АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Перцептивная сегрегация
| Перцептивная сегрегация представляет собой разбиение некоторой группы объектов на отдельные объекты, или выделение в группе объектов отдель- ных ее составляющих. Начальной стадией перцептивной сегрегации явля- ется выделение фигуры из фона. В привычных ситуациях мы не обращаем на это внимания, но первое, что нужно сделать при восприятии некоторой зрительной информации, это решить, что считать фигурой, а что фоном. Если на столе лежит книга, мы, не задумываясь, скажем, что это книга и что лежит она на столе. В этом случае у нас нет проблем с выделением фи- гуры из фона. Существуют некоторые особенности зрительной стимуля- ции, которые сами по себе помогают перцептивной системе отличить фи- гуру от фона: фон обычно (хотя и не всегда) включает в себя фигуру, он содержит меньше деталей и отличи- тельных особенностей по сравне- нию с фигурой. Обратимся к рис. 3.6. В данном случае у нас не возни- кает сомненний в том, где здесь фи- гура, а где фон: сама зрительная ин- формация подсказывает, что нечто относительно более связное и четко очерченное (светлое пятно) являет- ся фигурой.
Однако объяснять процесс выде- ления фигуры из фона только осо- бенностями стимуляции было бы не- правильно. Это можно наглядно продемонстрировать на примере восприятия двойственных изображе- ний, или изображений с взаимообра- тимыми фигурой и фоном (рис. 3.7).
Когда мы смотрим на это изобра-
Восприятие формы
Рис. 3.7. Взаимообратимые фигура и фон: профили или ваза.
| жение, нам попеременно видятся то ваза, то два человеческих профиля; в каждый момент что-нибудь одно. Та- кого рода ловушки заставляют заду- маться о том, за счет чего в нормаль- ных условиях существования мы последовательно и достаточно устой- чиво принимаем один объект за фи- гуру, а другой за фон? Исследования показывают [Weisstein, Wong, 1986], что восприятие объекта как фигуры связано с относительно более деталь- ным анализом информации по срав- нению с восприятием объекта как фона. Проще говоря, фигура — это то, на что мы в данный момент обра- щаем преимущественное внимание. В одном из экспериментов испытуе- мым показывали на короткое время вертикальные или слегка наклонен- ные линии на фоне классического изображения «профиль или ваза» (см. рис. 3.8).
Рис. 3.S. Позиции предъявления стимула (А, В, С).
| Причем линии предъявлялись в одном из трех положений: А, В или С. Задача испытуемых была до- вольно простой:ответить, располо- жена ли линия вертикально или слегка наклонена. Результаты по- казали, что процент правильных ответов был относительно выше в том случае, когда линия находилась в той области, которая в данный момент воспринималась испытуе- мым как фигура. В те моменты, когда испытуемый видел вазу, рас- положение линии в точке В приво- дило к большему количеству пра- вильных ответов по сравнению с вариантами расположения в точках А или С. И наоборот, когда испы- туемый видел профили, ответы были более точными при расположении в точках А или С.
Выше мы говорили о том, что в принципе существуют некоторые осо- бенности стимуляции, которые настраивают субъект на восприятие одно- го объекта как фона, а другого — как фигуры. Однако влияние самого
Глава 3. Восприятие
субъекта зачастую оказывается настолько сильным, что выделение фигу- ры из фона может соответствовать особенностям стимуляции с точностью до наоборот. Представьте себе, что у вас есть добрый, подвижный и весе- лый молодой пес. Вы вышли с ним погулять довольно поздно вечером, спу- стили его с поводка, он забежал за угол дома и там скрылся. Вдруг оттуда раздался истошный женский крик. Вы бросаетесь за угол и видите такую картину: ваш пес, на огромной скорости бежавший к женщине, встает на задние лапы и пытается лизнуть ее в лицо, после второго истошного кри- ка пес в испуге, скуля, отскакивает в сторону.
Кто должен быть в этой картине фигурой, исходя из особенностей сти- муляции, зрительного поля и т. п.? Пес, конечно. Почему? Потому что он ближе (т. е. в буквальном смысле на фоне женщины), меньше и, кроме того, лучше виден в свете фонаря. А что для вас в данной ситуации будет фигурой? Женщина. Почему? Потому что вас интересует ее поведение. Поведение вашего пса вам известно. А на женщину вы обращаете при- стальное внимание: ведь так неудобно получилось — человека испугали.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | Поиск по сайту:
|