|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Докритический период. 2 страницаНа этике К. лежит резкая печать субъективного идеализма и метафизич. абсолютизирования нравств. закона. Предпосылка этики К.— метафизич. постулат безусловного нравств. достоинства и ценности каждой отдельной личности. Противоречия нравств. поведения и сознания, отражающие реальные противоречия в обществ, отношениях, переносятся К. в область субъективного нравств. сознания и только в этой области получают свое призрачное разрешение. Безусловный характер нравств. закона (категорический императив) подчеркивает неустранимость разрыва между сущим и должным, между субъективным стремлением и объективным состоянием общества. К. в качестве немецкого теоретика франц. бурж. революции отделил в своей этике теоретические мысли и идеи буржуазии от ее материальных интересов, «...отделил это теоретическое выражение от выраженных в нём интересов, превратил материально мотивированные определения воли французской буржуазии в чистые самоопределения „свободной воли"... и сделал из неё таким образом чисто идеологические определения понятий и моральные постулаты» (М а р к с К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 184). Эстетическое учение и учение об организмах природы. Противоречия своей системы — «вещей в себе» и явлений, природы и свободы, разума теоретического и разума практического — К. пытался разрешить в завершающем соч. критич. периода — «Критике способности суждения». По мысли К., дуализм природы и свободы, раскрывшийся в двух предшествующих «Критиках», имеет не безусловный характер. Правда, посредством одного лишь теоретич. познания невозможен никакой переход из области чувственно постигаемого мира природы в область умопостигаемого мира свободы. Однако в нашем разуме существует, по К., необходимая потребность мыслить природу так, как если бы в ней было возможно осуществление целей по законам свободы. Мы мыслим необходимость осуществления в чувств, эмпирич. мире целей, имеющих основу в мире сверхчувст- 424 КАНТ венном, умопостигаемом. Такая необходимость не есть необходимость теоретич. познания. Это лишь необходимость особой — рефлектирующей, по терминологии К.,— способности суждения. Рефлектирующая способность суждения рассматривает все разнообразие частных законов природы, как подчиненное целесообразному единству. Но источник этого единства — не человеч. рассудок. Мы мыслим это единство так, как если бы источник его был в нек-ром высшем рассудке. Мыслимая таким способом целесообразность не есть, по К., понятие теоретич. разума и не принадлежит к составу понятий науки о природе. Это только необходимая точка зрения нашей рефлектирующей способности суждения. Предметами приложения этой способности являются, по К., во-первых, произв. иск-ва, во-вторых, целесообразные черты строения естеств. организмов. Своеобразие эстетич. оценки произведений искусства состоит, по К., в том, что суждение эстетич. вкуса основывается не на понятии, а лишь на особом удовольствии, доставляемом созерцанием формы эстетич. предмета. В этом смысле эстетич. суждение субъективно и его оценка не может быть доказана. При этом, однако, эстетич. суждение высказывается нами так, как если бы выражаемая в нем оценка имела общее для всех и необходимое значение. Т. о., эстетич. суждение возвышается над простым заявлением субъективного вкуса. В эстетич. суждении произведение иск-ва (художеств, творчества) рассматривается как целесообразное, но его целесообразность не предписана художнику извне. Это — целесообразность без цели. Прекрасное нравится нам независимо от практич. интереса. Эстетика К. противоречива и ошибочна в своих принципах. Основа ее — субъективный идеализм, сводящий эстетическое к особой точке зрения или установке сознания. В теории иск-ва К. основа эта ведет к формалистич. пониманию произведений иск-ва и художеств, деятельности. Незаинтересованность художника в вопросе о реальном существовании того, что изображается им в произведении иск-ва, вела к оправданию взгляда, будто высшим видом искусства должно быть совершенно бесцельное и беспредметное иск-во (в роде арабески). Взгляд этот подчеркивал в произведении иск-ва значение формы и умалял значение содержания. Неудивительно поэтому, что впоследствии, во 2-й пол. 19 в. и в 20 в., бурж. эстетики и искусствоведы формалистич. направления подчеркивали в эстетике К. несомненную и сильную формалистическухо тенденцию. Однако в разрез с этой явной и господствующей тенденцией К. все же высшим видом иск-ва признал иск-во поэзии, возвышающееся до способности изображать идеал. Субъектом художеств, творчества, по К., является гений; гениальность в иск-ве есть способность создавать образцовые для других произведения иск-ва, не руководствуясь при этом никакими готовыми образцами, усвоенными посредством обучения. Второй областью предметов, к к-рым прилагается рефлектирующая способность суждения, являются, по К., организмы природы. Их своеобразие в том, что в качестве явлений чувств, мира и в качестве предметов научно-рассудочного познания они должны быть подводимы только под понятие механич. закономерности природы. Но в качестве предметов разума они должны быть подводимы под понятие целесообразности. Соединение этих способов рассмотрения, не доступное человеч. рассудку, допустимо для некоего высшего интеллекта, к-рый может мыслить единство механизма природы и целесообразности. Социально-политическое учение. Это учение изложено К. в «Идеях всеобщей истории» («Idee zu einer allgemeinen Geschichte in weltburgerlicher Ab- sicht», 1784»), «О вечном мире» («Zum ewigen Frieden», 1795), оно складывалось под сильным влиянием идей франц. и англ. Просвещения, в особенности под влиянием Руссо. Вслед за Руссо К. развил идею о верховной власти народа (о народном суверенитете). Однако, будучи теоретиком нем. бюргерства, К. в полном противоречии с этой идеей утверждал, будто суверенитет нар. власти на деле неосуществим и будто державная в принципе нар. воля должна оставаться в полном подчинении существующей власти. Демокра-тич. идеалу народовластия Руссо К. противопоставил идеал Гоббса — принцип неограниченных полномочий существующей верховной власти. Не только революцию, но даже рассуждения о способе происхождения верховной власти К. признал недопустимыми для народа и угрожающими гос-ву опасностью разрушения. К. не отрицал возможности известного прогресса в обществ.-политич. и правовых учреждениях, а также в этич. отношениях между людьми. Но в то же время он ошибочно полагал, будто этот прогресс возможен лишь в очень тесных границах. К. утверждал, будто человеч. род но своим исконным качествам зол и будто эти его качества врождены ему и не могут быть ни изменены, ни исправлены ни при какой смене обществ, отношений, ни при каком преобразовании политич. учреждений. Однако, сильно ограничив возможности прогресса в обществ.-политич. строе, К. вовсе не думал, будто существующее положение вещей не требует улучшения и будто оно никоим образом не может быть изменено. К. отвергал, напр., утверждение нем. крепостников, будто народ «несозрел для свободы». К. разъяснял, что при такой предпосылке свобода вообще никогда не может наступить: для нее нельзя «созреть», если предварительно не ввести людей в условия свободы. Учение К. о праве и гос-ве основывалось на формальном понимании права, но вместе с тем выходило за границы формализма. Бурж. понимание личной собственности господствует в правовых воззрениях К. Реальную основу правовых взглядов К. и их прогрессивную историч. тенденцию образует проводимое К. противопоставление бурж. «правопорядка», обусловленного правом собственности, феод, бесправию и произволу. При этом право собственности данного лица обосновывалось не только тем, что это лицо раньше всякого другого овладело известной вещью, но и тем, что оно признало равное право всех других на то, чем они раньше овладели. В учении о гос-ве понятие о совокупном владении, положенное в основу частного права, расширяется до понятия о державной соединенной воле всех лиц, образующих народ, организованный в гос-во. В правовом гос-ве каждое лицо обладает правом голоса, т. е. правом участия в общем решении, и в то же время само повинуется этому решению. Гражданская свобода, как ее понимал К., есть право лица повиноваться только тем законам, на к-рые само это лицо изъявило согласие. Понятая в этом смысле свобода должна быть неотчуждаемой принадлежностью всякого гражданина гос-ва. Столь же неотчуждаемой принадлежностью гражданина является для К. равенство всех перед законом. Идеальным состоянием общества К. признавал мир между отдельными лицами и между гос-вами. Но этот мир есть, по К., чрезвычайно далекая цель. Реальность историч. жизни — не мир, а борьба, антагонизмы между людьми. При этом К. далек от понимания социальной — классовой — обусловленности этих антагонизмов. Он видит в них необходимость, обусловленную не исторически и не социально, не борьбу классов общества, а проявление изначальной природы человека. КАНТ 425 Наблюдения К. над мучительным, полным противоречий и крайне замедленным ходом движения нем. общества от феодализма к капитализму привели его к мысли, что противоречивость историч. процесса — необходимое условие совершенствования человеч. рода. Чтобы убедиться в этом, необходимо, по К., рассматривать историю не в узких нац. рамках, а со все-мирно-историч. точки зрения. В истории действует антагонизм. Сущность его в том, что люди одновременно и склонны вступать в общество и склонны, в силу свойственного им недоброжелательства, оказывать друг другу противодействие, угрожающее обществу распадением. По К., без этого антагонизма и без связанных с ним страданий и бедствий не был бы возможен никакой прогресс, никакое развитие. Только через действие сил, к-рые кажутся источником одной лишь борьбы и вражды, возможно, по К., достижение величайшей задачи человеч. рода — всеобщего правового гражданского состояния. Параллельно с движением к достижению правового строя идет, по К., движение к изживанию войн и к наступлению мира между народами. Подобно тому как основанные на антагонизме и на корысти поступки отдельных лиц ведут в конечном счете к установлению правового общежития, так войны и антагонизмы между отдельными гос-вами и группами гос-в должны, по К., смениться в будущем состоянием вечного мира и правового порядка, гармонически регулирующего отношения между всеми гос-вами мира. Если бы в вопросе о вечном мире речь шла о моральном исправлении людей, то разрешение этого вопроса было бы, по К., чрезвычайно трудным. Но речь здесь идет не о моральном улучшении, а только о том, как следует направить поведение людей, возникающее из эгоистич. побуждений к тому, чтобы люди заставили друг друга вступить в состояние мира. Это — интерес к эконо-мич. выгоде от междунар. торговли. Преследуя свои экономич. выгоды, гос-ва могут почувствовать себя вынужденными, независимо от моральных побуждений, содействовать миру и предотвращать войну. Однако и в вопросе об установлении правового гос-ва и в вопросе о вечном мире К. отодвигал наступление предвидимого идеального состояния общества в будущее, практически беспредельно отдаленное от нынешнего состояния общества. Вопреки убеждениям К., это практически вело к оправданию и обоснованию пассивности, к примирению с действительностью совр. К. нем. общества. Этот недостаток социально-историч. мышления К. был широко использован бурж. политич. и филос. мыслью конца 19 и начала 20 вв., а также ревизионизмом. Значение Канта в истории философии. В силу своей двойственности философия К. оказывала как плодотворное влияние, указывая нем. мысли пути будущего развития, так и влияние, направлявшее философию на пути идеалистич. и метафизич. заблуждений. Положительными и плодотворными чертами учения К. были: связь философии К. с совр. ему наукой, стремление сделать логику и теорию познания средствами осознания форм и методов мышления, расширяющего науч. знание; попытка создать в учении о природе материалистическую в основе гипотезу развития солнечной системы, предваряющую диалектику; опыт исследования вопроса об источниках и формах познания, а также исследования системы категорий; возобновление мысли философов античности и Возрождения о диалектич. противоречиях разума; высокая оценка нравств. долга; взгляд на эстетику как на часть философии, снимающую противоречие между теоретич. и практич. разумом; взгляд на роль антагонизмов в историч. развитии общества; требование неустанной работы человечества над изживанием войны как средства раз Соч.: «Всеобщая естественная история и теория неба» — 1-е издание вышло анонимно в 1755 (Konigsberg—Lpz.). Затем отрывок из книги помещен Г. М. Зоммером в изданном им труде В. Гершеля (W. Herschel,t)ber den Bau des Himmels, Konigsberg, 1791). Далее последовали издания: Frankfurt—Lpz., 1797 (с исправлениями К.), Zeitz, 1798, и т. д. вплоть до В., 1955. Напечатано также в Samtliche Werke, Bd 1, 1867, в Gesammelte Schriften, Bd 1, 1910, Werke, Bd 1, 1912, в книге Kant—Laplace'sche Theorie,Lpz.,1925, S. 22—190 и др. сборниках. В 1806 в Копенгагене появился дат. пер. с издания 1797 (переводчик — С. С. Pflug). Имеются переводы на франц. (С. Wolf, P., 1886), исп. (Buenos-Aires, 1946), итал. (Roma, 1956) языки. На рус. яз. переведены осн. отрывки (см. Классические космогонические гипотезы, М.—П., 1923, с. 35—56). «К р и т и к а чистого разума» — гл. соч. критич. периода творчества К. Работа состоит из введения и двух отделов: I. Трансцендентальное учение об элементах, II. Трансцендентальное учение о методе. По своему распространению (количеству изданий на нем. и др. яз.) книга занимает первое место среди произведений К. За первым изданием (Riga, 1781) последовали: Riga, 1787 (переработанное). Переработка эта была обусловлена появлением в нем. филос. лит-ре ряда отзывов на первое издание «Критики чистого разума», в к-рых учение К. толковалось лишь как новый вариант субъективного идеализма типа Беркли. К. выбросил во 2-м издании ряд мест и ввел новые разъяснения, снабдив соответствующий раздел подзаголовком «Опровержение идеализма». Однако в действительности в разделе этом опровергается не идеализм, как таковой, а противопоставляется «трансцендентальный», или «кри- тический», идеализм самого К. «догматическому» идеализму его 426 КАНТ предшественников. Полн. изд.— Wiesbaden, 1956. В 1796 книга издана на лат. яз. в качестве 1-го тома четырехтомника Opera. Имеется большое количество англ. переводов от L. 1838 до L.—N. Y. 1956. В числе франц. изданий: v. 1—2, Р., 1943 и мн. др. На исп. яз. вышли издания: Madrid, 1883, 1928, 1934 и Buenos-Aires, 1938, 1943. Первый итал. перевод В. Ман-товани вышел в собрании Rella L. (и др.), Collezione de classici metafisici (56 tt., Pavia, 1818—26). В 20 в. на итал. яз. появилось несколько переводов (в 2 тт.), в т. ч. Torino, 1925. Существуют также голл. издания:Greningen—Amsterdam,1872; Amsterdam, 1908—09 (6 выпусков); польские: Warsz., 1904, и в 2 тт., Warsz., 1957. На чеш. яз. «Критику чистого разума» издал Ф. Крейчи (Praha, 1930). На швед. яз. имеется перевод 1922. В 1891 И. Баночи издал венг. перевод в 9-м томе журнала «Filosofiai Irok Taraban». Др. изд. вышло отдельной книгой (Budapest, 1913). В 1954 издан текст книги на иврите. В 1931—34 в Риге вышел двухтомный латыш, перевод. Рус пер. М. Владлславлева (СПБ, 1867), Н. М. Соколова (2 вып., €ПБ, 1896—97; затем СПБ, 1902) и Н. Лосского (СПБ, 1907; 2 изд., 1915). «Критика практического разума» состоит из введения, двух частей и заключения. Основной является 1-я часть—«Элементарное учение чистого практического разума» и «Диалектика чистого практического разума». Вторая часть носит название «Учение о методе чистого практического разума». Впервые книга издана в Риге в 1788. Затем последовали многочисл. издания. В 1878 в Лейпциге вышло издание К. Кербаха, недавно повторенное Р. Шмидтом (Lpz., 1956). На лат. яз. работа издана в 3-м т. четырехтомника Opera, Lipsiae, 1794—96. Есть много изданий на франц. (Р., 1848, 1956), англ. <L,— Dublin, 1874; Chicago, 1949; N. Y., 1956), исп. (Madrid, 1876, 1913; Buenos-Aires, 1939), итал. (Bari, 1909, 1955; Torino, 1924, 1933) яз. В 1911 в Варшаве издан польский перевод. На рус. яз. книгу перевели Н. Смирнов (СПБ, 1879) и Н. М. Соколов (СПБ, 1897, 2 изд., 1908). «Критика способности суждения» впервые издана В.—Libau, 1790. Затем вышли: Lpz., 1792; В., 1793 и 1799; Frankfurt-Lpz., 1794; Gratz, 1797. И. Г. Кирхман издал книгу в 1872, Б. Эрдманн — в 1880, К. Кербах — в 1878. В 1914 О. Бюк (Buek) впервые полностью опубликовал в 5-м томе издававшегося Э. Кассирером собр. соч. К. (Werke, Bd 1—11, В., 1912—23). «Первое введение к.Критике способности суждения"» («Erste В inleitung in die Kritik der Urtheils-kraft»). Затем вышли два издания в Лейпциге в 1948 и 1956 (последнее повторяет издание К. Кербаха), а также дармштадтское издание 1957. Книга неоднократно издавалась на англ. (1892 и 1931; Oxford, 1928; N. Y, 1951; Chicago, 1955), франц. (1846, 1941), исп. (Madrid, 1876, 1914 и 1933), итал. (1907 и 1937) языках. Рус. пер. Н. М. Соколова вышел в 1898. «П р о л е г о м е н ы»—соч. К., в сжатой форме излагающее сущность его философии и являющееся своеобразным введением к ней. Книга состоит из предварит, замечаний, осн. отдела и заключения. Осн. отдел распадается на 3 части, в к-рых трактуются такие вопросы: Как возможна чистая математика? Как возможно чистое естествознание? Как возможна сама природа? Как возможна метафизика вообще? и т. д. 1 изд. вышло под назв. Prolegemena zu einer jeden kunftigen Metaphysik..., Riga, 1783. В том же году появился второй оттиск этого издания. Последнее издание—Hamburg, 1957. Лат. пер. издан Г. Кунхардтом (Helmstedt, 1797) и Ф. Г. Борном — во втором томе Kants Opera, v. 1—4, Lipsiae, 1796—98. На франц. яз. имеются издания: Р., 1865; Р., 1941 (фактически 1945). На англ. язык книга переведена в 1819 Дж. Ричардсоном; за последние годы книгу издали Л. У. Бек (N. Y., 1951) и П. Г. Люкас (Manchester, 1953). Польский перевод Р. Пьонт-ковского вышел в Варшаве в 1901, чешский принадлежит Г.Забе(РгаЬа, 1916). В 1883вжурнале«РПогоПа1 Irok Taraban» вышел венг. пер.; в 1908—09 издан вместе с «Критикой чистого разума» голл. пер. (6 выпусков). В 1956 в Иерусалиме книга вышла на иврите. В России до 1917 «Пролегомены» издавались дважды в переводе В. С. Соловьева (М., 1889 и М., 1905). В 1934 вышло издание с предисловием А. Сараджева: использован перевод В. С. Соловьева, исправленный Б. А. Фохтом. Издание повторено в 1937. Существует также укр. перевод (Львов, 1930). Gesammelte Schriften, Bd 1—23, В., 1910—55; в рус. Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 4, с. 66, т. 14, т. 36 (см.Указат. имен); Плеханов Г. В., Соч., т. 8, М.—П., 1923, с. 384—403; его ж е, Критика наших критиков, там же, т. 11, М.—Л., 1928; Аксельрод (О р т о д о к с) Л. [И.], Философские очерки, 3 изд., М.—И., [1924]; Д е б о р и н А., Диалектика у Канта, в кн.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, кн. 1, М., 1924; Сережников В. К., Кант, М.—Л., 1926; Асмус В., Диалектика Канта, 2 изд., М., 1930; его же, Философия И. Канта, М., 1957; Максимов А. А., О натурфилософии Канта и Гете, «Под знаменем марксизма», 1934, № 5; его же, Немецкая классическая натурфилософия и„философия природы" Гегеля вин.: Гегель, Соч., т. 2, М.—Л.,1934, с. VIII—XXV; История философии, т. 1, М., 1957, с. 34—55 (др. см. по Именному указателю); Карапетян А., Критический анализ философии Канта, Ер., 1958; ГаланзаП. Н., Учение И. Канта о государстве и праве, М., 1960; ШашкевичП. Д., Теория познания И. Канта, М., 1960; Каменский 3. А., И. Кант в русской философии начала XIX в., «Вестн. истории мировой культуры», 1960, № 1; Соловьев Вл., Критика отвлеченных начал, М.,1880;Козлов А.А., Генезис теории пространства и времени Канта, Киев, 1884; Паульсен И., Кант, его жизнь и учение, 2 изд., СПБ, 1905; Виндельбанд В., История новой философии, т. 2, СПБ, 1905, с. 394—95 (библиогр. о Канте на рус. яз. до 1905); Ф и ш е р К., История новой философии, т. 4—5, СПБ, 1906—10; Фор лен дер К., Кант и Маркс. Очерки этического социализма, СПБ, 1909; В о г о w s-k i L. E., Darstellung des Lebens und Charakters I. Kant's, Konigsberg, 1804; Renouvier СВ., Critique de la doctrine deKant.P., 1906; С a i г d E., The critical philosophy of I.Kant, v. 1—2, 2ed.,L., 1909; Cohen H., Kants Begriindung der Ethik nebst ihren Anwendu-ngen auf Recht, Religion und Geschich-te, 2 Aufl., В., 1910; К г о п е n b e r gM.,Kant. Sein Leben und seine Lehre, 5 Aufl., Miinch., 1918; Vorlander K., Kants Weltanschauung aus seinen Werken, Darmstadt, 1919; Paulsen F., I. Kant. Sein Leben und seine Lehre, 6 Aufl., Stuttg., 1920; Cassirer E., Kants Leben und Lehre, В., 1921; его же, Das Erkenntniss-problem in der Philosophie und Wissensehaft der neueren Zeit, 3 Aufl., В., 1922—23; Kiilpe O., I. Kant. Darstellung und Wiirdigung, 5 Aufl., В., 1921; Rickert H., Kant als Philosoph der modernen Kultur, Tubingen, 1921; Simmel G., Kant, 5 Aufl., Munch., 1921; Kroner R., Von Kant bis Hegel, Bdl—2, Tubingen, 1921—24; В a u с h В., I. Kant, 3 Aufl., В.—Lpz., 1923; Baumler A., Kants Kritik der Urteilskraft, ihre Geschichte und ihre Systematik, Bd 1, Halle, 1923; Ward J., I. Kant. 1724—1804, L., 1923; К ii h-n e m a n n E., Kant, Tl 1—2, Miinch., 1923—24; G б г 1 a n d A., Kant als Friedensfreund, Lpz., [1924]; Wundt M., Kant als Metaphysiker, Stuttg., 1924; Adickes E., Kant als Naturforscher, Bd 1—2, В., 1924—25; Riehl A., Der philosophische Kritizismus, Bd 1—2, Lpz., 1924—25; Cohen H., Kants Theorie der Erfahrung,4 Aufl., В., 1925; В о u t г о u x E., La philosophie de Kant, P., 1926; W e b b С. С. J., Kant's philosophy of religion, L., 1926; D e 1 b о s V., La philosophie pratique de Kant, 2 ей., P., 1926; В a s с h V., Essai critique sur l'esthetique de Kant, P., 1927; Borries K., Kant als Politiker, Lpz., 1928; Schmalenbach H., Kants Religion, В., 1929; Heidegger M., Kant und das Problem der Metaphysik, Bonn, 1929; Ebbinghaus J., Kants Lehre vom ewigen Frieden und die Kriegsschuldfrage, Tubingen, 1929; L i t t Т., Kant und Herder als Deuter der geistigen Welt, Lpz., 1930; Przywara E., Kant heute. Eine Sichtung, Miinch., 1930; Lindsay A. D., Kant, L., 1934; Vleeschauwer H. J. d e, La deduction transcendentale dans l'oeuvre de Kant, t. 1—3, Antwerpen, 1934—37; его же, L'evolution de la pen-see kantienne, P., 1939;К а у s e r R.,Kant, W., 1935; D r a g о Del Boca S., Kant e i moralisti tedeschi: Wolf, Baumgar-ten, Crusius, Napoli, 1937; Chamberlain H. S., I. Kant, 5 Aufl., Miinch., 1938; Schilpp P. A., Kant's precritical ethics, Evanston-Chi., 1938; Knittermayer H., I. Kant, Bremen, 1939; Schilling K., Kant. Personli-chkeit und Werk, 3 Aufl., Miinch., 1942; Aliotta A., L'estetica di Kant e degli idealisti ramantici, Roma, 1942; Aebi M., Kants Begriindung der «Deutschen Philosophie», Basel, 1947; D б r i n g W. O., Das Lebenswerk I. Kants, neue Ausg., Hamb., [1947]; S с a r a v e 1 1 i L., Saggio sulla, categoria kantiana della realita, Firenze 1947; Pareyson L., L'estetica dell'idealismo, v. 1, Torino, 1949; Daval R., La metaphysique de Kant, P., 1951; Teale А. В., Kantian ethics, L., 1951; Menzer P., Kants Asthetik in ihrer Entwicklung, В., 1952; Cassirer H. W., Kant's first critique, L., [1955]; Kant und die Scholastik heute. Hrsg. v. J. B. Lotz, Pullach bei Miinch., 1955; Coninck A. de, L'analytique transcendentale de Kant, t. 1, P., 1955; С г е s-s о n A., Kant. Sa vie, son oeuvre, P., 1955; D e R u v о V., L'etica kantiana, Trani, 1955; Kroner S., Kant, Harmonds-worth, 1955; V u i 1 1 e m i n J., Physique et metaphysique kantienne, Louvain—P., 1955; Martin G., Kant's metaphysics and theory of science, Manchester, 1955; его ж е, I. Kant, 2 Aufl., Koln, 1958; Kroner R., Kant's Weltanschauung, [Chi., 1956]; Heimsoeth H., Studien zur Philosophie I Kants, Koln, 1956; The philosophy of Kant and our modern world, ed. by С W. Hendel, N. Y., [1957]; Pascal G., La pensee de Kant, [2 ed., P., 1957]; Heidemann I., Sponta-neitat und Zeitlichkeit, Koln, 1958; Wei don T. D., Kant's КАНТЕМИР 427 «Critique of pure reason», 2 ed., L., 1958; Dorpinghaus W., Der Begriff der Gesellschaft bei Kant, [KSln, 1959]. Комментарии и словари к соч. К.: КАНТЕМИР, Лнтиох Дмитриевич [10 (21) сент. 1708—31 марта (11 аир.) 1744] — рус. писатель-сатирик, распространитель филос. знаньй в России; дипломат. Род. в Константинополе, сын Д. Кантемира. Получил разностороннее образование. Принадлежал к т. н. «ученой дружине», объединявшей сторонников петровских реформ. Посол в Англии (с 1732), Франции (1738—44). За границей установил связи с Монтескье, Вольтером и др. В 9 сатирах («Сатира I. На хулящих учение. К уму своему», 1729) К. защищал науку, обличал невежество и консерватизм духовенства и дворянской аристократии. Видя в крепостнич. строе «естественное» распределение обществ, сил, К., однако, осуждал его крайние формы. Политич. и социологич. взгляды К., выражавшие идеологию служилого дворянства, своеобразно связаны с теорией естественного права и принципом «общей пользы». В 1730 К. перевел «Разговоры о множестве миров» Фонтенеля (опубл. 1740). В комментарии к переводу К. разъяснил ряд науч. и филос. понятий, заложив основы рус. филос. терминологии. «Естество» (натура), «вещество» (материя), «понятие» (идея) и др. термины были истолкованы К. в духе метафизич. материализма и сенсуализма. В комментарии приведены нек-рые историко-филос. сведения. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |