|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИСЛАМ—ИСПАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 3 страницаБольшое теоретич. значение имеют офиц. документы КПИ, статьи и работы ее руководителей — Антонио Гарсиа Кехидо, Хосе Диаса, Долорес Ибаррури, Сантьяго Каррильо. Важнейшими органами КИИ были: «El Comunista» (1921), «La Antorcha» (1921 — 1930); с 1930—«Mundo obrero». Co времени своего создания КПИ ведет неустанную борьбу против влияния оппортунизма и анархизма в рабочем движении. Партия исп. коммунистов выросла в борьбе за чистоту марксизма. В разработке совр. проблем идеологич. борьбы особое значение имеют материалы V (1954) и VI (1960) съездов КПИ и принятых на них программ партии. Большое теоретич. значение имеет декларация КПИ «За национальное согласие, за демократическое и мирное решение испанского вопроса» («Declaration de Р. С. Е. Рог la reconciliation national, рог una solution democratica y paciiica del problema espafiol», 1956), представляющая собой образец творч. применения марксизма-ленинизма к решению проблем развития исп. общества. На принципах этой декларации основана политич. линия КПИ на данном этапе. В распространении идей марксизма серьезное значение имела работа Антонио Гарсиа Кехидо (1856— 1927) «Общественно-экономические этюды» (A. Garcia Quejido, Ensayos de economia social, 1928). Значит, вкладом в разработку теории преобразования с. х-ва Испании на демократич. началах является работа Хуана Гомеса «Аграрная проблема во франкистской Испании» (1957, рус. пер. 1959). Важное значение в совр. идеологич. борьбе сыграли доклад Ф. Клау-дина на III пленуме КПИ (1957) «40 годовщина Великой Октябрьской социалистической революции» (F. Claudin, El 40 aniversario de la Gran Revolu- tion Socialista de Octobre, 1957), а также «Итоги 20 лет фашистской диктатуры, непосредственные задачи оппозиции и будущее испанской демократии» («El balance de 20 anos de dictatura lascista, las tareas inmediatas de la oposicion у el porvenir de la democracia espa-nola», 1959). Важнейшей теоретич. работой является «История Коммунистической партии Испании» («His-toria del Partido comunista de Espana», 1960), написанная коллективом авторов под руководством Долорес Ибаррури. Осн. теоретич. орган КПИ — «Наше знамя» («Nuestra bandera»). КПИ уделяет все больше внимания критике бурж. философии и социологии, теории литературы и искусства. В этом решающее значение имели статьи Долорес Ибаррури «К трудящимся-анархистам» (D. Ibarruri, A ios trabajadores anarquistas, 1953) и «Обращение КПИ к патриотической интеллигенции» («Mensajo del Р. С. Е. a Jos intelectuales palrio-tas», 1954). Осн. трибуной КПИ в вопросах идеологич. борьбы в области философии, науки и культуры является журнал «Наши идеи» («Nuestras ideas»). Прогрессивные деятели науки и иск-ва совр. Испании проявляют огромный интерес к марксизму-ленинизму, к достижениям сов. ученых и к СССР. В условиях фашистского террора они изучают произведения классиков марксизма-ленинизма и политику КПИ. Многие художники и искусствоведы вступают на путь социа-листич. реализма. В наши дни философия Маркса—Энгельса—Ленина оказывает такое влияние в Испании, какого она прежде никогда не оказывала. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Испанская революция, Соч., т. 10, М., 1933; Маркс К., Революции в Испании, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12; Энгельс Ф., Испанскому федеральному совету международного товарищества рабочих, там же, т. 17; его ж е, Бакунисты за работой, там же, т. 18; его ж е, Испанским рабочим к 1 мая 1894 г., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 2, [М.], 1936; его же, [Письма] В. Либ-кнехту, 2 янв. 1872 г., 18 янв. 18-72 г., там же, т. 26, М., 1935; его же, [Письмо] И. Вейдемейеру 24 ноября 1864 г., Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953; его же, [Письмо] X. Меса, 24 марта 1891 г., там же; История философии, т. 1, М., 1940, с. 445—57, 468—69, т. 2, М., 1941, с. 35—36; т. 1, М., 1957, с. 308—11; т. 3, М., 1959, с. 552—70; т. 5, М., 1961, с. 676—90; ВСЭ, 2 изд., т. 18, с. 567— 569; Проблемы испанской революции, пути ее развития и условия ее победы. (Сб. статей авторского коллектива под руков. ЦК КПИ), пер. с исп., М., 1933; Диас X., Под знаменем народного фронта. Речи и статьи 1935—1937, [пер. с исп., М.], 1937; его же, За свободную и независимую Испанию, М., 1937; его же, Теснее сплотить ряды Народного фронта, разгромить мятежников и интервентов, М., 1938; Д и а с X. и У р а б е А., К совр. положению в Испании, [М.], 1938; Диас X. и Ибаррури Д., В объединении народа—залог победы, [М.], 1938; Диас X., За организацию борьбы и победы исп. народа, «Большевик», 1937, № 9; его же, Об уроках войны исп. народа(1936—1939), там же, 1940, М 4; е г о же, Tres anos de lucha, P.— Мех.—N.Y., 1939; Ибаррури Д., Фашистыне пройдут!, [М.], 1936;е е же, За единую партию пролетариата Испании, [М.], 1937; ее же, Речи и статьи. 1936—1938, [М.], 1938; ее же, Героическая борьба испанского народа, «Большевик», 1938, № 13; ее же. Испанский народ, режим Франко и международная реакция, М., 1946; ее же, Испанские пособники гитлеровского разбоя, М., 1944; ее же, Октябрьская социалистическая революция и испанский рабочий класс, М., 1960; ее ж е, La politica del Frente popular es la politica de la victoria!, [Barcelona], 1938: ее же, La Espana franquista satelite de Hitler, Moscii, 1944; Испанская компартия борется за победу. Сб. материалов, М., 1938; Александров Г., Из истории испанской философии, «Под знаменем марксизма», 1939, №2;Тикнор Д., История испанской литературы, пер. с англ., т. 1—3, М., 1883—91; Г ю б б а р Г., История современной литературы в Испании, М., 1892; Л ь о р е н т е X -А., Критическая история испанской инквизиции, пер. [с франц., т.] 1—2, М., 1936; К а р р и л ь о С, О VI съезде коммунистической партии Испании, «Коммунист», 1960, Mi 5; Historia general de las literaturas hispanicas, t. 1—5, Barcelona, 1949—58; Obras escogidas de filosofos, Madrid, 1873 (Bib-Jioteca de autores espaiioies, t. 65); Ingenieros J., La cultura filosofica en Espana, Madrid, 1916; Cejador у Frauca J., Historia de la lengua у literature castellana, t. 1—14, Madrid, 1915—22; S о 1 a n a M., Los grandos esco-lasticos espafioles de los siglos XVT у XVII: sus doctrinas у su significaci6n en la historia de la filosofia, Madrid, 1928; M ё!1- ИСТИНА 345 d e z В е j a r a n о M., Historia de la filosofia en Espafia ИСТИНА — адекватное^ ^отражение объективной реальности познающим субъектом, 'воспроизводящее,' познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания; объективное содержание человеч. ощущений, представлений, понятий, суждений, умозаключений, теорий, проверенных обществ, практикой. И. есть бесконечная связная последовательность, преемственность результатов познания, все более всесторонне, глубоко отражающего взаимодействующие, изменяющиеся, противоречивые объекты. Это историч. понимание И. является основой диалектико-материалистич. разграничения И. относительной и И. абсолютной; с этим же связано марксистское понимание познания как диалектич. движения от относит. И. к И. абсолютной. Вопрос об И.— одна из главнейших проблем диалектич. логики. И. не должна отождествляться с истинностью как с гносеологич. характеристикой адекватного отношения между объективным содержанием знания и объективной реальностью и как понятием формальных условий выражения И. (см. Логическая истинность). Понимание И. в домарксистской и совр. бурж. философии. Понимание И. как соответствия знаний вещам было свойственно в античности Демокриту, Эпикуру, Лукрецию. Материалистич. понимание И. в значит, мере было свойственно и Аристотелю, к-рый, как подчеркивает Ленин, связывал понятие И. с отражением человеком объективно существующего предмета. Согласно Аристотелю, «...прав тот, кто считает разделенное (в действительности. — Ред.) — разделенным и соединенное — соединенным...» (Met. IX, 10, 1051 в 9; рус. пер., М.—Л., 1934). Наряду с этим Аристотель развивал идеалистич. положение, согласно к-рому высшие И. представляют собой согласие мышления с идеальными формами. Материалистич. традиция в понимании И. была продолжена англ. и франц. материалистами нового времени, а затем Фейербахом. Гельвеций и Фейербах безоговорочно отождествляли И. с содержанием чело-веч, ощущений. «Истинность есть то же самое, что... чувственность» (Фейербах Л., Избр. филос. произв., М., 1955, с. 182—83). Как соответствие предложений в уме вещам, о к-рых идет речь, понимал И. идеалист Лейбниц (см. «Новые опыты», М.—Л., 1936, кн. 4, гл. 5, § 11). Понимание критерия П., т. е. способа проверки истинности знаний, домарксовскими материалистами было различно. От Эпикура и Лукреция, а отчасти от гедонистич. концепций Древней Индии и Древней Греции идет традиция, признающая ощущение и чувств, опыт вообще за критерий И. Такого взгляда придерживались Ф. Бэкон, Гельвеций, Фейербах, а отчасти Локк (он, а также Спиноза и Лейбниц признавали наличие трех критериев И.— рацион, интуиции, соответствия И. логич. законам и чувств, критерия,— но в разных соотношениях). Нек-рые материалисты (Теофраст, а в новое время — Спиноза) склонялись к рационализму, считая И. самоочевидной в смысле рационалистич. интуиции. Гоббс, при всех колебаниях между сенсуализмом и рационализмом, становился в вопросе о критерии И. в конечном счете на сторону материалистич. сенсуализма. Поскольку для домарксовского материализма в большинстве случаев было характерно понимание И. как завершенного, раз навсегда данного знания, к-рое абсолютно противопоставлялось заблуждению и незнанию, постольку метафнзич. материалисты пытались отыскать абс. критерий И.; одни из них видели его в якобы абс. очевидности ощущений, другие усматривали такой критерий в разуме, поскольку его идеи адекватны вещам. Последнюю т. зр. впервые пытался систематически развить дуалист Декарт, оказавший в этом вопросе влияние, с одной стороны, на материалиста Локка, а с другой,— на идеалиста Лейбница. Франц. материалисты, связывавшие чувств, критерий И. с «интересами» людей, и Фейербах приближались к понятию практики как критерия И. Ломоносов понимал практику как научный и производств, эксперимент. Наиболее приблизились к правильному решению этого вопроса рус. революц.-демократия, мыслители 40—60-х гг. 19 в. Н. Г. Чернышевский признавал критерием И. практику, включая в последнюю и полптич. деятельность. В идеалистич. философии домарксовского периода И. понималась как свойство субъекта, состоящее в согласии мышления с самим собой, с его априорными формами (Кант), или же как вечное, вневременное, неизменное и безусловное свойство идеальных объектов (Платон, Августин). В послекантовский период истории идеализма получили развитие взгляды на И. как на: 1) свойство самих идеальных объектов, т. е. как на нечто такое, что существует безотносительно к человеч. познанию; 2) как особый вид духовных «ценностей» или же как 3) формальный атрибут суждений (предложений), что вело к отождествлению И. и истинности. Наиболее разработанной идеалистич. теорией И. в антич. философии была теория Платона, согласно к-рой И. есть некая сверхэмпирич. вечная идея («идея П.»), одновременно — вневрем. свойство прочих «идей», а через «причастность» человеч. душ миру идей — и некое идеальное качество в человеч. душе. В ср.-век. философии влиянием (с 13 в.) пользовалась, в частности, концепция истины Фомы Аквинского, идеалистически толковавшего учение Аристотеля. Августин, опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врожденности истинных понятий и суждений. В новое время эта концепция развивалась Декартом, картезианцами и кембриджскими платониками. Нем. классич. идеализм, начиная с Фихте, внес в понимание И. важные диалектич. идеи. По Гегелю, «идея есть истина в себе и для себя...» (Соч., т. 1, ч. 1, М.—Л., 1929, с. 320), развертывающаяся в процессе дийлектич. развития. Гегель впервые понял И. как процесс развития знания. В бурж. философии конца 19 — сер. 20 вв. все более усиливается иррационалистич. подход к анализу понятия И., связанный с приуменьшением роли этого понятия в философии. Так или иначе деформируют понятие И. бурж. философы, причисляющие себя к сенсуалистам и рационалистам. Пафос И., характер^ ный для великих философов прошлого, отвергнут совр. бурж. философами. Этот страх перед И. наглядно характеризует кризис совр. бурж. философии. Так, 346 ИСТИНА экзистенциалисты вслед за Кьеркегором рассматривают ныне И. как форму психич. состояния личности, представители т. и. философии жизни видят в ней выражение определ. иррациональных потребностей и эмоций. Отсюда проистекает крайний релятивизм в понимании И. Экзистенциалисты, в частности, противопоставляют понятию объективной И. (видя в объективности лишь общепринятость, не более) представление о личной И., якобы интуитивно постигающей бытие. Т. зр. сторонников субъективно-идеалистич. эмпиризма состоит в понимании истинности как соответствия мышления ощущениям субъекта (Рассел вслед за Юмом) либо как соответствия идей и поступков стремлениям личности (Джемс: истинно то, что «ведет вперед»; Файхингер: И. есть удобная для субъекта фикция), либо, наконец, как наиболее простой, «экономичной» взаимосогласованности ощущений (Авенариус, Мах). Шлик и Нейрат рассматривали истинность как согласованность предложений науки с чувств, опытом индивидуального субъекта, а в конечном •счете — как взаимосогласованность предложений друг с другом в их системе. Конвенционалисты (Пуанкаре, Карнап) утверждали, что дефиниция И. и ее содержание носят условно-договорный характер. Нек-рые субъективно-идеалистич. концепции И. изображают процесс познания как заранее обреченную на неудачу «погоню» за вечно ускользающей И. и отрицают диалектич. переход от относит. И. к абсолютной. Неокантианцы баденской школы, использовав в измененном виде платоновское представление об «идее И.», объявляют И. абсолютной духовной ценностью, возвышающейся над изменчивым и субъективным бытием. Но как ценность И., согласно учению ба-денцев, не существует, она лишь «имеет значение» (gilt). Нек-рую связь с этой концепцией имеет объ-ективно-идеалистич. понятия абс. И. в неотомистской философии, в к-рой И. есть одновременно особый род бытия. Эта связь идет через учение «критического реалиста» Сантаяны. Согласно объективно-идеалистич. концепциям в совр. бурж. философии, И. оказывается особым идеальным объектом (Маритен, Н. Гартман, Уайтхед, Флюэллинг). Подобные концепции, мистифицирующие И., неразрывно связаны с мистификацией самого бытия как трансцендентного, сверхчувственного, с отрицанием принципа отражения объективной реальности в сознании людей. Эти концепции приводят к пониманию И. как чего-то вечного и неизменного (Ф. Брентано, К. Твардовский, отчасти Э. Гуссерль). Нек-рые идеалисты вообще отрицали существование критерия И., поскольку отрицали саму И. (в античности скептик Пиррон) или же считали все истинным (в новейшее время имманент Шуберт-Зольдерн). Идеалисты-рационалисты считали критерием И. само мышление, поскольку оно ясно и отчетливо мыслит объект. Этот взгляд, характерный для Декарта, Лейбница и нек-рых др. мыслителей 18 в., неразрывно связан с представлением о самоочевидности первоначальных истин, постигаемых с помощью интуиции интеллектуальной. Рационалистич. концепция И. и ее критерия, в своеобразной форме отразившая и абсолютизировавшая достижения математики 17 в., сыграла исторически прогрессивную роль в борьбе против схоластики и теологии. Однако неудовлетворительность этой концепции заключается в ее субъективизме; если критеризм И. является ясность и отчетливость, то в таком случае возникает вопрос о критерии ясности и отчетливости. Кант принимал в строгом смысле слова только формально-логич. критерий И.: согласие познания со всеобщими формальными законами рассудка и разума. В то же время он признавал недостаточность такого критерия И. для содержат, знания. Несостоятельны утверждения абс. идеалистов (Брэдли) и неокантианцев (Кассирер) конца 19 в., согласно к-рым критерием И. является внутр. непротиворечивость самого мышления. Наиболее крайнее выражение субъективистское перенесение критерия И. в мышление получило у конвенционалистов (Пуанкаре, Леруа в конце 19 в., Айдукевич и Карнап в 30-х гг. 20 в.), к-рые сводили критерий И. к формально-логич. согласованности суждений науки с исходными или позднее введенными условными соглашениями. Айдукевич и Карнап придали принципу конвенционализма «лингвистический» характер, объявив (1935, 1938) конвенциональным смысл исходных понятий паук, приписываемый им согласно принятым дефинициям (на основе семантич. правил смысла). Субъективные идеалисты сенсуалистич. направления усматривают обычно критерий И. в непосредств. очевидности ощущений (Аристипп, а в новое время — отчасти Беркли), в согласованности понятий или суждений с чувств, данными (Юм). Развитием этого взгляда явились идеи Конта и Спенсера, а затем неопозитивистский верифицируемости принцип (Шлик, Карнап, Нейрат, Гемпель). Рассел и Пап в понимании И. восприняли (через неореализм) элементы платонизма: истинность предложений, в отличие от их проверяемости, они сами рассматривают как некое идеальное свойство выражаемых ими суждений. Карнап и Рай-хенбах, стремясь смягчить субъективно-идеалистич. характер принципа верификации, заменили сенситивную верификацию «знанием условий истинности» (confirmability), степени к-рого исчисляются вероятностно. Предложение «мир будет существовать после моей смерти», по мнению Карнапа, недостоверно, но вероятно, т. к. мы примерно знаем, при каких принципиальных условиях оно было бы истинно (если бы др. люди воспринимали мир после смерти данного субъекта). От confirmability Карнап отличает testability, т. е. знание конкретных способов проверки предложения (описание соответств. экспериментов и т. д.). В сер. 30-х гг. 20 в. понимание критерия И. у ряда представителей логич. позитивизма эволюционировало от признания верификации критерием истинности суждений об элементарных чувств, фактах и от признания взаимосогласованности положений логики и математики и их согласованности с исходными, конвенционально принятыми аксиомами в качестве критерия логич. И. к принятию в качестве единств. критерия И. принципа взаимосогласованности предложений в системе друг с другом и с принятыми законами логики (Нейрат, Гемпель; в 1934—35 Карнап: базисом науки являются не факты, но предложения). Этот критерий И. представлял собой позитивистскую абсолютизацию понятия аналитичности. Понятие И. как взаимосогласованности предложений друг с другом в их системе привело в философии к формалистич. варианту прагматистского истолкования И.: каждый субъект может иметь свою систему И. при условии согласованности и непротиворечивости их друг другу. Следовательно, любая псевдонауч. система суждений может быть объявлена истинной, если только она отвечает вышеуказ. формалистич. критерию. На семантич. этапе эволюции неопозитивизма (с конца 30-х гг.) проблема соотношения предложения и чувств, действительности была подменена проблемой соотношения данного предложения и предложения, утверждающего его истинность; отношение же предложения к чувств, фактам было исключено из теоретико-познават. рассмотрения. Тем самым логич. позитивисты ошибочно абсолютизировали осуществленную А. Тарским в 1931 (опубл. 1935) формализацию чувств, критерия И. (посредством включения его в т. н. семантич. понятие И.). Тарский в работе «Понятие истины в формализованных языках» (1935) показал, что понятие И. является метаязыковым понятием (см. Метаязык). Пе- ИСТИНА 347 ренесение проблемы И. из предметного языка в метаязык означало утверждение логич. эквивалентности истинности предложения и факта его написания (в смысле факта его утверждения, т. е. принятия в рамках данной семантич. системы): р=«р» истинно, где ^s есть знак логич. эквивалентности. Эта формула (т. н. условие материальной адекватности семантич. дефиниции) и соответств. ей утверждение эквивалентности ложности предложения и его отрицания вполне логически оправданы внутри нек-рых дедуктивных исчислений. Логические же позитивисты с целью уйти от проблемы соотношения суждений и объективной реальности философски неправомерно использовали эту формулу; они ее абсолютизировали, утверждая (Айер), что истинность есть «псевдопредикат». Ряд концепций критерия И. в бурж. философии представляет собой эклектич. соединение субъективно-рационалистич. и субъективно-сенсуалистич. точек зрения. Таким был махистский принцип «экономии мышления», восходивший к идее Энесндема и Беркли об «общем согласии» людей. Ленин доказал, что принцип «экономии» в его махистском применении ведет к абсурду. Наиболее «экономным» по содержанию можно считать только то мышление, к-рое объективно правильно отражает внешний мир. В отличие от субъективных идеалистов, представители объективного идеализма пытались найти критерий И. в самих идеалистически понимаемых объектах. Так, по Гегелю, критерий И. состоит в «соответствии понятию», к чему сводился и допускаемый им критерий практики. Однако Гегель, в рамках идеалистич. понимания И. и ее критерия, смог угадать значение практики человека для решения проблемы. И. как совпадение (тождество) человеч. понятий с идеальной структурой мироздания достигается, согласно Гегелю, тем путем, что человек создает предмет, соответствующий понятию, чем и доказывает соответствие понятия его предмету, т. е. абс. духу, ибо повторяет акт божеств, творения мира абс. духом, идеей, мировым разумом. Ошибочность этой т. зр. заключается в том, что понятие у Гегеля первично, субстанционально. Неотомистй-допускают низший и высший критерий И. (соответствующие различению «истин разума» и сверхразумных «истин веры») — «соответствие интеллекта вещи» и «божественное откровение», причем бог есть сам высшая «истина бытия». Критика Энгельсом Дюринга и ленинская критика в труде «Материализм и эмпириокритицизм» различных разновидностей субъективно-идеалистич. концепций И. позволяет полностью раскрыть несостоятельность всех «новейших» идеалистич. теорий И., истинности и критерия И. Основы марксистского понимания И. Материализм вообще и диалектич. материализм в особенности понимает И. как объективную И. При этом диалектич. материализм утверждает, что И. как нознават. «образ» субъективна по форме и объективна по содержанию при определяющей роли последнего. Содержание истинных теорий объективно в том смысле, что оно не зависит от человека и человечества. И. относительная и абсолютная. Диалектич. материализм, в отличие от метафизич. материализма, понимает И. как исторически обусловленный процесс отражения действительности. И. относительна, поскольку на каждом этапе историч. развития она отражает объект лишь в известных пределах, условиях, отношениях, к-рые изменяются. В этом смысле И. неполна, не исчерпывает всего содержания объекта, приблизительна. Диалектич. материализм «...признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний в этой истине» (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 124). Абсолютизация относит. И., увековечение И. порождает заблуждение. Реакц. классы, не заинтересованные в полном познании, стремились к более или менее значительному искажению И., к тенденциозному подбору и освещению фактов. По мере прогресса познания человечество все более преодолевает относительность И., хотя и не в состоянии устранить ее нацело. В каждой относит. И., поскольку она объективна, частично содержится абсолютная. Поэтому теория познания диалектич. материализма — враг релятивизма и отвергает истолкование относительности И. в смысле фатальной неустранимости заблуждений, якобы коренящихся в био-психич. несовершенстве человека или в его антропо-логич. природе. Абс. И. представляет собой такого рода знание, к-рое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Она есть: результат познания отд. сторон изучаемых объектов (констатации фактов, что не тождественно абс. знанию всего содержания данных фактов); окончат, знание определ. аспектов всей действительности (напр., определение материи Лениным); то содержание относит. И., к-рое сохраняется в процессе дальнейшего познания; полное (актуально никогда целиком не достижимое) знание о мире. Человечество в своем развитии движется по пути овладения абс. И., к-рая в этом смысле складывается из суммы относит. И. Пределы истинности знания не могут быть установлены заранее, они изменяются с изменением условий и объектов. И. конкретна, абстрактной И. нет. Это значит, что И. связана определ. условиями, в к-рых находится объект, отражает строго определ. стороны объекта и т. д. Высшая ступень конкретности И. состоит во всестороннем познании объекта с учетом всех существ, моментов данной стадии противоречивого развития объекта, в отличие от эклектич. смешения_всех сторон и признаков явления (см. Конкретное, Эклек-'г тика). Классич. образцами конкретной И. являются ленинская теория о возможности победы социализма в одной стране и решение в документах КПСС проблемы мирного сосуществования социалистич. и капиталиста, мировых систем. Догматизм и ревизионизм в рабочем движении связаны с определ. искажениями в понимании относительности и конкретности И.: первый враждебен творч. характеру марксистско-ленинской теории, второй изменяет самому существу марксизма. Поскольку И. выражается в логических формах: высказываниях, суждениях, умозаключениях и т. д., правомерно говорить о конкретности высказывания, суждения, умозаключения. Т. н. «окончательные», или «вечные», И. оказываются таковыми лишь в относит, границах как в смысле их применения к огранич. области, границы к-рой в нек-рых случаях в дальнейшем могут раздвигаться или сужаться, так и в других случаях в смысле своей точности. Дальнейшее развитие И. такого вида происходит через включение в выражающие их суждения все более полных указаний на необходимые условия их истинности. Учение диалектич. материализма о единстве относительной и абс. И., об объективности и конкретности И. полностью подтверждается всей историей науки. История науки есть история «...живого, плодотворного, истинного, могучего, всесильного, объективного, абсо лютного человеческого познания» (там же, т. 38, с. 361), равно отвергающего как абсолютизацию достигнутых науч. И., так и субъективистское, скептическое их отрицание. С др. стороны, сами ошибки на пути познания, вырастая из односторонности относит. И., сигнализируют о недостаточности последних, и осознание этого способствует движению к более высокому этапу познания. 348 ИСТИНА Практика — критерий И. Согласно диалектико-материалистич. учению, критерий И. не может быть найден ни в сознании субъекта как таковом, ни в познаваемом объекте. Поскольку И. предполагает опре-дел. познават. отношение субъекта к объекту и в этом смысле «истина относится не только к субъекту, а также к объекту» (Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 3, 1957, с. 501), постольку критерий И. должен представлять собой определ. отношение, отличное от процесса познания, но вместе с тем органически связанное с ним. Таким отношением, материальным процессом является обществ, практика, к-рая и образует критерий И. По мере развития теоретич. содержания науки проверка все в большей мере приобретает опосредованный характер, ибо теоретич. положения формируются на базе абстракций все более высоких степеней и потому не поддаются непосредств. проверке (напр., теоретич. положения субатомной физики, закон стоимости в политич. экономии и т. д.). Та или иная науч. теория истинна, если на основе полученных из нее выводов люди в состоянии реализовать поставленные ими цели, приведя в этом смысле, как выражался Плеханов, объекты в соответствие с нашими понятиями о возможностях изменения этих объектов, а не ограничиваясь относительно пассивным приведением понятий в соответствие с объектами. Марксистское понимание практики как критерия И. не имеет ничего общего с субъективистским тезисом прагматистов: истинно то, что полезно. Полезность знаний — следствие, но не причина их истинности. Временные успехи реакц. сил не свидетельствуют об истинности взглядов и теорий, к-рыми они руководствуются, так же как временные поражения прогрессивных сил не опровергают истинности идей последних. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |