|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЕСТЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИА- 2 страницапозитивист. Согласно Ж., психика есть единство психич. функций личности, к-рые образуют иерархич. ряд, усложняясь от элементарных форм ощущений, через восприятие, эмоции, память, дискурсивное мышление до синтетич. «схватывания реальности во всех ее формах» («Неврозы», М., 1911, с. 289). Каждая функция, как и единство их, есть продукт филогене-тич. и индивид, эволюции и заключает в себе преемственные уровни развития. Действие психич. функций связано с «психич. напряжением», сила к-рого пропорциональна высоте функции. В основе их лежит психич. энергия, природу к-рой Ж. не исследует, но к-рую, по его мнению, можно изучать и измерять по ее проявлениям. Осн. вклад Ж. в психиатрию — разработка психогенной теории неврозов — истерии и психастении; последнюю он впервые выделил в качестве самостоят, клинич. формы. Хотя трактовка Ж. проблемы неврозов представляется с совр. т. зр. несколько расширительной, его заслугой являются классически точные характеристики ряда клинич. симптомов истерии и психастении. Именно тщательность наблюдения фактов и гуманизм Ж. высоко оценивал И. П. Павлов, к-рый в то же время справедливо отверг идеалистич. понимание Ж. природы психики. Ж. ограничивал задачу психологии установлением взаимосвязи психич. феноменов. Психологич. концепция Ж. пользуется значит, влиянием в западной, особенно французской, психологии. С оч.: Etat mental des hysteriques, [v.] 1—2, P., 1893— 1894; Les obsessions et la psychasthenic, v. 1—2, P., 1903 (совм. с F. Raymond); Philosophie, questions complementaires, P., 1925; L'evolution de la mgmoire et de la notion du temps, [v.] 1—3, P., [1928]; L'evolution psychologique et la per-sonnalite, P., 1929; La force et la faiblesse psychologiques, P., 1932; Les debuts de l'intelligence, P., 1935; L'intelligence avant le langage, [P., 1936]; в рус. пер.: Неврозы и фиксированные идеи, [ч.] 1,СПБ, 1903; Психический автоматизм, М., 1913. Лит.: Павловские среды, т. 1—3, М.—Л., 1949, т. 1, ЖЕГАЛКИН, Иван Иванович [22 июля (3 авг.) 1869—28 марта 1947] — сов. логик и математик. Д-р физ.-математич. наук, профессор, засл. деят. науки РСФСР (с 1945). Приват-доцент Моск. ун-та (с 1902); в 1911 покинул ун-т в знак протеста против реакц. политики министра просвещения Кассо; вернувшись в ун-т в 1917, работал в нем до конца жизни; руководил совместно С П. С. Новиковым и С. А. Яновской науч. семинаром по математич. логике в МГУ. Осн. результаты Ж. относятся к логике и теории множеств. В 1927 (в более детальном виде — в 1928) Ж. построил арифметизированную логику предложений в виде теории кольца вычетов по модулю 2, т. е. ЖЕЛАНИЕ - ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ 127 как такой аналог обычной арифметики и алгебры, в к-ром операции производятся лишь над числами 1 и 0, играющими роль символов истинностных значений «истина» и «ложь», или над выражениями, принимающими лишь эти значения; вместо обычной суммы чисел при этом берется т. н. сумма по модулю 2 (т. е. остаток от деления суммы на 2), соответствующая строгой дизъюнкции (см. язык УСЕ в ст. Алгебра логики). Это позволило получить такой вариант алгебры логики, в к-ром законы преобразований логич. выражений мало чем отличаются от законов обычной школьной алгебры, из-за чего техника вычислений значений предложений при решении тех или иных логич. задач становится проще и понятнее. Развивая это построение и распространяя его на логику одноместных предикатов, Ж. получил решение проблемы разрешения для этой области логики. Последние две опубликованные работы Ж. (1939, 1946) посвящены рассмотрению нек-рых частных случаев формул узкого предикатов исчисления (не обязательно одноместных), для к-рых Ж. нашел решение т. н. проблемы разрешения на конечных классах. Неразрешимость этой поставленной Ж. проблемы для общего случая была в 1950 доказана Б. А. Трахтенбротом. Ж.— автор первой русской монографии по множеств теории («Трансфинитные числа», М., 1907). Последние месяцы жизни Ж. работал над созданием оригинально задуманного учебника логики. Соч.: О технике вычислений в символической логике, в кн.: Математический сб., т. 34, вып. 1, М., 1927, с. 9—28; Теория предложений и функций одного аргумента, там же, т. 35, вып. 3—4, М., 1928, с. 311—78; Арифметизация символической логики, там же, т. 36, вып. 3—4, М., 1929, с. 205— 338; К проблеме разрешимости, там же, 1939, т. 6 (48), № 2, с. 185—98; О проблеме разрешимости в Brouwer'oBCKofl логике предложений, «Тр. 2-го Всесоюзного математического съезда 1934 года», 1936, т. 2, с. 437; Введение в анализ, М., 1935 (совм. со Слудской М. И.); Проблема разрешимости на конечных классах, «Уч. зап. МГУ», 1946, вып. 100, с. 155— 211 (Математика, т. 1). Лит.: Математика в СССР за тридцать лет. 1917—1947. Сб. статей, М.—Л., 1948, с. 34—36; Математика в СССР за сорок лет. 1917—1957. [Сб.], т. 1, М., 1959, с. 92, 103—106; Послесловие редакции, в кн.: Тарский А., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948, с. 314—15; Лузин Н. Н., Теория функций действительного переменного, 2 изд., М., 1948, с. 5; Кузнецов А. В., О бесповторных контактных схемах и бесповторных суперпозициях функций алгебры логики, «Тр. Мат. ин-та АНСССР им. В. А. Стеклова», 1958, т. 51, с. 203; Ч ё р ч А., Введение в математическую логику, пер. с англ., [т.] 1, М., I960, с. 97, 393; Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961, с.160—61. А.Кузнецов. Москва. ЖЕЛАНИЕ — мотив деятельности человека, к-рый характеризуется осознанностью возникшей потребности. Ж. выступает в качестве важнейшего компонента развития волевого действия. Ж. следует отличать от влечения — мотива деятельности, представляющего собой еще не дифференцированную, недостаточно осознанную потребность. Пробуждение Ж. означает возникновение или постановку цели, т. е. отражение в голове человека объекта конкретной потребности, что определенным образом организует деятельность, придает ей целенаправленность, эмоционально окрашивает, открывает широкий простор воображению и т. д. При этом могут осознаваться не только объекты потребности, но и возможные пути ее удовлетворения. Ж. может тогда переходить в решение, к-рое в дальнейшем непосредственно претворяется в жизнь (исполнение Ж.). Однако наряду с подобными активными Ж. отмечаются случаи, когда возникшее Ж., сопутствуемое образами фантазии (грезами), удовлетворяется лишь в иллюзорной форме, выступая не как предпосылка деятельности, а как ее подмена (см. Воображение). Вопрос об активизации Ж. и их воспитании рассматривается в свете общих принципов формирования воли. Лит. см. при статьях Воля, Психика. _ А. Петровский. Москва. ЖЕЛИВСКИИ (Zelivsky), Ян (г. рожд. неизв. — казнен 9 марта 1422) — один из вождей и идеологов гусизма. Бывший монах, Ж. ок. 1417 стал нар. проповедником, инициатором революц. вспышки в Праге в 1419. С этого момента Ж. стал во главе пражского радикального крыла мелких горожан и плебса. В то время как представители пражской гор. оппозиции отказались от социального содержания учения Гуса, Ж. в своих проповедях и посланиях (1418—19) выступал как верный его последователь. В основе учения Ж. лежал принцип «закона божьего» как требования справедливого отношения к слабым и угнетенным. Но Ж. шел дальше, утверждая, что «только трудовой народ вправе есть свой хлеб». Однако, подобно Гусу, он не доходил до полного отрицания феод, обществ, строя. На Ж. оказал влияние нем. сторонник учения Гуса —Николай (Мику-лаш) из Дрездена, к-рый во время своего пребывания в Праге ок. 1414—17 способствовал первонач. оформлению гуситского радикализма и был, по-видимому, учителем Ж. В воззрениях Ж. есть мистич. элементы: апокалипсич. образ конца света, хилиастич. видения наступления царства Христова на земле; однако с конца 1419 следы положит, отношения Ж. к хилиазму исчезают. Начиная с 1419 Ж. преодолевает специфич. элементы мистицизма, содержащиеся в его ранних проповедях. В энергичной революц. политич. деятельности Ж. этого периода сказывается связь с практикой радикальной оппозиции горожан. Теоретич. выступления Ж. этого периода не сохранились. С оч.: DochovanS кйгйт z roku 1419, dil 1, Praha, 1953; Vyzva Jana 2elivskeho. Vybor z kazflni, Praha, 1954. Лит.: История Чехословакии, т. 1, М., 1956, с. 149, 159, 164—65, 207; Рубцов Б. Т., Гуситские войны. (Великая крестьянская война XV века в Чехии), М., 1955, с. 128—29, 186—90; М а ц е к Й\, Табор в гуситском революционном движении, пер. с чеш., т. 1—2, М., 1956—59; В а г t о s F. М., Pad Zelivskeho, «Jihocesky sbornik historicky», Tabor, 1952, № 3; К r a t o„c h v £ 1 M. V., Jan Zelivsky, Praha, 1953; V a v f i k Z., Cteni о Janu Zelivskem, Praha, 1953; Kali-v о da R., Husitskd ideologie, Praha, 1961. P. Н'алшода. ЧССР. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ — существенный элемент религ. культа, заключающийся в приношении даров вымышленным сверхъестественным существам: духам умерших предков, богам, обожествл. предметам и т. д. Возникнув вместе с религией как элемент религ. культа, Ж. отразили слабость и зависимость человека от стихийных сил природы и общества. Формы и размеры Ж. исторически менялись; они разнообразны, начиная от простейших (напр., брызгание или возлияние вина) вплоть до массовых кровавых Ж. животных и людей. Формы Ж. тесно связаны с различными формами культа, к-рые складывались в конкретных исто-рич. условиях на определ. ступенях обществ, развития. К числу древнейших форм Ж. относятся: «жертва-общение» — тотемич. трапеза, ритуальное поедание тотема, напр. при церемонии «интичиума» (Центр. Австралия); «жертва-дар», первоначально в виде «кормления» умерших как часть погребального культа, надмогильные дары умершим (оружие, утварь и пр.) и т. д. Одна из ранних форм Ж.— принесение в жертву первинок (первые плоды, первый молодняк стад и пр.)— была по существу обрядом снятия табу, как часть системы регулирования обществ, потребления. Благодарственное Ж. вначале было просто охотничьим празднеством после удачного промысла. По мере разложения родового строя и расслоения общины, с выделением профессионалов-шаманов и жрецов, формы Ж. становятся все более тяжелыми и обременительными для людей; шаманский культ требует постоянных кровавых Ж. якобы для того, чтобы откупиться от злых и жадных духов. Патриархально-родовой культ предков и особенно племенной культ вождей (Африка, Полинезия и др.) породили жестокие формы Ж.: умершим вождям и царькам приносили обильные человеч. жертвы (Африка); в Центр. Америке массовые человеч. Ж. совершались в честь вогяств. богов. В смягченной форме та же идея жестокости духов и богов сказалась 128 ЖИВКОВ в обычаях самоистязания (напр., у индейцев Сев. Америки), самоуродования, самооскопления и др. видах религ.-изуверского аскетизма. Вместе с тем у мн. народов выработался более практич. взгляд на Ж. как на своего рода материальную сделку с божеством: в обмен за жертву молящийся требует от бога тех или иных благ (религии Др. Индии, Рима). В развитии и усложнении Ж. большую роль играло своекорыстное вымогательство жрецов; за счет пожертвований богатели и росли храмы и святилища. С развитием экономики и культуры Ж. сокращались и упрощались. Местами они становились чисто символическими (напр., в Китае принесение в жертву предметов, животных, денег заменялось вырезанными бумажками с надписями). Особую форму Ж. у скотоводч. народов (напр., в Сибири) составляло посвящение в жертву духам живых животных: их отпускали на волю или переставали ими пользоваться. С этим же связан древний обычай посвящать богу живых людей («назореи» у древних евреев), отсюда монашество в христианстве, исламе. В христианской религии формально отменены все Ж. (т. к. Христос якобы принес себя добровольно в искупительную жертву за всех людей) и заменены «бескровной жертвой»: христианское «таинство причащения» — отголосок древнего богоядения. Но фактически Ж. остаются, особенно в католицизме и православии, где за счет обильных пожертвований верующих создавались колоссальные богатства монастырей и церквей. Одна из своеобразных форм христианского Ж.— жертвы «ex voto» (по обету): вотивные изображения частей тела, к-рые верующие вешают к иконам в благодарность за «чудесное» исцеление. Лит.: Спенсер Г., Основания социологии, Соч., т. 1, ЖИВКОВ, Тодор (р. 7 сент. 1911) — деятель болг. и междунар. коммунистич. движения, первый секретарь ЦК Болг. коммунистич. партии (с 1954). Род. в бедной крест, семье. В 1929 стал работать в типографии, в 1930 вступил в Рабочий молодежный союз. С 1932 — член Болг. коммунистич. партии (БКП); с 1934— па руководящей парт, работе. Во время 2-й мировой войны — один из руководителей партизанского движения в Болгарии. С 1948 — член ЦК партии, с 1950 — секретарь, с 1951 — член Политбюро ЦК БКП. Ж. встал во главе ЦК БКП в тот период развития социа-листич. революции в Болга-'рии, когда партия преодолевала ошибки, связанные с культом личности Сталина и Червенкова, вела борьбу с догматич. истолкованием марксистского учения. Центр, место в выступлениях Ж. занимают вопросы борьбы за победу социализма в Болгарии. В работе «Союз рабочих и крестьян — незыблемая основа народной власти» Ж., разбирая вопрос о союзе пролетариата и крестьянства, указал, что после победоносного нар. восстания 9 сент. 1944, после завоевания политич. власти перед рабочим классом страны и его авангардом — Коммунистич. партией встала задача создания социалистич. производств, отношений. В пром-сти эта задача была решена путем национализации и последовавшей за этим индустриализации, что дало возможность ликвидировать отсталость нар. хозяйства, его зависимость от иностр. монополистич. капитала и успешно решить задачу социалистич. перестройки мелкотоварного с. х-ва. Для создания социалистич. производств, отношений в деревне необходимо, указывает Ж., «...осуществлять прочную экономическую смычку между городом и деревней, оторвать село от капиталистического развития, преодолеть частнособственнические тенденции крестьянина, переведя его с пути единоличного хозяйства на путь крупного, коллективного хозяйства» («Союз рабочих и крестьян — незыблемая основа народной власти», М., 1960, с. 7). Коллективизация с. х-ва как общая закономерность в строительстве социализма решается в Болгарии в особых формах — посредством организации трудовых кооперативных земледельч. хозяйств (ТКЗХ). Ж. указывает: «Создание ТКЗХ в Болгарии является творческим применением ленинского кооперативного плана к условиям нашей страны... Трудовые кооперативные земледельческие хозяйства, как своеобразная форма построения социализма в нашем селе, не существуют в застывшем, данном раз и навсегда виде. Форма ТКЗХ постепенно перерастает в артельную форму сельского хозяйства путем ликвидации ренты, в результате чего фактически обобществляется и земля» (там же, с. 8). Указывая, что построение социалистич. общества заключается не только в создании и развитии социалистич. экономики, Ж. характеризует важнейшие задачи идеологич. работы, имеющей целью завершение социалистич. культурной революции: «...всеми средствами содействовать коммунистическому воспитанию народных масс и развитию у них социалистического сознания, вести неослабевающую борьбу с пережитками капитализма в сознании людей, с буржуазной идеологией и моралью, вооружать трудящихся марксистско-ленинским мировоззрением, служить построению социалистического общества, помогать успешному осуществлению практических задач хозяйственного, государственного и культурного строительства, творчески развивать нашу революционную теорию» («Отчетный доклад ЦК Болгарской Коммунистической партии VII съезду партии», см. в кн.: «VII съезд Болгарской Коммунистической партии», М., 1958, с. 81). В выступлениях Ж. подчеркивается следующий важ^ нейтний момент социалистич. строительства в совр. условиях: взаимопомощь и братское сотрудничество всех социалистич. стран. «Курс на изолированное строительство социализма полностью отвергнут и до конца разоблачен самой жизнью»,— сказал Ж. на XXII съезде КПСС («Правда», 1961, 22 окт., с. 9). Анализируя закономерности развития Народной Республики Болгарии, Ж. критикует теорию двух-этаппого развития болг. революции, указывая, что в Болгарии «...не было никакого „превращения" или „перерастания" власти, установленной после революции Девятого сентября. В процессе своего развития она завоевывала новые позиции, очищаясь от колеблющихся, неискренних представителей различных партий, все более крепла и связывалась с массами, но по своему классовому характеру она всегда была властью социалистической в народно-демократической форме» («VII съезд Болгарской Коммунистической партии», с. 123—24). Народно-демократич. форма диктатуры пролетариата, отсутствие гражд. войны, многопартийность как особая форма и одно из проявлений союза с непролетарскими группами трудящихся, прежде всего с крестьянством,— таковы особенности развития НРБ в период перехода к социализму. Указывая на необходимость преодоления и недопущения впредь чуждого духу марксизма-ленинизма культа личности, порождавшего «неправильные методы работы, догматизм и сектантство» (там же, с. 103), Ж. подчеркивает также и важность борьбы с ревизионизмом, всегда являвшимся одним из главных вра- ЖИВКОВИЧ - «ЖИДОВСТВУЮЩИЕ» 129 гов марксизма (см. там же, с. 118). В работе «Мир — черкнул Ж.,— это не временная, продиктованная конъюнктурными соображениями политика, а генеральная линия развития международных отношений, путь к социализму во всемирном масштабе» (там же, с. 13). Ж. активно проповедует идеи мира, выступает от имени своего народа за создание зоны мира на Балканах. Он разоблачает в своих выступлениях происки врагов мира и поборников сохранения колониальной системы — тех, кто ведет «...курс на гонку вооружений, усиление „холодной войны" и обострение международной напряженности, на подрыв дела международного взаимопонимания под флагом антикоммунизма», кто преследует цель «...задушить или затормозить национально-освободительную борьбу порабощенных народов, увековечить их рабство» («Правда», 1960, 2 окт., с. 3). Ж.— участник Совещаний представителей коммунистических и рабочих партий в Москве (1957 и 1960). В выступлении на XXII съезде КПСС Ж. подчеркнул, что этот съезд «...имеет историческое значение и для развернутого строительства коммунизма в Советском Союзе, и для дальнейшего всестороннего подъема мировой социалистической системы, и для развития международного коммунистического и рабочего движения, и для борьбы колониальных и зависимых народов, и для дальнейшего развития человечества по пути мира, социализма и коммунизма» («Правда», 1961, 22 окт., с. 8; см. также статью Ж. «Неугасимый факел, освещающий путь к коммунизму» в журн. «Коммунист», 1961, № 16, с. 131—33). С о ч.: Победа социализма в нашей стране, «Правда», 1958, 9 сент.; Болгария гордится твоим подвигом, комсомол!, «Комсомольская правда», 1958, 3 дек.; К новым победам кооперативного строя в деревне..., М., 1958; Об ускорении развития народного хозяйства, повышении материального и культурного уровня народа и перестройке государственного и хозяйственного руководства, С, 1959; Шествует по земле весна, «Правда», 1960, 21 апр.; За торжество политики мира и мирного сосуществования, за ликвидацию колониального рабства, С, 1960; Главное завоевание ленинской внешней политики, «Правда», 1962, 1 апр. ЖИВКОВИЧ (ЖивковиЯ), Любомир (р. 28 авг. 1900) — югосл. философ и врач, сотрудник Ин-та обществ, наук в Белграде. Науч. деятельность Ж. в области философии и социологии началась в 30-х гг.: он выступил тогда против расизма как идеологич. орудия фашизма («Человеческое общество и расовая теория» — «Ljudsko drustvo i rasna teorija», 1937). Осн. темы произведений Ж. 50-х гг.— происхождение и развитие человека и человеч. сознания, взаимоотношение базиса и надстройки, формы обществ, сознания, вопросы теории отражения, критика религии. В отличие от нек-рых югосл. социологов, Ж. считает, что социалистич. уклад не возникает стихийно в недрах капитализма, и выступает против теории мирного врастания капитализма в социализм (см. «Nanka odrustvu», Sarajevo, 1958, s. 458). Он критикует Р. Лукича, Й. Горичара и О. Мандича за их ревизию ленинского определения класса, показывая, что их взгляды ведут в конечном счете «...к провозглашению социалистического общества новым видом классового и эксплуататорского общества» (там же, s. 386). Ж. перевел (1924) на сербско-хорватский язык «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса. С о ч.: Freud i gradansko drustvo, Zagreb, 1939; О postanku i pojmu ljudske svesti, «Savremena skola», 1954, [№] 7—8; Nauka о postanku coveka, 3 izd., Beograd, 1956; Uvod u isto-riju ljudske svesti, diel 1, Beograd, 1957; Drustvena nadgradnja, Zagreb, 1960; Teorija socijalnog odrazavanja, Zagreb, 1962. Лит.: Э л е з Й., Живкович Л. Наука об обществе, в кн.: ЖИД (Gide), Шарль (1847—1932) — франц. бурж. экономист и социолог. Примыкал к историч. школе в политич. экономии, а также к австр. школе. Ж. отрицательно относился к марксизму, выступал против классовой борьбы, социалистич. революции, диктатуры пролетариата. Гл. источником эксплуатации в ка-питалистич. обществе Ж. считал прибыль, получаемую торговцами. Он выдвинул программу развития потребит, кооперации, к-рая должна постепенно вытеснить капиталистов из торговли, а затем и из сферы произ-ва, что приведет якобы к установлению «кооперативного строя»; собственность на средства произ-ва не обобществляется, а должна быть передана в руки непо-средств. производителей (см. «Кооперация», М., 1918, с. 30). Кооперация мыслилась Ж. как неклассовая организация. Критика утопич. и реакц. характера мелкобурж. программы «кооперативного социализма» дана Лениным (см. Соч., т. 9, с. 341). Идеи Ж. оказали влияние на кооперативное движение в др. странах и идеологию правых социалистов; видным последователем Ж. является Б. Лавернь. Соч.: Principes d'economie politique, 24 ed., P., 1923; в рус. пер.: Социально-экономические итоги XIX столетия, СПБ, [1906]; Потребительные общества, [ч. 1]—2, М., 1916— 1917; Основы политической экономии, 3 изд., [кн. 1]—2, М., 1918; История экономических учений, 2 изд., М., 1918; Москва или Рочдель, М., 1925 (совм. с Н. П. Мещеряковым). Лит.: Пажитнов К. А., Шарль Жид, [П.], 1918; «ЖИДОВСТВУЮЩИЕ» — религ.-реформац. движение в России 2-й пол. 15 — нач. 16 вв. Ересь «Ж.» была общерусским реформац. движением, представлявшим широкие социальные круги: торгово-ремеслен-ные круги Новгорода, Пскова, Москвы, Твери, мелкопоместные элементы, слои низшего и рядового духовенства. Выступления против монашества, поддержка «Ж.» объединит, политики моек, великого князя сделали возможным сотрудничество Ивана III с лидерами движения — Алексеем, Денисом и др. Это сотрудничество носило условный характер и ослабевало по мере выявления антифеод, сущности реформац. движения. По приговору собора 1504 руководители движения «Ж.» были казнены, многие его участники заточены в тюрьмы и монастыри. В центре идеологич. борьбы «Ж.» находились облеченные в религ. форму вопросы обществ, устройства. Аргументы в пользу своих интересов реформаторы черпали из Ветхого завета. Согласно «Ж.», социальное законодательство для людей Ветхого завета было религ. законом. Они заключали «договор» с богом как полноправная сторона, а их пророки бичевали социальную несправедливость. Обращение реформаторов к Ветхому завету послужило поводом для обвинения их в «жидовстве». Оппозиционные феод, православию идеи «Ж.» выразились в-антитринитаризме (см. Анти-тринитарии), иконоборчестве, отрицании института монашества, в непочитании святых, несоблюдении постов, в критике учения о воскресении мертвых. Руководители движения обращались к философии, исто- 130 ЖИЗНЬ рии, грамматике, астрономии. Они утверждали за человеком широко понимаемое право нравств. свободы («самовластие души»), придерживались идеи равенства народов и вер, отвергали ср.-век. аскетизм и признавали естественным удовлетворение духовных и телесных потребностей человека. Ересь «Ж.» явилась рус. антифеод, реформац.-гуманистич. движением, складывавшимся на почве развития городской жизни, успехов торговли, ремесла, роста материальной и духовной культуры. В 15 в. критика православия была углублена и развита в учении идеолога социальных низов Феодосия Косого. Лит.: Казакова Н. А. иЛурьеЯ. С, Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI века, М.—Л., 1955; Клибанов А. И., Рефорыационные движения в России в XIV — первой половине XVI вв., М., 1960; Лурье Я. С, Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI века, М.—Л., 1960. А. Клибанов. Москва. ЖИЗНЬ — одна из высших форм движения, закономерно возникшая в процессе развития материи. Исторический очерк развития понятий о жизни. Представление о качеств, отличии живого от неживого, о наличии общих свойств у всего живого вырабатывалось постепенно в процессе познания природы. Еще в нач. 18 в. в область химии переносились чисто биологич. понятия. Многие утверждали тогда, что кислоты — это мужское начало, а щелочи — женское. Нек-рые считали, что минералы растут, подобно растениям, из семян. К тому же в науке долгое время отсутствовало ясное представление о том, что растения являются в такой же мере живыми, как и животные. Развивавшееся естествознание шаг за шагом вводило науч. критерии познания жизненных функций. Так, в процессе развития биологии последовательно расширялось понятие дыхания. Первоначально оно мыслилось только как работа легких и дыхание растения отрицалось; лишь позднее дыхание стало рассматриваться как процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа одноклеточными и многоклеточными животными и растениями. Еще позднее, исходя из познания самой сущности дыхания, при к-ром освобождается необходимая для жизнедеятельности энергия, стали понимать под дыханием любой способ добывания энергии организмом. Процесс расширения и углубления биологич. понятий с особой интенсивностью продолжается в наст, время. Так, напр., совсем недавно возникла проблема возможности расширить понятие Ж. на мир вирусов. В связи с развитием науч. познания Ж. развивалось и филос. понимание ее. Филос. концепция Ж. всегда имела большое мировоззренч. значение и являлась существенным вопросом борьбы материализма и идеализма, науки и религии. Филос. воззрения оказывают несомненное влияние на естеств.-науч. трактовку Ж. В свою очередь, углубление науч. знания о Ж. играет важную роль в развитии материализма и его борьбе против идеализма и религии. Трудность науч. решения проблемы Ж. является причиной того, что идеализм и религия здесь особенно упорно ищут убежища. Ре-лиг, мифу о божеств, творении живых существ соответствуют идеалистич. концепции креационизма, телеологии и витализма. В основе этих учений при всем их многообразии лежит одна идея: Ж. по своей природе нематериальна, она есть результат одушевления материи «жизненной силой». Наибольшим успехом в истории виталистических воззрений на Ж. пользуется учение Аристотеля об одушевляющем начале, заложенном в самих живых существах и движущем их развитие в силу того, что оно является их внутр. целью. Это начало Аристотель назвал энтелехией. Наукообразная форма при идеалистич. содержании привлекла к этому учению сочувственное внимание церкви. В духе церк. догматики оно было истолковано Фомой Аквинским и в этой форме до сих пор служит Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |