|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЕСТЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИА- 15 страницаОтношение между 3. и его предметным значением (наз. отношением обозначения, пли отношением именования) отличается тем, что хотя различные 3. могут иметь одинаковое предметное значение, каждый 3. должен иметь одно и только одно такое значение. Это последнее условие соблюдается иногда лишь в след. смысле: один и тот же 3., рассматриваемый в отвлечении от ситуаций, в к-рых он применяется, имеет более чем одно предметное значение, но употребляется он обычно лишь в таких знаковых ситуациях, в к-рых непосредственно ясно, какое из различных возможных его предметных значений имеется в виду в данном случае. То, каково предметное значение 3., определяется прежде всего его смысловым значением (и, в меньшей мере,— знаковой ситуацией). Однако это не значит, что всякий 3. обозначает нек-рый предмет; существуют 3., имеющие вполне определ. смысловое значение, но не обозначающие никакого предмета, во всяком случае никакого реального предмета; примером такого 3. может быть языковое выражение «русалка». В науке очень важное значение имеют 3., обозначающие идеализированные абстрактные объекты (см. Идеализация). Смысловое значение 3.— это его свойство представлять, фиксировать определ. стороны, черты, характеристики обозначаемого объекта, определяющее область приложения 3.; это то, что понимает под 3. человек, производящий или воспринимающий 3. В самом широком смысле, смысловым значением 3. можно считать чувственно-наглядный или мысленный образ предмета. В простейших случаях в качестве смыслового значения 3. выступает связанное с ним единичное или общее представление. В более сложных случаях (особенно в науке) смысловое значение 3. принимает форму понятия. Понятия образуют тот вид смыслового значения, к-рый возникает лишь на достаточно высокой ступени развития мышления и непосредственно связан с употреблением языковых 3. (хотя, конечно, не каждый языковый 3. обязательно имеет нек-рое понятие в качестве своего смыслового значения). 3. общения может употребляться в одном и том же предметном значении, но в различных смыслах, что бывает тогда, когда сданным 3. связывают различные понятия или существенно различные представления (напр., слово «вода» имеет одно и то же предметное значение, когда со звуковым комплексом «вода» связывается и отличит, свойство «иметь удельный вес, равный единице», и отличит, свойство «быть веществом, молекула к-рого состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода», но различный смысл). В логике (где 3. рассматриваются в отвлечении от их отношения к лицам, их использующим, и от конкретной ситуации, в к-рой это использование происходит) под смысловым значением (смыслом) 3. часто понимают тот способ, каким данный 3. связан с обозначаемым им объектом, т. е. способ, каким за ЗНАК 179; 3. закреплено его предметное значение; в случае т. н. сложных 3. (т. е. 3., образованных из частей, в свою очередь являющихся 3. со своим собств. смысловым значением) при этом подходе смысловое значение видят в том способе, каким данный сложный 3. составлен из более простых 3. Под экспрессивным значением 3. понимаются выражаемые с помощью данного 3. (при его использовании в данном контексте др. 3. и в данной ситуации) чувства и желания человека, употребляющего 3. Напр., тон, каким произносится данное выражение, способ его произнесения — громко или шепотом — все это может указывать на радость, удивление и др. эмоции говорящего. 3. естеств. языков различны с т. зр. роли в них экспрессивного значения. Если устный язык весьма экспрессивен, тс в письменном научном языке подавляющее большинство 3. вообще лишено экспрессивного значения. С др. стороны, существуют языковые 3., строго говоря не имеющие никакого др. значения, кроме экспрессивного, напр. междометия (впрочем, их можно рассматривать как 3., предметное и экспрессивное значение к-рых совпадает). Если материальный объект употребляется в качестве 3., он всегда обозначает для этого лица нек-рый предмет, к-рым может быть вещь или процесс реального мира, отношение между предметами или их свойства, абстрактный объект, образ воображения или переживание человека. Однако для человека, воспринимающего 3., последний может и не иметь предметного значения (хотя, конечно, обязательно имеет нек-рое смысловое значение, иначе он вообще не воспринимался бы как 3.). Понимание смысла 3. связано с владением тем языком, в состав к-рого входит этот 3. Для человека, знающего соответств. язык, языковые 3. обладают смысловым значением независимо от того, имеют ли они в той или иной конкретной ситуации предметное значение или нет. Отношение между 3. и обозначаемым им предме Роль знаков в познании. Использование 3. в процессе познания и общения людей существенно связано с нек-рыми их характерными свойствами. Важнейшим из них является обобщенный характер 3., состоящий в том, что 3. может употребляться в различных ситуациях, различными людьми, обозначает фактически различные (хотя обязательно однородные, в том или ином отношении) предметы или один и тот же предмет, но рассматриваемый в различное время. В наиболее развитой форме обобщение присуще языковым 3. Др. важным свойством 3. является их относит, неизменность, жесткость, позволяющая производить в отношении них акты различения и отождествления и рассматривать данные материальные образования в качестве одного и того же 3. Материальное явление, отличающееся текучим, подвижным характером в такой мере, что это препятствует его опознаванию людьми, не может быть использовано в качестве 3. Рассмотрение определ. 3.,—к-рые всегда, по существу, различны, хотя бы уже потому, что, напр., употребляются в различных знаковых ситуациях, в разное время, разными людьми, встречаются в разных местах текста и т. п.— в качестве одинаковых 3. порождает понятие об абстрактных 3. Абстрактный 3.— это 3., рассматриваемый с точностью до одинаковости. На конкретные 3., т. е. 3., применяемые в конкретных знаковых ситуациях, следует при этом смотреть как на представителей тех или иных абстрактных 3. Напр.,из четырех конкретных 3.: &, &, v, v, первые два конкретных 3. в логике обычно считаются представителями одного и того же абстрактного 3., наз. 3. конъюнкции, а два др. конкретных 3.— представителями др. абстрактного 3.— знака дизъюнкции. Два абстрактных 3. тождественны тогда и только тогда, когда их конкретные представители одинаковы. Конкретные и абстрактные 3. различал уже Аристотель. А. А. Марков в связи с разработкой теории алгоритмов также вводит понятие абстрактного 3. и его конкретных представителей (в применении к буквам и словам, понимаемым в том обобщенном смысле, какой принят в логике и теории алгоритмов). Понятия тождества (одинаковости) и различия конкретных 3. (и соответствующие им понятия тождества и различия абстрактных 3.) относительны в том смысле, что зависят от (явно или неявно) принятых правил отождествления 3. Так, напр., на основе часто применяемых в логике соглашений конкретный 3. «■» (точка) считается одинаковым с двумя приведенными выше конкретными 3.— представителями абстрактного 3. конъюнкции. Человеч. рассуждения, во всяком случае в более или менее развитых формах, неотделимы от использования 3. того или иного рода. Совокупности 3. (из к.-л. систем 3.) составляют ту материальную форму, в к-рой осуществляется (иногда весьма длительное) хранение различного рода информации, приобретенной людьми; так, зафиксированные с помощью письменности сообщения передаются от поколения к поколению, служат средством накопления знаний всего общества. Применение 3. и систем 3., в частности, использование, наряду со 3. естеств. языков, знаков спец. характера и искусственных знаковых систем, напр., формализованных и машинных языков, позволяет людям производить весьма сложные преобразования информации,— осуществлять логич. выводы, строить доказательства, выдвигать и проверять гипотезы, и т. п.; фиксация сообщений с помощью 3. обуславливает возможность передачи сообщений по различным технич. каналам связи, а также возможность обработки и преобразования этих сообщений с помощью автоматич. устройств (информационно-ло-гич. и вычислительных машин, управляющих систем и т. п.). Развитие и совершенствование знаковых систем определяется потребностями развития науки и обществ, практики. Употребление спец. символики и особенно создание искусств, систем формул создает большие преимущества для наук. Употребление 3., используемых в формулах, дает возможность в со-кращ. форме фиксировать соотношения между изучаемыми предметами; добиваться однозначности используемых терминов; фиксировать такие понятия, для к-рых в обычном языке вообще не существует словесных выражений. В формулах зачастую выражает-. ся и готовый результат и одновременно тот путь, следуя к-рому можно получить этот результат. Употребление формул носит международный характер, что облегчает обмен научной информацией. Искусств, знаковые системы часто играют в познании и общении людей сугубо вспомогательную роль. Однако в др. случаях они приобретают большое и самостоятельное научное и практич. значение. Примером 180 ЗНАК могут служить активно разрабатываемые в настоящее время искусств, языки-посредники, используемые при автоматич. переводе с одного языка на другой, математич. и логич. исчисления и пр. Искусственные знаковые системы являются дальнейшим развитием и совершенствованием, естеств. языков и существуют лишь на их основе. Изучение 3. (и более широко, сигналов вообще), при к-ром принимается во внимание организм или организмы, участвующие в знаковой ситуации, а также сама эта ситуация, входит в'область прагматики как одной из частей семиотики. Исследование 3. в отвлечении от знаковых ситуаций и лиц, принимающих в них участие, составляет задачу логич. семантики; наконец, исследование 3. только с т. зр. их отношения др. к другу, т. е. в; отвлечении также и от их предметного значения и заключенного в них смысла, составляет задачу синтаксич. исследования 3. С рассмотрением 3. связаны различные философские, логич. и социально-психологич. вопросы, приобретшие особую актуальность в связи с развитием кибернетики, математич. лингвистики, внедрением математич. методов в такие науки как экономика, социология, психология и др. К их числу относятся проблемы, связанные с различением и отождествлением 3., с понятиями осмысленности и значения языковых выражений, с отношением синонимии 3., со способами образования сложных знаков из более простых. Другой круг проблем связан с совершенствованием и унификацией научной терминологии и номенклатуры; с созданием международных искусств, языков, облегчающих обмен информацией в области науки; с выяснением принципов наиболее эффективного использования 3. в распространении знаний, пропаганде, в рекламе и т. п. Важное значение имеет выяснение роли 3. в организации человеч. поведения (напр., в процессе воспитания и обучения). К числу проблем, связанных с теорией 3., относится также выяснение роли символич. образов в литературе и изобразит, искусстве (см. Символ). См. также Значение, Имя, Исчисление, Количество. О специфике языковых 3. см. Язык. О понятиях буквы, слова, алфавита в символич. Логике СМ. Слово. Б. Бирюков, Д. Горский. Москва. Знак и образ. Понятие 3. следует отличать от гносеологич. понятия образа. Отношение отдельно взятого 3. к обозначаемому предмету (исключая 3. нек-рых видов, напр. 3.-признаки и 3.-копии) носит условный характер: нек-рое сочетание звуков (или букв, фигур, цветовых пятен, движений и т. п.) поставлено в соответствие обозначаемым предметам; сходства 3. с предметом при этом не предполагается. В отличие от этого, образ предполагает сходство с объектом. Поэтому диалектич. материализм решительно выступает против иероглифов теории, истолковывающей чувственные восприятия как 3. внешних явлений, не имеющих с последними никакого сходства. Решительно отвергает марксизм и субъективистский тезис эмпириокритицизма, неопозитивизма и прагматизма о том, что понятия — это, будто бы, лишь 3. для вещей как комплексов ощущений. В понятии образа диалектико-материалистич. теории отражения выражается то, что ощущения, представления, понятия, суждения людей суть отображения действительности. Многие совр. идеалистич. направления рассматривают значения 3. как произвольные (в смысле: не детерминированные объективной действительностью) конструкции, посредством к-рых человеч. сознание в рамках нек-рой знаковой системы конструирует картину мира. К такого рода извращению позиават. роли 3. в полной мере относятся слова Ленина, к-рый писал, что против символов «...вообще ничего иметь нельзя. Н о,, п р о т и в всякой с и м- волики" надо сказать, что она иногда является „удоб Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология Соч., 2 изд., т. 3; Архив Маркса и Энгельса, т. 4,М., 1935; Энгельс Ф., Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, М.,1953;его ж е, Анти-Дюринг, отд. 1, М., 1957; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, гл. 4, § 6; е г о же, Конспект кн. Гегеля «Наука логики», там же, т. 38; Рассел Б., Новейшие работы о началах математики, пер. с англ., «Новые идеи в математике», сб. 1, СПБ, 1913; его же, Человеческое познание, пер. [с англ.], М., 1957, ч. 3; К у т ю р а Л., В защиту логистики, пер. с франц., «Новые идеи в математике», сб. 10, П., 1915; М а р р Н. Я.,Избр. работы,т. 3—4,М.—Л., 1934; Лейбниц Г., Новые опыты о человеческом разуме, М., 1936; Бэкон Ф., Новый Органон, Л.—М., 1938, с. 35—41; Юш к е в и ч А. П., Лейбниц и основание исчисления бесконечно малых, «Успехи матем. наук», т. 3, вып. 1, 1948; Погодин С. А., Знаки химические, БСЭ, 2 изд., т. 17; В ы г о т с к и й Л. С, Избр. психол. исследования, М., 1956, гл. 4—5; К л и н и С. К., Введение в метаматематику, пер. сангл.,М.,1957,ч. 1—2; 3 в е г и н ц е в В. А., История языкознания XIX и XX вв. в очерках и извлечениях, ч. 1—2, М., 1960; Чёрч А., Введение в математическую логику, пер. с англ., [т. 1], М., 1960, Введение; Резников Л. О., О роли знаков в процессе познания, «Вопр. философии», 1961, № 8; е г о же, Неопозитивистская гносеология и знаковая теория языка, там же, 1962, № 2; С о n d 1 1 1 а с Е. В. de, Essai sur l'origine des connaissance humaines..., Amst., 1746; его ж e, La langue des calculs, P., 1798; Schroder E., Vorlesungen ilber die Algebra der Logik, Bd 1, Lpz., 1890; Frege G., Funktion und Begriff, Jena, 1891; e г о же.ОЬег Sinn und Bedeutung, «Z. Philos. und philosophische Kritik», Bd 100, 1892; Russel В., Introduction to mathematical philosophy, L., 1919; S a p i r E., Language, N. Y., 1921; С a s-sirer E., Philosophie der symbolischen Former,, Bd 1, В.. 1923; С a j о r i F., A history of mathematical notations, v. 1—2, Chi., 1928—29; Cr a n s to n J. A., Symbols and formulae in chemistry, L., 1928 (совм. с R. M. Caven); В 1 о о in- Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |