|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИДЕАЛ 203Стоицизм подготовляет, а христианство осуществляет полный отрыв нравств. И. от действительности. Нравств. И. средневековья, теоретически обоснованный в сочинениях Августина и Фомы Аквинского, выражает призыв к осуществлению начертанных богом заповедей смирения, терпения, отречения от земных радостей, вселенской любви к ближнему. Образец нравств. поведения воплощен в идеальной личности святого, аскета. Развитие обществ, жизни в новое время, появление нового класса буржуазии сопровождались энергичной борьбой с феодализмом, со ср.-век. моралью, с христ. нравств. И. Франц. материалисты 18 в. (Гельвеций, Гольбах) обосновывают оптимистнч. нравств. И., основанный на жизненных потребностях людей, проникнутый духом борьбы за освобождение от насилия. Нормой поведения признается правильно понятый личный интерес, направленный к достижению обществ, блага. Идеальной франц. материалисты признавали жизнь, сообразную природе, достижение земного счастья. В дальнейшем понятие обществ, блага как И. наполняется бурж. меркантильным содержанием и сводится у утилитаристов (см. Утилитаризм) к пользе, а у совр. прагматистов (см. Прагматизм) к личной выгоде, к-рую можно извлечь, приняв тот или иной И. поведения. Выступая против этики франц. материалистов, Кант объявил источником нравств. И. абстрактный разум, диктующий нравств. закон. «...Еще более, чем идея, удалено от объективной реальности то, что я называю идеалом» («Критика чистого разума», СПБ, 1915, с. 333). Идеал, по Канту,—недостижимый первообраз, но стремление к нему заставляет человека повиноваться силе долга (см. Категорический императив). Гегель, рассматривая И. идеалистически, т. е. как идею, воплощенную в действительность, сумел тем не менее вскрыть диалектику субъективного и объективного в И. Против идеалистич. отрыва И. от действительности выступил Фейербах, к-рый связал проблему И. с проблемой целостного развития человека. «Наш идеал не кастрированное, лишенное телесности, отвлеченное существо; наш идеал это — цельный, действительный, всесторонний, совершенный, образованный человек» (Избр. филос. произв., т. 2, М., 1955, с. 778). Однако Фейербах пытался создать вечный, абстрактный II., игнорируя социальную природу человека. Путь к достижению нравств. И., по Фейербаху,— всеобщее примирение и любовь людей друг к другу. Преодолеть ограниченность франц. материалистов и Фейербаха стремились русские революц. демократы. Идеальной личностью они провозгласили революционера-борца, твердого, выдержанного, самоотверженного, закалившего в борьбе с трудностями и лишениями волю и характер, подчинившего свою личную жизнь интересам борьбы за счастье народа. Идеал «новых людей» выступает как образец нравств. поведения передовых людей России, профессиональных революционеров. Чернышевский писал, что на той высоте, на к-рой стоят «новые люди», должны стоять все. В бурж. этике 20 в. в решении проблемы И. усиливается тенденция к субъективному идеализму, уходу от действительности и ее проблем. Позитивизм (Р. Кар-нап, А. Айер, Б. Рассел) рассматривает нравств. И. с позиций крайнего субъективизма, скептицизма и доходит до оправдания морального волюнтаризма. Айер, являясь представителем эмотивизма, считает моральные суждения полностью субъективными, чистыми выражениями чувства, к-рые не могут быть ни истинными, ни ложными. Все моральные проблемы он сводит к проблемам языка, а понятие И. н вовсе изгоняет из этики. Каждый волен следовать любому И., ибо «ни один образ действия не лучше и не хуже другого» (А у е г A., The claims of philosophy, в кн.: «Reflection on our age», L., 1949, p. 62). Прагматизм (У. Джемс, Дж. Дьюи, Дж. Мид), отвергая логич. позитивизм, рассматривает И. как выход за пределы непосредств. опыта для подготовки к действию; поэтому истинность И. определяется степенью содействия в достижении целей. И. в прагматистской этике — инструмент для осуществления в непосредств. настоящем активного замысла личности. Поэтому,— рассуждает Дьюи,— «реальность важнее для определения поведения, чем многие идеалы, которые столь отвлеченны, что становятся невидимыми и недоступными» («Dictionary of education», N. Y., 1959, p. 58). Представители бурж. теории интереса (Р. Перри, Д. Паркер, Ф. Теннант), развивая субъективистско-ндеалистич. концепцию И., рассматривают его как такой тип человеч. отношений, к к-рым личность проявляет интерес. Перри выдвигает принцип уравнительности, к-рый состоит в том, что все интересы представляют одинаковую ценность для личности. Более высокий интерес — это просто более полный. Поэтому максимум добра достигается согласованностью всех интересов. Еще более откровенным индивидуализмом, доходящим до прямой защиты эгоизма, отличаются т. н. теории самореализации (М. Колкинс, Р. Кейбот, Ф. Адлер), в к-рых понятие И. рассматривается как реализация индивидуальных возможностей, заложенных в «человеческой природе». Кейбот, напр., выдвигает моральное правило — «руководствуйся тем, чем ты являешься, следуй чертам своей натуры» («The meaning of right and wrong», N. Y., 1933, p. 73). Широко используется в этике понятие бурж. теории ценностей — аксиологии. Согласно Н. Гартмапу, ценности связаны с существованием через посредство «тенденции к реальности», называемой «идеалом, который должен быть» («Ethics», L., 1932, р. 240). Такой И. является формальным условием ценности и остается одним и тем же, хотя сами ценности могут меняться. Высшими моральными ценностями Гартман считает добро, благородство, богатство переживаний и незапятнанность злом. Экзистенциализм (Сартр, Ясперс), подчеркивая одиночество и тревогу человеч. бытия, сводит нравств. И. к проблеме свободы и выбора. Существование человека предшествует его сущности. Поэтому в процессе своей жизни человек сам создает себя и по мере этого становится человеком. Посредством выбора человек определяет себя. Поэтому, выбрав определ. сущность, образ или тип поведения, он один ответствен за него. Но такой выбор всегда сопровождается тревогой, поэтому человека, определяющего свой путь, терзают муки неуверенности и страха. Согласно экзистенциалистам, нет виновных в бедств. положении человека — он один себя создал таким. Лживость, лицемерие и цинизм бурж. морали, утрата обществом высоких нравств. И. выразились в моральном кризисе капитализма. В США выразителями стихийного протеста против существующей бурж. морали явились т. н. «хипстеры» и «битники». Идеалом битников является бесцельность существования. Пренебрежение к моральным и нац.традициям,правилам, к жизненным удобствам — вот характерные черты их мировоззрения. В конечном счете это идеал крайнего индивидуализма- Эти настроения отразились, напр., в позиции мн. амер. деятелей, участвовавших в 1960 в дискуссии по поводу нац. целей Америки. Так, журналист У. Липман заявил, что у сегодняшней Америки отсутствует всеобщая и вдохновляющая нац. цель. «Мы ждем,— пишет он,— что нам будет показан путь в будущее». «Вечный» разлад между И. и действительностью, к-рый провозглашается бурж. этикой, ликвидируется 204 ИДЕАЛ —ИДЕАЛИЗАЦИЯ в социалистич. и коммунистич. обществе, где создается объективная основа для реализации прогрессивных И. Науч. обоснование нравств. И., его сущности и роли в обществ, жизни дает теория марксизма-ленинизма. Нравств. совершенствование людей является не абстрактной самоцелью, а выступает как одно из средств для достижения обществ. И. Критерием нравств. И. является соответствие нравств. поступков прогрессивным требованиям общества. Специфика прогрессивных нравств. И. заключается в том, что в них отражаются те стороны или свойства нравств. отношений людей, к-рые еще не утвердились в жизни окончательно, но к-рым принадлежит будущее. И. открывает перед людьми тенденцию нравств. развития человечества, указывает путь нравств. совершенствования людей. Специфика нравств. И. и заключается в нек-ром опережении действительности, в призыве людей к «моральному высшему». В социалистич. обществе создаются объективные условия для возникновения единого нравств. И., к-рый включает в себя представления всех трудящихся об образце жизни и поведения, является воплощением давней мечты людей об истинно человеч. отношениях. Нравств. И. коммунизма близок трудящимся всего мира, носит общечеловеч. характер. Идеал коммунистич. нравственности воплощается в образе всесторонне развитой личности. Осн. его черты — широкая образованность, идейность, моральная чистота и физическое совершенство — выражены в моральном кодексе советского человека, зафиксированном в Программе КПСС. Новые социальные отношения коммунистич. общества, которые созидаются в самоотверженном труде сов. людей, служат раскрытию всех духовных и физич. возможностей человека. Индивидуализм, конкуренция, враждебность людей друг к другу, порождаемые прежними социальными отношениями, исчезают и на смену им приходят новые обществ, отношения — коллективизм, взаимопомощь, сотрудничество, солидарность. Эти социальные отношения являются основой действительно человеч. чувств — идеалов целеустремленности, пользы обществу, дружбы, любви и т. д. В социалистич. обществе есть объективная возможность для претворения идеалов в жизнь, в реальную действительность. Они формируются в процессе трудовой деятельности людей по переделке мира, являются результатом коммунистического воспитания. С. Иконникова. Ленинград. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; М а р к с К., Критика Готской программы, там же, т. 19; Ленин В. И., Что такое «друзья народа»..., Соч., 4 изд., т. 1; е г о же, Что делать?, там же, т. 5; Плеханов г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956; Программа КПСС, М., 1961; Материалы XXII съезда КПСС, М., 1961; Кампанелла Т., Город Солнца, М., 1947; Мор Т., Утопия, М., 1953; Фурье III., Избр. соч., т. 1—4, М.—Л., 1951—54; Оуэн Р., Избр. соч., т. 1—2. М,—Л., 1950; Сен-Симон А., Избр. соч., т. 1—2, М.—Л., 1948; Кант И., Критика способности суждения, пер. [с нем.], СПБ, 1898; Фихте И. Г.>0 достоинстве человека, в кн.: Избр. соч.. пер. [с нем.], т. 1, [М.], 1916; Шиллер Ф., Письма об эстетическом воспитании человека, Собр. соч., т. 6, М., 1957; Шеллинг Ф., Система трансцендентального идеализма, пер. с нем.,М.,1936;Г е г е л ь г. В. Ф., Наука логики.ч. 1—2, 2 изд., М., 1929; его же, Лекции по эстетике, Соч., т. 12, М.—Л.. 1938; Каутский К., Предшественники новейшего социализма, т. 1—2, М.—Л., [1924]—25; В о л г и н В. П., Гуманизм и социализм, М.,1955;Лифшиц М., Странный социализм, «Новое время», 1958, JMa 9, 10, 13. Идеал эстетический: Стурдза А., Идеал и подражание в изящных искусствах, «Москвитянин», 1842, № 9; И в а н ц о в Н., Несколько слов об идеалах в искусстве, «Вопр. философии и психологии», 1899, кн. 47, с. 250—96; Дебольский Н. Г-, Об эстетическом идеале, там же, 1900, кн. 55, с. 759—816; Новиков П., Об идеале в изящных искусствах..., «Тр. об-ва любителей российск. словесности», 1924, т. 4—5; Л и ф ш и ц М., И. И. Виикельман и три эпохи буржуазного мировоззрения, в сб.: Вопр. искусства и философии, М., 1935, с. 5—79; М е й л а х Б., О типичности и эстетическом идеале в литературе, «Звезда», 1953, № 1; М а ц а И. Л., Об эстетическом идеале эпохи социализма, в кн.; Материа- лы по теории и истории искусства, М., 1956; Рюриков В., Эстетический идеал и вопрос о положительном герое, в его кн.: О богатстве искусства. Сб. статей, М., 1956; Шегида Н. И., О социальной природе эстетического идеала, «Тр. Воронежского гос. ун-та», 1957, т. 60, вып. 1, с. 35—42; Г е й Н.,, Проблема идеала в литературе, в кн.: Проблемы теории литературы, М., 1958, с. 58—99; Шестаков В., О характере античного эстетического идеала, «Вестн. истории мировой культуры», 1959, № 2 (14); Лосев А., Классическая калока-гатия и ее типы, в сб.: Вопр. эстетики, [вып.] 3, М., 1960; Пажитнов Л., Всестороннее развитие личности и искусство, там же, вып. 4, М., 1960; Ш р а г и н Б. И., К вопросу об идеале и правде, в сб.: Против ревизионизма в эстетике, М., 1960; Landsberg G., Untersuchungen iiber die Theorle der Ideale, Breslau, 1890; S v о b о d a A., Ideale Lebensziele. Kritisches, Geschichtliches und Filosophisches, Tl 1—2, Lpz., 1901; Horneffer E. und Horneffer A., Das klassische Ideal. Reden und Aufsatze, [2 und 3 Aufl.], Lpz., 1906; Schlesinger A., Der Begriff des Ideals, Lpz., 1908; В e r t i n G. M., L'ideale estetico, Varese—Mil., 1949; T r a-g e г С, Schiller als Theoretiker des Ubergangs vom Ideal zur Wirklichkeit, «Sinn und Form», 1959, Jg 11, H. 4, S. 546—76. Идеал нравственный: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 34, 420—21, 433; Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, Соч., 4 изд., т. 31; Г е г е л ь, Соч., т. 3, М., 1956, с. 89, 92—96; Фейербах Л., ИзОр. филос. соч., т. 2, с. 776—79, 799, 801—03; Каутский К., Этика и материалистическое понимание истории, пер. с нем., [М.], 1922; Шишкин А., Основы коммунистической морали, М., 1955, с. 44; Громов Е. С, Проблема идеала в философии, «Вопр. философии», 1960, М 12; Лекции по марксистско-ленинской этике, М., 1960, с. 90; Тугаринов В. П., О ценностях жизни и культуры, Л., 1960, с. 8; Э н г с т Я., Некоторые проблемы научной этики, пер. с чешек., М., 1960; Г у л и а н К. И., За обогащение тематики марксистской этики, в кн.: Проблемы философии. Сб. работ современных румынских философов, пер. с рум., М., 1960, с. 351—83; Архангельский Л. М., О коммунистическом нравственном идеале, «Вопр. философии», 1961, № 11; В е г k s о п I. В., Ideal and the community: a philosophy of education, N. Y., 1958; Encyclopedia of morals. Ed. by V. Ferm, N. Y., [1956]; Gaul-tier P., L'ideal moderne, 2 ed., P., 1908; Rand В., [сост.], The classical moralists, L., 1910, p. 740, 760; Tsanoff R. A., Moral idejals of our civilization, N. Y., 1942. ИДЕАЛИЗАЦИЯ (процесс идеализа-ц и и) — мысленное конструирование объектов, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, что для них имеются прообразы в реальном мире; процесс образования понятий, реальные прототипы к-рых (т. е. предметы действительности, отраженные в данных понятиях) могут быть указаны лишь с той или иной степенью приближения. Примером понятия, являющегося результатом И., может быть «точка». В отличие от таких понятий, как, напр., «стол», «дерево», «животное» и т. п., реальные представители к-рых (т. е. предметы, обладающие теми свойствами и отношениями, к-рые составляют содержание этих понятий) могут быть найдены в самой действительности (мы, не колеблясь, говорим, напр., про данную конкретную березу, что «это — дерево»), невозможно найти в реальном мире представителя понятия «точка», т. е. объект, к-рый не имел бы ни длины, ни высоты, ни ширины. Аналогичный характер имеют понятия «прямая линия», «окружность» (математика), «точечный электрич. заряд», «абсолютно черное тело», «инерция» (физика) и др. Процесс И. характеризуется отвлечением от таких свойств и отношений, к-рые необходимо присущи предметам реальной действительности, и введением в содержание образуемых понятий таких признаков, к-рые в принципе не могут принадлежать их реальным прообразам. О понятиях, являющихся результатом И. (их часто наз. просто и д е-а л и з а ц и я м и), говорят, что в них мыслятся и д е-а л и з и р о в а н н ы е (или идеальные) объекты. Идеализированные объекты — это всегда лишь объекты рассмотрения, принципиально не могущие иметь бытия, подобного бытию конкретных вещей объективного мира; в этом смысле И. представляет собой отвлечение от невозможности возникновения (в каких бы то ни было условиях) или построения (с помощью каких бы то ни было средств) таких объектов в действительности. Идеализированные объекты следует отличать от понятий, с помощью к-рых происходит их рассмотрение и использование в позна- ИДЕАЛИЗАЦИЯ — ИДЕАЛИЗМ 205 нии; в формализованных языках идеализиров. объектам обычно соответствуют термы, а понятиям — предикаты. Познавательное значение понятий об идеализированных объектах основано на том, что в реальном мире существуют прообразы этих объектов. Именно наличием реальных прообразов идеализиров. объектов объясняется то, что, образовав с помощью И. понятие о данном объекте, можно в дальнейшем не обращать внимания на отличие последнего от его прообразов и оперировать с ним в рассуждениях как с реально существующей вещью. Однако различие между понятиями об идеализиров. объектах и понятиями о реально существующих вещах относительно, т.к. процесс образования понятия о любых объектах обязательно в той или др. форме предполагает отвлечение, в известных границах, от такого неотъемлемого свойства последних, как подвижность, изменчивость, текучесть, т. е. предполагает огрубление, конструктиви-зацию, формализацию предметов действительности; этот процесс, лежащий в основе характерного для формальной логики представления о «жестких» объектах, т. е. объектах, предполагаемых остающимися теми же самыми при повторных упоминаниях о них в данных рассуждениях, также можно рассматривать как И.,— как такую И., к-рая снимается в ходе развития живого человеч. познания и практики. Однако, когда говорят об И. как об особом типе образования понятий, противопоставляемом процессу непо-средств. обобщения чувственно воспринимаемых вещей, имеют в виду не этот, общий для всего познания в целом, процесс И., а такой процесс И., к-рый существенно связан со специфическим содержанием образуемых понятий. И. в этом смысле может происходить в различных формах, одной из к-рых является многоступенчатое абстрагирование и о*б общение, в частности многократное применение абстракции отождествления. И. такого вида имеет ведущее значение в образовании ма-тематич. понятий. Др. формой И. является мысленный переход к предельному случаю. Такая И. бывает обычно связана с реальными экспериментами, однако сам переход к предельному случаю предполагает уже умственный эксперимент. Суть И. этого вида состоит в следующем: изучая нек-рый объект, мы мысленно выделяем одно из необходимых условий его существования (оставляя вне рассмотрения др. условия); изменяя выделенное условие, мы постепенно сводим его действие к минимуму; если при этом оказывается, что нек-рое свойство (или свойства) все время изменяются в определ.направлении пооткрывается возможность осуществить еще один шаг и ввести в рассмотрение объект, обладающий таким развитием данного свойства (свойств), как если бы выделенное условие было полностью исключено. Так получаются понятия о таких объектах, как «абсолютно жесткое тело», «несжимаемая жидкость» и т. п. Смысл термина «И.» иногда суживают именно до этого способа образования понятий (в таком случае объекты рассмотрения, вводимые с помощью многоступенчатого абстрагирования и обобщения, часто называются абстрактными объектами, а термин «идеализированный объект» применяют только к объектам, введенным в рассмотрение с помощью перехода к предельному случаю). И. посредством мысленного перехода к предельному случаю играет важную роль в тех разделах естествознания, к-рые подвергаются математич. обработке (напр., физика). Идеализиров. объекты могут вводиться и системой постулатов; однако такое введение (естественное в случае дедуктивного построения науки) становится, как правило, возможным потому, что соответствующие понятия были предварительно сформулированы с помощью И. др. вида, напр. с помощью какого-либо из двух описанных выше способов. И. и возникающие на ее основе понятия играют важную роль в познании. Для установления законов той или иной области явлений во мн. случаях необходимо исключить из рассмотрения ряд таких свойств и отношений изучаемых объектов (без к-рых эти объекты реально не могут существовать), учет к-рых заслонил бы существо изучаемого процесса. Так, в механике и электродинамике во мн. случаях целесообразно отвлечься не просто от конкретных размеров объектов, но вообще от наличия у них каких бы то ни было размеров и рассматривать соответствующие законы как говорящие о «материальных точках» или «точечных зарядах», причем в одних случаях «точками» оказываются атомы, а в других — планеты солнечной системы. Эту сторону процесса И. раскрыл Энгельс на примере такого абстрактного объекта, как идеальная паровая машина. В «Диалектике природы» он писал о С. Карно: «Он изучил паровую машину, проанализировал ее, нашел, что в ней основной процесс не выступает в чистом виде, а заслонен всякого рода побочными процессами, устранил эти безразличные для главного процесса побочные обстоятельства и сконструировал идеальную паровую машину (или газовую машину), которую, правда, так же нельзя осуществить, как нельзя, например, осуществить геометрическую линию или геометрическую плоскость, но которая оказывает, по-своему, такие же услуги, как эти математические абстракции: она представляет рассматриваемый процесс в чистом, независимом, неискаженном виде» (МарксК. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 543—44). Введение идеализиров. объектов позволяет осуществлять переход от эмпирически найденных законов к их строгой формулировке, выражать законы на языке математики, производить дедуктивное построение соответствующей области знания. И. необходима при построении абстрактных схем реальных процессов, нужных для более глубокого проникновения в закономерности их протекания; в этом смысле метод моделирования, имеющий такое важное значение в кибернетике, неотделим от И. Признаком науч. И., отличающим ее от бесплодной фантазии, является то, что порожденные в ней идеализиров. объекты в определ. условиях исключаются, т. е. находят истолкование в терминах неидеализиров. объектов. Понятия об идеализиров. объектах, входящие в науч. теории, на той или иной стадии развития науки — через ряд промежуточных интерпретаций или непосредственно — обязательно получают реальное истолкование в к.-л. областях действительности. Существенно, что это имеет место при всяком применении содержащей их теории к решению к.-л. задач, возникающих в естествознании, технике, нар. х-ве и др. областях практич. деятельности. Именно практика (включая практику систематич. науч. наблюдений и экспериментов) подтверждает правомерность тех отвлечений, к-рые порождают понятия об идеализиров. абстрактных объектах, служит критерием плодотворности И. в познании. Лит.: Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961; Э й н ш т е й и А. и ИнфельдЛ., Эволюция физики, пер. с англ., М., 1956; П о й а Д., Математика и правдоподобные рассуждения, пер. с англ., М., 1957. Б. Бирюков. Москва. ИДЕАЛИЗМ — направление в философии, исходящее из ложного решения основного вопроса философии в пользу первичности духа, идеи, сознания, субъективного и вторичности материи, природы, бытия, объективной действительности как в онтологическом, так и в гносеологич. плане. Каждое филос. учение, приводящее к такому решению осн. вопроса философии и отстаивающее это решение в любой отрасли 206 ИДЕАЛИЗМ философии (социологии, этике, эстетике и др.), является идеалистическим. «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира,... составляли идеалистический лагерь» (Энгельс Ф., «Людвиг Фейербах...», 1955, с. 16 —17). Любая разновидность И. несовместима с материализмом и противостоит ему как враждебное филос. направление, находящееся в противоречии с наукой. В силу того что размежевание филос. лагерей происходит по осн. вопросу философии, оно определяет две осн. линии в философии, две партии в философии, объемлющие все носледоват. течения. Непоследовательные, половинчатые течения либо колеблются между обоими лагерями, либо стремятся осуществить неосуществимое — сочетать, примирить оба взаимоисключающих воззрения. Борьба И. против материализма проявляется уже при самом определении И. При этом обнаруживаются две тенденции: во-первых, к неправомерному сужению и ограничению понятия И., позволяющему выдавать за неидеалистич. филос. воззрения, на деле принадлежащие к И., и, во-вторых, к искажению критерия размежевания обоих направлений, к перенесению водораздела между ними с осн. вопроса философии на др. вопросы, имеющие частное, второстепенное значение. Лишенной всякого основания является претензия идеалистов на обоснование т. н. практического И. или даже на отождествление И. с последним. При этом под «практич. И.» разумеется «вера в значение и силу идей и идеалов в личной и общественной жизни, формирование и развитие человеческих отношений, а также стремление исходить из идеальных побуждений, воля к образу жизни и образу действий соответствующим идеям, к предельному приближению к идеалам» (Е i s 1 е г R., YYorterbuch der philosopbischen Beg-viffe, Bd 1, В., 1927, S. 680). На самом деле, отрицание идеалистич. решения осн. вопроса философии отнюдь не связано с отрицанием действенной роли идей и идеальных побуждений в че-ловеч. деятельности и обществ, жизни и тем более не влечет за собой принижения или ограничения стремлений и идеалов. Идеалистич. утверждение первичности идей и вторичности объективной действительности лишь закрывает путь к науч. пониманию реальных основ, происхождения, развития идей и к установлению объективных возможностей их осуществления, претворения идеалов в действительность. Широко распространено в бурж. философии ограничение понятия И. сферой гносеологии и противопоставление И. не материализма, а реализма как теоретико-познават. концепции. Такое понимание дезориентирует в борьбе филос. направлений, неправомерно сужая понятие И. и выдавая за не-И. (реализм) филос. учения, допускающие идеалистич. интерпретацию бытия. При этом понятием реализм объединяются несовместимые филос. учения, признающие самостоятельность объекта познания по отношению к его субъекту, независимо от того, как понимаются объект и субъект — материалистически или идеалистически. Эта дезориентация усугубляется тем, что подобное неправильное употребление, ограничение понятия И. позволяют выдавать разногласия в идеалистическом лагере между многочисленными разновидностями филос. И. за критику И. вообще. Так, напр., параграф 2-го изд. кантовской «Критики чистого разума», озаглавленный «Опровержение идеализма», на деле представляет собой критику одной формы И. (феноменализма) другой его формой (трансцендентальным идеализмом). Равным образом «Опровержение идеализма» Мура порывает отнюдь не с И., а лишь с определенной (феноменалистичоской) его разновидностью. Идеалистич. сущность т. н. реализма п, в частности, неореализма (к к-рому принадлежит и Мур) явствует из деклараций самих представителей этого направления, не оставляющих сомнения в том, что они идеалистически решают осн. вопрос философии. Так, напр., по словам Александера, можно «приписать „духовность" всем вещам вообще в различной степени» («The basis of realism», см. «Proceedings of British Academy», v. 6, L., 1914, p. 32). Нельзя согласиться с выводом, к-рый делается на основании многозначности термина «И.» в употреблении различных философов: «Следует как можно меньше пользоваться этим термином, значение которого столь неопределенно» (L а 1 a n d e A., Dictionnaire philosopbique, v. 1, P., 1926, p. 325). Строго придерживаясь определенного, четкого и недвусмысленного значения понятия И. как противоположного материализму, следует, наоборот, постоянно руководствоваться этим определением в классификации филос. течений и для уяснения расстановки сил в борьбе филос. идей. Отказ от противопоставления И. материализму ши Искусство камуфляжа идеалистич. воззрений достигло в 20 в. большого совершенства. Тем не менее «принципиальная координация» Авенариуса, расчленение ранее недифференцированного «ощущения» на «акт» и «содержание» («sense-data») неопозитивистами, феноменологич. интенционалъностъ сознания, принявшая у экзистенциалистов форму «бытия в мире» («etre-dans-le monde»), так же как и фихтеанское «по-„Я"», полагающее «Я», не выходят за пределы идеалистич. решения осн. вопроса философии. Во всех этих учениях объективная реальность непременно обусловлена сознанием, предполагает его. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |