|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КАТЕГОРИИ 2 страницаЛит.: История философии, т. 4, с. 544—546; Окубо Т о с и а к и, К а т о Хироюки, в сб.: Современные японские мыслители, вступ. ст. Я, Б- Радуль-Затуловского, М., 1958, с. 48—71; Тории Хакуро, Мэйдзи сисоси. (История идей периода Мэйдзи), Токио, 1936, с. НО—И, 135—44; Исида Такэси, Мэйдзи сэйдзи сисо си кэнкю (Изучение истории политических идей периода Мэйдзи) 4 изд., Токио, 1957, с. 73—75, 79—80, 318—20, 374—75; О и Т а д а с и, Нихон киндай сисо-но ронри (Логика современной японской мысли), Токио, 1958, с. 23—44. Я. Радуль-Затуловский. Ленинград. КАТОЛИЦИЗМ (от греч. xadoA-ixog — всеобщий, главный, вселенский) — одно из трех гл. направлений в христианстве наряду с православием и протестантизмом. К. возник и развился в условиях формирования феодализма в Зап. Европе в противоположность православию, к-рое развивалось восточной, византийской церковью. Разделение христианства на западное (католицизм) и восточное (православное) направления завершилось разделением церквей в 1054. К. свойственна религ. нетерпимость, претензия рассматривать всех не-католиков как еретиков, заблудших или схизматиков, а католич. церковь как единственно истинную. Социально-догматич. основой К. является идея иерократии (власть духовенства), прикрываемая учением о теократии (букв.—боговластие), противоречиво сочетающемся с идеей христ. аскетизма. Особое значение идеи теократии отражает тот факт, что главным в деятельности К. на протяжении всей его истории неизменно оставались политич. задачи, какие бы конкретные формы в различных история, условиях они ни принимали. Они всегда определяли собой отношение к религ. стороне католич. вероучения, его догме и культу. Среди этих задач К. первенствующей всегда являлась и остается поныне отстаивание особой роли папской власти и привилегированности духовенства. Как лит.-теоретич. основу К. использует концепцию Августина о «Граде божьем» и превращении церкви воинствующей в церковь торжествующую. Идея аскетизма, обращенная к массам верующих и внушающая им пренебрежение ко всему мирскому, играет на протяжении веков реакц. роль и является дейст венным орудием духовного порабощения масс. Из двух осн. видов источников христ. вероучения — Священного писания и Священного предания — К. фактически уделяет первое место преданию. При этом первостепенное значение К. придает решениям и суждениям пап. Социально-политич. смысл приоритета «предания» состоит в том, что благодаря ему К. получил возможность истолкования догм раннего христианства в соответствии с интересами господств, класса, ме- 478 КАТОЛИЦИЗМ нять их толкование в зависимости от изменяющихся социально-историч. условий. Особенность К. проявляется также в требовании беспрекословного соблюдения церк. дисциплины, к-рое обосновывается учением о единоспасающей силе церкви, заключающемся в том, что, поскольку все человечество «греховно по своей природе», спасение души может обеспечить только церковь, вне которой нет спасения. В этой же связи К. развил учение о роли божественного предопределения и свободе воли, согласно к-рому человек может найти путь к спасению только благодаря церкви и с ее помощью. Социальный смысл этого учения К.— в стремлении усилить прямую зависимость судьбы мирян от духовенства, укрепить представление об особой благодати, к-рой якобы наделено духовенство, благодаря чему оно должно пользоваться особыми социальными привилегиями. В связи с этим К. ожесточенно борется с исповедуемой нек-рыми христ. направлениями (см. Ереси, Кальвинизм) идеей об абс. предопределении к спасению или погибели, выводимой из понятия божеств, всеведения и тем самым снижающей роль духовенства, создавая представления о прямой связи между верующим и божеств, силами. Придавая исключит, значение утверждению об единоспасающей роли церкви, К. объявляет ересью даже идею о возможной на земле окончат, победе добра, т. к. в этом случае исчез бы смысл дальнейшего существования церкви. Осн. социально-догматич. положения К. были разработаны господствующим направлением ср.-век. философии, пытавшейся сделать догматику К. исходным моментом и основой всякого мышления и привести содержание всех наук «...в соответствие с учением церкви» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495). В борьбе с передовыми рационалистич. и материалистич. идеями религ.-схоластич. философия К. фальсифицировала учение Аристотеля, стремясь приспособить его к защите К. и феод, строя. Особую роль в выполнении этой задачи сыграл Фома Аквин-ский, пытавшийся в своих сочинениях создать всеобъемлющую систему католич. философии, охватывающую также проблемы гос-ва, экономики, права и морали. Именно это учение (томизм, см.) было объявлено папой Львом XIII единственной истинной философией К. п. изображает всю историю человечества как борьбу за победу церкви, что практически означает борьбу за торжество папской политики, поскольку К. отождествляет церковь и папство, изображая папу преемником и наместником апостола Петра. Помимо признанных общехристианских догматов веры, К. устанавливает и новые, объявляемые им столь же обязательными для всякого верующего. Главный среди них: догмат о чистилище, связанный с учением об индульгенциях, о непогрешимости папы и т. д. К. придает особое значение внешней, обрядовой стороне культа: молитве, посещению мессы, исповеди и т. п. Все богослужение ведется на непонятном массам верующих лат. языке. Таинства и обряды объявляются действующими автоматически в силу самого соблюдения уста-новл. формы, безотносительно к духовным устремле ниям того, по отношению к кому данная культовая церемония совершается. Важной особенностью К. является свойственное ему понимание духовенства как особо привилегиров. обществ, группы, важной опоры господств, класса. Эта особая привилегированность духовенства, признававшегося в средние века первым сословием, была закреплена учением церкви о благодати, даруемой духовенству таинством посвящения. На протяжении веков духовенство играло роль сословия, монополизировавшего контроль и руководство духовной жизнью феод, общества. Особую роль К. придает и папской власти. В ходе борьбы папства за преобладание оно выступало с претензиями на мировое господство, как светское так и духовное (при Григории VII, Иннокентии III, Бонифации VIII), но в связи с возникновением централизованных гос-в оно потерпело поражение, временно превратившись в орудие королевской власти во Франции (1309—77), а затем пришло к глубочайшему кризису 15 в. и краху своего исключит, положения с эпохи Реформации. Тем не менее борьбу за свою первенствующую роль папство продолжало и в новых условиях роста капитализма. Для борьбы с Реформацией и пар. движениями К. создает в 1540 ордеп иезуитов. В ходе обострения классовой борьбы и поляризации обществ, классов папство и К. становились все более необходимой опорой для реакц. сил буржуазии и с конца 19 в. делаются важным идеологич. орудием воинств, империализма. Эта новая роль К. получила яркое выражение в 1870, когда был провозглашен догмат о панской непогрешимости. Политика напы Пия IX, открыто провозглашавшего борьбу против прогресса и демократии, Льва XIII, продолжавшего эту борьбу, маскируя ее лозунгами рабочей политики, получила развитие в деятельности Ватикана и пап 20 в. вплоть до Иоанна XXIII. К. создал широкую, весьма разветвленную действенную систему. Гл. центром этой системы совр. К. является Ватикан с его многочисл. ведомствами (конгрегациями), дипломатич. и миссионерской службой, монашескими орденами, сетью учебных заведений, науч. учреждений, издательских предприятий, радио-, теле- и киностудий и т. п. В совр. мире К. открыто вторгается в политич. жизнь, пытается оказать влияние на междунар. отношения и политику гос-в, стремится к контролю над умств. жизнью и культурой нар. масс во мн. странах. Католич. пропаганда, искусно приспосабливающаяся к конкретным условиям, осуществляется с помощью католич. партий, профсоюзов, культурно-просветит., спортивных обществ и др. объединений. Создаются нац. и междунар. объединения этих организаций — «Католическое действие», «Мирской апостолат» и мн. др., призванные осуществлять политику К., направленную на отвлечение масс от классовой борьбы. Упорное отстаивание совр. К. позиций реакц. импе-риалистич. сил объясняется не только историч. традициями, в силу к-рых католич. церковь всегда выступала как орудие реакции, но прежде всего прочными экономич., политич. и личными связями деятелей этой церкви с хозяевами совр. империалистич. мира, особенно амер. фин. капиталом. Источником обогащения католич. церкви остается до сих пор и спекуляция на религ. чувствах верующих: святые и юбилейные годы, места паломничества, индульгенции. Большие доходы получает церковь и от гос. субсидий, выплачиваемых ей в силу заключенных с рядом гос. конкордатов (Зап. Германия, Италия, Испания, Португалия, латино-амер. страны и др.). Реакционность совр. К. усугубляется его ролью и на различных участках идеологич. борьбы. За последние годы наблюдается растущая активность К., стремящегося оказывать свое идейное воздействие в области естеств. и обществ, наук,в художеств, лит-ре и в иск-ве. Можно констатировать изменение тактики К. в борьбе с наукой, примером чего явились выступления папы Пия XII по различным вопросам за последние 10 лет. На основе неотомизма, ставшего еще с конца 19 в. официальной философией К., церковь ищет возможности сделать совр. науку, под предлогом сотрудничества с ней, служанкой теологии, требует от науки служить укреплению веры и т. п. Те же требования выдвигаются К. перед иск-вом и лит-рой. В этой связи наблюдается возросшая активность К. в попытках фальсифицировать науку. КАТОЛИЦИЗМ—КАУЗАЛЬНАЯ ИМПЛИКАЦИЯ 479 Наряду с философией неотомизма в К. за последние десятилетия значит, распространение получили и субъективно-идеалистич. направления. Уже в начале 20 в. М. Блондель, А. Луази и др. развивали «новое учение», т. н. католический модернизм. Несмотря,на резкую критику со стороны неотомистов и Ватикана, обвинявших модернистов в понимании бога только как феномена субъективного сознания и отказе от рацион, познания бога, в соответствии с учением Фомы Аквинского, воззрения модернистов получили дальнейшее развитие. В сер. 20 в. сформировался католич. экзистенциализм, выступающий в духе открытого иррационализма и мистики. Глава этого филос. направления Г. Марсель претендует на создание истинной религ. философии и открыто защищает религ. идеи и особенно католич. учение о смерти и бессмертии. Вся деятельность совр. К. определяется ненавистью к марксизму, освободит, рабочему движению, нац.-освободит. движению народов против империализма. Для осуществления своей антикоммунисте, деятельности, распространения этих идей в массах Ватикан создает множество нац. и междунар. организаций, как, напр., отряды патера Леппиха в Зап. Германии, «марианские» союзы, руководимые иезуитами («Легион Марии», «Синяя армия Марии» и др.). Чрезвычайно возросла политич. активность К. за последнее время в странах Азии и Африки, где он поддерживает все стремления империалистов сохранить разваливающийся колониальный режим и всемерно препятствует развертывающейся борьбе народов за свое освобождение от остатков колониального рабства, пытаясь безуспешно использовать в этой политике методы католич. экспансии (миссионерство, создание кадров местного духовенства и т. п.). Огромные успехи мирового коммунистич. движения и тесные связи совр. К. с империалистич. реакцией вызвали глубокий кризис в католич. лагере- Этот кризис развивается на базе все более общего кризиса религ. идеологии, к-рая вынуждена отступать и сдавать свои позиции одерживающей все новые победы передовой науке и науч. мировоззрению, проникающему в массы. Кризис в католич. лагере ознаменовывается отходом от политики Ватикана десятков миллионов католиков, в т. ч. духовенства и руководителей католич. организаций, прежде всего в странах нар. демократии (Венгрия, Польша, Чехословакия, ГДР) и в Сов. Союзе; трениями и конфликтами в руководстве церкви и крупных католич. организаций («Католическое действие», орден иезуитов, Христианско-демократич. партия в Италии и т. п.); борьбой группировок в самом Ватикане. К. всей своей историей доказывает глубокую справедливость того осн. положения марксизма-ленинизма, к-рое рассматривает всякую религию как непримиримую и абс. противоположность науке, а «...все и всяческие религиозные организации...,как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса» (Ленин В. И., Соч., т. 15, с. 371—72). Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, М., 1952; е г о ж е, Развитие социализма от утопии к науке. Введение к английскому изданию, и кн.: М а р к с К. иЭнгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1949; е г о ж е, Юридический социализм, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 1, М., 1937; е г о ж е, Франкский период, там же; Коровин Е. А., Католицизм, как фактор современной мировой политики, М., 1931; Мэнхэттен А., Ватикан. Католическая церковь — оплот мировой реакции, пер. с англ., М-, 1948; Ш е й н м а н М. М., Ватикан между двумя мировыми войнами, М.—Л., 1948; его же. Идеология и политика Ватикана на службе империализма, [М.], 1950; его же, Ватикан и каточицизм в конце XIX — начале XX в., М., 1958; его же, Папство, М., 1961; Kiefl F. X., Kathilische Weltanschauung unci modernes Denken, 3 Aufl., Regensburg, 1922; Die Religion in Geschichte und Gegenwart, Hrsg. von K- Galling, 2 Aufl., Bd 3, Tubingen, 1959; A 1 g e r m i s s e n K., Konfessionskunde..., 4 Aufl., Hannover, 1930; Steck K. G., К. высказал мысль, что политич. развитие определяется экономич. состоянием общества. Первопричиной экономия, развития он считал распространение технич. и науч. знаний. Согласно этому принципу он посвятил себя гл. обр. науч. публицистике и преподаванию, хотя во время Миланского восстания против австрийского ига в марте 1848 принял непосредств. участие в освободит, движении. Крупных работ К. не оставил. Его многочисл. статьи и др. произведения собраны в сборниках «Философские сочинения» («Scrit-ti filosofici», v. 1—2, 1926); «Экономические сочинения» («Scritti economici», v. 1—3, 1956), «Сочинения по литературной критике» («Scritti litterari», v. 1—2, 1948). С о ч.: Opere edite ed inedite, raccolte da Ag. Bertani, v. 1 — 7, Firenze, 1881—92; Scritti filosofici, letterari evari, Firenze, [1957]. Лит.: Cantoni G., 11 sistema filosofico di Carlo Cat КАУЗАЛЬНАЯ ИМПЛИКАЦИЯ (лат. causalis, от causa — причина) — вид импликации, введенный для отражения каузальной (причинной) связи, выражаемой в условных высказываниях. При рассмотрении условного высказывания часто приходится принимать во внимание связь по смыслу между его антецедентом и консеквентом (см. Консеквент и антецедент), к-рая во мн. случаях выражает причинную зависимость. Поэтому формализация каузальной связи, подразумеваемой в условном высказывании, является в какой-то мере и формализацией связи по смыслу. Один из способов формализации каузальной связи (предложенный Вёрксом) состоит в присоединении к предикатов исчислению аксиом, определяющих новую логич. операцию — К. и. В получающемся т. о. исчислении каузальной импликации справедлива формула (А±В) г> (А з В), но не справедлива формула {А зз В) гз (A LB) (знак 1 означает К. и., а знак гэ — материальную импликацию); это значит, что из истинности нек-рого условного высказывания, в к-ром союз «если..., то» понимается в смысле К. и., следует истинность высказывания, в к-ром этот союз понимается в смысле материальной импликации,обратное же не имеет места; из истинности высказывания с материальной импли- 480 КАУЗАЛЬНОСТЬ— КАУТСКИЙ нацией не следует истинность высказывания, в к-ром материальная импликация заменена каузальной. Кроме того, в исчислении К. и. справедлива формула (А~г,В) гэ (А±В), но не справедлива формула (А±В) Z) (А^В) (знак -^ означает строгую импликацию К. И. Льюиса), т. е. из высказывания со строгой импликацией Льюиса следует высказывание с К. и., но из высказывания, содержащего К. и., не следует высказывание, в к-ром К. и. заменена строгой импликацией Льюиса. В исчислении К. и. можно выразить каузальные модальности (каузальные возможность, невозможность, необходимость), аналогичные соот-ветств. логич. модальностям. В нем имеют место т. н. парадоксы К. и.: из каузально невозможного высказывания каузально следует любое высказывание, а каузально необходимое высказывание каузально следует из любого высказывания. Парадоксы К. и., аналогичные парадоксам материальной импликации и парадоксам строгой импликации Льюиса, показывают, что понятие К. и. не полностью отражает причинную связь, выражаемую в условных предложениях естеств. языка. Другим направлением в формализации каузальной связи является теория высказываний, выражающих законы (см. Помологические высказывания). Анализ причинных связей в логике осуществляется также в связи с рассмотрением контрфактических предложений. Лит.: Б1 в ы р е в В. С, К вопросу о каузальной импликации, в сб. ст.: Логические исследования, М., 1959, с. 139— 158; Л а х у т и Д. Г., Ф и н н В. К., Реферат статьи В. С. Швы-реиа. К вопросу о каузальной импликации, «Математика», 1959, № 11, с. 24—25, реф. № 10768; Burks A., The logic of causal propositions, «Mind», 1951, v. 60, p. 363—82; Goodman N., Fact, fiction and forecast, L., 1954; R e i с h e n-bach H., Elements of symbolic logie, N. Y., 1956, ch. 8. В. Донченко. Москва. КАУЗАЛЬНОСТЬ — см. Причинность. КАУТСКИЙ (Kautsky), Карл (16 окт. 1854—17 окт. 1938) — один из теоретиков герм, с.-д-тии и 2-го Интернационала, идеолог центризма, ренегат рабочего революц. движения. Для идейного развития К. характерна эволюция от домарксистских взглядов к марксизму и от него к центризму, оппортунизму и ренегатству. В 1874 в Вене К. примкнул к с.-д-тии, разделяя лассальянские и анархич. взгляды. В этот период он был сторонником позитивизма. В 1880 под влиянием теории Мальтуса, опубликовал работу «Влияние роста населения на прогресс общества» («Der Einfluss der Volksvermehrung auf den Fortschritt der Gesell-schaft»). В 1881 К. познакомился с Марксом и Энгельсом и под их влиянием начал переходить к марксизму. Однако К. допускал колебания в сторону оппортунизма и, несмотря на критику и помощь со стороны Маркса и Энгельса, до конца последоват. марксистом не стал, хотя, в отличие от Бернштейна, принадлежал к т. н. «ортодоксам». Неоднократно критикуя К. за эклектизм и софистику, Энгельс писал в 1881, что К. «... педант и схоласт, который, вместо того, чтобы распутывать сложные вопросы, запутывает простые» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 27, 1935, с. 150). В 1883 К. основал теоретич. орган герм, с.-д-тии «Die neue Zeit». Энгельс резко критиковал К. как редактора за допущенные им извращения марксизма. В 80—90-х гг. К. написал ряд работ, к-рые сыграли положит, роль в пропаганде идей марксизма: «Экономическое учение Карла Маркса» (1887, рус. пер. 1956), в к-рой дано популярное изложение «Капитала» Маркса (гл. обр. 1-го т.), «Аграрный вопрос» (1899, рус. пер. 1900) и нек-рые др. В комментариях к теоретич. части «Эрфуртской программы» (1892, рус. пер. 1959) К. популярно изложил важнейшие теоретич. положения марксизма. К. отмежевался от сторонников государственного социализма, подчеркивал неизбежность замены капита-листич. произ-ва социалистическим, однако отступал от марксизма в определении путей завоевания власти пролетариатом. Он утверждал, будто «политическая борьба есть лишь особая... наиболее решительная форма экономической борьбы»(указ соч.,с. 202). Основное средство социальной революции К. видел в парламентской борьбе. Энгельс подверг резкой критике оппортунистические ошибки, допущенные К. при составлении «Эрфуртской программы» (см. «К критике проекта социал-демократической программы 1891 г.», в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 2, 1936, с. 101 —16). Отсутствие в программе пункта о диктатуре пролетариата и требования республики для Германии не было случайным: в работе «Парламентаризм, народное законодательство и социальная демократия» («Der Parlamentarismus, die Volksgesetzgebung und die Sozi-aldemokratie», 1893; рус. uep. 1905) К. выступил в защиту парламентаризма. В этот период, а также позже, К. написал ряд историч. работ: «Томас Мор и его Утопия» (1887, рус. пер. 1905), «Предшественники новейшего социализма» (Bd 1—2, [1895], рус. пер., т. 1—2, [1924]—1925) и др. «Мы знаем из многих работ Каутского,—писал Ленин,— что он умел быть марксистским историком, что такие работы его останутся прочным достоянием пролетариата, несмотря на позднейшее ренегатство» (Соч., т. 28, с. 246). В 1905—10 К. издал рукопись Маркса «Теории прибавочной стоимости» (4т. «Капитала»). (Это издание сыграло положит, роль, но было во многих отношениях неудовлетворительным). К. принял участие в борьбе против нем. оппортунизма. Однако, критикуя ревизиониста Бернштейна, он проявлял колебания и непоследовательность [«К критике теории и практики марксизма» („Антибершнтейн"), 1899, рус. пер. 1905]. К. обошел коренной вопрос марксизма, учение о диктатуре пролетариата. Это была «пе полемика против Бернштейна, а в сущности уступка ему, сдача позиций оппортунизму...» (Ленин В. И., Соч., т. 25, с. 450). Уклон к оппортунизму, выражавшийся в си-стематич. замалчивании, затушевывании марксистского учения о диктатуре пролетариата, в дальнейшем преобладал в деятельности К. и привел его в годы 1-й мировой войны к открытой измене марксизму. В нач. 900-х гг. К. поддерживал меньшевиков в их борьбе против большевиков, замалчивал ленинскую критику махизма. Однако накануне рус. революции 1905—07 и во время ее он несколько полевел и выступил с рядом положений в духе революц. с.-д-тии. Так, в статье «Славяне и революция», опубликованной в 1902 в революц. «Искре», К. предвидел передвижение революц. центра в Россию. Высоко оценивая эту работу К., Ленин в 1921 писал: «... в давно-давно прошедшие времена, когда Каутский был еще марксистом, а не ренегатом, он, подходя к вопросу, как историк, предвидел возможность наступления такой ситуации, при которой революционность русского пролетариата станет образцом для Западной Европы» (там же, т. 31, с. 6—7). Брошюра К. «Движущие силы и перспективы русской революции» (1906—07, рус. пер. 1907) расходилась с меньшевистской оценкой характера и движущих сил революции. В то же время он выступал против большевистской тактики вооруженного восстания. В книге «Этика и материалистическое понимание истории» (1906, рус. пер. 1922) К. популяризировал положения исторического материа- КАУТСКИЙ 481 лизма, показывал материальную обусловленность морально допускал отступления от историч. материализ-мав сторону социал-дарвинизма. Историч. материализм нередко подменялся у К. идеалистич. теорией факторов, а марксистское учение о классовой борьбе превращалось в разновидность дарвинизма. В 1909 в брошюре «Путь к власти» (рус. пер. 1959) К. изложил ряд вопросов науч. социализма. Указывая на приближение мировой войны, он призывал объединить выступления пролетариата в единые действия для завоевания политич. власти. Вопреки утверждению Бернштей-на, писал К., происходит не реформистское мирное врастание капитализма в социализм, а обострение классовой борьбы. Путь к власти, писал К., это путь классовой борьбы и пролетарской революции. Но в противоречии с этим и всей исторической обстановкой К. выдвигал на первый план мирные формы классовой борьбы, полностью обходил вопрос о вооруженном восстании пролетариата, а также о сломе буржуазной государственной машины. Он отступал от марксизма и в вопросе о союзниках пролетариата, утверждая, что поддержка пролетариата мелкой буржуазией, в частности мелким крестьянством, хотя абстрактно возможна, но мало вероятна. В нац.-колониальном вопросе К. сбивался на бурж. понимание вопроса о нац. самоопределении, не связывал нац. вопрос с вопросом об освобождении колоний. «Из суммы этих обходов вопроса, умолчаний, уклончивостей и получился неизбежно... полный переход к оппортунизму...» (Л е н и н В. И., Соч., т. 25, с. 453). В результате разрыв между словом и делом, центристские тенденции (примиренческое отношение к бернштейнианскому ревизионизму, меньшевикам и др.) привели К. к созданию группы «центра» (1910). Будучи гл. идеологом центризма, К. на словах выступал за марксизм, а на деле изменял ему, приспосабливался к открытым оппортунистам и выступал против левых с. д-тов в Германии. В годы 1-й мировой войны К. открыто порвал с марксизмом и перешел, по существу, на позиции социал-шовинизма. Он выдвинул антимарксистскую теорию ультраимпериализма. Под империализмом К. понимал лишь особый вид политики высокоразвитого промышленного капитала, стремившегося к подчинению аграрных областей. Путем слияния международных картелей и трестов в один сверхтрест мож-но> по К., примирить интересы капиталистов различных стран и устранить тем самым анархию произ-иа и войны. К. отрывал экономику от политики и игнорировал закон неравномерности развития капиталистич. стран в эпоху империализма. Реакц. сущность теории ультраимпериализма Ленин разоблачил в работах «Крах II Интернационала» (1915), «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1916, изд. 1917) и др. После Октябрьской социалистич. революции К. выступил с клеветой против нее и диктатуры пролетариата, защищал «чистую», т. е. бурж. демократию и парламентаризм («Диктатура пролетариата» — «Die Diktatur des Proletariats», 1918). Взгляды К. были подвергнуты резкой критике Лениным («Пролетарская революция и ренегат Каутский»). Антимарксистские взгляды К. наиболее ярко проявились в работе «Материалистическое понимание истории» («Die materialistische Geschichtsauffassung», Bd 1—2, 1927—29; рус. пер., 2 т., 1931). В этой энциклопедии оппортунизма К. специфически социальное растворяет в биологическом. Биологизируя обществ, процесс, он подводит филос. основу для ревизии марксизма вообще, учения о классах и гос-ве в частности. Гос-во, по К., возникает не в рез5*льтате появления антагонистич. классов, а внешнего насилия, покорения воинств, кочевниками мирных земледельцев. К. различает, с одной стороны, гос-во в узком смысле слова. как отношение классового господства и, с другой — гос-во в широком смысле — гос. аппарат, гос. машину. Классовым и историческим он признает лишь первое, второе же считает присущим всем формациям, всякому человеч. общежитию. Возникновение гос-ва, по К., не есть создание нового, особого аппарата принуждения, т. к. он, как и право, существовал еще задолго до возникновения классового господства, был присущ человеч. обществу с самого его зарождения. И лишь в руках народа-победителя этот спец. аппарат власти приобретает характер гос-ва в узком смысле. Право и органы власти, по К., не созданы господствующим классом, поэтому они сами по себе не носят классового характера. Господствующий класс, овладевая аппаратом власти, лишь использует его для своих классовых целей. Исходя из этого, К. считал, что и в будущем гос-во по существу останется, ибо отомрут лишь его классовые функции. Эта теория использовалась К. для доказательства надклассового характера гос. аппарата и борьбы с марксистско-ленинским учением о сломе бурж. гос. машины. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |