АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Процессы формирования репрезентации проблемной ситуации
Как говорилось выше, мышление предполагает создание репрезентации про- блемной ситуации и вывод внутри этой репрезентации. Репрезентация созда- ется не на пустом месте, а из «строительных элементов», различных структур знаний, находящихся в долговременной памяти. Из этих элементов в поле внимания создается репрезентация, относящаяся только к данной задаче. Мышление, таким образом, — процесс комплексный; в нем задействованы многочисленные психические структуры и процессы, рассматриваемые в дру- гих главах учебника. При мышлении, например, происходят те же процессы поиска и извлечения знаний, что и рассматриваемые исследователями памя- ти. Разница, однако, заключается в том, что процесс мышления требует со- здания из известных элементов новой репрезентации, тогда как память в пря- мом ее понимании предполагает простое извлечение того, что было в нее за- ложено. В самом простом случае структуры, необходимые для понимания за- дачи, уже хранятся в долговременной памяти субъекта. Этот случай может быть смоделирован средствами искусственного интеллекта.
Компьютерная модель ИСААК, разработанная в 1977 г. Дж. Новаком, со- здает на основании текста школьных задач из области физической статики систему уравнений, которую она затем пытается решить, и рисует чертеж ус- ловий задачи. Лингвистический анализ, проводимый ИСААКом, стремится свести условия к одному из «канонических рамочных объектов», содержащих- ся в памяти системы, таких, как твердое тело или массивная точка. Один и тот же физический объект может быть сведен к разным «каноническим ра- мочным объектам». Например, человек, переносящий доску, может интерпре- тироваться как точка опоры, а тот же человек, сидящий на доске, — как мас- сивная точка. На следующем этапе ИСААК устанавливает взаимное распо- ложение объектов, создает на этом основании систему уравнений и рисует чертеж из набора стандартных фигур, зафиксированных в его памяти.
ИСААК моделирует самый простой вариант понимания задачи, при ко- тором уже зафиксирован исходный небольшой набор операциональных структур и существуют простые правила перевода ситуации в эти структуры.
Исследовательское поведение
Память когнитивной системы, которая способна к построению репре- зентации тем же способом, что и ИСААК, можно представить в виде на- бора целостных структур, схем по типу описанных в главе «Память» фрей- мов и скриптов, которые актуализируются при понимании условий зада- чи. Такая система могла бы очень эффективно функционировать, но, к со- жалению, при одном условии: в случае, когда для решения задачи в памя- ти есть уже готовая схема.
В некоторых случаях субъекту не удается актуализировать схему, необхо- димую для решения задачи. Случай, когда схема актуализируется автомати- чески, можно представить примерно так (рис. 8.6). Однако возможен и сле- дующий случай, когда доступ к нужной схеме для субъекта затруднен (рис. 8.7).
В первом случае необходимый для решения элемент находится в зоне поиска субъекта, во втором — вне зоны поиска. Различие задач первого и второго типа можно только относительно данного субъекта, поскольку то, что находится в зоне поиска одного, выходит за ее границы у другого. Тем не менее существуют некоторые закономерности относительно людей, живущих в примерно одинаковых условиях.
Рис. 8.6. Схема «нетворческой» задачи.
| Рис. 8. 7. Схема творческой задачи.
| Почему одни элементы попадают в зону поиска, а другие — нет? Это зави- сит как от способностей человека, так и от его прошлого опыта. Наш опыт скла- дывается из задач и ситуаций, с которыми мы сталкивались в прошлом. Если
Глава 8. Мышление
новая задача требует использования Таблица 1
N
| Дано
| Требуется получить
|
| 21, 127,3
|
|
| 14, 163, 25
|
|
| 18,43, 10
|
|
| 9, 42, 6
|
|
| 20, 59, 4
|
|
| 23, 49, 3
|
|
| 15, 39, 3
|
|
| 28, 76, 3
|
|
| 18, 48, 4
|
|
| 14, 36, 8
|
| тех же свойств, которые уже встреча- лись в прошлом опыте, то она вызы- вает у нас меньше проблем.
Известное исследование, показы- вающее тормозящее влияние прошло- го опыта на мышление, провели А. и Е. Лачинсы. Испытуемым предлага- лись задачи на переливание жидко- стей при помощи сосудов разного объема. Например, даны емкости 29 и 3 л, нужно получить 20 л. Ответ заклю- чается в том, чтобы из сосуда 29 л 3 раза взять по 3 л. После такого разъяс- нения задачи испытуемым давалось 10 новых задач, на решение каждой из которых отводилось по 2,5 мин. Усло- вия задач показаны в табл. 1.
Решение первых пяти задач до- стигается одинаковым способом: из второго объема надо один раз вычесть первый и два раза — третий. Например, 127 — 21 —2x3= 100 или 59 — 20 — 2x4 = 31. Шестая и седьмая задачи могут быть решены тем же спосо- бом, но у них есть и значительно более простое решение: 23 — 3 = 20 для шестой и 15 + 3 = 18 для седьмой. Восьмая же задача не решается тем же способом, что первые пять. Правильное решение для нее: 28 — 3 = 25. Де- вятая и десятая задачи подобны шестой и седьмой.
Результаты показывают впечатляющий эффект установки, создаваемой первыми пятью задачами. Подавляющее число испытуемых решает шес- тую и седьмую задачи сложным путем и вообще не справляется с восьмой в отведенное время. Эффект усиливается, если испытуемые получают ин- струкцию торопиться — например, если им говорят, что цель эксперимента состоит в оценке их способности быстро решать задачи. Лачинсы пишут о прокрустовом ложе, в которое превращаются наши привычки.
До сих пор речь шла о задачах, для решения которых у субъекта уже была готовая схема, пусть иногда и труднодоступная. Существуют, однако, и та- кие, собственно творческие, задачи, где схема должна быть заново пост- роена субъектом.
Алгоритмическая неразрешимость и ее следствия для организации разумной деятельности
Алгоритм определяется как общепонятная система точных предписаний, представляющая в общем виде решение всех задач определенного класса и позволяющая безошибочно решать любую задачу этого класса за конеч- ное число шагов. Для организации мышления было бы очень удобно, что- бы для любой задачи был расписан свой алгоритм — строгая, однозначно определенная последовательность шагов, операций, которая бы всегда бе-
Исследовательское поведение
зошибочно приводила к решению. Еще лучше было бы разработать на- столько универсальный алгоритм, чтобы он был приложим не только к от- дельному типу задач или к отдельной области (например, геометрии), а во- обще к любой задаче, с которой только могут столкнуться люди в какой угодно области. Иначе говоря, хорошо было бы иметь метод — «универ- сальный решатель задач» по терминологии А. Ньюэлла и Г. Саймона.
Однако надежды на существование такого универсального метода ока- зались несбыточными. В XX веке было открыто чрезвычайно важное яв- ление алгоритмической неразрешимости: было строго доказано, что мно- гие однотипные, корректно поставленные массовые задачи, относящиеся к одному и тому же классу, в принципе не имеют каких-либо алгоритмов решения. Однотипность этих задач означает лишь полную однотипность условий и требований, но не однотипность методов решения, которая здесь, как ни парадоксально, невозможна!
Алгоритмическая неразрешимость массовой проблемы не означает не- разрешимости той или иной единичной проблемы данного класса. Та или иная конкретная проблема может иметь решение, причем даже вполне оче- видное, а для другой проблемы может существовать простое и очевидное доказательство отсутствия решения (доказательство того, что множество решений пусто). Но в целом данный класс проблем не имеет ни общего универсального алгоритма решения, применимого ко всем проблемам это- го класса, ни ветвящегося алгоритма разбиения класса на подклассы, к каждому из которых был бы применим свой специфический алгоритм. Для решения отдельных подклассов задач нужно разрабатывать свои алгорит- мы; для некоторых отдельных задач требуется разработка методов, вынуж- денно ограниченных, уникальных.
Алгоритмически неразрешимыми, например, являются: проблема рас- познавания: закончит ли свою работу (остановится ли) или же «зависнет» в бесконечном цикле произвольно выбранная программа действий алго- ритмического типа (не только компьютерная, но и реализуемая человеком по алгоритмическому типу); проблема эквивалентности программ; тожде- ства двух математических выражений; проблема распознавания того, мож- но ли из имеющихся автоматов собрать заданный автомат; множество дру- гих проблем, относящихся к топологии, теории групп и другим областям.
Алгоритмическая неразрешимость как невозможность обобщенной си- стемы точных предписаний по решению задач одного и того же типа име- ет принципиальное значение для психологии мышления и для теории по- знания вообще. Она означает наложение ряда принципиальных ограниче- ний на основные компоненты деятельности человека или деятельности любой другой системы, обладающей психикой. Это — ограничения на пла- нирование деятельности, на ее осуществление, на контроль результатов, коррекцию. Данные компоненты не могут быть построены на алгоритми- ческой основе. Они могут включать в себя те или иные алгоритмические процедуры, но принципиально не могут быть сведены к ним. В решении сложных задач всегда наличествуют неалгоритмизуемые компоненты, и именно они представляют основную сложность.
Глава 8. Мышление
Возникает вопрос: как же люди решают конкретные задачи, относящи- еся к классу алгоритмически неразрешимых. А ведь они их решают— за- дачи и на планирование, и на доказательство тождества математических выражений, и на конструирование заданных автоматов из имеющегося на- бора, и на поиск неисправности в системе, и многие другие.
Решения алгоритмически неразрешимых задач и доказательства их пра- вильности возможны и осуществляются очень часто. Но для каждого та- кого решения приходится каждый раз особым образом комбинировать раз- личные элементы знания. При этом построение «здания» решения алго- ритмически неразрешимой задачи с неизбежностью требует творчества: способ решения не выводится из более общего известного типового мето- да, а изобретается. Достижимость решения здесь не может быть гаранти- рована на 100% никакими методами — в отличие от ситуации с алгорит- мически разрешимыми задачами. Здесь неизбежно начинают играть роль индивидуальные творческие возможности решающего.
Объективная невозможность универсальных точных предписаний, од- нозначно приводящих к заданному результату, означает свободу выбора и необходимость творческого поиска. Эта необходимость в творчестве ни- когда не исчезнет и не уменьшится при любой степени продвинутости вы- водного знания и построенных на его основе точных предписаний и ин- струкций.
Еще в XIX веке крупнейший американский психолог и философ Виль- ям Джемс предложил следующее описание процесса решения творческих задач. Фактически любая задача предполагает выделение в некотором яв- лении Этакого его аспекта М, который позволяет удовлетворить цели за- дачи Р. Задача заключается в том, что дано S и Р, а требуется найти про- межуточное звено М. Например, для установления площади треугольника нужно обратиться к тому свойству треугольника, что он может быть пред- ставлен в виде половины четырехугольника, писал Джемс. Целостное яв- ление треугольника S обладает множеством свойств, но для решения за- дачи, связанной с определением площади Р, требуется учесть только одно из этих свойств М (см. рис. 8.8).
Джемс называет свойство, благодаря которому человек может выделить нужное свойство М из всех других свойств вещи, проницательностью. Он пишет, что важную роль в вычленении М играет ассоциация по признаку подобия. Сопоставляя подобные случаи, человек выявляет тот посредству- ющий элемент, который характеризует все эти случаи.
Более ясная теория на этот счет была выдвинута чуть позднее немец- ким психологом Георгом Элиасом Мюллером. Эта теория, названная те- орией констелляций, предполагает, что 5и У, входя в поле сознания, вле- кут за собой ассоциативно связанные содержания. Пусть, например, с S связаны элементы Л/, Л/, Мк> Мп и т.д., а с Р— К, Lt, Л/, N, и т.д. Тогда Л/, будучи связано с обоими элементами задачи, будет обладать наибольшей силой ассоциативных связей и выделится в сознании, в то время как ос- тальные ассоциации оттормозятся. Схематически теория констелляций может быть изображена следующим образом (рис. 8.9). 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | Поиск по сайту:
|