|
|||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КОВАРД —КОГЕН 54?
общественной эволюции различных народов, древних и современных, которое должно, в конечном счете, дать общую формулу поступательного движения общественной жизни» («Очерк происхождения и развития семьи и собственности», 1939, с. 19). Давая исто-рико-сравнит. характеристику этнография, и истори-ко-легендарному материалу, К. показал, что коллективные формы пользования землей не связаны с нар. психологией славян или германцев, а общи всем народам. К. опровергал объяснение истории «национальным духом», «народным характером» и т. п. началами. В работе «От прямого народоправства К представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» (т. 1—3, 1906) К. (в отличие от господствовавших в то время в России учений, в к-рых история политич. учений выводилась из нравств. и метафизич. начал) пытался показать историю политич. идей как продукт политич. практики. Однако отсутствие у К. объективного Критерия для определения принадлежности сравниваемых явлений к одной и той же стадии развития, отказ от выделения определяющих обществ, явлений делали его концепцию философски эклектичной. В период бурж.-демократия, и социалистич. революций 20 в. идеи К. стали играть реакц. роль в политич. жизни России. Вступая в область политики, К. стремился теоретически обосновать бурж. либерализм, примирение демократии с монархией. Соч.: Исчерпывающего списка трудов К. нет. Неполные данные см. в книгах: Материалы для биографического словаря действительных членов имп. Акад. наук, ч. 2, П., 1917; М. М. Ковалевский, П., 1917. Осн. работы: Общинное землевладение, ч. 1, м., 1879; Современный обычай и древний закон, т. 1—2, М., 1886; Первобытное право, вып. 1—2, М., 1886; Закон и обычай на Кавказе, т. 1—2, М., 1890; Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства, т. 1—3, М., 1898—1903; Происхождение современной демократии, т. 1—4,М., 1895—99; Мое научное и литературное скитальчество, «Рус. мысль», 1895, кн. 1; Две жизни, «Вестн. Европы», 1909, JnB 6; Очерк происхождения и развития семьи и собственности, пер. с франц., М., 1939. Лит.: Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политическими деятелями, 2 изд., М., 1951 (см. Указатель имен); [М а р к с К.], Конспект книги М. М. Ковалевского «Общинное землевладение...», «Советское востоковедение», 1958, № 3, 4, 5; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1954; Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Указатель имен); Г. Б. [Плеханов Г. В.], Поземельная община и ее вероятное будущее, «Рус. богатство», 1880, №1—2;Тимирязев К. А., Памяти друга, Соч., т. 8, [М.], 1939; С а ф р о н о в В. Г., М. М. Ковалевский как социолог, [М.1, 1960 (имеется обширная библиография;) Очерки истории исторической науки в СССР, т. 2, М., 1960; История философии, т. 5, М., 1961, с. 349—52. В. Нарпачев. Свердловск. КОВАРД (Coward), Уильям (1656—1725) — англ. врач и философ-деист. Обучался медицине в Оксфорде (1674—77). Магистр (с 1685) и доктор (с 1687) медицины. В своей книге «Мысли о человеческой душе...» («Second thoughts concerning human soul...», 1702) доказывал с т. зр. деистич. «истинного христианства» и используя аргументы, заимствованные из Священного писания, что не существует самостоят, духовной субстанции, что душа есть материальный огонь, погасающий при смерти организма. К. утверждал, что материи внутренне присуще движение, к-рое является также основой психики животных и человека. Это произв., как и др. соч. К. «Большой очерк или Защита разума и религии от философских обманщиков» («The grand essay, or a vindication of reason and religion against impostures of philosophy», 1704), было осуждено (1704) комитетом, специально учрежденным палатой общин для его рассмотрения. Палата постановила сжечь работы К., считая, что они содержат вредные идеи. Однако К. сумел не только переиздать «Мысли...», но и напечатать в развитие этой работы соч. «Истинное исследование, или Серьезное рассмотрение современных представлений о душе» («The just scrutiny, or a serious enquiry into the modern notions of the soul», 1700). В соч. «Офталь-миатрия» («Opthalmiatria», 1706) К. высмеял представления картезианцев о нематериальной душе, находящейся в шишковидной железе. К. выступал также против активного защитника религии и идеализма Кларка. К. является автором ряда мед., художеств, и лит.-критич. соч. Маркс относил К. к числу англ. философов-деистов, уничтоживших «...последние теологические границы локковского сенсуализма» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). Лит.: История философии, т. 2, [М.1, 1941, с. 245; S t е-phenL., Coward William, в кн.: The Dictionary of national biography, v. 4, L., 11949 — 50], p. 1298—99. КОГАКУХА (дословно—«школа древней науки»)— офиц. название япон. «Школы классического конфуцианства», выступавшей в 17—18 вв. против офиц. идеологии токугавского режима — чжусианского неоконфуцианства. Этико-политич. учение К. различно истолковывалось в течение мн. столетий в кит. и япон. философии. Используя конфуцианские этич. категории и терминологию, мн. философы вкладывали в них свое содержание, доказывая гл. обр. идею универсальности жэнь — человеч. гуманности. Гл. деятели К.— Огю (Буцу) Сорай, Ямага Соко и др. — придерживались первоначального понимания конфуцианских этич. норм и выступали против стремления неоконфуцианцев истолковывать их в духе буддийской и да-оской мистики. В еовр. япон. историко-филос. лит-ре говорится даже о «когакуха ундо» — «движении школы древней науки», представляющем пример «японского ренессанса». Лит.: Р а д у л ь-3 а т у л о в с к и й Я. В., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.— Л., 1947, с. 344—57; Armstrong E. С, The light from the East, Toronto, 1914; Сайгуса Хирото, Нихон-по юибу-цуронся (Японские материалисты), Токио, 1956, с. 57—58. Я. Радуль-Затуловский. Ленинград. КОГЕН (Cohen), Герман (4 июля 1842—4 апр. 1918)— нем. философ-идеалист, глава марбургской школы. С 1873 — доцент, а с 1876 — проф. в Марбурге, в 1912 переехал в Берлин. К. в качестве исходного пункта своих исследований взял «трансцендентальный метод» Канта. Отвергая материалистические элементы кантовской философии, он последовательно выводил из чистой мысли не только априорные формы чувственности и рассудка, но и сам предмет познания. «Вещь в себе» у К. превращается лишь в формальный принцип, в некую задачу познания. Он один из первых среди неокантианцев пытался создать на основе трансцендентализма и априоризма кантовского учения чисто гносеологич. философию. Под последней он понимал такое филос. учение, которое не признает никаких независимых от познания предпосылок («System der Philosophie», Tl 1 — «Logik der reinen Erkenntnis», 1902). Предметом его философии является, с одной стороны, т. н. культурное сознание, объединяющее в себе всевозможные области познания, гл. обр. две большие сферы — науки о природе и науки о духе, и, с др. стороны, «чистая мысль»,или «принцип первоначала», — осн. принцип идеализма К. «Культурное сознание», по К., представляет собой единую науч. картину мира в целом, к-рая воссоздается только на основе всех науч. знаний. «Культурное сознание» якобы является единственным предметом познания. Этот предмет познания особый (трансцендентальный), независящий от окружающей 548 КОГЕН — КОДИРОВАНИЕ человека материальной действительности. Он, согласно К., не имеет аналога в действительности, т. е. не выражает собой ощущаемого и воспринимаемого мира. Для познания, говорит К., важно не то, существует ли единичный атом в действительности или нет, а то, насколько достаточна гипотеза (идея) атома для решения новых науч. проблем. «Принцип первоначала» в когеновской философии являет собой то идеальное первоначало, или начало в чистой мысли, к-рое, по К., может служить не только действит. основой единства всей системы науч. знания — «культурного сознания», но и единств, источником, порождающим этот трансцендентальный предмет познания. Идеалистич. толкование данных фйзи-ко-математич. науки привело К. к ошибочному выводу о том, что действит. содержание знания дается не извне, а создается самой мыслью. Последние достижения физико-математич. науки якобы доказывают идеальный характер основного содержания науки. Тот факт, что ощущения обусловливаются движением чувственно невоспринимаемых бесконечно малых величин — атомов, электронов и т. д., приводится К. в качестве доказательства его мысли, что в основе мира лежит нечто нечувственное, идея, гипотеза — ма-тематич. понятие бесконечно малого. «Таким образом, — пишет К., — понятие бесконечно малого, как единство, представляющее в себе и созидающее из себя все реальное, устраняет материалистическую атомистику» («Das Prinzip der Infinitesimal-Methode und seine Geschichte», В., 1883, S. 135—36). Ленин в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» раскрыл действит. связь между естеств. науками и нек-рыми течениями, филос. идеализма, в т. ч. и неокантианства. Он показал, что идеалистич. выводы об исчезновении материи являются результатом неверного истолкования новейших достижений естеств. науки конца 19 — нач. 20 вв. Крутая ломка старых принципов физики, до тех пор считавшихся неизменными и незыблемыми, выявила их относительность и недолговечность и породила тем самым среди ряда ученых мнение, что вообще не может быть никакой объективной истины. Нек-рые математики при исследовании мира бесконечно малых величин абстрагировались от них как от реальности, старались представить их число логически. Чистые понятия, концепты заменяли им реальные элементы, их действит. отношения. К. стремился подвести филос. фундамент под эту идеалистич. тенденцию. В своей философии К. пытался доказать, что методология, основоположения естественных и общественных наук содержатся в «чистой мысли» и «чистой воле», не зависящих от всяких объектов и субъектов. Если в системе естеств. наук центр, место у К. принадлежит чистой мысли — логич. строению сознания, то для обществ, наук роль логики играет этика. Подобно тому, как логика устанавливает категории для наук о природе через математику, так и этика определяет регулятивные идеи для наук о культуре через юриспруденцию («System der Philosophie», Tl 2 — «Ethik des reinen Willens», 1904). Кант говорил, что в естествознании столько науки, сколько там математики, К. добавляет, что в обществ, дисциплинах столько науки, сколько там юриспруденции. Выступая против марксизма, К. выдвинул свое учение «этического социализма», в к-ром ратовал за осуществление т. н. идеального гос. устройства «правового государства», отвечающего абс. идее гос-ва. Существующие в действительности классовые гос-ва — «государства насилия», по К., будут совершенствоваться под влиянием культурного и нравств. прогресса и постоянно приближаться к своему идеалу. Однако абс. идеалы чужды действительности, а потому и действительность не может обещать их осущест- вление. Этич. идеалы, по утверждению К., могут рассматриваться в качестве возможной действительности лишь в том случае, если существует бог. С о ч.: Kants Begrilndung der Ethik, В., 1877; Kants The-orie der Erfahrung, 2 Aufl., В., 1885; Kants Begriindung der Aesthetik, В., 1889; Religion und sittlichkeit, В., 1907; Der Begriff der Religion im System der Philosophie, IGiessen], 1915; system der Philosophie, Tl 3, Bd 1—2 — Asthetik des reinen Gefuhls, 2 Aufl., В., 1923; Jtidische schriften, Bd 1—3, В., 1924. Лит.: Селитренников А. М., Новая система панлогизма, М., 1910; Яковенко В., О теоретической философии Германа Когена, «Логос», кн. 1, 1910; Трубецкой Е. Н., Метафизические предположения познания, М., 1917; Каган М. И., Герман Коген, в сб.: Научные известия, т. 2, М., 1922; С итковский А., Неокантианство, в кн.: Из истории философии XIX века, [М.], 1933; N a t о г р P., Hermann Cohen als Mensch, Lehrer und Forscher, Marburg, 1918; К ink el W-, Hermann Cohen. Einftihrung in sein Werk.Stuttg., 1924. Б. Григорьян. Москва. КОДИРОВАНИЕ, (от франц. code — свод законов, правил) — отображение (преобразование) нек-рых объектов (событий, состояний) в систему конструктивных объектов (называемых кодовыми образами), совершаемое по определ. правилам, совокупность к-рых наз. шифром К., или кодом; каждый конструктивный объект (а также каждый набор таких объектов и вся система конструктивных объектов и их наборов в целом), сопоставляемый при К. к.-л. исходному объекту (объектам, системе объектов), также при этом обычно наз. кодом этого объекта (объектов). Совокупность конструктивных объектов — т. н. «букв», из к-рых состоят наборы, кодирующие исходные объекты К. (кодовые прообразы), наз. алфавитом К.; само К. при этом можно определить как фиксацию («запись») событий (из нек-рого класса событий) в определ. алфавите; при этом под «буквой» понимается не обязательно к.-л. графич. образ или звук (фонема),— алфавит может состоять из любых четко фиксируемых состояний к.-л. физич. системы. Исходя из вышеуказанного, К. можно кратко охарактеризовать как «языковое» моделирование. Термин «К.», применявшийся первоначально в криптографии (теории засекречивания сообщений), перешел из нее в теорию информации, составной частью к-рой является теория К. В процессе познания и практич. деятельности людей, в технике и обществ, отношениях каждое сообщение обычно проходит через цепь посредствующих звеньев передачи, называемых каналами связи. Поэтому в теории информации К. и характеризуют обычно как преобразование сообщения для передачи его по нек-рому каналу связи. Однако содержание понятия К. не укладывается полностью в рамки совр. теории информации. Понятие К. носит общенауч. характер и имеет широкий филос. аспект. К.— необходимая составная часть процессов управления, процессов преобразования и передачи информации в любых областях действительности; оно в той или иной форме всегда присутствует в процессах познания. Примерами К. могут быть: пользование (естественным) языком (исходными объектами являются представления, мысли и переживания, возникающие в мозгу говорящего; алфавитом К.— алфавит данного языка); телеграфное К. (исходные объекты — выражения языка, использованные для записи текста; алфавит — напр., азбука Морзе); военное и др. К., преследующее цель засекречивания сообщений (алфавит и правила К. и декодирования, т. е. восстановления закодированных образов по их кодам — определяются принятым шифром); преобразование конечных последовательностей цифр, слов, электрич. импульсов, дырочек на перфорированных картах и т. п. в др. последовательности цифр, в др. слова, последовательности импульсов, в элементы к.-л. др. систем и т. д., применяемое в технич. кибернетике (в автоматпч. системах управления, при работе на вычислит, машинах и т. п.); употребление КОДИРОВАНИЕ — КОДОВИЛЬЯ 549 символич. обозначений в науке; перевод с одного (естественного или искусственного) языка на др. язык, осуществляемый человеком или машиной; индексирование документов или отд. терминов при составлении различных каталогов (справо.виков, описаний) в библиотечной, архивной и др. информац. службе; пользование любой системой сокращ. обозначений; использование нотных знаков для записи музыкальных фраз (наборов акустич. колебаний определ. частоты; декодирование происходит при исполнении музыкальных произведений или при чтении партитуры «про себя»); запись (в т. ч. с помощью автоматич. регистрирующих приборов) данных фи-зич. и др. экспериментов (декодирование состоит в обработке этих данных, а на более высоком уровне — в истолковании эксперимент, результатов и в открытии законов природы). Понятие К. не связано с обязат. наличием лица, осуществляющего К. Кодирование наследств, информации в живой клетке происходит, напр., независимо от деятельности к.-л. «кодировщика». Антропоморфная окраска, присущая распространенной характеристике К. как акта преобразования сообщения, восходит ко времени, когда термин «К.» связывался непременно с зашифровкой секретных сведений. Эта окраска сохраняется и поныне в тех разделах кибернетики, где К. производится человеком (напр., при программировании на вычислит, машинах). Но теория информации как таковая, а тем более материалистич. философия не нуждаются в связывании понятия К. с деятельностью «творца» кода или «дирижера» К. Совокупность кодируемых объектов можно рассматривать в качестве интерпретации полученной в результате К. системы кодовых образов. Последняя может иметь и др. интерпретации (так, восприятия музыканта, читающего партитуру симфонии, отличны от переживаний слушателя, находящегося в концертном зале). О К. говорят, что оно, преобразуя форму сообщения, должно сохранять его содержание; это требование можно уточнить след. образом: К. сохраняет содержание, если различные интерпретации системы кодовых образов изоморфны (в к.-л. смысле, см. Изоморфизм) друг другу; этот изоморфизм достигается, прежде всего, удачным выбором правил К. Проблемы, относящиеся к содержанию (смыслу) сообщений, находятся вне пределов совр. статистич. теории информации. Их рассмотрение проводится на основе понятия о семантической информации. Существенно, что К. может осуществляться независимо от знания или понимания содержания сообщения (так, машинный перевод с одного языка на другой не предполагает, что машина «понимает» переводимый текст). Поэтому к вопросу о сохранении содержания, об инвариантах К. можно подойти, не предполагая к.-л. истолкования кодовых прообразов и образов, а лишь оперируя понятиями однозначности и неоднозначности К. и декодирования. Применяемые обычно (в технике связи, кибернетике и т. д.) правила К. определяют однозначное отображение исходных объектов в кодовые образы, обусловливая тем самым отношение гомоморфизма между системой прообразов и системой образов К. Однозначное декодирование (не требуя однозначности К.) предполагает однозначность обратного перехода от образов к прообразам (т. е. отношение гомоморфизма между системой кодов-образов и системой кодируемых объектов). Как видно из определения К., результат после-доват. выполнения неск. операций К. может быть получен при помощи однократного К. (называемого произведением, или суперпозицией, промежуточных К.). В случае взаимной однозначности всех промежуточных К. декодирование может быть в принципе также осуществлено в один этап. Однако на практике такое декодирование всегда осложняется накоплением случайных ошибок, возникающих на промежуточных стадиях К. Однозначность К. и декодирования достигается не во всех кодовых преобразованиях. Она может быть полностью осуществлена (и обычно осуществляется) в технич. К., но является лишь идеальным случаем при переводах с одного естеств. языка на др. естеств. язык. Отображение, осуществляемое при таком переводе, не является даже гомоморфным (не говоря уже об изоморфизме). С др. стороны, естественные и особенно формализованные языки обладают свойством, в общем случае не присущим коду,— свойством «внутренней организации», к-рое обеспечивается синтаксич. правилами языка. При всей неоднозначности перевода с одного языка на другой естеств. языки позволяют людям с большой точностью выражать свои мысли и общаться друг с другом. Это открывает перед технич. К. принципиальную возможность отказа (в нек-рых случаях) от требования однозначности. На этом пути за последнее время разрабатываются статистич. методы К., учитывающие различную частоту появления кодируемых событий. Важнейшей задачей теории К., решение к-рой весьма важно для техники, является оптимизация К., состоящая в нахождении наилучших (наиболее экономичных в к.-л. смысле) кодов. Критерием экономичности может быть количество информации, к-рое может быть передано в единицу времени, число букв алфавита К. и др. факторы. Установлено, напр., что любое сообщение может быть закодировано в двубуквенном алфавите (двоичный код — самый распространенный в прикладной кибернетике). Др. важным требованием, предъявляемым к К., является надежность. Надежность К. достигается в технике применением т. н. самокорректирующихся кодов, позволяющих восстанавливать сообщение, искаженное в процессе К. и передачи по каналу связи из-за наличия помех. Для этого на употребляемые при К. комбинации кодовых знаков накладываются дополнит, ограничения (поэтому такой код, неизбежно неся т. н. избыточную информацию, не может быть оптимальным в указанном выше смысле). Надежность — отличительная черта механизмов К., существующих в живой природе. Изучение способов К., естественно возникших в ходе развития органич. мира, является важной задачей науки. Новейшим фундаментальным результатом в этой области являются успехи в раскрытии механизма К. наследственной информации, см. Наследственность. Лит.: Полетаев И. А., Сигнал, М., 1958; Эшби У. Р., Введение в кибернетику, пер. с англ., М., 1959; Б р и л-люен Л., Наука и теория информации, пер. с англ., М., 1960; Я г л о м А. М. и Я г л о м И. М., Вероятность и информация, 2 изд., М., 1960; Гнеденко Б. В., К о р о-л ю к В. С, Ю щ е н к о Е. Л., Элементы программирования, М., 1961; Реймон Ф., Автоматика переработки информации, пер. с франц., М.,1961; АхмановаО. С, Мельчуки. А., ПадучеваЕ. В., Фрумкина Р. М., О точных методах исследования языка, М., 1961, гл. 6; ДворкинГ. А., Кодирование наследственной информации в нуклеиновых кислотах, «Журнал общей биологии», 1962, т. 23, № 3, с. 216—26; ЭнгельгардтВ. А., Расшифровка кода рибонуклеиновой кислоты..., «Наука и жизнь», 1962, № 4, с. 19—20; В а г-Н i 1 1 е 1 Y., Car nap R., Semantic information, «Brit. J. Philos. Sci.», 1953, v. 4, № 14; Crick P. H. C, BarnettL., Brenner S., Watts-TobinR. J., General nature of the genetic code for proteins, «Nature», 1961, v. 192, № 4809, p. 1227—32. КОДОВИЛЬЯ (Codovilla), Викторио (р. 8 февр. 1894) — деятель аргент. и междунар. рабочего движения, выдающийся пропагандист марксизма-ленинизма в Аргентине, секретарь ЦК Компартии Аргентины (с 1941). Род. в Италии в семье мелкого торговца. С ранних лет участвует в революц. борьбе. В 1912 эмигрировал в Аргентину. К. — один из основателей и руководителей Коммунистич. партии Аргентины (осн. в 1918, до 1920 называлась Интернациональной социалистич. партией). 550 КОДОВИЛЬЯ —КОЗЕЛЬСКИЙ В работах «Наш путь ведет к победе» («Nuestro са-mino desemboca en la victoria», 1954, рус. пер. под назв. «Статьи и речи», 1957), «Куда идет мир» («На-cia donde marcha el mundo», 1948), «Будет ли Аргентина сопротивляться империализму США?» («Resistira la Argentina al imperialismo yanqui?», 1948) К. ставит вопрос о путях развития Аргентины и др. латиноамер. стран, выступает против империализма и фашизма, за нац. независимость народов, демократию и мир. Значит, теоретич. интерес представляют работы К., Посвященные исследованию вопросов бурж.-демократич. революции в условиях Аргентины. С самого начала своей деятельности К. ведет неустанную борьбу за правильное понимание роли и значения пролетариата в революции. В 1929 в докладе «Латинская Америка в системе империализма» К. подчеркивал, что «почти во всех странах Латинской Америки наблюдается сейчас период великого пробуждения народных масс, период крупных движений, развитие которых по революционному пути будет зависеть от того, кто их возглавит» («Статьи и речи», М., 1957, с. 45). Отмечая, что революция в Лат. Америке должна носить бурж.-демократич. характер, К. писал, что «завоевания этой революции могут быть осуществлены лишь в том случае, если рабочие и крестьяне при гегемонии пролетариата будут движущей силой этой революции» (там же, с. 53). К. принял активное участие в разработке принятых VIII (1928) и одобренных X (1941) съездами Коммунистам, партии Аргентины тезисов о характере революции в стране, к-рая была определена как «буржуазно-демократическая, аграрная и антиимпериалистическая». Эти идеи К. разрабатывает и углубляет в ряде своих работ. Большое прогрессивное значение имеют работы К., разоблачающие фашистскую сущность социальной демагогии перонизма о классовой гармонии, особом пути развития Аргентины и т. д. К. раскрыл классовые корни перонизма, разоблачил иллюзии, порожденные среди нек-рых слоев трудящихся демагогич. лозунгами о справедливости и равенстве. Отмечая, что «до тех пор, пока олигархия, крупный капитал и империалистические монополии занимают господствующие позиции в экономике страны, разговоры об уничтожении эксплуатации человека человеком будут лишь пустой болтовней» (там же, с. 208), К. показал, что «,,хустисиализм"Перо-на является не чем иным, как попыткой обуздать борьбу рабочего класса и народа за серьезное улучшение условий жизни и труда и за победу аграрной и антиимпериалистической революции, которая стоит в порядке дня как в нашей стране, так и в других странах Латинской Америки» (там же, с. 213). В своих работах К. разоблачает империалистич. политику США в Аргентине. Большое теоретич. значение имеют работы и выступления К., относящиеся к периоду после XX съезда КПСС. Особый интерес представляет доклад К. на пленуме ЦК КП Аргентины в июне 1956 «Новая расстановка сил на международной арене и внутри страны и путь Аргентины к демократии, национальной независимости и социализму», в к-ром К. критикует проявления ревизионизма в аргент. коммунистич. и рабочем движении. В выступлении на XXII съезде КПСС (1961) К. отметил, что «победа героической кубинской революции открыла в Латинской Америке эру демократических и национальных аграрных и антиимпериалистических революций» («Правда», 1961, 25 окт., с. 9). К. подчеркнул, что КПА, «исходя из положений Заявления Совещания 81 коммунистической и рабочей партии и проекта вашей Программы, считает, что мирный путь наиболее соответствует интересам рабочего класса Аргентины в его борьбе за свою свободу, национальную независимость страны и социализм. Но одновременно она предупреждает трудящиеся массы, разъясняет им, что империалисты и их прислужники внутри страны намереваются закрыть им этот путь, используя все, вплоть до государственных переворотов. В этом случае у трудящихся масс остается только немирный путь борьбы» (там же). К. подчеркивает, что в совр. условиях борьба за единство рабочего класса, установление союза между ним и крестьянством и сплочение вокруг этого союза передовых демократич. сил Аргентины является необходимым условием победы революции, перехода к социализму и обеспечения мира. Р- Бургете. москна. КОЖЁВ (Kojeve, русская фамилия — Кожевников), Александр (р. 1902) — франц. бурж. философ, один из лидеров т. н. экзистенциалистского неогегельянства. Учился в Германии у Ясперса. Большое влияние на К. оказал Хейдеггер. В 30-х гг. читал лекции о гегелевской «Феноменологии духа», к-рые впоследствии были изданы. Осн. недостатком гегелевской философии К. считал монизм, он обвинял Гегеля в распространении диалектики на «естественное б л-тие». Выдвигая в противовес Гегелю дуалистич. концепцию, К. проводит резкую грань между «естественным бытием», т. е. природой, и человеч. существованием. «Нужно,— писал К.,— различать, с одной стороны, естественную реальность, тождественную себе и не являющуюся, таким образом, диалектической в себе, не отрицающую диалектически самое себя и, с другой стороны, человеческую реальность..-., которая диалектически отрицает как самое себя, так и естественную реальность» («Introduction a la lecture de Hegel», P., [1947], p. 472). Искажая диалектич. метод Гегеля, К. выдает его за «феноменологический» метод. Концепция диалектики К., как диалектики исключительно «человеческого существования» [«Я не допускаю, — писал он, — диалектики естественного бытия» (там же) ], оказала значит, влияние на ряд совр. субъективистских теорий диалектики. С о ч.: Hegel, Marx et le christianisme, «Critique», P., 1946, I, Кя 3—4. Лит.: Возврат к Гегелю— последнее слово университет КОЗЕЛЬСКИЙ, Яков Павлович (р.ок. 1728— ум. после 1793) — рус. философ-материалист. Род. в местечке Келеберди на Украине, получил образование в Петербурге. Преподавал в Арт. и Инженерной школах, затем служил в Сенате и Малороссийской коллегии. Автор филос. работ «Философические предложения» (1768), «Рассуждения двух индийцев Калана и Ибрагима о человеческом познании» (1788) и др. Перевел и издал «Статьи о философии и частях ее из энциклопедии» (ч. 1, 1770), «Статьи о нравоучительной философии и частях ее из энциклопедии» (1770), взятые из «Энциклопедии» Дидро, и ряд историч. произведений (Гольберга, Мозера и др.). К. высоко ценил идеи франц. просветителей 18 в., особенно Руссо, Монтескье, Гельвеция, известное влияние к-рых испытал. Вместе с тем К. говорил, что он писал свои сочинения, «...основываясь на опытах, и не ласкал никому из других авторов, каков бы он велик ни был...» (Избр. произв. рус. мыслителей второй половины XVIII в., т. 1, 1952, с. 425). КОЗЕЛЬСКИЙ —КОЛАРОВ 551 Философия, по К., есть «наука испытания причин истинам» (там же, с. 427), содержащая «генеральные познания о вещах и делах человеческих» (там же, с. 428). «Все познание человеческое начинается от чувств...» (там же, с. 446) и делится на «нижнее» {чувственное) и «вышнее» (логическое). К. верил в «силу умствования», т. е. в возможность познания истины. Полемизируя с Гельвецием, К. указывал на недопустимость стирания качеств, граней между чувств, познанием и мышлением (см. там же, с. 436). Он утверждал, что «...натура ведет нас к познанию своих истин восходительным, или постепенным, порядком...» (там же, с. 572). Подразделяя истины на естеств. (или натуральные), нравоучит. и логические, К. материалистически определял логич. истину, как «...сходство мыслей наших с самою вещию» (там же, с. 441). Хотя филос. взгляды К. не были свободны от элементов деизма, его воззрения на природу носили в основном материалистич. характер. Он исходил из того, что натура (природа) предшествует науке о ней, т. е. сознанию. Природа, или натура, по К.,— «общая наша мать» (там же, с. 573). Вещи существуют объективно во времени и пространстве. Их бытие способно к «действию» (т. е. имеет в себе причину изменения) и «страданию» (когда причина изменений находится во вне). Вещи обладают свойствами; «...свойства вещи от существа ее отделиться не могут,...они суть необходимые, вечные, непременные и незаимст-вуемые...» (там же, с. 448). Мир, состоящий из четырех стихий — земли, воды, воздуха, огня,— находится в непрерывном движении, к-рое трактовалось К. как механическое. Хотя К. пользовался вольфианской терминологией и воспроизводил нек-рые положения вольфианской логики, в целом он отрицательно относился к религ.-идеалистич. учению о предустановл. гармонии, о совершенстве мира, о духовных монадах и т. п. Он отказывался включить в философию т. н. «естественное богословие». Большое место в трудах К. занимали вопросы «философии нравоучительной», к-рая призвана, по К., показывать людям путь к добродетели. Она складывается из «юриспруденции» и «политики». Юриспруденция трактует вопросы о правах, законах и основываемых на них добродетелях, об обязанностях человека по отношению к себе и другим. «Политика есть наука производить праведные намерения самыми способнейшими и притом праведными средствами в действо» (там же, с. 503). Воззрения К. носили гуманистич., в основе своей антифеод., характер. Обществ, благо, облегчение тяжелой участи народа выдвигались им на первое место как самое важное условие обществ, преобразований и просвещения народа. К. осуждал паразитич. образ жизни, кичливость аристократов, жестокость правителей. Он решительно не соглашался с христианской проповедью «непротивления», считая, что народ, доведенный до отчаяния угнетателями, может восстать. Однако сам К. не дошел до революц. выводов; он лишь предуцреждал угнетателей о каре, к-рая их может ожидать, если они не облагоразумятся (см. там же, с. 512). К. был противником захватнич.и грабит, войн. Соч. см. в кн.: Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века, т. 1, [М.], 1952(вступ. статья И. Я.Щи-панова); Арифметические предложения..., СПБ, 1764; Механические предложения..., СПБ, 1764. Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, гл. 9; История философии, т. 1, М., 1957, с. 630—38; Б а к И., Я. П.Козельский, «Вопр. истории», 1947, № 1; Коробкина О., К биографии Якова Козельского, «Уч. зап. ЛГУ. Сер. филоло-гич. наук», 1955, вып. 25; Дмитриченко В. С.,Общест-«енно-иолитич. и философские взгляды Я. П. Козельского, Киев, 1955 (Автореф.); К о г а н Ю. Я., Просветитель XVIII века Я. П. Козельский, М., 1958; ДемичевВ. А., О месте Я. П. Козельского в истории философии второй иол. КОЗЛОВ, Алексей Александрович (8 февр. 1831— 27 февр. 1901) — рус. реакц. философ-идеалист, один из первых сторонников персонализма в России. Окончил Моск. ун-т (1854). К изучению философии обратился после 1870. Большую роль в формировании филос. взглядов К. сыграл Тейхмюллер. Приват-доцент (с 1876), проф. (с 1884) Киевского ун-та. Издавал филос. журналы «Философский трехмесяч-ник» (Киев, 1885—87, № 1—4) и «Свое слово» (СПБ, 1888—98, № 1 — 5). К. боролся против материализма и позитивизма; отрицательно оценивал философию Гегеля, особенно его диалектику; враждебно относился к работам Плеханова и др. марксистов конца 19 в. Утверждая, что все сущее имеет в своей основе психич. начало, К. отрицал какую бы то ни было возможность существования бессознат. бытия. Отсюда и название системы К.— панпсихизм. Мир, по К.,— бесконечное множество самостоят, духовных субстанций, непосредственно связанных с центр, субстанцией — богом. В области морали взгляды К. близки к ницшеанству. Последователем К. в философии был С. Аскольдов (см. его кн. «А. А. Козлов», 1912). Взгляды К. оказали влияние также на Бердяева, Л. Лопатина, Лосского («А. А. Козлов и его панпсихизм», «Вопр. филос. и психол.», 1901, кн. 58). Соч.: Сущность мирового процесса, или философия бес КОЛАРОВ, Васил Петров (16 июля 1877—23 янв. 1950) — деятель болг. и междунар. рабочего и комму-нистич. движения, один из основателей и руководителей БКП и позднее — болг. народно-демократич. гос-ва; публицист и ученый, д-р экономич. наук (с 1936), действит. член Болг. АН (с 1946). Родился в г. Шумен (ныне Коларовград) в семье ремесленника. С 1897 — член БРСДП. Изучал юриспруденцию в ун-те в г. Экс (Франция) (с 1897), затем — в Женевском ун-те. Летом 1899 К. слушал лекции по философии в Бернском ун-те. Во время пребывания в Швейцарии К. получил серьезную марксистскую подготовку, был близок к группе «Освобождение труда». С 1905—член ЦК БРСДП (тесные социалисты); в 1918—23 К.— секретарь ЦК партии, переименованной в 1919 в компартию. В 1922— 1943 — член Президиума ИККИ. В 1926—29 К.— гл. редактор журн. «Комунистическо знаме». В 1923 К. вместе с Г. Димитровым руководил сентябрьским нар. восстанием. Во время 2-й мировой войны К. отдавал все свои силы созданию единого антифашистского фронта демократия, сил Болгарии. В 1945—47 К.— пред. Нар. собрания; с 1949 — пред. Совета министров НРБ. К. был одним из видных теоретиков БКП. В 1914 в ст. «Капитализмът, всеобщата война и социалната де-мокрация» К. проанализировал социально-экономич. изменения в капиталистич. обществе, вызванные концентрацией капитала и производства. Работа К. «Боль- 552 КОЛИЧЕСТВО шевистская Россия» («Болшевишка Русия», 1919) была одной из первых за границей попыток науч. осмысления революц. перемен в России и оценки авангардной роли рус. пролетариата. В ней был дан анализ предпосылок Великой Октябрьской социалистич. революции, показано ее интернац. значение, рассмотрены Советы как органы гос.. власти нового, подлинно де-мократич. типа, отношение большевиков к войне и миру и др. вопросы. Вместе с Г. Димитровым К. разрабатывал теорию, стратегию и тактику единого фронта против капитализма и фашизма, а также др. вопросы социалистич. революции в Болгарии. К. вел активную борьбу против троцкизма и др. мелкобурж. уклонов в БКП. В работах «Болгария и мировой экономический кризис» («България и световният иконо-мически кризис», 1930), «Против протаскивания каутскианства в вопросе о гос. капитализме» (1931, опубл. 1932) и др. К. дал глубокий марксистско-ленинский анализ рассматриваемых вопросов. Осн. место в н.-и. деятельности К. занимал аграрный вопрос, изучение положения крестьянства и путей создания революц. союза рабочего класса и крестьянства в каниталистич. странах. В выступлении на VII конгрессе Коминтерна К. развил тезис о необходимости вовлечения крестьянства в единый антифашистский нар. фронт. Он показал, что «фашизм является орудием злейших эксплуататоров и грабителей крестьянского труда» (Избр. произв., т. 2, С, 1955, с. 364), и вскрыл полную беспочвенность стремлений выдать фашизм за идеологию крест, масс. Неотложной задачей компартий на пути создания рабоче-крест. союза, подчеркивал К., является преодоление сектантских колебаний в оценке борьбы крестьян за свои нужды. Пролетариат завоюет на свою сторону крестьянство лишь в том случае, если окажет ему действенную помощь, а для этого необходимо отстаивать частичные крест, требования, направленные по существу против монополистич. капитала (см. там же, с. 372). После победы антифашистского восстания 1944 К. разрабатывал вопрос о нар.-демократич. форме диктатуры пролетариата. К. принадлежат также исследования в области истории славянских народов, где его внимание привлекали гл. обр. периоды нар. движений. Так, напр., он дал анализ социального содержания апрельского восстания 1876, оцененного им как вершина нац.-демократич. революц. движения в Болгарии. К. уделял большое внимание литературной критике и теории лит-ры, разоблачал формализм, эстетизм и аполитичность, страстно боролся за большевистскую партийность в искусствен науке. Соч.: Избр. произв., т. 1—3, С, 1954—55. Лит.: История философии, т. 5, М., 1961; Павлов Т., Басил Коларов, «Българо-съветска дружба», 1947, кн. 7—8; Васпл Коларов. Био-библиографиа по случай 70-годишни-ната му 16 юли 1947, С, 1947; Натан Ж., Васил Коларов за икономическото и социално развитие на България, С, 1951; В памет на Васил Коларов, [Сб.], [С, 1951]. Библиография в кн.: История Болгарии до 9 сент. 1944 г. Указатель^литературы, М., 1962, с.255—57. Г. Братоев. НРБ. КОЛИЧЕСТВО — объективная определенность качественно однородных явлений, или качество в его пространственно-временном аспекте, со стороны его бытия в пространстве и времени. Поскольку все явления в природе и человеч. истории существуют в пространстве и изменяются во времени, постольку они и могут рассматриваться как качественно тождественные, т. е. со стороны лишь количеств, различий, а категория К. является универсальной, т. е. логич. категорией, необходимой ступенькой познания действительности. Универсально-логич. характер категории К. доказывается всей историей познания и практики человека. Познание внешнего мира на стадии его количеств, анализа связано с методами и языком мате- матики. Количеств, характеристика явлений необходима в процессе целенаправл. изменения природы человеком. Предмет, не отраженный в аспекте К., не может считаться конкретно познанным. Однако ошибочно видеть только в чисто количеств, описании явлений их полное, тем более исчерпывающее, познание. Односторонне-количественный взгляд на действительность есть такой, с т. зр. к-рого единственно объективными формами существования внешнего мира являются лишь пространственно-геометрич. контуры тел и их изменения во времени, т. е. механич. перемещение частей материи, а все остальные чувственно воспринимаемые качества и свойства тел объявляются субъективными иллюзиями человека, его органов чувств. Поэтому односторонне-количеств. понимание внешнего мира и выступает-исторически как механистич. материализм. Идеалистич. вариант одностор'онне-количеств.. взгляда на мир и его познание всегда связан с идеалистическим же пониманием пространства и времени, с толкованием их как субъективно-психологич. (Юм) или трансцедентальных (Кант) категорий. В своем крайнем выражении этот взгляд приводит к чисто формальному представлению о К. как о чисто субъективном феномене. Материализм, отстаивая предметный смысл категории К., а также ее универсальный характер, всегда усматривал предметную основу количественно-мате-матич. характеристик в реальной пространственно-временной форме бытия материи. К. всегда находится в диалектически противоречивой связи с качеством, выступающей, в частности, как закон перехода количеств, изменений в качественные и обратно (см. Мера,* Переход количественных изменений в качественные). Первой попыткой специально проанализировать проблему К. можно считать исследования пифагорейцев. Непосредств. предметом их анализа явилось число как абстрактнейшая форма выражения К., сложившаяся в стихийно-практич. сознании людей на основе их предметно-практич. деятельности. Число сразу же обнаруживает свойства, кажущиеся таинственными. Натуральный ряд чисел содержит в себе ярко выраженные правильности, гармонически-периодич. соотношения. Но ведь люди, создавшие числа и расположившие их в естеств. (натуральную) последовательность, вовсе не заботились о том, чтобы вложить в нее эти правильные соотношения. Откуда же они там взялись? Религиозно-мистич. традиция подсовывала готовый ответ, объявляя загадочные свойства чисел и числовых рядов божеств, природой числа. Пифагорейская мистика чисел и есть не что иное, как отсутствие объяснения, принятое за объяснение, или постановка действит. проблемы, выданная за ее решение. В наблюдениях пифагорейцев был зафиксирован также и тот загадочный факт, что «правила», обнаруженные в числовых рядах, затем открываются и в явлениях внешнего (чувственно созерцаемого) мира, напр. в соотношениях длин звучащих частей струн и т. п. Этот факт также был отнесен к числу божественных. Отсюда прямо вытекало и пифагорейское понимание задачи рацион, познания. Оно сводилось к тому, чтобы обнаруживать в чувственно воспринимаемых явлениях те самые соотношения и закономерности, к-рые были до этого обнаружены в числах как таковых. Однако обожествление числа очень скоро привело пифагорейскую школу к ряду противоречий. Оказалось, напр., что невозможно найти путем подбора такие целые числа, к-рые выражали бы сформулированное самим Пифагором правильное соотношение между квадратом гипотенузы и квадратами катетов, когда катеты равны (т. е. когда гипотенузой служит диагональ квадрата). Это «атеистическое» свойство квадрата настолько обескуражило священнослужителей пифагорейского союза, что его решили держать в строжайшей тайне. Ни к чему не привели и старания выразить через целое число соотношение радиуса и окружности. Пифагорейцы в итоге оказывались перед альтернативой — либо отказаться от священных основоположений, либо закрыть дорогу свободному математич. исследованию. Тайны и мистич. обряды, к-рыми Цифагорейцы окружили число, превратились очень скоро в тормоз развития антич. математики. Еще острее выявились трудности, связанные с числом, в исследованиях элейской школы. Здесь число было поставлено на очную ставку с чувственно воспринимаемым фактом движения тел, перемещения тела в пространстве. Между выражением этого факта через число как отчетливо выраженную дискретную величину и столь же отчетливо выраженной непрерывностью движения тела в пространстве и времени был зафиксирован неразрешимый конфликт, апория. У числа появился новый грозный враг — бесконечность. Оказывалось, что любая конечная величина (тела, пройденного им пути или от- КОЛИЧЕСТВО 553 резка времени,'в течение к-рого этот путь проходится), будучи выражена через число, выглядит как бесконечная величина, как нечто неисчислимое. До исследований элейцев К. выступало в сознании только в виде числа, выражающего определ. величину, т. е. как нечто всецело дискретное, многое. Апории Зенона остро зафиксировали, что число и величина суть формы выражения чего-то иного, притом такие формы, к-рые бессильны выразить это иное. То, что выражается в числе как многое, как прерывное, на самом деле есть «одно», «единое», «непрерывное». Объективно только здесь и мог встать вопрос о том, что такое К. независимо от его выражения в числе, т. е. как особое понятие, отличное от понятий числа и величины. Рассуждения элейцев разрушали представление о божеств, природе числа. По существу они доказывали, что число, связанное с представлением о дискретности бытия, есть лишь субъективно произвольная форма, извне налагаемая на бытие, к-рое на самом деле непрерывно и едино, и что поэтому число и числовые соотношения выражают не подлинное бытие, а лишь видимость, пестрое марево чувственно воспринимаемых фактов. Тем самым математика попадала, по классификации элейцев, в сферу «мнения». По этой причине элейская школа не могла противопоставить пифагорейской мистике чисел своего принципа мате-матич. мышления. Единственно плодотворным для конкретного исследования количеств, аспекта действительности принципом оказалась в этих условиях атомистика Левкиппа — Демокрита. Более того, сам атомистич. принцип возник, по-видимому, именно как единственно возможный выход из трудностей, до предела обостренных столкновением пифагорейской и элейской школ. Представление об атоме как о мельчайшей, физически неделимой частице позволяло сохранить в составе представления о реальном мире оба взаимно исключающих друг друга момента количеств, (пространственно-временного) аспекта действительности — и прерывность и непрерывность, и неделимость и делимость, и единое и многое, и бесконечное и конечное (т. е. величину). Атомистика позволяла истолковать число, выражающее форму и порядок тел в пространстве pi времени, как чисто объективную характеристику материального мира, не зависящую от произвола людей или богов. Согласно учению Левкиппа—Демокрита, любое чувственно воспринимаемое тело состоит из очень большого (отнюдь не бесконечного) числа атомов, «неделимых». Поэтому величина есть функция от числа неделимых. Неделимое выступает, т. о., как естеств. единица, как реальное основание измерения и счета. Осн. понятия математики (арифметики и геометрии) выстраивались, т. о., в строгую систему, построенную к тому же на чисто материалистич. фундаменте. И прерывность и непрерывность, и делимость и неделимость, и единство и множество, и бесконечность и конечность определялись здесь как одинаково объективные свойства и характеристики «тела», ибо понятие тела формально объем-лет как «атом», так и чувственно воспринимаемое тело. Реальностью К. тем самым оказывалась телесность, а не нек-рые «бестелесные» сущности вроде единицы, точки, линии или поверхности. Эта установка атомистики отнюдь не была только философско-гносеологич. принципом. Она являлась также могучим эвристич. принципом развития собственно математич. построений. Идея Демокрита позволяла перекинуть мост между бытием и его образами в чувств, созерцании, в частности между числами и геометрич. фигурами. Толкуя, напр., окружность как многоугольник с очень большим числом сторон, равным числу «неделимых», Демокрит теоретически разрешил проблему числа «пи». При этом толковании бесконечность частичной дроби выступала как показатель того факта, что масштаб (мера) измерения взят неточно, приближенно, огрубление В том случае, когда единицей измерения оказывается «неделимое», число «пи» должно выразиться в целом конечном числе. Рассматривая атом как естественный объективно допустимый предел деления тел, как естеств. единицу измерения, Демокрит ставил математику на прочный фундамент физич. реальности. Именно в атомистич. строении тел обнаруживалась та однородность и одноименность, к-рая вообще позволяет рассматривать тела любой формы и вида как математически соизмеримые, как различающиеся между собой только количественно. По существу только здесь было обосновано право математики рационально соотносить и сравнивать между собой линию с точкой, линию — с поверхностью, поверхность — с объемом, кривую — с прямой, число — с фигурой и т. д. К. только здесь переставало быть просто собират. названием для совершенно разнородных понятий и выступало как тот общий для всех математич. понятий предмет, без к-рого они, строго рассуждая, должны рассыпаться. Атомистика, направленная своим острием против спиритуа-листич. концепций внешнего мира, будто внешний (телесный) мир так или иначе состоит из бестелесных, непротяженных точек, из линий, лишенных толщины, и поверхностей, лишенных глубины, и оформляется бестелесными же числами, попадала в естеств. конфликт с официальной греч. математикой [ср. Аристотель: «Постулируя неделимые тела, они (Демокрит и Левкипп) вынуждены впасть в противоречие с математикой»]. Греч, геометров смущало, что при допущении мельчайшей, даже мысленно неделимой частицы оказывается невозможным разделить точно пополам отрезок, состоящий из нечетного числа неделимых. Две половины такого отрезка никогда не могут быть «равными», «конгруэнтными», а будут только казаться таковыми в силу грубости наших чувств, слабой разрешающей силы глаза. Но тем самым «равенство», «конгруэнтность» и им подобные понятия, на к-рых геометрия основывала свои дока- зательства, оказывались, строго рассуждая, лишь приблизительными, лишь огрубленными образами. Отстоять свою «абсолютность» геометрия в этих условиях могла, только провозгласив суверенность геометрич. образов и построений ог внешнего мира, причем не только от чувственно воспринимаемого многообразия эмпирии, но и от бытия в филос. смысле, от физич. реальности в смысле Демокрита. Интересы геометров в этом пункте прямо смыкались с интересами филос. учений, враждебных атомистике. Офиц. математика поэтому шла в общем и целом в фарватере идеалистич. филос. систем и получила от них ярлык точнейшей из наук и квалификацию своих аксиом как вечных и неизменных. Школа Платона попыталась усвоить идеи атомистики, отвергая в то же время материализм, представление о телесно-физич. природе неделимых. Вместо неделимого тела она приняла неделимую, минимальную поверхность и далее неделимый бестелесный контур — треугольник, к-рый, подобно идеям, оформляет бесформенную материю. Тем самым прерывность,, оформленность, ограниченность чувственно воспринимаемых тел приписывались действию бестелесных математич. идей, а чистая геометрия получала полную независимость от материи,, от физич. (качеств.) характеристик. Материя, представленная в этой концепции как нечто киселеобразное, как «апейрон», внутри себя абсолютно однородна и не может быть представлена как определ. К., как величина, число или фигура. Это — чистая возможность количеств, различений, полагаемых в нее извне, со стороны царства «идей»; опосредующим же звеном между идеями и материей выступают как раз «математич. предметы», непосредственно воплощающиеся в виде чувственно воспринимаемых контуров, очертаний и фигур определ. величины и числа, короче'говоря— в виде многообразных тел в пространстве. Тем же путем была лишена предметного смысла и «единица», основа счета и измерения. Числовые пропорции и отношения вновь, как у пифагорейцев, начинают представляться абсолютно самостоят, сущностями, т. е. особого рода вещами, к-рые существуют несмотря на то, что у них нет тела. Аристотель попытался впервые зафиксировать и рассмотреть К. как особую категорию, не совпадающую с числом, величиной, фигурой и другими специально математич. понятиями. «Количество м— называется то, что может быть разделено на составные части, каждая из которых, будет ли их две или несколько, является чем-то одним, данным налицо. То или другое количество есть множество, если его можно счесть, это—величина, если его можно измерить» (Met. V, 13, 1020а 7—14; рус. пер., М., 1934). «Между количествами одни раздельны, другие — непрерывны, и одни состоят из находящихся в них частей, имеющих определенное положение друг к ДРУгу, а другие из частей, не имеющих такого положения. Раздельными являются, например, число и речь, непрерывными — линия, поверхность, тело; а кроме того еще время и простран-CTBo»(Cat., VI, 4 b.;pyc. пер., М., 1939).Уже формальная (словесная) дефиниция весьма характерна, она обнимает не только «разнородные», но и прямо взаимоисключающие, противоположные друг другу предметы рассмотрения;!^, выступает как высший род, содержащий внутри себя противоположности, как единство этих противоположностей. Рассмотрение этих диалектич. трудностей и попытки найти им решение осуществляются Аристотелем не в общей форме, а в его обычной манере двигаться «от частного к частному». Сила аристотелевского гения вообще обнаруживается не в дефинициях и итоговых выводах, а именно в способе рассмотрения трудностей, в поиске, в постоянных поворотах мысли, точки зрения, постановки вопроса и т. д. В качестве примеров непрерывных К. фигурируют линия, поверхность, тело, «а кроме того еще время и пространство». Все эти примеры просто ставятся рядом, как равноценные. Но анализ показывает, что линия и поверхность ни в коем случае не суть самостоятельно существующие вещи, а только определ. характеристики тела. Кроме того, Аристотель категорически отвергает и самостоят, существование пространства, т. е. представление о нем в виде пустоты, и толкует пространство также в качестве определ. характеристики того же «тела». Т. о., все непрерывные К. по существу сводятся к одному образу — к образу пространственно определенного тела. Время тоже рассматривается им как «число движения», т. е. тоже как определение тела, поскольку то движется, перемещается в пространстве. Непрерывное К. тем самым толкуется уже не как у элейцев, т. е. не как неразличенная сплошность, в к-рой отсутствуют какие бы то ни было границы. Это непрерывное К. само внутри себя различено, разграничено, т. е. состоит из частей. Но части непрерывного К. соприкасаются друг с другом, т. е. имеют общую (одну на двоих) границу и между ними нет промежутка, заполненного инородным телом или инородной «сущностью». Раздельные. же (прерывные) К. характеризуются тем, что их части не имеют общей границы. В качестве примеров раздельных К. фигурируют число и речь, единицы и слоги. Иными словами, пока речь идет о реальной, вне человека сущей, действительности, Аристотель допускает в ней только непрерывные К., т. е. такие К., составные части к-рых всегда имеют общую граничу. В итоге вопрос об отношении прерывных и непрерывных К. у Аристотеля фактически сводится к вопрсу об отношении числа и речи к реальному чувственно воспринимаемому миру или знаков к вещам, этими знаками обозначаемым. Число, как постоянно повторяет Аристотель в ходе своей полемики с пифагорейско-платоновским идеализмом, ни в коем случае нельзя рассматривать как особую вещь, имеющую отдельное, обособленное от чувств. 554 КОЛИЧЕСТВО (телесных) вещей существование (см. Met. XIV, 6 1093 b 24—29). Комментируя рассуждения Аристотеля, Ленин особо выделяет эту мысль «Метафизики»: «Наивное выражение.трудностей" насчет „философии математики" (говоря по современному): книга 13, глава 2, § 23: __ Далее, тело есть субстанция, ибо оно обладает известной законченностью. Но как могли бы быть субстанциями линии? Они не могли бы таковыми быть ни в смысле формы и образа, подобно, например, душе, нив смысле материи, подобно телу: ибо очевидно, что ничто не может состоять из линий, или из плоскостей, или из точек...". Книга13, глава 3 разрешает эти трудности превосходно, отчетливо, ясно, материалистически (математика и другие науки абстрагируют одну из сторон тела, явления, жизни). Но автор не выдерживает последовательно этой точки зрения» («Философские тетради», в кн.: Соч., т. 38, с. 371). «Количеством в собственном смысле называется только то, что указано выше; все же остальное называется так члишь>при-входящим образом: в самом деле, имея в виду те -чвеличины>, которые были указаны, мы называем количествами и остальные предметы; так, например, белое называется большим, потому что велика поверхность, и дело — продолжительным, потому что оно совершается (происходит) долгое время, и точно также движение — значительным: все это называется количеством не само по себе. В самом деле, если человек указывает, сколь продолжительно данное деяние, он определит это посредством времени, называя такое деяние одногодичным или как-нибудь подобным образом; также указывая, что белое есть некоторое количество, он определит его чрез посредство поверхности: как велика поверхность, такую величину припишешь ты и белому. Поэтому только указанное выше называется количеством в собственном смысле и само по себе; из всего же остального ничто не называется так само по себе, а если и называется, то— привходящим образом» (Cat., VI, 5 Ь). К. здесь весьма явственно толкуется как пространственная, временная, или пространственно-временная определенность того предмета, о к-ром идет речь. Но для Аристотеля совершенно ясно, что эта (количеств.) характеристика никогда не исчерпывает полной действительности предмета. Напр., исследователь чисел рассматривает человека не поскольку он человек, а поскольку он — единое и неделимое. С др. стороны, геометр не рассматривает его ни поскольку он человек, ни поскольку он неделим, а поскольку это — тело (см. Met. XIII, 3). Но человек является «единым и неделимым» именно постольку, поскольку он — человек. По той же причине он есть вполне определенное геометрически тело, а не просто тело. Иными словами, Аристотель отмечает здесь, что человек в его «полной действительности» есть всегда нечто большее, чем его изображение в арифметике (в числе) и в геометрии (в виде пространственно-определенной фигуры). Здесь же ясно видна и принципиальная разница между Аристотелем и атомистикой. Аристотель в качестве примера «единого и неделимого» приводит здесь человека, точнее — индивидуума, понимая это в том смысле, что индивидуум есть предел деления рода «человек». При делении человека пополам получаются не две половшши «человека»,а две половинки трупа. Это значит, что каждый род действительности имеет свою «меру», т. е. свою «естеств.» единицу. «И мера всегда должна быть дана как что-то одно для всех предметов <данной группы>, например, если дело идет о лошадях, то мера—лошадь, и если о людях, то мера — человек. А если мы имеем человека, лошадь и бога, то <мера> здесь, пожалуй — живое существо, и <то или другое> их число будет числом живых существ. Если же мы имеем человека, белое и идущее, здесь всего менее можно говорить об их числе, потому что все эти определения принадлежат тому же самому предмету и одному по числу, но все же число таких определений будет числом родов, или здесь надо взять какое-нибудь другое подобное обозначение» (Met. XIV, 1 1087b 33 — 1088а 14). Число тут явно понимается как мера, повторенная много раз, т. е. как математич. выражение качества предмета. Аристотель, как отмечает Ленин, не выдерживает последовательно материалистич. т. зр. на математич. предметы. Это связано с тем, что, кроме тела, в его философии важнейшую роль играет активная форма как самостоят, сущность, и с тем, что он постоянно путается в диалектич.трудностях, касающихся отношений общего и единичного, чувственно воспринимаемого и умопостигаемого. Но сама эта путаница не плод недомыслия, а выражение того факта, что проблема К. на самом деле ведет к др. общефилос. проблемам и решается, в конце концов, только в общефилос. контексте, и ни в коем случае Ае внутри математики. Схоластика, почву для к-рой подготовили уже стоики своей предельно формалистич. логикой, в общем не дала почти ничего для постановки и решения проблемы К. Это было связано, в частности, и с тем, что на протяжении средних веков почти не двинулись вперед исследования в области математики. Логика стоиков и схоластов не могла послужить сколько-нибудь плодотворным средством развития математики или способом объяснения существа ее методов и результатов. Ни стоики, ни схоласты не выделили из своей среды ни одного крупного математика, а их разработки носили по большей части характер формальных спекуляций по поводу готовых результатов математич. исследования или философствования по поводу «основ математики». Дальнейшее продвижение вперед стало возможно только вместе с подъемом математич. естествознания в 16 в. и было связано с именами Кавальери, Декарта, Ньютона, Спинозы. Проблема К. естественно выступала на первый план по той причине, что естествознание 16—18 вв. было преимущественно математическим или, если охарактеризовать его методологич. и мировоззренч. характер, механистическим. Особый интерес в этом плане представляет фигура Декарта, соединившего в себе, впервые после Демокрита, математика и философа. Его открытия в области математики в значит, мере обусловлены его философией, и в частности — его анализом проблемы К. как филос. категории. Математич. естествознание 16—17 вв. стихийно склонялось к др.-греч. атомистике, возрожденной почти без корректив; однако Декарт в своей реконструкции атомистич. принципа сделал важнейший шаг вперед по сравнению с Демокритом. В его представлениях о К. сказывается сильнейшее влияние филос. диалектики, идей Аристотеля. Декарт отвергает представление о пространстве как о бестелесной пустоте и также представление об абс. пределе деления тел. Но это как раз те два пункта, к-рые разделили Аристотеля и Демокрита. В этих пунктах Декарт решительно стал на сторону Аристотеля и тем самым против традиции, к-рая связана с именами Ньютона и Гоббса, против некритич. репродукции древней атомистики. В качестве единственно объективных форм действительности здесь признаются только пространственно-геометрич. формы чувственно созерцаемых тел и отношения тел в пространстве и времени, выражаемые числами. Поэтому категория К. становится здесь центр, категорией мировоззрения и метода. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.) |