|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КАТЕГОРИИ 3 страницаФилос. взгляды позднего К. характеризуются попыткой подорвать единство составных частей марксизма, доказать, что теория социализма может быть соединена не только с диалектич. материализмом, но и с мн. др. филос. учениями. «Признание материалистического понимания истории,— писал К.,— не должно быть некоим предварительным условием для принадлежности к социал-демократической партии» («Die materialistische Geschichtsauffassung», Bd 1, В., 1927, S. XV). Объявляя себя сторонником диалектич. материализма и признавая на словах несовместимость историч. материализма с идеалистич. философией, К. пытался, однако, доказать, будто позитивизм, эмпириокритицизм и нек-рые др. бурж. течения не являются идеалистич. и поэтому совместимы с марксизмом. По его мнению, «материалистическое понимание истории не связано с материалистической философией. Оно соединимо с любым мировоззрением, которое обслуживается методом диалектического материализма или но крайней мере не стоит с ним в непримиримом противоречии. Не имеет значения, называется ли это мировоззрение материалистическим или борется с механистическим материализмом, предпочитает имя реализм или монизм, позитивизм или сенсуализм, эмпиризм или эмпириокритицизм» (там же, S. 28). В 30-х гг. К. открыто призывал к антисов. интервенции. В годы, предшествовавшие установлению фашизма, К. выступал против единого нар. фронта, обосновывал политику меньшего зла, расчистившую фашистам путь к власти. Даже после установления в Германии, вопреки прогнозу К., фашистской диктатуры, К. считал бурж. демократию единств, путем к социализму. Т. о., начав с отступлений от нек-рых важнейших положений диалектики и игнорируя ее творч. применение, К. скатился к оппортунизму и ренегатству. Такова неумолимая логика классовой борьбы. Реформистские теории К. и ныне используются правыми социалистами и ревизионистами. Многие из правых социал-демократов в своем ренегатстве пошли еще дальше, совсем отказавшись от марксизма. Соч.: Briefwechsel mit F. Engels, 2 Aufl., W., [1955]; Собр. соч., т. 1—4, 10, 12, M.—П., 1923—30; Очерк политической экономии по учениям новейших экономистов, СПБ, 1897; Итоги XIX века, СПБ, 1898; Колониальная политика в прошлом и настоящем, СПБ, 1900; Пределы капитализма в сельском хозяйстве, СПБ, 1900; Социальная революция, Женева, 1903; Из истории культуры. Платоновский и древнехристианский коммунизм, СПБ, 1905; Наемные рабочие в средние века и в эпоху реформации, СПБ, 1905; Американский и русский рабочий, СПБ, 1906; Бернштейн и социал-демократическая программа, СПБ, 1906; Законодательная охрана труда и 8-и часовой рабочий день, [Одесса, 1906]; Очерки и этюды, 4 изд., СПБ, 1907; Из истории общественных течений, 3 изд., т. 1—2, СПБ, 1907—1908; Античный мир. 482 КАУФМАН— КАФКА иудейство и христианство, СПБ, 1909; Национализм и интернационализм, П., 1918; Очередные проблемы международного социализма, М.—П., 1918; Золото, деньги и дороговизна, П.—М., [1918]; Общественные реформы, К., 1919; Освобождение наций, [X.], 1919; Социализация сельского хозяйства, П., 1922; Возникновение брака и семьи, 3 изд., П., 1923; Изложение 2 тома «Капитала» Карла Маркса, [X.], 1923; Классовые противоречия в эпоху французской революции, [X.], 1923; Теории кризисов, [М.], 1923. Лит.: Л е н и н В. И., О «Программе мира», Соч., 4 изд., т. 22; его же, Империализм и раскол социализма, там же, т. 23; е г о ж е, Государство и революция, там же, т. 25, гл. 6; е г о ж е, О задачах III Интернационала, там же, т. 29, гл. 5,6; История философии, т. 3, М-, 1959, с. 391—92; то же, т. 5, М., 1961, с. 512—14; А д а м я н Г. П., Каутский в борьбе с материалистическим пониманием истории, М.—Л., 1934; С о-с е л и я Г. К., Ревизионизм и марксистское учение о диктатуре пролетариата, М., 1960; Чагин Б. А., Из истории борьбы против философского ревизионизма в германской социал-демократии, 1895—1914, М.—Л., 1961; Louis P., Cent cinquante ans de pensee socialiste, t. 3, P., 1953; Rosen H., О kautskistowskie] koncepcji chrzescijanstwa pier-wotnego, «Mysl filozor.», 1954, [№] 4, s. 34—77; В г a d а с Z., Z dejim boje revolucmhodelnickehohmiti, proti revizionisti-ckemu uceni Karla Kautskeho, в кн.: Proti revizionismu. Sb. stati., [Praha], 1959, s. 68—115. А. Мысливчетго. Москва. КАУФМАН, Илларион Игнатьевич (1848—1916)— рус. экономист, проф. Петерб. ун-та (с 1893). Автор рецензии на вышедший в 1872 в рус. переводе 1-й т. «Капитала» Маркса («Точка зрения политико-экономической критики у К. Маркса», в журн.: «Вестник Европы», 1872, № 5, с. 427—36), в к-рой К. дал обзор осн. идей «Капитала» и, используя работу «К критике политич. экономии»,охарактеризовал метод исследования Маркса. Отзыв К. о диалектич. методе «...Маркс выудил из бездны журнальных и газетных заметок о „Капитале" и перевел на немецкий язык потому, что эта характеристика метода, как он сам говорит, совершенно точна» (Ленин В. И., Соч., т. 1, с. 150). Значит, выдержки из рецензии К. были включены Марксом в послесловие ко 2-му изданию 1-го тома «Капитала». Указывая на реалистич. характер метода Маркса, К. писал: «Для Маркса важно только одно: найти закон тех явлений, исследованием которых он занимается. И при этом для него важен не один закон, управляющий ими, пока они имеют известную форму и пока они находятся в том взаимоотношении, которое наблюдается в данное время. Для него, сверх того, ещё важен закон их изменяемости, их развития, т. е. перехода от одной формы к другой, от одного порядка взаимоотношений к другому. Раз он открыл этот закон, он рассматривает подробнее последствия, в которых закон проявляется в общественнойжизни...» (цит. по кн.: «Капитал», т. 1, 1955, с. 17). К. отмечал также, что исходными пунктами и опорой исследования Маркса являются точные факты, что их анализ дает Марксу возможность рассматривать «... общественное движение как естественно-исторический процесс, которым управляют законы, не только не находящиеся в зависимости от воли, сознания и намерения человека, но и сами ещё определяющие его волю, сознание и намерения...» (там же, с. 18). Маркса интересуют не какие-то «общие законы» экономич. жизни, а законы, управляющие экономич. жизнью на данном отрезке истории, именно законы развития капитализма. Характеристика, данная К. методу Маркса, была признана верной самим автором «Капитала». Маркс писал, что К., «...очертив так удачно то, что он называет моим действительным методом, и отнесшись так благосклонно к моим личным приёмам этого метода, тем самым очертил не что иное, как диалектический метод» (там же, с. 19). Рецензия К. способствовала росту интереса к трудам Маркса в России. В. И. Ленин использовал положения этой рецензии в полемике с народниками в работе «Что такое „друзья народа"...» (см. Соч., т. 1, с. 148—50). Будучи бурж. ученым-экономистом, К. не мог правильно воспринять теорию прибавочной стоимости Маркса. Марксистское понимание общества он трактовал как экономический материализм. Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 21, с. 73; Р е у э л ь А. Л., Рус. экономическая мысль 60—70-х гг. XIX в. и марксизм, М., 1956, с. 245—49. КАФКА (Kafka), Франц (3 июля 1883— 3 июня 1924) — австр. писатель-экспрессионист, оказавший значит, влияние на бурж. философию 20 в., гл. обр. на экзистенциализм. Мировоззрение К. формируется в кружке экспрессионистов — Ф. Верфеля и М. Брода. Согласно эстетич. концепции экспрессионизма, цель художника не в том, чтобы показать, как он видиг мир, а в том, чтобы дать через себя заговорить самому миру. Художник, заявляют экспрессионисты, должен передать тот крик, к-рый испускали бы вещи, если бы они не были немыми. Однако это требование парадоксально превращается в экспрессионизме в свою противоположность — крайний субъективизм: мир становится средством выражения настроения художника. Эти принципы получают отражение в. творчестве К. Мир, изображаемый К., не имеет пи ясных очертаний, ни устойчивых границ, ни определ. логики развития. Это мир — сон, мир — кошмар, мир — иллюзия. Фантастич., ирреальный мир каф-ковских героев противостоит им в качестве враждебной действительности, к-рая всегда таит в себе неизвестную угрозу. Характерен в этом отношении роман К. «Процесс» («Der Prozess», 1925), где человек преследуется неизвестным судом за неизвестное ему самому преступление; и в конце концов он оказывается жертвой неизвестного ему палача. Смысл этого романа К.— показать, что жизнь человека — это непрерывный процесс, суд над ним, в к-ром все неопределенно: он не знает ни тех, кто его судит, ни того, за что его судят, но в конце концов начинает чувствовать себя виноватым. Эта беспредметная вина порождает у него страх перед миром и чувство беспомощности. Т. о., у К. звучат уже все мотивы, к-рые-позднее развиваются в философии экзистенциализма: человек «заброшен» в мир, в к-ром он одинок и беспомощен и перед к-рым постоянно испытывает неопределенный страх. Если в ранних рассказах К. нашло отраженно предчувствие близкой катастрофы, разразившейся в 1914, то в произведениях зрелого К. на первый план выдвигается тема затерянности человеч. личности в автоматизированно-бюрократич. механизме совр. ка-питалистич. действительности. Аллегорич. изображение кабинетно-канцелярского лабиринта, где невозможно добраться до последнего звена и поэтому невозможно установить смысл всей системы,— осн. тема романов К. «Процесс» и «Замок» («Das Schloss», 1926). Творчество К. выражает беспомощность личности в «отчужденном» мире капиталистич. отношений. Как форма выражения этого «отчуждения» творчество К. несет на себе яркий отпечаток иррационализма. Совр. бурж. писатели используют творчество К. для обоснования реакц. филос. концепций. Так, напр., А. Камю утверждает, что в своих произведениях К. стремился показать бессмысленность, абсурдность человеческого существования («L'espoir et I'absurde dans l'oeuvre de Franz Kafka», в кн.: С а-m u s A., Le mythe de Sisyphe, P., 1954). С этих позиций К. сближается с Кьеркегором и Хейдеггером. Попытку представить К. религ. мыслителем предпринимают М. Бубер, М. Брод — биограф К., издатель его сочинений (см. В г о d M., Verzweiflung und Er-losung im Werk Franz Kafkas, Fr./M., 1959). Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1—6, [В., 1935—37]; Beschreibung eines Kampfes. Novellen, Skizzen, Aphorisme» aus dem Nachlass, [Fr./M.]—N. Y., [1946]; Erzahlungen, [Fr./M.]—N. Y., 1946; Tagebiicher, 1910—1923, [Fr./M.]— N. Y., [1951 ]; Hochzeitsvorbereitimg auf dem Lande und andere Prosa aus dem Nachlass, [Fr./M.]—N. Y., [1953]. КАФЬЕРО — КАЧЕСТВО 483 Лит.: Затонский Д., Смерть и рождение Франца Кафки, «Иностр. литература», 1959, № 2; В г о dM.,F.Kafkas Glauben und Lehre..., Munch., [1948]; его же, F. Kafka als wegweisende Gestalt, St. Gallen, [1951]; AtdersG., Kafka, Pro und contra, Munch., [1951]; Jan ouch G., Gesprache rait Kafka..., [Fr./M.], 1951; BenieM., Die Theorie Kafkas, Koln, [1952]; G r e n z m a n n W., F. Kafkas Werk und geistige Welt, «Universitas», 1953, [Bd.l 8, LNj] 8; H e 1 1 e г Е., Ent-erbter Geist, [В.—Zehlendorff], 1954; R e i s iH. S., F.Kafka; eine Betrachtung seines Werkes, Hdlb., 1956; Goth M., F. Kafka et les lettres franchises, P., [1957]; E m r i с h W., Die Weltkritik F. Kafkas, Mainz, [1958]; Jarv H., Die Kafka-Literatur. F.ine Bibliographic, Malmo —Lund, [1961]. 71. ГаИде-нко. Москва. КАФЬЕРО (Cafiero), Карло (1 сентября 1846— 17 июля 1892) — деятель итал. рабочего движения. Окончил юридич. факультет Неаполитанского ун-та. В 1861 в Париже сблизился с революц. клубами. В Лондоне встретился с Марксом и Энгельсом, к-рые в дальнейшем поручили ему реорганизацию Неаполитанской секции Интернационала. В 1871 К. снова в Неаполе, откуда поддерживал связь с Энгельсом, к-рый в то время был секретарем по Италии в Международном товариществе рабочих. С 1871 К. все более тяготел к анархизму, установил связь с Бакуниным. В 1877 подвергся, и не впервые, аресту как один из организаторов восстания в Беневенто. В тюрьме написал краткое изложение 1-го т.«Капитала» («11 Capi-tale di Carlo Marx...», 1879) — первую итал. работу об этом произведении Маркса. По выходе из тюрьмы К. уехал за границу. Возвратившись в Италию, подвергся преследованиям полиции и новым арестам. Тяжелая болезнь вывела К. из активной борьбы. К. пользовался большой популярностью в среде трудящихся, особенно в 70-х годах. Лит.: Маркс К. «ЭигеаьсФ., Соч., т. 24, М.—Д., 1931, с. 596; и х же, там же, т. 27, [М.—Л.], 1935, с. 40—41; Новые письма Ф. Энгельса, «Вопр. истории КПСС», 1959, № 6, с. 126—39; С a s за n d г о М., Carlo Cafiero nel primo centenario della nascita, Barlctta, 1946; Lucarelli A., Carlo Cafiero, Trani, 1947; Masini P. C, Bosio G., Bibliografia generale di Carlo Cafiero, «Movimento operaio», 1951, №17—18; Masini P. C, Due inediti di Carlo Cafiero, «11 Libertario», 1951, 11 aprile,.№ 276. А. Сапдретти. Рим. КАЧЕСТВО — фиксируемая созерцанием определенность того или иного предмета, не отделимая от самого факта его существования как данного предмета; наиболее простая и абстрактная (т. е. бедная определениями) ступень логич. воспроизведения чувственно данной конкретности. К., проанализированное со стороны его пространственно-временных границ и структуры (т. е. количественно), есть уже не К. как таковое, а качественно-определенное количество, т. е. мера. Познание на ступени К. характеризуется тем, что все качеств, характеристики предметов непосредственно оправдываются и подтверждаются чувств, опытом людей, отражаясь в нем до и независимо от какой бы то ни было теоретич. рефлексии и прежде всего до специально количеств, анализа. «Сначала мелькают впечатления, затем выделяется н е ч т о,— потом развиваются понятия качества... (определения вещи или явления) и количества... Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в н е м неизбежно и качество...» (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 314—15). К. непосредственно выступает в созерцании как бесконечное многообразие свойств рассматриваемой вещи. Т. о., свойство выступает как отражение К. вещи в К. другой вещи (всех других вещей). Поэтому попытка определить К. как полную совокупность свойств уводит в бесконечность. В силу этого чисто качеств, характеристика вещи еще не вскрывает ни сущности, ни причины, ни внутр. противоположностей в составе вещи. Здесь фиксируются и выражаются в определениях лишь чувственно данные границы, различия, сходства и другие непосредственно данные характеристики. С этим связана и абстрактность, недостаточность К. как ступени логич. отражения окружающего мира, как логич. категории. Впервые категория К. была подвергнута специальному анализу Аристотелем, к-рый определял его как «...видовое отличие...», т. е. как «тот пребывающий видовой признак, который отличает данную сущность в ее видовом своеобразии от другой сущности, при надлежащей к тому же роду» (Met. V 14 1020 а 33—1020 в 1; рус. пер., М., 1934). Аристотель полагал, что «отличительным признаком качества может считаться то обстоятельство, что о сходном и несходном говорится лишь в применении к нему» («Категории», с. 32). Аристотель подчеркивает текучесть К. как состояний вещей, их способность превращаться в противоположное (напр., здоровье превращается в болезнь, холодное в теплое, черное в белое и т. д.). Разбирая софизмы («куча», «лысый»), Аристотель намечает проблему связи К. с количеством. Ср.-век. схоластика, догматизировавшая его учение, устранив все элементы диалектич. подхода к проблеме К., оформила представление о т. п. скрытых К., толковавшихся как вечные и неизменные «формы». Каждое чувственно воспринимаемое свойство объявлялось особым К. По-иному встала проблема К. на почве сложившегося к 16—17 вв. односторонне-количественного, мехаыистич. мировоззрения. Философия этой эпохи почти единодушно разделила все известные до этого К. на т. н. первичные и вторичные. Первичными стали считаться лишь те чувственно воспринимаемые К., к-рые представляют собой пространственно-геомет-рич. свойства вещей, связанные с протяженностью. Все остальные К. стали рассматриваться как субъективно окрашенные иллюзии, как продукты деятельности органов чувств человека. Острее всего это различение было проведено в филос. системах Декарта, Локка и Гоббса. Этот взгляд, по существу ликвидировавший категорию К. путем сведения ее к чисто количеств, характеристикам вещей в пространстве и времени, составил один из методология:, устоев механистич. мировоззрения. Представляя собой решительный шаг вперед но сравнению со ср.-век. схоластич. пониманием К., этот взгляд ориентировал науку на количе-ствеино-математич. анализ. Однако исторически неизбежная ограниченность механистич. понимания К. состояла в том, что количественно-математич. интерпретация К. принималась за единственную и исчерпывающую задачу научной, логически-теоретич. пе реработки чувственно данных фактов. Диалектич. понимание К. стало впервые после Аристотеля развиваться в нем. классич. философии конца 18 — нач. 19 вв. Кант, связывая К. со спецификой эмпирия, сознания, считал т. н. первичные качества априорными, а вторичные — апостериорными. «Качество ощущения всегда имеет чисто эмпирический характер и никоим образом не может быть представлено a priopi (папр., цвета, вкус и т. п.)» («Критика чистого разума», П., 1915, с. 137). Преодолевая кантовский дуализм, Гегель определил К. как логич. категорию, составляющую первую, очень бедную и абстрактную фазу мыслящего познания и становления мира силой мышления, как характеристику непосредств. бытия явлений. «К а-ч е с т в о есть вообще тождественная с бытием, непосредственная определенность... Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно ecu.» (Соч., т. 1, М. —Л., 1929, с. 157). В ходе рассмотрения проблемы качества Гегель раскрыл в нем диалектику тождества и различия, определенности и ее отрицания, дискретности и непрерывности качеств, различий и сходств и т. д., а также наметил пути перехода от К. к количественно-математич. интерпретации К., т. е. к категории количества, как следующей и потому 484 КАЧЕСТВО более конкретной, чем К., категории логики. Различные и бесконечно многообразные по своему чувственно созерцаемому облику вещи и явления постоянно изменяются, возникают и исчезают в поле зрения мыслящего духа. Т. о., непосредственно фиксируемые чувственностью различия (границы) между вещами оказываются неистинными, не совпадающими с бытием характеристиками. Лед становится водой, вода — паром, но они от этого не перестают быть вообще. То, что остается за вычетом всех бесконечно варьирующихся чувственных образов, различий между вещами в их наличном бытии,— т. е. их различий по К., — есть К. вообще, как абстракция от любого определенного, частного К. Но что же остается в таком случае в составе определения К. вообще, как логич. категории? Только чистое абстрактное представление о бесконечном многообразии, каждый из элементов к-рого есть, с одной стороны, то же самое, что и другой, но, с другой стороны, не то же самое. Возникает представление о бытии «многих одних», где «...каждое из многих есть то же самое, что и другие многие, каждое есть одно или же одно из многих...» (там же, с. 167). Больше ничего в определении К. вообще (как логич. категории) мыслить нельзя, не путая общее определение К. с частной характеристикой к.-л. одного из бесконечно многообразных качеств, или, точнее, одной из чувственно воспринимаемых вещей. Т. о., когда из представления о К. испарились все чувственно воспринимаемые различия и сохранилась лишь абстрактно-логич. характеристика К. вообще, то оказалось, что в этой характеристике любая из чувственно воспринимаемых вещей абсолютно тождественна любой другой, есть то же самое, что и другая, и, тем не менее, эти вещи мыслятся как различные, а не сливаются в сплошное и не различенное внутри себя тестообразное нечто. Каждая из них мыслится существующей в себе и для себя и имеет вне себя другие такие же абсолютно тождественные себе вещи, фиксируется как одно из многих одних, без дальнейших различий и определений. Иными словами, К. вообще (в отличие от определенного К., от качественно определенной вещи) при ближайшем рассмотрении оказывается тем же самым, что и количество вообще (в отличие от определенного количества, от величины): «качественная определенность, которая достигла в одном своего в-себе и для-себя-определейного бытия, перешла, таким образом, в определенность как снятую, т. е. в бытие как количество» (там же). Т. о., последняя, результативная характеристика К. есть в то же время первая, исходная характеристика или дефиниция количества. Марксистско-ленинская философия, развивая на материалистич. основе диалектич. понимание К., угаданное Гегелем, считает К. прежде всего объективно-предметной, универсальной категорией, охватывающей как явления внешнего мира, так и сознания человека. Поскольку чувственность человека, отражающая К., принадлежит тому же самому чувственно-предметному миру, что и внешние вещи, постольку К. есть не только субъективная, но и объективная реальность, данная в ощущении именно как субъективный образ объективного К., объективной непосредственно данной определенности внешнего мира. Марксистско-ленинская философия тем самым сняла механистич. различение между первичными и вторичными К. Все чувств, образы внешнего мира, выступающие в сознании как различия внутри К., имеют свою предметную основу, безразлично, идет ли речь о пространстве или о цвете, вкусе и запахе. Физич. (пространственное оптич., аку-стич. или физико-химич.) подобие всегда входит в состав субъективного образа объективно существующего К., и К. никогда полностью не разрешается в чисто количеств, его изображение, хотя количеств, (пространственно-временная) структура К. и есть необходимая ступень к более глубокому пониманию К. Качеств, многообразие универсума бесконечно и неисчерпаемо, что и фиксируется непосредственным созерцанием, живым созерцанием внешнего мира. Поэтому К., выступая во всем богатстве со стороны чувственно конкретного материала, является в то же время самым бедным определением предмета с т. зр. его теоретич. характеристик. Маркс, рассматривая товар, характеризует его следующим образом. «Каждую полезную вещь, как, напр. железо, бумагу и т. д., можно рассматривать с двух точек зрения: со стороны качества и со стороны количества. Каждая такая вещь есть совокупность многих свойств и поэтому может быть полезна различными своими сторонами» («Капитал», т. 1, 1955, с. 41). Вещь, рассматриваемая как совокупность многих непосредственному созерцанию и опыту людей открытых свойств, и есть вещь в аспекте ее К. В поли-тич. экономии К. вещи непосредственно фиксируется как ее полезность, как способность удовлетворять ту или иную общественно-человеческую потребность. Однако политич. экономию интересует, строго говоря, не это К. вещей, а исключительно то их К., что все они суть продукты общественно-человеч. труда. Выступая в этом К., товары и фиксируются как специальный предмет политич. экономии, подлежащий далее чисто количеств, анализу. Качеств, тождество предметов и явлений является здесь, как и везде, необходимой предпосылкой их анализа в аспекте количества. Марксистско-ленинское понимание проблемы К. развивалось в борьбе против механистич. и идоалистич. концепций (Дюринг, Мах и др.), по существу ликвидировавших категорию К. как объективную категорию и сводивших ее к субъективной иллюзии органов чувств, к-рая будто бы должна быть рассеяна точным количеств, анализом. Это субъективистское толкование К. предполагает, что материя есть нечто абсолютно бескачественное, однородное и внутри себя нерас-члененное, что все границы и различия между явлениями сводятся исключительно к границам во времени и пространстве, а движение — к чисто механич. перемещению. Энгельс и Ленин показали, что попытка раз и навсегда свести все качеств, различия к чисто количественным методологически несостоятельна и приводит к неразрешимым парадоксам даже внутри математики. Напр., то обстоятельство, что кривая и прямая сохраняют качеств, различие между собой, выражается в количеств, аспекте как невозможность закончить числовой ряд, выражающий число «пи». Дурная бесконечность дроби является в данном случае прямым показателем того факта, что кривая и прямая до конца, без остатка, друг к другу несводимы. Материалистич. диалектика считает К. сравнительно бедной категорией. На ступени этой категории явления постигаются далеко не полностью. Углубление познания требует исследования количественных, причинно-следств. отношений, внутр. противоречий и т. д. Вместе с тем анализ этих отношений приводит к более глубокому пониманию и природы К. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; е г о ж е, Анти-Дюринг, М., 1957; Л е н и н В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38; Аристотель, Категории, пер. [с греч.], М., 1939; Гегель, Логика, Соч., т. 1, М.—Л., 1929; его же, Наука логики, там же, т. 5, М., 1937; Кедров Б. М., О количественных и качественных изменениях в природе, [М.], 1946. А. Касымжауюв. Алма-Ата. Н. Ицкович. Вильнюс. КАЧЕСТВО СУЖДЕНИЯ — КВАНТИФИКАЦИЯ ПРЕДИКАТА 485 КАЧЕСТВО СУЖДЕНИЯ — свойство категория, суждений субъектио-предикатного строения быть либо утвердительными, либо отрицательными. См. Суждение. КАШЁН (Cachin), Марсель (20 сент. 1869—12 февр. 1958) — деятель франц. и междунар. рабочего и ком-мунистич. движения. Изучал философию в ун-те Бордо, после окончания к-рого в течение нескольких лет преподавал философию. Еще студентом К. познакомился с «Манифестом коммунистической партии»Марк-са и Энгельса и стал убежденным сторонником науч. социализма. Пропаганде социализма и практич. борьбе за' его осуществление К. посвятил всю свою жизнь. В 1891 К. вступил во франц. Рабочую партию, руководимую Ж. Тедом и П. Лафаргом, и вел в ней активную работу; участвовал в ряде конгрессов 2-го Интернационала. С 1912 К.— один из редакторов, ас 1918 — директор газ. «L'Humanite». Направленный в Москву для установления контактов с 3-м Интернационалом, присутствовал на его 2-м конгрессе (1920) и встречался с Лениным. В дек. 1920 на съезде в Туре большинство социалистич. партии по предложению К. решило образовать Франц. коммунистич. партию и присоединиться к 3-му Интернационалу. Член ЦК и Политбюро ФКП с момента ее создания, К. вел большую работу в междунар. рабочем движении; был членом президиума ИККИ. В 1914 впервые избран в парламент и оставался его депутатом до конца жизни; в 1935 был первым коммунистом, избранным в сенат. К. смело выступал против интервенции империалистич. держав, в т. ч. франц. военщины, в Сов. России (см. Замыслы французских империалистов против СССР, 1928; Франция—организатор интервенции, 1931). Доказывая превосходство социализма, К. пропагандировал успехи СССР во всех областях жизни («Двадцать лет Советской власти» —«Vingt ans de pouvoir sovietique», 1937). Один из руководителей движения за создание Народного фронта, он выступал за единство трудящихся против монополий, фашизма н войны. К. сыграл выдающуюся роль в организации и руководстве Движением сопротивления. После разгрома гитлеровской Германии был в первых рядах борцов за мир, демократию и социализм, боролся против подчинения Франции амер. империализму, наступления реакции внутри страны, против колониальных войн во Вьетнаме и Алжире. Неутомимый пропагандист марксизма, К. направил свои усилия на то, чтобы ускорить развитие классового самосознания пролетариата. В работе «Рабочий класс и социализм» («La classe ouvriere et le socialisme», 1905) разоблачал эксплуататорскую сущность капитализма, рассматривал марксистское учение о классовой борьбе как единственно верный путь освобождения рабочего класса. «Капитализм,— писал К., — обкрадывает трудящихся; он порождает зверские военные убийства, он настоящий враг... Для пролетариев он является препятствием на пути к благосостоянию и свободе... Цель всех сознательных трудящихся заключается в поисках средств его уничтожения» («Marcel Cachin vous parle», P., [1959], p. 54). В страстной полемике с защитниками идеализма К. пропагандировал диалектич. и историч. материализм, подвергал острой критике религию («Наука и религия», М., 1958). Отвечая критикам материализма, указывал, что материалисты не только не отрицают нравственности, но дают ей прочное науч. обоснование и своей борьбой за истину и справедливость показывают образцы нравств. поведения. Отмечая великое историч. значение материалистич. учений прошлого, К. подчеркивал, что совр. материализм — диалектический, что материалистич. понимание истории представляет собой величайшее науч. открытие. «Коммунизм,— писал К.,— это не только требование прогресса человеческой цивилизации. Это также требование разума, обогащенного и обновленного достижениями современной науки» (указ. соч., с. 59). Соч.: La preparation methodique de la guerre contre l'Uni-on Sovietique. Le role de l'imperialisme franiais. Les faits. Les preuves, P., [1938]; Cequ'estle«Manifeste duparticommuniste» de Marx et Engels, P.,[1938] (совм.с Adoratski V.); в рус. пер.— Против клеветы на Советский Союз, М.—Л., 1930; Компартия Франции высоко держит боевое знамя коммунизма, М., 1935. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |