АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АБСТРАКЦИЯ АКТУАЛЬНОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ, 10 страница

Читайте также:
  1. E. Реєстрації змін вологості повітря. 1 страница
  2. E. Реєстрації змін вологості повітря. 10 страница
  3. E. Реєстрації змін вологості повітря. 11 страница
  4. E. Реєстрації змін вологості повітря. 12 страница
  5. E. Реєстрації змін вологості повітря. 13 страница
  6. E. Реєстрації змін вологості повітря. 14 страница
  7. E. Реєстрації змін вологості повітря. 15 страница
  8. E. Реєстрації змін вологості повітря. 16 страница
  9. E. Реєстрації змін вологості повітря. 17 страница
  10. E. Реєстрації змін вологості повітря. 18 страница
  11. E. Реєстрації змін вологості повітря. 19 страница
  12. E. Реєстрації змін вологості повітря. 2 страница

ΑΡΧΕ (αρχή), начало, принцип (лат. princi-pium), термин др.-греч. философии. В дофилос. слово­употреблении (начиная с Гомера): 1) отправная точка, начало чего-либо в пространств. или временном смыс­ле; 2) начало как зачин, причина чего-либо; 3) начало как начальство, власть, главенство. Процесс термино-логизации (А. как «первоначало, принцип», не initium, но principium) произошёл в 4 в. до н. э. в Академии, вероятно, под влиянием языка математиков, где А. во множественном числе — исходные пункты доказа­тельства, аксиомы. Уже у Платона А. употребляется в значении 1) онтологич. принципа (ср. схоластич. principium reale) и 2) начала познания, гносеологич. принципа (ср. principium cognoscendi). Для 1-го осо­бенно важен «Федр» (245 b 10 слл., d1 слл.: «начало есть нечто невозникшее; в самом деле, все возникающее по необходимости должно возникать из некоего начала...»), для 2-го — 6-я кн. «Государства·» [510 b 5 слл.— о «бес-предпосылочном начале», где, однако, А. имеет также онтологич. смысл (идеи Платона суть одновременно принципы бытия и познания)].

Аристотель впервые даёт семантич. описание А. (Метафизика Δ 1. 1012 b 34 слл.) и различает: 1) эписте-мологич. начала («начала, исходя из которых доказы­вают», «силлогистич.», «аподиктич.», «науч.» начала) и 2) онтологич. начала («начала сущности» — там же, В 1.995 b 7), причём «начала познания» часто высту­пают как синонимы «исходных посылок», «постула­тов», «аксиом» («начала вывода — посылки»: Anal. рг. 1,27. 43а 21). «Наиболее надёжным, наиболее достовер­ным, безусловным» из «начал доказательств» Аристо­тель провозглашает закон противоречия (Метафизика Г 3—6; К 5—6), отрицавшийся Гераклитом. «Начала» должны обладать самоочевидной достоверностью, они «недоказуемы» (Magn. Мог., 1197 а 22), не могут быть получены силлогистич. путём (EN 1139 b 30; 1098 b 1; Top. 101 b 1); «начало» науч. знания («эпистеме») — интуитивный ум (нус) (Anal. post. 23, 84 b 37; 23,88 b 35; EN 1140 b 33; 1143 b 10). «Начала сущности», или принципы бытия,— то же, что «причины» (αίτίαι), их столько же, сколько метафизич. «причин», т. е. четыре: материя, или «то, из чего», форма (эйдос), или «чтойность», начало движения и цель, или «то, ради чего» (телос). Они выступают факторами, конституирующими конкретную вещь, «вот-это-вот-неч-то» (τόδε τι), или первую сущность (πρώτη ουσία). «Движущую А.» Аристотель называет «началом в собств. смысле» (напр., Meteor. 346 b 20). В историч. очерке учения о «началах» (Метафизика α 3—9, ср. Физика, 1, 2 слл.) Аристотель рассматривает всех своих пред­шественников с т. зр. предвосхищения ими одного или неси, из «четырёх начал» (причин) бытия. «Боль­шинство первых философов», согласно Аристотелю (Ме­тафизика 983 b 6 слл.), предвосхищали материальное «начало» (А.). Именно в этом смысле следует понимать утверждения Аристотеля, Теофраста и позднейшей доксографии (см. Доксографы), что Фалес, Анаксимен, Гераклит и др. «принимали за А.» собственно воду, воздух и огонь, и нет никаких оснований приписывать перипатетич. термин «А.» ионийским натурфилософам (употребление А. в значении, близком к онтологич. принципу, впервые засвидетельствовано для Филолая, DK фр. В 6).

• Лебедев А. В., Об изначальной формулировке традиц. тезиса Фалеса ΤΗΝ ΑΡΧΗΝ ΥΔΩΡΕΓΝΑΙ, в кн.: Balcanica. Лингвистич. исследования, М., 1979, с. 167—76; Lumpe Α., Der Terminus «Prinzip» ('αρχή) von den Vorsokratikern bis auf Aristoteles, в кн.: Archiv für Begriffsgeschichte, Bd l, Bonn, 1955, S, 104—16.

АРХЕТИП (греч. άρχέτυπον, от αρχή — начало и τύπος — образ), в позднеантич. философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. В «аналитич. психологии» Юнга изначальные, врождённые психич, структуры, первичные схемы образов фантазии, содер­жащиеся в т. н. коллективном бессознательном и апри­орно формирующие активность воображения; лежат в основе общечеловеч. символики, выявляются в мифах и верованиях, сновидениях, произведениях лит-ры и иск-ва и т. д.

АСАНГА (ок. 310—390), инд. философ-буддист, один из основателей школы йогачара. Первоначально при­мыкал к хинаяне, потом стал одним из основателей ма-хаяны. Наиболее известное соч.— «Махаяна-сумуччая» (или «Абхидхарма-самуччая»). Филос. значение имеет «Махаяна-санграха». Для концепции А. характерно принятие ряда понятий хинаяны, особенно в области психологии. Считается также одним из предшественни­ков развитого тантризма.

• Tucci G., On some aspects of the doctrines ot Maitreya (Natha) and Asanga, Cale., 1930. См. также лит. к ст. Йогачара.

АСИМОВ Мухамед Сайфитдинович (р. 1.9.1920), сов. философ, чл.-корр. АН СССР (1974), акад. АН Тадж. ССР (1965), президент АН Тадж. ССР (с 1965). Чл. КПСС с 1945. Окончил в 1941 Узб. ун-т им. Алишера Навои. В 1946-62 на педагогам, работе, в 1962—65 — на парт. и гос. работе. Ведёт науч. работу по пробле­мам диалектич. материализма и истории философии. Деп. Верх. Совета СССР с 1966.

М Асари барчастаи философия и марксиста (Дар бораи асари В. И. Ленин «Материализм ва эмпириокритицизм»), [Душанбе], I960; Материя ва тасвири физикии олам, Душанбе, 1966; Пай-доиш ва инкишофи таффакури фалсафй, Душанбе, 1970.

АСКЕТИЗМ (от греч. ασκητής — упражняющийся в чём-либо, а также отшельник, монах), ограничение или подавление чувств. желаний, добровольное перене­сение физич. боли, одиночества и т. п., присущие прак­тике нек-рых филос. школ (напр., киников) и особенно различных религий (монашество и т. п.). Целью А. может быть достижение свободы от потребностей, со­средоточенности духа, подготовка к экстатич. состоя­ниям, обретение «сверхъестеств. способностей» (йога), в христианстве — соучастие в «страданиях» Христа в т. д. Нередкий мотив А.— отказ от пользования при­вилегиями в условиях обществ. неравенства (толстов­ство и др.). А. представляет собой одну из характер­ных черт ранних крест. движений, грубоуравнитель-ного неразвитого коммунизма и «казарменного комму­низма».

АСМУС Валентин Фердинандович [18(30). 12. 1894, Киев,- 5.6.1975, Москва], сов. философ, д-р филос. наук (1940). Окончил историко-филологич. ф-т Киев­ского ун-та (1919). С 1919 на научно-исследоват. и пе-

дагогич. работе. Проф. Моск. ун-та (с 1939) и старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1968). Осн. работы по вопросам истории философии (в част­ности, истории нем. идеализма и рус. философии), теории и истории логики, эстетики и литературоведе­ния. Гос. пр. СССР (1943) за участие в создании труда «История философии».

• Диалектич. материализм и логика, К., 1924; Диалектика Канта, М., 19302; Логика, [М.], 1947; Учение логики о доказатель­стве и опровержении, [М.], 1954; Декарт, М., 1956; Демокрит, М., 1960; Нем. эстетика 18 в., М., [1963]; Проблема интуиции в философии и математике, Μ., 19652; Избр. филос. труды, т. 1—2, М., 1969—71; Иммануил Кант, М., 1973; Платон, Μ., 19752; Античная философия, М., 19762.

АССОЦИАНИЗМ, ассоциативная психо­логия, направления в психологии, в к-рых понятие ассоциации выступало как гл. объяснит. принцип всей психич. жизни; А. стремился утвердить строго причин­ный подход к поведению и сознанию человека. В основу А. легло представление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании, отражает порядок внеш. воздействий на организм. Предполагалось, что по­скольку взаимодействие организма с физич. миром совершается по законам механики, то и связи идей воз­никают по этим же законам. Это положение, впервые выдвинутое Гоббсом, было развито Спинозой, сформу­лировавшим закон ассоциации: «Если человеческое тело подвергалось однажды воздействию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, вообра­жая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других» («Этика», в кн.: Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 423). В сер. 18 в. Гартли, опираясь на механику Ньютона, обосновал теорию о том, что все проявления психич. жизни, включая разум и волю, подчиняются закону ассоциации — универсальному и неотврати­мому, как закон всемирного тяготения. Влияние этой теории, полагавшей, что любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу, было исключительно велико. Оно рас­пространялось не только на психологию, но и па этику, эстетику, биологию, педагогику, логику. В противовес этому сстественнонауч. направлению возник идеали-стич. ассоцианизм Беркли, Юма, утверждавших, что связь между психич. элементами дана внутри созна­ния и является чисто субъективной. Свойственный А. взгляд на сложные процессы сознания как продукт сое­динения элементов (ощущений, представлений) привёл в нач. 19 в. к механистич. концепции Джеймса Милля, согласно к-рой всё здание психич. жизни составлено из «кирпичей» — ощущений и связывающего их «це­мента» — ассоциаций. Стремясь смягчить крайности этой концепции, Дж. С. Милль и А. Бэн признавали, что из ощущений могут возникать качественно новые пси­хич. единицы.

Принципы А. оплодотворили психологич. исследова­ния, в частности разработку новых методов изучения памяти (механической — Г. Эббингауз и образной — Ф. Гальтон), эмоций (Ч. Дарвин), мотивации (3. Фрейд, К. Г. Юнг). Концепция А. преобразуется на новой фи-зиологич. основе в учении об условных рефлексах и в бихевиоризме. Нек-рые психологич. школы (вюрц-бургская школа и гештальтпсихология) подвергли А. критике за механицизм, атомизм, неспособность объ­яснить целостность и активность сознания. Углубляя эту критику, марксистская психология в то же время положительно оценивает вклад А. в причинное объяс­нение психич. деятельности.

• Ивановский В.Н., Ассоцианизм психологический и гносеологический, Казань, 1909; Ярошевский М. Г., История психологии, Μ., 19762, гл. 6: W а г г e n Н. С., A his­tory of the association psychology, [L.], 1921.

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, см. Ассоцианизм.

АССОЦИАЦИЯ (от позднелат. associatio — соедине­ние) в психологии, связь, образующаяся при

АССОЦИАЦИЯ 39

определ. условиях между двумя или более психич. об­разованиями (ощущениями, двигат. актами, восприя­тиями, представлениями, идеями и т. п.); действие этой связи — актуализация А.— состоит в том, что появле­ние одного члена А. регулярно приводит к появлению другого (других). Психофизиологич. основой А. счи­тается условный рефлекс.

Идея связи представлений развивалась уже в антич. философии (Платон, Аристотель). Термин «А.» был впер­вые введён Л окком (1698), к-рый, однако, обозначил им «...неверные и неестественные сочетания идей...» («Опыт о человеч. разуме», в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 400), противопоставив их связям на основе разума. А. стала осн. понятием ассоцианизма. Одна из распространённых классификаций А. основана на временных условиях их возникновения: если связь между психич. образованиями возникает благодаря их одноврем. появлению в сознании, говорят об А. по смежности в пространстве; если же связь образуется в результате их появления друг за другом, то говорят об А. по смежности во времени. Др. классификация основана на различии содержания психич. образова­ний, между к-рыми устанавливается связь, и содержа­ния членов той А., к-рая при этом актуализируется; по этому основанию различают А. по смежности, А. по сходству и А. по контрасту.

* Шеварев П. А., Обобщенные ассоциации в учебной ра­боте школьников, М., 1959.

АСТИКА (санскр., от асти — он есть, существует), в Др. Индии обозначение религ.-филос. систем (см. Даршана) и отд. людей, верящих в существование трансцендентного мира («астипаралока»), соответствен­но в жизнь после смерти и, следовательно, признающих авторитет Вед; противоположность А.— настика. К А., или ортодоксальным даршанам, относили ми­мансу, веданту, санкхью, йогу, нъяю, вайшешику (иногда и нек-рые др. школы, исходящие из принципов, сфор­мулированных в Ведах). Хотя в более позднее время слово «астика» стало обозначать просто верующего в бо­га, первоначально отнесение к астич. даршанам не бы­ло связано с признанием бога как творца мира (напр., миманса и санкхья отрицают характеристику бога как демиурга). Иногда к А. относят также буддизм и джай­низм, но только в том узком смысле, что последователи этих двух систем верят в жизнь после смерти.

АТАРАКСИЯ (греч. αταραξία, букв.— отсутствие вол­нений, невозмутимость), термин философии Эпикура и его школы, идеальное душевное состояние, к к-рому, по Эпикуру, должен стремиться человек. А. достига­ется избавлением от страха перед богами, смертью и загробным миром, от чувства недоумения перед непо­нятными явлениями природы, ограничением потреб­ностей, умеренностью в наслаждениях, самоустране­нием от обществ. и гос. дел. См. Эпикур.

АТЕИЗМ (франц. atheisme, от греч. ά — отрицат. ча­стица и 9εος — бог; букв.— безбожие), система филос. и науч. взглядов и убеждений, отрицающая существо­вание бога, к.-л. сверхъестеств. сил, существ, религию вообще. Содержание понятия «А.» изменялось в ходе истории и было тесно связано как с характером религ. учений, так и с развитием самого А. Научный А. не сле­дует отождествлять с пантеизмом, религиозным воль­нодумством или свободомыслием. Его составными частями являются филос., историч., естественнонауч. критика религии, атеистическое воспитание и пропа­ганда.

А. в древности встречается редко (учение чарваков в Индии, Лукреция в Риме). Чаще можно наблюдать различные формы религ. вольнодумства. В Др. Греции атеистами называли людей, отрицавших богов нар. ве­рований. Ксенофан, критикуя антроморфизм богов греч. нар. религии, к-рым он противопоставил некое

АСТИКА

единое мировое божество, выдвинул идею о том, что именно люди создали богов по своему образу и подобию. В антич. время рождаются различные концепции про­исхождения религии: Демокрит выдвигает идею о воз­никновении веры в богов из страха перед грозными си­лами природы; афинскому тирану Критию приписыва­ется взгляд на религию как на изобретение хитрого политика для управления людьми и др.

В эпоху средневековья открытый А. очень редок (ле­генда о «трёх обманщиках»), но зато можно просле­дить тенденции антиклерикализма и свободомыслия в ряде ср.-век. ересей, в учении о двойственной истине у Ибн Рушда, Оккама и др.

Становление капиталистич. способа произ-ва требо­вало развития науки, что привело к столкновению с цер­ковью и религ. догматикой. «...Паука восстала против церкви; буржуазия нуждалась в науке и приняла уча­стие в этом восстании» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 22, с. 307). Антиклерикальные выступления гуманистов эпохи Возрождения, выдаю­щихся учёных, обосновывавших гелиоцентрич. карти­ну мира, сыграли огромную роль в подрыве духовной диктатуры церкви. Критика христ. идей личного бога, трансцендентности бога, творения мира из ничего и т. п. приводила мн. мыслителей к пантеизму (Бруно, Л. Ванини, Спиноза), деизму (Ф. Бэкон, Гоббс, Нью­тон), скептич. рационализму в вопросах религии (Мон-тень, П. Бейль, Вольтер).

Представителями последовательного А., «бойкой, жи­вой, талантливой, остроумно и открыто нападающей на господствующую поповщину публицистики...» (Л е-н и н В. И., ПСС, т. 45, с. 26), выступили франц. мате­риалисты 18 в. Видя в религии преим. продукт обмана и невежества, франц. материалисты боролись за осво­бождение от религ. предрассудков путём просвещения масс, распространения знаний. Недостаточность их А. связана с неисторич. подходом к религии и обществ, развитию. Выдающимся представителем А. в 19 в. был Фейербах, к-рый с позиций антропологич. мате­риализма подверг критике религию и идеализм. Ключ к объяснению религии Фейербах видел в «самоотчуж­дении» человека, проекции человеч. чувств и желаний в образах фантастич. существ — богов. Ограничен­ность антропологич. понимания религии у Фейербаха выразилась, в частности, в попытке заменить традиц. религию новой «религией человеколюбия».

А. в 19 в. связан в значит. степени с достижениями естеетвеннонауч. мысли. Опираясь на эволюционную теорию Дарвина, Э. Геккель развил свою концепцию естественнонауч. «монизма» и организовал «Союз мо­нистов» для борьбы с религ. мировоззрением. Атеистич. направленность имел вульгарный материализм Бюхне-ра, Фохта, Молешотта.

С позиций иррационалистич. философии жизни под­верг критике христианство и религию Ницше. В 20 в. иррационалистич. линия критики религии получила развитие в т. н. атеистич. экзистенциализме (Хайдег-гер, Сартр, Камю). В духе своей концепции психоана­лиза с отрицанием религии выступил Фрейд.

В России развитие свободомыслия и А. связано с пе­редовой рус. мыслью 18—19 вв. У истоков его стояли Ломоносов и Радищев, мировоззрение к-рых склады­валось в русле деизма. Рус. революц. демократы Бе­линский, Добролюбов, Герцен, Чернышевский, Писа­рев непосредственно связывали А. с задачами антикре-постнич. борьбы. Естественнонауч. традиция критики религ. миросозерцания развивалась в работах И. М. Се­ченова, И. И. Мечникова, К. А. Тимирязева, Д. И. Мен­делеева.

Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материа-листич. понимание истории привело к выработке науч. взглядов на религию как социальное явление, возник­новению науч. А. Маркс и Энгельс показали недостаточ­ность сведения религии к ложным взглядам и заблужде­ниям, обусловленным ограниченностью знаний о природе, рассматривали религию как фантастич. отраже­ние действительности и иллюзорное избавление от гнё­та этой действительности. По словам Маркса, «р е л и-г и о з н о е убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и про­тест против этого действительного убожества. Ре­лигия — это вздох угнетённой твари, сердце бессер­дечного мира, подобно тому как она — дух бездуш­ных порядков. Религия есть опиум народа» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 1, с. 415). Упразднение религии связано с осуществлением глубо­чайших преобразований реальных человеч. отношений и становится возможным тогда, когда «...отношения практической повседневной жизни людей будут выра­жаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой» (Маркс К., там же, т. 23, с. 90). Т. о., центральной в марксистской критике религии становится проблема преодоления религии и связанный с этим анализ тех обществ.-историч. условий, к-рые порождают религиозность, и тех социальных тенден­ций и механизмов, к-рые обеспечивают поддержание и воспроиз-во религ. предрассудков.

Развивая учение Маркса и Энгельса, В. И. Ленин сформулировал понятие о социальных, экономич., историч. и гносеологич. корнях религии, требуя «...м а-териалистически объяснить источник веры и религии у масс» (ПСС, т. 17, с. 418). Определяя отно­шение коммунистов к религии, Ленин писал: «Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом, каковым и бывает обыкновенно всякий социалист. Никакие различия между гражда­нами в их правах в зависимости от религиозных веро­ваний совершенно не допустимы» (там же, т. 12, с. 143). Большую роль в распространении и развитии науч. А. сыграли Г. В. Плеханов, А. Бебель, П. Лафарг, И. Диц-ген и др. марксисты.

После победы Οκτ. революции 1917 и декрета от 5 февр. 1918 об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви Сов. Союз стал первой в мире страной массо­вого А., где право атеистич. пропаганды закреплено в Конституции СССР (см. ст. 52). Освобождение от ре-лиг. предрассудков является одним из проявлений историч. миссии социализма, составной частью комму-нистич. воспитания народа, осуществляемого партией на всех этапах социалистич. строительства. Если в сер. 30-х гг. в городах 1/3 взрослого населения, а в деревне — 2/з были верующими, то в кон. 70-х гг., по данным со-циологич. исследований, активные верующие состав­ляют 8—10% взрослого населения. В совр. условиях усложняется и дифференцируется научно-атеистич. ра­бота, охватывающая теперь все слои, группы населения. В полной мере раскрывается позитивная роль А. в по­строении в СССР общества, где господствует научно-материалистич. мировоззрение.

• Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Об А., религии и церкви, Сб., Μ., 197Γ, Ленин В. И., Об А., религии н церкви, Сб., М., 1969; Маркс К., Э н г е л ь с Ф., Л е н и н В. И., О ре­лигии, Сб., М,, 1975; О религии и церкви. Сб. высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов ЦК КПСС и Сов. гос-ва, Μ., 19812; Материалы XXVI сьезда КПСС, М., 1981; М а у т н е ρ Φ., А. в эпоху Великой франц. революции, пер. с нем., Л.—М., 1924; Ворони ц ин И. П., История А., Рязань, 19303; История свободомыслия и А. в Европе, М., 1966; Францев Г. П., Научный А., Избр. тр., М., 1972; История и теория А., М., 1974; Научный А., М., 1978; Mauthner Fr., Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, Bd l—4, Stuttg.—-B., 1920—23; Borne E., Atheism, N. Υ., 1961; Ley H., Geschichte der Aufklärung und des Atheismus, Bd 1—2, B., 1966—67; Thrower J.,A short history of Western atheism, L., 1971. Ю. Б. Пищик.

АТМАН (санскр.— дыхание, душа, я сам), в др.-инд. религ. умозрении и исходящих из него филос. уче­ниях — всепроникающее субъективное духовное нача­ло, «Я», душа. Противопоставляется брахману как выс­шей объективной реальности и в то же время совпадает с ним, поскольку брахман осознаёт себя и тем самым становится А. Отсюда идея тождества А. и брахмана в упанишадах.

Учение об А. восходит к «Рпгведе», где А. обозначает не только дыхание как таковое, но и жизненный дух, принцип жизни как метафизич. сущность дыхания; в этом отношении А. может отождествляться и с пуру- -шей. В ранних упанишадах А. понимается как «Я», индивидуальная душа, раскрывается соотносительность А. и брахмана на разных уровнях: когда А. отождест­вляется с телом человека, брахман воплощается как космос; когда А. отождествляется с мысленным, или жизненным «Я», брахман становится хираньягарбхой, } или космич. душой; когда А. отождествляется с носи­телем самосознания (интеллектуальное «Я», праджня), брахман выступает как самосознающий ишвара; нако­нец, на высшем уровне интуитивного «Я», когда субъ­ект и объект слиты воедино, А. становится высшим брахманом, или блаженством (ананда).

Учение об А. получило развитие во всех ортодоксаль­ных школах индуизма. Осн. его принципы: от устой­чивости и постоянной сущности «Я» следует отличать преходящие, изменяющиеся модусы, порождаемые те­лом, чувствами, интеллектом и т. п.; реальное «Я» — это чистое сознание (ср. понимание брахмана как чисто­го бытия), не ограниченное конкретными объектами; А. скрыт и в «Я» человека, и в «Я» всех существ, и в бо­ге, брахмане; открытие своего реального «Я» даётся через высшую форму познания — самопознание, к-рое одновременно есть и познание бога и связано с дости­жением высшего блаженства. Помимо веданты теория А. активно развивалась в школах ньяи, санкхьи, йоги. [идея о том, что зависимость «Я» связана с его отожде-ствлением с модификациями ума (читты) и что путь к освобождению «Я» состоит в прекращении этих моди­фикаций], мимансы (учение о душе как вечной, бесконеч­ной субстанции, обладающей сознанием).

Индуистской трактовке А. («Я», души) противостоит учение буддизма о несуществовании А. как целостной субстанции: есть лишь поток последоват. состояний, образующий жизнь и являющийся источником иллю­зии постоянной души. В махаяне была предпринята попытка компенсировать иллюзорность отд. «Я» идеей единого трансцендентного «Я» (махатман), обладающего высшей реальностью и воплощающего «Я» всех живых существ.

• Чаттерджи С.,Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954; P а д х а к ρ и ш н а н С., Инд. филосо­фия, пер. с англ., т. 1—2, М., 1956—57; W a U е s e r M., Das Problem des Ich, Hdlb., 1903; Stcherbatsky T h., The soul theory of the Buddhists, «Изв. Росс. АН», 1919, т. 13, с. 823—54, 937—58; Narahari H.G., Atman in pre-Upani-sadic Vedic literature, Madras, 1944; Günther H., Das Seelen­problem im älteren Buddhismus, Konstanz, 1949; Troy Wil­son Organ, The self in Indian philosophy, The Hague, 1964; Damodaran Edavana, Critique of Self, [Bombay], 1966; Dasgupta S. N., A history of Indian philosophy, v. l—5, Delhi, 1975.

ATOM (от греч. άτομος — неделимый), понятие др.-греч. философии, введённое Леекиппом для обозначения мельчайших, далее уже неделимых единиц бытия, из к-рых состоят все вещи (лат. пер.— Individuum). Согласно Левкиппу и Демокриту, А. не обладают к.-л. качествами, отличаясь друг от друга лишь фигурой, величиной и расположением в пространстве, и находят­ся в непрерывном движении (уподоблявшемся Демо­критом движению пылинок в воздухе).

Понятие А. было заимствовано у Демокрита Эпику­ром и его школой, а позднее вошло в арсенал науки нового времени. См. Атомистика.

АТОМИСТИКА, атомизм, учение о дискретном -(прерывистом) строении материи. В более широком смысле атомизм обозначает дискретность объекта, про­цесса, свойства (социальный атомизм, логич. атомизм и др.). А. возникла в антич. философии; одним из её основоположников был Демокрит, согласно к-рому материя состоит из мельчайших частиц — атомов. Ато­марную природу, по Демокриту, имеет также и прост-

АТОМИСТИКА 41

ранство, состоящее из особого рода атомов — амер; если атомы материи представляют собой предел её физич. делимости, то амеры — предел математич. делимости пространства.

Первоначально А. была натурфилос. гипотезой; с по­явлением химии и физики она стала естественнонауч. учением. В рамках естествознания произошло уточне­ние её осн. понятий: атом стал рассматриваться как наименьшая часть химич. элемента, являющегося но­сителем его химич. свойств. Наряду с понятием атома было введено представление о молекуле: в отличие от атома, молекула представляет собой наименьшее коли­чество вещества, вступающее в химич. реакцию, и со­стоит из атомных ядер и электронной оболочки, обра­зованной внеш. валентными электронами атомов. При­менение А. в химии и физике позволило решить ряд фундаментальных проблем этих наук — объяснить ме­ханизм химич. реакций, понять природу тепловых процессов (молекулярно-кинетич. теория теплоты), вы­явить статистич. характер ряда законов (напр., закона возрастания энтропии).

Своё дальнейшее развитие А. получила в 20 в. В 1900 М. Планк показал, что процессы излучения и погло­щения энергии носят дискретный характер. В 1905 А. Эйнштейн теоретически обосновал идею дискретности электромагнитного поля. Согласно квантовой теории, не только электромагнитное, но и любое физич. поле имеет дискретную природу.

А., неразрывно связанная с философией, подверга­лась критике с идеалистич. позиций. Напр., следуя субъективно-идеалистич. критерию существования («су­ществовать — значит быть воспринятым»), Э. Мах от­верг идею реальности атомов, объявив их умозрит. конструкциями, подлежащими исключению из физики. С др. стороны, метафизич. реализм 18—19 вв., призна­вая реальность атомов, рассматривал их как абсолютно неделимые объекты. Подобное понимание атомов яви­лось одной из причин методологич. кризиса физики на рубеже 19—20 вв.

Адекватное филос. понимание А. развивает диалек-тич. материализм, согласно к-рому А. не сводится к утверждению абс. дискретности материи. Материя включает в себя не только элемент дискретности, но и непрерывности. При определ. условиях различие меж­ду дискретностью и непрерывностью оказывается отно­сительным. А. может быть правильно понята только в свете учения о неисчерпаемости материального мира, к-рое отрицает существование абсолютно простых ато­мов, лежащих в фундаменте материи. Как отмечал Ф. Энгельс, «...дискретные части различных ступеней... являются различными узловыми точками, которые обусловливают различные качествен­ные формы существования всеобщей материи...» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 20, с. 608—09).

• Филос. проблемы физики элементарных частиц, М., 1964; Панченко А. И., Континуум и физика, М., 1975; Г е р-штейн С. С., Лагунов А. А., Единство различных сил природы и строение элементарных частиц, в сб.: Ленинское философское наследие и современная физика, М., 1981, с. 458—501.

АТРИБУТ, аттрибут (от лат. attribuo — придаю, наделяю), необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта. Напр., А. материи — движение. Тер­мин «А.» встречается уже у Аристотеля, отличавшего по­стоянный А. от случайных, преходящих состояний, т. е. акциденций.

АФАНАСЬЕВ Виктор Григорьевич (р. 18.11.1922, с. Актаныш Актанышского р-на Тат. АССР), сов. фи­лософ и обществ, деятель, акад. АН СССР (1981, чл.-корр., 1972). Чл. КПСС с 1943. В 1940—53 в Сов. Ар­мии. Окончил заочно Читинский педагогич. ин-т (1950). С 1953 преподавал философию и науч. коммунизм в Че­лябинском педагогич. ин-те, в Академии обществ. наук

АТРИБУТ

при ЦК КПСС. В 1968—74 зам. гл. ред. газ. «Правда», в 1974 — 76 гл. ред. журн. «Коммунист», с 1976 гл. ред. гаа. «Правда». Осн. труды по проблемам научного коммунизма, управления, филос. вопросам биоло­гии. Чл. ЦК КПСС с 1976. Деп. Верх. Совета СССР с 1979.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)