АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КАТЕГОРИИ 4 страница

Читайте также:
  1. II. Semasiology 1 страница
  2. II. Semasiology 2 страница
  3. II. Semasiology 3 страница
  4. II. Semasiology 4 страница
  5. II. Semasiology 5 страница
  6. II. Semasiology 6 страница
  7. II. Semasiology 7 страница
  8. II. Semasiology 8 страница
  9. PART TWO The Grass 1 страница
  10. PART TWO The Grass 2 страница
  11. PART TWO The Grass 3 страница
  12. PART TWO The Grass 4 страница

Лит.: Торез М., Сын народа. Автобиография, пер.
с франц., М., 1960; Duclos J., Des francais en qui la France
peut avoir contiance, P., 1945; La vie et les combats de Marcel
Cachin. Un demisiecle de labeur au service de la cause du com-
munisme et de la paix, P., 1949; ThorezM., Marcel Cachin,
La Iegon d'une vie, [P.], 1958; A la memoire de Marcel Cachin,
«La Pensee», 1958, № 78. В. Кузнецов. Москва.

КВАНТИФИКАЦИЯ (от лат. quantum — сколько и f acio — делаю) — выявление объемов субъекта и пре­диката суждения (в смысле традиц. логики) с по­мощью введения в него слов «все» («каждый», «лю­бой») и «некоторые»; в математич. логике К.—• опе­рация связывания выражений предикатов исчисления кванторами. См. Квантификация предиката, Квантор.

КВАНТИФИКАЦИЯ ПРЕДИКАТА — операция уточнения объема предиката суждения (в смысле классич. аристотелевой логики) с помощью слов «все» и «некоторые», основанная на истолковании связки «есть» как выражающей отношение тождества между, рассматриваемыми в суждении объемами субъекта и предиката. Проводится лишь для утвердительных суждений. Идея К. п. была выражена уже в логике Пор-Рояля, у Лейбница в его Fundamenta Calculi Racionatoris и у нем. логика 18 в. Плуке. Как исход­ный пункт логич. анализа К. п. была применена Ламбертом, а вслед за ним и независимо от него англ. ботаником Дж. Бентамом и Гамильтоном в целях обобщения аристотелевой силлогистики, в к-рой квантифицировался лишь субъект суждения. В ре­зультате К. п. общеутвердительные суждения разде­ляются на две формы: (1) «Все X суть все У» и (2) «Все X суть некоторые У»;, частпоутвердительные сужде­ния также разделяются на две формы: (1) «Некоторые X суть все У» и (2) «Некоторые X суть некоторые У». Соответственно этому возрастет и число правильных модусов категорич. силлогизма. В частности, модус Barbara представляется уже в четырех формах:

В применении к квалифицированным формам суждений правила аристотелевой силлогистики, напр. правила обращения суждений, существенно упро­щаются: все квантифицированные суждения допуска­ют, напр., обращение без ограничения. Идея, к-рой руководствовались ученые, вводившие К. п., состояла в том, чтобы истолковать суждения как нечто анало­гичное равенствам и тем самым сделать возможными операции с ними по правилам, напоминающим приемы элементарной алгебры.

Лига.: Филиппов А., О сущности суждений, «Уч. зап. н.-и. кафедры истории европ. культуры», 1929, вып. 3, с. 188—89; Джевонс С, Основы науки, пер. с англ., СПБ, 1881, с. I—XVII; В акр ад зе К. С, Логика, Тб., 1951, с. 191—96; Lambert J. H., Logische und philoso-phische Abhandlungen, Bd 1—2, Dessau, 1782—87; Venn Д., Symbolic logic, 2 ed., L. — N. Y, 1894. Я. Стдаюлш. Москва.


486 КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА—КВАНТОР


КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА —см. Механика кван­товая.

КВАНТОР (от лат. quantum — сколько) — логич.
оператор, применяемый к логич. выражениям и даю­
щий количеств, характеристику области предметов
(а иногда и области предикатов), к к-рой относится по­
лучаемое в результате применения К. выражение.
В то время как логич. средств логики высказываний
недостаточно для выражения форм всеобщих, част­
ных и единичных суждений, в логике предикатов,
получаемой посредством расширения логики высказы­
ваний за счет введения К., такие суждения выразимы.
Так, напр., четыре осн. формы суждений традиц.
логики «Все А суть В», «Ни одно А не есть В»,
«Нек-рые А суть В» и «Нек-рые А не суть В» могут
быть записаны (если отвлечься от предполагаемого
аристотелевой логикой требования непустоты А
в общих суждениях) при помощи поясняемой ниже
символики следующим образом: V (%) (А (х) ZD В (х)),
V(i)H(i)diB(i)), 3 (х) (А (х) & В (х)) и

3 (х) (А (х) &-\В (х)). Введение К. дает возможность записывать на формализованном логич. языке выра­жения естеств. языка, содержащие количеств, харак­теристики к.-л. предметных или предикатных облас­тей. В естеств. языках носителями таких характе­ристик являются т. н. кванторные слова, к числу к-рых относятся, в частности, количеств, числитель­ные, местоимения «все», «кажгчй», «нек-рый», глагол «существует», прилагательные «любой», «всякий», «единственный», наречия «бесконечно много» и т. п. Оказывается, что для выражения всех упомянутых кванторных слов в формализ. языках и логич. ис­числениях достаточно двух наиболее употребит. К.: К. общности (или в с е о б щ н о с т и), обозна­чаемого обычно символом v (перевернутая буква А — начальная буква англ. слова «all», нем. «alle» и др.), и К. существования, обозначаемого обычно символом з (перевернутая буква Е — началь­ная буква англ. слова «exist», нем. «existieren» и др.); за знаками v и 3 в обозначении К. следует буква нек-рого алфавита, называемая кванторной перемен­ной, к-рую рассматривают обычно как часть обозначе­ния К.: ух, уу, v/1", 3#, За и т. п. Для К. общности употребляют также обозначения: (ух),(х),(Ах), (~|, Д.П;

X X X

для К. существования: (Зх), (£х), \J, у, 2. Знак К.

ставится перед выражением, к к-рому применяется К. (операцию применения К. часто называют к в а н-т и ф и к а ц и е й); это выражение заключается в скобки (к-рые часто опускают, если это не приводит к двусмысленности). Содержащее К. общности выра­жение ух(А(х)) читается как «Для всех х верно, что А (а:)», или «Для каждого х верно А(х)>у, содержащее К. существования выражение jx(A(x)) читается как «Существует х такой, что А (ж)», или «Для нек-рого х верно Л(х)». В обоих этих случаях не предполагается, вообще говоря, что выражение А(х) в действитель­ности зависит от переменной х (оно может и вообще не содержать никаких неременных, т.е. может обозна­чать нек-рое высказывание; в этом случае квантифика-ция не меняет смысла этого высказывания). Однако осн. назначение К.— образование высказываний из выражения, зависящего от кванторной переменной, или хотя бы уменьшение числа неременных, от к-рых это выражение, будучи незамкнутой (открытой) форму­лой (см. Замкнутая формула), зависит. Напр., выраже­ние (y>0&z>0&x = у — z) содержит три переменные (х, у и z) и становится высказыванием (истинным или ложным) при к.-л. опред. замещении этих переменных именами нек-рых предметов из области их значений. Выражение 1z(y>Q&z>Q&x=yz) зависит уже лишь от двух переменных и у), a 3y3z (y>0&z>0&


&х=уz) —от одной ж. Последняя формула выражает, т. о., нек-рое свойство (одноместный предикат). Нако­нец, формула З^ЗуЗг (j/>0&z>0&x=j/— z) выражает вполне опред. высказывание.

Др. примеры формул, содержащих К.: 1) ух (ж>0); 2) Эх (х>0); 3) ух (2+2==5); 4) (2+2 = 4); 5) ух (х=х)& (х~\-2=у); 6) ухЗу (Vz (i=Oi jcO) & & (i<5di<6)). Формула 6) не содержит переменной у, формулы 3) и 4) вообще не содержат переменных. Часть формулы, на к-рую распространяется действие к.-л. К., паз. областью действия этого К. Так, в формуле 6) областями действия К. ух и з.</ являются стоящие справа от них части формулы, а область действия К. Vz — формула (х'=гз^#0). Вхождение к.-л. переменной в знак К. или в область действия К., содержащего эту переменную, наз. связанны м вхождением переменной в формулу. В остальных случаях вхождение переменной паз. свободным. Одна и та же переменная может входить в к.-л. формулу в одном месте в свя­занном виде, а в др. месте — в свободном. Такова, напр., формула 5): первые три (считая слева) вхожде­ния в нее неременной х — связанные, последнее же — свободное. Иногда говорят, что переменная связана в данной формуле, если все ее вхожде­ния в эту формулу — связанные. В математике и логике всякое выражение, содержащее свободную переменную, может рассматриваться (при неформаль­ном подходе) как ее функция в том обычном смысле этого слова, что оно (выражение) зависит от различных значений этой переменной; придавая этой переменной различные значения (т. е.. замещая все ее свободные вхождения именем к.-л. предмета, принадлежащего к области значений этой переменной), мы получаем различные (вообще говоря) значения данного вы­ражения, зависящие от значения переменной, т. е. от подставленной вместо нее константы. Что же касается связанных переменных, то заключающие их выражения в действительности от них не зависят. Напр., выражение зх(х=2у), зависящее от у (входя­щего в него свободно), эквивалентно выражениям 3z(z=2j/), Зи(и=2у) и т. н. Эта независимость логич. выражений от входящих в них связанных переменных находит отражение в т.н. правиле переименования связанных пере­менных, постулируемом или выводимом в разл. логич. исчислениях (см. Переменная, Предикатов исчисление).

Изложенное выше истолкование смысла К. относилось к содержательным логич. теориям. Что же касается исчислении в собств. смысле (т. н. формальных систем), то в них вообще не имеет смысла говорить о «значении» того или иного К., являющегося здесь просто нек-рым символом ис­числения. Вопрос о значении (смысле) К. относится целиком к области интерпретации исчисления. В применении к К. можно говорить по крайней мере о трех интерпретациях: классической, интуиционистской и конструктивной, соответ­ствующих различным концепциям существования и всеобщ­ности в логике и математике (см. Интуиционизм, Конструк­тивная логика). Как в классич., так и в интуиционист­ском (конструктивном) исчислении предикатов способы вы­вода в случаях, когда исходные или доказываемые формулы содержат К., описываются одними и теми же т. н. постулатами квантификации, напр. постулатами Бернайса.

К. общности и существования не исчерпываются употре­бительные в логике виды К. Обширный класс К. представляют собой т. и. ограниченные К. вида Vxp А(х) или ЗЖд.А(ж), в к-рых область изменения кванторной переменной х «ог­раничена» нек-рым спец. предикатом Р(х) (или Q(x)). Ог­раниченные К. сводятся к К. общности и существования при помощи след. зквивэлентностей: Чхр A(i)~Vi(P(i'PJ(i)) и Зх„ A(x)~3x(Q(x)&A(x)). Часто употребляемый К. е д и н-ственности У.хА(х) («существует единственное х такое, что А(.х)») также выражается через К. общности и существо­вания, напр. так: 3!xA(.\)~3xA(x)&VyVz(A(y)&A(z):3y=z).

Употребительны и др. виды К., не покрываемые понятием ограниченного К. Таковы «числовые» К. вида ЗхпА(х) («су­ществует в точности п различных.т таких, что А(х)»), употреб­ляемый в интуиционистской логике К. «квазисуществования» 3 хА(х), или -\ -I хА(х) («неверно, что не существует такого х,


КВЕЛЧ —КВИТКО 487


что А(х)»); с т. зр. классич. логики К. «квазисуществования» ничем не отличается от К. существования, в интуиционистской тке логике предложение -пЗхА(х), ничего не говорящее о существовании алгоритма для нахождения такого х, что А(х), действительно утверждает лишь «квази»существование тако­го х и К. бесконечности Зх^АСх) («существует беско­нечно много таких х, что А(х)»). Выражения, содержащие К. бесконечности и числовые К., также могут быть записаны при помощи К. общности и существования. В расширенном исчислении предикатов К. берутся не только по предмет­ным, но и по предикатным переменным, т. е. рассматри­ваются формулы вида 3FVxi?(x), \/ФЗу(Ф(у)) и т. п.

Лит.: Гильберт Д. и Аккерман В., Основы теоретической логики, пер. с англ., М., 1947, с. 81—108; Т а р с к и й А., Введение в логику и методологию дедуктив­ных наук, пер. с англ., М., 1948, с. 36—42, 100—102, 120—23; К л и н и С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957, с. 72—80, 130—38; Ч ё р ч А., Введение в математиче­скую логику, пер. с англ., т. 1, с. 42—48; Кузнецов А. В., Логические контуры алгоритма перевода со стандартизо­ванного русского языка на информационно-логический, в сб.: Тезисы докладов на конференции по обработке информа­ции, машинному переводу и автоматическому чтению тек­ста, М., 1961; Mostowski A., On a generalization of quantifiers, «Fundam. math.», 1957, t. 44, N» 1, p. 12—36; Hailperln Т., A theory of restricted quantification, I—II, «J. Symb. Logic», 1957, v. 22, Ml, p. 19 —35, № 2, p. 113—29.

ГО. Гастев. Москва.

КВЕЛЧ (Quelch), Гарри (30 янв. 1858—17 сент. 1913)— деятель англ. и междунар. рабочего движе­ния, руководитель левого крыла англ. социал-демо­кратии. Сын кузнеца, К. десяти лет вынужден был прервать обучение в школе и начал трудовую жизнь пролетария, усиленно занимаясь самообразованием. С 1884 К.— один из руководителей с.-д. федерации, в 1909—11 — с.-д. партии, с 1911 — Брит, социа-листич. партии. В 188G—1913 К. — редактор с.-д. газ. «Justice». В 1901—03 К. оказывал содействие изданию в Лондоне ленинской «Искры». Несмотря на отд. реформистские ошибки, К., но словам Ленина, «был в первых рядах тех, кто боролся стойко и убеж­денно против оппортунизма и либеральной рабочей политики в английском рабочем движении» (Соч., т. 19, с. 332—33). В многочисл. статьях К., проявив яркое публицистич. дарование, выступал против политики лейбористских лидеров, шедших на поводу у либералов, популяризировал марксистские взгляды но вопросам о профсоюзах, парламентской деятель­ности, об анархизме, разоблачал империалистич. политику англ. буржуазии. Систематич. пропаганду и агитацию в марксистском духе Ленин считал «исто­рической заслугой Квелча и его товарищей» (там же, с. 333).

С оч.: Literary remains, L., 1914 (там же, биографич. очерк).

Лит.: Ленин В. И., Конгресс английской социал-де­
мократической партии, Соч., 4 изд., т. 17; его же, Гарри
Квелч, там же, т. 19. А. Заеадье. Москва.

КВЙДИНГ (Qui ding), Нильс Херман (30 авг. 1808—26 дек. 1886) — шведский социалист-утопист. В 1838—42 — редактор либеральной газ. «Malmo Tidning», в 1862—63 — представитель третьего сос­ловия г. Мальме в риксдаге, член гор. суда. В произ­ведении «Окончательный расчет с законом шведского государства» («Slutliqvid med Sveriges rikes lag», del 1, 1865 [2 uppl. 1873], del 2—4, 1871—76), опубл. под псевдонимом «Нильс Нильсон, рабочий парень», К. разоблачал классовые противоречия в капита-листич. обществе и указывал, что частная собствен­ность и присвоение продуктов труда «верхним клас­сом» является причиной нищеты «нижнего класса», а также войн, преступности и порабощения женщины. Теория гос-ва К. исходила из того, что грубая сила создала закон, а закон укрепил положение господств, класса. Подвергнув критике политич. учреждения, К. выдвинул утопич. проект будущего коммунистич. общества, многие черты к-рого заимствованы им у Фурье. Называя города паразитич. наростами на теле общества, он предлагал систему децентрализации: в каждой коммуне должны жить не более 5000 человек.


Идеи К. оказали известное влияние на швед, писателя А. Стриндберга.

Соч.: samlialleliga tidsfragor, [s. 1.], 1871—81; Positivis-men, [s. 1.], 1879.

Лит.: История философии, т. 3, М., 1959, с. 576, 581,
596; Н о 1 in b е г g G. H., En svensk «utopist» Nils Herman
Quiding, [stockh.], 1909. А. Мысливчеико. Москва.

КВИЕТИЗМ (от лат. quies — покой) — религ.-этич. учение, проповедующее мистически-созер-цат. отношение к миру, пассивность, спокойствие души, полное подчинение «божеств, воле». Возникнув в конце 17 в. внутри католицизма, К. выражал рост оппозиц. настроений против папства и враждебное отношение к иезуитам. Идеи К. были развиты йен. священником М. Молиносом (1628—96), издавшим в Риме в 1675 книгу «Духовный руководитель» («Gui-da spirituale»). Согласно учению квиетистов, душа, ос­вободившись от всех забот, примирившаяся со всеми страданиями, отрешившаяся от материального мира, перестает себя проявлять, полностью погружаясь в «божественную любовь», достигая слияния с боже­ством. В связи с этим К. учил, что душа должна про­никнуться полным безразличием к добру и злу, к раю и аду, полным равнодушием к вопросу о собств. «спасении».

Католич. церковь и особенно иезуиты резко вы­ступили против К. В 1685 Молинос был заключен в тюрьму, а 68 положений К. было осуждено как ересь. Идеи Молиноса были развиты его последова­тельницей во Франции — Ж. М. Гюйон (1648—1717), к-рая проповедовала пассивное отношение к добру и злу, как одинаковым проявлениям божеств, воли. Идеи К., внушавшие под прикрытием проповеди о «любви к богу» моральный нигилизм, подверглись резким нападкам богословов. В защиту Гюйон вы­ступил епископ Фенелон. Однако особая церк. комис­сия, возглавляемая Воссюэ, осудила К. как безнравств. еретич. учение и добилась заключения Гюйон в Ба­стилию. Идеи К. проникли и в Россию. В нач. 19 в. оберпрокурор Синода кн. Голицын распространял переведенные на рус. язык соч. квиетистов. В 40-х гг. они были изъяты. Элементы К. обнаруживаются и в лютеранском пиетизме 18 в. Социальное содержа ние К. было противоречивым. К. выражал недо­вольство католицизмом с его формально-фетишист ским культом, учением о «добрых делах» и привилеги рованности духовенства. Вместе с тем в К. получил отражение страх перед нар. массами и стремление отвлечь их от классовой борьбы проповедью пассивной созерцательности и бездейственности. Поэтому К не мог получить широкого распространения и захва­тил лишь узкий круг последователей.

В конце 19 в. идеи, сходные с К., высказывал Ши пенгауэр, проповедовавший безразличие к страданию.

Лит.: ScharlingC. E., Michael de Molinos. Ein Bild aus der Kirchengeschichte des siebzehnten Jahrhunderts, Gotha, 1855; Heppe H., Geschichte der quietistischen Mystik in der katholischen Kirche, В., 1875. Б. Рамм. Ленинград.

КВИТКО, Давид Юрьевич [20 февр. (4 марта) 1889—5 февр. 1942] — сов. философ, проф. (с 1934), д-р филос. наук (с 1936). Член ВКП(б) с 1928. С 1904— в революц. движении. В 1913, спасаясь от ареста, эмигрировал в США, работал в Нью-Йорке на швей­ных фабриках. С 1914 — член Социалистич. партии США; с 1919 — коммунист. Обучался в Нью-Йорк­ском (1915—20, заочно), Гарвардском (1920—21), Колумбийском (1921 — 27) ун-тах. С 1923 — магистр искусств, с 1927 — д-р философии. В 1925—26 К. читал лекции по материалистич. философии в Рабочем ун-те в Нью-Йорке. В печатных органах компартии США К. опубликовал в 1925—27 циклы статей по марк­систской философии и социальным проблемам; был первым переводчиком книги Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» на англ. яз. (Нью-Йорк, 1927, Collected works, v. 13). С 1927 К. — в СССР,


488 КВОН ГЫН —КЕДРОВ


старший науч. сотрудник Коммунистич. академик, с 1933 читал лекции по истории философии в МИФЛИ. Специализировался на изучении совр. англо-амер. философии.

С о ч.: Психология революции, «Новый мир» (газ., выход. в Нью-Йорке на рус. яз.), 1925, 16 мая, № 704, 26 мая, № 802, 30 мая, Я» 806, 6 июня, № 812, 13 июня, 818, 20 июня, jfl 824, 27 июня, № 830; Грозит ли нашей цивилизации упадок, там же, 25 июля, М. 854, 15 авг., № 872, 22 авг., № 878; К во­просу о равноправии негров, там же, 27 авг.,.№ 882; Свобод­ное воспитание при коммунизме, там же, 19 сент., № 902; Существует ли расовое превосходство, там же, 17 okt.i 926; Революция и русская душа, там же, 9 ноября, № 944; Демо­кратический осел, или Республиканский слон, там же, 1926, 23 окт., № 26; Американский университет и его представи­тели, там же, 1927, 15 янв., № 38; Ленин как теоретик, там же, 22 янв., J45 39; Социалистическая партия накануне разло­жения, там же, 5 февр., № 41; 12 февр., № 42, 19 февр., № 43, 12 марта, № 46, 2 апр., № 49; Толстовство как мировоззрение, «Под знаменем марксизма», 1928, № 9—10; Философия ин­струментализма Джона Дьюи, там же, 1930, № 9; Эстетиче­ские взгляды Чернышевского, там же, 1940, № 2; Проблемы пространства, времени и материи у неореалиста Алексан-дера, «Вестн. комакадемии», 1929, кн. 34 (4); Философия Тол­стого, 2 изд., М., 1930; Очерки современной англо-амери­канской философии, М.—Л., 1936.

КВОН ГЫН, Я н ч х о н (1352—1409),— кор. философ-неоконфуцианец. Наставник конфуцианского колледжа Коре. Способствовал признанию в Корее идей кит. философа-коифуцпанца Чжу Си и превраще­нию чжусианства в офиц. идеологию феод, режима. Выступал с критикой политич. и идеологич. основ буддизма. Автор соч. «Введение в учение» («Ипхак тосоль»), в к-ром дапо систематич. изложение основ чжусианства, а также комментария к книге прогрес­сивного кор. философа Чон До Чона «Предположе­ния о разуме, материальном начале и идеальном на­чале» («Симгирипхён»).

Лит.: Сборник статей по философии (Чхорхак нонмун-дип), Пхеньян, 1959, с. 38—43; История корейской литера­туры (Чосон мунхак тхонса), Пхеньян, 1959, с. 184; Jang К. P. and Henderson G., An Outline history of Korean Confucianism, «J. of Asian Studies», 1958—59,-v. 18, pt. 1, nov., pt. 2, feb.

КЕВЁДО-И-ВИЛЬЁГАС (Quevedo у. Villegas), Франсиско де (26 сент. 1580—8 сент. 1645) — прогрес­сивный исп. мыслитель, писатель и филолог. Происхо­дил из аристократич. семьи. Подвергался преследова­ниям со стороны церковников и феодалов, был заклю­чен в монастырь (1643).

Встав на защиту материалистич. философии Эпику­ра («В защиту Эпикура» — «Defense de Epicura»), К.-и-В. не мирился с догмами ср.-век. схоластики и отстаивал права разума на познание мира. Идеалист и гуманист в воззрениях на общество, К. считал, что в основе обществ, отношений должен лежать прин­цип справедливости и высокой нравственности и что обличением пороков и перевоспитанием людей можно устранить обществ, несправедливость. В сатирич. произведении «Видения» («Suenos»), над к-рым он работал с 1606 и к-рое было впервые, хотя и непол­ностью, издано в 1627, в романе «История жизни прой­дохи по имени дон Паблос, пример бродяг и зерцало мошенников» («Historia de la vida del Buscon llamado don Pablos...», 1626; рус. пер. 1950 со вступ. статьей К. Н. Державина), в трактате «Политика господа, христово правление и тирания сатаны» («Politica de Dios, Gobierno de Cristo, Tirania de Satanas», 1626) и сборнике сатирич. новелл «Час воздаяния, или Разумная фортуна» («La Нога de todos у la fartuna con seso», 1636) К.-и-В. подверг суровой критике совре­менный ему обществ, строй Испании, дворян, духо­венство и купцов, а также сформулировал свои поли­тич. идеалы. В полемике с Макиавелли К.-и-В. выдви­гал утопию нар. монархии, где народ не подвергался бы жестокой эксплуатации и пользовался всеми бла­гами. К.-и-В. сочувственно излагал «Утопию» Мора. Творчество К.-и-В. отражало интересы и настроения прогрессивных кругов исп. общества, выступавших против феод, гнета и засилия церкви. Оно содейство-


вало освобождению умов от духовного гнета католи­цизма и расчищало путь развитию науки и про­свещения.

Соч.: Obras completas, v. 1—3, Madrid, 1941—52.

Лит.: Морозов П. О., Испанский Вольтер, «Вестник Европы», 1883, кн. 12; Astra na Marin L., Idea-rio de don Francisco de Quevedo, Madrid, 1940; Fernan­dez S. E., Ideas sociales у politicas en el «Infierno» de Dante у en los «Suenos» de Quevedo, Mexico, 1950.

P. Mapmwiec. Москва.

КЕДВОРТ (Cudworth), Ралф (1617—26 июля 1688) — англ. философ-идеалист, гл. представитель реакц. группы кембриджских платоников; боролся против материализма и сенсуализма «демокритовых атеистов», как он называл Гоббса и др. прогрессивных философов 17 в. К. защищал теорию сверхчувств, знания и «духовидение», к-рое, по его мнению, яв­ляется основой веры в бога — первопричины мира. Признавая существование материи, К. понимал ее как пассивное вещество, к-рому дух сообщает движение. Без воли и разума, по его мнению, все было бы мертвым. Материалистич. теории причинности он про­тивопоставлял телеологию, учение о реализации в ми­ре божеств, предначертаний; мир — это восходящая лестница совершенства от косной материи до бога. К. выступал против этич. теории Гоббса, говоря, что нравственность имеет абсолютный и неизменный характер, что она изначально заложена в человеч. разуме, имеет божеств, происхождение и не может зависеть от человеч. соглашения или воли законода­теля. В области политики К. обосновывал с теоло-гич. позиций необходимость господства аристократии над народом.

Соч.: A treatise concerning eternal and immutable mora­lity, L., 1731; The true intellectual system of the Universe, v. 1—4, new ed, L., 1820; A treatise of freewill, L., 1838.

Лит.: История философии, т. 2, [МЛ, 1941, с. 212—13; Смирнов А., История английской этики, т. 1, Каз., 1880; Tulloch J., Rational theology and christian philo­sophy in England in the 17. century, v. 2, 2 ed., Edin.—L., 1874; Lowrey Ch. E., The philosophy of Ralph Cudworth, N. Y., 1884; Schmitz K. J., Cudworth und der Platonis-mus, Bonn, 1919 (Diss.); Cassirer E., Die platonische Re­naissance in England und die Schule von Cambridge, Lpz.—В., 1932; Beyer J., Richard Cudworth, Bonn, 1935; Asp el in G., Ralph Cudworth's interpretation of Greek philosophy, Goteborg, 1943; Passmore J. A., Ralph Cud­worth. An interpretation, Camb., 1951. E. Вейцман. Москва.

КЕДРОВ, Бонифатий Михайлович (р. 1903) — сов. философ, химик, историк науки; член-корр. АН СССР (с 1960). Член КПСС с 1918.

С о ч.: а) по термодинамике и физич. статистике (статьи 1929—35 гг.); б) по материалистич. диалектике и философ, вопросам естествознания: О количественных и качественных изменениях в природе, [М.], 1946; О путях развития естество­знания, М.—Л., 1948; Диалектический материализм о совре­менных открытиях в области строения материи, М., 1954; Отрицание отрицания, М., 1957; О повторяемости в процессе развития, М., 1961; в) по разработке и пропаганде философ, наследия классиков марксизма: Энгельс и естествознание, [М.], 1947; О произведении Ф. Энгельса «Диалектика при­роды», М., 2 изд., 1954; Книга В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» и современное естествознание, М., 1959; Применение В. И. Лениным марксистской диалектики к анали­зу современной науки, в сб.: Великое произведение воинству­ющего материализма, М., 1959; Ленинский анализ революции и кризиса современного естествознания, в сб.: Ленин и наука. М., 1960; Как изучать книгу В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», М., 1961; Классификация наук, [кн.] 1. М., 1961; г) по диалектич. логике и ее приложению к химии: Развитие понятия элемента от Менделеева до наших дней, М.—Л., 1948; Эволюция понятия элемента в химии, М., 1956; д) по истории открытия и философ, обобщению периодич. закона: Химические понятия в свете менделеевского наслед­ства, в сб.: Периодический закон Д. И. Менделеева и его фи­лософское значение, [М.], 1947; Понятие «химический эле­мент» с точки зрения периодического закона Менделеева, там же; Браунер — сподвижник Менделеева, М., 1955 (совм. с Т. Ченцовой); День одного великого открытия, М., 1958; Философский анализ первых трудов Д. И. Менделеева о пери­одическом законе, М., 1959; е) по дешифровке и комментиро­ванию рукописного архива Менделеева: К истории открытия периодического закона Д. И. Менделеева, в кн.: Д. И. Мен­делеев. Новые материалы по истории открытия периодического закона, М.—Л., 1950; М е н д е л е е в Д. И., Научный архив, т. 1, 1953 (ред. К.); е г о ж е, Периодический закон (ред., ст. и примеч. К.), М., 1958; е г о ж е, то же, Доп. материалы (ред.


КЕЙЗЕРЛИНГ — КЕЙНС 489


и комментарии К.), М., 1960; ж) по истории философии и есте­ствознания: Джон Дальтон — отец современной химии, в кн.: Дж. Дальтон, Избр. работы по атомистике, Л., 1940, 2 изд.: Атомистика Дальтона, М.—Л., 1949; Очерки по исто­рии философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1—2, 1955—56 (соавтор); История философии, т. 1—5, 1957—61 (соавтор); Spektralanalyse. Zur wissenschaftshisto-rischen_Bedeutung einer grofien Entdeckung, В., 1961.

КЁИЗЕРЛИНГ (Keyserling), Герман (20 июля 1880—26 апр. 1946)— реакц. нем. философ-иррациона-лист (см. Иррационализм), пытающийся сочетать субъективный идеализм с объективным идеализмом. Исходным пунктом учения К. является иррациона-листич. концепция души. Интеллект, чувств, восприя­тие внешнего мира и т. д. являются, с т. зр. К., внеш­ними проявлениями этой иррац. сущности человека. Эти внешние проявления сокровенной душевной жизни человека направлены, соответственно, на внешний мир. Чувственно воспринимаемая и рацио­нально познаваемая действительность, окружающая человека, также представляет собой внешнее проявле­ние внутренней иррац. сущности, недоступной науке и познанию вообще, поскольку последнее является, согласно К., лишь интеллектуальным, т. е. односто­ронним, ограниченным отношением к действитель­ности. Метафизически противопоставляя внутреннее и внешнее, К. тем не менее объявляет задачей своей философии создание «нового синтеза духа и души», установление единства между мышлением и созерца­нием, теорией и практикой. Однако на деле задача К. сводится к тому, чтобы подчинить сознательное под­сознательному, разум интуиции. Такого рода кон­цепция является по существу одной из разновидно­стей фидеизма. Антиинтеллектуализм К. проявляется далее в резком противопоставлении философии по­ложит, наукам, в нигилистич. оценке науч. познания, к-рому противопоставляется интуитивистское (см. Интуитивизм) понимание существующего, характе­ризуемое как особая душевная деятельность, аналогичная художеств, творчеству. Иначе говоря, К. отрицает филос. значение познания, поскольку последнее является отражением внешнего мира. Фи­лософия рассматривается К. как особая способность воображения, благодаря к-рой философ соприка­сается с объективно существующим иррациональным, сознает его присутствие, общается с ним. Подвергая критике рационализм, эмпиризм, теоретич. мышление, К. высоко оценивает др.-воет, мистицизм и утверж­дает, что философия должна возвратиться к этому первоисточнику мудрости, от к-рого она отклонилась в новое время. Призывая к попятному движению, к возрождению мистич. идеализма древности, К. на­зывает себя «реформатором духа», указывающим человечеству путь к мудрости. Философия тем и отличается от др. наук, что она является не просто знанием, а мудростью; последняя же есть особый род внутреннего, духовного бытия, к-рым живут избран­ные натуры, мудрецы. Учение К. носит резко выра­женный антидемократич., аристократич. характер. На филос. воззрения К. оказали большое влияние А. Шопенгауэр, А. Бергсон и др. бурж. философы-иррационалисты. Сам К., впрочем, отрицал эти влия­ния. К. является одним из ближайших непосред­ственных предшественников фашистской идеологии в Германии.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)