|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИСЛАМ—ИСПАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 12 страницаИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ 379 лизмом и теологией. Гегелевскую философию Фейербах называл «рациональной теологией». Критика Фейербахом нем. идеализма, несмотря на то, что он не видел в нем. идеализме рационального зерна — диалектики, имела важное значение для победы материализма в философии. Ц. Арзаканьян, М. Овсянников. Москва. В России первоначально историко-филос. работы создавались на основе переводов п обработки соч. зап.-европ. авторов. В 1785 в Москве была издана «Сокращенная история философии от начала мира до нынешних времен» (сокр. пер. с франц. характеризованной выше «Истории философии» Вруккера, сделан С. В. Колокольниковым). В «Истории философских систем, по иностранным руководствам составленной...» (кн. 1—2, 1818—19) Галича, в его «Опыте философского словаря» (1845) и «Лексиконе философских предметов» (1845) содержался более систематизированный взгляд на историко-филос. процесс. Хотя Галич при составлении «Истории философских систем» опирался на работы Сохера и Аста, однако он не следовал им слепо. О к, в частности, отбрасывал «тусклое зеркало кантианства», через к-рое смотрел на И. ф. Сохер. Галич дал изложение новейших филос. систем и критически отнесся к источникам. Он считал, что при изложении И. ф. руководить исследователем должна «чистая любовь к истине». В объяснении возникновения и развития филос. систем для Галича характерна в общем т. зр. объективного идеализма. Он выступал против материализма, считая, что филос. системы возникают из внутренне необходимых условий познават. силы, а также из случайных образований души и сердца. Рассматривая факторы историч. развития философии, Галич придавал значение влиянию духа времени, традиц. представлений, господствующих наклонностей языка, веры и гражд. устройства; он отмечал влияние на философию естеств. факторов — климата, образа жизни народа. В опубликованном в 1837 «Очерке истории философии по Рейнгольду», сделанном Ф. Надеждиным, составитель в основном следовал трехтомной И. ф. К. Л. Рейнгольда. Составитель стремился показать образование философии и необходимое следование одной системы после другой, их направление. При этом Надеждин сделал только намеки на недостатки важнейших новых систем. С позиций христ. религии написана «История философии» (ч. 1—6, 1837—40, 2 изд., 1839—40) архимандрита Гавриила (Воскресенского). Гавриил ставил своей целью доказать, что изучение филос. систем не может привести к атеистич. выводам, что скорее, наоборот, оно должно углублять и укреплять религ. верования. С прямо противоположных позиций проблемы И. ф. рассматривались рус. революционерами-демократами. В работе Герцена «Письма об изучении природы» и др. его произведениях дано изложение И. ф., к-рое, по мысли автора, должно было раскрыть процесс формирования филос. мировоззрения, неразрывно связанного с наукой и жизнью. Анализируя борьбу рационализма и эмпиризма, классицизма и романтизма, Герцен рассматривал историко-филос. процесс как проникнутый борьбой определ. направлений, в ходе к-рой в конечном счете должна родиться истина. И. ф. выступала для Герцена как живая история поисков истинного мировоззрения. Самая история филос. мысли должна включаться в логику нового миросозерцания. Герцен возражал против взгляда на изучение И. ф. как на приобретение пустого много-з напия. Он видел в изучении философии средство решения важнейших проблем философии и естествознания, науки и практики. Важные историко-филос. проблемы были поставлены в произведениях Чернышевского, особенно в «Очерках гоголевского периода русской литературы» и «Антропологическом принципе в философии». Анализируя историю русской эстетич. мысли, Чернышевский обосновывал мысль о необходимости связи лит-ры и философии с жизнью народа, с решением важнейших социальных проблем. Чернышевский вплотную подошел к пониманию партийности философии. В работе «Антропологический принцип в философии» содержатся указания на связь филос. идей с борьбой социальных групп. «Политические теории,— писал Чернышевский,— да и всякие вообще философские учения, создавались всегда под сильнейшим влиянием того общественного положения, к которому принадлежали, и каждый философ бывал представителем какой-нибудь из политических партий, боровшихся в его время за преобладание над обществом, которому принадлежал философ» (Поли. собр. соч., т. 7, 1950, с. 223). Однако все эти верные положения революционеров-демократов относительно сущности историко-филос. процесса не образовывали еще И. ф., так как не вытекали из материалистич. понимания истории. Л. Скворцов. Москва. II. Марксистско-ленинская история философии. С возникновением марксизма изучение И. ф. было поставлено на науч. почву. Марксистская диалектика и материалистич. понимание истории оказались тем ключом, с помощью к-рого, наконец, можно было научно объяснить процесс развития философии, смены одних филос. направлений другими. Осн. принципы науч. исследования И. ф. были сформулированы Марксом и Энгельсом в их трудах «Немецкая идеология», «Святое семейство», в тезисах Маркса о Фейербахе и в его произведениях «Нищета философии» и «К критике политической экономии», в работах Энгельса «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии», в письмах об историч. материализме и др. Марксистские науч. принципы И. ф. были разработаны и развиты Лениным в работах «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве», «Материализм и эмпириокритицизм», «Три источника и три составных части марксизма», «Философские тетради», «О значении воинствующего материализма» и мн. др. Большую роль в марксистской разработке проблем И. ф. сыграли труды Плеханова («Очерки по истории материализма», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» и др.). И. ф. как наука изучает развитие филос. мысли на различных этапах развития общества, прежде всего историю зарождения, формирования, развития осн. филос. направлений — материализма и идеализма, их взаимной борьбы. Вместе с тем предмет И. ф. включает в себя историю зарождения, формирования и развития двух противоположных методов познания действительности — диалектики и метафизики. Марксизм-ленинизм доказывает, что процесс развития философии не может быть понят только как самодвижение духа, проходящего фазы своего определения, ибо развитие философии не является процессом, изолированным от обществ, движения в целом. Философия представляет собой одну из форм обществ, сознания, в силу чего для установления законов ее развития необходимо определить отношение философии к др. формам обществ, сознания, к др. сторонам жизни общества и прежде всего к его экономич. базису. Маркс, Энгельс, Ленин доказывали, что философия является одной из идеологич. форм. В силу этого к философии имеют прямое отношение закономерности развития надстройки. Философия, как и 380 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ др. элементы надстройки, претерпевает существ. изменения в зависимости от смены обществ.-экономим, формаций. Возникновение нового способа произ-ва, появление новых классов, своеобразие их обществ, положения и их борьба между собой неизбежно сопровождались изменением образа мысли, психологии людей. Образ мысли господств, класса становился господствующим в обществе и закреплялся в форме филос. концепций. В конечном счете развитие философии определяется развитием экономики общества, обусловленной развитием его производит, сил. Критикуя идеалистич. подход к анализу развития философии, Энгельс писал, что «...философов толкала вперед отнюдь не одна только сила чистого мышления, как они воображали. Напротив. В действительности их толкало вперед главным образом мощное, все более быстрое и бурное развитие естествознания и промышленности» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 285). Исходя из принципов диалек-тич. и историч. материализма, марксистская И. ф. выделяет следующие осн. периоды в развитии философии, определяемые в конечном счете сменой способов производства: 1) философия в рабовладельч. обществе, 2) философия в феод, обществе, 3) философия в эпоху перехода от феодализма к капитализму, 4) философия в эпоху утверждения капитализма до возникновения пролет, революц. движений, 5) философия в эпоху домонополистич. капитализма, 6) философия в эпоху империализма до Великой Октябрьской социалистической революции, 7) философия в эпоху революц. перехода от капитализма к социализму, борьбы двух противоположных обществ, систем, социалистич. и нац.-освободит, революций, крушения империализма, торжества социализма и коммунизма во всемирном масштабе. Установление связи развития философии с развитием общества позволило выделить в многочисл. филос. направлениях и системах главные, определяющие потоки филос. движения. Энгельс отмечал, что осн. лагерями в области философии являются материализм и идеализм. Теоретич. критерием разделения философов на два лагеря является решение ими основного вопроса философии. Но решение этого вопроса обусловлено не только гносеологич., но и социалыю-политнч. мотивами, определяющими зависимость мировоззрения философов от интересов и идеологии тех или иных классов и обществ, групп. Философы — идеологи передовых классов, заинтересованные в преобразовании обществ, отношений, в развитии производит, сил, культуры, науч. знания и стремящиеся поэтому к объективному исследованию действительности, как правило, выступают против различных форм религ. идеологии и связанной с ней идеалистич. философии, сковывающих науч. мышление и революц. борьбу. Выделение осн. водораздела филос. борьбы между материализмом и идеализмом, обусловленное в конечном счете борьбой обществ, классов, не означает, что из интересов классов можно вывести все особенности и оттенки филос. концепций. Ленин подверг острой и глубокой критике вульгарный социологизм Богданова и Шулятикова, усматривающих в каждой филос. категории скрытый своекорыстный интерес того или иного класса; против вульгаризаторских концепций Богданова и Шулятикова выступал также Плеханов. Марксизм-ленинизм считает, что экономич. развитие и борьба классов определяют общее направление борьбы партий в философии. Конкретное же содержание той или иной филос. системы нередко зависит от уровня развития естествознания, политич., правовых, религ., эстетич. взглядов общества. Кроме того, философия опирается на свою собств. историю. В письме к К. Шмидту Энгельс писал: «...Как особая область разделения труда, философия каждой эпохи распо- лагает в качестве предпосылки определенным мыслительным материалом, который передан ей ее предшественниками и из которого она исходит» (М а р к с К. и Э н г е л ь с Ф., Избр. письма, с. 430). Все эти факторы, вместе взятые, определяют относит, самостоятельность развития философии. Изменения, происходящие в области экономики и классовой борьбы, не всегда получают прямое, непосредств. отображение в философии. Они опосредуются рядом факторов, в т.ч. и развитием философии за предшествующий период, что иногда может породить иллюзию о полной самостоятельности философии. В действительности такой полной самостоятельности не существует. Хотя философы отправляются от учений своих предшественников, характер отношения к ним определяется социальными условиями: одни филос. концепции подвергаются отрицанию и критике, другие, напротив, ассимилируются и перерабатываются, модернизируются и т. п. Взятый в целом, процесс развития философии представляет собой взаимосвязанный единый историч. процесс. Анализ взаимосвязей, преемственности между филос. системами выявляет специфич. закономерности развития философии. Ленин подчеркивал, что И. ф. является выражением истории человеч. познания вообще. Отмечая гегелевское сравнение И. ф. с кругом, Ленин писал: «Очень глубокое верное сравнение!! Каждый оттенок мысли = круг на великом круге (спирали) развития человеческой мысли вообще» (Соч., т. 38, с. 243). В смене филос. систем, в выделении новых категорий Ленин видел процесс все более глубокого отображения человеком объективного мира. В силу этого Ленин подчеркивал всю сложность оценки роли и значения той или иной филос. системы в И. ф. Критикуя и отвергая идеализм как дорогу к поповщине, подчеркивая плодотворность и научность материализма, Ленин вместе с тем отмечал, что идеалистич. филос. системы, отображая, хотя и в ненауч. форме, те или иные сторо«ы объективной реальности, могут заключать в себе «рациональное зерно». Поэтому, оценивая социальную роль той или иной филос. концепции, наука вместе с тем должна определить ее познават. значение, ее место в движении человеч. познания. Так, напр., в филос. системах Аристотеля и Гегеля, в целом идеалистических, немало ценных догадок и открытий, особенно в области логики. Этим и объясняются те высокие оценки, к-рые классики марксизма-ленинизма давали филос. учениям Аристотеля и Гегеля. Энгельс и Ленин отмечали, что Аристотелю принадлежит большая заслуга в разработке проблем методологии и логики. Особое значение классики марксизма придавали диалектич. методу Гегеля, к-рый создал предпосылки для разрушения метафизики в философии и подготовления марксовой диалектики. На этой почве и возникает известная преемственность между материализмом и рацион, моментами нек-рых идеалистич. филос. учений, получающая свое выражение в борьбе между диалектикой и метафизикой. Процесс преемственности филос. идей в целом определяется двумя осн. моментами: местом, к-рое занимают те или иные филос. концепции в социально-политич. и идеологич. борьбе, во-первых, и их познават. ценностью — во-вторых. В реальном историко-филос. процессе оба эти момента сливаются; даже консервативные идеалистич. филос. учения в ряде случаев могли быть и становились филос. мировоззрением революц. мыслителей, учения к-рых могли содержать и подчас содержали в себе идеалистич. или даже религ. элементы. Бывали в И. ф. факты, когда представители филос. материализма выступали в об-ществеипо-политич. области как сторонники консервативных взглядов. В конечном же счете доминирующим, преобладающим в И. ф. является совпадение ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ 381 важнейших выводов и положений материализма с интересами передовых революц. классов и социальных групп, а многих положений и выводов идеализма, смыкающихся с религией,— с интересами консервативных или даже реакц. классов и социальных групп, что является выражением зависимости философии от социально-историч. условий борьбы классов и поли-тич. жизни общества. В И. ф. всегда шла борьба двух линий: материалистической и идеалистической. Ленин отмечал, что уже в др.-греч. философии выделились две основные линии в философии — линия Демокрита и линия Платона. Они продолжают играть определяющую роль вплоть до наст, времени. В противоположность идеалистам. И. ф., третирующей материализм и превозносящей идеализм и религию, марксистско-ленинская И. ф. дает объективное изображение историко-филос. процесса, подчеркивая в соответствии с историч. правдой огромное положит, значение материалистич. традиции в философии, способствовавшей прогрессивному развитию общества и наук. И. ф. выражает собой постулат, характер развития человеч. мысли, несмотря на то, что в определ. периоды реакц. классы пытаются возродить традиции антинауч., религ. философии, требуют возврата к принципам уже преодоленной ходом истории и познания философии. Особенно модными лозунги возврата к старым филос. концепциям стали в эпоху империализма, к-рый означает, по выражению Ленина, реакцию по всем линиям. В этот период идеологи господств, классов стали тяготеть к худшим сторонам философии Канта и Гегеля, более того активно возрождать реакционнейшие течения ср.-век. идеалистич. философии (неотомизм и др.). Однако такого рода понятное движение в философии не отрицает общей линии ее поступят, движения, к-рое определяется в конечном счете развитием производит, сил и конкретных наук, хотя между их развитием и развитием философии нет автоматич. соответствия, исключающего нек-рые отклонения, обусловленные наличием консервативн. и реакц. классов в жизни общества, относит, самостоятельностью развития философии. Ленин, анализируя спиралевидный характер развития философии, считал, что философия в конечном счете «возвращается» к материализму, но на новой основе, преодолевая слабости прежнего материализма, антипаучность идеализма, перерабатывая все его рацион, моменты, и т. п. В итоге в высшей точке развития философии на данном историч. этапе диалектич. материализм выступает как более развитое, материалистич. учение, по отношению к к-рому предшествующие системы выступают как односторонние и более бедные по содержанию. Материалистич. философия в своем развитии прошла ряд историч. этапов, характеризуемых распространением следующих осн. видов материализма: 1) первоначальный, наивный материализм древних мыслителей, отличавшийся стихийно-диалектич. подходом к явлениям мира, 2) метафизический в основном материализм мыслителей 16—18 вв. и 1-й пол. 19 в. (осн. струя этого материализма шла в механистич. направлении, другая же была связана с т. н. «органическим» направлением), 3) материализм революц. демократии 19 в., вплотную подходивший к диалектич. материализму, 4) диалектич. материализм — новая, высшая и науч. форма материализма, принципиально отличающаяся от всех его предшествующих видов. Диалектич. метод прошел в своем развитии следующие осн. этапы: 1) наивная диалектика древних мыслителей, 2) идеалистич. диалектика нем. классич. философии, 3) диалектика революционеров-демократов 19 в., 4) марксистско-ленинская, материалистич. диалектика — новая, коренным образом отличающаяся от предшеств. форм диалектики. Каждый из этих этапов истории материализма и диалектики был шагом вперед по сравнению с предшествующими этапами. Диалектич. материализм — не только более богатое по сравнению с предшествующими видами материализма филос. учение, т. к. он дает материалистич. объяснение обществ.-историч. процесса; возникновение диалектич. материализма знаменует собой коренной переворот, революцию в философии, превращение философии в подлинную науку, предметом к-рой являются наиболее общие законы развития природы, общества и мышления, науку, постоянно развивающуюся на основе обобщения новых явлений в жизни общества и новейших открытий естествознания. Ленин, подходя к различным совр. филос. направлениям, всегда требовал оценивать их с т. зр. диалектич. материализма — наиболее развитого и науч. филос. учения. В своем труде «Материализм и эмпириокритицизм», особенно в заключении к книге, Ленин обосновал важнейшие принципы, ст. зр. к-рых марксист должен подходить к эмпириокритицизму или к.-л. другому течению совр. бурж. философии. Эти принципы требуют: 1) сравнения теоретич. основ совр. бурж. философии с диалектич. материализмом, 2) определения места данной филос. школы среди других совр. филос. школ, 3) анализа связи данной филос. школы со школами новейшего естествознания, 4) прослеживания по всей линии гносеологич. вопросов борьбы партий в философии, выражающей в последнем счете тенденции и идеологию враждебных классов совр. общества (см. Соч., т. 14, с. 342—43). Подход к совр. течениям филос. мысли с т. зр. этих историко-филос. принципов марксизма-ленинизма дает возможность определить то место, к-рое занимает то или иное филос. учение в развитии философии. Маркс и Энгельс выработали, а Ленин и ленинцы развили принцип партийности в И. ф. Принцип партийности философии предполагает, что борьба филос. идей рассматривается как отражение борьбы классов. Марксистская И. ф. открыто и последовательно выступает с критикой идеалистич. философии, защищая материалистич. традиции. Ленин, критикуя различные формы идеалистич. философии, пропагандируемой офиц. представителями бурж. «пауки», писал, что «...профессора философии — ученые приказчики теологов» (там же, с. 328). Он призывал последовательно проводить в жизнь принцип партийности в философии, отметая как ненауч. вздор попытки встать «выше» борьбы партий в философии, «преодолеть» их «крайности» и т. д. «„Реалисты" и т. п.,— писал Ленин,— а в том числе и „позитивисты", махисты и т. д., все это — жалкая кашица, презренная партия середины в философии, путающая по каждому отдельному вопросу материалистическое и идеалистическое направление» (там же, с. 325). Принцип партийности означает, т. о., науч. анализ всей предшеств. философии, критическую ее переработку при удержании всего ценного (диалектич. отрицание). Партийность философии предполагает, что развитие философии является выражением поступат. движения человеч. познания в силу того, что оно связано с развитием естествознания и обществ, наук, а также и внутр. логикой процесса познания. Поэтому, выделяя осн. периоды развития философии, марксистско-ленинская историко-филос. паука внутри этих периодов выясняет зависимость развития философии от открытий в области естеств. наук, обществ, наук и предшествующих достижений самой философии. Так, характеризуя теоретич. и естеств.-науч. предпосылки возникновения марксизма, Ленин отмечал три теоретич. источника марксизма — англ. политич. экономию, франц. утопич. социализм и нем. классич. философию. Энгельс устанавливал прямую связь 382 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ между возникновением диалектич. материализма и естеств.-науч. достижениями — открытием закона сохранения и превращения энергии, клеточного строения живых существ, теорией Дарвина. Марксистско-ленинская историко-филос. наука не ограничивается рассмотрением этих общих предпосылок развития философии. Она исследует также процесс преломления этих общих закономерностей развития философии через призму нац. традиций и индивидуальности философа, создателя той или иной филос. системы. Каждый философ развивается на определешгой нац. почве, имеет индивидуальные особенности в своем филос. творчестве, к-рые нельзя игнорировать,— он может близко стоять к политич. борьбе своего времени и не иметь непосредств. связи с развитием естествознания (как, напр., Макиавелли) или, наоборот, акцентировать внимание на естеств.-науч. открытиях (напр., Галилей). Все это означает, что историко-филос. процесс является очень сложным по своей структуре: в конечном счете он отражает развитие произ-ва и борьбы классов; выражает прогресс в развитии человеч. познания; тесно связан с развитием науки и др. форм обществ, сознания, испытывает на себе влияние нац. традиций в развитии филос. мысли и достижений филос. мысли в др. странах, взаимных связей между филос. учениями различных стран; в известной мере несет на себе отпечаток индивидуальности философов, их места в жизни общества, их участия в социально-политич. борьбе, в развитии науки, иск-ва и т. д. В реальном историко-филос. процессе эти мысленно выделенные «слои» оказываются слитыми воедино, «сплавленными» т. о., что науч. исследование И. ф. возможно лишь с методологич. позиций материали-стич. диалектики, чуждой какого-либо шаблона, схематизма и в то же время способной выявить общие закономерности развития философии, прокладывающие свой путь через индивидуальные особенности творчества отдельных философов. Диалектич. и историч. материализм дает возможность, исходя из понимания законов развития общества, понять и законы развития философии, сложность и противоречивость ее движения, схватить историко-филос. процесс во всех его связях и опосредованиях, выделить в нем гл. линии, определить тенденции развития филос. мысли человечества. Марксистско-ленинская науч. концепция И. ф. послужила теоретич. основой науч. исследований в различных областях историко-филос. науки, в особенности после победы Октябрьской революции, когда диалектич. и историч. материализм стал господствующим мировоззрением в СССР и завоевал прочные идейные позиции в междунар. коммунистич. движении. Сов. философы-марксисты в разработке проблем И. ф. исходят из сформулированных Лениным в работе «О значении воинствующего материализма» задач филос. науки. Сов. историки философии вели борьбу с нигилистич. отношением к И. ф. со стороны Богданова, пролеткультовцев, механистов и др., с ошибками, шедшими по линии меныневиствующего идеализма (в частности, отрыв теории от практики, недооценка ленинского этапа в марксистской философии, недостаточное подчеркивание революц. переворота в философии, сближение марксизма с гегелевской идеалистич. диалектикой и фейербаховским материализмом и т. д.). Сов. марксисты обратили особое внимание на исследование материалистич. и диалектич. традиций филос. мысли. Выла проделана большая работа по подготовке к изданию собр. соч. Маркса, Энгельса, Ленина, Плеханова. После Октябрьской революции впервые увидели свет «Немецкая идеология» Маркса и Энгельса, «Диалектика природы» Энгельса, «Экономическо-философские рукописи» Маркса и др. В «Ленинских сборниках» были опубликованы «Философские тетради» Ленина, а в журнале «Под знаменем марксизма» — его замечания на книгу Шулятикова и др. его ранее не публиковавшиеся работы. Издание этих работ, имеющих огромное методологич. значение для исследования историко-филос. процесса, дало толчок для углубленной разработки марксистской И. ф. В центре внимания сов. историко-филос. науки стояли изучение и правильное освещение истории марксистско-ленинской философии. Во 2-й пол. 20-х и в 30-х гг. они были непосредственны связаны с борьбой против троцкистских и правооппортунистич. взглядов, фальсифицировавших марксистское учение и принижавших роль ленинизма. Коммунистич. партия Советского Союза, ее ЦК отстояли ленинизм и раскрыли великое значение ленинского этапа в развитии марксизма, в т. ч. в философии. Сов. философы-марксисты (см. сборник «За поворот на философском фронте», 1931, работы Адоратского, Ярославского, Митина, Юдина, Федосеева, Константинова, Кам-мари, Горохова, Познера, Чагина и др.) показали, что труды Ленина составляют новый, высший этап в развитии марксистской философии, к-рый отражает коренные изменения, происшедшие в обществ, жизни и развитии естеств. наук в конце 19 — нач. 20 вв. В 40—50-х и нач. 60-х гг. вышел ряд книг, посвященных исследованию филос. наследия Маркса и Энгельса (книги Ильичева, Ойзермана, Пажитнова, Серебрякова, Розенталя, К. М. Фролова и др.). Проведены исследования и опубликованы книги о филос. наследии Ленина (Васецкого, Окулова, Омель-яновского, Скворцова, Суворова, Чагина, Шахновича, М. Г. Шестакова и др.), коллективные работы о ленинских трудах «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради» и т. д. Изданы «Избранные философские произведения» Плеханова (т. 1—5, 1956— 1958) и выпускается его «Литературное наследие» (сб. 1—8, 1934—40); появились исследования филос. взглядов Плеханова (книги Фоминой, Митина, Иовчука, М. Сидорова и др.). Исследуются филос. труды соратников Маркса, Энгельса и Ленина (работы Гагарина о Меринге, Момджяна о Лафарге, Волковой о Диц-гене, книги Агаджаняна и Калтахчяна о С. Шаумяне и др.). Сов. ученые, придавая огромное значение исследованию истории мировой культуры, в т. ч. и И. ф., перевели на рус. яз. и дали марксистскую оценку филос. соч. Демокрита, Эпикура, Аристотеля, Бэкона, Гоббса, Декарта, Гассенди, Спинозы, Лейбница, Вольтера, Монтескье, Кондорсе, Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Робине, Кондильяка, Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха и др. философов. В серии «Предшественники научного социализма» (1947—61) под ред. Волгина были переведены на рус. яз. произведения социалистов-утопистов: Мора, Кампанеллы, Мелье, Морелли, Сен-Симона, Оуэна, Фурье, Дезами и др. Были созданы марксистские исследования, посвященные истории антич. философии и ср.-век. философии Запада (книги Александрова, Ахманова, Дын-ника, Маковельского, Сережникова, Трахтенберга, Чернышева и др.), И. ф. нового времени (книги Асмуса, Бакрадзе, Быховского, Деборина, Луппола, Момджяна, Овсянникова, Ситковского и др.), истории социологич. учений и утопич. социализма (работы Александрова, Волгина, Деборина, Сливкера и др.). В тот период, когда бурж. историко-филос. мысль все более отходила от идей прогресса и оптимизма, пытаясь интерпретировать филос. мысль прошлого с позиций поверхностного психологизма или религ. философии, сов. историки философии раскрывали огромное социальное значение для своего времени история философии 38а основных филос. концепций прошлого, отстаивая позиции историзма и вместе с тем раскрывая роль филос. традиций в совр. борьбе идей. Со 2-й пол. 30-х — нач. 40-х гг. развернулась работа по марксистскому исследованию И. ф. рус. народа и др. народов СССР. В серии «Классики русской философии» (с 1938) были изданы и оценены с позиций марксистской философии избр. филос. соч. Ломоносова, Радищева, рус. просветителей 18 в., Герцена, Огарева, Белинского, Чернышевского, Писарева, Антоновича, Сеченова и др. Были проведены исследования и опубликованы работы, раскрывающие солидную материалистич. традицию в рус. философии и науке (книги Вавилова, Иовчука и Васецкого, Кружкова, М. Григорьяна, Каганова, Маслина, Платонова, Розенталя, Смирновой, Степанова, Щи-панова, Чеснокова, Яковлева и др.). Создаются коллективные работы, прослеживающие историю философии в России в 18—19 вв.,— «О классической русской философии» (1945), «Из истории русской философии XVIII—XIX вв.» (1952) и др. Сов. ученые наряду с освещением истории рус. философии провели работу по исследованию истории философии и популяризации лучших традиций филос. мысли др. народов СССР. Созданы работы о мировоззрении укр. мыслителей (книги Брагинца, Я. Дмитерко, Головахи, Назаренко, Новикова, Острянина и др.), белорус, мыслителей (книги Лущицкого, Алек-сютовича, Смирнова и др.), о филос. взглядах азерб. мыслителей (книги Гусейнова, Закуева, Касумова, Мамедова и др.), по истории арм. философии (книги Габриэляна, Чалояна и др.), груз, философии (книги Нуцубидзе, Хидашели, Авалиани, Кукава и др.), мыслителей Казахстана (работы Джандильдина, Бейсембиева и др.), Узбекистана (книги Муминова и др.), Таджикистана (работы Богоутдинова, Мороч-иика и др.), Киргизии (работы Алтмышбаева), Туркмении (работы Кулиева, Чарыева и др.), Молдавии (работы Ермуратского, Ковчегова и др.), Латвии (работы Валескална, Самсона, Штернберга и др.), Эстонии (работы Наана и др.), Литвы (работы Жюгжда и др.) и др. республик. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |