|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИСЛАМ—ИСПАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 7 страницаВо время 2-й мировой войны потерпели поражение реакц. цели, но одержали победу цели справедливые, прогрессивные. И эти цели, идеи следует обязательно учитывать при рассмотрении обществ, явлений. Но И. м. ставит задачу установить коренные причины событий, исследовать, почему люди ставят эту, а пе другую цель. Почему в разные эпохи классы преследуют в борьбе различные цели, классы, социальные силы выдвигают и борются за противоположные цели и их воля имеет не только различное, а прямо противоположное направление? И. м. объясняет цели и намерения людей, к-рыми руководствуются партии, классы, разные обществ, силы в борьбе, условиями материальной жизни людей, обществ, классов. За лозунгами, идеями, целями, программами партий И. м. требует вскрывать интересы определ. социальных групп, обществ, классов, к-рые, в свою очередь, определяются положением данного класса в системе обществ, произ-ва. Пока социологи при рассмотрении обществ, явлений останавливаются на мнениях, идеях и целях участников историч. процесса, они остаются еще в царстве случайности. И история тогда выступает как хаос событий, заблуждений, ошибок людей. Объяснение самих целей, идей, сознания людей условиями материальной жизни людей, обществ, классов раскрывает действит. сущность обществ, явлений, их коренные причины и объективные законы деятельности больших масс людей, обществ, классов. Тогда и история общества в целом выступает как строго закономерный процесс. Незнание или непонимание законов обществ, развития обрекает данный класс и его партию на то, что они вынуждены действовать наугад, идти ощупью или, в лучшем случае, пользуясь эмпирическими, теоретически неосмысленными данными, действовать от случая к случаю. Для бурж. социолога-метафизика историч. закономерность и сознат. деятельность людей в обществ, жизни, необходимость и свобода взаимно исключают друг друга. Бурж. социологи обвиняют марксизм, И. м. в фатализме, в игнорировании или принижении роли сознания, воли людей, роли субъективного фактора. Но так как коммунисты — эта самая активная, самая деятельная обществ, сила современности — приносят во имя достижения великих идеалов социализма, мира и демократии неисчислимые жертвы в борьбе, то противники И. м. из среды бурж. социологов и политиков выдвигают тезис о внутр. противоречивости или непоследовательности сторонников И. м., о мнимом конфликте между их теорией и практикой. Но эта критика и упреки бьют мимо цели. Великая заслуга И. м. состоит в том, что оп впервые научно, диалектико-материалистически объяснил соотношение материального и идеального, необходимости и свободы, объективного и субъективного в обществ, жизни. Наличие историч. закономерности, объективных законов развития общества отнюдь но является препятствием для сознательной, свободной деятельности людей, обществ, классов, нар. масс, если свободу деятельности понимать научно: не как независимость от объективных закономерностей, а как деятельность на основе знания законов и сознательного их использования. Незнание законов природы делает людей рабами необходимости, зависимыми от ее слепых, стихийных сил. Но когда люди познали законы природы, сущность происходящих процессов, они могут подчинить их своей власти, господствовать над ними. Так же обстоит дело и с законами истории, с историч. необходимостью. Последняя действует слепо, стихийно, пока она не познана и пока люди, общество не считаются с природой этих законов. Но если они познали эти законы и действуют в соответствии с ними, им обеспечен успех, они становятся господами своих обществ, отношений и законов ими управляющих, они в состоянии преобразовать общество в соответствии с условиями и законами самой действительности. «Гегель первый,— писал Энгельс,—правильно представил соотношение свободы и необходимости.Для него свобода есть познание необходимости. „Слепа необходимость, лишь поскольку она не понят а". Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной па этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей. Это относится как к законам внешней природы, так и к законам, управляющим телесным и духовным бытием самого человека,— два класса законов, которые мы можем отделять один от другого самое большее в нашем представлении, отнюдь не в действительности. Свобода воли означает... не что иное, как способность принимать решения со знанием дела. Таким образом, чем свободнее суждение человека по отношению к определенному вопросу, с тем большей необходимостью будет определяться содержание этого суждения; тогда как неуверенность, имеющая в своей основе незнание и выбирающая как будто произвольно между многими различными и противоречащими друг другу возможными решениями, тем самым доказывает свою несвободу, свою подчиненность тому предмету, который она как раз и должна была бы подчинить себе. Свобода, следовательно, состоит в основанном на познании необходимостей природы (Natur-notwendigkeiten) господстве над нами самими и над внешней природой; она поэтому является необходимым продуктом исторического развития» (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 116). Защищая приведенные выше положения Энгельса от нападок идеалистов, развивая дальше материа-листич. учение о свободе и необходимости, Ленин писал: «У Энгельса вся живая человеческая практика врывается в самое теорию познания, давая объектив н ы й критерий истины: пока мы не знаем закона природы, он, существуя и действуя помимо, вне нашего познания, делает нас рабами „слепой необходимости". Раз мы узнали этот закон, действующий ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ 361 (как тысячи раз повторял Маркс) независимо от нашей воли и от нашего сознания,— мы господа природы» (Соч., т. 14, с. 177). Это относится и К обществ, законам, и к историч. деятельности людей. Но здесь есть и своеобразие, своя сложность, к-рую и пытаются использовать противники И. м. для защиты своих идеалистич. индетерминистских позиций. Познание законов обществ, развития, историч. необходимости смены капитализма социализмом не только не освобождает, а, наоборот, побуждает передовые обществ, силы, рабочий класс, марксистские партии к созпат. деятельности, к борьбе за социализм против капитализма. Только теряющие почву под ногами классы, партии, деятельность к-рых направлена против историч. законов, против хода обществ, развития, вступают в конфликт с историч. закономерностью, с действием объективных законов. И, наоборот, передовые обществ, силы находят в объективных законах прочную опору для своей сознат. историч. деятельности. Чем глубже и правильнее эти силы понимают историч. закономерности, чем больше они с ними считаются и лучше используют объективные законы, тем больший успех обеспечен этим силам. Старое и давно опровергнутое возражение нем. правоведа Штаммлера, автора книги «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории» (1896), против И. м., против учения об историч. необходимости и неизбежной победе социализма вновь воскрешается и в паши дни. Штаммлер упрекал марксистов в непоследовательности. С одной стороны, писал он, марксисты утверждают, что победа социализма закономерна, неизбежна, и вместе с тем они организуют партии социальной революции. С его т. зр. это все равно, что организовывать партию по содействию лунному затмению. Так, напр., зап.-герм, философ Г. Фальк в кн. «Идеологические основы коммунизма» («Ideologische Grundlagen des Kommunismus», Munch., 1961) вслед за Штаммлером пытается «изобличить» И. м. во внутр. противоречивости, в непоследовательности, в фатализме и волюнтаризме. Он пишет: «Логика подсказывает, что марксизм не может избежать фатализма. Но коммунисты отнюдь не хотят признать этого, ибо в противном случае любая агитация, любой призыв к классовой борьбе и революции оказались бы не только излишними, но и бессмысленными. Если бы коммунизм наступил с такой же неотвратимостью как очередное лунное затмение, людям нужно было бы лишь ожидать прихода этого коммунизма, не создавая никаких организаций для того, чтобы вызвать его к жизни». Подобные теоретики метафизически противопоставляют свободу и необходимость. И. м. дает единственно науч. понимание соотношения необходимости и свободной, активной историч. деятельности людей, к-рая сама входит как необходимое звено в цепь закономерного историч. развития. Солнечные и лунные затмения происходили и происходят независимо от воли и деятельности людей. Они происходили и тогда, когда людей не было на Земле. Иначе обстоит дело с историч. событиями, с развитием общества. История делается людьми. Стихийный ход обществ, развития привел к тому, что капитализм исторически изжил себя, превратился из прогрессивной системы в реакционную, антинародную. При жизни одного поколения капитализм обрушил па человечество две мировые войны. В этих войнах были убиты десятки миллионов людей, разрушены, уничтожены величайшие исторические ценности, тысячи сел и городов. В наст, время создано атомное и ядерное оружие, оружие массового истребления людей. Империализм взвалил на плечи народов невыносимое бремя милитаризма, гонки вооружений. Все это вытекает не только и не столько из злой воли отд. пред- ставителей империалистич. буржуазии, сколько из природы и законов империализма. Народы мира начинают все больше и больше сознавать это. Невыносимый гнет, глубокие противоречия империализма, понимание народами природы империализма, причин нар. бедствий толкают их на борьбу против этого реакц. строя. Марксистские партии, опирающиеся на И. м., на знание законов обществ, развития, яснее, глубже понимают сущность империализма и поэтому они представляют собой самую активную, самую передовую силу современности, выражая в своей деятельности историч. необходимость и волю нар. масс. Знание законов обществ, развития не только не обрекает трудящихся на пассивность, а, наоборот, зовет их к беззаветной борьбе за социализм, вселяет в них уверенность в торжество их идеала. Жизненное значение в совр. условиях приобрел вопрос о войне. Империалистич. войны — явление не случайное, а закономерное в условиях империализма. Войны вытекают из сущности, природы империализма. И если бы страны социалистич. лагеря и миролюбивые народы всего мира ire боролись против агрессивных сил, если бы Советский Союз и др. социалистич. страны ослабили свою оборонную мощь, то империалисты могли бы развязать новую мировую войну. Только сознательная, самоотверженная борьба народов против агрессивных сил способна предотвратить новую мировую войну. В совр. условиях нет фатальной неизбежности войн. Соотношение сил в мире изменилось в пользу сил мира и социализма. Опираясь на миролюбивую систему социализма, пароды могут обуздать агрессоров и предотвратить войну. Учение И. м. об объективности законов истории, о свободе и необходимости вооружает передовые обществ, силы современности знанием условий и средств борьбы для достижения великих целей и идеалов — прочного мира, подлинной демократии и социализма, коммунизма. VII. Ленинский этап в развитии исторического материализма. Практика вообще, в т. ч. и историч. практика, является критерием истины, правильности, научности той или иной теории. Практика классовой борьбы, победа социалистич. революции в целом ряде стран Европы и Азии, победа социализма в СССР, осуществляемый переход сов. народа к коммунизму, успешное строительство социализма в странах нар. демократии, победы национально-освободит. движения, успехи борьбы рабочего класса капиталистич. стран, рост влияния идей марксизма-ленинизма, влияния компартий, углубляющийся кризис капитализма, обострение его противоречий — все это вместе взятое полностью подтверждает истинность и правоту И. м. Бурж. социологи пытаются доказать, что победа социалистич. революции и социализма в СССР, социалистич. революций в странах пар. демократии произошла не но законам марксизма, И. м. Наивна претензия противников И. м. выступить в роли экспертов и судей в толковании И. м. и правильности его понимания Лениным и марксистскими партиями. Вурж. социологи силятся доказать, что Маркс был объективист, он ждал естеств. хода и исхода развития капитализма, а Ленин, мол, был волюнтарист, он полагался на активную деятельность партии, меньшинства. В то же время бурж. социологи упрекают Маркса в том, что он был революционер, что Марксу-ученому вредил Маркс-революционер. Но сила Маркса и Ленина и всей их теории состоит в единстве теории и практики. Ленин был величайшим и самым последовательным марксистом. Он развил все стороны марксизма, в т. ч. и И. м., поднял его на высшую ступень. Враги И. м. пытаются утверждать, что И. м. устарел, что он якобы 362 ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ догматичен. В действительности И. м.— враг всякого догматизма.Вслед за Марксом и Энгельсом Ленин говорил, чтомарксизм не догма, а руководство для действия, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Ленин и созданная им Коммунистич. партия Сов. Союза были и остаются врагами догматизма и доктринерства. Не может быть догматизма там, где теория видит свою задачу правильно отобразить развивающуюся действительность, видит критерий истинности в полном соответствии этой развивающейся действительности. Ленин считал, что Маркс и Энгельс заложили краеугольный камень науч. теории и обязанность марксистов всех стран состоит в том, чтобы развивать, двигать дальше эту теорию. Душу марксистской теории, в т. ч. и теории И. м., Ленин видел в методе. Применение метода материалистич. диалектики, метода И. м. к новой действительности, к эпохе империализма привело к открытию Лениным новых закономерностей империализма, открытию закона неравномерного развития империализма, созданию учения о возможности победы социализма в одной стране. Ленинская теория социалистич. революции, опирающаяся на теорию социалистич. революции Маркса, на его учение о конфликте производит, сил с капиталистич. производств, отношениями как гл. причине революции, на учение о рабочем классе как творце революции, на его идею союза рабочего класса и крестьянства и т. д., эта ленинская теория явилась одним из величайших открытий, оказавших могущественное влияние на весь ход совр. мировой истории. Ленин открыл новые закономерности и движущие силы новой, коммунистической формации, у колыбели к-рой он стоял, реальный процесс становления к-рой он анализировал, как вождь Коммунистич. партии и глава Советского пр-ва руководя делом строительства социализма. Подчеркивая всегда действие объективных законов социалистич. революции, сов. общества, Ленин особое внимание обратил на разработку проблем союза рабочих и крестьян, соотношения нар. масс, рабочего класса, партии, руководителей. Вслед за Марксом, Ленин развил учение И. м. о великой роли социалистич. сознания, социалистич. идеологии, о необходимости внесения его в стихийное рабочее движение; в условиях строительства социализма Ленин учил борьбе против пережитков старого общества в области сознания, против силы привычек, традиций старого строя, унаследованных людьми, строившими новое общество. Живой социализм •— дело творчества нар. масс, учил Ленин. Он внимательно следил за этим творчеством, подмечая ростки нового, социалистического, коммунистического. Статьи и речи Ленина о коммунистич. субботниках, о «великом почине» являются классич. образцом раскрытия нового, коммунистич. отношения к труду. То же следует сказать и о сущности и значении социалистич. соревнования в противоположность капиталистич. конкуренции. Разрабатывая план строительства социализма, Ленин в полном соответствии с духом И. м. выдвигал на первое место индустриализацию и электрификацию страны как основу социализма и базу социалистич. преобразования с. х-ва. Ленинский план строительства социализма — это мастерское применение и развитие И. м. Победа социализма в СССР явилась торжеством И. м., марксизма-ленинизма в целом. Ленинский этап в развитии И. м. включает в себя все то новое, что в этой области вносится КПСС, марксистскими партиями всех стран, творчески применяющими И. м. к конкретным условиям своих стран. Особое место заняла в творч. развитии И. м., как и марксизма-ленинизма в целом, Программа КПСС, принятая на XXII съезде и справедливо названная братскими партиями «Коммунистическим Манифестом нашей эпохи». Эта Программа опирается па учение Маркса — Энгельса — Ленина о коммунизме. Создание научно обоснованного конкретного плана построения бесклассового коммунистич. общества — это науч. подвиг КПСС. Глубокий анализ в Программе КПСС кризиса соврем, капитализма, анализ законов развития мировой социалистич. системы, мирового рабочего и нац.-освободит. движения — замечат. пример применения и развития диалектики и материализма. Строгая научность, широта охвата явлений, глубина анализа и раскрытие величайших перспектив, открывающихся перед человечеством при переходе от капитализма к социализму и коммунизму,— это характеризует новую Программу. Особенно велико значение раздела о строительстве коммунизма, закономерностях перехода от социализма к коммунизму. Могучее развитие производит, сил строящегося коммунистич. общества — это его основа основ, главная материальная движущая сила. На этой основе происходит формирование и развитие новых, коммунистич. обществ, отношений. Новым в развитии И. м. являются в Программе и докладе Н. С. Хрущева о Программе КПСС на XXII съезде партии положения о превращении гос-ва диктатуры пролетариата во всенародное социалистич. гос-во, а КПСС — в авап-гард всего сов. народа, положения о развитии органов коммунистич. самоуправления. Проблема всестороннего развития личности коммунистич. общества также рассматривается строго научно, материалистически. Личность всегда по своей внутр. сущности является результатом соответствующих обществ, отношений. Лишь при коммунизме личность будет всесторонне развита: физически, умственно, эстетически, нравственно. Всестороннее развитие личности вместе с тем есть одно из условий победы коммунизма. Это противоречие разрешается в ходе коммунистич. строительства. Строя новое, коммунистич. общество, сов. люди, люди социалистич. общества окончательно освобождаются от пережитков старого общества, подымаются шаг за шагом на высшую ступень, приобретая многостороннее, а затем и всестороннее развитие. Значение Программы КПСС состоит в том, что она дала научно обоснованные ответы на великие вопросы современности, вопросы, поставленные всем ходом обществ, развития. Программа освещает главный вопрос о путях развития человечества. На этот вопрос бурж. социологи и политич. вожди буржуазии отвечают, что человечество должно всегда оставаться в условиях капитализма, капитализм вечен, незыблем, что народы стран, вновь освободившихся от колониального ига, тоже придут к капитализму. Бурж. идеологи надеются даже на то, что и социалистич. страны повернут к капитализму. Другая часть бурж. социологов (напр., франц. социолог Арон и др.), сторонников теории т. п. «индустриального общества», считает, что и капитализм эволюционирует к какой-то новой, высшей стадии развития, усваивая нек-рые черты социализма (плановость), а социалистич. страны якобы также развиваются в направлении к этой стадии. В итоге они считают, что все народы придут ни к капитализму, пи к коммунизму, а к некоему третьему, т. н. индустриальному обществу. По сути дела и эта т. зр. есть стремление увековечить капитализм и мечта буржуа о перерождении социализма. Программа КПСС на основе анализа законов по-ступат. развития общества, на основе анализа итогов развития капитализма и социализма за последние десятилетия, на оспове изучения процессов и тенденций, происходящих в совр. мире, показала, что путь, ведущий к коммунизму,— это путь всего человечества. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ЗВЗ Социализм доказал свое преимущество перед капитализмом: СССР за 45 лет совершил величайший скачок вперед по пути технического, экономического, социального, культурного и науч. прогресса. От телеги до космич. кораблей, от ветряных и водяных мельниц до гигантских электростанций, от малограмотной России ко всеобщей грамотности, к широкому развитию среднего и высшего образования. СССР стал первой пром. державой в Европе и второй в мире. Через несколько лет СССР оставит позади себя по уровню развития, объему пром. произ-ва и США. По выпуску инженеров СССР опередил все капита-листич. страны и вышел на первое место в мире. Развитие других социалистич. стран также подтверждает историч. закономерность поступат. развития общества и то, что новая, социалистич. форма общества открыла больший простор для развития производит, сил, для развития пауки и техники, для развития самого человека. Огромное революционизирующее влияние на весь мир оказывают и чем дальше, тем все больше и больше будут оказывать успехи строительства коммунизма в СССР, успехи строительства социализма в странах народной демократии. На основе обобщения творчества нар. масс И. м. обогащается новыми данными, новыми положениями, приобретая тем самым еще большую, действенную, преобразующую роль в борьбе за коммунизм. Самое значит, событие мировой истории и современности — это победа социализма в СССР, возникновение мировой социалистич. системы, развернутое строительство коммунизма в СССР. Это величайший результат развития марксистской обществ, науки,И.м. VIII. Партийность исторического материализма. Исторический материализм и современная буржуазная социология. Партийность И. м. Марксизм-ленинизм последовательно отстаивает принцип партийности И. м., как и обществ, наук вообще. Каждый класс придерживается своих экономич., филос, социологич. взглядов и убеждений, к-рые выражают положение и интересы этого класса. Правда, выразители этих взглядов сами могут и не осознавать этого. Они могут считать себя беспристрастными, стоящими «вне» и «выше» парт, подхода к оценке социальных явлений. Но это иллюзия. При этом следует иметь в виду, что идеолог того или иного класса не обязательно должен быть выходцем из того класса, чье мировоззрение он отстаивает. Чтобы отстаивать бурж. мировоззрение, не обязательно самому быть капиталистом, для этого можно быть, напр., просто бурж. журналистом или даже выходцем из рабочих, попавшим под влияние бурж. идеологии и пропагандирующим ее. Бывает и наоборот. Дальновидные и честные представители бурж. интеллигенции, покоренные великой правдой освободит, борьбы народа и прогрессивной идеологией, могут стать на сторону народа. Это и понятно: классы и обществ, группы не отгорожены друг от друга непроходимой стеной. Они влияют друг на друга и экономически, и духовно. Но общий принцип таков, что буржуазия и ее иолитич. и идеологич. представители всегда выражают бурж. идеологию. И в обществ, теории, в области социологии они стоят на позиции защиты капиталистич. строя, его устоев, его духовных и политич. ценностей. Бурж. социология, как правило, скрывает свою партийность, старается выдать ее за общечеловеческое. Это выражается в трактовке вопросов гос-ва и права, демократии и диктатуры, в отношении к странам социализма и нац.-освободит, движению, в отношении к марксизму-ленинизму и, в частности, к И. м. Если сегодня бурж. теоретики, в т. ч. и социологи, выступают под фальшивым флагом беспартийности, объективизма, то в пору своей молодости буржуазия, ее философы открыто защищали парт, позиции. Они критиковали тех, кто не имел мужества открыто заявить о своей партийности. Основоположники марксизма-ленинизма открыто провозгласили принцип партийности И. м. Этот принцип характеризует неразрывную связь И. м. с поли. тикой, с интересами трудящихся масс. И. м. выступает открыто как самая объективная и вместе с тем как классовая парт, наука, выражающая интересы трудящихся классов общества, прежде всего рабочего класса, к рому принадлежит будущее во всем мире. Поскольку буржуазия является умирающим классом, она не способна понять и принять объективные законы обществ, развития, ведущие ее к гибели, а трудящихся — к социализму и коммунизму. Вот почему буржуазия и ее идеологи, как правило, отрицают вообще объективный характер обществ, закономерностей. Следовательно, партийная по существу бурж. социология не способна к объективному познанию социальной действительности. Она сознательно или бессознательно искажает ее. Напротив, рабочий класс является восходящей социальной силой. Поэтому рабочий класс и его идеологи заинтересованы в наиболее всестороннем и глубоком понимании законов истории, ведущих к коммунизму. Вот почему в И. м. принцип партийности находится в органич. единстве с объективностью, научностью подхода к обществ, явлениям. Последоват. материализм в науке, к-рый только и способен дать истинное, самое точное и глубокое познание как природы, так и обществ, жизни, не отрицает, а включает в себя партийность. Противопоставляя бурж. объективизму марксистский материализм, Ленин писал: «Объективист говорит о необходимости данного исторического процесса; материалист констатирует с точностью данную общественно-экономическую формацию и порождаемые ею антагонистические отношения. Объективист, доказывая необходимость данного ряда фактов, всегда рискует сбиться на точку зрения апологета этих фактов; материалист вскрывает классовые противоречия и тем самым определяет свою точку зрения. Объективист говорит о „непреодолимых исторических тенденциях"; материалист говорит о том классе, который „заведует" данным экономическим порядком, создавая такие-то формы противодействия других классов. Таким образом, материалист, с одной стороны, последовательнее объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм. Он не ограничивается указанием на необходимость процесса, а выясняет, какая именно общественно-экономическая формация дает содержание этому процессу, какой именно класс определяет эту необходимость... С другой стороны, материализм включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке событий прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы» (Соч., т. 1. с. 380—81). В совр. условиях пролетарская, коммуиистич. партийность и интересы подлинной науки требуют, чтобы тот, кто изучает обществ, явления, рассматривал их с т. зр. борьбы трудящихся за мир, за демократию, за коммунизм. Ленин и ленинизм учат непримиримости в классовой борьбе с буржуазией и ее идеологией. «Ни е д и н о м у из этих профессоров, способных давать самые ценные работы в специальных областях химии, истории, физики, нельзя верить ни в едином слове, раз речь заходит о философии. Почему? По той же причине, по которой ни единому профессору политической экономии, способному давать самые ценные работы в области фактических, специальных исследований, нельзя верить ни в одном слове, раз речь заходит об общей теории политической экономии. 364 ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Ибо эта последняя — такая же партийная наука в современном обществе, как и гносеология. В общем и целом профессора-экономисты не что иное, как ученые приказчики класса капиталистов, и профессора философии — ученые приказчики теологов. Задача марксистов и тут и там суметь усвоить себе и переработать те завоевания, которые делаются этими „приказчиками" (вы не сделаете, например, ни шагу в области изучения новых экономических явлений, не пользуясь трудами этих приказчиков),— и уметь отсечь их реакционную тенденцию, уметь вести свою линию и бороться со всей линией враждебных нам сил и классов» (Ленин В. И., там же, т. 14, с. 327—28). Идеалистический и реакц. характер буржуазной социологии. И. м.— последовательно научная, цельная теория развития общества, показывающая закономерный процесс прогрессивного развития человечества к социализму и коммунизму. Поэтому теория И. м. вызывает страх и злобу у реакц. буржуазии и ее идеологов. Охваченные страхом перед неумолимыми законами истории, реакц. классы совр. капиталистич. общества стремятся всячески затормозить ход истории. Для достижения этой цели пускаются в ход все средства — экономические, политические и идеологические. В арсенале этих средств существ, место занимает социология. В условиях глубокого кризиса бурж. идеологии теоретики буржуазии упражняются в разработке всевозможных рецептов спасения капитализма. В разные историч. периоды идеологи буржуазии пытались противопостаиить марксистской социологии — И. м.— различные социологич. теории: позитивизм Копта и Спенсера, социальный дарвинизм, неомальтузианские и др. натуралистич. теории, стирающие принципиальную грань между естеств., биология, и социальными закономерностями. Географич. направления, в т. ч. реакц. геополитич. теории, также пытались искать коренные причины развития общества за его пределами, во внешней географич. среде. Все эти натуралистич. школы возникали и исчезали под влиянием хода событий, самой жизни. Другое, внешне противоположное натурализму, направление бурж. социологии — субъективно-идеа-листич. теории. Их характерная черта — принципиальное противопоставление природы и общества, разделение их некоей нропастью. В природе, как утверждают эти социологи, действуют причинные связи и закономерности, а в обществе — телеологии, закономерности, целевые, ценностные факторы. Но сознание, цели людей, борьба за идеалы, роль духовных, моральных ценностей в обществ, жизни отнюдь не снимают вопроса о причинной обусловленности и объективной закономерности социальных явлений. Субъективно-идеалистич. направление, волюнтаризм в социологии служили и служат идеологии, обоснованием авантюристич. реакц. империалистич. политики. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |