history of Indian philosophy, v. l, Delhi, 1975; см. также лит. к ст. Ньяя.

ВАЛЛОН (Wallon) Анри (15.3.1879, Париж,— 1.12. 1962, там же), франц. психолог, философ, обществ. деятель. Чл. ФКП с 1942. Участник Движения Сопро­тивления. Специалист по детской и генетич. психоло­гии и прикладной психологии; основал во Франции первую лабораторию детской психологии (1927) и первый в этой области жури. «Enl'ance» (1948). На осно­ве трудов В. о генезисе и стадиальном развитии детско­го сознания в норме и патологии, о характере, эмо­циях, постуральных функциях у детей возникла пси-хологич. школа, носящая его имя. Опираясь на фило­софию диалектич. материализма, В. отвергал как физиологизм, так и абстрактный социологизм в психо­логии, применял принцип историзма к анализу психики.

• Principes de Psychologie appliquee, P., 19505; Psychologie et education de Penfance, P., 1959; Buts et methodes de la Psycho­logie, P., 1963; в рус. пер.—От действия к мысли, М., 1950; Психич. развитие ребенка, М., 1967.

• Тутунджян О. М., Психологич. концепция А. В., Ер., 1966; Zazzo R., Psychologie et marxisme. La vie et l'oeuvre de Henri Wallon, P., 1975.

BAH ФУЧЖИ, Ван Эрнун, Ван Чуань-ш а н ь (7.10.1619, Хэнъян, пров. Хунань, — 18.2.1692, Шичуаньшань, ок. Хэнъяна), кит. философ-материалист, учёный. Занимался астрономией, матема­тикой, географией, историей, литературой. Автор св. 100 работ (до сих пор опубл. ок. 70), важнейшие из них — комм. к работе Чжан Цзая «Наставление не­просвещённым», основной и дополнит. комм. к «И цзин», «Подробное истолкование "Четверокнижия"», «Жёлтая книга», «Зловещий сон», «Полное замешатель­ство», «Читая „Зеркало истории"» и др.

В основе филос. воззрений В. Ф. лежали понятия ци — материальной силы, ци — конкретных вещей и явлений (пишется др. иероглифом), ли — объективного закона всех ци и тайсюй — великой пустоты. Ци (ма­териальная сила) — это вещество, из к-рого пост­роена Вселенная; соединение материальных частиц ци

ВАН 73

создает всё многообразие природы, весь мир конкрет­ных вещей и явлений, (второе ци), к-рый находится в постоянном процессе изменений и обновления путём возникновения одних и исчезновения др. вещей, в ре­зультате бесконечного взаимодействия сил инь и ян. Ци (материальные частицы) пребывают в тайсюй в своём «естеств. состоянии» отдельно друг от друга и в таком виде незаметны для человеческого глаза; поэто­му пространство, окружающее нас, представляется «прозрачным» — «пустым».

Концепция постоянно обновляющейся и меняющейся Вселенной лежала в основе социальной философии В. Ф., его представления об истории как процессе не­прерывного движения. В. Ф. бросил вызов утвержде­ниям ортодоксального конфуцианства, согласно к-рому «золотой век» был в прошлом и движение общества есть постепенный регресс. По В. Ф., человек есть часть при­роды, «небесные законы» не противоречат «человече­ским желаниям», свобода воли — это свободное следо­вание законам природы.

* Буров В. Г., Мировоззрение кит. мыслителя 17 в. Ван Чуань-шаня, М., 1976 (библ.); Forke Α., fieschichte der neueren chinesischen Philosophie, Hamb., 1938, S. 484—89; Wing-tsit С h a n, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p. 692-702.

BAH ЧУН, Чжун-жэиь (27 — ок. 98), др.-кит, мыслитель Вост.-ханьского периода (25—220). Автор ряда трактатов, из к-рых до нас дошёл только «Лунь хэн» («Критич. рассуждения») — самое большое и глав­ное произведение В. Ч.

Как мыслитель В. Ч. не принадлежал ни к одной из др.-кит. филос. школ, хотя в его учении прослежива­ются следы влияний даисизма и идей «Ицзин» о взаимо­действии сил инь и ян. В. Ч.— оригинальный мысли­тель, материалист, скептик, полемист, критик идеали-стич. концепций, в особенности конфуцианских. Не­бо— это не высшее, божеств. существо, определяющее возникновение и развитие вещей и явлений; оно мате­риально, неодушевлённо и лишено органов чувств, не может действовать, а все вещи и явления возникают естественно и спонтанно. Важное место в учении В. Ч. занимает понятие ци ·— изначальной субстанции мира, первоосновы и источника вещей, возникающих в ре­зультате сгущения этой субстанции. Так же порожда­ется и человек, к-рый в принципе не отличается от жи­вотного, поатому после смерти тело его разлагается, а жизненный дух рассеивается. Источник познания ре­ального мира — чувств. восприятие, созерцание вещей и явлений. В то же время В. Ч. присуща вера в пред­знаменования, почитание авторитета мудрецов древ­ности и фатализм в обществ.-политич. взглядах.

* Π е т p о в А. А., В. Ч.— др.-кит. материалист и просвети­тель, М., 1954; Forke Α., Geschichte der mittelalterlichen chinesischen Philosophie, Hamb., 1934, S. 110—30.

BAH ЯНМИН, Ван Шоужэнь, Ван Боань (31.10.1472, Юэчэн, пров. Чжэцзян,— 9.1.1529, Нань-ань, пров. Цзянси), ср.-век. кит. философ, представи­тель конфуцианства. Род. в аристократич. семье. Зани­мал ряд крупных гражд. и воен. постов. У себя на ро­дине создал школу, приобретшую приверженцев по всей стране; позднейшие исследователи выделили в ней семь направлений, делавших упор на к.-л. одно поло­жение В. Я.: внезапное просветление; тихая медита­ция; презрит. отношение к обычаям, соединённое с экс-центрич. поведением, и т. д.

Среди многочисл. соч. В. Я.— «Да-сюе гу-бэнь пан-ши» («Второстепенные пояснения к древнему тексту Великого учения»), комментарии к пяти конфуцианским классикам —- «У-цзин ишо» («Догадки относительно пяти канонич. книг») и филос. беседы с учениками — «Чуань-силу» («Записи переданных поучений»). Выступая про­тив дуализма Чжу Си, В. Я. развивал монистич. учение, в к-ром идеальное ли, дух, является первопричиной

ВАН

мира, а материальное ци — лишь производное от ли. Оба же они (а вместе с ними все принципы и вещи, весь мир) существуют, согласно субъективно-идеалистич. концепции В. Я., лишь в нашем сознании («душе»), ибо наш дух является осн. началом всего мира и заклю­чает его в себе. В области гносеологии В. Я. выдвинул теорию интуитивного познания, основанного на обна­ружении идей, изначально заложенных в нашем разу­ме, в связи с чем процесс познания является прежде всего самопознанием. Политич. доктрина В. Я. провоз­глашала единство всего Китая и всей Вселенной: «Вся Вселенная — одна семья, весь Китай — один чело­век».

* Forke Α., Geschichte der neueren chinesischen Philoso­phie, Hamb., 1938, S. 380—09; Γ, a r s u n С h a n g, Wang Yang-ming: Idealist philosopher of sixteenth-century China, N. Y., 1962; Wing-tsit Chan, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 196Я, p. 654—91.

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Βαοίλεος ό Μέγας), Василий К е с a р и й с к и й (ок. 330, Кесария Каппа-докийская, —1.1.379, там же), греч. церк. деятель, мы­слитель и писатель. Один из виднейших представителей патристики, глава т. н. каппадокийского кружка. С 370 епископ г. Кесарии, организатор ортодоксаль­ной оппозиции официально насаждавшемуся в этот период арианству. Испытал воздействие платонизма, отчасти неоплатонизма (мотивы Плотина в трактате «О святом Духе»); однако в целом для него характерна апелляция к популярным, общедоступным пластам антич. культурной традиции (доктрина Посидония о симпатии всех вещей, ходовой морализм). Его тол­кования на рассказ библейской кн. Бытия о шести днях творения основали богатую традицию ср.-век. «Шестодневов» и повлияли на распространённые космо-логнч. и естеств.-науч. представления последующих столетий (в частности, у слав, народов). В православ­ной традиции — один из трёх главных «святителей» вост. церкви (наряду с Григорием Богословом и Иоан­ном Златоустом).

• Migne PL, t. 29-32; Lettres, v. 1—3, P., 1957—66; Творе­ния..., в кн.: Творения святых отцов, т. 5—11, М., 1843-1915

* AIlard P., Saint Basile, P., 1903«; T r e u с k e r В., Politische und soziaigeschichtliche Studien zu den Basilius-Briefen, Münch., 1961; Dehnhurd H., Das Problem der Abhängigkeit des Basilius von Plolin, B., 1964.

ВАСУБАНДХУ (ok. 320—400 или неск. позднее), инд. философ-буддист. Брат Асанги. Сначала разделял взгля­ды в айбхашики — одной из школ хинаяны, потом стал приверженцем махаяны, явившись одним из учителей школы йогачара. Гл. соч. «Абхидкармакоша» — ком­пендий системы вайбхашики и хинаяны вообще (обнару­жена в переводе на кит. яз.). Став приверженцем школы йогачара, В. написал множество самостоят. работ и комментариев на соч. Майтреи и Асанги, в т. ч. изложе­ние филос. учения йогачара — «Виджнаптиматрата-сиддхи» и др. Для В. характерен интерес к проблеме наименований (оказал влияние на логич. исследова­ния школы).

* Р о з е и б e p г О. О., Введение в научение буддизма по япон. и кит. источникам, ч. 2 — Проблемы буддийской фило­софии, П., 1918; К i t а у a m a J., Metaphysik des Buddhismus; Versuch einer philosophischen Interpretation der Lehre Vasuband-hus und seiner Schule, Stuttg,— B., 1934; FrauwallnerE, On the date of the Buddhist master of the law Vasubandhu, Roma, 1951; см. также лит. к ст. Йогачара.

ВАХДАТ АЛЬ-ВУДЖУД (араб. - единство бытия), учение арабско-мусульм. философии о единстве мира и его членении на ряд ступеней (табакат) в последо­вательности процесса творения. Бытие мира в своей совокупности коренится в бытии бога, ежемгновенно уничтожаясь и возобновляясь им. Бог и телесная суб­станция (араб. хайула, от греч. ϋλη — сырой материал, вещество) — два полюса реальности; лишь бог сущест­вует сам по себе, порождая из себя первый разум, небесные души, формы и др. Т. о., реальность, будучи по сути единой, множественна в логич. определениях. Идеи В. а.-в. разрабатывались прежде всего в суфизме. Систематич. их изложение дали Абу-ль-Баракат аль-Багдади, Айн аль-Кузат Хамадани, Ибн аль-Араби,

Руми, а в богословии шиизма — представители исфа-ханской школы. С В. а.-в. тесно связано учение об архе­типах вещей, в частности принцип «имкан аль-аш-раф» (букв.— возможность превосходящего), согласно к-рому каждому предмету на низшей ступени необхо­димо соответствует его идеальный аналог на высшей. Каждое творение есть порождение оиредел. архетипа и «призвано» последним к бытию, будучи его ничтож­ным подобием. Миру в целом соответствует его архе­тип — «книга бытия», небесная скрижаль, написанная богом. Поэтому каждому элементу бытия предопределе­но его место, срок появления и связь с др. элементами.

«ВВЕДЕНИЕ», работа К. Маркса, см. в ст. «Критика политической экономии»,

ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1856, Тамбов,— 7.3.1925, Ленинград), рус. философ-идеалист и психо­лог, крупнейший представитель рус. неокантианства. Пред. Санкт-Петерб. филос. об-ва (с 1899). В соч. «О пре­делах и признаках одушевления» (1892) и «Психология без всякой метафизики» (1914) В. ставил вопрос о необ­ходимости вывести учение о душе и о сущности психиче­ского за пределы психологии. Всякая душевная жизнь, по В., подчинена закону отсутствия объективных при­знаков одушевления; признание чужой духовности диктуется человеку только его нравств. чувством. Пос­леднее связано с нравств. долгом, постулирующим свободу воли, бессмертие души, существование бога. Полагая, что науч. психология возможна лишь как описат. наука, В. считал её огн. методом интроспек­цию (самонаблюдение). В этой связи В. скептически относился к возможностям экспериментальной пси­хологии, получившей развитие в то время. Логич. уче­ние В. связано с его гносеологией; функция логики, по В.,— проверять истинность познания, а не откры­вать новое. В 20-х гг. активный участник философских диспутов, где выступал против материализма и марк­сизма.

* Спор о свободе воли перед судом критич. философии, «Жур­нал Мин-ва нар. просвещения», 1901, ч. 337, октябрь; Судь­бы философии в России, «Вопросы философии и психоло­гии», 1898, кн. 2 (42); Логика как часть теории познания, П., 19173.

* Из истории рус. психологии, M., 1961, с. 384—90.

ВЕБЕР (Weber) Альфред (30.7.1868, Эрфурт,—2.5. 1958, Гейдельберг), нем. буря«, экономист и социолог. Брат М. Вебера. «Социология истории и культуры» В. сформировалась под влиянием М. Вебера и В. Диль-тея. Историю, по В., можно расчленить на социальный (формирование социальных институтов и структуры), цивилизационный (поступат. развитие техники и естест­вознания, ведущее к унификации цивилизации) и куль­турный (творчество — иск-во, религия и философия) процессы. Они связаны, но протекают по различным законам. Специфичность историч. и социальных изме­нений определ. эпохи В. связывал с иррациональным характером культурного процесса, творцом к-рого яв­ляется интеллектуальная плита. Т. о., историю, по В., направляет игра духовных сил, что означало отрица­ние объективных закономерностей в истории и её по­знаваемости.

• Ideen zur Staats- und Kultursoziologie, Karlsmhe, 1927; Kulturgeschichte als Kultursoziologie, Münch., 1950!; Prinzi­pien der Geschichts- und Kultursoziologie, Müncli., 1951; Der dritte oder der vierte Mensch, Miinfh., 1953; Einführung in die Soziologie, Mtinch., 1955 (соавтор); в рус. пер.—Теория разме­щения пром-сти, М.—Л., 1926.

• К е p e s z с z u k.Т., A. Weher. Schriften und Aufsätze. 1897— 1955. Bibliographie, Münch., 1956.

ВЕБЕР (Weber) Макс (21.4.1864, Эрфурт, —14.6.1920, Мюнхен), нем. социолог, философ и историк. Взгляды В. сформировались под влиянием неокантианства. Совместно с Риккертом и Дильтеем В. разрабатывал концепцию идеальных типов. Смысл идеальной типоло­гии — в конструировании нек-рых образов-схем, по­зволяющих наиболее удобным способом упорядочивать эмпирич. материал, поставляемый конкретными иссле­дованиями и жизненными впечатлениями учёного. Так, античность, феодализм, капитализм для В. не объек-

тивно существующие отношения, а способы идеальной типизации. Концепция идеальных типов направлена против идеи объективной закономерности историч. развития и служит методологич. обоснованием плюра­лизма как принципа исследовательской деятельности.

Во всех исследованиях В. проводил мысль о рацио­нальности как определяющей черте совр. европ. куль­туры. Рациональность противостоит традиционному и харизматич. (см. Харизма) способам организации об-

ществ. отношений. Наиболее яркими проявлениями рациональности, по В., являются: в экономике — изо­бретение двойной бухгалтерии, стимулировавшей раз­витие капиталистич. организации произ-ва; в полити­ке — утверждение институтов формального права, пар­ламентаризма и совр. администрации; в этике — чест­ность отношений, в особенности между кредитором и должником; в музыке — распространение европ. нотной системы и соответствующего ей тонич. лада.

Центр. проблема В.— анализ связи хоз. жизни об­щества, материальных и идеологич. интересов различ­ных социальных групп и религ. сознания. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» («Die pro­testantische Ethik und der Geist des Kapitalismus», 1904—05, рус. пер. 1928) В. пытался обосновать мысль, что европ. капитализм обязан своим происхождением протестантскому религ.-зтич. комплексу, якобы обеспе­чившему воспитание таких черт личности, как трудолю­бие, бережливость, честность, расчётливость. В работе «Истории х-ва» (рус. пер. 1923) В. полнее прослежи­вает влияние экономич. факторов на возникновение капитализма.

Осн. черту капитализма В. усматривает в наличии pa-ционально организованного предприятия. Он оценивает капитализм как наиболее рациональный тип хозяйство­вания. В то же время «это чудовищный космос, в кото­рый каждый отдельный человек ввергнут с момента своего рождения и границы которого остаются для отдельного индивида как такового раз навсегда данными и неизменными» («Die Protestantische Ethik», Münch.— Harab., 1965, S. 45). В целом его концепция происхож­дения и сущности капитализма направлена против марксовой теории первонач. накопления и учения о при­бавочной стоимости.

Уделяя значит. место проблемам социальной струк­туры и классового конфликта, В. противопоставил марксизму свою концепцию, в к-рой подчёркивал мно-гомерность классовых различий и положений. Отноше­ние к власти, различия в статусе и престиже отд. груп­пировок, разделение людей по религ. и идеологич. признакам В. считал столь же важными, как и разли­чия, вытекающие из отношений собственности. В поли-тич. социологии В. уделял большое внимание анализу конфликтов интересов различных группировок правя­щего класса: статусных и престижных групп. Гл. кон­фликт политич. жизни совр. гос-ва усматривал в борь­бе между политич. партиями и бюрократич. аппаратом, чиновничеством. В. отрицал возможность победы со-циалистнч. обществ. отношений, выдвигал против этой идеи тезис о всесилии бюрократии. Положение В. о том, что будущее общество будет не диктатурой рабочего класса, а диктатурой чиновников, широко используется бурж. социологами в антикоммунистич. пропаганде.

В совр. зап. лит-ре о В. можно выделить две гл. тен­денции. Первая (Т. Парсонс и др.) заключается в по­пытке доказать, что В. опроверг материалистич. пони­мание истории и доказал приоритет этич. и религ. факторов в мировой истории. Вторая концепция исхо­дит из возможности дополнить марксизм веберианст-вом. В сов. лит-ре показана несостоятельность обеих

этих тенденций.

• Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie, Bd 1—3, Tub., 1920—21; Grundrisa der Sozialökonomik, Tüb., 1921;


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)