|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
De profundis (clamavi ad te Domine)
(лат.) — из бездны (воззвал к тебе, господи). Начальные слова 129-го псалма. Desideria carnis (лат.) — плотские желания. Determinatio est negatio (лат.) — ограничение есть отрицание (Спиноза). Иногда «determinatio» переводится как «определение». De tripode dictum (лат.) — с треножника изречённое; такое же тёмное, как слова пифии. Deus absconditus (лат.) — незримый бог. Один из эпитетов библейского бога. Иногда подразумевается афинский алтарь «неведомому богу». Deus ecce deus! (лат.) — бог, вот бог! Восклицание сивиллы из «Энеиды» Вергилия. Образное обозначение поэтпч. вдохновения. Deus ex machina (лат.) — бог из машины. Неожиданная развязка. В греч. трагедиях конфликт часто разрешался появлением бога при помощи театрального механич. приспособления. Deus sive nature (лат.) — бог, или (то есть) природа. Отождествление Спинозы. Dictum sapienti sat (лат.) — сказанного достаточно разумному. Differentia specifica (лат.) — видовое отличие (схоластич. термин). Ding an sich (нем.) — см. An sich. Distinctio (formalis, rationis, realis) (лат.) — различение (формальное, рациональное, реальное). Docta ignorantia (лат.) — учёное незнание; умудрённое неведение (Николай Кузанский). Doctor angelicas (лат.) — ангеличе-ский доктор. Почётный титул Фомы Аквинского. Doctor christianissimus (лат.) — христианнейший доктор. Почётный титул философа-схоласта Иоанна Гер-сона (1363—1429). Doctor extaticus (лат.) — экстатический доктор. Почётный титул философа-схоласта Дионисия Картезианца (1402/3—1471). Doctor fundatissimus (лат.) — основательнейший доктор. Почётный титул философа-схоласта Эгидия Римского (1247—1316). Doctor illuminatus (лат.) — просветлённый доктор. Почётный титул Рай-мунда Луллия. Doctor invincibilis (лат.) — непобедимый доктор. Почётный титул Уильяма Оккама. Doctor marianus (лат.) — доктор, погружённый в молитвенное созерцание девы Марии. Почётный титул Франциска Ассизского и нек-рых христ. мистиков. Doctor mirabilis (лат.) — чудесный доктор. Почётный титул Р. Бэкона. Doctor seraphicus (лат.) — серафический доктор. Почётный титул Бонавентуры. Doctor solemnis (лат.) — торжественный доктор. Почётный титул философа-схоласта Генриха Гентского (1217—93). Doctor subtilis (лат.) — тонкий доктор. Почётный титул Иоанна Дунса Скота. Doctor universalis (лат.) — всеобъемлющий доктор. Почётный титул Альберта Великого. Δό|α (doxa) (греч.) — мнение; видимость; недостоверное суждение. См. Мнение и знание. Δύναμις (dynamis) (греч.) — возможность (ср. Ενέργεια). Также — сила, способность, свойство. Duree (франц.) — длительность. Понятие философии Бергсона. Ε Ecclesia spiritualis (лат.) — духовная церковь; церковь как духовное единство верующих. Ego (лат.) — Я. Είδωλα (eiflola) (греч.) — отображения, подобия. По Демокриту, тонкие истечения, отделяющиеся от вещей. Είδος (eidos) (греч.) — см. Эйдос. Ei incumbit probatio, qui dicit, non qui negat (лат.) — бремя доказательства лежит на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает. Одно из положений римского права. Emergent (англ.) — новое качество, возникающее в ходе эволюции, но не выводимое (в отличие от resultant) из предшествующих моментов. См. Эмерджентная эволюция. Elan vital (франц.) — жизненный порыв. Категория философии Бергсона. Ενάργεια (enärgeia) (греч.) — непо-средств. очевидность. По Эпикуру, свойство чувств. восприятия; критерий истины. Ενέργεια (energeia) (греч.) — акт, активность, деятельность, действительность (ср. Δύναμις). См. Энергия; Энтелехия. Ens (лат.) — сущее, бытие, вещь. Ens ab alio (лат.) — сущее благодаря другому. Ens a se (лат.) — сущее благодаря себе. Ens entium (лат.) — сущее из сущих. То, что делает существующие вещи существующими (бог). Ens in actu (лат.) — сущее в действительности. Ens in potentia (лат.) — сущее в возможности. Ens rationis (лат.) — мыслимое сущее. Ens reale (лат.) — реальное сущее. Ens realissimum (лат.) — реальнейшее сущее '(бог). Εντελέχεια (entelecheia) (греч.) — см. Энтелехия. Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem (лат.) — сущности не следует умножать без необходимости. Одна из формулировок «бритвы Оккама». Επαγωγή (epagögö) (греч.) — приведение. Индукция. Έπέκεινα (epekeina) (греч.) — запредельное (бытие). Термин Платона, обозначающий трансцендентность идеи блага. Επιστήμη (episteme) (греч.) — знание (точное); наука. Достоверное знание. См. Мнение и знание. Επιστροφή (epistrophe) (греч.) — см. Μονή. Εποχή (epoche) (греч.) — воздержание от суждения. См. Эпохе. Ereclus ingenium (лат.) — высокий образ мыслей. Erga (лат.) — по отношению к... Ergo (лат.) — следовательно. "Εργον (ergon) (греч.) — факт, деяние, содеянное. Содеянное как результат действительности (ενέργεια). По В. Гумбольдту, язык — не продукт деятельности (έργον), а деятельность (ενέργεια). Erlebniss (нем.) — переживание. Термин «понимающей психологии» Дильтея. Errare humanum est (лат.) — человеку свойственно ошибаться. Афоризм Сенеки-старшего. Esprit de finesse — esprit de geo-metrie (франц.) — дух (ум) тонкий — дух (ум) геометрический. У Паскаля — интуитивное проникновение в суть вещей, отличающееся от науч. познания. Esse (лат.) — бытие, существование. Esse est percipi (лат.) — быть — значит быть воспринимаемым (Беркли). Essentia (лат.) — сущность. Eventualia (лат.) — предполагаемое; возможное при определенных условиях. Evoluta (лат.) — выявленное, открытое. Ewig-weibliche (нем.) — вечно-женственное. Женственное начало в мире; мировая душа. Слова из «Фауста» Гёте. Ex adversa (лат.) — от противного (доказательство). Exclusi tertii. principium (лат.) — исключённого третьего принцип (закон). Exempli causa (лат.) — например. Ex fontibus (лат.) — из первоисточников. Ex nihilo nihil fit (лат.) — из ничего не происходит ничего (Персии). Experimenta fructifera (лат.) — опыты плодоносные. Исследования, приносящие практич. пользу (Ф. Бэкон). Experimenta lucifera (лат.) — опыты светоносные. Исследования, расширяющие знания (Ф. Бэкон). Experimentum crucis (лат.) — эксперимент креста (перекрёстка). Решающий эксперимент (Ф. Бэкон). Explicite — implicite (лат.) —развёрнуто, явно — неявно, подразумеваемо. F Fallacia (лат.) — ошибка. Fallacia accidentis (лат.) — ошибка в результате смешения существенного со случайным. Fallacia a sensu composito ad sen-sum divisum (лат.) — ошибка, когда о части утверждается то, что справедливо по отношению к целому. Fallacia a sensu diviso ad sensum compositum (лат.) — ошибка, когда о целом утверждается то, что справедливо лишь по отношению к части. Fallacia dictionum (лат.) — умозаключения, неправильные сами по себе. Fallacia falsi medii (лат.) — доказательство при помощи ложных суждений. Fallacia fictae necessitatis (лат.) — ошибка, вызванная сочетанием доводов, на самом деле не связанных между собой с необходимостью. Fallacia fictae universalitatis (лат.) — см. Ficta universalitas. Fallacia incerti medii (лат.) — тоже, что Petitio principii; см. Логические ошибки. Fallacia plurium interrogationum (лат.) — ошибка из-за смешения неск. вопросов в одном. Fallacia secundum dictionem (лат.) — ошибка из-за неправильного словесного выражения (ср. Fallacia extra dictionem). Fallacia suppositionis (лат.) — ошибка из-за неправильного допущения. Falsa in uno, falsa in omnibus (лат.) — ошибка в одном — ошибка во всём. Fata volentem ducunt, nolentem trahunt (лат.) — судьба желающих ведёт, нежелающих тащит. Выражение Цицерона и Сенеки, восходит к Клеанфу. Fatum (лат.) — судьба, рок. Fiat (лат.) — да будет. Ficta universalitas (лат.) — ошибка из-за придания большей посылке всеобщего характера, к-рого она не имеет. Fides quaerens intellectum (лат.) — вера, ищущая разумения (Ансельм Кентерберийский). Figura dictionis (лат.) — неправильное умозаключение, возникающее из-за смешения неск. значений слова. Filioque (лат.) — и сына. Догмат рим.-католич. церкви, признающей, в отличие от вост. церкви, исхожде-ние св. духа не только от бога-отца, но и от бога-сына. Flatus vocis (лат.) — колебание голоса. По Росцелину, универсалии существуют только как колеблемый речью воздух. Fons vitae (лат.) — источник жизни (бог). Лат. название пантеистич. произв. Ибн Гебироля (Авицебро-на). Formaliter (лат.) — но форме, формально. Fundamentum divisionis (лат.) — основание разделения. Furioso eroico (итал.) — героический энтузиазм (Дж. Бруно). Für sich (нем.) — для себя. «Для-се-бя-бытие» — категория философии Гегеля, обозначающая в-себе-бытие (см. An sich), раскрытое осознанием. Также — идеальность, в процессе своего существования снимающая противопоставление себя другому. G Geistesgeschichte (нем.) — история духа. История культуры как исто- рия духовных образований (Диль-тей). Geisteswissenschaften (нем.) — науки о духе (Дильтей и неокантианцы). Gemeinschaft und Gesellschaft (нем.) — община и общество; противопоставление органич. (община) и механич. (общество) типов чело-веч. отношений (Ф. Теннис). Genus (лат.) — род. Genus proximum (лат.) — ближайший род (для данного вида). Genus remotum (лат.) — отдалённый род. Gestalt (нем.) — образ, структура; «гештальт» — понятие гештальтпси-хологии. Globus intellectuais (лат.) — универсум человеч. знаний. Γνώοι σεαυτόν (gnö'tlii seauton) (греч.) — см. Познай самого себя. Γνώσις (gnösis) (греч.) — знание. Также — учение гностицизма. Gotheit (ср.-верх.-нем.) — божество. Экхарт различает в боге Gotheit — божество как абсолют и Got — первое обособление божества, бог как личность. Различение восходит, по-видимому, к Жильберу Порретаискому. Grenzbegriff (нем.) — предельное понятие. Марбургская школа неокантианства истолковывает «вещь в себе» как задачу и предел (предельное понятие) процесса логич. определения объекта. Grenzsituation (нем.) — пограничная ситуация. См. Ясперс; Экзистенциализм. H Habitus (лат.) — состояние, положение, свойство; внешний облик; обыкновение. Habitus naturae (лат.) — природное свойство. Habitus animi (лат.) — характер, душевный склад. Haecceitas (лат.) — «этость». Термин Дунса Скота, подчёркивающий несводимость единичного существования к сущности (ср. Quidditas). Harmonia praestabilita (лат.) — см. Предустановленная гармония. Harmonie preetablie (франц.) — см. Предустановленная гармония. 'Εν και πάν (hen kai pan) (греч.) — всё и единое. См. Всеединство. 'Έτερον (heteron) (греч.) — см. Иное. 'Όλος (holos) (греч.) — целый. Целостность. Homme naturel — homme civil (франц.) — человек естественный — человек-гражданин. Противопоставление Руссо. Homo (лат.) — человек. Homo creator (лат.) — человек-творец. Homo faber — человек-ремесленник. Homo homini lupus est (лат.) — человек человеку — волк (Плавт). Homo liber (лат.) — человек свободный (Спиноза). Homo ludens (лат.) — человек играющий (Хейзинга). Homo mensura omnium rerum (лат.)— человек — мера всех вещей. Принцип восходит к Протагору. Homo pictor (лат.) — человек-художник (творец образов). Homo sapiens (лат.) — человек разумный (Линией). Homo sum, humani nihil a me alie-num puto (лат.) — я — человек, ничто человеческое мне не чуждо (Те-ренций). Homo viator (лат.) — человек-путник (Марсель). Horror vacui; fuga vacui (лат.) — боязнь пустоты; избегание пустоты. По Аристотелю — одно из свойств природы. Humaniora (лат.) — гуманитарные науки и знания. Humanitas (лат.) — человечность, гуманность, культура. 'Ύλη (hyle) (греч.) — материя, вещество, материал. I Ichheit (нем.) — «яйность», «ячество». «Я» как принцип; как основоположение (Бёме, Фихте). Ichts (нем.) — слово, составленное из Ich («Я») и Nichts («ничто»). В философии Бёме — принцип, разделяющий божеств. единство. Id (лат.) — оно. Бессознательное в психике; см. Фрейд; Психоанализ. 'Iδι???а (idea) (греч.) — идея. См. Эйдос. Idea dubia (лат.) — сомнительная идея. Ideae innatae (лат.) — врождённые идеи; см. Врождённое знание. Idem per idem (лат.) — то же через то же. Логич. ошибка в определении. "Ιδιον (idion) (греч.) — собственное. Неотделимый признак. Idola fori (лат.) — идолы площади. Заблуждения, вызванные неточнее стью, условностью, образностью обыденного словоупотребления (Ф. Бэкон). Idola specus (лат.) — идолы пеще- · ры. Заблуждения, обусловленные индивидуальной ограниченностью человека (Ф. Бэкон). Idola theatri (лат.) — идолы театра. Заблуждения, возникающие из-за слепого доверия авторитетам (Ф. Бэкон). Idola tribus (лат.) — идолы племени. Заблуждения, обусловленные родовой ограниченностью человека (Ф. Бэкон). Ignorabimus (ignoramus et ignorabi-mus) (лат.) — не узнаем (не знаем и не узнаем). Указание на предел в познании того или иного явления. Ignorantia non est argumentum (лат.) — незнание — не аргумент. Положение римской юриспруденции. Ignoratio elenchi (лат.) — неведение довода. Логич. ошибка, при к-рой доказывается не то, что следует, или опровергается не то, что может быть опровергнуто. Ignotum per ignotum (лат.) — неизвестное через неизвестное. Ошибка в объяснении или рассуждении. Illiquidum (лат.) — неочевидное. Impetus (лат.) — побуждение, стремление. У Иоанна Филонова и в до-галилеевской механике — «приобретённая сила». У Гассенди — свойство атомов. Implicite (лат.) — см. Explicate — implicite. In abstracto (лат.) — отвлечённое. I n actu (лат.) — см. Actu. In adjecto (лат.) — в определении. In aeternum (лат.) — в вечности, навечно. Incerta incertibus (лат.) — (доказывать) недостоверное недостоверным. Incompossibilitas (лат.) — несовместимое с возможным (Дунc Скот). In concrete (лат.) — в определ. случае; в действительности. In corpore (лат.) — в совокупности. Individuum est inet'fabile (лат.) — неделимое есть невыразимое. Схола-стич. тезис. In dubio (лат.) — под сомнением. Influxus physicus (лат.) — физич. влияние. Обозначение взаимодействия души и тела у Декарта и окказионалистов. In infinitum (лат.) — в беспредельное, без конца. Innerlichkeit (нем.) — внутренняя жизнь; душевность. Внутренняя, сокровенная сущность. In potentia (лат.) — в возможности. In re (лат.) — в реальности; в вещах. In statu nascendi (лат.) — в состоянии зарождения. Intellectus agens (лат.) — разум деятельный. См. Νους ποιητικός. Intellectus archetypus (лат.) — интеллект, понятия к-рого являются не отображениями, а первообразами предметов (archetypa). Непосредственно созерцающий, божеств. рассудок (Кант). Intellectus ectypus (лат.) — интеллект, понятия к-рого являются лишь отображениями (ectypa) предметов. В философии Канта — человеч. рассудок. Intentio (лат.) — направленность, стремление, усилие. См. Интенционалъностъ. Intentio animi (лат.) — внимание (направленность) духа. Термин схо-ластич. психологии, восходящий к Августину. Intentio prima (лат.) — направленность мысли на объект, создающая предмет познания или познаваемый образ. Схоластич. термин. Intentio secunda (лат.) — направленность мысли на объект, создающая понятие познаваемого предмета, вкладывающая в него смысл. Схоластич. термин. Intuitus mentis (лат.) — созерцание ума; интеллектуальная интуиция. In vestigio (лат.) — см. Per vestigium. Ipse dixit (лит.) — сам сказал. См. Λυτός εφα. Ipso facto (лат.) — самим фактом. J Jenseits (нем.) — потустороннее. Jenseits von Gut und Böse (нем.) — по ту сторону добра и зла (Ницше). Juxtapositio (лат.) — рядоположение (в противоположность соподчинению). К Καιρός (kairos) (греч.) — надлежащая мера; благоприятный момент; удача; выгода. Καλοκαγαθία (kalokagathia) (греч.) — идеал физич. и нравств. совершенства. См. Калокагатия. Κατάληψις (katälepsis) (греч.) — постижение; восприятие. Κατ' εξοχήν (kat'exochen) (греч.) — по преимуществу; прежде всего. Κάβαρσις (katharsis) (греч.) — см. Катарсис. Κένωσις (kenösis) (греч.) — опустошение. В эллинистич. философии и вост. патристике — похождение бога в мир, творение мира. Κήρυγμα (kerygma) (греч.) — извещение, проповедь, кернгма. Κοιναί εννοιαι (koinäi ennoiai) (греч.) — общие убеждения. Понятия, непосредственно почерпнутые из опыта и предшествующие науч. знанию (стоики). Κόσμος νοερός (kosmos noeros) (греч.) — космос мыслящий (интеллектуальный). В неоплатонизме — бытие, жизнь и мышление, воспроизводящие мир идей. Κόσμος νοητός (kosmos noetos) (греч.) — космос мыслимый (интеллигибельный). В неоплатонизме — мир самодовлеющих идей, прообразов. L Laissez faire, laissez aller (франц.) — позволять действовать, позволять идти (своим ходом). Лозунг физиократов. Λάβε βιώσας (läthe biosas) (греч.) — живи незаметно (Эпикур). Lato sensu (лат.) — в широком смысле. Lebenswelt (нем.) — жизненный мир. Термин Гуссерля, обозначающий взаимосвязь дорефлексивных очевидностей и уверенностей. Lex (lex naturalis) (лат.) — закон (естественный закон). Liaison universelle (франц.) — всеобщая связь (Лейбниц). Liberum arbitrium (лат.) — свобода выбора. Libido (лат.) — влечение. Энергия эротич. желания (см. Психоанализ). List der Vernunft (нем.) — хитрость разума (мирового). Несовпадение индивидуальных целей и объективных результатов, для достижения к-рых мировой разум как бы использует частные цели людей (Гегель). Λόγοι σπερματικοί (logoi sperma-tikoi) (греч.) — семенные логосы. «Осеменяющие» мир идеи, из к-рых прорастают космич. связь и индивидуальные существования (стоики, Плотин). Λόγος (logos) (греч.) — см. Логос. Λόγος ένδιάβετος (logos endiathe-tos) (греч.) — слово внутреннее. Внутренняя речь (стоики). Логос, существующий в боге (Филон Александрийский). Λόγος προφορικός (греч.) (logos propliorikos) — слово произносимое. Речь изустная, звучащая (стоики). У Филона Александрийского—логос, исходящий из бога; также — λόγος προφατικός (logos prophatikos). Lumen (naturale и supranaturale) (лат.) — свет (естественный и сверхъестественный). Цицерон о естеств. свете разума. По Августину, полнота знания достигается благодаря излучаемому богом сверхъестеств. свету, дополняющему естеств. свет. М Man (нем.) — неопределённо - личное местоимение. У Хайдеггера — мир безликого неистинного существования. Materialiter (лат.) — материально, в отношении материи. Materia primo prima (лат.) — первая материя первого рода. Чистая возможность всего (Дунс Скот). Materia secundo prima (лат.) — первая материя второго рода. Безразличный субстрат любой формы (Дунс Скот). Materia tertio prima (лат.) — первая материя третьего рода. Субстрат определ, формы (Дунс Скот). Materia secunda (лат.) — вторая материя. Оформленные тела (Дунс Скот). Medicina mentis (лат.) — медицина ума. Образное наименование логики (Чирнгауз). Mens (лат.) — дух, разум, ум. Μη öv (me on) (греч.) — небытие. Иногда — относит. небытие, «ещё не бытие». Ср. Ουκ όν. Μετάβασις εις άλλο γένος (metäbasis eis ällo genos) (греч.) — переход в другой род. Логическая ошибка. Μίμεσις (mimesis) (греч.) — ми-месис. См. в ст. Подражание. Modus operandi (лат.) — способ действия. Modus probandi (лат.) — способ доказательства. Modus vivendi (лат.) — способ существования., Μονή (mоne); Μονή—πρόοδος—επιστροφή (топе — proodos — epislrophg) (греч.) — пребывание; пребывание — похождение — возвращение. У Прок-ла — моменты триады: пребывающее в себе единство — переход его во множество — возвращение единства к себе. Moral insanity (англ.) — моральный недуг. Moral sense (англ.) -- нравстн. чувство. Mundus (intelleglbilis, sensibilis) (лат.) — мир (умопостигаемый, ощущаемый). Μυστήριον (mysteriou) (греч.) — мистерия, таинство. N Natura naturans (naturata) (лат.) — природа творящая (сотворённая). Термины лат. пер. комм. Аверроэса к «О небе» Аристотеля. У Спинозы соответственно субстанция и её порождения. Natura non facit saltus (лат.) — природа не делает скачков. Выражение встречается в «Философии ботаники» Линнея; принцип философии Лейбница. Natura rerum (лат.) — природа вещей; вселенная. Nervus probandi (лат.) — нерв доказательства. Основной аргумент. Nego (лат.) — отрицаю. Термин, обозначающий отрнцат. суждения. Первой гласной E обозначают общеот-рицат., второй О — частноотрицат. суждения (ср. Affirmo). Nexus causalis (лат.) — причинная связь. Nexus effectivus (лат.) — действительная, причинная связь (Кант). Nexus finalis (лат.) — целевая связь; конечное звено связи (Кант). Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu... (nisi inlel-lectus ipse) (лат.) — нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах. Ср.-век. тезис, восходящий к Аристотелю. Локк противопоставляет его учению Декарта о врождённых идеях. Лейбниц дополняет тезис:... кроме самого разума. Nihil humani mihi alienum (лат.) — см. Homo sum. Nisus formativus (лат.) — усилие формирующее (см. Александер). Νόημα (noema) (греч.) — мысль. См. Ноэсис и ноэма. Νόησις (noesis) (греч.) — мышление. Νόησις νοήσεοίς (noesis noeseos) (греч.) — мышление мыслящее (само себя). У Аристотеля — перводви-гатель. Νόμος (поток) (греч.) — см. Номос и фюсис. Non esse (лат.) — небытие. Non finilo (лат.) — неопределённость, беспредельность. Non liquet (лат.) — не ясно. Non plus ultra (пер plus ultra) (лат.) — непревзойдённое, крайний предел. Non sequitur (лат.) — не следует. Nosce te ipsum (лат.) — см. Познай самого себя. Notio (лат.).— понятие. Notiones communes (notitiae communes) (лат.) — общие понятая. Спиноза противопоставляет эти формы адекватного познания универсалиям как несовершенным схоластич. обобщениям. Notiones disparatae (лат.) — несравнимые понятия. Nudis verbis (лат.) — голословно, бездоказательно. Numen (лат.) — божество; божественное (вообще). Νους (mis) (греч.) — ум. См. Нус. Νους παθητικός (nus pathetikos) (греч.) — ум, претерпевающий, пассивный. У Аристотеля — ум, возникающий u погибающий вместе с телом. Νους ποιητικός (mis poietikos) (греч.) — ум творящий. Термин Аристотеля. О Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.038 сек.) |