|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЕСТЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИА- 14 страница7) «Зерцало безбожия или невежества»; 8) «Рассужде Названия глав «Зерцала...» (напечатано в кн. «Избр. произв. рус. мыслителей второй пол. XVIII в.», т. 2, 1952) выражают атеистич. характер взглядов автора: 1) Несовершен бог: имеет пределы своих деяний; 2) Бог имеет пределы разума; 3) Баг имеет пределы воли; 4) Бог не есть творец и промыслитель мира; 5) Мир не зависит от бога; 6) Несовершенный не есть бог; 7) Бог не есть присущ существованию. В результате критики теологич. «обоснования» «бытия бога» автор приходит к выводу: «...Бога нет». Содержание «Зерцала...» свидетельствует о знакомстве его автора с «Системой природы» Гольбаха. Лит.: Шахнович М., Новый памятник рус. свободо ЗЙБЕР, Николай Иванович [10(22) марта 1844—28 апр. (10 мая) 1888] — рус. экономист и социолог, один из первых распространителей марксистских идей в России. Окончил юридич. ф-т Киевского ун-та (1866), магистр (1871). В 1873—75 преподавал политич. экономию в Киевском ун-те, затем уехал за границу. В Лондоне в 1880—81 встречался с Марксом и Эигель- ЗИБЕРН — ЗИГФРИД 175 сом. В 1884 вернулся в Россию Гл. труды — «Очерки первобытной экономической культуры» (1883), «Давид Рикардо и Карл Маркс в их общественно-экономических исследованиях» (1885). 3. пытался применить экономия, учение Маркса к исследованию развития производств, отношений, к анализу обществ, вопросов, связанных с процессами классовой борьбы в России. Сторонник демократия, преобразований, 3. считал, что социализм (трактуемый 3. как «кооперативный строй») является неизбежным результатом развития капитализма. Однако 3. не понимал история, миссии пролетариата. Фаталистически определяя значение производит, сил в обществ, развитии, 3. находился, по существу, на позициях экономического материализма, к-рый был теоретич. основой его утопизма в вопросе о переходе общества к социализму. Рассматривая учение Маркса в значит, мере как «усовершенствование» теории Рикардо, 3. не видел внутр. неразрывной связи между экономич. теорией Маркса и обоснованием им необходимости пролетарской революции и диктатуры пролетариата. В филос. взглядах 3. — материалистических по существу — были элементы диалектики, хотя он ошибочно отождествлял материалистич. диалектику с теорией эволюции. 3. популяризировал филос. труды Ф. Энгельса, в особенности кн. «Анти-Дюринг». Подчеркивая взаимосвязь социализма и материализма, 3. указывал на противоположность мировоззрения и метода Маркса гегелевскому идеализму («Немецкие экономисты сквозь очки г. Б. Чичерина»). В полемике с Ю. Жуковским, 3. писал, что Маркс исследует не словесные противоречия, а противоречия действительности («Несколько замеяаний по поводу статьи Ю. Жуковского „Карл Маркс и его книга о капитале"»); он разделял марксистский взгляд на капитал как производств, отношение, критиковал «закон» народонаселения Мальтуса («Давид Рикардо и Карл Маркс...», 1885, гл. 13); писал о необходимости развития капитализма в России, о его преходящем характере, критиковал волюнтаризм народников («Капитализм в России» и др.). Маркс высоко ценил 3. как исследователя его теории стоимости, денег и капитала (см. «Капитал», т. 1, Послесловие ко 2 изд., в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 19). Неоднократно ссылался на З.и В. И. Ленин (см. Соч., т. 1, с. 201; т. 2, с. 166—68). Соч.: Собр. соч., т. 1—2, СПБ, 1900; Избр. экономические произв., т. 1—2, М., 1959 (т. 1, вступит, ст. Н. А. Ца-голова). Лит.: Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими ЗИБЕРН (Sibbern) — см. Сибберн. ЗЙГВАРТ (Sigwart), Христоф (1830—1904) — нем. логик,по своим филос. воззрениям близкий к баденской школе неокантианства. Проф. философии в Тюбингене (1865 —1903). 3. испытал (особенно в первый период своей деятельности) влияние ряда нем. философов — Ф. Баура, Ф. Шлейермахера, 9. Целлера. Первые работы 3. посвящены истории философии (Бэкону, Спинозе) и истории естеств. наук. Осн. произведение 3. «Логика» («Logik», Bd 1—2, 1873—78, рус. пер., т. 1—2, 1908—1909) представляет собой не только изложение логич. учения, но и попытку нового обоснования метафизики. Исследование логики, по мнению 3., должно выяснить общие принципы познания, вывести критерии истинного мышления и разработать нормы суждения, в результате чего станет возможным решение метафизия. проблем. Согласно 3., логика является нормативной дисциплиной, устанавливающей правила, к-рые руководят мышлением в поисках истины. Не удовлетворяясь традиц. пониманием логики и отвергая гегелевскую логич. концепцию, 3. стремился обосновать логику на фактах реального мышления. Он примыкает к идущему от Дж. С. Мил-ля направлению психологизма в логике. Специфич. особенностью психологизма 3. является телеологизм. В логич. системе 3. понятию цели принадлежит решающая роль (с его помощью определяются все осн. понятия логики, в т. ч. и понятие истины). Все категории логики (суждение, понятие, законы тождества и противоречия и т. д.) 3. рассматривает, с одной стороны, как реальные процессы мышления или их закономерности, с др. стороны,— как не выводимые из эмпирия, материала логич. отношения и законы. Смешение логич. и психологич. моментов обусловила эклектичность логич. системы 3., ее неспособность дать адекватное объяснение логияескому. Предпринятая 3. попытка психологич. обоснования логики была подвергнута критике со стороны Фреге, Гуссерля и др. 3. не смог решить и др. задачу, к-рую он ставил перед своей «Логикой»,— построить методологию науч. знания. Изложенное им логич. учение фактически не выходит за рамки аристотелевской логики и в силу этого не только не решает, но даже, по существу, и не> затрагивает специфич. проблем методологии науч. исследования. Соч.: Spinoza's neuentdeckter Tractat von Gott, dem Men-schen und dessen Gliickseligkeit, Gotha, 1886; Die Impersona-lien..., Freiburg in Breisgau, 1888; Kleine Sohriften, Bd 1—2, 2 Aufl., Freiburg in Breisgau — Tubingen., 1889; Vorfragen derEthik, 2 Aufl., Tubingen, 1907; в рус. пер.: О моральных основах науки, «Вестн. воспитания», 1904, № 9; Борьба против телеологии, СПБ, 1907. Лит.: Гуссерль Э., Логические исследования, пер. ЗИГФРИД (Siegfried), Андре (25 апр. 1875—29 марта 1959)—франц. социолог, географ и публицист; проф. экономической географии в Коллеж де Франс, проф. социологии в Ин-те политич. наук и Нац. школе администрации, сотрудник правой газ. «Figaro», один из наиболее влият. идеологов умеренных правых партий франц. буржуазии. В своих многочисл. книгах и путевых заметках 3. не выдвигал к.-л. единой и оригинальной социология, доктрины: он пытался дать сжатый очерк господствующих в различных странах идейных течений и сопоставить их между собой. Книги и статьи 3. проникнуты сознанием глубокого внутр. кризиса бурж. индивидуализма и либерализма 19 в. в условиях совр. эпохи, выдвигающей, по 3., на первый план организованные массы людей, к-рые испытывают огромное воздействие со стороны гос-ва. Основой данного кризиса, по мнению 3., является вытеснение мелкого крест, и ремесл. произ-ва поточным, индивидуального мастерства — стандартизацией и т. д. Сознавая неизбежный характер этого процесса, 3. с тревогой констатирует его моральные последствия при капитализме: подрыв независимости, свободы и достоинства человеч. личности, ее духовное обеднение, особенно ярко сказывающееся в странах, лишенных устойчивых традиций, и прежде всего в США. Поэтому 3. рассматривает данный кризис в немалой степени как столкновение амер. и европ. цивилизаций. Моральный кризис бурж. общества перерастает, по словам 3., в социальный и политический, ибо выдвинутые франц. революцией 1789 либеральные идеалы полития. свободы сталкиваются с идеями социальной справедливости социализма. 3. сяитал, что если в 176 ' ЗИЗАНИЙ — ЗИНОВИЙ ОТЕНСКИЙ 19 в. сущность правой бурж.-консервативной идеологии состояла в защите сильного авторитарного гос-ва, то теперь, напротив, ее задача состоит в борьбе против покушений гос-ва на права личности. Подобная концепция, по 3., призвана гл. обр. оправдать сопротивление реакц. сил прогрессивным мероприятиям в области социального законодательства, навязанным бурж. гос-вам борьбой рабочего класса. Она также выражает недовольство нек-рых кругов буржуазии политикой гос.-монополистич. капитала. 3. призывал к чередованию у власти во Франции умеренных консерваторов и реформистов по образцу англо-амер. двухпартийной системы, систематически нападал на конституцию 1946, призывая к увеличению прав исполнит, власти в ущерб законодательной, реакц. реформе избират. системы с отказом от пропорционального представительства и т. д. 3. посвятил неск. работ Франции, в к-рой видел оплот индивидуализма старой Европы. Его кн. «Политическая картина Западной Франции в эпоху III республики» («Tableau politique de la France de l'ouest sous la troisieme republique», 1913) до сих пор рассматривается в бурж. социологии как основополагающая для политич. географии. Занимался также изучением проблем влияния религии на сознание, культуру и обществ, жизнь народов. Соч.: La democratic en Nouvelle-Zelande, P., (904; Le Canada, les deux races, problemes politiques contemporains, P., 1906; Les Etats-Unis d'aujourd'hui, P., 1927; Tableau des partis en France, P., [1930]; L'occident et la direction spiri-tuelle du monde, Neuilly (Seine), [1932]; Cours de geographie economique et politique, «Rev. des cours et conferences», 1933, JV- 12; Amerique latine, 2 <5d., P., 1934; La crise de l'Europe, P,. 1935; Le Canada, puissance internationale, P., 1937; Mes souvenirs de la IIIе Republique, P., 1946; Afrique du Sud, P., 1949; Geographie humoristique de Paris, P., 1951; Geographie poetique des cinq continents, [P., 1952]; De la IIIе a la IVе Republique, P., [1956]; De la IVе a la Vе Republique, P., [1958]; Itineraires de contagions, P., [I960]; в рус. пер.: Англия наших дней, М., 1926; Кризис Британии XX века, М.—Л., 1931. Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 39, с. 510 — 13. Ю. Рубинский. Москва. ЗИЗАНИЙ, Лаврентий (г. рожд. неизв.— ум. ок. 1634) — белорус, гуманист-просветитель. В 1626 по заданию моек, патриарха Филарета нанисал обширный «Катихизис» (Гродно, 1783), в к-ром дал свое толкование церк. догматов, близкое к протестантизму. Вместе с тем в этой книге он изложил сведения ес-теств.-науч. характера — «...о крузех небесных, и о планитах, и о зодиях, и о затмении солнца, и о громе, и о молнии, и о тресновении, и о шибении, и о перуне, о комитах и о прочих звездах» (цит. по кн.: «Заседание в книжной палате 18-го февраля 1627 года по поводу исправлений Катихизиса Лаврентия Зизания», СПБ, 1878, с. 33). В противоположность официальной религ. идеологии, 3. пытался по-своему объяснить явления природы естеств. путем, исходя из данных опыта и наблюдений. Признавал шарообразность Земли и движения небесных светил. Моск. богословы, к-рым был отдан на просмотр «Катихизис» 3., признали его взгляды еретическими. Соч.: Славянская азбука, Вильно, 1596; Грамматика словенска, Вильно, 1596. Лит.: Ильинский Ф., Большой Катехизис Лаврен ЗИЗАНИЙ, Стефан — белорус, полемист конца 16 в. В своих проповедях и сочинениях («Катихизис», «Ка-занье св. Кирилла об антихристе», Вильна, 1596) осуждал насильств. политику полонизации и окато-личения белорус, населения, изобличал роскошь, богатство и своеволие духовных и светских феодалов. Развивая тезис о господстве на земле антихриста в лице папы, 3. подверг критике иезуитов и папство. Деятельность 3.- вызвала к нему фанатич. ненависть со стороны духовенства и властей. Он был отлучен от церкви и объявлен гос. преступником. В 1599, скры- ваясь от преследований церковников и гос. властей, 3. вынужден был оставить пределы Белоруссии. Лит.: Акты, относящиеся к истории Западной России, т. 4, 1588—1632, СПБ, 1851, с. 196—98; Русская историческая библиотека, т. 7, кн. 2, СПБ, 1882, с. 169—222; Завит-невич В. 3., Палинодия Захарии Копыстенского и ее место в истории западно-русской полемики XVI и XVII вв., Варшава, 1883; Laszcz M., [Жебровский], Kakol, ktory rozsiewa Stephanek Zizania w cerkwiaoh Ruskichw Wilnie, Wilno, 1595; Plewy Stephanka Zyzanicy, Heretyka, z cerkwi Ruskiey wykletego, Wilno, 1596. H. Алексютович. Минск. ЗЙММЕЛЬ (Simmel), Георг (1 марта 1858 — 26 сент. 1918) — нем. философ-идеалист и социолог, представитель т. и. философии жизни. С 1914— проф. в Страсбурге. Все области бытия, по 3., охватываются иррац. понятием жизни, к-рая объявляется основой бытия и сознания, единств, реальностью, данной в «непосредственном переживании». Внешний мир существует лишь постольку, поскольку он «переживается» субъектом. Поэтому естеств. науки, по 3., исследуют лишь явления, они не могут охватить все многообразие жизненных форм, а также постигнуть жизнь в целом. Познание же истории, по мысли 3., следует искать не во внешних фактах, а в психологии, к-рая является априорной предпосылкой псторич. науки; задача состоит в том, чтобы на основании документов и преданий заключать о психич. явлениях, лежащих в основе историч. событий. При этом лишь философ, обладающий даром интуиции, может охватить целостность истории, не достигая, однако, объективной истины. Позиция 3. ведет к субъективистской интерпретации событий и к ликвидации историч. науки. Социология, взгляды 3. носят бурж.-апологетич. характер. Социологию он определяет как науку о социальных формах. Гос-во, церковь, обществ, строй и др. «объективные образования» 3- рассматривал как результат бесчисл. взаимоотношений индивидов. Истолковывая эти взаимоотношения идеалистически, он называл социологию «психологической микроскопией взаимоотношений между атомами общества». Он заменяет понятие общества понятием «социальности», осп. регулятором к-рой является «социальное расслоение» («Ober soziale Difierenzierung», 1890; рус. пер. «Социальная дифференциация», 1909). Дифференциация, по 3., создает путем естеств. отбора высшие и низшие социальные группы. В жизни, утверждал 3., господствует борьба за существование, цель к-рой — возвышение жизни ради самой жизни, и потому морально то, что способствует достижению этой цели. Эти рассуждения В. И. Ленин назвал «абстрактными» и «совершенно ненаучными» (см. Соч., т. 1, с. 392). Реакц. взгляды 3. оказали влияние на неокантианцев Риккерта, Струве, на мн. представителей бурж. философии истории эпохи империализма. На него ссылались также идеологи герм, фашизма. Соч.: Vom Wesen des historischen Verstehens, В., 1918; Schopenhauer und Nietzsche, 2 Aufl., Munch.—Lpz., 1920; Grundfrage.n der Soziologie, 2 Aufl., B.—Lpz., 1920; Philoso-phie des Geldes, 4 Aufl., Lpz.—Munch., 1922; Die Probleme der Geschichtsphilosophie, 5 Aufl., Munch.—Lpz., 1923; Kant, Munch.—Lpz., 1924; Der Konflikt der modernen Kultur, 3 Aufl., Munch.—Lpz., 1926; Hauptprobleme der Philosophic, 7 Aufl., В., 1950; Soziologie, 4 Aufl., В., 1958; в рус. пер.: Проблемы философии истории, М., 1898; Проблемы социологии, «Научное обозрение», 1899, № 3; К методологии социальной науки, там же, 1900, № 2; Конфликт современной культуры, П., 1923. Лит.: История философии, т. 3, М., 1959, с. 362—64; Ковалевский М., Современные социологи, СПБ, 1905, с. 98—162; Adler M., G. Simmels Bedeutung fur die Gei-stesgeschichte, W.—В., 1919; S p у k m a n N. J., The social theory of G. Simmel, Chi., 1925; Fabian W., Kritik der Lebensphilosophie Simmels, Breslau, 1926; Buch des Dankes an G. Simmel. Briefe, Erinnerungen, Bibliographie, В., 1958. А. Мысливчеипо. Москва. ЗИНОВИИ ОТЕНСКИЙ (г. рожд. неизв.— ум. 1568 или 1570) — рус. церк. писатель-схоласт. Противник крестьянско-плебейской ереси Феодосия Косого. После осуждения Максима Грека, учеником к-рого ЗИХ — ЗНАК 177 он являлся, был сослан в 1531 в новгородский Отен-ский монастырь. Здесь в 50—60-х гг. 16 в. им были написаны полемич. соч.— «Послание многословное черноризца к вопросившим о известии благочестия на зломудрие Косого и иже с ним» (1880), «Истины показание к вопросившим о новом учении» (1863) и др. В этих соч. 3.0. особое внимание уделял кос-мологич. и онтологнч. доказательствам существования бога, полемике с материалистич. представлениями древних греков, защите догматов и обрядов православной церкви. Оставаясь целиком на крепостнич. позициях, выступая как апологет рабства и защитник монастырского землевладения, 3. О. вместе с тем осуждал отд. злоупотребления господ и феод, гос-ва. Произведения 3. О. при всей их тенденциозности являются осн. источником для изучения воззрений Феодосия Косого, к-рому он приписывал учение о «самобытном естестве». Соч.: Слово инока Зиновия на открытие мощей архиепископа Ионы Новгородского, в кн.: Калугин Ф., Зиновий инок Отенский и его богословско-полемические и цер-ковно-учительные произведения, СПБ, 1894. Лит.: Будовниц И. У., Русская публицистика XVI ЗИХ (Zich), Отакар (р. 26 мая 1908) — чеш. логик, д-р филос. наук (с 1960), профессор (с 1958) филос. ф-та Карлова ун-та. Науч. труды 3. посвящены методологии естеств. и точных наук («Логические и методологические аспекты эксперимента», 1957, рус. пер. см. в кн. «Мировоззренческие и методологические проблемы науч. абстракции», 1960; «Введение в философию математики» — «Uvod do filosofie matemati-ky», 1947). В области логики 3. построил теорию целых чисел [«О понятии целого числа» — «Sur ]a notion du nombre entier», в сб.: Ceska akademie ved a umeni. Bull, inter. Resumes des travaux presentes. Classe des sciences mathematiques, 49-e annee (1948), Praha, 1950]. Анализируя логич. структуру нар. пословиц, 3. показывает, каким образом в мышлении нар. масс стихийно возникали сложные логич. формы («Народные пословицы с точки зрения логики»— «Lidova pfislovi s logickeho hlediska», 1956). Занимается также вопросами преподавания логики («Значение логики для преподавания в вузах» — «Vyznam logiky pro priici vysokoskolskeho ucitele», 1959). С о ч.: Moflerni logika, Praha, 1958 Гсовм. с др.]; К metodo-logii experimentilnich ved, Praha, 1959 (совм. с ЬШек I. и Tondl L.). Лит.: Кольман Э., Книга о логике народных пословиц, «Вопр. философии», 1958, № 4, с. 152—54; J a a k k о К., Hintikka J., Identity, variables, and impredicative definitions, «J. Symb. Logic», 1956, v. 21, p. 225 — 45; H e 1-fert V., О teskc hudbe, Praha, 1957. 1С. Берна. ЧССР ЗЛАТАРОВ, Асен Христов (4 февр. 1885 — 22 дек. 1936) — болг. ученый-химик, философ и обществ, деятель. Окончил Женевский ун-т (1907). С 1910— ассистент по химии. Член Болг. с.-д. партии (группа широких социалистов) (с 1905). По филос. взглядам был близок к махизму, делал попытки «дополнить» философию Маркса воззрениями Маха и Авенариуса, к-рых защищал от критики со стороны Ленина и др. рус. марксистов-материалистов. В конце жизни 3. активно участвовал в борьбе против фашизма и войны, симпатизировал коммунизму. После посещения СССР в 1936 написал восторженные статьи и кн. «В стране советов» («Въ страната на съветитъ», 1936) об успехах социализма и науки в Советском Союзе. Соч.: Очерки по философия на биологията, С, 1911; Проблемата за истината Ыредговор], в кн.: Мах Е., Познание и заблуждение, С., 1924 (Натурфилософско четиво, Л» 5); Маркс-Енгелсовият материализъм и ечпириокритицизчьг [предговор], в кн.: К а у ц к и К., Медицина и исторический материализъм, С, 1930 (Натурфилософско четиво, J* 50); Сборник, С, 1956. jlum.: Бербатов Н., Философските възгляди на Асен Златаров, в сб.: Годишник на Софийский университет. Фи-лософско-исторически факултет, т. 52, кн. 1, С, 1959. Н. Бербатов. НРБ. ЗЛО — см. Добро и зло. ЗНАК (англ. sign, фр. signe, нем. Zeichen, итал. signe) — материальный чувственно воспринимаемый предмет (явление, событие, действие), выступающий в познании и общении людей в качестве представителя нек-рого предмета или предметов, свойства или отношения предметов и используемый для приобретения, хранения, преобразования и передачи сообщений (информации, знаний) или компонентов сообщений к.-л. рода. Рассмотрением познават. роли 3. занимались еще антич. философы (Аристотель, стоики); большое внимание анализу 3. уделяли мыслители 17—18 вв. (Локк, Лейбниц, Кондильяк и др.). С конца 19 в. изучение вопросов теории 3. приобрело актуальность в связи с развитием лингвистики и математич. логики. С 30-х гг. 20 в. начала складываться особая наука о 3.— семиогика. Термином «семиотика» пользовался еще Локк, затем Ч. Моррис, работы к-рого но теории 3. явились существ, вкладом в семиотику. В наст, время установлены плодотворные связи между наукой о 3. и кибернетикой; в семиотику все больше цроникают точные методы исследования. Гносеологич. природа 3. выявляется в тех ситуациях, в к-рых происходит использование 3. (такие ситуации наз. знаковыми). В мире животных аналогом знаковых ситуаций являются ситуации, в к-рых поведение животного обусловлено действием условных раздражителей (см. Рефлекс). В этих ситуациях одно явление (напр., звонок) можно рассматривать как источник осведомления животного о появлении или наличии другого явления (напр., пищи). Применяя понятие 3. в более широком смысле, условные раздражители, побуждающие организм к той или иной форме поведения на основе сложившихся в его нервной системе врем, условных связей, иногда также называют 3. и говорят, что условные раздражители обозначают для организма соответств. безусловный раздражитель. В этом расширенном смысле в отечеств, лит-ре более употребительным является термин «сигнал». У людей 3. с самого начала выступают как результат обществ, развития: 3. развиваются прежде всего как материальная форма, в к-рой осуществляется передача сообщений в человеч. коллективах, объединенных в первую очередь задачами материального производства. Осн. значение в этом отношении имеют 3. естеств. звуковых языков. Появление членораздельной речи, т. е. общения людей друг с другом с помощью звуковых языковых 3., обусловленное развитием труда, означало, с нервно-физиологич. т. зр., оформление второй сигнальной системы и было непосредственно связано с развитием мышления. С развитием способности извлекать и перерабатывать информацию о предметах, оперируя непосредственно не с самими предметами, а лишь со 3., их представляющими, связана одна из величайших революций в интеллектуальной и культурной истории человечества. Виды знаков. 3. подразделяются на языковые и неязыковые. Среди последних можно выделить З.-к опии (iconic signs), З.-п р и з н а к и, или З.-п о к а з а т е л и (3.-индексы), 3.-е и г н а л ы и др. 3.-копии — это воспроизведения, репродукции, более или менее сходные с обозначаемым (таковы фотографии, отпечатки пальцев, отпечатки древних животных, в известной мере 3. т. н. пиктографич. письма). 3.-признаки — это 3., связанные с обозначаемыми предметами, как действия со своими причинами. 178 ЗНАК К числу таких 3. принадлежит то, что обычно наз. симптомами, приметами, показателями и т. п. Напр., дым — признак огня; жар или озноб у человека — симптом болезни; изменение высоты ртутного столба — показатель изменения атмосферного давления, и т. д. Естеств. причинная связь признака с обозначаемым объектом обусловливает ограниченность функционирования признаков как 3.: признаки воспринимаются как 3. вызвавшей их причины, но обычно они не воспроизводятся в качестве 3. этих причин. 3.-сигналы — это 3. спец. назначения, предупреждающие о наступлении вслед за ними определ. действия (или отказа от него) или извещающие о наличии опред. обстоятельства в целях соответств. ориентировки. Примерами 3.-сигналов могут служить: фабричный гудок как 3. того, что пора выходить на работу; звонок как 3. начала или окончания чего-либо; аплодисменты как 3. одобрения и т. п. Своеобразным видом 3. являются З.-с и м в о л ы. Так наз. 3., к-рые в силу заключенного в них наглядного образа используются для выражения нек-рого, часто весьма значительного и отвлеченного, содержания (напр., изображение серпа и молота — символ единства рабочих и крестьян). 3.-символы играют существ, роль в культурном, в т. ч. художественном, развитии человечества. Понятие символа в указ. смысле следует отличать от употребления термина «символ» в применении к символич. языкам науки, где этот термин обычно равнозначен термину «3.». 3., входящие в состав языков как средств общения между людьми, наз. З.-о б щ е н и я. Характерная черта языковых 3. состоит в том, что они не существуют изолированно друг от друга, а образуют систему взаимосвязанных 3., соединяемых по определ. правилам (составляющим грамматику языка), а также в том, что предметное значение (см. ниже) языкового 3. более или менее одно и то же для всех людей, владеющих данным языком и правильно использующих данный 3. Знаки общения делятся на 3. естеств. языков и 3. искусств, знаковых систем — искусственных языков. Естеств. языки выполняют осн. роль в общении людей друг с другом; 3. естеств. языков (прежде всего, слова, грамматически правильно построенные выражения, предложения и т. д.) состоят как из звуковых 3., так и из соответствующих этим 3. рукописных, типографских и иных 3. Неязыковые 3. играют в этом процессе вспомогат. роль и обычно употребляются наряду с языковыми 3. Языковые 3. могут существовать и на основе иных материальных явлений, чем 3. обычных разговорных или письменных языков. Примером может быть язык глухонемых (в к-ром отд. 3. строятся в виде комбинаций и последовательностей комбинаций положений пальцев), письменный язык слепых (знаки к-рого образуются посредством наколок на бумаге) и др. В качестве языковых 3. могут также использоваться удары барабана, сигналы, подаваемые флагами, последовательности точек и тире или кратких и долгих звуков (телеграфный код) и т. д. Развитие науки привело к введению в естеств. языки специальных графич. 3., используемых для сокращенного выражения научных понятий и суждений и способов оперирования с рассматриваемыми в науке объектами (таковы, напр., 3. математические и химические и др. символики). Из 3. такого рода часто строятся искусств, языки. Среди 3. искусств, знаковых систем можно выделить: 3. кодовых систем, предназначенных для кодирования обычной речи или для перекодирования уже закодированных сообщений (напр., азбука Морзе; коды, используемые при составлении программ для кибернотич. устройств); 3. формул, используемые в науках (в том числе 3. формальных логич. систем; знаки информационно-логич. языков, используемых при составлении про- грамм для информационно-логич машин); 3. для моделирования непрерывных процессов (напр., кривые, отображающие непрерывные изменения, происходящие в к.-л. объектах); 3. сигнализации (поскольку они входят в нек-рую систему 3.-сигналов, напр. в систему сигнализации уличного движения). А. Ветров, Д. Горский. Москва. Л. Резников. Ленинград. Предметное, смысловое и экспрессивное значение знака. 3. представляет собой явление, к-рое находится в определ. отношениях: (1) к к.-л. конкретному или абстрактному объекту, (2) к образу этого объекта в сознании человека и (3) к чувствам и желаниям лица, использующего (прежде всего, воспринимающего или воспроизводящего) 3. ОЗ. говорят, что он обозначает данный объект (объект, обозначаемый 3., наз. предметным значением 3.) и выражает свое смысловое и экспрессивное значение. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |