АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1 страница

Читайте также:
  1. II. Semasiology 1 страница
  2. II. Semasiology 2 страница
  3. II. Semasiology 3 страница
  4. II. Semasiology 4 страница
  5. II. Semasiology 5 страница
  6. II. Semasiology 6 страница
  7. II. Semasiology 7 страница
  8. II. Semasiology 8 страница
  9. PART TWO The Grass 1 страница
  10. PART TWO The Grass 2 страница
  11. PART TWO The Grass 3 страница
  12. PART TWO The Grass 4 страница

янв —февр.; Проблема и задача социально-научного познания, там же, 1912, кн. 2(112); Право как социальное явление, «Вопр. права», 1911, кн. 8(4); Сущность государственной вла­сти, Ярославль, 1913; Социальные науки и право, М., 1916.

Лит.: Ленин В. И., О «Вехах», Соч., 4 изд., т. 16; Исто­рия политических учений, 2 изд., М., 1960, с. 691—92; Фате­ев А. Н., Русский методолог теории права, X., 1917.

А. Поляков. Москва.

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Историография. На­чало изучения истории К. ф. в России относится к 18 в. Большой вклад в науку внесли работы А. Леонтье­ва, в к-рых содержатся первые переводы филос. трак­татов («Чжун-Юн» — «Учение о середине и постоян­стве», «Да сюэ» — «Великая наука»). В конце 18 в. появилась работа «Опыт древних китайцев филосо­фии о нравоучении и правлении», в к-рой излагались принципы конфуцианства. Более широкое изучение истории К. ф. начинается с 19 в. Появляется целый ряд оригинальных исследований рус. китаеведов, посвященных различным проблемам истории духов­ной жизни Китая (напр., сочинения О. Ковалевского, Н. Зоммера). Зоммер дал подробное изложение фило­софии эпохи Сун, осуществил анализ гл. принципов неоконфуцианства, подверг резкой критике соч. зап. синологов — Куплета, Ноэля, Дюгальда, Амиота. В 1832 рус. китаевед И. Бичурин опубликовал пере­воды двух трактатов основоположника неоконфуциан­ства Чжоу Дунь-и «Туншу» и «Тай цзи ту шо». Его перевод конфуцианского «Четверокнижия», к сожа­лению, не был опубликован и сохранился в руко­писи. Изучением истории буддизма и религии в Китае занимался В. П. Васильев. Истории религии в Китае посвящены также работы С. Георгиевского: «Мифи­ческие воззрения и мифы китайцев» (1892) и «Прин­ципы жизни Китая» (1888). Изучение философии буд­дизма было продолжено в трудах О. О. Розенберга и Ф. И. Щербатского. В истории изучения К. ф. видное место принадлежит переводам П. С. Попова филос. трактатов «Мэн-цзы» (1904) и «Лунь юй» (1910).

В сов. время проблемам К. ф. посвящены труды акад. В. М. Алексеева «Учение Конфуция в китай­ском синтезе» (журн. «Восток», 1923, № 3), «Утопиче­ский монизм и „китайские церемонии" в трактатах Су Сюня (XI в.)» (1945), Ю. К. Шуцкого «Исследова­ние о даоском трактате „Ле-цзы"» (1928). Шуцкому принадлежат исследование и перевод одного из труд­нейших памятников филос. мысли Китая — «Книги перемен» («И цзин», рус. пер. 1960). Крупнейший сов. специалист по истории К. ф. А. А. Петров занимался изучением отд. проблем (исследование о взглядах Ван Б и, Ван Чу на, Ян Чжу),& также написал краткий очерк развития филос. мысли в Китае. В его работах исполь­зуется большой фактич. материал. Сов. ученые, про­должая лучшие традиции рус. китаеведения, внесли новый вклад в науку, положив в основу изучения К. ф. метод диалектич. материализма. В сов. науке большое внимание уделяется публикации памятников филос. наследия Китая. К ним принадлежат переводы и ис­следования акад. Н. И. Конрада о трактатах «Сунь-цзы» и «У-цзы», о кит. ср.-век. мыслителе Хань Юе. Среди отд. монографич. исследований по К. ф. боль­шое значение имеет работа Ян Хии-шуна о мировоз­зрении Лао-цзы и книга Я. Б. Радуль-Затуловского «Конфуцианство и его распространение в Японии» (1947). Сов. работы по истории К. ф. сыграли боль­шую роль в изучении богатого культурного наследия Китая.

На Западе история изучения К. ф. открывается ис­следованиями и переводами миссионеров. В 17—18 вв. сведения миссионеров были единств, источником для знакомства с историей развития филос.мысли в Китае. Для работ и переводов миссионеров в большинстве случаев характерна ярко выраженная тенденциоз­ность, что, естественно, приводило к искажению ори­гиналов произведений и извращению учений кит. мыс-


лителей. В филос. трактатах Китая миссионеры пыта­лись выискать христ. идеи, не останавливаясь порой и перед прямой фальсификацией памятников. В 18 в. появилось неск. обобщающих работ по истории К. ф.: исследование П. Ноэля (2 тт., Прага, 1711, на лат. языке), работы Бюлингера (Франкфурт, 1724) и Гине (Париж, 1777). Зап. исследователи много внимания уделяли вопросам истории религии в Ки­тае. Этой теме посвящены многочисл. фундаменталь­ные исследования 19 в. (Плат, Эдкинс, Арлез, Легг, Штраус, Грот и др.)- Большой заслугой зап. сино­логии является широко проводимая работа по пере­воду первоисточников и памятников К. ф. В этой об­ласти большая роль принадлежит Леггу, к-рый пере­вел осн. произведения классич. конфуцианства, а также ряд памятников даоской мысли. Переводами даоских памятников занимались также Жюльен, Штраус, Уэйли, Вильхельм. Переводы отд. памятни­ков по истории К. ф. выполнены А. Форке (трактат «Мо-цзы», 1922, трактат Ван Чуна «Критические рас­суждения»), Дабсом («Сюньцзы», 1928), Вильхельмом («Люйши чуньцю», 1928), Морганом («Хуай Наньц-зы», 1934), Дайвендаком («Шан-цзюнь шу», 1928) и т. д.

Обобщающие работы по К. ф., как правило, стра­дают рядом существ, недостатков. На англ. языке до сих пор не опубликовано общей истории К. ф., за исключением перевода с кит. языка Д. Бодде двух­томной работы Фын Ю-ланя. Работа же Хьюза, посвященная классич. периоду К. ф., является всего лишь хрестоматией к отд. разделам. На нем. языке имеются общие работы Краузе, Хакмана, Вильхельма, Ценкера, Форке. Ценкер в своем исследовании под­ходит к К. ф. с позиций неокантианства. В трехтом­ном труде А. Форке, содержащем большой фактич. материал, эклектически смешиваются осн. направле­ния в истории К. ф. Много внимания филос. мысли Китая уделяется в работах Гране, Масперо, Виже, Крила, Нидема, Грэхема и др.

Периодизация истории китайской философии. Во­прос о периодизации истории К. ф. тесно связан с вопро­сом о периодизации гражданской истории. Большин­ство кит. исследователей подразделяет весь процесс развития филос. мысли в Китае на четыре больших этапа: 1) древний период (до эпохи Цинь),2) средне­вековый период (от эпохи Хань до сер. 19 в.), 3) новый период (от сер. 19 в. до «движения 4 мая» 1919), 4) новейший период (с 1919 по наст, время). Однако в науч. разработке проблемы периодизации К. ф. еще не существует единого мнения.

Китай — страна древней цивилизации и богатого филос. наследия. История филос. мысли Древнего Китая восходит к началу 1-го тысячелетия до н. э. Естественно, что многие из древнейших представле­ний о мире были неразрывно связаны с религ. воз­зрениями. Однако длит, процесс становления и разви­тия первых естеств.-науч. взглядов проходил в оже-сточ. борьбе за освобождение от религ.-мистич. на­слоений. Накопление первых естеств.-науч. знаний и опыта привело к возникновению наивно-материа-листич. представлений. Уже в глубокой древности, в период Чуньцю (8—5 вв. до н. э.), были вы­сказаны отд. положения учения о пяти первоэле­ментах природы. В древнейших памятниках «Го юй» и «Цзо чжуань» пять первооснов — вода, огонь, металл, дерево, земля—объявлялись источником всех вещей. Одновременно складывалось учение о двух противоположных силах (инъ и ян), воз­действием к-рых объяснялись движение и измен­чивость в природе. Полярные силы инь и ян символи­зировали взаимодействие света и тьмы, мужского и женского начал в природе. Большим достижением др.-кит. философии следует считать постановку и раз-


КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 515


работку проблемы об «изменениях и переменах» в при­роде. Для истории др.-кит. философии характерным является создание широких филос. схем, в к-рых наи­большее значение придавалось объяснению нравств., этич. природы человека. Меньшее внимание было обращено на натурфилос. концепции, к-рые характе­ризуются слабым привлечением эмпирич. материала и недостаточным анализом отд. частных проблем.

Оформление разнообразных течений и школ К. ф. относится к эпохе Чжаньго (5—3 вв. до н. э.), при к-рой происходят глубокие изменения в кит. обществе. Резкое обострение классовых противоречий нашло выражение и в идеологи, борьбе мн. школ и направ­лений др.-кит. общества. Онтология даосизма, раз­работка гносеологич. проблем последователями уче­ния Мо-цзы, решение вопроса о соотношении понятия и реальности школой логиков (минцзя), широкое рас­пространение учения о полярных силах инь и ян и пяти первоэлементах природы, этико-политич. поло­жения раннего конфуцианства, развитие школой законников (фацзя) учения о гос-ве и праве — все это нашло свое выражение в филос. трактатах этого пе­риода. В вопросах натурфилософии ожесточ. борьба развернулась вокруг представлений о дао — путь, дэ — проявление дао, как сущности вещей, ци — первома-терия, о первоэлементах природы. Широкое распро­странение получило учение об относительности раз­личий явлений и вещей, проблема тождества (ХуэйШ и, Тянь Пянь, Чжуан-цзы). В области этики и морали внимание уделялось учению о сущности человека. По этим проблемам шла острая борьба между пред­ставителями материалистич. и идеалистич. направ­лений.

В эпоху Хань было широко распространено уче­ние о пяти первоэлементах и полярных силах инь и ян. Оно было основой многочисл. натурфилос. и кос-могонич. построений. Характерным для данного пе­риода является развитие мистич. учений. В 1—2 вв. н. э. мистифицируется даосизм, к-рый в дальнейшем оформился в религ. систему. Приобретало окраску религ. вероучения также и конфуцианство. В это время в борьбе между материализмом и идеализмом первостепенное значение приобретает вопрос о сущ­ности «неба» и «земли». Во 2-й пол. периода Хань центр, вопросом борьбы материализма и идеализма становится проблема соотношения бытия и небытия. В этот период в процессе взаимовлияния и синтеза даоских и конфуцианских концепций получают раз­витие представления об изначальном (юань), церво-материи (ци или юань-ци), сокровенном (сюань), дао (путь) и других первоосновах бытия.

Под мощным натиском крупных крест, восстаний пала династия Хань. За этим последовал длит, период раздробленности и междоусобной борьбы. К тому вре­мени относится начало распространения буддизма в Китае. Ведущими течениями кит. мысли становятся конфуцианство, даосизм и буддизм. Идеалистич. направление в конфуцианстве в этот период было представлено учениями Хэ Аня и Ван Би. Последний находился под сильным влиянием даосизма, особенно учения Лао-цзы. 5—6 века были периодом господства буддийской мистики. Развернулась активная работа по переводу обширной буддийской лит-ры. Распро­странение буддизма в Китае сопровождалось широким использованием даоской и конфуцианской термино­логии. Буддизм активно приспосабливался к кит. действительности. Борьба развернулась вокруг буд­дийской теории о нереальности, несуществовании, вокруг проблем соотношения сущности и явления, бы­тия и небытия, тела и души. Так мистич. учение буд­дизма проповедовало идею бессмертия души, а материа­листы— Хэ Чэнь-тяыь (370—447), Фанъ Чжэнъ (450— 515) и др. развивали учение об уничтожимости духа.


При династии Тан (7—10 вв.) наиболее распрост­раненным учением был буддизм. Происходит оформле­ние многочисл. буддийских религ. сект. Борьба про­тив буддийского идеализма шла в основном под фла­гом конфуцианства и даосизма. Особенно характер­ным для этого периода является широкое взаимовлия­ние и взаимодействие осн. положений трех основных направлений филос. мысли Китая — конфуцианства, даосизма, буддизма. Эпоха Сун (10—13 вв.) была пе­риодом блестящего расцвета филос. мысли Китая. Подъем филос. мысли был связан с большими политич. и экономич. сдвигами в жизни Китая. Заимствуя идеи буддизма и даосизма дальнейшее развитие получило конфуцианское учение. Под этико-политич. учение древнего конфуцианства была подведена метафизич. основа. Много внимания уделялось проблемам кос­могонии. Спекулятивные построения сунской школы получили у европ. синологов название неоконфуциан­ства. Конфуцианство окончательно превращается в чисто схоластич. учение. Оформлению конфуциан­ской догматики во многом способствовала коммента­торская деятельность Кун Ин-да. В борьбе с буддиз­мом сложилось учение Хань Юя (768—824) и его уче­ника Ли Ао, выступавших в защиту конфуцианства против схоластики.

Центр, проблемой борьбы различных филос. школ и направлений являлся вопрос о соотношении идеаль­ного начала ли (закон) и материального начала ци (первоматерия). В онтологии и натурфилософии мыслителей эпохи Сун получили разработку также представления о синь (разум), тайцзи (Великий пре­дел), тайхэ (Великая гармония), взаимодействии кос­мических, полярных сил инь и ян и пяти первоэле­ментах природы.

Ранние представители неоконфуцианства (Чжоу Дунь-и, Шао Юн, Чжан Цзай) нек-рые филос. вопросы решали с позиций материализма. Идеалистич. направ­ление в неоконфуцианстве представлено братьями Чэн Хао и Чэн И. В своем учении они подчеркивали примат идеального начала ли (закон) — вечного и неуничтожаемого принципа Вселенной. В развитии и обобщении неоконфуцианских построений видное ме­сто принадлежит Чжу Си. Отвечая на вопрос о взаи­моотношении ли и ци, Чжу Си в конечном счете при­знал ли первичным началом, а ци—вторичным. Ли­ния субъективного идеализма в неоконфуцианстве представлена именами Лу Цзю-юаня (Лу Сян-шаня) с его тезисом: «мир есть мой разум, а мой разум есть мир» и Ван Шоу-жэня (Ван Ян-мина) с его учением о врожденном знании и тезисе о том, что «вне разума нет ли» и «вне разума нет вещей». В опровержениях неоконфуцианского идеализма оформлялись и разви­вались материалистич. учения Чэн Ляна, Е Ши, Ло Цинь-шуня, Ван Тин-сяна.

Большую роль в борьбе с ортодоксальной школой неоконфуцианства сыграло учение прогрессивного мыслителя Ли Чжи (1527—1602).

При династии Цин (1644—1911) на первый план вы­двигается конфуцианское учение в трактовке Чжу Си. Его интерпретация сущности конфуцианства призна­валась основой официальной системы образования. Получает свое дальнейшее развитие проблема соот­ношения ли и ци. Эта проблема находит материали­стич. решение у Ван Фу-чжи (1619—92) и Дай Чжэня (1723—77).

Опиумная война 1840 явилась началом иностр. проникновения в Китай. Китай вступил в период но­вой истории. На гнет феодалов и иностр. агрессию кит. народ ответил мощным крест, восстанием — тайнин­ским движением. В ходе движения возникли и сыг~ рали большую роль утопич. идеи социального пере­устройства общества. В дальнейшем, когда Китай превратился в полуколониальную страну, лучший


516 КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


традиции и материалистич. идеи в К. ф. использова­лись рядом прогрессивных мыслителей (Тань Сы-тун, Сун Ят-сен и др.) для решения задач освобождения родины. С начала «движения 4 мая» начался новей­ший период в развитии обществ.-политич. и филос. мысли Китая,когда ведущим идейным оружием в борь­бе за нац. независимость становится марксизм-ленинизм, к к-рому обратились кит. революционеры под влиянием победы Великой Окт. социалистич. ре­волюции. После образования Китайской Народной Республики философия марксизма-ленинизма заняла господств, положение в стране и превратилась в мо­гучую силу в борьбе за социалистич. преобразования Китая.

Основные проблемы в истории развития китайской философии до 19 в. Оитологияи натурфи­лософия. Одной из особенностей онтологич. и натурфилос. систем в К. ф. является почти полное отсутствие мифологич. окраски. Весьма характерна для онтологич. построений мн. кит. мыслителей идея изменчивости мира, к-рый рассматривался в процессе постоянного становления и развития. Эта идея после­довательно проводится уже в ранних высказываниях и комментариях одного из древнейших памятников кит. филос. мысли — «Книге перемен» («И цзип»). В поисках объяснения этой изменчивости сложились две линии, два осн. подхода в кит. натурфилософии. Один из них нашел свое выражение в своеобразном детерминизме учения о «небесной судьбе» (начиная с Конфуция) и «небесной воле» (особенно у Мо-цзы и ранних моистов), другой, более распространенный, связан с натуралистич. подходом к объяснению при­чин изменчивости, при к-ром эти причины выводились из самой природы (наиболее ярким представителем является Ван Чун). По вопросу о бесконечности мира в К. ф. существовали разнообразные концепции, напр. утверждения раннего даосизма о начале и конце мира, с одной стороны, и высказывания Ван Фу-чжи о бесконечности реальной действительности—с другой.

Кит. мыслители проявляли глубокий интерес к про­блеме единства мира. Они стремились найти и дать объяснение основам сущности окружающей человека действительности. Это получило отражение в осн. по­нятиях онтологич. и натурфилос. учений. Одной из гл. онтологич. категорий является понятие тянь (небо). Первоначально это понятие было связано идеей шанди (верховного владыки) и выражало, т. о., пред­ставление о персонифицированной, божеств, силе. К периоду Чуньцю и Чжаньго складывается учение о тянь как безличной, высшей, сознательно дейст­вующей силе. Такое понимание тянь особенно ха­рактерно для конфуцианского учения. Особенностью первых филос. систем (напр., учения Конфуция и Мо-цзы) являлась их связь с религ. представлениями. Они широко использовали идею о наказующей и воз­награждающей «воле неба». В своем учении Конфу­ций и Мо-цзы исходили из признания существования высшей, небесной силы. Под более сильным влиянием религ. мировоззрения находилось учение Мо-цзы, в к-ром особая роль отводилась «воле неба». Сущест­вовало и противоположное объяснение понятия тянь. Оно употреблялось для выражения определения всей совокупности естеств. явлений и вещей, т. е. при­роды. В таком значении понятие тянь характерно для материалистич. учений Сюнь-цзы, Ван Чуна и др. Многие представители конфуцианской школы исхо­дили из двойной характеристики понятия тянь, с одной стороны, как высшей целенаправляющей си­лы, и с другой — как неотъемлемой части природы. Именно поэтому конфуцианству очень часто присуща сильная окраска натурализма (напр., учение Дун Чжун-шу). Представления о тянь получают более аб­страктное содержание в онтологич. схемах мыслителей


эпохи Сун. Они отождествляли тянь с идеей ли (за­кон), тайсюй (Великая пустота). На протяжении всей истории К. ф. вокруг учения о тянь шла ожесточ. борьба представителей материалистич. и идеалистич. подхода к объяснению мира.

Неменьшую роль в К. ф. сыграло учение о дао (путь) и дэ (проявление). Это учение разрабатывали пе только представители даосизма, но и мыслители др. школ и направлений. Однако к проблемам объяс­нения природы большой интерес проявляли прежде всего последователи даоской школы. В трактате «Дао-дэцзин» (4—3 вв. до н. э.), автором к-рого по традиции называют Лао-цзы, изложены осн. положения уче­ния о дао. Однако лаконичность, недостаточная яс­ность и нек-рая противоречивость отд. положений в трактате «Даодэцзин» явились причиной того.что в истории К. ф. учение Лао-цзы о дао использовалось представителями как материалистич., так и идеа­листич. направлений. У первых понятие дао трак­туется как естеств. закон природы, независимый от воли верховного божества, а последние рассматри­вают дао как надмировой абсолют, к-рый лишь в сфере дэ, или проявлений, выступает как естеств. законо­мерность процесса возникновения и развития всего сущего.

В учении Чжуан Чжоу (Чжуан-цзы) дается диалек-тич. трактовка понятия дао, к-рое определяется как абс. единство противоречий. Для Чжуан-цзы дао — источник возникновения всех явлений и вещей. «[Обла­дающее] формой без дао не рождается, а родившись без дэ, не проявляется». Чжуан Чжоу также четко определяет понятие дэ — как другой важнейший тер­мин даоских построений. Он говорит: «То, что вещи по­лучают с рождения, названо дэ». В трактате «Хуай Нань-цзы» в учении о дао развиваются осн. положе­ния Лао-цзы и Чжуан-цзы. Согласно трактату, все вещи и явления в мире развиваются по законам, свой­ственным самой природе, однако материалистич. пред­ставления трактата не свободны от элементов мистики. Конфуцианская трактовка дао наиболее ярко пред­ставлена в мировоззрении ханьского мыслителя Дун Чжун-шу (2 в. до н. э.). В его теологич. учении сильны элементы натурализма. Представления о по­нятии небо (тянь) как высшей целенаправляющей силе, о дао и взаимодействии инь-ян и пяти перво­элементов природы Дун Чжун-шу соединил с этико-политич. положениями конфуцианства. В эпоху Хань учение о дао было связано с представлениями о ци (или юаньци — первоматерия). Идея связи дао и ци высказывалась еще мыслителями эпохи Чжаньго, однако свое более последовательное воплощение она нашла в трактате «Хуай Нань-цзы» и особенно в трак­тате Ван Фу «Цзянь-фу-лунь». Ван Фу (85—162) рас­сматривал дао как основу ци, а последнее в своем само­движении и самоизменении, начиная с первосостоя-пия хаоса, обазует все вещи и явления. Мыслители эпохи Сун использовали понятие дао в трех осн. зна­чениях: как определение естеств. закономерности при­роды, связывая дао с учением о Великом пределе (тайцзи); как выражение абс. закона, приравнивая дао к ли (закон, принцип), и, наконец, как воплоще­ние синь — разума. Последняя трактовка, несомненно, обнаруживает влияние буддийских концепций. Пер­вое значение наиболее характерно для ранних пред­ставителей сунского неоконфуцианства, второе — представлено в учениях Чэн И и Чэн Хао, особенно Чжу Си, третье значение развивали субъективные идеалисты Лу Цзю-юань и Ван Шоу-жэнь (Ван Яи-мин).

В целом можно выделить две линии в подходе к уче­нию о дао. С одной стороны, существуют конфуциан­ские представления о дао как этич. пути человека, как воплощение этич. закона, с другой стороны —


КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 517


даоские концепции о дао как естеств. законе и как о надмировом абсолюте, к-рый находит свое выраже­ние в мире вещей и явлений через посредство дэ (проявление).

Одним из осн. понятий онтологич. и натурфилос. схем является тайцзи (Великий предел). Впервые оно встречается в комментарии «Си-цы-чжуань», входящем в состав «Книгиперемен» («Ицзин»).В нем сказано,что в переменах существует Великий предел. Последний выступает как начальный этап и причина возникнове­ния и развития всех явлений и вещей. Постоянный процесс возникновения основан на взаимодействии полярных сил инь и ян, что определяется как дао — путь. Очень близок к тайцзи по своему значению тер­мин тайи — Великое единство. Объяснение тайи при­водится в сочинении «Люй-ши Чуньцю»: «Великое единство образует небо и землю, действует посред­ством сил инь и ян, а изменения создает в процессе смены четырех времен года». Понятие тайцзи зани­мает ведущее место в построениях сунской школы фи­лософии. Так, напр., Чжоу Душ.-и (1017—73) в своем произведении «Тай цзи ту шо» («Объяснение плана Ве­ликого предела») показывает процесс развития ми­ра. Первоначально мир находился в состоянии хаоса, или беспредельного Великого предела. Самодвижение Великого предела через связи инь-ян и пяти первоэле­ментов приводит к возникновению и развитию всего многообразия действительности. Идеалистич. трак­товка тайцзи дана в учении Чжу Си (ИЗО—1200). Он отождествлял тайцзи с абс. законом — ли. Исто­рии К. ф. известна и своеобразная попытка синтеза представлений о тайцзи и дао. Она нашла свое выра­жение в учении Ян Сюна (53 до п. э.— 18 н. э.) о Великом сокровенном. Ян Сюн объединил построе­ния «Книги перемен» с принципами учения даосизма,

В период Чжаньго (5—3 вв. до н. э.) сложилась школа т. н. натурфилософов (иньянцзя).Согласно пред­ставлениям этой школы, мир образуется из материаль­ного начала ци, или юаньци (первоматерия), легкая и чистая часть к-рой поднимается вверх и образует небо, а тяжелая и мутная часть опускается и создает землю. Первая называется ян-ци, вторая — инь-ци. Кроме того, существует также пять ци, или пять пер­воэлементов (т. н. пять стихий) — вода, огонь, дерево, металл, земля. Расцвет и гибель инь-ян и пяти первоэлементов проходят в смене четырех времен года. Эта натурфилос. теория, в к-рой инь-ян и пять пер­воэлементов выступают одновременно как полуфизич, и полуметафизич. категории, оказала исключительное воздействие на развитие К. ф. мысли. Она широко использовалась даосизмом, конфуцианством и час­тично буддизмом. Учение об инь-ян и пяти стихиях нашло разнообразное применение в разработке тео-ретич. основ кит. медицины, химии, музыки и т. д.

Несколько иная характеристика понятий инь-ян дана в «Книге перемен» («И цзин»), где их выражением объявляются твердое и мягкое, светлое и темное. В более ранний период (8—5 вв. до н. э.) были рас­пространены взгляды о силах инь-ян как символах взаимодействия мужского и женского начал в при­роде. В процессе развития К. ф. понятия ян и инь все более становились выражением крайних противо­положностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и лу­ны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного и т. д. Исключительно абстрактное значение инь-ян получили в спекулятивных схемах неоконфуцианства. В нем указанные представления об инь-ян и пяти стихиях были оформлены в учении о ли (абс. закон). Осн. вопросом учения о ли явился вопрос о соотношении ли и ци, о характере их связи. Представители идеалистич. направления на первый план выдвигали ли (Чэн И, Чэн Хао, Чжу Си), сто­ронники материалистич. объяснения мира основой


считали ци (Чэн Лян, Е Ши, Фан И-чжи, Ван Тин-сян, Ван Фу-чжи, Дай Чжэнь). Представители субъектив­ного идеализма, напр. Лу Цзю-юань (1139—92) и Ван Ян-мин (1472—1528), гл. понятием своего учения объявляли синь (разум), что несомненно явилось результатом влияния учения буддийской сек­ты Чань о роли мистич. созерцания.

Одним из узловых вопросов истории К. ф. является проблема соотношения бытия и небытия. Первая по­становка этой проблемы принадлежит Лао-цзы, к-рый говорил, что «в мире все вещи рождаются в бытие, а бытие рождается в небытие». Др. представитель дао­сизма — Чжуан-цзы, утверждал, что бытие можно на­звать небытием, и наоборот. Особую остроту данная проблема приобрела в период 2—4 вв. Хэ Ань (193— 249) и Ван Би (226—249) основой мира считали не­бытие. Противоположного мнения придерживался Го Сян (252—312). Активное участие в споре о бытии и небытии приняли буддийские мыслители. Так, напр., буддийская школа мадхт.ямика (2 в.) утверж­дала, что мир вещей выступает как проявление со­знания, и провозглашала идентичность «Я» (атман) с ничто, с небытием. Другая буддийская секта Ава-тамсака (Хуаяпь цзун) (6—7 вв.) развивала учение о двух мирах — мире явлений и вещей и мире высшего бытия и принципов. Причем самостоятельность и ре­альность первого отвергалась и ставилась в зависи­мость от второго. Мыслители эпохи Сун также ин­тересовались проблемой соотношения бытия и небы­тия. Наиболее характерной является точка зрении Чэн Хао, к-рый утверждал: «Если говорить, что су­ществует небытие, то излишне слово существует, а если говорить, что не существует небытие, то излиш­не слово не существует. Бытие и небытие тождественно движению и покою».

При всем многообразии систем объяснения окружаю­щего человека мира история К. ф. остается историей борьбы двух осн. направлений — материализма и идеализма. С течением времени, в зависимости от изменений классовых и социальных целей, менялись формы решения осн. вопроса философии, видоизме­нялась борьба материализма и идеализма, но она никогда не прекращалась. В периоды Чжаньго и Хань осн. вопрос философии решался вокруг проб­лемы о дао (путь) и тянь (небо). В период Троецар-ствия и далее вплоть до 10 в. гл. значение приобре­тают вопросы о соотношении тела и души, сущности и явления, бытия и небытия. В период с 10 по 19 вв. на первый план выдвигалась проблема соотношения и связи идеального начала ли и материального ци. В решении этих вопросов К. ф. имеет длительную бо­гатую, непрерывно развивающуюся материалистич. традицию. В этом также заключается одна из осо­бенностей истории К. ф.

Гносеология. Вопросам теории познания кит. мыслители уделяли меньшее внимание, чем проб­лемам натурфилософии. Гносеологич. вопросы, как правило, решались вместе и в связи с этико-политич. проблемами. Свидетельством является уже тот факт, что в истории К. ф. отсутствует термин, соответ­ствующий познанию. Понятие чжи одновременно оз­начало и познание и знание. В др.-кит. философии за рацион, познание выступали Лао-цзы и Мэн-цзы, к-рые отрицательно высказывались о роли чувств в процессе познания. Чжуан-цзы выразил сомнение в возможности познания, подчеркивал огранич. ха­рактер познават. способностей людей. Больше вни­мания гносеологич. проблемам уделяли последова­тели Мо-цзы. Они говорили, что возможность позна­ния мира осуществляется тремя путями: чувствами, разумом и посредством личного опыта. В материали­стич. учении Сюнь-цзы также подчеркивалась роль чувств, восприятий в процессе познания. Одновре-


518 КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


менно Сюнь-цзы указывал, что обработка чувств, вос­приятий разумом приводит к достижению достовер­ного знания. О значении опыта в познании говорится в материалистич. и атеистич. учении Ван Чуна. В эпоху Сун основой мн. гносеологич. высказываний являлось положение о достижении знания из трактата «Да сюэ» («Великая наука»), к-рое связывалось с принципом чэнь (истина) — идеальной сущностью явлений и вещей. Гносеология неоконфуцианства по­лучила яркое выражение в системе эмпирич. рациона­лизма Чжу Си. Видное место в решении гносеоло­гич. проблем принадлежит учению об интуитивном, врожденном знании у Лу Цзю-юаня и особенно у Ван Шоу-жэня. Против последнего учения выступил Ван Фу-чжи, к-рый материалистически подошел к во­просу познания объективного мира. Он отрицал утверждения об ограниченности человеч. познания.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)