|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИСЛАМ—ИСПАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 14 страницаЛит.: Brockelmann С, Geschichte der arabischen Litteratur, Suppl.— Bd 2, Leiden, 1938, S. 759. 3. Левин. Москва. ИСЧИСЛЕНИЕ — обладающий определенными свойствами аппарат правил оперирования со знаками, используемый при эффективном решении задач (получении искомого результата) или при доказательстве (соответственно—опровержении) предложений, выразимых с помощью этих знаков (на «языке» данного И.). Уже с самого начала своего развития (напр., у древних египтян и вавилонян в 4—2 тысячелетиях до н. э.) математика строилась прежде всего как И. В совр. школе также начинают изучение математики с нумерации и четырех действий арифметики, т. е. с правил, относящихся к оперированию со знаками (цифрами). Jlirnib в Древней Греции математика впервые была построена в виде аксиоматич. теории («Начала» Эвклида). Наряду с этой теорией продолжала, однако, существо-Вихь и арифметика, строящаяся как И. Такая арифметика называлась логистикой. Нек-рые общие черты математических И., обусловливающие их точность и строгость и основанные на том, что математические знаки суть достаточно жесткие, легко опознаваемые (различаемые и отождествляемые) конструктивные объекты и что правила оперирования с ними также носят конструктивный (проверяемый) характер, подметил еще Лейбниц, к-рый и хотел поэтому построить логику в виде И., оперирующего, как он сам говорил, со «словами» нек-рого искусств, «языка» или, для начала, использующего «другой, менее красииый путь», к-рый «состоит в том, что, но примеру математикой, пользуются буквами, удобными для того, чтобы фиксировать наш дух, и в том, что присовокупляют доказательство в числах», т. е. пользуются ари{шетизиронаш1ой, как говорят теперь, ф>рмой логич. И. «Я заметил, что причина того, почему мы, за пределами математики, так легко ошибаемся, между тем как геометры столь счастливы в их выводах, состоит лишь в том, что в геометрии и других частях абстоактной математики можно осуществлять поиски доказательства или проводить последовательные доказательства, сводя все к числам,— н притом не только для заключительного предложена, но и в каждый момент и на каждом шагу, который делают, исходя из посылок» (цит. по кн: L e i и и i z G. W., Fragmenle zur Los*ik, В., 1960, S. 16—17). В физике же, продолжает Лейбниц, опыт может опровергнуть заключит, результат длинной цепочки рассуждений, но не укажет, где именно в этой цепочке была ошибка. Однако идея Лейбница, полагавшего, что «единственное средство улучшить наши умозаключения состоит в том, чтобы сделать их столь же наглядными, как умозаключения математиков, так, чтобы можно было глазами найти свою ошибку и, когда возникают споры между людьми, достаточно было сказать: „Посчитаем!"..., чтобы [стало ясно, как] увидеть, кто прав» (там же, S. 16), оказалась осуществимой полностью лишь в малоинтересных случаях И., для к-рых разрешима разрешения проблема. В этой связи интересна заметка Энгельса из подготовит, работ к «Анти-Дюрингу» (1876), в к-рой он противополагает (обычным) неточным логич. умозаключениям («сколь многие из них оказываются ошибочными!») математич. действия, «допускающие материальное доказательство, проверку,—• так как они основаны на непосредственном материальном созерцании, хотя и абстрактном», почему им и «свойственна положительная достоверность» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 631). Уже Лейбниц подчеркивал также преимущества построения логики в виде И., обусловленные индуктивным характером последнего,— тем обстоятельством, что из небольшого числа исходных мыслей получается по порядку бесконечное множество др. мыслей. «Так из немногих чисел, взятых от единицы до десяти, могут быть выведены по порядку все остальные числа» («Fragmente zur Lo-gik», В., 1960, S. 24). Однако до последнего времени термин «И.» употреблялся в математике и логике без строгого общего определения. Математики создали дифференциальное и интегральное И., исчисление конечных разностей, вариационное, операционное и мн. др. И. В математич. логике были построены различные И. высказываний, И. классов, предикатов, задач, естеств. вывода, секвенций, строгой импликации, модальностей и мн. др. Потребность в общей теории И. возникла, однако, совсем недавно. В 1943 амер. ученый Э. Пост построил свою теорию «продукций», или «канонических исчислений». В 1955 в кн. «Введение в оперативную логику и математику» нем. математик и логик Лоренцев построил общую теорию И. как «оперативную логику». Развитию предложенного Лоренценом общего определения И. посвящена работа амер. логика Керри «Исчисления и формальные системы» (1958). Широкое общее определение дедуктивного И. в терминах алгоритмов или частично рекупсивных функций принадлежит В. А. Успенскому (1953). Определение И. (модификация определения Лоренцена, см. P. Lorenzen, Eiiifiih-rung in die operative Lo<?ik uud Malhemalik, B.— Gott.—Hdlb., 1955, T. 1 — Logik): 388 ИСЧИСЛЕНИЕ Исчисление Я задается: а) алфавитом St его знаков, из к-рых будут составляться строчки, или «слова в алфавите 91»; б) начальными словами И.; в) правилами, позволяющими выводить слова из уже полученных (выведенных) слов (напр., из начальных, полученного из начальных на след. шаге, и т. д.). Алфавит здесь предполагается конечным. Начальные слова И. могут задаваться как непосредственно (списком), так и с помощью «формул», т. е. слов или строчек, в к-рых, помимо букв из алфавита 91, могут встречаться содержательные переменные, на место к-рых можно подставлять слова в алфавите 21. Такой список или «формула» наз. «начальным правилом» и обозначается n«i< (l^i<"i где "—число начальных правил). Правила вывода также формулируются с помощью «формул», т. е. слов в алфавите ttUS. представляющем собой объединение алфавита Щ с алфавитом J содержательных переменных (содержательных, т. е. рассматриваемых как принадлежащие к обычному языку, на к-ром мы и разговариваем об исчислении Я). Эти правила имеют вид: nk:A[k), Агк\..., А{пк)->■ A<k\ (п=э=1), где Яд. -v имя правила (к — его номер); Af \...,.., А^>А(Ь) — слова (непустые) в алфавите 91 U ЭЕ; стрелка читается содержательно: как союз «если..., то» или как глагол «влечет» («влекут»). Если в результате подстановки к.-л. слов (в т. ч. и пустых) на место содержательных переменных в «формулы» А^к\......, А^ получаются уже выведенные (ранее) слова, то слово, полученное при этой же подстановке из «формулы» А^\ также считается выведенным, и притом по правилу nk. Цепочка слов, в к-рой каждое слово есть либо начальное слово, либо слово, выведенное из к.-л. предыдущих по одному из правил ЯА, наз. выводом в исчислении Я. Пример И. Рассмотрим исчисление Я,, определяемое след. образом: Алфавит Ш состоит из букв: +, О (запятая здесь не является знаком алфавита). В качестве содержательной переменной для слов в этом алфавите употребляется буква X. Исчисление Я, задается правилами: П01: 0; Пг: X ->- ХО; П2: X ->■ -\-X-\-. Покажем, что в Я, выводимо слово -\ —^-00++0, для чего построим его вывод. [Для облегчения проверки вывода мы будем сопровождать его анализом (см. Вывод в математич. логике); на самом деле анализ здесь будет избыточной информацией: он может быть полностью восстановлен по цепочке олов вывода. Цепочка слов вывода будет при этом записываться в виде колонки, строчки к-рой последовательно занумерованы. Стрелкой указывается, из каких строчек получена данная строчка. Справа от получаемого слова помещаются имя правила, по к-рому это слово получено, и (в скобках) слова, подставляемые при этом на место содержательных переменных]. Тут строчка 4, напр., содержит след. информацию о полученном в ней слове -|—(-00-)-+: оно получено по правилу Я2: Х->-{-Х-{-, при замене X на +00+, что дает +00+^++00++. Т. к. слово +00+ уже выведено в строке 3, то выведено и слово -|—1-00++. Основные черты И. Ясно, что для доказательства предложений, формулирующих общие свойства «слов», выводимых в И., достаточно проверить наличие этого свойства у всех начальных слов и затем убедиться в том, что правила вывода «сохраняют» это свойство, т. е., что, если слова, полученные из «формул» А&\..., а№ к.-л. (дозволенной) подстановкой на место содержательных переменных, обладают данным свойством, то и слово A(h) тоже обладает им («индуктивный» характер И.). Так, чтобы доказать, что все слова, выводимые в Я,, содержат четное число вхождений буквы «+», достаточно заметить, что: 1) в слове «0» буква «+» вообще не содержится, т. е. число ее вхождений — четное (нуль); 2) присоединение буквы «0» справа к слову не изменяет числа вхождений буквы «+», почему, если слово X содержит четное число вхождений буквы «+», то и слово, полученное из X по правилу Я,, также содержит четное число вхождений буквы «+»; 3) правило Я2 также сохраняет это свойство слова X, поскольку его применение увеличивает число вхождений буквы «+» на 2, т. е. на четное число. На вышепривед. примере можно пояснить еще одно очень существенное для всякого И. понятие допустимого правила И. Правило наз. допустимым в И., если, добавив его к правилам И., мы не увеличим запаса слов, выводимых в И., т. е., если всякий вывод, в к-ром применялось это правило, можно заменить выводом (того же слова), не содержащим применений этого правила. В нашем исчислении Я, таким правилом может быть, напр., следующее: П3: X -> -j—[-Х+0+. В том, что этим правилом можно пользоваться именно потому, что без него можно обойтись, нетрудно убедиться так. Рассмотрим к.-л. вывод, где это правило применяется. В таком случае оно применяется где-то в первый раз. Пусть это будет на /-том шаге вывода, к-рый при этом будет выглядеть так: / + / + + С + 0+ П,(С), где С — слово в алфавите J+ 0|, выведенное (в нашем примере) на /-ом шаге. Выбросим теперь из нашего вывода 1-ую строку и заменим ее группой строк: /'-*• +С+ П2(С) /-/+1. +С+0 Я,(+С+) /+1-W+2. + + С+0+ Я2(+С+0). Теперь слово -|—(-С+0+ выведено без применения правила Я3, хотя, правда, вывод при этом удлинился: вместо одного применения правила Я„ нам пришлось применить последовательно правила Л2, П1, Пг. Если в измененном т. о. выводе еще применяется где-нибудь правило Я3, то опять есть строчка, где оно применяется в первый раз и где мы снова можем его применение исключить. Так мы будем поступать до тех пор, пока не исключим все применения правила Я, из нашего вывода. В более интересных случаях допустимость правила может доказываться не столь просто (напр., может потребовать индуктивного вывода). Из Особенно важных теорем о допустимости нужно упомянуть прежде всего т. н. теорему о дедукции. Во мн. случаях бывает существенной, однако, возможность действительного расширения не только запаса средств И., но и запаса слов, выводимых в нем. Если «словами», выводимыми в И. (их наз. иногда «теоремами» И.), являются истинные предложения к.-л. науч. теории, то наиболее «безопасным»,— в смысле невозможности сделать выводимым к.-л. ложное предложение,— является расширение И. с помощью определений, состоящих во введении новых знаков в алфавит И. и сопряженных с этими знаками правил их введения и исключения, таких, что добавление их к исчислению И но делает выводимым в расширенном исчислении Я' ни одного слова в алфавите исчисления Я, к-рое было невыводимым в И. (Такое расширение И., к-рое не изменяет запаса теорем, не содержащих вхождений новых знаков, наз. иногда консервативным; см., напр., Р. С. Rosen- ИСЧИСЛЕНИЕ 389 bloom, The elements of mathematical logic, N. Y., 1950, p. 164). Практически алфавит И. чаще всего бывает бесконечным. Требование конечности алфавита пе налагает, однако, к.-л. существенных ограничений на определение И., поскольку в последнее всегда можно ввести правила, позволяющие и алфавит определять индуктивно, начиная с к.-л. исходных знаков; напр., так: исходный алфавит — знаки: а(); «букву» определим индуктивно так (на место содержательной переменной X можно подставлять слова в исходном алфавите): П0,: (а); П,: (Х)-^(Ха); тогда «буквами» будут слова: (a), (an), (aaa) и т. д.; алфавит из этих букв будет уже бесконечным (о буквах, словах, алфавитах см. А. А. Марков, Теория алгорифмов, «Тр. матем. инст. им. В. А. Стеклова», [т.] 42, М.—Л., 1954, гл. 1). Учитывая потребности дедуктивных И., в к-рых сначала индуктивно определяются «правильно построенные» (осмысленные) формулы И., а затем задаются правила, позволяющие выделять (также индуктивно) из осмысленных формул те, к-рые являются истинными (доказанными), X. Кёрри (см. Н. Curry, Calculuses and formal systems, «Dialectica», 1958, v. 12, № 3/4) предлагает строить И. начиная с нек-рого исходного исчисления Я0, определяющего объекты (слова), с к-рыми будет оперировать след. исчиелв' иие Я,. Слова, выведенные в исчислении Я,, в свою очередь, могут быть объектами, с к-рыми оперирует исчисление Я2 и т. д. Так, напр., И. высказываний (классическое) может быть построено след. образом: сначала строим исчисление Яс, алфавит к-рого со-стоит из знаков pt(). Содержательная переменная X употребляется для слов в этом алфавите. Правила исчисления Я0: П^: (р); П^: (Х)-+{Хр). Теперь строим исчисление Я,, алфавит к-рого состоит из знаков / () Z2 и всех слов, выводимых в Я0. Содержательная переменная Z употребляется для слов, выводимых в Я(, содержи тельные переменные X, У — для слов в алфавите исчисления Я,. Правила исчисления Я,: Л<£>: Z; П^: X,Y - (Xz)Y). [Этим И. определяются «правильно построенные» формулы исчисления высказываний. Здесь /—знак «лжи», Э — знак импликации («если..., то»), (Xzd1) соответствует отрицанию формулы X. Примерами слов, выводимых в этом И., могут служить: (р), (рр), ((р)=>(рр)), ((p)=>f), U=>(P)), ((р)=> (/>))•] Исчисление А'г (определяющее «истинные» формулы И. высказываний) строится так. Его алфавит тот же, что у К1. Содержательные переменные X, У, Z употребляются для слов, выводимых в К1. Правила исчисления К2: П{^>: (X=>(Y=»X)) П^>: ((X z> (У гэ Z)) з ({X г> У) гз (X ZD Z))) Л(£>: (((2Г=)/)=з/)=)2Г) Я<*з): X, (X zdY)-^Y. [Начальные правила этого И. наз. схемами аксиом. Единств, правилом вывода служит modus ponens. Нетрудно показать (см., напр., А. Чёрч, Введение в математическую логику, пер. с англ., М., I960), что из приведенных выше примеров правильно построенных формул две последние (и только эти) являются выводимыми «словами» в Я2]. Такого рода сложные системы, состоящие из расположенных как бы по ступеням (или по рангам) П.,— так, что переменные более высокого (по рангу) И. могут употребляться для слов,выводимых в И.более низкого ранга,— наз. градуированными И. Нетрудно показать, что, вводя в алфавит в качестве характеристики ступеней И. новые буквы, можно свести всякое градуированное И. к И. первой ступени. Из определения И. ясно, что всякий вывод в Недействительно обладает той «положительной достоверностью*, о к-рой шла речь в приведенной заметке Энгельса. Если отвлечься от того, что вывод может оказаться очень длинным и проверка его, по меньшей мере, утомительной, т. е. если стоять на т. зр. допустимости абстракции потенциальной, осуществимее/ли, то можно будет сказать, что всякий (законченный) вывод в И. может быть полностью проверен и для всякого слова в алфавите этого И. можно однозначно ответить на вопрос: выводится оно в д а н н о м выводе или нет. Естественно возникающим в применении ко всякому исчислению И является и вопрос о том, как по слову С в алфавите этого И. распознать, яв+ ляется ли оно выводимым в этом И. или нет. Этот вопрос наз. проблемой разрешения для ис-числения И. Но с ним ситуация уже другая. Трактуе-* мая как задача отыскания общего метода (алгоритма), применимого к любому слову С в алфавите исчисле-> ния И и перерабатывающего его в один из ответов «да» или «нет», в зависимости от того, выводимо С в И или нет,— проблема разрешения в общем случае неразрешима. Более того, те случаи, в к-рых она разрешима, принадлежат к числу самых простых и мало интересных. В применении к логич. И. вопрос этот заведомо разрешим обычно для той ступени И., на к-рой определяются (индуктивно) правильно построенные формулы И. (нек-рая общая теорема, относящаяся к уело-виям его разрешимости, доказана в упомянутой статье X. Кёрри). Но уже для функциональных И (И. предикатов) первого порядка он неразрешим на той ступени, где определяются «истинные» формулы И. (в этом и состоит содержание известной теоремы А. Чёрча; см. Алгоритм). Заметим, что проблема разрешения для исчисления И разрешима в том и только в том случае, когда можно построить такое консервативное расширение исчисления Ы, в к-ром, в случае выводимости слова С в И, выводимо слово ЫС, а в случае невыводимости С — слово jtC, где М (от «истина») и Л (от «ложь»)— буквы, не содержащиеся в алфавите исчисления И (см. Р. С. Rosenbloom, указ. соч., р. 164, 165). В определении И. по Лоренцену всякое правило вывода устроено так, что любой ряд слов в алфавите 81 исчисления И, подставляемых на место переменных, входящих в «формулы» А^,..., А^, оно перерабатывает в слово в алфавите 31, получаемое (той же подстановкой) из «формулы» A^h\ т. е. его можно трактовать как «всегда применимый» алгоритм. В определении И. по В. А. Успенскому («Теорема Гёделя и теория алгоритмов», «Докл. АН СССР», 1953, т. 91, № 4, с. 737—40) правила вывода трактуются как алгоритмы, к-рые, будучи примененными к нек-рому ряду слов, могут и не давагь ничего (не заканчиваться). Наоборот, в определении канонических исчислений по Посту (см. «Formal reductions of the general combinatorial decision problem», в журн. «Amer. journ. of math.», v. 65, № 2, 1943, p. 197—215), на «формулы» A^\..., A^\ A^ накладываются нек-рые дополнительные ограничения, так что на первый взгляд определение представляется более узким, чем определение Лоренцена. Тем не менее тезис, отстаиваемый Постом, состоит в том, что каждый точный язык, содержащий эффективно применимые правила вывода (т. е. без правил типа бесконечной индукции), к-рый когда бы то ни было был построен, может быть сформулирован как каноническое И. Пост ввел еще более специальное понятие нормального И., в к-ром есть лишь одно начальное правило (аксиома), а все правила вывода («продукции») имеют виц СХХ-+ХС2 (где С, и С2— слова в алфавите исчисления; X — содержательная переменная), и доказал, что всякое канонич. И. имеет 39.) ИСЧИСЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ — ИТАЛЬЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ консервативное нормальное расширение (теорема Поста). 13 свете тезиса Поста интересно также, что Лоренцену удалось построить общую теорию И. в виде И. («оперативной логики»), выводимыми словами к-рого являются все общедопустимые (допустимые в любых И., их мета-исчислениях, мета-мета-исчислениях и т. д.) правила вывода, и что этим И. окапалась конструктивная, или интуиционистская, ло-гиьа (исчисление Гейтинга). (He-общезначимость закона исключенного третьего в применении к понятию «выводимости в Я», где И — произвольное И., явствует из того, что «не-выводимость С в Я» фактически тр.ктуется Лоренценом как выводимость слова ЛС в иек-ром консервативном расширении И' исчисления И, что сводит вопрос о применимости закона исключенного третьего к вопросу о разрешимости проблемы разрешения). Близким к понятию И., но в нек-ром смысле более ИСЧИСЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ — раздел сим-волич. логики, в к-ром изучаются логич. связи между высказываниями, рассматриваемыми в отвлечении от их субъектно-предикатного строения; необходимая часть исчисления предикатов. См. Логика высказываний. ИСЧИСЛЕНИЕ ЗАДАЧ — интуиционистское исчисление высказываний, понимаемое в свете интерпретации, к-рую предложил в 1932 сов. ученый А. Н. Колмогоров. Эта интерпретация была свободна от гносеологич. установок интуиционизма и вскрывала содержательный материалистич. смысл указ. исчисления. При интерпретации Колмогорова значениями переменных в формулах являются любые задачи. Если р и q задачи, то формулы р & q, p\/q, p^>q и ~\р толкуются, соответственно, как задачи: «Решить задачу р и задачу q», «Решить задачу р или задачу?», «Свести решение задачи q к решению задач! р» и «Предполагая задачу р решенной, прийти к противоречию». Эта интерпретация положила начало разработке принципов конструктивного понимания логич. связей и конструктивного истолкования суждений логики и математики. При интерпретации Колмогорова каждой доказуемой формуле 31 (р,, р2,..., рп) интуиционистского исчисления высказываний (см. Интуиционистская логика) соответствует класс задач, имеющих общий метод решения (не зависящий от конкретного содержания задач р,, р2,..., рп). Формуле же р\/п р. не доказуемой в указ. логич. исчислении (она выражает принцип исключенного третьего), соответствует класс задач вида «Решить задачу р или, предполагая задачу р решенной, прийти к противоречию», существование общего метода решения к-рых как раз не очевидно. В интерпретации Колмогорова оставалось не выясненным, что надо понимать под общим методом решения задач нек-рого класса и под сведением решения одной задачи к решению другой. Это было уточнено (и притом различными способами) после того, как в 30-х гг. были разработаны точные понятия алгоритма и вычислимой (рекурсивной) функции (см. Рекурсивные функции и предикаты), что позволило строго доказать несуществование общего метода (алгоритма) решения задач из класса, соответствующего формуле pV~i p. Действительно, существование такого алгоритма означало бы, в частности, существование алго- ритма решения задач вида «Доказать выводимость формулы 31 в исчислении S или, предполагая формулу 31 доказуемой в нем, прийти к противоречию» (в качестве р взята задача «Доказать выводимость 31 в исчислении Л). Алгоритм решения задач этого вида П|>и нек-ром конкретном S является решением разрешения проблемы для исчисления S. Но, как показал Чёрч (1936), эта проблема неразрешима, напр., для узкого исчисления предикатов. Идеи Колмогорова получили развитие в работах Клини (1945) (см. Реализуемость), Медведева (1955), Шанина (1958). См. Конструктивная логика. Лит.: П и л ь ч а к Б. Ю, Об исчислении задач, «Укр ИСЧИСЛЕНИЕ КЛАССОВ — раздел совр. логики, по содержанию соответствующий силлогистике Аристотеля и исторически предшествующий исчислению высказываний, с к-рого теперь обычно начинают рассмотрение математической логики. Первые развитые И. к. были построены (сначала скорее в виде алгебры, а не исчисления в совр. смысле) Булем, Джевонсом, Э. Шредером, Пирсом, Порецким. См. Логика классов. С. Яновская. Москва. ИСЧИСЛЕНИЕ ПРЕДИКАТОВ — раздел сим-волич. логики, в к-ром изучаются логич. операторы всеобщности и существования в связи с рассмотрением субъектно-предикатной структуры суждений; составляет гл. содержание совр. формальной логики. См. Предикатов исчисление. ЙТАИ (от искаженного произношения англ. ether — эфир) — понятие единой материальной субстанции мира, вошедшее в историю кит. философии нового времени. Это понятие заменило традиц. конфуцианские категории ци, тайцзи и др. Впервые материалистич. трактовку понятие И. получило в соч. кит. философа Тань Сы-туна. Концепцию И. как бесформенной, всезаполняющей первоматерии использовал также Сун Ят-сен для объяснения происхождения и развития мира. В наст, время термин «И.» употребляется в Китае лишь естествоиспытателями для обозначения физич. понятия «эфир». Лит.: С е н и н Н. Г., Сунь Ят-сен — великий китайский революционер-демократ, М., 1956; его же, Прогрессивные мыслители Китая конца XIX в., М., 1958; Сун Ят-сен, Сунь Чжун-шань сюань цзи (Учение Сунь Вэ я, Избр. произв., ч. 1), Пекин, 1956; Тань С ы-т у н, Жэнь сюэ (Учение о гуманности), Пекин, 1958. Н. Сепии. Москва. ИТАЛЬЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. В развитии фи-лос. идей в Италии различаются следующие гл. периоды: рабовладельческий (античный), феодальный (средневековый), период перехода от феодализма к капитализму (гл. обр. эпоха Возрождения), капиталистический (включая и период империализма вплоть до современности). В рабовладельческом (античном) п е р и оде развития философии на территории совр. Италии, продолжавшемся примерно с копна 6 в. до н. э. до 5—6 вв. н. э., можно выделить ее др.-греч. и др.-рим. этапы. С конца 6 — нач. 5 вв. до н. э в Юж. Италии и в Сицилии развернулась деятельность Пифагора и его школы, а затем элейской школы, Эмпедокла и нек-рых др. представителей древнегреческой философии. Однако для развития философии в Древней Италии ИТАЛЬЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 391 более важную роль сыграли представители римской философии, —с одной стороны, материалист Лукреций, с другой,— представители различных идеалистич. и эклектич. школ — Цицерон, Сенека и др. мыслители, писавшие на лат. яз. В дальнейшем с Италией частично была связана деятельность Августина, произведения к-рого, написанные на лат. яз., сыграли значит, роль в процессе перехода философии антич. рабовладельч. общества в философию ср.-век. феод, общества как в Италии, так и вообще в Зап. Европе. В меньшей степени то же самое следует сказать о философии Боэция, также писавшего на лат. яз. В феодальный (средневековый) период развития философии на территории совр. Италии (прибл. 6—14 вв.) осн. ее направлениями явились: схоластика (ранняя и поздняя), обслуживавшая господствующую рим.-католич. церковь; мистика, также находившаяся на службе этой церкви; мистика, выражавшая интересы угнетенных крестьяпско-плебейских масс; падуанский аверроизм, связанный в своем развитии с зарождавшейся бюргерской оппозицией феодализму. Одним из представителей схоластики был Петр Дамиани (1007—72), выступавший за полное подчинение «диалектики» (т. е. философии) богословию и выдвинувший формулу о философии как «служанке теологии» (ancilla theologiae). Другой схоластик, Ланфранк, тоже итальянец по происхождению, деятельность к-рого, однако, протекала гл. обр. в Нормандии и Англии, считался одним из наиболее искусных «диалектиков» своего времени. Его учеником стал знаменитый Ансельм Кентерберийский, происходивший из Аосты (в Пьемонте), самый видный представитель ранней схоластики в Зап. Европе («отец схоластики», как наз. его мн. историки философии). К числу последующих представителей схоластики, происходивших из Италии, относится Петр Ломбардский. Уроженцем Тоскании был один из наиболее видных представителей ортодоксального ав-густинского мистицизма 13 в. Иоанн Фиданца, прозванный Вонавентурой. Его младший современник и друг Фома Аквинский пошел, однако, по др. филос. пути и стал центр, фигурой зап.-европ. схоластики. Уроженец Аквино (недалеко от Неаполя), Фома свою лит.-преподават. деятельность развивал гл.обр. в Париже и Кёльне, однако приезжал и в Италию, в частности в Неаполь (1272—74). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |