|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИСЛАМ—ИСПАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1 страницанар. масс против феод, строя. Под пуританскими лозунгами «очищения ислама» вели борьбу против колониального порабощения в 19 в. махдисты в Судане, ваххабиты в Аравии и сенуситы в Ливии. В период империализма мусульм. высшее духовенство, связанное с классом феодалов, и вост. компрадорская буржуазия служили опорой колониального господства. Служение компрадоров империалистам получило яркое выражение в бехаизме с характерным для него космополитизмом и пацифизмом, благодаря чему это учение стало распространяться не только на Востоке, но и в Зап. Европе и США. Гораздо сложнее учение панисламизма, к-рый, по определению Ленина, пытался соединить освободит, движение против европейского и американского империализма с укреплением позиций ханов, помещиков, мулл и т. п. (см. Соч., т. 31, с. 127). Основоположник панисламизма Джемаль-ад-дин аль-Афгани (1839—97) ложно изображал колониальное закабаление Востока как наступление христ. Запада на мусульм. мир в целях его уничтожения. Поэтому он предлагал гос. объединение всех мусульм. народов под властью халифа. Тур. султан Абдул-Хамид II использовал панисламизм как оправдание классового и нац. угнетения. После Октябрьской революции, в период развития нац.-освободит, движения, панисламисты оставались на стороне империалистов. В эпоху распада колониальной системы они выступали с проимпериалистич,. концепцией об И. как «третьей силе», призванной бороться одновременно «как с коммунизмом, так и с империализмом». С этими представителями мусульм. реакции в лице шейхов ун-та аль-Азхар в Каире папа римский Пий XII предложил заключить наступат.союз против сил мира и демократии. Бурж. идеологи И. под влиянием борющихся масс принимают участие в анти-империалистич. движении, освящают авторитетом религии такие события, как установление респ. строя в Египте, национализация Суэцкого канала, образование Объединенной Арабской Республики. Нац. буржуазия, господствующая в мусульм. странах, добившихся политич. независимости, использует И. как духовное орудие власти. Мусульманские руководящие круги (напр., шейхи ун-та аль-Азхар в Каире, улемы в Пакистане) враждебно относятся к коммунизму и в своей печати изображают марксизм-ленинизм в извращенном виде. Они выступают защитниками частной собственности, частной инициативы и конкуренции. Но мелкобурж. идеологи нередко пытаются подкрасить И. под цвет коммунизма, изображая возникновение этой религии как величайшую социальную революцию, а пророка Мухаммеда как крупнейшего социального реформатора и даже революционера. Вероучение и право И., по их мнению, обеспечивает экономич. и обществ, равенство всех мусульман, что противоречит общеизвестным фактам. После 2-й мировой войны политич. значение И. сильно возросло: его используют в интересах своей политики как нац. буржуазия и феодалы стран Востока, так и империалисты, стремящиеся сохранить и усилить свое влияние в этих странах. Совр. идеологи и пропагандисты И. применяют все доступные средства (печать, радио, кино, представит, учреждения, миссионерские орг-ции) для упрочения и расширения влияния на нар. массы, особенно на молодежь. Лит.: Маркс К., Объявление войны.— К истории возникновения восточного вопроса, Маркс К. и Энгельс Ф, Соч., 2 изд., т. 10; е г О ж е, [Письмо] Ф.Энгельсу, 2 июня 1853, Маркс К. и Энгельс Ф, Избранные письма, [М.], 1953; Массэ А., Ислам. Очерк истории, Пер. с франц., М., 1961; Мюллер А., Истории ислама с основания до новейших времен, пер. с нем., т. 1—4, СПБ, 18У5—96; Крымский А. Е., История мусульманства, ч. 1—2, 2 изд., М., 1904, ч. 3, М., 1912; Бартольд Б. В., Ислам, П., 1918; его же, Культура мусульманства, П., 1918; К л и м о в и ч Л. И., Ислам в царской России. Очерки, ИСМАИЛЙТЫ — приверженцы наиболее распространенной мусульм. шиитской секты, возникшей во 2-й пол. 8 в. в арабском халифате. Достоверные сведения о них имеются только с конца 9 в. Название секты происходит от имени Исмаила. Под влиянием наиболее активной группировки шиитов, требовавших решит, выступления против суннитского халифа, Исмаил был признан седьмым и последним имамом. Учение И. представляет собою религ.-филос. систему, в к-рой заметно влияние неоплатонизма и буддизма. Согласно этой системе, бог-аллах, не имеющий атрибутов и недоступный пониманию, породил мировой разум. Этот разум создал мировую душу, свойством к-рой является жизнь, движение. Благодаря этому свойству она произвела материю — видимый мир, доступный восприятию. Но материя инертна и способна принимать различные формы только как отражение идей, содержащихся в мировом разуме. Земными воплощениями этого разума являются пророки, возвещающие божеств, истину, откровение, а преемниками пророков были имамы. И. признают 7 пророков (Адам, Авраам, Ной, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед, Исмаил), а их преемниками 7 имамов. Каждый пророк олицетворял историч. эпоху и соответствующую ей стадию божеств, откровения. Учение И. было официальной идеологией фатимидских халифов, захвативших власть в Тунисе в 909, а затем правигших в Египте в 972—1171. В конце 11 в. в искаилизл.е произошел раскол: образовался неоисма-илизм, стагший идеологией секты ассасинов, к-рые обожествили своего имама. В последнее время наиболее влият. и распространенное направление исма-илиз! а возглавлялось «живым богом» Ага-ханом. Лит.: Смирнов Н. А., Мусульманское сектантство, ИСПАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Историю философии в Испании можно разделить на следующие периоды: 1) рабовладельч. общества (1—5 вв.); 2) феодализма (6—15 вв.); 3) зарождения капитализма (конец 15— 18 вв.); 4) капитализма, включая период империализма (19—20 вв.). Развитие философии на территории Испании начинается еще в период рабовладельчест-в а, во времена рим. господства. Она была тесно связана с рил1ской философией.. Испания была одной из наиболее развитых провинций Рим. империи. Целый ряд видных политич. деятелей Рима, в т. ч. и нек-рые императоры, происходили из Испании. Исп. провинция Рима имела богатую для своего времени культуру. Видным оратором, философом этого периода был Марк Фабий Квинтилиан (42 или 45 — ок. 120). Идеали-стич. философия в Древней Испании представлена именами сторонника пифагорейской философии Мо-дерата из Кадиса (1 в.) и Луцпя Аинея Сенеки — главы рим. стоицизма, выходца из Кордовы. В 1 в. в Испании распространились религ.-мистические настроения. ИСПАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 337 В 3 в. появляется христ. лит-ра. Уже в это время начинается процесс слияния философии и христианства, как это происходило, напр., в творчестве Марка Аврелия Ируденция (р. 348 или 350 — г. смерти неизв.). Усиление противоречий рабовладельч. общества и распад рабовладения, а также распространение христианства привели к усилению идеологич. борьбы. Испания становится центром теологич. дискуссий, острота к-рых обусловливалась тем, что в то время как господствующие классы приняли христианство, рабы и колоны придерживались язычества. Социальные противоречия принимали религ. окраску и проявлялись в борьбе различных направлений язычества, гностицизма, христианства, в т. ч. различных ересей, направленных против ортодокс, христ. трактовки сотворения мира, происхождения зла, веры в воскрешение и т. д. Наиболее влиятельными из ересей было прискилианство (но имени ее основателя Прискиа-на, 5 в.) и арианст«о (центром к-рого в Испании в 5 в. был г. Толедо); получили развитие еретич. стороны учения раннехрист. богослова Оригена; выдвигалось учение о том, что все, в т. ч. ангелы и дьяволы, создано из одной субстанции, отрицалась правомерность вечного наказания и утверждалось, что мир вечен и что откровение должно согласоваться с разумом. Революц. борьба рабов и вторжение варваров привели в 6—7 вв. it окончат, разложению рабовладения, к победе феоД- строя, к возникновению на территории Испании ряда феод, гос-в (вестготское, свев-ское, вандальское королевства). Уже в период становления феодализма религия и теология становятся господств, формами идеологии. Церк. соборы стали фактически верховными органами гражд. власти. Церковь и ее идеология защищали феод, порядок. Собор в Севиаъе (5&Q) объявид систему колоната богоугодной и запретил духовенству освобождать колонов. Закрепощение крестьянства и преследование еретиков усиливало недовольство масс. Идеологич. борьба осложнялась тем, что к этому времени различные группы местного населения исповедовали различные религии. В 587 или 589 на основании решения 3-го Толедского собора вестготы приняли христианство. В этих условиях наука и философия поглощались теологией и были заперты в церк. и монастырских школах. Первая такая школа была создана в Валенсии в конце 5 в. В числе деятелей теологии этого времени был епископ Пауло Оро-сио (5 в.), по просьбе к-рого Августин написал свой трактат против црискилианцев и сторонников Оригена. Самой знаменитой была школа в Севилье (6 в.). Попытку использовать для обоснования христ. догматики забытое К тому времени учение Платона предприняли Лициниан и Северо. Одним из создателей основ христ. догматики, полностью поглощавшей философию, являлся Исидор Севильский (р. около 570—ум. 636). В Испании 8—12 вв. развитие философии как одной из сторон культурного подъема страны происходило на фоне общего обострения классовых противоречий, и борьбы против араб, завоевателей. Это развитие протекало по неск. руслам: арабская философия, евр. философия (причем в той и другой происходила борьба передовых, матери&юастнч. по свое» тенденции, идей против религ.-идеалистич. исламской и иудаистской ортодоксии), собственно исп.философия, развитиек-рой осуществлялось в борьбе передовых ее направлений — ересей, зачатков естеств.-науч. мысли против христ. ортодоксии, с к-рой все более сливалась схоластика. Религ. реакцию в араб, философии представляли в 8—9 вв. Айя, в 11 —12 вв. Газали, пытавшийся соединить догмы ислама с неоплатонизмом. Передовые араб- философы этого времени опирались на опытное знание, на науки о природе. Они пользовались переводами соч. антич. ученых, особенно Аристотеля. Араб, аристотелизм находился в оппозиции к исламской ортодоксии. В 12 в. ис-пано-араб. (кордонские) аристотелики— Ибн Ваджа (Авенпаце), Ибн Туфейль (Абубацер), Ибн Рошд (Авер-роэс) развивают м£1териалистич. стороны учения греч. философа и противопоставляют рационализм религ.-идеалистич. мистицизму испанской ортодоксии. Ара-бо-исп. аристотелики оказали большое влияние на развитие идей материализма и рационализма в Испании. Замечание Энгельса о том, что «...у романских народов стало все более и более укореняться перешедшее от арабов и питавшееся новооткрытой греческой философией жизнерадостное свободомыслие, подготовившее материализм XVIII века» («Диалектика природы», 1955, с. 4), всецело относится и к иси. народу. В 10 в. Испания становится также центром евр. философии. В 948 центр раввинизма из Академии в Соре (в Вавилонии) быЯ переведен сначала в Кордову, а затем в Севилью, Лусену и, наконец, в Толедо. В еврейской, как и в араб, философии, сформировалось два направления. Ортодокс, линию евр. религ. философии представлял Иегуда Галеви. Хотя он и подверг критике мусульм. и христ. религии, однако делал он это не в целях борьбы с религ.-мистич. философией, а во имя евр. религ. ортодоксии. В противоположность этому направлению, в 11—12 вв. евр. неоплатоники (Ибн Гебиролъ, Ибн Эзра и др.) стремились освободить философию от мистицизма, в частности от мистич. учения каббалы. В 12 в. среди передовых евр. философов (Ибн Дауд, Маймонид и др.) растет авторитет Аристотеля. Они отвергали не только мистицизм Газали и Галеви, но и неоплатонизм Ибн Гобироля и в вротивов«я. релкт. фанатшим, хотя и не выходя за рамки религии, доказывали, что чело-веч, воля свободна, что философия не противоречит «священному писанию». По их мнению, можно верить лишь в то, что не противоречит разуму. Евр. философы, придерживавшиеся этих взглядов, подвергались ожесточ. травле. В борьбе против сторонников Май-монида евр. религ- фанатики прибегали к помощи инквизиции. В 13—14 вв. передовые традиции евр. аристотелизма продолжил астроном и философ Гер-сонид. Евр. философы и переводчики (в особенности из семьи Тиббонидов) познакомили Европу с араб. и антич. философией. Местное население на завоеванных арабами землях продолжало исповедовать католич. религию. Поэтому подготовка и ранний период развития схоластики (8—12 вв.) протекали в Испании в острой борьбе против идей Корана, а также Талмуда и различных еретич. учений. Представителями христ. схоластич. мысли Испании этого периода являются Эулохио (9 в.), Эсперайндео и аббат Самсон (ум. 890). В своих соч. они стремились защитить, систематизировать и обосновать спекулятивно-логич. путем положения религ. догматики. Философия играла вспомогат. роль по отношению к теологии. Однако в пределах схоластики намечалось течение, оспаривавшее ортодокс, толкование теологич. проблем. Деятели этого направления подчас выступали против нек-рых положений ортодокс, христианства; епископ Гостехесис из Малаги (8 в.), Михесио (8 в.), епископ г. Толедо Элипандо (8 в.), примкнувший к осужденному церковью учению фелицианизма. Передовая собственно И. ф. 12 в. связана с аверро-измом, стоявшим в оппозиции к ортодоксальному исламу и развивавшим материалистич. и атеистич. тенденции араб, философии. Одним из важнейших очагов аверроизма в Европе становится Толедо, где 338 ИСПАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ была создана знаменитая школа переводчиков, познакомившая ученый мир с соч. Ибн Рошда, Ибн Сины, Ибн Гебироля и др. мыслителей. Вместе с тем переводчики из Толедо способствовали систематизации схоластики с помощью извращенного учения Аристотеля. Во главе этой школы стояли Хуан Севильский и Доминго Гундисальво, к-рый считал, что существует только одна субстанция и что душа человека и ангелов состоит из материи и формы. Гундисальво утверждал вечность материи и отрицал, что мир был сотворен. По его мнению, материя и формы совечны богу, и хотя бог является первопричиной, но весь природный мир — производное материи и форм. Появляются и первые робкие попытки отд. мыслителей заняться естеств.-науч. вопросами или привлечь к ним внимание. Так, в 13 в. выступил врач и естествоиспытатель Арнальдо из Валенсии (1240—1313), требовавший изучения природы, ее законов и практич. проверки полученных данных. Усиливаются религ. скептицизм и индиферентизм. Однако в школьном образовании в 12—13 вв. господствовала схоластика. Борьба ортодокс, схоластов этого времени была направлена в первую очередь против аверроизма. Осн. центром схоластич. мысли становится ун-т г. Саламанка, созданный в 13 в. Представителем ортодокс, схоластики являлся последователь Августина Пруденций Галиндо (9 в.), выступивший против зарождавшегося номинализма с книгой «О предопределении свыше против Иоанна Скота» (Prudenlius Galindo, De praedestinatione contra Johaunem Scotum). Борьба с «инакомыслящими» требовала определенной систематизации и «рационализации» схоластики, тем более, что в Испании было сильно влияние передовой араб, и евр. философии, в различных слоях гор. населения возрастал интерес к науч. знаниям. Этой потребности отвечала деятельность схоластов — Раймунда Луллия (предвосхитившего применение комбинаторных методов в логике и в этом смысле являющегося предшественником мате-матич. логики), Петра Испанского, Раймундо Марти (1230—86) и др. Создаются военно-рыцарские ордена: доминиканцев-проповедников для обращения «еретиков» и францисканцев, следивших за соблюдением догм христ. религии. К 14—15 вв. схоластика все более ограничивается рассмотрением узкого круга традиц. проблем. В результате ослабления феод, аристократии, уничтожения крепостного права, появления первых ростков капиталистич. отношений, усиления экономич. и ноли-тич. мощи городов, служивших опорой абс. монархии и единого исп. гос-ва, начинается упадок схоластики. В разрез с догматами религ. мировоззрения закладывалась естеств.-науч. основа идеологии, стоявшей в оппозиции к ортодокс, схоластике. Создаются новые ун-ты в Лериде (1300), Уэске (1334), Вальядо-лиде (1346), Валенсии (ок. 1440), Барселоне (ок. 1450). В 1473 в Сарагосе или в 1474 в Валенсии появилось книгопечатание. В 14—15 вв. исп. мыслители, как и деятели культуры нек-рых др. стран эпохи Возрождения, обращаются к активному изучению антич. культуры. Появляются многочисл. издания сборников высказываний древних мыслителей и переводы их произведений. Идеологич. борьба выходит за рамки теологич. споров и начинает охватывать лит-ру и иск-во, а также и естествознание. В 14 в. оппозиция к церкви и к ее идеологии проходила под знаком т. н. соборного движения и номинализма как учения, оппозиционного к ортодокс, схоластике. Наиболее видным номиналистом был епископ Альваро Перес, к-рый более известен под именем Альваро Пелахио. Постоянная вражда между доминиканцами и францисканцами еще больше расшатывала схоластику. В 15 в. критика церкви и схоластики усиливается, разложение феод, идеологии углубляется и начинает зарождаться новое гуманпстич. мировоззрение. Эта тенденция коренилась, в частности, в успехах реконкисты, завершенной к концу этого века (1492). Гл. тяжесть борьбы с иноземными захватчиками несли гор. и крест, массы и вполне естественно, что они в ходе реконкисты выдвигали и антифеод, лозунги, как это имело место, напр., в крест, восстании в Каталонии под руководством Педро Хуана Сала (1484). На базе этих социальных движений проходила борьба против феод, идеологии, захватившая и нек-рых религ. идеологов. Таким противником религ. ортодоксии, вышедшим из числа ее служителей, был магистр ун-та Саламанки Педро, объявивший католич. обряды неразумными. Он усомнился в авторитете рим. пап и осудил продажу индульгенций. Антицерк. взгляды Педро были осуждены инквизицией. В 1445 был объявлен «антихристом» Фернандо из Кордовы (1425—86), подвергший резкой критике профессоров-схоластов Парижского ун-та. Сомнение в истинности католич. веры и церк. установлений высказал Ансельмо Тур-меда. К числу еретич. учений было отнесено отрицание Алонсо Тостадо роли церкви и бога в спасении душ. Рамон Сабунде выступил в защиту единства чувств и рацион, познания, призывая следовать не столько книгам богословов, сколько «книге природы». В 15 в. выступил Антонио де Небриха — один из важнейших деятелей исп. гуманизма. Церковь пыталась укрепить свои позиции в области идеологии путем насилия, осн. орудием к-рого была инквизиция. Новый этап в развитии И. ф. связан с зарождением капитализма в Испании. Во 2-й пол. 15 в. появляется мануфактурное произ-во, начинается процесс создания единого нац. рынка, преодоления разобщенности отд. провинций страны. Колонизация новых земель способствовала на первых порах экономич. развитию Испании. В Испании успешно развивается математика, астрономия, медицина, география, ботаника, зоология и др. науки. К концу 16 в. в Испании насчитывалось 30 ун-тов. Важнейшим центром науч. знаний о природе становится Севилья, через к-рую проходили в основном все связи с колониями. В 1503 в этом городе была создана т. н. Торговая палата (Са-sa de Contratacion), к-рая стала крупнейшим центром опытных знаний. При ней были учреждены кафедры математики, космографии, астрономии, картографии, гидрографии и артиллерии. Ученые Севильи внесли большой вклад в пересмотр ср.-век. представлений о природе. В 16 в. распространилось книгопечатание по всем городам Испании, и она стала одним из крупнейших центров книгопечатания в мире. Зарождение капиталистич. отношений и развитие естествознания вызвали к жизни новую светскую идеологию, направленную против схоластики. Борьба со схоластикой была тесно связана с борьбой против церкви и проводилась на основе гуманизма, сенсуализма, материализма и атеизма. Идейные корни этого нового направления И. ф. восходят к номинализму, аверроизму и ересям предшеств. веков. Оно было тесно связано и с современными ему зап.-европ. вольнодумством и гуманизмом (Эразм Роттердамский и др.). Это направление И. ф. представляли Педро де Лерма, осужденный в 1537, Паскуаль Матео, Альфонсо Валь-дес (ум. в 1532), автор «Диалога Лактанция и Архидиакона» (A. Valdes, Dialogo de Lanctancio y un Arcediano, 1527), в к-ром он осмеивал продажу индульгенций и утверждал, что в странах, где властвует церковь, не может быть порядка. В «Диалоге Меркурия и Карона» («Dialogo de Mercurio у Caron») Валь-дес подвергал острой критике королей и церковников. Его брату Хуану Вальдес (ум. 1541) принадлежит ИСПАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 339 «Диалог о языке» (J. Valdes, Dialogo de la leiigua, 1533, изд. 1737), «Христианский алфавит» («Alfabeto cristiano», 1546) и др. соч., в к-рых он выступал как ярый противник светской власти пап и догм католич. церкви. Крупнейшим гуманистом и философом Испании 1-й пол. 16 в. был Вивес. Стремления к объективному познанию природы привели к созданию т. н. естественной философии. К этому направлению И. ф. принадлежали естествоиспытатели Сереет и Гомес Перейра. С новым истолкованием природы человека выступил в 1587 врач Сабуко. Врач Франсиско Вальес (1524—92), профессор ун-та Алькала, на основании принципов «естественной философии» отрицал творение мира «из ничего». Он считал, что 4 стихии — огонь, земля, вода и воздух существовали до появления света (luz) и что из них на основе борьбы противоположностей (vis repugnandi) возникли все вещи материального мира. В противовес схоластам, он утверждал, что чувства неотделимы от разума и что по этой причине животные также являются разумными существами. Помимо комментариев к физике Аристотеля (изданных в Алькала в 1562), его перу принадлежат «Медицинские и философские споры» (F. Valles Covarrabias, Controversiarum me-dicarum et phiiosophicarum..., 1556) и «О святой философии» («De sacra philosophia», 1587). «Естественную философию» в Саламанке с 1542 начал преподавать Фернан Перес де Олива (1494-—1531). В «Диалоге о достоинстве человека» (F. Perez de Oliva, Dialogo de la dignidad del bombre, 1546) он отстаивал идею неограниченности познават. возможностей человеч. разума. Попытку дать систематич. изложение «естественной философии» предпринял в книге «Основы естественной философии» (A. Fuentes, Summa de pbilosophiae naturalis..., 1545) Алонсо Фуэнтес (p. 1515 — г. смерти неизв.). В рамках этого же направления с критикой схоластики выступили Педро Хуан Нуньес (1552—1602) и Педро Симон Абриль. Развитие «естественной философии» привело нсп. фи-лос. мысль к материализму, одним из основоположников к-рого в Испании был Уарте. С борьбой против схоластики и апологии феод, произвола связана выработка новых по своему существу бурж. взглядов на человека и человеч. общество. Вартоломе де лас Касас и Бартоломе де Альборнос осуждали пасильств. подчинение народов и захват-нич. войны. В «Трактате о государстве» (A. del Castillo, Tratado de la republica, 1521) против наследств, монархии выступил Алонсо дель Кастильо. Антонио де Гевара (р. 1480 или 1481—ум. 1545) резко осуждал падение нравов людей. Он считал счастливым не то общество, к-рое обладает большими богатствами, а то, в к-ром живут мирные и добродетельные люди. Гевара возлагал все свои надежды на просвещ. монархию. Против тирании, в защиту «естественного права» высказывался и Мариана. Он считал справедливым восстание против короля, пренебрегающего интересами общества. Его книга «Девальвация денег» (J. Mariana de, De monetae mutatione, 1609), в к-рой утверждалось, что золото Америки погубило Испанию, была причиной осуждения ее автора инквизицией. С позиций скептицизма, направленного против силлогистики, схоластики, слепого подчинения авторитетам и за создание новой науки, опирающейся на действит. знание вещей и явлений природы, боролся Санчес, автор соч. «О том, что познания нет» (F. Sanchez de las Brozas, Quod nihil scitar, 1581). Противостоящая передовым направлениям исп. мысли ортодокс, схоластика переживала в 16 в. глубокий кризис. Слепо подчиняясь догматам церкви, она ограничивалась защитой религии и существующих порядков. Реакц. ортодокс, догматику защищал в борьбе с гуманизмом Диего Лопес де Суньига, автор «За- меток против Эразма» (J. Lopez de Stuniga, Annotations contra Erasmum..., 1520). Позиции схоластики придерживался ХуанХинесде Сепульведа. Вместе с падением экономич. мощи и политич. влияния городов, начавшемся во 2-й пол. 16 в., в стране усиливается идеологич. реакция и укрепляются позиции феодалов. В 1534 для борьбы против Реформации Игнатий Лойола создал орден иезуитов, к-рый был утвержден папой Павлом III в 1540. Три года спустя было издано распоряжение, запрещающее печатать, продавать или хранить какие-либо книги, не одобренные инквизицией. В 1558 Павел IV издал буллу, к-рая предписывала инквизиц. трибуналам привлекать к суду всех лиц, подозреваемых в ереси. В 1559 был обнародован первый индекс запрещенных книг. Благодаря инквизиции церковь «...превратилась в самое несокрушимое орудие абсолютизма» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 10, с. 431). Однако, несмотря на гос. и клерик. поддержку, схоластика не могла устоять под ударами нового гу-манистич. мировоззрения. Поэтому представители офиц. идеологии и, прежде всего, доминиканцы и незу-иты, предприняли попытку ее «обновления» с учетом требований новой эпохи. Профессор Саламанкского ун-та доминиканец Франсиско де Витория (1483—1546) сделал попытку освободить схоластику от дискредитировавшего ее формализма. Для Витории характерно, вместе с тем, оправдание применения насилия по отношению к народам колоний в интересах проповеди католич. веры. Дело Витории продолжил его ученик, доминиканец Доминго де Сото (1492—1560). В соч. «О диалектике Аристотеля» (Domingo de Soto, In dialecticam Aristotelis, 1548) Сото защищал индуктивный метод. Др. ученик Витории, проф. теологии ун-тов Алькалы и Саламанки, доминиканец Мельчор Кано (1509—60) считал, что в теодицее и в теории души Платон более соответствует религ. вероучению, чем Аристотель. В остальных вопросах он следовал схоластизированному Аристотелю. Особенно активную деятельность по согласованию ортодокс, догматики с новыми веяниями развили иезуиты. Они были более свободны и независимы, чем доминиканцы, и более охотно обращались к учению Платона, хотя в целом к оставались верными последователями томистской обработки Аристотеля. «Обновление» схоластики иезуитами связано прежде всего с именем Суареса, начинания к-рого продолжили Габриель Васкес (1550—1604), Луис де Молина (1636— 1700) и др. иезуиты. Роль францисканцев в «обновлении» схоластики была менее значительной. Они были расколоты на сторонников Вонавентуры и Луллия. Францисканцы стремились, с одной стороны, соединить томистскую схоластику с неоплатонизмом, следуя здесь за Бонавен-турой. С др. стороны, следуя Луллию, они пытались рационализировать схоластику. Философия Иоанна Дунса Скота казалась францисканцам слишком опасной. Лишь Антонио Андрее продолжил это направление в схоластике. Промежуточное место в И. ф. этого периода занимал мистицизм неоплатонич. направления. Он не солидаризировался полностью с офиц. догматиками, но исходил не из данных наук о природе, а из ндеалистич. учения Платона, оставаясь в пределах религии. Наиболее последоват. сторонником мистич. платонизма был Леон Еврей. К платонизму тяготел и Себастьян Фокс Морсильо (1526—60), стремившийся преодолеть противопоставление Аристотеля и Платона и согласовать их теории о формах и идеях. Среди мистиков проповедовались мысли о способности человека обойтись без церк. обрядов, книг и авторитетов, а поэтому они нередко подвергались преследованиям инквизиции. Наиболее деятельными проповедниками мистицизма 340 ИСПАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ были монахи из ордена кармелитов (Тереса и Хуан де Йепес-и-Алтьварес, 1542—91). Аскетизм был представлен Луисом де Гранада (1504—88), а также Хуаном Эусебио Ниерембергом (1590—1658) и Мигелем де Маньяра (1626—79). В 17 в. Испания обнаружила, по словам К. Маркса, «...все симптомы позорного и продолжительногоразложения, напоминающие худшие времена Турецкой империи...» (тамже с. 431). Это разложение приводило к дальнейшему углублению реакции, к окостенению офиц. идеологии, в частности, философии. Однако, несмотря на всю свою воинственность, реакция не была способна пресечь развитие наук о природе, а следовательно, и передовой философии. В 1697 С а пата создал в Севилье «Королевское общество медицины и наук». В том же году в Валенсии Томас Висенте Тоска основал частную Академию математики, к-рая, впрочем, в 1705 была закрыта. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |