|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Нецелевые наличные трансферты или натуральные пособия?
628 Причины бедности и средства избавления от нее не вполне хорошо понятны. 628 Наиболее простая точка зрения заключается в том, что бедность возникает от недостатка дохода и наиболее эффективно преодолевается не ограниченными условиями наличными выплатами бедным. Этот подход (отрицательный подоходный налог) в течение длительного времени поддерживался многими экономистами и с 1975 г. стал частью федерального налогового кодекса как налоговый кредит для работников с низкой заработной платой. Программа была расширена в 1990-е гг. и теперь предоставляет кредитов на сумму около 25 млрд долл. более чем 20 млн семей, что делает ее сопоставимой с более известными программами ADFC и продуктовых карточек (food-stamp). Против отрицательного подоходного налога выдвигается три экономических аргумента. 1. Противоположно сделанному нами ранее допущению, богатых может не беспокоить субъективная полезность бедных, скорее их интересует структура потребления бедных. Богатые могут желать, чтобы у бедных были пристойное жилье, питание и возможности образования, даже если сами бедные предпочитают другие вещи, такие как изящная одежда, дорогие автомобили и лотерейные билеты. Богатые могут надеяться на то, что, если бедных принудить к покупке тех, а не иных вещей, бедность будет сокращена в долгосрочном периоде. Например, если бедная семья получит достойное жилище, питание и образование, то следующее поколение с меньшей вероятностью будет за чертой бедности. При таком подходе, и особенно если у богатых больше информации, чем у бедных, богатый донор получает большую отдачу от своего доллара — большее сокращение бедности при учете будущего и настоящего, — направляя свой вклад в конкретные способы использования бедным получателем. 2. Некоторые люди являются бедными в силу своего неумения распоряжаться деньгами. В этом случае нецелевые наличные выплаты могут растрачиваться впустую, при этом бедность не будет сокращаться. 3. Нецелевые наличные трансферты подразумевают потенциально серьезную мотивационную проблему.25 Если бы, например, каждая семья из четырех человек получала гарантированный доход в 25 См. Philip К. Rabbins. A Comparison of the Labor Supply Findings From the Four Negative Income Tax Experiments, 20 J. Human Resources 567 (1985); Edgar K. Browning, Effects of the Earned Income Tax Credit on Income and Welfare, 48 Natl. Tax. J. 23 (1995).
Нецелевые наличные трансферты или натуральные пособия? 5000 долл., глава такой семьи не имел бы стимула работать, даже если бы в этом случае он получал больше. Заработная плата 110 долл. в неделю увеличила бы его общий доход лишь примерно на 10 долл. в неделю, а его чистый доход фактически сократился бы. Трудовая деятельность связана с издержками. Работник должен оплачивать транспорт, рабочую одежду, платить подоходный налог как федеральным властям, так и властям штата и т. д., даже если сама работа не создает отрицательной полезности (конечно, она может ее создавать, особенно если это грязная, тяжелая или опасная работа) и не существует альтернативных издержек жертвования досугом в положении безработного. Ранжированная шкала наличных трансфертов позволяет в некоторой степени сохранить стимулы к трудоустройству. Предположим, например, что на каждый заработанный доллар вклад государства в доход семьи будет сокращаться лишь на 50 центов, даже если в результате общий доход семьи (заработок плюс субсидии) превзойдет минимальный гарантированный доход в 5000 долл. Но даже предельная ставка подоходного налога в 50%, хотя она и лучше, чем 100%, все равно является очень жесткой и приводит к отрицательным стимулам. У индивида, получавшего 5000 долл. в год, останется только 2500 долл., которые после вычитания издержек трудовой деятельности превратятся в ничтожную сумму. Люди, не получающие социальных пособий и имеющие низкую заработную плату, могут получить стимул к уходу из рабочей силы. Это увеличит издержки социальной программы и одновременно сократит предложение труда на низкооплачиваемых местах. Хотя сокращение спроса на подобные рабочие места приведет к повышению предлагаемой заработной платы, что в свою очередь частично компенсирует создание отрицательных стимулов, это также увеличит издержки, а стало быть, и цену производимых соответствующими работниками товаров и услуг, подобно акцизному налогу. Акцизные налоги, как мы увидим в следующей главе, обычно являются регрессивными. Предельная ставка подоходного налога может по желанию варьироваться, чтобы уменьшить только что обсуждавшиеся отрицательные стимулы, но существенное снижение ставки значительно увеличит издержки программы. Если предельная налоговая ставка будет равна 25%, семья из четырех человек, глава которой получает 12 000 долл. в год, будет по-прежнему получать ежегодную добавку к доходу от государства размером в 2000 долл.; он будет должен зарабатывать 20 000 долл., чтобы эта помощь прекратилась.26 Однако прежде, чем осуждать «отрицательный подоходный налог» за создаваемые им отрицательные стимулы к трудовой деятель- 26 5000 долл. - (0.25 • 12000 долл.) = 2000 долл.; 5000 долл. - (0.25 • 20 000 долл.) = 0.
630 Неравенство доходов, распределительная справедливость и бедность ности, отметим, что целевые субсидии имеют такие же последствия. Поскольку условием частичного субсидирования квартплаты, например, является не превышение определенного уровня дохода, заработанный сверх этого уровня доход по сути облагается налогом, равным этой субсидии. Помимо создания отрицательных стимулов к трудовой деятельности наиболее серьезной проблемой нашей современной системы, которая представляет собой систему целевых субсидий и натуральных пособий — государственное жилищное строительство, субсидирование квартплаты, продуктовые карточки, бесплатные правовые и медицинские услуги, обучение на рабочем месте и т. д., — является проблема информации.27 Готовность покупателя, в том числе бедного, к уплате рыночной цены одного блага в предпочтение другому является свидетельством относительной ценности благ для него. Не важно, каким путем он получил деньги, которыми он выражает свое предпочтение. Но когда цена блага равна нулю, очень трудно выяснить ценность блага для «покупателя». Даже если бы у организаций, занимающихся борьбой с бедностью, было общее представление о том, как бедные ранжируют различные товары и услуги, это позволило бы вывести только усредненное суждение, которое, учитывая различные потребности конкретных бедных семей, привело бы во многих случаях к избыточности, а в других случаях — к недостаточности субсидирования. Менее обширная программа наличных трансфертов могла бы принести большее благосостояние бедным, сокращая при этом издержки налогоплательщиков. Но, конечно, информационная проблема заключается не только в этом. Как упоминалось, многие бедные люди должны сталкиваться с отсутствием информации о том, как им выйти из бедности. Программа нецелевых наличных трансфертов может привести к большему статическому сокращению бедности, чем программа целевых трансфертов, но к меньшему динамическому сокращению. Реальное функционирование нашей системы целевых трансфертов оставляет желать лучшего. Примером, особенно интересным для юристов, является программа, по которой государство через Корпорацию правовых услуг предоставляет бесплатную правовую поддержку бедным в гражданских судебных делах. Этот метод помощи бедным в действительности может не позволить многим бедным людям прийти к наиболее эффективной для себя структуре потребления. Поскольку государственные средства, направляемые на правовую поддержку бедных, недоступны для других программ помощи бедным, издержками неимущего по получению 100 долл. в виде правовых услуг могут оказаться выгоды, которые бы он извлек из получения 100 долл. в 27 Ralph К. Winter, Jr., Poverty. Economic Equality, and the Equal Protection Clause, 1972 S. Ct. Rev. 41.
Нецелевые наличные трансферты или натуральные пособия? виде какого-либо иного товара или услуги либо наличных денег. Многие бедные граждане вполне могут обойтись без адвоката либо потому, что они достаточно удачливы, чтобы избежать правовых проблем, либо потому, что они достаточно сообразительны, чтобы разобраться с этими проблемами без юридической помощи. Но поскольку услуги адвоката для них бесплатны,28 они будут пользоваться ими, если только ценность этих услуг не превосходит (часто незначительную) ценность их времени, затрачиваемого на общение с адвокатом. Столкнувшись с избыточным спросом на свое рабочее время, адвокат будет пытаться ограничить круг своих клиентов теми, чья потребность в правовой поддержке представляется наиболее сильной. Поскольку для этих целей необходимо проводить сложные расследования, неизбежно появляется много ситуаций, в которых неимущий получает правовые услуги, оцениваемые в 100 долл., но реально стоящие лишь 50 долл. для него, или вообще не получает правовых услуг, которые были бы значительно ценнее, чем их издержки. Убытков, возникающих при использовании адвоката в случаях, когда социальные издержки превышают социальные выгоды, можно было бы избежать, если бы неимущие получали 100 долл. наличными вместо бесплатного адвоката. Несмотря на проблемы информации и компетентности потребителей, они использовали бы 100 долл. для найма адвоката, а не для покупки продовольствия, оплаты медицинских услуг, образования или жилья только в том случае, когда ценность правовых услуг для них составляла бы по меньшей мере 100 долл. и у них было бы 100 долл. для того, чтобы нанять адвоката при реальной необходимости.29 (Уместно ли в данном случае рассматривать доступность правового страхования?) Далее, к правовым услугам обычно прибегают при необходимости решения спорного вопроса. В случае неимущего это может быть спор с землевладельцем, одним из супругов, органом социального обеспечения, финансовой компанией и т. д. Правовые действия, совершенные в интересах одной из сторон, увеличивают издержки другой стороны, которая должна либо умножить свои правовые усилия, либо уступить другой стороне. Эти издержки обычно являются предельными издержками — функцией объема выпуска, — так что, согласно хорошо известному нам анализу, они будут «переложены» (по крайней мере частично) на потребителей предприятия. Если большинство этих потребителей — другие неимущие, то это означает, что издержки, созданные при использовании адвоката одним бедным арендатором, потребителем или должником, в значительной степени 28 Являются ли услуги адвоката полностью «бесплатными» для клиента? Почему нет? 29 Правовая помощь неимущим, совершившим уголовные преступления, может представлять особую проблему (см. п. 25.2).
632 Неравенство доходов, распределительная справедливость и бедность лягут на плечи других неимущих граждан.30 Если возник спор с государственным органом, дополнительные судебные расходы (или более высокий уровень выплат в случае проигрыша) этого органа не будут переложены на плечи неимущих, если только данный орган не финансируется за счет сильно регрессивного налогообложения. Но бедные могут нести эти издержки косвенно. Увеличение издержек осуществления программы может привести к сокращению суммы покрытия предоставляемых ею пособий. Издержки, возлагаемые таким образом на значительное число неимущих, могут превзойти выгоды тех из них, кто нанял адвокатов для тяжбы с государственным органом. Однако здесь игнорируется другой набор выгод: выгод сдерживания. Землевладелец, торговец или заимодавец с меньшей вероятностью будет пытаться обмануть или иным образом использовать слабость покупателей с низким доходом, если он знает, что у них есть доступ к бесплатным правовым услугам. Два сходных рассуждения подрывают эту точку зрения. Во-первых, если бы бедные получали пособия наличными, а не пособия «натурой», которые менее ценны для бедных, чем их денежные эквиваленты, у неимущих было бы больше денег для найма частных адвокатов при необходимости. Во-вторых, частный сектор правовых услуг может быть более компетентным в выявлении неправомерных претензий, чем государственные адвокаты, не только потому, что стимулы агентских отношений лучше проработаны в частном секторе, но и потому, что потенциальные стороны разбирательства с меньшей вероятностью будут выдвигать сомнительные иски, если они должны платить адвокату из собственного кармана. 16.6. Перераспределение богатства по правилам ответственности: Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |