АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ 4 страница

Читайте также:
  1. F2: Казанский кооперативный институт, Морозова И.Г.
  2. II. Semasiology 1 страница
  3. II. Semasiology 2 страница
  4. II. Semasiology 3 страница
  5. II. Semasiology 4 страница
  6. II. Semasiology 5 страница
  7. II. Semasiology 6 страница
  8. II. Semasiology 7 страница
  9. II. Semasiology 8 страница
  10. PART TWO The Grass 1 страница
  11. PART TWO The Grass 2 страница
  12. PART TWO The Grass 3 страница

Понятие И. используют совр. неотомисты (Маритен и др.), к-рые пытаются соединить мысли об интенцио-нальности Фомы Аквинского с нек-рыми идеями Гуссерля.

Лит.: Новые идеи в философии. Сб. 16. Психология мышле­ния, СПБ, 1914; Ш п е т Г. Г., Явление и смысл, М., 1914; Н а у е n A., L'intentionnel selon St. Thomas, 2 ed., Bruges, 1954; Levinaa В., Intentionalite et metaphysique, «Rev. philos. de la Fiance et de l'etranger», 1959, № 4, p. 471—79.

H. Мотрошилова. Москва.

ИНТЕРЕС (в психологии) — форма прояв­ления познават. потребности, удовлетворение к-рой обеспечивает направленность на осознание целей деятельности и тем самым способствует восполнению пробелов в знаниях человека, ориентировке, ознаком­лению с новыми фактами, вообще более полному и глу­бокому отражению действительности. Филос. и пси-хологич. понятие И. было широко использовано франц. сенсуалистами и материалистами 18 в. По Кон-дильяку, заинтересованность человека в переживании приятных чувств и избегании страданий превращает И. в причину, порождающую разум и волю. У Гельве­ция И., наряду с нуждой,— единств, универсальный двигатель человеч. поступков. Такое понимание И. отвечает осн. идеям теории разумного эгоизма. Гер-барт делает И. центр, понятием своей педагогики. Однако это понятие неопределенно и носит метафи-зич. характер, что выражается в трактовке И. как «духовной самодеятельности» и соответствует общему смыслу идеалистич. психологии Гербарта, в особен­ности его учению об апперцепции. Теория Гербарта оказала значит, влияние на бурж. психологию. Остерман, Штумпф, Кюльпе, Циген, Эббингауз рас­сматривали И. как эмоциональный процесс: как чувст­во удовольствия, побуждающее апперцепировать свя­занное с ним содержание (Кюльпе), чувственный тон ощущений (Циген), чувственный фактор, опре­деляющий направление внимания (Эббингауз), и т. д. Вальземан, Наторп, Каптерев и др. видели в И. особое состояние воли. Мёйман понимал под И. умственную деятельность, вызываемую чувством и направляемую вниманием. Джемс связывал И. с инстинктами и видел в И. врожденные реакции на определенные стимулы. Мн. совр. зап. психологи вслед за Джемсом, Дьюи, Торндайком и Фрейдом биологизируют И. человека, отождествляя их с инстин­ктами животных, утверждая врожденность и фа­тальную предопределенность возникновения и разви­тия И.

,Советская психология в трактовке И. исходит вц марксистской теории общественной сущности че-


ловеческой личности, ее потребностей и И. Генети­чески И. связаны с ориентировочной деятельностью высших животных. Такая связь обнаруживается в свойстве И., характеризующем его как общую, не­дифференцированную реакцию на новизну, и состав­ляет генетич. преемственность между И. и ориенти­ровочным рефлексом. Однако на этой эволюц. базе целеполагающий характер человеч. деятельности (труда) сформировал совершенно новое, качественно отличное от животных, предметное отношение к действительности, производными к-рого являются особенности человеч. психики вообще, познават. потребность и ее форма — И., в частности. Т. к. труд исторически представляет собой обществ, произ­водство, а психика человека формируется совокуп­ностью обществ, отношений, то указанная предмет­ная направленность И. имеет обобщенный характер обществ.-личностного отношения людей к целям и результатам обществ, произ-ва. С этой т. зр. И. изу­чается историч. материализмом. Психология изучает И. в личностном плане, привлекая план обществен­ный в меру его определяющего воздействия на фор­мирование человеч. психики, поскольку возникнове­ние и изменение И. определяются обществ.-историч. условиями существования человека и зависят от обучения и воспитания. Субъективно И. обнаружи­вается в положит, эмоциональном тоне, к-рый при­обретает процесс познания, в я^елании узнать еще больше, глубже ознакомиться с объектом И. Роль И. в процессах человеч. деятельности исключительно велика, т. к. в качестве одной из форм проявления целенаправл. деятельности И. выражает побудит, силу объектов как предметов деятельности, отвечаю­щей познават. потребности, и тем заставляет человека активно искать пути и способы удовлетворения воз­никшей у него «жажды знания». Удовлетворение П., если он не носит случайного характера, как пра­вило, не ведет к его угасанию, а, внутренне перестраи­вая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение повых П., отвечающих более высокому уровню позна­ват. деятельности. Т. о., И. выступают в качестве постоянного побудит, механизма познания. Познават. потребность, выраженная в И. как деятельности, превращаясь в динамике своего развития в потреб­ность заняться конкретным видом деятельности, обра­зует т. н. склонности.

Наличие многообразных И. является необходимой стороной психологич. облика личности, существенным проявлением ее активности и направленности. И. на­правляет все психич. процессы по определенному рус­лу, что находит выражение прежде всего во внимании к объекту И. и физиологически объясняется возникно­вением в коре больших полушарий очага оптимальной возбудимости, пли доминантного очага возбуждения. Связь И. с доминантным очагом дает объяснение тому факту, что все воспринимаемое человеком в состоя­нии И. усваивается им быстро и надежно. Изменение и перестройка И. сопровождаются перемещением очага оптимальной возбудимости по коре мозга и появлением новых доминантных очагов, возникновение к-рых обус­ловлено динамикой процесса удовлетворения потреб­ностей.

Различие И. по содержанию выявляет объекты И. и их относит, ценность для субъекта. Психологически и социально существенно, к чему по преимуществу проявляет И. человек и какова обществ, значимость объекта его И. Говоря об И. к тому или иному объекту, различают непосредственный и опосредствованный И., понимая первый как И., вызываемый непосредств. эмо­циональной привлекательностью объекта, а второй — как И. к объекту как средству достижения цели дея­тельности. Не являясь абсолютно противоположны­ми, две эти разновидности И. допускают связи и взаи-


ИНТЕРЕС — ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ 293


мопереходы: человек, понимающий смысл и значение дела, к-рым он занят, заинтересовывается им. У людей различно распределяются И. Концентрация И. в определенной области у одних людей противополож­на разбросанности И. у других. Узость И. выступает как предпосылка и результат односторонности раз­вития личности. Однако конечная оценка узости или широты И. определяется в конечном счете их содер­жанием. Устойчивость И. выражается в длительности сохранения относительно интенсивного И. Устойчи­выми являются И., наиболее полно выявляющие основные потребности данного индивида и в силу этого становящиеся существ, чертами психологич. облика его личности. Совокупность И., характеризу­ющая личность, находится всегда под прямым влия­нием обществ, условий и отражает детерминированное отношение личности и общества. В социалистич. об­ществе И. людей характеризуются высоким идейно-по-литич. уровнем, обусловленным живой связью личных И. с общественными. О богатстве И. сов. людей свиде­тельствуют мн. факты: творч. характер труда рабочих, колхозников, интеллигенции, широчайшее развитие образования, массовое распространение таких форм коммунистич. воспитания, как народные универси­теты культуры, здоровья, широкий размах всех ви­дов самодеятельности и т. д. Социалистич. общество всемерно стремится удовлетворить растущие И. лю­дей и тем самым способствует их ускоренному росту и развитию.

В сов. психологии уделяется большое внимание вопросам формирования И. детей (учебных, обществ.-политич., читательских, профессиональных и др.) в условиях обучения и воспитания, возрастным изме­нениям И., индивидуально-психологич. различиям в их развитии (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, М. Ф. Беляев, В. М. Мясищев и др.). См. также Личность, Мотивы, Потребность, Чувства. Об И. классовых, материальных, духовных и т. д. см. Обще­ственные и личные интересы.

Лит.: Ананьин С. А., Интерес по учению современ­
ной психологии и педагогики, К., 1915; Гордон Л. А.,
Потребности и интересы, «Советская педагогика», 1939, № 8—9;
Беляев М. Ф., Основные положения психологии интереса,
«Уч. зап. Иркутского Гос. пед. ин-та», 1940, вып. 5; Добры­
нин Н. Ф., Интерес и внимание, «Уч. зап. Моск. Гос. пед.
ин-та им. Либкнехта. Сер. педагогическая», 1941, т. 8, вып. 2;
Цветков И. М., Интерес и динамика его развития у уча­
щегося, «Уч. зап. Ярославского Гос. пед. ин-та», 1944, вып. 1;
Божович Л. И., Познавательные интересы и пути их
изучения, «Изв. АПН РСФСР», 1955, вып. 73;И в а н о в В.Г.,
Основные положения теории интереса в свете проблемы отно­
шений человека, «Уч. зап. ЛГУ 214. Сер. филос. наук»,
1956, вып. 9; Ананьев Б. Г., Познавательные потребности
и интересы, там же, № 265, 1959, вып. 16; Lunk G., Das
Interesse, Bd 1—2, Lpz., 1926—27; Fryer D., The measu­
rement of interests in relation to human adjustment, N. Y.,
[1931]; Guilford J. P. [a. o.], A factor analysis study of
human interests, [s. 1.], 1954. А. Петровский. Москва

ИНТЕРЕС (в социологии) — см. Общест­венные и личные интересы.

ИНТЕГ НАЦИОНАЛИЗМ пролетарский (от лат. inter — между и natio— народ)—междунар. единство рабочего класса в борьбе за свержение ка­питализма, построение социализма и коммунизма, за мир, нац. независимость всех народов и демокра­тию; важнейший принцип марксизма-ленинизма, по­литики коммунистич. и рабочих марксистско-ленин­ских партий. Высшим этапом в развитии пролет. И. является социалистич. И., воплощенный в социаль­ном, экономич. и политич. содружестве народов еоциалистич. стран.

Основы пролет. И. были разработаны Марксом и Энгельсом. В «Манифесте Коммунистической партии» они провозгласили лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», ставший боевым девизом междунар. коммунистич. и рабочего движения. Дальнейшее творч. развитие идеи пролет. И. получили в произведениях


Ленина и его учеников, в документах и партийной лит-ре коммунистич. и рабочих партий. В совр. усло­виях важное значение для междунар. коммунистич. и рабочего движения имеют документы московских совещаний представителей коммунистич. и рабочих партий в 1957 и 1960, Программа КПСС, принятая XXII съездом КПСС (1961).

Экономич. основой, на к-рой возникает пролет. И., является обществ, характер произ-ва и междунар. характер производит, сил, развивающихся в недрах капитализма. Непосредств. ареной освободит, борь­бы пролетариата является его собств. страна, непосредств. противником — «своя» нац. буржуазия. Однако в революц. преобразовании общества проле­тариат должен преодолеть не только сопротивление эксплуататорских классов в той или иной стране. «Капитал есть сила международная. Чтобы ее побе­дить, нужен международный союз рабочих, между­народное братство их» (Ленин В. И., Соч., т. 30, с. 268).

Необходимость интернац. единства рабочего класса становится особенно настоятельной в эпоху империа­лизма, когда монополии образуют реакц. междунар. союзы, связываются взаимными договорами, создают военные блоки и базы, направленные против социа­листич. стран, против революц. рабочего и нац.-освобо­дит, движения. Фронту мировой империалистич. реак­ции должен быть противопоставлен мировой революц. фронт, объединяющий все антиимпериалистич. силы. Необходимость развития и укрепления интернац. единства пролетариата обусловлена также закономер­ностями развития социалистич. революции. Обязат. условием победы социализма первоначально в немно­гих или в одной, отдельно взятой капиталистич. стра­не, Ленин считал активную поддержку социалистич. революции со стороны междунар. пролетариата и нац.-освободит, движения в колониях, с тем, чтобы сковать значит, силы мирового империализма, не дать ему возможности задушить пролет, революцию, победившую в одной или неск. странах. Интернац. единство рабочего класса в совр. эпоху является важнейшим условием прогрессивного развития чело­вечества.

Теория пролет. И. исходит из учета историч. за­кономерностей развития наций и их взаимоотношений. Ленин открыл и исследовал две объективные тенден­ции, действующие в этой области: нац. развития и интернационализации обществ, жизни.

В бурж. обществе противоречие между нац. и ин­тернац. моментами в обществ, развитии неразрывно связано с классовыми антагонизмами. Капитализм неизбежно порождает нац. угнетение, его сфера еще более расширяется при империализме, когда большая часть человечества оказалась в положении колониаль­ных рабов. Естеств. результатом этого являются нац. антагонизмы, задерживающие развитие междунар. сотрудничества. Социализм ликвидирует экономич. причины социальных и нац. антагонизмов. Обществ, собственность и производств, отношения сотрудни­чества и взаимопомощи свободных производителей обусловливают сближение и объединение трудящих­ся разных стран и наций.

Интенсивный процесс сближения наций при социа­лизме и коммунизме в конечном счете приведет к полному их расцвету и объединению. Объективную основу этого процесса составляет тенденция «...к соз­данию единого, по общему плану регулируемого про­летариатом всех наций, всемирного хозяйства как целого, каковая тенденция вполне явственно обна­ружена уже при капитализме и безусловно подлежит дальнейшему развитию и полному завершению при социализме» (там же, т. 31, с. 125). Интернац. един­ство трудящихся может быть создано только на


294 ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ


основе их свободного и равноправного союза. Создание такого единства непосредственно связано с задачей решит, борьбы против империализма и колониализма.

Метафизически противопоставляя инторнац. и нац. интересы рабочего класса, теоретики реформизма и ревизионизма отрицают возможность интернац. един­ства пролетариата на том основании, что оно будто бы находится в неразрешимом противоречии с нац. интересами трудящихся, так как различия в экономия, развитии создают антагонизм между рабочими разных стран. Ревизионисты выступают с измышлениями о том, что интернац. единство якобы сковывает нац. возможности народов разных стран. Пропагандирует­ся антимарксистская теория «нац. коммунизма». Од­нако история неопровержимо* свидетельствует, что «успех национального дела рабочего класса немыслим без интернациональной солидарности всех его отря­дов» (Хрущев Н. С, О контрольных цифрах раз­вития народного хозяйства СССР на 1959—1965 го­ды, 1959, с. 107).

Междунар. солидарность пролетариата усиливает позиции революции в каждой отд. стране. Междунар. пролетариат оказывает политич., моральную, мате­риальную помощь всем формам освободит, борьбы нар. масс и затрудняет или делает невозможной интер­венцию иностр. империалистов. Эта поддержка не есть «экспорт революции», ибо она представляет собой не навязывание революции извне, а братскую помощь народу, к-рый сам поднялся на революцию.

Интернац. революц. фронт складывается из рево-люц. пролет, движений в отд. странах. Ленин подчер­кивал, что действит. И. состоит не в словесном признании междунар. солидарности трудящихся (чем ограничиваются оппортунисты, наделе скатываясь к национализму), а в осуществлении ее в революц. практике. Интернац. долг обязывает все нац. отряды рабочего класса, все коммунистич. и рабочие партии вести самоотверженную борьбу за «... максимум осуществимого в одной стране для развития, под­держки, пробуждения революции во всех стра­нах» (Ленин В. И., Соч., т. 28, с. 269).

С сер. 19 в. до Окт. социалистич. революции 1917 интернац. сотрудничество пролетариата развивалось в основном по линии организации совместных выступле­ний пролетариата разных стран для поддержки народ­ных революций, общедемократич. и нац.-освободит. движений. Огромную роль сыграл созданный Мар­ксом и Энгельсом 1-й Интернационал (1864—76), к-рый объединил рабочие орг-ции ряда стран, руководил крупными революц. выступлениями пролетариата. В период деятельности 2-го Интернационала (1889— 1914) значительно расширились масштабы между­нар. рабочего движения. Однако, поскольку лидеры 2-го Интернационала встали на путь оппортунизма, в начале 1-й мировой войны он распался. Большинство входивших в него партий перешло на позиции социал-шовинизма.

Огромную работу по восстановлению междунар. связей пролетариата провела под руководством Ленина партия большевиков. Октябрьская революция вызвала мощный подъем революц. движения пролета­риата и национально-освободительной борьбы народов колоний. В ряде стран были созданы коммунистич. партии, к-рые объединились в 3-й Коммунистич. Интернационал (1919—43). Коминтерн восстановил интернац. единство пролетариата на основе революц. марксизма, способствовал превращению коммунистич. партий в массовые рабочие цартии.

Победа социализма в СССР явилась завоеванием не только сов. народа, но и всего мирового пролетариа­та, активная поддержка к-рого помогла успешному осуществлению социалистич. революции, разгрому объединенных сил контрреволюции и интервенции,


упрочению диктатуры пролетариата, проведению труд­нейшей работы социалистич. переустройства обществ, жизни. СССР впервые в истории показал блестящий образец разрешения нац вопроса в духе пролет. И. На базе социализма было создано нерушимое содружество наций, в к-ром гармонически сочетают­ся нац. и интернац. интересы больших и малых народов. За короткий срок некогда отсталые окраины России превратились в цветущие социалистич. респуб­лики, обогнав в экономич. и культурном отношениях мн. развитые капиталистич. страны. Ликвидация по­следствий культа личности Сталина в нац. вопросе ускорила процесс дальнейшего сближения социали­стич. наций. Вступление СССР в период развернутого строительства коммунизма открыло новый этап в развитии социалистич. наций. Возрастает экономич. и идейная общность наций, в процессе взаимообога­щения и сближения нац. культур развивается общая интернац. культура.

Сложившаяся после 2-й мировой войны мировая со­циалистич. система представляет собой «... новый тип экономических и политических отношений между странами» (Программа КПСС, 1961, с. 20), содру­жество свободных и суверенных народов, объединен­ных единством общих интересов и целей и ведущих совместную борьбу за социализм и коммунизм. В условиях социализма пролет. И. превратился в социа­листич. И. Сфера действия социалистич. И. распрост­раняется не только па отношения с трудящимися ка­питалистич. и колониальных стран, но также на отношения между социалистич. нациями внутри многонац. социалистич. гос-в и между социалистич. странами, к-рые строятся на основе полного равно­правия, гос. независимости и суверенитета. Взаимо­помощь и братское сотрудничество народов социа­листич. стран во всех областях обществ, жизни — наиболее существ, черта социалистич. И. Существ, характеристика социалистич. И. состоит в том, что ов является гос. политикой социалистич. стран, идеоло­гией всего народа.

В условиях социалистич. общества идеи И. стано­вятся нормами коммунистич. нравственности и прин­ципами коммунистич. воспитания трудящихся. Со­циалистич. И. неразрывно связан с социалистич. патриотизмом, к-рый воплощается в преданности и верности своей Родине, всему содружеству социали­стич. стран и органически включает солидарность с трудящимися всего мира.

Социалистич. И. является одним из осн. законов развития мировой социалистич. системы. Социалистич. страны имеют однотипную экономич. основу — об­ществ, собственность на средства произ-ва; однотип­ный гос. строй — власть народа во главе с рабочим классом; единую идеологию — марксизм-ленинизм; общие интересы в защите революц. завоеваний и нац. независимости; единую великую цель — коммунизм. Эта социально-экопомич. и политич. общность — объек­тивная основа для развития и укрепления дружеств. отношений между народами социалистич. стран. Объ­единение социалистич. стран обеспечивает каждой из них независимость и суверенитет, открывает небыва­ло большие возможности для быстрого развития эко­номики и культуры, повышения жизненного уровня народа. Единство социалистич. стран создает в рам­ках всей системы необходимые условия для полной победы социализма и более или менее одновременного, в пределах одной историч. эпохи, перехода к комму­низму. Нац. интересы всех социалистич. стран тре­буют всемерного развития и укрепления единства мировой социалистич. системы. Курс на обособление от социалистич. лагеря и на изолированное строитель­ство социализма лишает обособившуюся страну воз­можности пользоваться преимуществами мировой со-


ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ 295


циалистич. системы, тормозит ее развитие, ставит в зависимость от капиталистич. мира, создает серьез­ную угрозу утраты социалистич. завоеваний. Нацио­нализм наносит большой ущерб всему содружеству социалистич. стран и, в первую очередь, народу той страны, в к-рой он проявляется. Национализм ис­пользуется междунар. реакцией как осн. оружие про­тив единства мирового социализма. Социалистич. И. возлагает на коммунистам, партии и народы социа­листич. стран особую ответственность перед мировым пролетариатом, поскольку, строя социализм и ком­мунизм, они создают прообраз нового общества для всего человечества. Успехи мировой социалистич. си­стемы революционизируют сознание трудящихся ка­питалистич. стран, сплачивают их под знаменем ком­мунизма, серьезно облегчают их освободит, борьбу. Ускоряется процесс консолидации междунар. рабо­чего класса, расширяется фронт сил, борющихся под его руководством против империализма. В то же время первостепенная интернац. обязанность марк­систско-ленинских партий и трудящихся капитали­стич. стран состоит в активной защите и всемерной поддержке мировой социалистич. системы.

Поддержка, оказываемая социалистич. странами и междунар. пролетариатом народам Азии, Африки, Лат. Америки, имеет важнейшее значение в их борьбе за полную ликвидацию колониализма, за прогрессив­ные пути обществ, развития этих стран. Мировой ла­герь социализма и междунар. пролетариат ведут активную борьбу за сохранение мира и предотвраще­ние ракетно-ядерной войны, к-рую подготавливает мировая империалистич. реакция, оказывают под­держку всем миролюбивым силам.

Руководящей силой интернац. единства пролета­риата является междунар. коммунистич. движение. Все марксистско-ленинские партии вырабатывают и осуществляют свою политику, исходя из конкретных условий своих страп, учитывая при этом общие инте­ресы и цели всего междунар. освободит, движения трудящихся. Коммунистич. и рабочие партии твор­чески применяют гл. закономерности социалистич. революции и социалистич. строительства в конкрет­ных условиях своих стран. Нарушение этих законо­мерностей, одностороннее преувеличение нац. особен­ностей — характерная черта ревизионизма, к-рый подменяет пролет. И. бурж. национализмом. Учет нац. особенностей каждой страны сближает ком­мунистич. партии с широкими народными массами, укрепляет силы социализма в каждой отд. стране и в масштабах всего социалистич. лагеря. Наоборот, догматич. игнорирование нац. особенностей, непони­мание происходящих изменений в мировом обществ, развитии, новых условий и возможностей освободит, борьбы народных масс ведет к отрыву партии от жиз­ни масс и наносит существ, ущерб делу социализма, междунар. рабочему и коммунистич. движению, борьбе за мир и мирное сосуществование стран с различным обществ, строем. Правильная интернационалистич. политика коммунистич. партий обеспечивается борь­бой против всяких проявлений ревизионизма, догма­тизма и сектантства, против национализма.

Решит, борьба против бурж. национализма, шо­винизма, расизма и космополитизма, интернац. воспитание трудящихся являются необходимым ус­ловием организации классового единства пролета­риата как в нац., так и в междунар. масштабах. Ленин указывал, что интернац. воспитание должно вестись дифференцированно, с учетом различного положения трудящихся угнетающих и угнет. наций, империалистич. стран и колониальных и зависимых стран. «Марксисты-ленинцы проводят различие между национализмом угнетенных наций и национализмом угнетающих наций. В национализме угнетенной


нации есть общедемократическое со­держание, направленное против угнетения, и кеммунисты поддерживают его, считая исторически оправданным на определенном этапе... В то же время в национализме угнетенной нации содержится и другая сторона, выражающая идеологию и интересы реак­ционной эксплуататорской верхушки» (Программа КПСС, 1961, с. 47).

Марксизм-ленинизм непримирим ни с какой формой идеологии бурж. национализма. «Буржуазный нацио­нализм и пролетарский интернационализм — вот два непримиримо-враждебные лозунга, соответствующие двум великим классовым лагерям всего капиталистиче ского мира и выражающие две политики (более того: два миросозерцания) в национальном вопросе» (Л е н и н В. И., Соч., т. 20, с. 10). Марксистско-ленинская партия рабочего класса выражает подлинные нац. интересы своего народа и является самой активной патриотич. силой нации. С другой стороны, только она способна вести последовательную интернационали­стич. политику.

Творчески применяя марксистско-ленинскую теорию к анализу конкретной историч. обстановки, коммунистич. партии совместно вырабатывают еди ные взгляды на важнейшие явления современности. Сотрудничество марксистско-ленинских партий позво­ляет правильно оценить и обобщить совокупный опыт всех партий, выявить новые резервы и возк эжности борьбы за коммунизм.

Исключительно важное значение в совр. условиях имели XX съезд КПСС, положивший начало новому этапу в междунар. коммунистич. движении, Совеща­ния представителей коммунистич. и рабочих партий в 1957 и 1960, XXII съезд КПСС, к-рые содействовали укреплению идеологич. и политич. позиций коммуни­стич. и рабочих партий. Разоблачение культа лично­сти, с к-рым были связаны значит, извращения принципов пролет. И., создало условия для даль­нейшего сплочения всех сил междунар. коммунистич. движения. Борьба против культа личности остается важнейшей задачей коммунистич. партий.

Организац. формы своего сотрудничества марк­систско-ленинские партии определяют в зависимости от конкретной обстановки. В совр. условиях целесо­образными формами контактов между коммунистич. партиями являются двусторонние встречи и консуль­тации, региональные совещания партий, работающих в сходных условиях, всемирные совещания предста вителей коммунистич. и рабочих партий.

Взаимоотношения между коммунистич. и рабочими партиями строятся на принципах пролет. И. Все пар­тии независимы, равноправны, самостоятельны в своих действиях. Деятельность каждой партии прямо или косвенно оказывает влияние на борьбу нар. масс других стран и на междунар. комму­нистич. движение в целом. Поэтому каждая комму­нистич. и рабочая партия несет ответственность за свою политику и деятельность не только перед рабо­чим классом и трудящимися своей страны, но и перед всем междунар. коммунистич. движением.

Каждая коммунистич. партия считает своим интер­нац. долгом неуклонное соблюдение принципов вза имной помощи и поддержки, товарищеской критики, выполнение совместно выработанных и принятых ре­шений. Это отнюдь не умаляет самостоятельности партий, не исключает их инициативы и активности.

Высоким образцом верности пролет. И. и выполне­ния интернац. долга является Коммунистич. партия Сов. Союза, к-рая, «... как и все коммунистические партии, считает своей интернациональной обязан­ностью строгое еоблюдение совместно разработанных братскими партиями оценок и выводов, касающихся общих задач борьбы против империализма, sa мир,


296 ИНТЕРОРЕЦЕПЦИЯ — ИНТЕРПРЕТАЦИЯ


демократию и социализм, и принятых на междуна­родных Совещаниях коммунистических партий Дек­ларации и Заявления» (Программа КПСС, 1961, с. 43—44). Она является общепризнанным авангар­дом мирового коммунистич. движения, его наиболее опытным и закаленным отрядом. КПСС «... рас­сматривает коммунистическое строи­тельство в СССР как великую ин­тернациональную задачу совет­ского народа, отвечающую интересам всей мировой социалистической системы, интересам меж­дународного пролетариата, всего человечества» (там же, с. 6).

Лит.: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, О пролетарском интернационализме, М., 1957; В. И. Ленин, Вопросы нацио­нальной политики и пролетарского интернационализма. [CO.], M., 1959; Под знаменем пролетарского интернациона­лизма. Сб. материалов, М., 1957; Программные документы коммунистических и рабочих партий капиталистических стран Европы, М., 1960; Программа КПСС, М., 1961; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Основные принципы международного социалистическо­го разделения труда, «Правда», 1962, 17 июня, № 168; Хрущев Н. С, Отчетный доклад ЦК КПСС XX съезду партии, [М.], 1956; его же, Сорок лет Великой Октябрьской социалистической революции, М., 1957; его ж е, О контроль­ных.цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959— 1965 годы. Доклад и заключительное слово на Внеочередном XXI съезде КПСС 27 янв. и 5 февр. 1959 г., М., 1959; его ж е, За новые победы мирового коммунистического движе­ния, М., 1961; его же, О программе КПСС, М., 1961; его же, Насущные вопросы развития мировой социалисти­ческой системы, М., 1962; Ф о стер У. 3., История трех Интернационалов, М., 1959; Proletarischer Internationalismus. Materialien einer Arbeitstagung ubcrRolle und Bedeutung des pro-letarischen Internationalismus, В., [1961]. Г.Ярышев. Москва.

ИНТЕРОРЕЦЕПЦИЯ (от лат. interior — внут­ренний и receptio — принятие) — процесс возникнове­ния возбуждения в иптерорецеиторах (чувствительных нервных окончаниях внутр. органов, сосудов, мышц и т. д.) и передачи в центр, нервную систему сигналов об этом возбуждении. И. является чувствит. звеном мн. жизненно важных рефлексов. Она обеспечивает информацию центр, нервной системе о всех измене­ниях, происходящих в организме. Такая информация является необходимой предпосылкой для регулирова­ния центр, нервной системой всех функций организма, поддержания постоянства его внутр. среды (гомео-стаз). По сравнению с экстерорецепцией И. более опосредованно связана с высшими функциональными уровнями головного мозга, со второй сигнальной систе­мой. По физиологии, механизмам И. связана с филоге­нетически более древними уровнями центр, нервной системы. Поэтому ощущения из внутр. органов не так четко воспринимаются сознанием, плохо локализуют­ся. Качеств, неопределенность субъективного восприя­тия интерорецептивных раздражений дала Сеченову основание называть их «темными чувствами». Возбуж­дение интерорецепторов возникает под влиянием изме­нений состояния внутр. органов или состава внутр. среды организма. И. обнаружена во всех внутр. орга­нах, тканях и сосудах. По способности реагировать на тот или иной вид раздражителя различают м е х а н о-рецепцию — способность реагировать на раз­личные механич. деформации тканей, изменения дав­ления (барорецепция); хеморецепцию — вос­приятие химич. раздражителей, изменений в обмене веществ; терморецепцию — чувствительность к изменениям температуры; осморецепцию, си­гнализирующую об изменениях осмотич. давления. Механорецепторы синуса сонной артерии играют большую роль в поддержании постоянства кровяного давления. Хеморецепторы обеспечивают постоянство химич. состава внутр. среды.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)