АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Проблема взаимосвязи когнитивных стилей
По вопросу о характере взаимосвязи когнитивных стилей сложились две противоположные позиции. Согласно первой, разные когнитивные стили представляют собой самостоятельные измерения, поэтому какие-либо устойчивые связи между ними отсутствуют. Согласно второй, можно го- ворить о некотором едином основании, которое обусловливает конкрет- ные стилевые проявления.
Сторонники «множественного» подхода, отрицая взаимообусловлен- ность отдельных стилевых свойств, предлагают рассматривать когнитив- ные стили как комбинацию независимых факторов. Например, широкое сканирование у одного человека может быть связано с полезависимостью, ригидностью познавательного контроля, у другого — с поленезависимос- тью, гибкостью познавательного контроля и т.п.
Проблема взаимосвязи когнитивных стилей
Одним из аргументов сторонников «множественного» подхода являются факты отсутствия либо наличия весьма слабых корреляционных связей меж- ду стилевыми показателями. Другой аргумент касается различий в психоло- гических основаниях близких по своей сути стилей. Так, М. Уаллах попы- тался доказать, казалось бы, очевидное родство полезависимости—полене- зависимости, по Уиткину, и аналитического—тематического стилей катего- ризации, по Кагану, поскольку полюса этих стилей характеризуют аналити- ческий, активный подход к полю (ПНЗ и стратегии сортировки объектов на основе выделения их отличительных деталей) в противовес глобальному, пассивному подходу к полю (ПЗ и стратегии сортировки объектов на осно- ве учета целостного ситуативного контекста). Однако он получил весьма нео- жиданные результаты: во-первых, между собой эти измерения коррелиро- вали крайне слабо и, во-вторых, преобладание ПНЗ коррелировало с невер- бальным интеллектом, тогда как преобладание аналитического стиля кате- горизации — с вербальным интеллектом. В итоге Уаллах сделал вывод о не- возможности существования прямых связей между разными стилями вслед- ствие наличия «опосредующих переменных» (например, тех или иных лич- ностных особенностей), под влиянием которых связи между стилевыми по- казателями могут принимать любой вид [Wallach, 1962].
В рамках «унитарного» подхода предпринимались попытки доказать, что в основе разных когнитивных стилей лежат некие единые психические механизмы. По мнению И.П. Шкуратовой, большая часть параметров ког- нитивных стилей группируется вокруг измерения «аналитичность — син- тетичность» (или «артикулированность — глобальность»), характеризующе- го степень дробности восприятия окружающего мира. Одни люди склон- ны строить дробную картину мира, другие — целостную. На уровне эмпи- рической проверки этого предположения удалось получить корреляцион- ные связи между поленезависимостью (тесты Готтшальдта и АКТ-70) и уз- ким диапазоном эквивалентности (0,40 и 0,41 при Р = 0,05), однако с ког- нитивной простотой—сложностью эти стили оказались не связанными [Шкуратова, 1994].
В качестве примера сведения всего многообразия когнитивных стилей к небольшому числу более общих измерений выступает типология стилей, пред- ложенная Р. Райдингом [Riding, 1997]. Он полагает, что все описанные на дан- ный момент когнитивные стили можно объединить в две группы, выделив, таким образом, базовые когнитивные стили. К их числу относятся: 1) «цело- стный — аналитический стиль», характеризующий тенденцию субъекта пере- рабатывать информацию на уровне либо целого, либо частей; 2) «вербаль- ный — образный стиль», характеризующий склонность субъекта репрезенти- ровать информацию в ходе своего мышления вербально либо визуально.
Серьезным препятствием «множественному» подходу являются факты существования значимых корреляций между отдельными стилевыми пара- метрами. Например, в разных исследованиях найдены связи между ригид- ным познавательным контролем и импульсивностью; ригидным познава- тельным контролем, полезависимостью, широтой диапазона эквивалент- ности и импульсивностью; узким диапазоном эквивалентности и когнитив- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | Поиск по сайту:
|