|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
К социальному обеспечениюФилософ Джон Роулз утверждал,11 что распределение дохода и богатства является справедливым только тогда, когда никакое другое распределение не может улучшить положение людей, находящихся в наиболее неблагоприятном положении в обществе. Справедливое распределение может быть весьма неравномерным, если, например, отрицательное влияние более равномерного распределения на чей-либо В своей знаменитой книге A Theory of Justice (1971). 620 Неравенство доходов, распределительная справедливость и бедность стимул к выполнению той или иной работы столь значительно, что увеличившаяся доля дохода, получаемая самыми бедными, будет меньше по абсолютной величине, чем относительно меньшая доля дохода, которую они получают при менее равномерном распределении. Придание первостепенного значения интересам наиболее бедной части населения, как может показаться, нарушает принцип, под которым подписались практически все современные экономисты: межличностные сравнения полезности (счастья) произвольны. Роулз оправдывает себя следующим: вполне правдоподобно полагать, что, если бы можно было опросить всех людей, которые когда-либо составляли или будут составлять данное общество, в их первоначальном положении, т. е. до того, как сложилось их положение в обществе, оказалось бы, что они предпочитают такие условия, которые дают максимально хорошую позицию самым бедным. Это подразумевает, что все люди не расположены к риску, что вполне правильно, однако менее правдоподобно полагать, что люди имеют очень сильную антипатию к риску. Сравним два набора социальных условий: X и У. X приводит к распределению дохода, при котором средний доход наиболее бедных 10% общества составляет 10 000 долл. в год и средний доход всех членов общества также составляет 10 000 долл. Y приводит к такому распределению дохода, при котором средний доход наиболее бедных 10% равен 9000 долл., но средний доход всех членов общества равен 40 000 долл. Люди, находящиеся в первоначальном положении, даже если они не расположены к риску, вряд ли выберут X.12 Но это лишь показывает, что специфическая форма принципа справедливости Ро-улза (maximin) не выполняется. На его основной подход это не влияет. Он оригинально выходит из тупика, возникшего в п. 16.2, когда мы пытались сравнивать полезности людей после того, как были «вытащены их лотерейные билеты жизни». Полезность индивида может уменьшиться, когда его счастливый билет отнимают и передают кому-либо другому, даже если лотерея была сама по себе несправедлива. Если А разрезает пирог и отдает В самый большой кусок, В может 12 Роулз отвергает эту возможность прежде всего на том основании, что значительное увеличение благосостояния тех, кто находится в лучшем положении, почти наверняка также увеличит благосостояние тех, кто находится в наихудшем положении, по крайней мере если выполняются другие гарантии, входящие в его принцип справедливости (такие, как открытая конкуренция за положение в обществе). Rawls, см. сноску 1 выше, р. 157-158. Здесь игнорируется возможность того, что значительное сокращение благосостояния тех, кто находится в лучшем положении, может привести к лишь ничтожному увеличению благосостояния находящихся в наихудшем положении. В этом случае для соблюдения его принципа справедливости может потребоваться набор институциональных норм, оказывающий сильное давление на обеспеченную часть общества.
Контрактная теория распределительной справедливости... отказаться передать часть своего куска С, который получил самый маленький кусок. Но его отказ не связан с вопросом о справедливости метода разрезания пирога. Роулз предлагает нам сделать то, что мы уже неоднократно делали в этой книге: представить себе содержание контракта, который не может быть заключен на рынке вследствие высоких трансакционных издержек. Люди в первоначальном положении знают, что благосостояние общества может быть разделено множеством способов. Если они не расположены к риску, то они предположительно желают иметь некоторую защиту от получения слишком маленького куска пирога (если только пирог не является очень большим) или от неполучения оного. Принцип Роулза предоставляет им слишком большую защиту, но это можно легко исправить (на самом деле это было исправлено задолго до написания Роулзом его книги!).13 При равной вероятности получения любого дохода каждый индивид в первоначальном положении будет стремиться максимизировать ожидаемую полезность этого билета «лотереи жизни», а она максимальна при максимальной общей полезности. Поскольку антипатия к риску влияет на полезность, меры социальной политики, направленные на максимизацию полезности, будут содержать (в зависимости от издержек) некоторые перераспределительные положения — некоторое социальное страхование или «сеть безопасности» для людей, которые находятся в наихудшем положении. К сожалению, теория распределительной справедливости Роулза не имеет операционального содержания. Помимо проблемы определения предполагаемой степени антипатии к риску существует проблема выяснения, кого причислить к находящимся в наихудшем положении. Существование этой проблемы Роулз признает, но не пытается ее решить. Если в наихудшем положении находится один человек, некоторые меры, которые были бы справедливыми, если бы находящимися в наихудшем положении считались, например, беднейшие 10%, будут рассматриваться как несправедливые. Важно также, рассматриваем ли мы одно общество или весь мир (почему?), равно как и то, считать ли положение наихудшим исключительно в терминах денег (со всеми проблемами, возникающими при таком измерении) или более широко. Существует также проблема неопределенности по поводу того, к каким конкретным результатам приводят те или иные конкретные меры. В результате этих неопределенностей теория справедливости Роулза представляется вполне совместимой как с абсолютным социализмом, так и с капитализмом laissez-faire, в зависимости от того, какова предполагаемая степень антипатии к риску людей в первоначальном 13 John С. Harsanyi. Cardinal Utility in Welfare Economics and the Theory of Risk- Taking, 61 J. Pol. Econ. 434 (1953). См. также Kenneth J. Arrow. Some Ordinalist-Utilitarian Notes on Rawls's Theory of Justice, 70 J. Philo. 245 (1973).
622 Неравенство доходов, распределительная справедливость и бедность положении, насколько узко определена группа находящихся в наихудшем положении, в интересах которой должны приниматься все политические меры, и насколько эффективными считать государственные институты по сравнению со свободным рынком. Теория общественного договора а-ля Роулз может быть использована для опровержения традиционного представления, согласно которому программа социального обеспечения подразумевает значительное перераспределение благосостояния от молодых к пожилым. Программа социального обеспечения является программой типа «плати по мере продвижения», а не самофинансируемым пенсионным фондом. Пособия по социальному обеспечению выплачиваются из налогов, собираемых с ныне занятых, а не из сбережений получателя. Однако систему можно рассматривать как справедливый контракт между молодыми и пожилыми. Трудоспособные взрослые платят налоги, чтобы поддерживать систему государственного образования, по сути предоставляя молодым ссуду для приобретения человеческого капитала. Молодые возмещают эту ссуду, когда становятся взрослыми и поколение, платившее за их государственное образование, достигает пенсионного возраста. Они делают это, оплачивая через налоги по социальному обеспечению некоторые расходы на содержание и медицинское обслуживание поколения своих родителей.14 Это соображение игнорируется в стандартном анализе перераспределительных эффектов системы социального обеспечения, поскольку этот анализ рассматривает только налоги по социальному обеспечению и игнорирует налоги на образование при выяснении степени, в которой получатели пособий по социальному обеспечению выплачивают их, будучи трудоустроенными. Родственный аргумент состоит в том, что вопреки внешним впечатлениям система социального обеспечения предоставляет выгоду не только получателям пособий, но и ныне трудоустроенному поколению. В отсутствие социального обеспечения бремя содержания пожилых граждан в значительной степени легло бы на плечи более молодых членов их семей. Конечно, называть «бременем» обязательства, считающиеся добровольными, как бы неохотно они ни принимались, означает отступать от обычных традиций экономического анализа. Но хотя многие взрослые дети достаточно альтруистичны по отношению к своим пожилым родителям, чтобы с готовностью нести значительные издержки в виде денег, времени, раздражения, физи- 14 Gary S.Becker. A Treatise on the Family 369-374 (расширенное издание 1991). Принцип государственной пенсии «плати по мере продвижения» следует отличать от функционирования реальной системы, в которой практические и политические соображения приводят ко многим аномалиям. Издержки бедности и ограниченность частных фондов ческих недомоганий или даже отвращения, а не отвергать их, они охотно предпочтут перенести бремя ухода за своими родителями или хотя бы часть этого бремени на другие плечи. Таким образом, забота о пожилых отличается от видов потребления, от которых люди получают удовольствие. Социальное обеспечение распределяет денежный компонент бремени заботы о пожилых на все современное поколение. Тем самым оно может привести к лучшему соответствию затрат и выгод от услуг государства. Наибольшую выгоду в облегчении бремени заботы о пожилых социальное обеспечение приносит небольшим семьям. Если ребенок единственный, он сталкивается с более тяжким бременем поддержки своих родителей в пожилом возрасте, чем ребенок, имеющий братьев и сестер, с которыми можно разделить это бремя. Но большая выгодность социального обеспечения для небольших семей компенсируется тем фактом, что именно крупные семьи получают большую выгоду от государственного образования, поскольку в них больше детей, а соответствующие налоги не зависят от числа детей у налогоплательщика. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |