|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДЮГИ — ДЮПРА
ко преувеличивал роль науки в ср. века и, как верующий католик, смягчал реакционную роль церкви и теологии в развитии средневековой науки. С оч.: L'evolution de la mecanique, P., 1903; Les origines de la statique, t.,1—2, P., 1905—06; Recherches sur l'ela-stictie, P., 1906; Etudes sur Leonard de Vinci, ser. 1—3, P., 1906—13; Un fragment inedit de «l'opus tertium» de Roger Bacon..., Ad Claras Aquas [Quaracchi],.1909; Le mouvement absolu et le mouvement relatif, Montligeon (Orne), 1909; Trai-te d'energetique ou de thermodynamique generale, t. 1—2, P., 1911; La science allemande, P., 1915. Лит.: История философии, т. 5, М., 1961; L'oeuvre scien- ДЮГЙ (Duguit), Леон (4 февр. 1859—18 дек. 1928)—франц. бурж. социолог и теоретик права. Проф. права в ун-те Бордо (с 1886). Последователь позитивизма Конта и Дюркгейма, один из создателей социологии права. В основе учения Д.—идея «солидаризма», согласно к-рой осн. принципом жизни общества является солидарность всех его членов. Выдавая обществ, солидарность за «...реальный факт, доступный непосредственному установлению» («Общие преобразования гражданского права», М., 1919, с. 21), Д. объявлял ее основой «классового мира» в капиталистич. обществе и выступал против марксистского учения о классовой борьбе. Д. рассматривал гос-во и право как институты, функционирование к-рых удовлетворяет якобы потребности всего общества. Гос-во,— утверждал он,— орган, выявляющий и развивающий социальную солидарность. Гос-во, индивида, различные социальные группы Д. рассматривал не как носителей «предел, прав, а как исполнителей определ. социальных функций (см. там же, с. 18).'Учение о социальных функциях должно, по Д., прийти на смену воззрению на гос-во и право как орудия классового господства. Д. выдвинул теорию т. н. синдикалистского гос-ва. Синдикаты, т. е. особые организации, объединяющие представителей всех классов, должны, по мысли Д., обеспечить реальное участие различных социальных групп в управлении гос-вом и мирным путем привести к обществу, где нет классового господства и царит полная солидарность. Эти взгляды Д. были явно направлены против марксистского учения о социалистич. революции и диктатуре пролетариата и были использованы фашистскими идеологами для обоснования корпоративного гос-ва. Д. утверждал, что в бурж. обществе идет трансформация частной собственности, к-рая перестает быть средством эксплуатации и становится на службу всему ■обществу. Собирая капиталы и вкладывая их в произ-во, капиталист якобы выполняет полезную социальную функцию и поэтому его существование необходимо для общества. Воззрения Д. оказали широкое воздействие на бурж. и реформистские социально-политич. теории. Идеи солидаризма подхвачены различными направлениями совр. бурж. социологии, политич. науки, теории права. В связи со значит, развитием гос. монопо-листич. капитализма во Франции после 2-й мировой войны практически используется учение Д. об определении юридич. лица и границах ответственности гос. предприятий. Соч.: L'etat, le droit objectif et la Ipi positive, P., 1901; Les transformations du droit public, P., 1925; Les constitutions et les principales lois politiques de la France depuis 1789, 7 ed., P., 1952 (совм. с H. Monnier, R. Bonnard); в рус. пер. — Конституционное право. Общая теория государства, Ж., 1908; Социальное право, индивидуальное право и образование государства, М., 1909; Общество, личность и государство, СПБ, [1914]. Лит.: Па тука н ис Е. Б., Общая теория права и ДЮМАРСЁ (du Marsais), Сезар Шено (17 июня 1676—11 июня 1756) — франц. лингвист, философ-материалист и атеист, принадлежавший к старшему поколению франц. просветителей, участник кружка Бул-ленвилье. В последние годы жизни Д. сотрудничал в «Энциклопедии...», был близок к Дидро и Д'Аламбе-ру, к-рый высоко ценил Д. и посвятил ему некролог (D'Alembert, Eloge de du Marsais, 1797), опубликованный в 7-м т. «Энциклопедии...» (см. Oeuvres, t. 1). В отношении нек-рых, приписываемых Д. произведений, в частности в отношении книг «Опыт о предрассудках» («Essai sur les prejuges», опубл. Гольбахом в 1770 году под его именем) и «Анализ христианской религии» («Analyse de la religion chretienne»), авторство его еще нельзя считать вполне установленным. Но не подлежит сомнению, что ему принадлежат проникнутая духом материализма и атеизма «Диссертация о философе» (или коротко «Философ» — «Phi-losophe», 1743 или 1750, рус. пер. в сб. «Вопросы истории религии и атеизма», вып. 5, М., 1958, публикация и вступит, статья Ю. Я. Когана; перепечатано в сб. «Французские просветители XVIII в. о религии», М., 1960, вступит, очерк к разделу «Дюмарсе» А. И. Ка-зарина) и «Логика, или Рассуждение об основных действиях ума» («Logique et principes...», 1769, nouv. ed., «Logique ou Reflexions sur les principales operations de l'esprit», 1835). Д. примыкал к взглядам Ла-метри на природу умств. деятельности человека и ее истинную сущность. Поклонник философии Эпикура и Гассенди, он отвергал идею бессмертия души и представления о потустороннем мире с адом и раем. Человек, по его мнению, должен стремиться устроить свое счастье в этом мире. Смерть есть уничтожение человека, после нее ничего нет. Отвергая откровение и чистое умозрение как формы познания, Д. был сенсуалистом: «...Все знания,— заявлял он,— идут от чувств... мы могли создать себе правила только на основе единообразия чувственных впечатлений...» («Вопросы истории религии и атеизма», с. 427). Как атеист, Д. считал, «что религия есть всего лишь человеческая страсть, порождаемая, подобно любви, восхищением, страхом и надеждой» (там же, с. 426). Соч.: Oeuvres, v. 1 — 7, P., 1797. Лит.: Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., [Рязань, 1930]; Naigeon, Philosophie de du Marsais, в кн.: Encyclopedie methodique. Philosophie ancienne et moderne, [ed. ] par Naigon, t. 3, P., [1793—94]; T a m i s i er F., Du-marsais, sa vie et ses ecrits, Marseille, 1862. |A. Назацип I ДЮПРА (Dupratj, Гийом Леонсе (24 окт. 1872—22 дек. 1956) — франц. социолог, психолог, философ, педагог и врач, долгое время живший в Швейцарии. С 1900 преподавал философию и социологию в лицеях Франции, с 1922 — проф. Женевского ун-та; в 1926— 1940— пред. Женевского социологич. об-ва; в 1932— 1940— ген. секретарь Междунар. ин-та по социологии, руководитель изд. «Archives de sociologie». Филос, социологич. и психологич. взгляды Д. очень- эклектичны. Вначале Д. примыкал к школе Дюркгейма, затем приблизился к взглядам Г. Ришара, Вормса и Тарда. Филос. и психологич. взгляды Д.— сочетание субъективного идеализма позитивистского толка с рядом установок, сходных с неокантианством. Социология, по Д., изучает две взаимосвязанные стороны социальной действительности: субъективную и объективную. Под субъективным он понимал совокупность общих представлений, традиций, нравов общества, «коллективный психизм». Изучение субъективной стороны составляет, по Д., осн. задачу социальной психологии. Мн. обществ, явления (отношения между членами общества, происхождение войн и т. д.) он пытался объяснить с позиций «подсознания» и «психопатологии». Д. считал, что экономич. вопрос является не только социальным, моральным, но и психопатологическим (см. ДЮПРЕЭЛЬ —ДЮРЕР 9? «Les causes sociales de la folie», P., 1900, p. 195). В социологич. работах 30-х гг. он использовал методы психоанализа («Фрейдистский психоанализ и социология»— «Psychoanalyse freudienne et sociologie», 1924). Д. требовал и «объективного» социологич. анализа в духе позитивизма с целью открытия «законов, определяющих появление абстрактных социальных типов», под к-рыми Д. понимал нацию, город, религию, социальную группу и т. д. («Science sociale et democratie», P., 1900, p. 109). Утверждая, что «„социальных классов" в действительности не существует...» («Soziale Typen oder soziale Klassen?», в кн.: «Jahrbuch iiir Soziologie», Bd 1, Karlsruhe, 1925, S. 384), он придерживался теории «солидаризма», в к-рой пытался затушевать классовые противоречия, отрицал марксистское учение о классах, провозглашал надклассовость гос-ва и воспевал принципы бурж. демократии. Соч.: Etude relative aux rapports entre la psychologie et la sociologie, P., 1898; L'instabilite mentale, P., 1899; La morale, P., 1901; I.a solidante sociale, P., 19U7; Lemensonge, 2 ed., P., 1909; Rapport des doctrines politiques anciennes avec la sociologie et la politique contemporaine, 2 ed., P., 1912; La psychologic sociale; sa nature et ses principales lois, P., 1920; Physiologie du socialisme, P., 1929; Prevision socio-logique et structures (thniques, P., 1933; Esquisse d'un traite de sociologie, P., 1935; Много ст. в жури.: «Rev. philos. de la France et 6tranger», «Rev. internal., de sociologie». И. Добронравов. Москва. ДЮПГЕЭЛЬ (Dupreel), Эжен (р. 8 февр. 1879) — белы. бурж. социолог и философ. Заслуженный проф. Брюссельского ун-та. Филос. воззрения Д. эклектичны. Следуя релятивистскому учению франц. философа Р.Вертело,он утверждал,что объекты характеризуются не своей природой, а отношениями друг с другом; социальные явления он определял как всевозможные отношения, вытекающие из сосуществования индивидов. Значительно влияние на Д. платонизма и неогегельянства. Д. исходит из признания дуализма порядка (постоянства, статичности) и действия (вероятности, динамичности), утверждая, что разум не может схватить динамики бытия, а лишь делит процесс движения на бесконечное число статичных «порядков» и охватывает лишь результат действия. Д. подвергает критике принцип необходимости, противопоставляя ему вероятность, основанную на актах сознат. действия. Гл. филос. дисциплиной, опирающейся на изучение этих актов, Д. считает аксиологию. Философия, по Д., ееть «размышление о ценностях всякого рода, проведенное с точки зрения... ценности истины» («Sociologie generale», P., 1948, p. 390). Критикуя попытки установить иерархию ценностей, он тем не менее делит многообразие ценностей на относительные (субъективные) и абсолютные идеальные сущности (добро — основа морали, прекрасное — основа эстетики и высшая ценность — истина), независимые от их познания и осуществления («Esquisse d'une philosophie des va-leurs», P., 1939). Стержнем социологии Д. является учение о социальных отношениях, к-рые делятся им на позитивные (ведущие к сотрудничеству индивидов), негативные (ведущие к борьбе и антагонизмам) и дополнительные (влияющие на отношения двух индивидов с третьими лицами). Через социальное отношение Д. определяет социальную группу, к-рую он противопоставляет марксистскому понятию класса. В согласии с Тардом, основу социальных явлений он видит, в конечном счете, в психологии (воле) индивидов. Эволюция цивилизации, по Д., совершается под влиянием роста народонаселения и развития техники. Мысль о непрерывном прогрессе он считает иллюзией и утверждает о существовании «потолка цивилизации», связанного с развитием техники, рост к-рой, по его мнению, стал угрожающим. В последнее время Д. выдвинул идею создания некоей всеобъемлющей науки — прагматологии, исследующей развитие жизни от низших форм до человеч. общества («La pragmatologie», 1955). Соч.: Essai sur les categories, Brux., 1906; Le rapport social, P., 1912; La l^gende socratiqueet les sources de Platon, Brux., 1922; Deux essais sur le progres, Brux., 1928; Traite de morale, t. 1—2, Brux., 1932; Le pluralisnie sociologique, Brux., 11946]; Les sophistes: Protagoras, Gorgias, Prodicus, llippias, Ncliut., 1948; Essais pluralisms, в сб.: Travaux de la Faculte de philosophie et lettres de l'Univ. lihre de Brux., [t.] 14 23, Brux., [1949—50] Лит.: G oriel у G., Sur la «Sociologie generate» de Eugene Dupreel, «Rev. internat. philos», 1949, № 8, p. 227—31; Barzin M., L'oeuvre d'Eugene Dupreel, «Rev. de l'TJrii-versite de Brux», 1950, № 5, p. 379—90. h. Кузнецов. Москва. Д10ПЮЙ (Dupuis), Шарль Франсуа (26 окт. 1742— 29 сект. 1809) — франц. ученый, политич. деятель, философ-материалист и атеист. Род. в Три-Шато. Окончив колледж д'Аркур, получил степень лиценциата теологии и неск. лет преподавал риторику в лицее в Лизье. В 1770 сбросил сутану. Изучив курс права, Д. стал адвокатом; впоследствии занялся астрономией, посвятив ей дальнейшую жизнь. Профессор Коллеж де Франс (1787). В 1792 Д. был избран членом Конвента, где примыкал к жирондистам; член Совета пятисот в период Директории и Консульства, как политич. деятель Д. занимался вопросами нар. образования. Продолжая традицию воинствующего атеизма франц. материалистов, Д. подверг критике деизм, отрицая полезность религии как политич. института и как опоры морали (см. «Abrage de l'Origine de tous les cultes», P., 1821, p. 407). Мораль, по мнению Д., запечатлена природой в сердце человека и независима от религии. Д. принимал практич. участие в борьбе против религии и церкви в период франц. бурж. революции. В центре внимания Д.— проблема происхождения религии. Он стремился объяснить религ. древность «принципами древней физики и астрономии, искать богов в главных агентах природы и смотреть на их...приключения как на аллегорическое описание естественных феноменов, воспетых поэтами...» («Origine de tous les cultes ou religion universelle», t. 2, P., 1835, p. 301). Д. являлся одним из создателей астральной теории происхождения религ. мифов. Он считал, что в них аллегорически описано движение небесных светил. Исходя из этого, Д. отрицал историч. существование Иисуса Христа, видя в нем мифологич. образ Солнца (см. «Abrege de l'Origine...», p. 263). Положения астральной теории происхождения религ. мифов развивали современник Д.— К Вольней, а позднее К Древе, Дж. Робертсон, А. Немоевский и др. С оч.: Momoire sur l'origine des constellations et sur Гех-plication de la fable par le moyen de 1'astronomie, P., 1781; Dissertation sur le zoliaque de Dendra, P., 1822; Memoiie explicate du zodiaque chronologique et mythologique, P., 1806. Лит.: В о р о ii и и ы н И. П., История атеизма, 3 изд., ДЮРЕР (Durer), Альбрехт (21 мая 1471 — 6 апр. 1528) — нем. художник эпохи Возрождения, теоретик и один из основоположников реалистич. теории иск-ва в Зап. Европе. Д. жил и творил в Германии в период обществ, подъема и социальных движений, завершившихся Крестьянской войной и Реформацией. Величайший художник, Д. создал в живописи и графике яркие реалистич. образы. Эстетич. воззрения Д. изложены в трактатах «Руководство к измерению» («Unter-wcisung der Messung», 1525) и «Четыре книги о пропорциях...» («Vier Bucher von menschlicher Proportion...», 1528). Помимо опубликованных трудов, сохранились материалы к незавершенной «Книге о живописи» и др. наброски. 98 ДЮРИНГ Первоначально Д., подобно большинству современников, исходил из возможности создания непогрешимою канона прекрасного путем выбора прекраснейших частей из реальности и из произведений иск-ва клас-сич. древности, подчинения их математич. закономерности, принципам соразмерности и гармонии. Критерием прекрасного Д. считал соответствие этим принципам суждению большинства. В это время Д. допускал также (под влиянием распространенных тогда идей неоплатонизма) возможность творчества по воображению, на основании живущих в душе художника извечных идей. Однако позднее он пришел к убеждению об относительности понятия прекрасного и недостижимости идеала. С этого времени в его теории на первый план выступает стремление к верности природе. Это стремление определило характер трактата «Четыре книги о пропорциях...», в к-ром Д. пытался опереться на математику для выявления закономерности, лежащей в основе многообразия реальных форм. Верность природе является для Д. гл. принципом художеств, творчества: «Чем точнее произведение соответствует жизни, тем оно лучше и более истинно» («Дневники, письма, трактаты», вступит, ст. и комментарий Нессолынтраус, т. 2, М. — Л., 1957, с. 232). В поздних трудах он отвергал возможность творчества без натуры. «...Я считаю природу учителем, а человеческую фантазию заблуждением»,— писал Д. в 1528 (там же, с. 224). В своих эстетич. взглядах Д. во многом опирался на эстетич. трактаты итальянских художников и ученых, еще в 15 в. заложивших основы теории иск-ва Возрождения и заимствовавших ряд положений антич. эстетики. Как и для Леонардо да Винчи, живопись для него — род познания, и он отстаивал ее право занимать место в ряду «свободных искусств». Однако,в отличие от итал. теоретиков, полагавших, что произведение иск-ва может считаться прекрасным лишь когда все изображенное в нем возвышенно и совершенно, Д. пришел к признанию права художника на отображение обыдеп-ных явлений в иск-ве. В ряде вопросов Д. предвосхитил нек-рые принципы реалистуч. иск-ва 17 в. Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1, М., 1957,с. 348—49; С и д о р о в А., Дюрер, lM.—Л.], 1937; Несс ель Штраус 1!., А. Дюрер, Л.—М., 1961; М U 1-1 er F. L., Die AsthetJk Allrccht DUrcrs, Stras., 1910; P a-n о Г s k у E., Durers K'unstthet>rie,vornehmlich in ihrem Ver-haltnis zur Kunsttheorie der Italiener, В., 1915; его же, Albrecht Durer, v. 1—2, [3 ed.], Princeton, 1948. Ц. Несселыитраус. Ленинград. ДЮРИНГ (Duhring), Евгений (1833—1921) — нем. философ, экономист, правовед, колеблющийся между метафизич. материализмом и позитивизмом в духе О. Конта. Нек-рое время (1863—77) был приват-доцентом Верлинского ун-та. Его выступление в защиту приоритета Р. Майера в открытии закона превращения энергии против Гелъмголъца, оспаривавшего этот приоритет, выступления в защиту прав женщин, а также атеизм явились причиной увольнения из ун-та. В 70-х гг. 19 в. Д. объявил себя социальным реформатором, выступил против науч. социализма Маркса и Энгельса, пытаясь противопоставить ему идеалистич. понимание истории. В своих представлениях о будущем обществе Д. склонялся к анархизму. Д. не понимал социалыю-экономич. корней религии. Он считал, что в будущем общество религия должна быть запрещена. Д. оказал нек-рое влияние на неустойчивых, недостаточно теоретически подготовленных членов герм. с.-д. партии, в связи с чем Энгельс выступил с детальной, всесторонней критикой его филос, поли-тич. и социологич. воззрений в своей знаменитой книге «Анти-Дюринг». В ранней работе «Естественная диалектика» («Naturliche Dialektik», 1865) Д. пытался сочетать материалистич. понимание природы с кантианстве м. Так, он утверждал, что понятие бесконечности возникает из внутренне (имманентно) присущей мышлению способности, в действительности же все существующее подчиняется закону определ. количества. Вместе с тем в этой же работе Д. отстаивает материалистич. положение о связи мышления с бытием, утверждая, что законы логики выражают объективные отношения между вещами. В своих последующих филос. работах — «Курс философии» («Cursus der Philosophie...», 1875), «Логика и теория познания» («Logik unci Wissenschal'tstheorie», 1878, 2 изд., 1905) Д. подвергает критике кантианство и пытается сочетать материализм с позитивизмом. Однако он не преодолевает кантианства, что сказывается в его понимании задачи философии — выведение наиболее общих принципов бытия и познания из чистого мышления. Сводя предмет философии к разработке априористической «мировой схематики», Д. возрождает исторически изжившее себя противопоставление философии положит, наукам. Претендуя на обоснование материалистич. положения о единстве мира, Д. выводит его из априористич. тезиса о всеохватывающем характере бытия, утверждая, что единство всего многообразия явлений природы заключается в их существовании. Бесконечность Вселенной Д. истолковывает чисто этимологически, т. е. как нечто, не имеющее конца, но имеющее начало. Однако признание начала мира во времени означает фактич. отказ от материализма, что проявляется далее в допущении первоначального, самому себе равного состояния мира, переход к-рого в состояние движения не может быть научно объяснен с этих метафизически-механи-стич. позиций, предполагающих наличие внешнего толчка, т. о. бога. Правда, Д. отказывается от признания божеств, первотолчка, допуская первоначальное «единство материи и механической силы», но и это ме-ханистич. представление не спасает его философию от идеалистич. выводов. Допущение самому себе равного первоначального вневременного состояния мира приводит Д. к идеалистич. выводу о возникновении времени благодаря движению. Время отрывается от пространства и от материи. В теории познания Д. абсолютно противопоставляет истину и заблуждение, утверждая, что «подлинные истины вообще неизменны...» (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1S57, с. 80). Отрицая объективность диалектич. противоречий, Д. допускает лишь взаимодействие противоположно направленных сил. Законы диалектики Д. изображает в виде надуманных логич. конструкций, извне налагаемых на явления. На деле же, как показал ) Энгельс, не законы диалектики, а принципы, выдвигаемые Д., носят спекулятивный, идеалистич. характер. В социологии Д. исходит из «робинзонады» — не-науч. представления об отд. изолированно взятых индивидах, к-рые вступают друг с другом в различные отношения, объясняемые с помощью т. н. «теории насилия». В этике Д. проповедует вечные, неизменные, вневременные принципы нравственности в духе Канта. Теория права Д. также носит идеалистич., спекулятивный характер; она исходит из абстрактного представления о произволе индивидов и из столь же абстрактной концепции насилия, игнорирующей его реальные экономич. и политич. предпосылки. Наиболее значит, произведением Д. является «Критическая история всеобщих принципов механики» («Kritische Geschichte der allgemeinen Principien der Mechanik», 1873, 2 изд., 1877). Однако и в ней обнаруживается характерное для Д. колебание между материализмом и идеализмом. Эта работа Д. оказала нек-рое влияние на развитие позитивистского релятивизма и «физического» идеализма. В 1924 в Германии был создан «Дюринговский союз», пропагандировавший его труды и идеи. Соч.: Kritische Geschichte der Philosophie von ihren An-fiingen bis zur Gigenwtirt, 3 Aufl., Lpz., 1878; в рус. пер.т Ценвость жизни, СПБ, 1894. ДЮРКГЕЙМ 99 Лит.: Э fi г е л ь с Ф., Анти-Дгоринг, М., 1957; Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд.. т. 14; Р о п т-ман Д., Евгений Дюринг как литературный критик..., СПБ, 1899; Vaihinger H., Hartmann, Diihrmg und Lange, Iserlohn, 1876; Dull E., Eugen Dilhring, Lpz., 1893. , „ Т. Ойзерман. Москва. ДЮРКГЕЙМ (Durkheim), Эмиль (15 апр. 1858— Д. отказался от специфич. для бурж. обществоведения метода «робинзонады» и заменил его принципом соотношения индивида и общества как части и целого. Составляющие предмет социологии социальные факты несводимы, по Д., к свойствам личности: «Группа думает, чувствует, действует совсем иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были бы разъединены» (там же, с. 91). В идее самостоятельности целого по отношению к частям Д. усматривал общий принцип взаимосвязи высших явлений с составляющими их элементами. Среди признаков, определяющих жизнедеятельность людей, Д. выделил группу явлений, к-рые действуют как принудит, внешние нормы, Организующие поведение индивида. Таковы моральные и юри-дич. нормы, типы обществ, связей (семейные, племенные, государственные и т. п.). По Д., эти конституирующие общество связи есть результат интеграции способностей индивидов, их верований, чувств, сознания. «В силу этого принципа общество представляет не простую сумму индивидов, но систему, образовавшуюся от ассоциации их и представляющую реальность в собственном смысле, наделенную особыми свойствами» (там же, с. 90). Т. о., социология Д. идеалистическая, т. к. понятие обществ, бытия для нее равнозначно понятию обществ., коллективного сознания. Сознание индивида характеризуется, по Д., фактами двоякого рода: эмпирич. опытом (ощущения, представления, являющиеся видимостями, иллюзиями) и категориями (логич. понятия, выражающие наи- более общие отношения между вещами и не подверженные субъективной изменчивости). Эмпирич. знания, по Д., возникают в уме под действием объекта и объясняются психич. природой индивида как субъекта. Индивидуальная практика не нуждается в категориях: «Чтобы отличать вещи, к которым нам полезно стремиться, от тех, которых нам следует избегать, нет надобности связывать причины и следствия логическими узами» («Социология и теория познания», в сб. «Новые идеи в социологии», № 2, СПБ, 1914, с. 61). Логич. категории — надиндивидуальны и являются продуктом общества, коллективными представлениями. 6 этом тезисе — ядро идеалистич. социологии Д. В развитии обществ, сознания Д. усматривает гл. содержание история, процесса: «Коллективные представления — продукт обширной, почти необъятной кооперации, которая развивается не только в пространстве, но и во времени,.. В них как бы сконцентрировалась весьма своеобразная умственная жизнь, бесконечно более богатая и более сложная, чем умственная жизнь индивида» (там же, с. 38—39).Коллективные представления в качестве обществ, продукта обладают, по Д., принудит, силой для индивида. В этом Д. ошибочно усматривал источник их истинности: «Понятие, которое вначале считалось за истинное, потому что оно было коллективным, постепенно делалось коллективным лишь под условием признания его истинным» (там же, с. 53). Соответствие понятий объекту и их общезначимость производны по отношению к этим признакам. Согласно Д., весь процесс познания изначально социологизирован, причем только через коллективные представления сознанию дано и объективное содержание категорий, включая категории пространства, времени, причинности и т. д. «Так как вселенная существует лишь постольку, поскольку она мыслится, и так как в своей целостности она мыслится только обществом, то она и становится элементом его внутренней жизни, а само общество становится родовым понятием, вне которого не существует ничего» (там же, с. 59). С этой идеалистич. т. зр. любое общество основывается на системе общезначимых коллективных представлений. Поэтому, по Д., мораль, религия и наука происходят из одного источника — из стремления к общезначимости своих положений. Исходя из этого, Д. и его последователи (Леви-Брюлъ, Юбер, Мосс и др.) видели в первобытной религии систему представлений, обусловленную характером обществ, солидарности данного коллектива. Степень обществ, солидарности рассматривалась Д. как осн. критерий историч. прогресса. Д. различал 2 типа солидарности общества: высший и низший. Низший тип солидарности это — механич. солидарность. Высший тип — органич. солидарность, к-рая «...возможна только, если всякий имеет собственную сферу действия, т. е. личность» («О разделении общественного труда...», О., 1900, с. 103). В таком обществе «...индивидуальность целого возрастает вместе с индивидуальностью частей» (там же, с. 104). Совр.. общество развивается, согласно Д., по второму тину путем совершенствования системы разделения труда. Антагонизм труда и капитала, классовая борьба являются, по Д., следствием того, что индивид не находится в гармонии со своей функцией, к-рая ему навязана силой. Классовая борьба обусловлена не разделением труда, а способом его регламентации. Она оказывается, по Д., нарушением согласия между способностями индивидов и предназначенными им родами действия, следствием принуждения. Исходя из такого идеалистич. понимания классовой борьбы, Д. считает ее не объективным законом, но свидетельством негодной моральной организации общества, ненормальт ностью, устранимой упорядочением социальных.отношений. Изживание противоречий капитализма, по 100 ДЮРОФ —ДЯДЬКОВСКИЙ Д., должно происходить путем установления разделения труда «...в силу чисто внутренней самопроизвольности, когда ничто не стесняет индивидуальной инициативы... Единственная определяющая тогда способ разделения труда причина — это различие способностей... Таким образом сама собой осуществляется гармония между способностями каждого индивида и его положением» (там же, с. 301—02). Так социология Д. выливается в апологию капиталистич. конкуренции и бурж. индивидуалистич. концепции «свободы личности». Вместе с тем Д. дает своеобразную критику бурж. общества. Рассматривая проблему соотношения личности и общества, Д. утверждает, что человек— двойственное существо; «...Это значит, что к человеку физическому присоединяется человек социальный, а последний неизбежно предполагает существование общества, выражением которого он является и которому он предназначен служить» («Самоубийство», СПБ, 1912, с. 272). Поведение личности целиком определяется степенью сплоченности общества. Поэтому, если общество находится в состоянии кризиса, то для личности утрачивается значимость социальных регламентации. Отсюда — безудержность желаний и страстей. Такое состояние общества Д. называет аномией; в нем, по Д., находится совр. ему капиталистич. общество. «В промышленном мгре кризис и состояние аномии суть явления не только постоянные, но, можно даже сказать, нормальные» (там же, с. 341). Поскольку Д. как идеалист усматривает источник противоречий бурж. общества в дезорганизации его моральных устоев, постольку его критика бурж. строя лишена науч. основы. Школа Д. до сих пор пользуется влиянием и занимает ведущее место во франц. бурж. социологии. Социологи, воззрения Д. содержат в себе нек-рые рациональные моменты, касающиеся прежде всего признания невозможности понять природу человека и его сознания без учета того, что они являются производными по отношению к социальному целому, хотя последнее трактовалось им неверно, идеалистически. Социологич. воззрения Д. оказали сильное влияние на психологию, в первую очередь на представителей социологич. направления во франц. психологии (П. Жане, Хальбвакс, Пиаже). В России близкие идеям Д. взгляды высказывал Де-Роберти. Соч.: Les regies delampthodesociologique, P., 1895; Le suicide, P., 1897; De quelques formes primitives de classification (совм. с M. Mauss), «L'Annee sociologique», 1903, p. 1 — 72; Sociologieet philosophie, P., 1924; L'education morale, P., 1925; Le socialisme, P., 1928; врус. пер.: Самоубийство, СПБ, 1912. Лит.: Тележников Ф. Е., Дюркгейм о предмете ДЮРОФ (Dyroff), Адольф (1866-1943) — нем. католич. философ; проф. в Бонне (с 1905). Взгляды Д. формировались под влиянием критического реализма Кюлъпе; работал в области истории философии, психологии и этики. Пытался объединить схоластическую философию с немецким классическим идеализмом. С оч.: Die Ethik der alten Stoa, Lpz., 1897; Religion und ДЯДЬКОВСКИЙ, Иустин Евдокимович [1(12) июня 1784 — 22 июля (3 авг.) 1841] — рус. медик, представитель естественнонауч. материализма. Д-р медицины (с 1816). Окончил моек. Медико-хирургич. академию (1812), работал в этой академии (с 1814, с 1824 — профессор) и Моск.ун-те (проф. в 1831—35). В трактате «Рассуждение об образе действия лекарств на человеческое тело...» («Dissertatio inauguralis medica de modo.quo agunt medicamenta in corpus huma-num...», 1816; см. в кн.: «Избр. произв. рус. естествоиспытателей первой половины XIX века», 1959, с. 248—76) Д. выступил против идеалистич. натурфилософии и витализма. Считая, что в основе явлений природы лежит движение материи —■ «безусловной причины» явлений (там же, с. 262), Д. стремился освободить учение о материи как от ньютонианских механистич. представлений, так и от спекуляций «ди-намистов» шеллингианского толка. «Нет также никакой нужды,— писал он,— в согласии с Дарви-ном (Эразмом.— Ред.) одушевлять материю каким-то жизненным духом, или, следуя трансцендентным философам, оживотворять ее идеейвееобщейжизни, или разделять ее на субъективную и объективную части. Сама материя как материя, по нашему мнению, жива; сама материя содержит в себе начало или основание всех своих действий...» (там же, с. 262—63). Согласно Д., органич. мир произошел из неорганического путем ес-теств. превращения при определенных условиях. Задолго до признания в науке учения о развитии органич. мира Д. придерживался идеи о превращаемости видов под влиянием пищи, климата и образа жизни. Определяя жизнь как непрерывный физико-химич. процесс взаимодействия органич. и неорганич. материи, Д. выступал против виталистич. отрицания приложимости законов физики и химии к физиологич. явлениям. Доказывая, что «опыт есть единственный источник наших познаний...» (Соч., 1954, с. 131), Д. боролся за превращение физиологии в экспериментальную науку, основывающуюся на физич., химич. и иных доступных в то время методах исследования. Вместе с тем Д. подчеркивал качеств, различия между живыми и неорганич. телами. Он высказывал идею о ведущей роли нервной системы в жизнедеятельности организма. Уже в 30-е гг. нек-рые его ученики предприняли попытки эксперимент, изучения физиологии нервной деятельности. Идеи школы Д. повлияли на формирование взглядов Сеченова и С. П. Боткина. Вслед за Дидро Д. отстаивал взгляд, что в основе восприятия лежит свойство материи отвечать в той или иной форме на воздействие внешнего мира; это свойство — коренное качество материи; на основе его возникла способность ощущения, а затем и мышления. Идеи Д. нашли широкий отклик среди передовой рус. интеллигенции (Белинский, Герцен, Огарев, Станкевич, Чаадаев, Максимович). При жизни Д. только часть его трудов увидела свет. В 1846—47 были изданы в 2 тт. его лекции по частной терапии. Св. 10 соч. Д. остались в рукописи (хранятся в Отделе рукописей Гос. б-ки им. В. И. Ленина). С оч.: Сочинения, М., 1954. Лит: М и к у л и н с и и й С. Р., И. Е. Дядьковский Е ЕВАНГЕЛИСТЫ — 1) Мифич. авторы евангелий: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Первый и последний из них, но церк. традиции, были апостолами, Марк— учеником апостола Петра, Лука — учеником и спутником апостола Павла. 2) Е. (или евангельские христиане) — название одной из христианских протестантских сект. Основана во 2-й под. 19 в. в Англии лордом Редстоком, им же была создана (в 1874) первая община Е. х. в Петербурге. Вероучение и культ Е. х. близки к баптистским (см. Баптизм). В России и СССР секта долго существовала отдельно от баптистской — в значит, мере из-за конкуренции руководящих группировок. В 1944 Е. х. влились в секту баптистов, но небольшая частьих осталась вне организации. ЕВАНГЕЛИЯ (от греч. euayyfXiov—благая весть)— название первых четырех книг т.н. Нового Завета, входящих в состав Библии. Церк. учением их авторство приписывается апостолам и ученикам апостолов Матфею, Марку, Луке и Иоанну, якобы написавшим Е. в нач. 2-й пол. 1 в. н. э. На самом деле, ни одно из Е. не появилось раньше 2-й четверти 2 в. Одногв этого было бы достаточно, чтобы признать их псевдоним-ными; но, помимо того, итоги новозаветной библейской критики с полной очевидностью свидетельствуют о мифич. характере тех персонажей, по именам к-рых названы Е. Содержанием Е. являются сказания о земной жизни Иисуса Христа, о его смерти на кресте, воскресении на третий день после смерти, сорокадневной земной жизни после воскресения и вознесении на небо, где он теперь, по христ. учению, пребывает «одесную бога-отца» вплоть до того, как наступит срок его второго пришествия на землю для окончат, исполнения божьего плана мироустройства. Первые три Е. по своему характеру отличаются от Е. от Иоанна и в общих чертах сходны, почему именуются синоптическими. В последнем содержится значительно меньше мифологич. материала, относящегося к вымышленной биографии Иисуса, но больше туманных богословских проповедей, носящих на себе явные следы влияния философии гностицизма. Как в освещении фактов мифич. биографии Христа, так и в изложении сущности христ. учения между Е. существует большое количество противоречий. Совершенно не совпадают родословные Христа, сообщаемые Матфеем и Лукой, не сходятся сведения о его детстве, о возрасте к моменту казни, о поведении разных лиц, окружавших Христа в разное время, мн. подробности отд. эпизодов. В изложении поучений, приписываемых Христу, также имеется много противоречий даже внутри отд. Е., а также и между ними. Напр., в греч. подлиннике Е. от Луки сказано — «блаженны нищие», а в соответствующем месте Е. от Матфея — «блаженны нищие духом» (в рус. пер. Е. от Луки вставлено — «духом»). Изложенное в Е. христ. учение обязывает верующего в ожидании второго пришествия Христа не заботиться об устройстве земной жизни людей («птицы небесные не сеют, не жнут»), не бороться с социальным злом и классовым гнетом, не противиться злу насилием, «возлюбить ближнего», в т. ч. и врага, не оказывать врагу никакого сопротивления. В период возникновения христианства эта евангельская мораль выражала настроения социальных низов, отчаявшихся в возможности победы над господствующим классом рабовладельцев; она еще больше обезоруживала угнетенные массы. В ходе дальнейшей истории человечества вплоть до нашего времени она играла реакц. роль. Все Е. были первоначально написаны по-гречески. Их авторами были пе палестинские евреи, как учит церковь, а, по всей вероятности, евреи диаспоры, что видно хотя бы из того, что они обнаруживают плохое знание географии Палестины, а также обычаев и особенностей быта палестинских евреев. Первым из Е. следует считать Е. от Марка, самым поздним — Е. от Иоанна. К сер. 2 в. уже существовали все 4 Е. Помимо них, однако, в это время уже были и продолжали появляться мн. другие Е., к-рые были впоследствии признаны апокрифическими (см. Апокрифы библейские). По мере централизации церкви возникла необходимость унификации Е. В ходе борьбы между различными христ. общинами, каждая из к-рых отстаивала свое Е., были приняты те, к-рые принадлежали наиболее мощным и влиятельным общинам. Окончат, канонизация четырех Е. была произведена на Лаодикийском церк. соборе в 374. Лит.: Энгельс Ф., Бруно Бауэр и раннее христианство, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, М., 1933; его ж е, К истории раннего христианства, там же, т. 16, ч. 2, М., 1936; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М. —Л., 1959, разд. 3; Р а н о-вич А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Ленц-м а н Я. А., Происхождение христианства, М., 1960. //. Кршелев. Москва. ЕВВУЛЙД из Милета (Е'.роиШг|е) (4 в. до н. э.)— др.-греч. философ-идеалист, представитель мегарской школы. В соответствии с общим направлением этой школы Е. стремился доказать, что чувств, восприятия реальных вещей и явлений неистинны и что вообще познание невозможно ввиду своей противоречивости. Т. о., «доказывалось», что материальное, единичное не есть истинно-сущее, достоинством к-рого обладает лишь общее, идеальное. Для обоснования этих общих идей мегарской школы Е. в традиции Зенона Элейского (см. также апория), вульгаризируя ее. выдвигал ряд софизмов [дошли до нас в изложении Диогена Ла-эртского (кн. II) и др. антич. авторов] — «Лжец», «Покрытый», «Сорит (куча)», «Плешивый», «Рогатый» и др. Нек-рые из них представляют собой простую игру слов (напр., софизм «Рогатый»: то, чего ты не потерял, у тебя есть: ты не потерял рогов, следовательно, ты рогат), другие же фиксируют диалектику количества и качества (на что обратил внимание Гегель, см. Соч., т. 10, М., 1932, с. 101—02; ср. 95—100), как, напр., «Плешивый», «Куча» (одно зерно — не куча, два — не куча и т. д. до тех пор, пока мы не признаем, что образовалась куча). 102 ЕВДОКС КНИДСКИЙ — ЕДИНИЧНОЕ С о ч.: (фрагм.), в кн.: D е у с k s F., De Mogaricorum do-ctrina..., Bonn, 11827]. Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 144—45; Mallet С h. A., Histoire de l'ecole de Megare..., P., 1845; PrantI K., Geschichte der Logic im Abendlande, Bd 1, Lpz., 1855, S. 40 и др.; Gillespie С. М., On the Mega-rians. «Arch. Geschiehte Philos.», 1911, S. 218—41. ЕВДОКС КНЙДСКИИ (Eu6ogos i Kvf6iog) (ok. 408— ok. 355 до н. э.) — др.-греч. астроном, врач, философ и математик, значит, число геометрия, доказательств к-рого вошло в «Начала» Эвклида. В философии, следуя в основном Платону, Е. К. пытался модифицировать его учение: сблизить мир идей с миром чувств, бытия; этику Платона — с учением Анаксагора о гомеомериях и уме (см. Нус). Так, Е. К. усматривал в свойствах чувств, предметов результат большего или меньшего «примешивания» идеальных качеств, «...таким же образом, как белое, если его подмешать, является причиной для белого предмета» (Аристотель, Метафизика, I 9, 991а). Этич. принципом в учении Е. К. являлось тождество удовольствия и платоновской идеи блага. Соч. Е. К. до нас не дошли, и их содержание восстанавливается на основании свидетельств др. писателей. Лит.: Баш макова И. Г., Лекции по истории мате ЕВФЙшИИ ВЙСДЕНЬ (г. рожд. неизв. — ум. 1392) — рус. церковный деятель, представитель рус. свободомыслия 14 в. В 1374 назначен тверским епископом. В 1375 Е. В. возглавлял на переговорах с Москвой тверскую делегацию, признавшую политич. «старейшинство» Москвы. Поддерживаемый сторонниками среди населения Твери, Е. В., подобно современным ему стригольникам в Пскове и Новгороде, выступил против авторитета «соборной апостольской церкви». В 1390 он был предан суду церк. собора по обвинению в «мятеже и раздоре церковном». На соборе он открыто обличал своих обвинителей: «... яко стрелу поострил язык свой против всего собора, якоже древний Арий и Ориин и Севир и прочие еретицы». Е. В. был отрешен от сана и сослан в московский Чудов монастырь. Лит.: К л и б а н о в А. И., Свободомыслие в Твери в XIV— ЕГИШЁ (5 в.) — арм. мыслитель, участник Аварайр-ской битвы (451) армян с иранской сасанидской армией; автор кн. «О Вардане и армянской войне» (1764, рус. пер. 1е53, 2 изд., 1958), содержавшей многочисл. фнлос. афоризмы. Центральными в фил ос. воззрениях Е. были проблемы свободы и долга. Природа, по Е., сотворена богом, но существует реально и состоит из четырех элементов — огня, воды, земли и воздуха. Мир делится на разумные и неразумные существа. Божеств, предопределение распространяется только на неразумные существа; человек, как существо разумное, обладает свободой воли и сам может творить свою судьбу, совершать либо добро, либо зло; зло не есть мировое начало. Это положение Е. было направлено против фаталистич. трактовки вопроса о добре и зле в системах зороастризма и маздеизма. Е. призывал к единству арм. народа в борьбе с чужеземными поработителями. В основу действия человека он ставил «бескорыстную любовь к общественной пользе»; эта любовь должна быть выражена прежде всего в самоотверженной преданности родине. Ге- рой, в понимании Е., — это человек, идущий на смерть во имя родины. Такая смерть является бессмертием. Лучшими качествами человека Е. считал свободолюбие и ненависть к тиранам. С о ч. в рус. пер.: История. Борьба христианства с уче ЕГОРОВ, Анатолий Григорьевич (р. 25 окт. 1920)— сов. философ, д-р филос. наук (с 1959), член-корр. АН СССР (с 1962). Член КПСС с 1944. Окончил Моск. гос. пед. ин-т им. К. Либкнехта (1941) и аспирантуру Ин-та философии АН СССР (1951). Преподает философию с 1946. С 1956 по 1961 — гл. редактор жури. «Политическое самообразование», зам. заведующего отделом агитации и пропаганды ЦК КПСС по союзным республикам (с 1961). XXII съездом КПСС избран членом Центральной ревизионной комиссии КПСС. Осн. проблематика науч. работ — эстетика, формы обществ, сознания, базис и надстройка, вопросы культуры. Соч.: Марксизм-ленинизм о решающей роли народных масс в истории, «Молодой коммунист», 1953, № 9; Особенности искусства и его место в общественной жизни, «Коммунист», 1953, № 6; Против субъективизма в теории искусства, там же, 1954, № 12; Против субъективистского истолкования проблемы ЕДИНИЧНОЕ (отдельное, индивидуальное) — определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей данного качества, рассматриваемые в их отношении как к самим себе, так и к миру в целом по их качеств, определенности; предел количеств, деления данного качества. Е. есть определенность качества внутри него самого, т. е. его однородность с вещами того же качества, служащая объективным основанием для его количеств, математич. выражения. С этим связана проблема единицы как основания счета. Е. есть диа-лектич. противоположность общего. В своей изолированности Е. — такая же пустая абстракция, как и общее без Е. «... Отдельное пе существует иначе как в той связи, которая ведет к общему... Всякое отдельное неполно входит в общее и т. д. и т. д. Всякое отдельное тысячами переходов связано с другого рода отдельными (вещами, явлениями, процессами) и т. д.» (Л е и и н В. И., Соч., т. 38, с. 359). В антич. философии Е. рассматривалось как более или менее устойчивое соединение, сочетание одних и тех же, общих любому телу частиц (атомов, гомео-морий) или же как результат количеств, изменений, возникающих в одних и тех же всеобщих стихиях (вода, воздух, апенрон, огонь), как результат их сгущения или разрежения. Идеалистич. тенденция выражалась в принятии особого нематериального начала (нус, логос, идея), вносящего в неразличес-ную, лишенную индивидуальности пассивную мате- ЕДИНИЧНОЕ 103 рию порядок, форму, качество, пространственно-временные границы (Платон, Аристотель) и тем самым создающего Е. В качестве исходной точки понимания действительности Е. принималось только представителями софистики с ее тенденцией к крайнему эмпиризму, а также стоиками. Для антич. философии в целом было характерно понимание Е. как модификации, продукта саморазличения всеобщего, к-роо толковалось как материалистически (милетская школа, Гераклит, Левкипп — Демокрит), так и идеалистически (Платон, Аристотель). Вульгаризированные взгляды антич. идеализма были восприняты ср.-век. схоластикой, к-рая, как правило, рассматривала Е. как нечто несущественное, ущербное, презренное, и с этич.-ролиг. и с теоретич. т. зр. Единственной формой оппозиции этому взгляду был ср.-век. номинализм, учивший, что Е. есть единственная реальность, к-рой всеобщее противостоит только в виде слова, названия. Естествознание и философия 16—18 вв. с их направленностью на эмпирич. исследование мира чаще примыкают в понимании Е. к номиналистич. традиции. «Всеобщность не принадлежит самим вещам, которые по своему бытию все единичны, не исключая тех слов и идей, которые общи по своему значению» (Л о к к Д., Опыт о человеческом разуме, М., 1898, с. 408). С этим связано стремление истолковывать всеобщее и универсальное как нечто единичное. Ма-териалистич. вариант этой позиции разработан в учениях Гассенди, Ньютона, далее — Гельвеция, Гольбаха в виде представления о том, что мироздание построено из отдельных, неизменных частиц. Идеали-стич. версия этого понимания Е. имела место в учении Лейбница о «монадах», а также в философии Беркли и Юма. Глубоко диалектич. идеи относительно Е. были развиты Спинозой, согласно к-рому любое единичное тело или событие есть продукт и форма существования бесконечной природы и потому может быть понято только исследованием способа его рождения из всеобщей субстанциальной первоосновы, к-рая существует не отдельно от единичных тел, а только в них и через них. Серьезный шаг к диалектич. пониманию Е. был сделан нем. классич. философией. Е. понимается у Гегеля как необходимая форма действительности в ее «внешнем существовании», т. е. в пространстве и времени, как момент «различия», противостоящий абстрактному тождеству понятия, как момент определенности, к-рого абстрактному тождеству недостает. «...Соотносящаяся с самой собой определенность есть е д и н и ч-н о с т ь» (Г е г е л ь, Соч., т. 6, М., 1939, с. 45). В этом смысле Е. выступает как необходимый момент понятия, конкретно-всеобщего. Е. как таковое, как «это», «здесь» и «теперь», представляет собой нечто совершенно неуловимое и неинтересное для мысли и на поверку оказывается чистейшей никак не определенной абстракцией. Для мысли Е. важно как внутр. различение внутри всеобщего, как особенное. Однако поскольку для Гегеля всеобщее есть мысль и только мысль, постольку Е. в итоге толкуется в его «Логике» как форма и способ предметной реализации мысли, понятия, идеи, как ступень ее опредмечивания в пространстве и времени. «...Единичность есть не только возвращение понятия в себя само, а непосредственно и его утрата. Через единичность, подобно тому, как понятие есть в ней внутри себя, оно становится вне себя и вступает в действительность» (там же, с. 55). Е. (тело, явление, событие и т. д.) определяется поэтому в итоге только как «положенная абстракция» (см. там же, с. 57), не имеющая действительности вне и независимо от мышления. Этот аспект гегелевского понимания Е. подверг острой критике Фейербах, отстаивавший самостоятельное, независимое от мысли, значение Е., как чувственно-данной реальности, как прообраза понятия, идеи, абстракции, но не справившийся с диалектикой Е., особенного и всеобщего как в действительности, так и в мышлении. Материалистич. диалектика, понимая всеобщее прежде всего не как мысль, а как объективную, внутренне присущую материальной субстанции закономерность развития, как универсальную бесконечную зависимость всех единичных тел, явлений, событий друг от друга, определяет Е. как объективную качественно-определенную реальность, как форму бытия материи в пространстве и времени, как важнейший момент действительности. Однако Е. не придается того самодовлеющего значения, к-рое ему приписывает эмпиризм. Для науч. понимания действительности важно не просто Е. как таковое, как нечто абсолютно неповторимое, однократное, то, что Гегель называл «дурной единичностью» (скажем, цена отдельного товара на рынке для политич. экономии или цвет волос гос. деятеля для политики), а только такое Е., в к-ром выражаются строение и развитие определенной конкретной действительности. Для понимания действительности важно такое Е., к-рое выражает свой собственный общий тип. Так, всеобщие определения стоимостной формы в «Капитале» добываются путем анализа отношения «20 аршин холста = = 1 сюртуку», т. е. на первый взгляд единичного факта. Разумеется, что важны здесь не сюртук и холст со стороны их «дурной единичности»; могут быть взяты два любых других товара. Е. здесь раскрывается со стороны ого конкретной всеобщности, в диалектич. единстве с ней, как необходимая форма существования всеобщности в действительности. Иными словами, Е. выступает как количественно определенных! момент саморазвития, саморазличения качественно определенной действительности. Без раскрытия Е. всеобщность остается пустой абстракцией. Поэтому в непосредств. практике, напр. в политике, педагогике, медицине и т. д., а также в искусстве важен учет неповторимой индивидуальности факта, человека, материала и т. д. В противоположность плоскому эмпиризму, материалистич. диалектика устанавливает, что Е. всегда есть продукт процессов, протекающих по всеобщим закономерностям. Появление, изменение и исчезновение Е. всегда имеют место внутри определенных всеобщих условий, внутри сложнейшего взаимодействия массы других Е., т. е. внутри действительности, управляемой конкретно-всеобщими законами. В развивающейся действительности постоянно осуществляется переход, превращение Е. во всеобщее и особенное, и обратно. Действие всеобщей закономерности выражается в Е. и через Е., а всякая новая всеобщая форма (закономерность) всегда вначале выступает в действительности в виде единичного исключения из всеобщего правила (будь то рождение нового биологич. вида, новой формы обществ, отношений и т. д.). Никакая реальная система явлений не может развиваться, не выделяя из своего состава новых и новых единичных формообразований, вносящих в нее новые различия, изменяющих ее общий облик. Е., т. о., реализует многообразие в единстве и является необходимой формой развития действительности. При этом сохраняются и воспроизводятся развитием, получая всеобщее значение, лишь такие единичные «исключения», к-рые соответствуют общей тенденции развития, требованиям, заложенным во всей совокупности условий, и реализуют эти требования своей особенностью, своим отличием от других Е. Через единичные, случайные отклонения, прокладывает себе дорогу общая необходимость, закономерность. С др. стороны, только через строжайший анализ и учет Е., эмпирически данного и фактически удостоверяемого через практич. деятельность людей, через 104 ЕДИНСТВЕННОГО РАЗЛИЧИЯ МЕТОД — ЕДИНСТВО наблюдения, эксперименты и исследования совершается дальнейшее углубление (конкретизация) всеобще-теоретич. положений, законов науки. Всеобщее раскрывается в понятии только через отражение Е. и его определенности. Благодаря этому подлинно науч. понятие и «...воплощает в себе богатство особенного, индивидуального, отдельного» (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 87), а не абстрагирует, не отворачивается от него, удерживая в своих определениях лишь «общее» отдельно от Е., от отдельного, от индивидуального. Для совр. бурж. философии, гл. обр. для неопозитивизма и экзистенциализма, характерно однобокое выпячивание Е. в гносеологии, логике, социологии и втике. Являясь в социологии филос. опорой бурж. индивидуализма, в логике и гносеологии это понимание Е. неизбежно приводит к представлению об общем и всеобщем как о чисто субъективных фикциях, как лишь о «терминах» и искусств, правилах для упорядочивания и словесного выражения единичных, неповторимых фактов восприятия, принадлежащих единичному же субъекту. Э. Ильенков. Москиа. ЕДИНСТВЕННОГО РАЗЛИЧИЯ МЕТОД — один из методов установления причин явлений природы, в явной форме сформулированный англ. логиком Миллем в его учении об индукции. См. Методы исследования причинных связей. ЕДИНСТВЕННОГО СХОДСТВА МЕТОД — один из методов установления причин явлений природы, в явной форме сформулированный англ. логиком Миллем в его учении об индукции. См. Методы исследования причинных связей. ЕДИНСТВО (греч. u,ovig, лат. unitas) — такая взаимосвязь определ. предметов, процессов, к-рая образует целостную систему взаимодействия, внутренне устойчивую в изменениях и в то же время включающуюся в более широкую систему, в конечном счете,— в составе бесконечного во времени и пространстве мира. Материализм усматривает Е. мира, Е. всех многообразных явлений в их материальности, принимает его как факт, доказываемый всей историей познания и деятельности людей. Идеализм же истолковывает Е. явлений лишь как идеальное Е., т. е. как продукт целесообразной деятельности субъекта (отд. человека или абс. духа, бога). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.026 сек.) |