|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ 1 страницаобъединяющий лаборатории: а) психофизиологии, б) восприятия и памяти, в) мышления и речи, г) психологии труда и производств, обучения; отдел возрастной психологии в составе лабораторий: а) психологии детей преддошкольного и дошкольного возраста, б) психологии школьника младшего возраста, в) психологии школьников среднего и старшего возраста; отдел педагогия, психологии с лабораториями: а) психологии общего и политехнич. образования, б) психологии трудового обучения в школе, в) психологии воспитания, г) психологии способностей. Ведется работа в области истории психологии. И. п. располагает также научно-технич. лабораторией и экспериментальными лабораториями в тех школах-базах, где проводятся психологич. исследования. ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ Академии наук СССР — центральное н.-и. учреждение Сов. Союза, ведущее исследования во всех отраслях филос. науки. Находится в Москве. Основан в 1936 на базе Ин-та философии Коммунистич. академии при ЦИК СССР. Ин-т философии Ком академии создан в 1928 на основе существовавшей с 1927 в Комакадемии секции философии (до 1923— Ин-т науч. методологии). В 1929 в И. ф. Комакадемии влился Ин-т науч. философии РАНИОНа и в 1931 — Ин-т красной профессуры философии и естествознания (существовал с 1921). С 1930 в Ленинграде существовал И. ф. Ленинградского отделения Комакадемии, переданный в 1936, как и московский И. ф. Комакадемии, в систему АН СССР. Первый директор Ин-та философии Комакадемии — A. М. Деборин (до 1931), затем В. В. Адоратский (с 1931). И. ф. Комакадемии имел широкий фронт исследований, организовывал дискуссии, науч. конференции, выпустил в свет большое количество книг и статей, ряд учебников, публиковал труды классиков мировой философии. Ин-т вел большую пропагандистскую работу, особенно через входившее в его состав Общество воинствующих материалистов-диалектиков, имевшее центральное и местные отделения. В 1929—30 в ин-те велась работа по разбору записей В. И. Ленина по философии и по изучению диалектики в «Капитале» К. Маркса. Секцией историч. материализма наряду с изучением домарксистских обществ, теорий готовились работы по науч. коммунизму и ленинизму, а также по бурж. и реформистской социологии периода империализма. Все секции ин-та готовили к изданию Философскую энциклопедию (в свет не вышла). С 1931 ин-т организовывал социологич. исследования, разрабатывал методологич. проблемы науки. В 1931 совм. с Госпланом разрабатывались темы: «Методологические проблемы технической реконструкции СССР», «Методологические проблемы социалистического планирования»; совм. с Кол-хозцентром и Наркомземом — «Колхоз как социалистическая форма общественных отношений». Разрабатывались комплексные темы совм. и с др. ин-тами. С 1932 для внутр. пользования велись обзоры рус. и иностр. филос. лит-ры; часть из них публиковалась в журн. «Вестник Коммунистической Академии». Осн. статьи сотрудников ин-та публиковались как в этом органе, так и в журн. «Под знаменем марксизма». После 1931 в ин-те развернулась работа по освещению и популяризации ленинского этапа в развитии философии марксизма. В работах этого периода подчеркивалось значение ленинских оценок истории философии, роль в развитии марксизма труда B. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Началось Руководство И. ф. АН С С С Р. Первым директором И. ф. АН СССР был В. В. Адоратский (с 1936). Затем директорами были П. Ф. Юдин (с 1939), В. И. Светлов (с 1944), Г. С. Васецкий (с 1946), Г. Ф. Александров (в 1947—54), П. Н. Федосеев (в 1956—62). С 1962 директор И.ф.— Ф. В. Константинов. С октября 1938 И. ф. входил в состав Отделения истории и философии АН СССР, с августа 1953 — в состав Отделения экономич., филос. и правовых наук; с июня 1962 входит в состав Отделения филос. и правовых наук. Структура И. ф. неоднократно изменялась. Основными ячейками, в к-рых сосредоточена н.-и. работа, всегда оставались сектора; в случае необходимости в них организовывались творч. группы по отд. проблемам. В 1962 в составе И. ф. имеются 14 секторов: диа- лектич. материализма, историч. материализма, филос. вопросов естествознания, эстетики, этики, атеизма, исследования новых форм труда и быта, психологии, истории философии в СССР, философии и социологии стран Востока, подготовки всемирной «Истории философии», совр. бурж. философии и социологии стран Запада, социалистич. культуры, логики. В ряде секторов имеются творч. группы. В И. ф. пять ученых советов: общеинститутский, три проблемных (по проблемам диалектич. материализма, по проблемам историч. материализма, по проблемам истории философии) и объединенный. На ученых советах рассматриваются и обсуждаются теоретич. проблемы философии, крупные научно-организац. вопросы, утверждаются планы науч. исследований, подготовленные к печати и вышедшие в свет труды сотрудников И. ф. и философов др. учреждений, защищаются докторские и кандидатские диссертации, заслушиваются доклады крупнейших ученых различных отраслей знания. И. ф. ведет работу по подготовке науч. кадров. В 1939 на И. ф. была возложена филос. подготовка аспирантов всех паучных учреждений АН СССР. При И. ф. для этого была организована специальная кафедра философии, впоследствии выделенная как самостоят, учреждение АН СССР. В 1939 И. ф. было предоставлено право присуждения ученых степеней кандидата и доктора филос. наук. Кадры научных работников готовились и подготавливаются через докторантуру (с 1940; упразднена в 1956) и аспирантуру. В 1961 в И. ф. обучалось 100 аспирантов. Выросли штаты И. ф.: в 1951—139 сотрудников, из них 79 научных; в 1961 — 244 сотрудника, из них 183 научных. В 1951 в штате И. ф.: академиков—1, членов-корр. — 3, докторов — 9, кандидатов — 55; в 1961: академиков — 1, членов-корр. — 4, докторов — 18, кандидатов —94. И. ф. ведет научные исследования по разделам: диалектич. материализм; историч. материализм; конкретные социальные исследования; история философии; история рус. философии и философии народов СССР; совр. бурж. философия и социология; философия естествознания; логика; психология; проблемы культуры; этики; эстетики; науч. атеизма. В 1961—62 И. ф. ведет исследования по след. осн. направлениям: закономерности развития коммунистич. общества и его культуры, новые формы труда и быта, коммунистич. воспитание нар. масс; вопросы этики, эстетики и атеизма; диалектич. материализм и совр. естествознание; ленинский этап философии марксизма; борьба с бурж. идеологией, реформизмом и ревизионизмом. Проводимые конкретные социологич. исследования показывают изменение социальной структуры СССР в период развернутого строительства коммунизма. Исследуются процессы стирания существенных различий между умств. и физич. трудом, между городом и деревней, роста культурно-технич. уровня рабочего класса и колхозного крестьянства, изменения быта в период развернутого строительства коммунизма. Разработка закономерностей коммунистич. общества связана с изучением коренных вопросов совр. между-нар. развития— таких, как мирное сосуществование и соревнование двух систем, установление прочного мира во всем мире. Исследуются проблемы материалистич. диалектики, методологич. проблемы совр. науки, ведется широкое изучение ленинского этапа в философии марксизма, идеология. проблем совр. коммунистич., рабочего, нац.-демократия, и национально-освободит. движепия. Создаются труды по истории развития философской, социологич. и общественно-политич. мысли народов ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ — ИНСТИ ТУПИ ОНА ЛИЗМ 281 СССР и др. стран мира, дается критика совр. бурж. философии и социологии, разоблачение реакц. идеологии антикоммунизма, различных реформистских и ревизионистских «теорий». И. ф. осуществляет координацию науч. работы в области философии, поддерживая тесную творч. связь с др. филос. учреждениями СССР и в первую очередь с Академиями наук союзных республик, в составе к-рых есть ин-ты и сектора философии, с Академией обществ, наук при ЦК КПСС, с Высшей парт, школой при ЦК КПСС, с Моск. ун-том, с кафедрами вузов, с отраслевыми академиями, министерствами. В подготовке трудов И. ф. принимают участие учены^ стран нар. демократии. Координация науч. исследований осуществляется спец. науч. советами, в состав к-рых входят крупнейшие ученые страны. Научные советы состоят при АН СССР. Таких советов два: по филос. вопросам естествознания (пред.— П. Н. Федосеев), по науч. атеизму (пред. — Ю. П. Францев). Коорди-иац. комиссию по проблемам эстетики возглавляет М. А. Дынник. В 1962 создана секция «Развитие ком-мунистич. обществ, отношений» (пред. — Ц. А. Сте- панян), входящая в Научный совет «Закономерности развития социализма и перехода к коммунизму» (пред.—Л. Ф. Ильичев) при АН СССР. Издание исследований И. ф. аз года в год увеличивается. В 1951 издано 9 книг общим объемом 207 п. л., в 1957— 24 книги объемом 4(55 п. л., в 1961 — 36 книг объемом 700 п. л. Сотрудники И. ф. участвовали в подготовке к печати ряда трудов классиков марксизма-ленинизма. Изданы избр. филос. произведения М. В. Ломоносова, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, Г. В. Плеханова и др. Под редакцией сотрудников И. ф. были подготовлены науч. издания произведений Аристотеля, Демокрита, Лукреция, Бэкона, Спинозы, Пристли, Руссо, Кондильяка, Гельвеция, Гольбаха, Робине, Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фурье и мн. др. Среди крупных трудов 1950—61 коллективные труды: «Исторический материализм» (1950, переведен на чешский 1952, кит. 1955, и др. яз.), «Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР» в 2 томах (1955—56, т. 1, переведены на кит. яз. 1959), 5 томов «Истории философии» [1957—61, в течение 1958—61 переведены на болг., польский, рум., кит., япон., исп. (Мексика), нем., вьетнамский и венг. яз.], «Основы марксистской философии» (1958, 2 изд. 1962). Актуальным проблемам коммунистич. строительства посвящен коллективный труд «О закономерностях возникновения и развития социалистического общества» (1960). Вопросам усиления роли общественности в период развернутого строительства коммунизма посвящен коллективный труд «От социалистической государственности к коммунистическому общественному самоуправлению» (1961). Критика идеалистич. теорий обществ, развития дана в коллективном труде «Исторический материализм и социальная, философия современной буржуазии» (1960). Созданы труды: «Великое произведение воинствующего материализма. О книге В. И. Ленина „Материализм и эмпириокритицизм"» (1959), «Философские вопросы естествознания» (ч. 1—2,1958—59), А. Ф. Шишкин «Из истории этических учений»(1959); «Вопросы диалектического материализма. Элементы диалектики» (1960), «Применение логики в науке и технике» (1960), «Подъем культурно-технического уровня советского рабочего класса» (1961), «Великая хартия коммунистических и рабочих партий» (1961), Б. М. Сахарова «Основы марксистско-ленинской эстетики» (1961); «Общественное и личное» (1961), «Основы научного атеизма» (1961), Б. М. Кедров «О повторяемости в процессе развития» (1961); «Философские вопросы современной формальной логики» (1962), «Новейшие приемы защиты старого мира» (1962). Совместно с Гос. науч. изд-вом «Сов. Энциклопедия» издается фундаментальная «Философская Энциклопедия» (в 1960 вышел 1-й том). С 1946 И. ф. выпускал «Философские записки». С 1947 издается журн. «Вопросы философию}. И. ф. имеет науч. кабинет и библиотеку (организована как самостоятельная в 1936). При б-ке есть спец. фонд, в к-ром хранятся машинописные и отпечатанные на ротапринте переводы, обзоры, рефераты совр. иностр. филос. лит-ры. Библиотечный фонд на 1 янв. 1962 равен 54300 библиотечных единиц. Б-ка ведет книгообмен с б-ками Сов. Союза и зарубежными; обслуживает по межбиблиотечному абонементу науч. учреждения др. городов. С 1953 значительно расширились связи И. ф. с зарубежными учеными. В И. ф. приезжают философы многих стран мира для ознакомления с работой И. ф., для чтения докладов и лекций. Сотрудники И. ф. участвуют в междунар. филос. я социологич. конгрессах, выезжают в науч. командировки за границу. В 1958—61 И. ф. посетило свыше ста сорока зарубежных философов, за границу выезжало свыше ста сов. философов. Сотрудники И. ф. участвовали в работе: XII Междунар. филос. конгресса в Венеции (1958), IV Междунар. социологич. конгресса в Милане и Стрезе (1959), Междунар. конгресса по вопросам логики, методологии и философии науки в США (1960), IV Междунар. конгресса по эстетике в Афинах (1960), присутствовали на нац. конгрессах VII сессии Пакистанского филос. конгресса (1960), Все-япон.съезде работников рабочего просвещения в Токио (1960), VIII сессии Пакистанского филос. конгресса в Карачи (1961). В 1962 большая группа сов. философов приняла участие в работе V Междунар. социологич. конгресса в Вашингтоне. В 1958 при И. ф. создана Сов. социологич. ассоциация (пред. — Ю. П. Францев), поддерживающая регулярную связь с Междунар. социологич. ассоциацией. И. ф. — член Междунар. филос. федерации (постоянные представители И. ф. в ней — М. Э. Омельянов-ский и А. Ф. Шишкин). И. ф. поддерживает связь с Междунар. ин-том философии (создан в 1937 в Париже на Декартовском конгрессе), для междунар. «Библиографии философии» к-рого высылает аннотации выходящих в СССР книг по философии. В течение 1958—60 И. ф. в порядке книгообмена послал филос. лит-ру: в капиталистич. страны — 335 названий; в страны нар. демократии — 277 названий. Н. Панкратова. Моснва. ИНСТИТУЦИОНАЛЙЗМ — одно из течений совр. бурж. политич. науки и конституц. права, сложившееся в 20—30-е гг. 20 в. во Франции (М. Ориу, Ж. Ренар). Проблематика И. — политич. власть в обществе, прежде всего в совр. бурж. обществе. И. спекулирует на наличии в этом обществе значит, числа политич., экономии., религ. и др. организаций и объединений (партии, церковь, профсоюзы, предпринимав союзы, корпорации и т. п.), подводимых им под расплывчатое и абстрактное понятие «институция» (франц. institution, от лат. institutum — устройство, установление). С т. зр. И. гос-во — это хотя и важная, но лишь одна из многих «институций», осуществляющих политич. власть, точно так же как право, создаваемое гос-вом, есть лишь одно из многих прав, существующих в обществе. При таком подходе затушевывается подлинная роль капиталистич. гос-ва как гл. орудия политич. власти буржуазии. В наличии многих «институций» в бурж. обществе И. видит доказательство его «демократизации» 282 ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ - ИНТЕГРАЦИЯ И ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ и даже «социализации». В этой связи И. выступает как теоретич. основа модного бурж.-реформистского лозунга «плюралистической демократии» (Файнер, Стрейчи и др.), изображающей политич. организацию совр. бурж. общества в виде коллективного властвования различных (бурж., рабочих и иных) орг-ций, якобы уравновешивающих друг друга. Идеи И. нашли значит, отклик в клерикальной, особенно католич., лит-ре, в к-рой подчеркивается значение церкви и различного рода религ. орг-ций в жизни бурж. общества. Лит.: История политических учений, 2 изд., М., 1960, с. 840—46; Левин И. Д., Современная буржуазная наука государственного права, М., 1960, гл. 4; Г у л и е в В. Е., Несостоятельность буржуазных идей «плюралистической демо-кратии»,«Советское государство и право», 1961, №8; О р и у М., Основы публичного права, пер. с франц., М., 1929; R е-nard R. P. G., L'institution, P., 1933; Romano S., Principi di diritto costituzionale generale, Mil., 1946; В u r-d e a u G., Traite de science politique, t. 2, P., 1949; Finer S. E., Anonymous empire, L., [1958]. В. Туманов. Москва. ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ — разновидность прагматизма, разработанная Дьюи. И. считает сознание (интеллект, по Дыои) в виде логич., этич. и эстетич. форм одним из средств приспособления к изменяющимся условиям среды. Центральным понятием И. является понятие ситуации—ограниченной в пространствен времени области, в к-рой различимы: организм, или центр, и среда. В качестве организма могут выступать животное, человек, общество, любая физиологич. или социальная структура. В зависимости от организма, от его деятельности, среда приобретаетчерты определенности, устойчивости, повторяемости. Воздействие организма на среду носит теоретико-практич. характер и направлено к решению проблемы. Деятельность исключает из среды элементы неопределенности. Средства, к-рые использует организм для достижения определенности, рассматриваются как инструменты упорядочения (приспособления), — отсюда и название филос. течения. Стремясь, как и прагматизм, уклониться от ответа на основной вопрос философии, И. вводит в систему инструментов упорядочения на равных правах идеи, науч. теории, язык, части тела, машины, средства связи и сообщения. Проблема отношения мышления к бытию подменяется проблемой отношения организма к среде. За первичное берется организм-субъект. Т. о., И. может рассматриваться в качестве одной из многочисл. разновидностей субъективного идеализма, поскольку, согласно этой концепции, все без исключения свойства среды производны от организма. Объективная закономерность природы отрицается, и в этом пункте И. идет дальше прагматизма, к-рый признавал природу как пек-рый порядок, а ее законы как правила игры. И. искажает объективную картину действительности по двум направлениям: а) рассматривает мир как цепь ограниченных во времени и в пространстве ситуаций, к-рые соотнесены с субъектом; б) отрицает объективную закономерность мира. В гносеологии И. рассматривает сознание исключительно в функциональном плане как один из инструментов решения проблемы. В акте познания различаются чувственное и рациональное; первое — описывает и ограничивает проблему, второе — вносит определенность, предлагает решения, организует деятельность. Истина как отражение материальной действительности отрицается, но признается истина функциональная («свойство деятельности, а не бытия»). Причем, в отличие от Джемса, под истиной понимается не этич. или психологич., а практич. решение (решение проблемы в рамках ситуации, автоматизм поведения и т. д.). Отрицая закономерность объективного мира, зависимость сознания от материи, И., естественно, вынужден отрицать закономерный ха- рактер самого сознания. Со сторопы структуры, генезиса, функции сознание объявляется принципиально непознаваемым. Подчеркивается гипотетич. характер знания, отвергается внутр. связь в развитии науч. знания. Общие категории и теории истолковываются как случайные изобретения или стихийно сложившиеся привычки интеллектуального поведения. Созпание и материя противостоят в И. друг другу как две непознаваемые области, связанные функциональной способностью. Сама функциональная способность предстает как чудо, а любая попытка научно анализировать основы функциональной способности заранее объявляется ненаучной. Абсолютизируя функциональную сторону мыслит, деятельности и практич. ценность истин как автоматизмов поведения, И. отказывается рассматривать содержательную сторону процесса познания, находя саму постановку вопроса о содержании метафизической. Абсолютизация функции в И.— одна из форм защиты агностицизма и релятивизма, ибо, как отмечал Ленин, «считать истину инструментом познания — значит переходить уже по сути дела на сторону агностицизма, т. е. покидать материализм» (Соч., т. 34, с. 366). Агностицизм И. проявляется в анализе событий и явлений без учета их генезиса, содержания, причинной обусловленности, в ограничении исследования описанием процедуры. Субъективизм и функциональная концепция истины, снимая вопрос об объективном содержании наших знаний, открывают широкую дорогу волюнтаризму и служат в И. для рассмотрения политич., религ. и педагогия, идей как обществ, инструментов упорядочения. Все эти идеи оказываются производными от социальной структуры, имеют смысл лишь постольку, поскольку они «инструментальны», т. е. служат интересам определ. обществ, групп независимо от их объективной истинности, от их подлинного науч. значения. В волюнтаристском, ненаучном подходе к анализу политич., моральных и религ. идей наиболее явственно проступает реакц. содержание И., его прислужничество перед амер. империализмом. Дьюи прямо призывал стерилизовать и отточить т. н. интеллектуальный инструментарий для решения политич. и моральных проблем в интересах «американской демократии». В совр. бурж. философии, в частности в операционализме, идеи И. пользуются широкой популярностью. Лит.: КорнфортМ., В защиту философии. Против позитивизма и прагматизма, пер. с англ., М., 1951; Мель-в и л ь Ю. К., Американский прагматизм. Лекции, М., 1957; КурсановГ. А., Гносеология современного прагматизма, М., 1958; Кроссер П. К., Нигилизм Дж. Дьюи, пер. с англ., М., 1958; D e w е у J., Experience and nature, Chi.—L., 1926; его ж е, The quest tor certainty, N. Y., 1929; его же, Logic. The theory ot inquiry, N. Y., [1938]; его же, Reconstruction in philosophy, [2 ed.], Boston, [1949]. M. Ilemvoe. Ростов-на-Дону. ИНТЕГРАЦИЯ И ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ (от лат. inlegei—целый и франц. des...— приставка, означающая'отрицание, уничтожение) — понятия, к-рыми в бурж. социологии обозначаются процессы объединения социальных явлений в единое целое и распадение целого на элементы. Интеграция — гармонизация и объединение различных социальных групп (классовая интеграция), ассимиляция различных культурных элементов в единой гомогенной культуре (культурная интеграция), примирение и совпадение разных моральных норм (моральная интеграция) и т. д. Дезинтеграция — процессы разложения и распадения общества на враждующие группы и группировки, группы — на индивидов, преследующих личные, а не обществ, цели, л т. д. Состояние интеграции и дезинтеграции и взаимопереходы этих состояний являются, согласно бурж. социологии, гл. моментами процесса обществ, развития. ИНТЕЛЛЕКТ 283 Учения о социальной интеграции и дезинтеграции развивали Конт, Спенсер, Дюркгейм, Зиммелъ, Гиддинес, Смолл, Росс, Знанецкий, Сорокин, Мак-Айвер, Богардус, Визе, Парсонс и др. В этом учении ярко проявляется идеализм бурж. социологии: движущей силой социального единства людей и социальных конфликтов считаются факторы духовной жизни общества — моральное единство людей или разложение общей системы ценностей (см. P. Sorokin, Society, culture and personality..., 1947; R. E. L. Faris,Social disorganization, 1948; H.W. Odum, American social problems..., 1946; E. S. Bogardus, Sociology, 1941). На этой основе бурж. социологи извращают существо и истинные причины таких социальных явлений, как революция и борьба классов, сводя их к противоречиям и борьбе в идейной сфере (см. К. Mac Iver, Society: its structure and changes, 1931; C. Brinton, The anatomy of revolution, 1938; P. Sorokin, Man and society in calamity, 1943). Методологич. основой теорий социальной интеграции и дезинтеграции являются механистич., антидиа-лектич. представления, исходящие из теории равновесия (см. Равновесия теория). Антинауч. характер носят широко распространенные попытки бурж. социологов применить для объяснения процессов объединения и разъединения социальных групп и факторов законы и модели точных наук — физики, химии и т. д. (см. G. Lundberg, Foundations of sociology, 1939; S. С. Dodd, Dimensions of society, 1942; J. W. Bews, Human ecology, 1935). В качестве состояния социальной интеграции в совр. капиталистич. обществе бурж. социологи пропагандируют установление классового мира, классового сотрудничества (см. Е. Mayo, The social problems of an industrial civilization, 1945; Industry and society, 1946). Учения о И. и д. с. в совр. бурж. социологии имеют реакц. идеологич. смысл и направлены против марксистского понимания развития общества. Их целью является затушевывание классовых противоречий капиталистич. общества. Лит.: СпенсерГ., Основания социологии, пер. с англ., ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus — разумение, познание). В истории философии понятие И. встречается гл. обр. в идеалистич. системах для обозначения «чистой», активной силы мышления, принципиально отличающейся своим творч. характером от пассивных чувственных форм познания. Эта сила, или способность, трактовалась как исключит, особенность, характеризующая разумное существо, человека. В идеалистич. системах психологии И. как особая разумная способность обычно противопоставлялся двум другим силам души — чувству и воле. В домарксистской философии проблема И. играла важную роль, поскольку с понятием И. связывались сущность и специфика человека. Диалектич. материализм не выделяет И. как гносео-логич. категорию, отличную от понятия мышления. Им было доказано, что мышление" не является некоей изначальной способностью души, а есть функция мозга, к-рая возникла и развилась в результате формирующего воздействия на человека общественно-трудовой деятельности. В свете этой теории получили объяснение происхождение и развитие способности мышления. Тем самым мышление потеряло признак исключительности, к-рым его наделила историко-философская и психологич. традиция и к-рый получил отражение в содержании понятия И. В ходе преодоления идеалистич. трактовки мышления диалектич. материализм фактически перестал пользоваться термином «И.» как особым понятием. Классики марксизма в филос. произведениях, посвящепных вопросам теории и истории познания и мышления, термин «И.» не употребляют. Поскольку в марксистской лит-ре встречается это слово, оно употребляется как синоним понятия мышление. В др.-греч. философии понятию И. ближе всего отвечает термин voug (см. Ну с), в идеалистич. интерпретации Платона и нек-рых последующих философов. Согласно Платону, нус — это то, что отличает человеч. душу от животной. Платон различает в душе человека интеллектуальную способность, направленную на понятийное содержание вещей (к-рым они причастны к идеям), и чувственное восприятие. Нус (П.), по Платону, является творч. началом, надындивидуальным по природе, приобщающим человека к божеств, миру. Это воззрение в принципе разделяет и Аристотель, расходясь с Платоном в толковании источника и характера понятийного содержания вещей. Последнему в философии Аристотеля отвечают формы, к-рые воспринимаются «пассивным» И. (voog nadnTixdg). Этот И.— преходящий, смертный. Но человеч. душе свойствен также «активный» И. (voug noivjxixog) — духовная сила осуществления форм, сила мышления, актуализирующая мысли «пассивного» И. (см. «О душе» II 1,5). Эти актуализирующие качества «активного» И. сближают его с энтелехией и поэтому являются в абсолютном выражении определением бога. «Активный» И. — непреходящее, бессмертное начало человеч. души. В концепциях И. у Платона и Аристотеля обнаруживается понимание в идеалистически превратном виде того факта, что идеальное как отражение всеобщего есть результат не созерцания, а специфически человеч. деятельности. Поэтому для них И. есть сила, определяющая человека. Рассматривая силу знания как силу творения, Платон и Аристотель сформулировали основу идеалистич. понимания И., влияние к-рой ощутимо на всем протяжении развития идеализма. В неоплатонизме и гностицизме платоновская концепция И. была интерпретирована в мистич. духе учением об эманации, в к-ром И. рассматривался как первая ступень нисхождения (истечения) мира из единого, «неизреченного» начала. И. есть средоточие сверхчувств, идей — действующих сил «истинного бытия» (Плотин, Василид). В ср.-век. философии понятие И. занимает одно из центр, мест. Это объясняется тем, что идеалистич. учение о творящей силе разума в церк. философии получает буквальное, теологич. истолкование. Концепция И. в философии средних веков проходит три этапа развития. У арабов (Ибн Сина, Ибн Рошд) и в ранней схоластике (Иоанн Скот Эриугена, Анселъм Кентерберийский) понятие И. строится под явным влиянием неоплатонич. учения об эманации божеств. И. в мир вещей. Для периода расцвета схоластики (12—13 вв.) характерны отказ от теории эманации и обращение к теологически истолкованному учению Аристотеля о форме как энтелехии. В этом обнаруживается стремление ограничить значение И. в познании и подчинить его вере, откровению. Так, уже представители мистич. течения в католицизме Вернар Клервоский и Гуго Сен-Викторский противопоставляли познание посредством И. познанию посредством откровения как низшие и высшие виды познания. Во взглядах Гильома из Оверни (ум. 1249), Альберта фон Болыитедта и Фомы Аквинского И. из общемирового начала превращается в способность Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |