Социокультурный подход
Межкультурные исследования познавательных процессов
Задача межкультурных исследований заключается в сравнительном анализе особенностей интеллектуальной деятельности представителей разных культур (как правило, представителей западной, или технократической, культуры и представителей примитивной, или традициональной, культу- ры). В ходе этих исследований на фоне очевидности факта культурного влияния все ярче вырисовывалась специфика конкретных форм этого вли- яния, и именно это обстоятельство позволило увидеть природу человечес- кого интеллекта в новом свете.
Во-первых, основная тенденция культурных изменений в восприятии, памяти, умозаключениях, воображении и т.д. заключается в появлении от- влеченного, категориального отношения к действительности: познаватель- ное действие приобретает способность выходить за пределы непосред- ственного практического опыта в область логических рассуждений. При этом ведущую роль в появлении способности к категориальному обобще- нию играет школьное обучение.
Во-вторых, критерии оценки интеллектуальных возможностей челове- ка, сформулированные в рамках одной культуры (западный эталон сооб- разительности) не могут быть механически перенесены в другую культу-
Глава 9. Интеллект
ру. Например, бессмысленно измерять интеллектуальные возможности представителей народности кпелле из центральной Либерии с помощью за- даний, разработанных для студентов американских колледжей, ибо специ- фика культурной среды проявляется в избирательной организации способ- ностей людей [Маккоби, Модиано, 1971;Лурия, 1974).
В-третьих, существование культурно обусловленных свойств интеллекта не исключает наличия некоторых универсальных законов устройства че- ловеческого разума, который, по удачному выражению К. Леви-Стросса, всегда суть «бескорыстное упорядочивание хаоса». С этой точки зрения, наука и магия — это просто разные способы организации картины мира и получения знаний о нем, основанные на одних и тех же базовых мысли- тельных процедурах [Леви-Стросс, 1994].
В-четвертых, влияние культурной среды имеет как прогрессивную, так и регрессивную составляющие. Например, человек, чей интеллект форми- руется в условиях городской жизни промышленно-развитого общества, выигрывает в способности логически рассуждать, категориально формули- ровать, классифицировать большие объемы сложной информации, но од- новременно он теряет остроту восприятия предметно-практических аспек- тов жизни [Маккоби, Модиано, 1971]. Таким образом, наши интеллекту- альные возможности не только порождаются культурным контекстом, но и ограничиваются им (иногда — фатально, вне зависимости от того, явля- ется ли культура примитивной или развитой).
Культурно-историческая теория высших психических функций
В рамках данной теории проблема интеллекта рассматривается как пробле- ма умственного (в целом — психического) развития ребенка. Отстаивая формулу «выведение индивидуального из социального», Л.С. Выготский писал, что «все высшие психические функции суть интериоризованные отношения социального порядка. Их состав, структура, способ действия — вся их природа социальна» {Выготский, 1982, с. 146].
Развитие интеллекта ребенка осуществляется под влиянием таких веду- щих социальных факторов, как употребление орудий (материальных средств организации интеллектуального контакта с миром в виде счетных палочек, книг, микроскопа и т.п.), овладение знаками (в виде усвоения зна- чений слов родного языка, а также разнообразных средств буквенной и ви- зуальной символики), включение в социальное взаимодействие с другими людьми (в виде различных форм помощи и поддержки со стороны взрос- лых).
Основной путь развития детских понятий складывается, по Выготскому, из трех основных ступеней в зависимости от изменений характера обобще- ния значения слова: мышление в синкретических образах; мышление в ком- плексах; мышление в понятиях (более подробное описание этих ступеней развития детского мышления см. в главе «Когнитивное развитие»).
Особую роль в формировании интеллектуальных способностей играет понятийное мышление. На этой стадии развития подросток может доста-
Экспериментально-психологические теории интеллекта
точно легко выделять, абстрагировать отдельные признаки предметов, а также комбинировать их, пользуясь значением слова в разных ситуациях. Отдельные понятия при этом образуют своего рода «пирамиду» понятий, поскольку мысль движется от частного к общему и от общего к частному. Любое отдельное понятие находится в системе связей с другими понятия- ми. Например, в возрасте 10—1J лет ребенок легко понимает значение фра- зы типа «цветов больше, чем ромашек» либо без труда предлагает несколько вариантов завершения фразы типа «поезд сошел с рельсов, потому что...»
На этапе появления понятийного мышления происходит радикальная перестройка {интеллектуализация) всех элементарных познавательных функций на основе их синтеза с функцией образования понятий: воспри- ятие фактически становится частью наглядного мышления, запоминание превращается в осмысленный логический процесс, внимание приобрета- ет качество произвольности и т.д. Интеллект, следовательно, возникает как эффект изменения межфункциональных связей, как результат особого рода «сплава» (синтеза, интеграции) познавательных процессов, перестроенных категориальным аппаратом понятийного мышления.
Именно социокультурная ориентация теоретических взглядов Выготс- кого привела его к представлению о ключевой роли значения слова в объяс- нении механизмов интеллекта. Характерно, что сам термин интеллект в его работах употребляется довольно редко, поскольку при таком подходе в нем нет необходимости — на место интеллекта естественно и непроти- воречиво встает понятийное мышление (точнее, сознательная, категори- ально-логическая форма интеллектуальной деятельности), а в качестве критерия развития интеллекта выступает мера общности понятия (харак- теристика понятия с точки зрения как степени обобщенности его содер- жания, так и с точки зрения степени его включенности в систему связей с другими понятиями). 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | Поиск по сайту:
|