АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Перцептивная группировка
Рис. 3.9. Близость как принцип перцептивной группировки.
| Рис. ЗАО. Сходство как принцип перцептив- ной группировки.
| Образы восприятия характеризуются целостностью. Это означает, что в них представлены некоторая связная картина, образ предмета или события. Мы не воспринимаем дерево за окном как совокупность овальных зеленого цвета объектов, находящися на фоне черных толстых вертикальных линий и тонких черных линий, большинство из которых находится под некото- рым наклоном. Мы видим дерево: ствол, ветви и листья. Эту особенность восприятия особо подчеркивали представители школы гештапыппсихоло- гии, основной тезис которой состоял в том, что психические образы, об- разы восприятия в частности, пред- ставляют собой нечто большее, чем простая сумма элементов. Образ восприятия — это некоторая орга- низация стимулов. Возникает воп- рос: за счет чего становится возмож- ной эта организация, объединение в целостный образ отдельных элемен- тов стимуляции? Иными словами, за счет каких механизмов происходит перцептивная группировка? Почему, например, мы воспринимаем следу- ющее изображение (рис. 3.9) как три пары вертикальных линий, а не про- сто как шесть вертикальных линий? Гештальтпсихолога сформулирова- ли целый ряд принципов, которым подчиняется перцептивная организа-
Восприятие формы
ция (группировка). Один из таких принципов — близость: чем ближе два элемента друг к друг, тем более мы склонны группировать их вместе при восприятии. Действием этого принци- па можно объяснить восприятие изоб- ражения на рис. 3.9 как трех пар вер- тикальных линий: первая и вторая, третья и четвертая, пятая и шестая ли- нии находятся в непосредственной близости друг от друга, поэтому мы склонны группировать их, т.е. воспри- нимать как некий целостный объект.
Другим принципом группировки является сходство: сходные объекты группируются, объединяются в еди- ный образ. Например, мы группиру- ем звездочки со звездочками на ос- нове их сходства между собой и по- этому видим не просто совокупность нулей и звездочек, а треугольник из звездочек (рис. 3.10).
Элементы, образующие плавный, непрерывный контур, воспринима- ются как единая фигура — группиру- ются. Этот принцип получил назва- ние хорошего продолжения, или не- прерывности. Участки линий на рис. 3.11 группируются так, что А объеди- няется cD, аСсВ, анеАсВиСс D, потому что первые пары образуют друг с другом плавный контур.
Если контур фигуры имеет разры- вы, то мы склонны как бы заполнять их, дополнять фигуру до некоторого целостного образа. Этот принцип полу- чил название замкнутости. Например, на рис. 3.12 мы видим треугольник, не- смотря на разрывы в его контуре.
Интересно, что мы можем видеть контур там, где в действительности его нет (рис. 3.13).
На рис. 3.13 вы ясно видите белый треугольник, обращенный вершиной вверх. Причем этот треугольник вос- принимается как более белый, чем
Рис. 3.14. Двусмысленное изображение.
фон. На самом деле треугольника как такового нет, кроме того, мнимый тре- угольник ничуть не белее фона. Этот феномен получил название эффект субъективного контура [Kanizsa, 1976]. По мнению многих исследователей восприятия, в основе феномена субъективного контура лежат принципы замнкутости и хорошего продолжения.
На начальном этапе развития гештальтпеихологии ее представители на- стаивали на том, что перцептивная организация — это просто функция стимула, результат процессов, идущих снизу вверх [Koehler, 1947]. Одна- ко дальнейшие исследования показали, что такие факторы, как опыт субъекта, его установки, оказывают существенное влияние на процессы организации стимульной информации. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | Поиск по сайту:
|