АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ 209 10 страница

Читайте также:
  1. E. Реєстрації змін вологості повітря. 1 страница
  2. E. Реєстрації змін вологості повітря. 10 страница
  3. E. Реєстрації змін вологості повітря. 11 страница
  4. E. Реєстрації змін вологості повітря. 12 страница
  5. E. Реєстрації змін вологості повітря. 13 страница
  6. E. Реєстрації змін вологості повітря. 14 страница
  7. E. Реєстрації змін вологості повітря. 15 страница
  8. E. Реєстрації змін вологості повітря. 16 страница
  9. E. Реєстрації змін вологості повітря. 17 страница
  10. E. Реєстрації змін вологості повітря. 18 страница
  11. E. Реєстрації змін вологості повітря. 19 страница
  12. E. Реєстрації змін вологості повітря. 2 страница

• Marx-Engels Gesamtausgabe, Abt. 2; Marx K., En­gels F., Werke, Bd 23—26; Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 23—26; 46, ч. 1—2; 47—48.

• Маркс К., Энгельс Ф., Письма о «К.», М., 1968; Ленин В. И., Филос. тетради,ПСС, т.29 (см. также Справоч­ный том, ч. 2, с. 343—44); Карл Маркс. Биография, Μ., 19732, гл. 10; И л ь е н к о в Э. В., Диалектика абстрактного и кон­кретного в «К.» Маркса, [М.], 1960; Розенталь Μ. Μ., Диалектика «К;» К. Маркса, Μ., 19672; Вазюлин В. А., Ло­гика «К.» К. Маркса, М., 1968; Филос. проблемы «К.» К. Марк­са, М., 1968; «К.» Маркса, философия и современность, М., 1968; История марксистской диалектики. От возникновения марксизма до ленинского этапа, М., 1971; Б а г а т у ρ и я Г. А., Выгодский В. С., Экономич. наследие К. Маркса, М., 1976; Марксистская философия в 19 веке, кн. 1 — От возникновения марксистской философии до ее развития в 50—60гг. 19 в., М., 1979, гл. 9—10 (библ.). Г. А. Багатурия.

КАПИТАЛИЗМ, обществ.-экономич. формация, осно­ванная на частной собственности класса буржуазии на средства произ-ва и эксплуатации капиталом наёмных рабочих, лишённых средств произ-ва и вынужденных продавать свою рабочую силу; сменяет феодализм и является последней в истории человечества антаго-нистич. обществ.-экономич. формацией.

КАПИТАЛИЗМ 245

Возникновение К. было обусловлено ря­дом процессов, происходивших в недрах феодализма, прежде всего - развитием товарного х-ва. Капитали-стич. отношения первоначально стали складываться в ср.-век. городах, возникших в результате разви­тия торговли и ремесла, а также антифеод. борьбы нар. масс. Класс гор. буржуазии формировался, вырас­тая из купцов, ростовщиков и наиболее богатых мас­теров. В союзе с королев. властью буржуазия и обур­жуазившиеся элементы феодализма ускорили разви­тие К. В насильств. лишении мелкого производителя (прежде всего крестьянина) средств произ-ва и образо­вании крупной капиталистич. собственности состояла суть т. н. первонач. накопления капитала (кон. 15— 18 вв.). Гл. средствами накопления буржуазией богатств были захват и грабёж колоний, работорговля, гос. займы, система откупов, подрядов, гос. протекционизма. Одновременно в результате массового разорения мелких ремесленников, насильств. лишения крестьян земли (процесс т. н. огораживаний) в избытке образовалась дешёвая рабочая сила — масса людей, лишённых средств к существованию и вынужденных превращаться в наём­ных рабочих. Этот же процесс обеспечивал и необхо­димое расширение внутр. рынка.

Первое время буржуазия, превратившаяся в социаль­но важнейший класс, оставалась политически бесправ­ной. Капиталистич. произ-во оказалось втиснутым в феод. политич. формы средневековья, к-рые оно уже переросло. По мере роста своей экономич. силы буржуа­зия стремилась к захвату политич. власти, вступая во всё более острое противоречие с абсолютизмом. К 16 в. капиталистич. произ-во достигло значит. развития в ряде стран Зап. Европы. Простая капиталистич. коопе­рация сменилась мануфактурой, основанной на разде­лении труда. Мануфактурная стадия развития К. охва­тывает период 10—18 вв.

Конец мануфактурной стадии развития К. был перио­дом бурж. революций, к-рые установили политич. гос­подство буржуазии и обеспечили условия для дальней­шего развития К. Первая бурж. революция про­изошла в конце 16 в. в Нидерландах, в 1642—49 про­изошла английская, в 1789—94 — франц. бурж. рево­люции. В ряде европ. стран бурж. революции происхо­дили в сер. 19 — нач. 20 вв.

Домонополистический К. В результате развития капиталистич. способа произ-ва после бурж. революций произошёл переход к крупному машинному произ-ву, представляющему адекватную технич. базу бурж. способа произ-ва. Этот переход составил содер­жание пром. переворота, к-рый начался в сер. 18 в. в Англии и затем распространился на др. страны. Пром. переворот коренным образом изменил как технич. основу произ-ва, так и социально-экономич. отношения. Место формального подчинения труда капиталу заняло реальное подчинение. Произошло отделение пром-сти от с. х-ва. Возникли капиталистич. города — пром. центры. Изменился состав буржуазии — гл. роль стал играть фабрикант-промышленник. Фабричное произ-во вызвало резкое усиление массовой нищеты. Замена ра­бочих-мужчин женщинами и детьми, снижение реаль­ной заработной платы, резкое усиление степени экс­плуатации, появление массовой безработицы были неизбежными следствиями пром. переворота. Пром. переворот резко обострил противоречия ft. Его важ­нейшим результатом было создание совр. пролетариата, к-рый призван выполнить историч. миссию ликвида­ции К., творца нового, социалистич. общества.

К. до не виданных ранее пределов развил производит. силы, разрушил феод. и патриархальные отношения, разорвал связи между людьми, основывавшиеся на отношениях личной зависимости, и заменил их ден. отношениями. К. полностью подчинил деревню гос-

КАПИТАЛИЗМ

подству города, резко увеличил гор. население за счёт сельского, вырвал «...значительную часть населения из идиотизма деревенской жизни» (M a p к с К. и Э н -г е л ь с Ф., Соч., т. 4, с. 428). К. превратился в ми­ровую систему, вовлекая в водоворот мирового рынка и народы, находившиеся на более ранних ступенях развития. К. уничтожил феод. раздробленность и осу­ществил политич. концентрацию, возникли бурж. на­ции и централизованные нац. гос-ва.

Всесторонний анализ К. дан основоположниками марксизма в ряде произведений — прежде всего в «Капитале». Маркс раскрыл экономич. закон движе­ния капиталистич. общества, сущность капиталистич. эксплуатации. Маркс показал, что капитал есть стои­мость, производящая посредством присвоения неопла­ченного чужого труда прибавочную стоимость. Погоня за прибавочной стоимостью определяет всё движение капиталистич. способа произ-ва, в т. ч. и расширение произ-ва, развитие техники, усиление эксплуатации рабочих, анархию обществ. произ-ва, обострение кон­куренции между капиталистами, углубление капита­листич. противоречий, огромную растрату обществ. богатства.

С развитием К. произ-во всё больше приобретает обществ.

характер. Но, имея обществ. характер труда, капиталистич. произ-во остаётся под контролем част­ных собственников, сохраняет частнокапиталистич. форму присвоения. В этом состоит осн. противоречие К. Оно проявляется в ряде др. противоречий: между трудом и капиталом; между высокой организацией произ-ва на отд. предприятиях и анархией произ-ва во всём обществе; между тенденцией к безграничному расширению произ-ва и ограниченностью платёжеспо­собного спроса. Осн. противоречие К. проявляется в периодически повторяющихся экономич. кризисах пере-проия-ва.

Господствующим классом капиталистич. общества является буржуазия. Буржуазии в качестве эксплуа­таторского класса противостоит рабочий класс, лишён­ный собственности на средства произ-ва. Сила, чис­ленность и организованность рабочего класса растут по мере развития К. Кроме буржуазии и рабочего клас­са — двух осн. классов бурж. общества, при К. сох­раняются классы, унаследованные от феодализма: крестьянство, ремесленники, мелкие торговцы, кус­тари. Неотъемлемым спутником К. является наличие более или менее многочисл. слоя деклассированных элементов — люмпен-пролетариата.

Гл. тенденция развития классовой структуры капита­листич. общества состоит в превращении всякого труда в наёмный труд. Гл. классовым противоречием К. явля­ется непримиримое противоречие между рабочим клас­сом и буржуазией, выражающееся в ожесточённой классовой борьбе, к-рая служит гл. движущей силой развития капиталистич. общества. В борьбе против буржуазии пролетариат заключает союз с крестьян­ством, со всеми трудящимися и эксплуатируемыми.

Капиталистич. гос-во в эпоху домонополистич. К. «...это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии» (там же, с. 426). Выступая в различной форме, бурж. гос-во всегда остаётся ору­дием классового господства буржуазии. Демократич. права, завоёванные нар. массами, действуют лить в тех границах, к-рые ие задевают основ капиталистич. строя. Несмотря на это, рабочий класс при К. борется за демократизацию форм политич. жизни, т. к. это пред­ставляет возможности для организации сил пролетариа­та в целях революц. преобразования общества.

Монополистический К. В последней трети 19 в. совершился переход от домонополистич. К. к монополистич. К. — империализму. Марксистский анализ империализма дан В. И. Лениным. Переход к империализму был подготовлен действием экономич. законов К., процессом распространения К. по всему земному шару. Свободная конкуренция вела к кон-

центрации и централизации произ-ва и капитала. На этой базе возникают и быстро развиваются, особенно после кризиса 1873, монополистам, объединения, к-рые вскоре получают всеобщее распространение. По своей экономия, сущности империализм есть монополистич. К. «Империализм есть капитализм на той стадии раз­вития, когда сложилось господство монополий и финан­сового капитала, приобрел выдающееся значение вы­воз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами» (Л е-нин В. И., ПСС, т. 27, с. 387). Проанализировав эти осн. экономич. признаки империализма, Ленин пока­зал его нсторич. место. Он пришёл в выводу, что импе­риализм есть особая стадия К., причём особенность эта троякая: империализм есть К.: 1) монополистиче­ский, 2) паразитический, или загнивающий, и 3) уми­рающий. Империализм крайне обостряет осн. противо­речие К. и все базирующиеся на нём противоречия бурж. строя, к-рые могут быть разрешены только со-циалистич. революцией.

На мопополистич. стадии К. эксплуатация труда капиталом дополняотся эксплуатацией подавляющего большинства человечества - народов колон. и полу­колон. стран. Отсюда следует, что крушение К. проис­ходит в результате двух процессов: 1) революц. борьбы рабочего класса за социализм и 2) нац.-освободит. борь­бы порабощённых империализмом народов.

С переходом к империализму происходят отфедел. сдвиги в классовой структуре общества. Господство финапс. капитала персонифицируется в финанс. олигар­хии — крупной монополистич. буржуазии, к-рая под­чиняет своему контролю подавляющую часть нац. бо­гатства капиталистич. стран. Свойственное К. отделе­ние капитала-собственности от капитала-функции при империализме достигает громадных размеров. Финан-сово-пром. короли передают гл. функции по управ­лению произ-вом в руки доверенных лиц, сохраняя за собой лишь верх. контроль. В этом явлении наглядно выступает паразитизм финанс. олигархии. По своему месту в системе обществ. произ-ва, отношении) к капи­талистич. собственности и способам получения дохо­дов высший слой управляющих входит в класс капи­талистов, а его верхушка примыкает к финапс. оли­гархии.

Существ. изменения происходят в численности и сос­таве рабочего класса. Уменьшается доля неквалифи­цированных и возрастает доля обученных рабочих. Появляется слой рабочих-техников, управляющих слож­ными машинами, слой конторских и торг. работников. С ростом технич. прогресса, расширением сферы обслу­живания и ростом бюрократия, гос. аппарата значит. увеличивается численность и удельный вес с лужащих.

Крупные изменения происходят и в средних слоях населения. Численность крестьян-фермеров в разви­тых капиталистич. странах сокращается абсолютно. Слой гор. мелких производителей размывается и разо­ряется, не выдерживая конкуренции с крупным капи­талом. Мелкие торговцы всё более попадают в зави­симость от монополий оптовой и розничной торговли. Расширение сферы капиталистич. эксплуатации на всё новые слои населения делает их объективным союзни­ком рабочего класса в антимонополистич. борьбе.

В эпоху империализма резко обостряются противо­речия между империалистич. гос-вами. В основе этих противоречий лежит открытый Лениным закон нерав­номерности экономич. и политич. развития К., обус­ловливающий постоянное изменение соотношения сил между отд. странами. Эта неравномерность неизбежно порождала мировые войны, вызываемые борьбой за рынки сбыта, источники сырья, сферы приложения ка­питала, за передел мира. В эпоху превращения социа­лизма в решающую силу мирового развития закон неравномерности проявляется в обострении межимпе-риалистич. противоречий.

В процессе своего развития монополистич. К. перерас­тает в гос.-монополистич. К. (ΓΜΚ). Объективной осно­вой, на к-рой происходит это перерастание, является концентрация произ-ва и централизация капитала в руках монополий, ведущая к всестороннему росту обоб­ществления произ-ва. Возникают крупные корпорации, первоначально на нац., а затем и на наднац. основе. Эти гигантские хоз. комплексы управляются из одного центра. Осуществляемая в них планомерность вступает в противоречие со стихийными рыночными отношения­ми. Появляется потребность и необходимость в прис­пособлении функционирования рынка к интересам все­го монополистич. капитала в целом. На этой базе проис­ходит процесс «... соединения гигантской силы капи­тализма с гигантской силой государства в один меха­низм...» (Ленин В. И., там же, т. 32, с. 83).

Бурж. гос-во, обладающее относит. самостоятель­ностью в системе ГМК, активно вмешивается в процесс воспроиз-ва, беря в свои руки, в зависимости от конк­ретных историч. условий, отд. предприятия и целые отрасли, осуществляя всякого рода мероприятия по регулированию важных сфер хоз. жизни. Регулирую­щие мероприятия бурж. гос-ва, огосударствление отд. отраслей экономики осуществляются в интересах фи­нанс. олигархии. Бурж. гос-во вынуждено считаться с соотношением классовых и политич. сил в стране. Поэтому в ряде случаев оно идёт на широкие социаль­ные манёвры, прибегает к реформам, призванным смяг­чить остроту классовых противоречий, идёт на ущемле­ние интересов отд. монополий, исходя из общей задачи укрепления К. в целом. Наиболее завершённой фор­мой ГМК, выражающей последнюю степень обобщест­вления, возможную при К., является переход пред­приятий в гос. собственность.

Важной формой проявления ГМК являются гос. фи­нансы, и в первую очередь гос. бюджет, огромный рост к-рого находится в прямой связи с войнами и милита­ризацией, разбуханием гос. бюрократич. аппарата, усилением предпринимательской и кредитной деятель­ности гос-ва. В области взаимоотношений между тру­дом и капиталом гос. регулирование охватывает ши­рокий комплекс социальных мероприятий, гл. целью к-рых является сохранение «классового мира». К их числу относится политика «полной занятости», подго­товка и переподготовка рабочей силы, социальное стра­хование, социальное обеспечение, гос. регулирование здравоохранения и образования, распределения дохо­дов. В 70-х гг. сферой гос. деятельности стала также охрана окружающей среды. Большинство этих мер проводится в результате классовой борьбы и давления демократич, сил. Но совр. бурж. экономисты выдают ГМК за строй, к-рый якобы не содержит присущих К. противоречий и является шагом на пути к обществу, осуществляющему социальную справедливость. Рефор­мисты пытаются доказать, что гос. вмешательство, яко­бы сужая базу экономич, мощи финанс. капитала, от­крывает эволюц. путь преобразования К. в социализм. Однако науч.-технич. революция, усилившая интен­сификацию произ-ва, конкурентная борьба между моно­полиями, кризисы 50—60-х гг., всеобщий кризис 1974— 1975, рост безработицы, инфляция, переходящая в стаг­фляцию (соединение стагнации — застоя с инфляци­ей) опровергают «... один из главных мифов, созданных реформистами и буржуазными идеологами, - миф о том, будто капитализм наших дней способен избавить­ся от кризисов. Нестабильность капитализма стано­вится все более очевидной» (Материалы XXV съезда КПСС, 1976, с. 28).

1-я мировая война и Οκτ. революция 1917 породили общий кризис К., к-рый выражается в подрыве и ог-раничении господства буржуазии, сужении сферы её воздействия на мировое развитие, разложении систе-

КАПИТАЛИЗМ 247

мы капиталистич. обществ. отношений, вызревании предпосылок перехода к социализму. Общий кризис К. характеризуется борьбой и сосуществованием двух систем — капиталистической и социалистической, кра­хом колон. системы, усилением неравномерности эко-номич. и политич. развития К. Совр. этап общего кри­зиса К. развёртывается в условиях превращения миро­вой системы социализма в решающий фактор развития человеч. общества. «Особенности современного капи­тализма в значительной мере объясняются тем, что он приспосабливается к новой обстановке в мире. В ус­ловиях противоборства с социализмом господствующие круги стран капитала как никогда боятся перераста­ния классовой борьбы в массовое революционное дви­жение. Отсюда — стремление буржуазии применять за­маскированные формы эксплуатации и угнетения тру­дящихся, ее готовность в ряде случаев идти на частич­ные реформы с тем, чтобы по возможности удерживать массы под своим идейным и политическим контролем... Однако приспособление к новым условиям не означает стабилизации капитализма как системы. Общий кризис капитализма продолжает уг­лубляться» (Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 14—15). Общий кризис К. охватывает экономику, политику, идеологию, культуру.

В домонополистич. эпоху К. развивался по восхо­дящей линии. В эпоху империализма К. развивается по нисходящей линии. Гигантски обобществляя произ-во, монополистич. К. создаёт материальные предпо­сылки социализма. Социалистич. революция победила сначала в одной стране. В дальнейшем всемирно-исто-рич. процесс смены К. социализмом протекает в виде отпадения всё новых стран от капиталистич. системы. В совр. условиях борьба рабочего класса во главе с коммунистич. партиями за полную ликвидацию К., за социализм поднимается на новую ступень. Народы, строящие социализм и коммунизм, антимонополистич. силы во главе с рабочим классом в капиталистич. стра­нах, нац.-освободит. борьба угнетённых народов, обще-демократич. движения — все эти великие силы совре­менности сливаются в общий поток, разрушающий ми­ровую империалистич. систему.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; M a p к с К., К критике политич. экономии, там же, т. 13; е г о ж е, Заработная плата, цена и прибыль, там же, т. 16; е г о ж е, Капитал, там же, т. 23—25 (ч. 1—2); Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же, т. 2; е г о же, Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Развитие К. в России, ПСС, т. 3; е г о ж е, К. в сел. х-ве (О кни­ге Каутского и о статье г. Булгакова), там же, т. 4; е г о же, Империализм, как высшая стадия К., там же, т. 27; его же, Тетради по империализму, там же, т. 28; его же, Гос-во и ре­волюция, там же, т. 33; Междунар. совещание коммунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Программа КПСС. (Принята XXII съездом КПСС), M., 197B; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М-, 1981; Политич. экономия совр. монополистич. К., т. 1—2, M., 19752; Углубление общего кризиса К., М., 1976; Ленинская теория империализма и современность, М., 1977. Г. Б. Ардаев.

КАППАДОКИЙСКИЙ КРУЖОК, группа христ. тео­логов, писателей и учёных, действовавших в малоазий-ской области Каппадокии во 2-й пол. 4 в. Глава К. к.— Василий Великий; важнейшие члены — Григорий Бого­слов, Григорий Нисский и Амфилохий Иконийский. Наряду с борьбой против арианства, за объединение церкви на основе ортодоксии 1-го Вселенского собора для К. к. характерно позитивное отношение к антич. культурной традиции.

КАРЛЕЙЛЬ, Карлайл (Carlyle) Томас (4.12.1795, Эклфехан, Шотландия, — 5.2.1881, Лондон), англ. философ, писатель и историк. Мировоззрение К. сфор­мировалось под влиянием Гёте, Фихте, Шеллинга и нем. романтиков. Противник франц. материализма и шотл. утилитаризма.

В филос. романе «Сартор Резартус» (1833—34, рус. пер. 1902) в традиционном для романтизма мифоло-

КАППАДОКИЙСКИЙ

гич. духе создал филос. картину мира, «одетого» в сво­еобразные символич. покрывала-эмблемы, скрывающие трансцендентную реальность природы и общества. Вслед за Фихте рассматривал пространство и время как иллюзию чувств. к-рая скрывает от человека божеств. строй мироздания. Философия, согласно К., призвана «разгадать» по символам-эмблемам присутствие панте-истич. духа в видимых формах воспринимаемого мира. Романтич. натурализму К. присущ космизм — стрем­ление объединить микрокосм «являющейся» природы со вселенской природой и вечностью, тождественны­ми духу. Субъективизм К. подчас приводил его к солип­сизму. Спиритуалистич. философия К. использовалась представителями теософии.

Пантеистич. символизм К. распространял на об­щество и культуру. Он резко критиковал англикан­скую церковь и весь строй бурж. духовных ценностей. В философии истории К. выступил глашатаем «культа героев» — носителей божеств. предначертания и ду­ховных творцов историч. процесса, возвышающихся над «средней» массой. Нек-рые черты социологии К. дают основание сравнивать её с идеологией «сверхче­ловека» Ницше. Развивая концепцию «родственных отношений» между земельными собственниками и низшими классами феод. общества, он идеализировал корпоративную структуру феодализма, выдавая его за социализм. Феод. социализм К. был подвергнут кри­тике в «Манифесте Коммунистич. партии» К. Маркса и Ф. Энгельса.

• Works..., v. 1—30, L., 1899—1923; в рус. пер. — Историч. и критич. опыты, М., 1878; Этика жизни, СПБ, 1906; Франц. революция, СПБ, 1907; Герои, почитание героев и героическое в истории, СПБ, 1908».

* Энгельс Ф., Положение Англии. Т. К., «Прошлое и настоящее», Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1; Маркс К. иЭнгельсФ., Т. К., «Совр. памфлеты.,№ 1. Совр. эпоха. JM5 2. Образцовые тюрьмы», там же, т. 7; Я к о в е н-к о В. И., Т. К., его жизнь и лит. деятельность, СПБ, 1891; К а р е е в Н. И., Т. К. Его жизнь, его личность, его произв., его идеи, П., 1923; Трахтенберг О. В., Очерки по исто­рии философии и социологии Англии 19 в., М., 1959; Сай­моне Д., К., пер. с англ., М., 1981; В a seh V.,{ Carlyle, l'horame et l'oeuvre, P., 19388; LaValley A. J., Carlyle and the idea of the modern, New Haven — L., 1968; Hood E. P., T. Carlyle. Philosophic thinker, theologian, historian and poet, N. Y., 1970; Campbell I., T. Carlyle, L., 1974.

КАРМА (санскр. — действие, дело, жребий), одно из центр. понятий инд. философии, дополняющее доктри­ну перерождения (см. Сансара). Восходит к добрахма-нистско-ведийскому периоду, но, как и концепция сан-сары, рано ассоциируется с религ.-филос. исканиями брахманизма. Входит почти во все религ.-филос. сис­темы Индии, являясь существ. частью буддизма, джай­низма, индуизма.

В широком смысле К. — это общая сумма совершён­ных всяким живым существом поступков и их послед­ствий, к-рые определяют характер его нового рожде­ния, т. е. дальнейшего существования; в узком смысле — влияние совершённых действий на характер настояще­го и последующего существования. В обоих случаях К. выступает как невидимая сила, причём лишь общий принцип её действия представляется ясным, внутр. же механизм её остаётся скрытым. К. определяет не толь­ко благополучные и неблагополучные условия сущест­вования (здоровье — болезнь, богатство — бедность, счастье — несчастье, а также пол, срок жизни, соци­альный статус индивида и т. д.), но в конечном счёте — прогресс или регресс по отношению к гл. цели чело­века—освобождению от пут «профанического сущест­вования» и подчинения законам причинно-следств. связей и зависимости вообще, в частности указывает выход из круга бесконечных перерождений. Вместе с концепцией сансары представляет собой попытку за­менить представление о божеств. предопределённости нравств. порядка идеей естеств. космич. нравств. ми­ропорядка. Подчёркивая роль нравств. активности че­ловеч. личности (актуальное волевое усилие личности становится исходной точкой нового развития), закон К. отличается этим от безличного нравств. закона

дхармы, связанного с брахманистско-ведийской тра­дицией. Этич. окрашенность закона К., то, что обус­ловленность настоящего и будущего существования имеет характер нравств. воздаяния за совершённое (а не воздействия неотвратимых божеств. или космич. сил) отличает К. от понятия судьбы, илирока, в антич. мировоззрении.

• Rutter О., The scales of Karma, L., 1940; A b h ed a -nan da S., Doctrine of Karma, Calc., 1947s; Humphre­ys C., Karma und Wiedergeburt, Z., 1951.

КАРНАП (Carnap) Рудольф (18.5.1891, Вупперталь, — 16.9.1970, Санта-Мария, Калифорния), нем.-амер. фи­лософ и логик, ведущий представитель логического по­зитивизма и философии науки. Опираясь на Витгенш­тейна и Рассела, К. считал предметом философии нау­ки анализ структуры естеств.-науч. знания с целью уточнения осн. понятий науки с помощью аппарата ма-тематич. логики. В творч. эволюции К. выделяются три этапа. В первый период (до нач. 30-х гг.) К. ак­тивно участвует в Венском кружке и в разработке идей логич. эмпиризма. Он выдвигает ряд радикальных неопозитивистских концепций (физикализм и др.) и отрицает мировоззренч. характер философии. Во вто­рой период К. выдвигает тезис о том, что логика науки есть анализ чисто синтаксич. связей между предложе­ниями, понятиями и теориями, отрицая возможность науч. обсуждения вопросов, касающихся природы ре­альных объектов и их отношения к предложениям язы­ка науки. К. развивает теорию логич. синтаксиса, стро­ит язык расширенного исчисления предикатов с ра­венством и с правилом бесконечной индукции как аппа­рат для логич. анализа языка науки. В третий период (после 1936) К., занимаясь построением «унифициро­ванного языка науки», приходит к выводу о недоста­точности чисто синтаксич. подхода и о необходимости учитывать и семантику, т. е. отношение между языком и описываемой им областью предметов. На основе сво­ей семантич. теории К. строит, индуктивную логику как вероятностную логику, развивает формализован­ную теорию индуктивных выводов, разрабатывает тео­рию семантич. информации. Автор работ по семантич. интерпретации и квантификации модальной логики. Ряд результатов, полученных К., был использован в исследованиях по кибернетике. В последние годы жизни К. отказался от мн. взглядов, характерных для первого этапа, и более решительно высказывал поло­жение о существовании «ненаблюдаемых материальных объектов» как основы для построения логич. систем, близкое к естеств.-науч. материалистической тен­денции.

• Der logische Aufbau der Welt, В.— Sehlachtensee, 1928; Schem­probleme in der Philosophie, B.— Schlachtensee, 1928; Abriß der Logistik, W., 1929; Der logische Syntax der Sprache, W., 1934; Studies in semantics, v. 1—2, Camb., 1942—43; Testability and meaning, New Haven, 1954!; Logical foundations of probability, Chi., 19622; в рус. пер.— Значение и необходимость, М., 1959; Филос. основания физики. Введение в философию науки., М., 1971 (библ.).

• Нарский И. С., Совр. позитивизм, М., 1961; Смир­нов В. А., О достоинствах и ошибках одной логико-филос. концепции, в кн.: Философия марксизма и неопозитивизм, М., 1963; X и л л Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965; The philosophy of R. Carnap, ed. by P. A. Schupp, La Salle (III.) — L., 1963 (библ.).

КАРНЕАД (Καρνεάδης) (ок. 214 - 129 до н. э.), др.-греч. философ, схоларх Новой Академии. Развил вы­двинутые Аркесилаем принципы академич. скепти­цизма с его антидогматизмом и полемич. направлен­ностью. Как и Аркесилай, К. ничего не писал. Пред­ставления о его взглядах можно составить благодаря Цицерону, а также Сексту Эмпирику, Плутарху и др. Гл. оппонент К. — Хрисипп; Диоген Лаэртий (IV, 62) приводит изречение К.: «Если бы не было Хрисиппа, не было бы и Карнеада». Отрицая существование кри­терия истины, К. критикует стоич. учение о «постигаю­щем впечатлении» как средстве адекватно представить предмет и учит об «убедительном впечатлении», допу­скающем проверку, но не дающем возможности твёрдо отличить истинное впечатление от ложного. Помимо

стоицизма критиковал и др. эллинистич. философские школы, критически высказывался о существовании богов, промысла и рока, предсказаний, астрологии и т. п.

• см. к ст. Скептицизм.

КАРСАВИН Лев Платонович [1 (13).12.1882, Петер­бург, — 12.7.1952, Абезь, Коми АССР], рус. религ. философ и историк-медиевист. В 1922 выслан за гра­ницу. С 1928 проф. ун-та в Каунасе, в 1940—46 в Виль­нюсе. Стремился к созданию целостной системы христ. миросозерцания под влиянием раннехрист, учений (патристика, Ориген), а также рус. религ. философии 19 в., особенно Вл. Соловьёва. Категория всеединства, выдвинутая последним, у К. связывается с принципом триединства, родственным гегелевской триаде и трак­туемым как динамич. принцип становления, «возрас­тания бытия» и, следовательно, как фундаментальная категория историч. процесса: любое сущее не столько «есть», сколько «становится», оказываясь одной из реа­лизаций триединства и всеединства. Понимаемый та­ким образом историзм выступает универс. принципом метафизич. системы К., что придаёт ей известное сход­ство со схемой диалектич. процесса у Гегеля. На основе философии истории и в зависимости от неё строятся др. разделы системы К.: гносеология, этика, учение о личности и т. д. Работы раннего периода, основываю­щиеся на обширном материале исторических источ­ников, посвящены истории духовной культуры средне­вековья.

• Культура ср. веков, СПБ — М., 1914; Введение в историю, П., 1920; Noctes petropolitanae, П., 1922; Восток, Запад и рус. идея, П., 1922; Д. Бруно, Берлин, 1923; Философия истории, Берлин, 1923; О началах, Берлин, 1925; Peri archon. Ideen zur christlichen Metaphysik, Memel, 1928; О личности, [Каунас] 1929.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)